Темы для разговора с ребенком. Обсуждение сложных взаимоотношений со сверстниками. Книжка, идеальная для этого возраста

Общение необходимо любому ребёнку, оно напрямую влияет на его развитие. Но как и о чём можно разговаривать с детьми? Выясним это.

Как разговаривать?

О чём говорить с маленьким ребёнком? Предлагаем безобидные и порой банальные, но довольно интересные темы:

  1. Погода. Да, это может звучать банально, но обсуждение погоды с маленьким ребёнком может быть довольно интересным. Для начала попросите малыша описать погоду и высказать своё мнение, а затем разъясните некоторые моменты. Расскажите, что солнышко выходит сутра, светит и греет. Если идёт дождик, расскажите, откуда он берётся и почему появляется. Если под ногами лужи, расскажите, что скоро они высохнут. Пусть ребёнок принимает активное участие в обсуждении.
  2. Окружающий мир или «Что вижу, то и говорю». На прогулке можно обсуждать самые разнообразные вещи, которые попадают в поле вашего зрения. Так, если вы увидите деревья, расскажите, как они растут. Просите малыша рассказать то, что он знает. Спрашивайте его, что он думает о предметах, которые видит. В итоге у вас может получиться интересное и живое обсуждение.
  3. Спросите чадо, как прошёл его день. Пусть он опишет все события и выскажет своё мнение, поделится своими эмоциями, спросит то, что ему было непонятно. Вы тоже можете высказать своё мнение, разъяснить некоторые моменты, дать малышу совет.
  4. Обсудите какой-нибудь мультфильм, сказку или книгу. Если малыш недавно смотрел или читал что-то, обсудите это. Распределите героев на категории (добрые и злые), оцените их поступки. Попросите малыша высказать своё мнение по поводу того или иного персонажа и его действий. Также можно спросить ребёнка, как он бы поступил на месте главного героя. Расскажите, как поступили бы в этом случае вы.
  5. Если ребёнок совершил какой-то поступок, обсудите его.
  6. Можно поговорить с чадом о профессиях. Спросите малыша, какие профессии он знает, выясните, что именно известно о них. Расскажите о профессиях, которые ребёнку неизвестны и выскажите своё мнение. Обсудите каждую профессию и непременно выясните, кем бы хотел стать ребёнок и почему. Поделитесь с малышом своими детскими мечтами, поведайте о своей реальной профессии и расскажите, почему вы выбрали её.

Тем для разговора с ребёнком на самом деле много. Больше общайтесь со своим чадом, чтобы выяснить, какие из них ему интересны. Просите кроху предлагать темы самостоятельно.

Детские вопросы

Как отвечать на вопросы детей? Вот самые распространённые и порой «неудобные»:

  • Почему мальчики и девочки разные? Объясните чаду, что различие между мальчиками и девочками задумано природой и необходимо для продолжения рода, создания семьи, рождения детей. Расскажите, что мужчины выполняют одни функции, а женщины – совсем другие.
  • Откуда я взялся, как появляются дети? Многие в ответ на такой распространённый вопрос (его задаёт практически каждый ребёнок) начинают придумывать истории про капусту или аиста. Маленький ребёнок может в это поверить, но ведь тайное в итоге всё равно станет явным. Так что малышу постарше можно рассказать о том, что мужчина и женщина встречаются, влюбляются, и у них появляется ребёнок.
  • Что такое любовь? Скажите, что это чувство, которое заставляет людей быть вместе. В качестве примера можно рассказать о любви родителей к детям или о взаимной любви жены и мужа.
  • Если подросток задаёт вопросы о сексе, значит, он интересуется этой темой и всё равно узнает подробности. Поэтому будет лучше, если обо всём чаду расскажете вы. Приобретите книгу с картинками и, используя общепринятые названия, расскажите, что и зачем нужно. Если ребёнку 12-14 лет, расскажите о контрацепции и об угрожающих опасностях.
  • Я красивый (ая)? Скажите, что все люди разные и все по-своему красивы. Отметьте, что вы считаете, что ваш малыш очень красив. И есть и другие люди, которые считают так же. Но некоторые имеют другое мнение, и это нормально.

Табу

Теперь о том, чего в разговоре с ребёнком делать нельзя:

  • Никогда не просите ребёнка, чтобы он больше не задавал глупых вопросов. Вы убьёте всё детское живое любопытство.
  • Не сравнивайте малыша с другими, это может привести к снижению его самооценки.
  • Не ведите беседы в негативном ключе, это может сделать чадо пессимистом.
  • Не перебивайте ребёнка, всегда дослушивайте его до конца.
  • Никогда не говорите: «Ты этого не понимаешь (не поймёшь)». Вместо этого объясняйте доступным языком и так, чтобы малыши понял.

Как можно больше общайтесь с ребёнком, и он будет развиваться!

Можно воспринимать не только как развлечение, но и использовать в обучающих целях. Детям можно предложить несколько тем для обсуждения, которые помогут им лучше познать мир.

ТРАНСПОРТ

На улице есть прекрасная возможность познакомить ребёнка с такой неотъемлемой частью нашей жизни, как транспорт. Обратите внимание малыша на самые различные виды частного и общественного транспорта: легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи… Так вы сможете выделить основные виды транспортных средств. Теперь задайте ребёнку вопрос: какого цвета все эти машины? Можно также озвучить несколько основных марок автомобилей, назвать их основные составляющие (колёса, двери, лобовое стекло, багажник, капот, руль, сиденье и пр.)

После такого общего описательного экскурса перейдите к назначению каждого вида транспорта, объясните, к примеру, различие между автобусом и такси, пассажирскими и грузовыми перевозками и т.п. Порассуждайте вместе о том, куда можно доехать на машине, автобусе, троллейбусе: к бабушке, в парк, в садик, в цирк…

В познавательных целях можно вкратце рассказать и о других видах транспорта, не таких наглядных, как вышеперечисленные: метро, поезд, самолёт, пароход.

О ЧИСТОТЕ и МУСОРЕ

В процессе прогулки обратите внимание малыша, насколько чисто на улице, нет ли там мусора. При этом расскажите о том, как важно соблюдать чистоту, а всё ненужное (бумажки, обёртки, баночки и бутылки) необходимо выбрасывать в урну или мусорный бак. Если же урн нигде нет, то лучше оставить мусор у себя (например, в пакетике) и выбросить его уже дома.

Ребёнок также будет более внимательно относиться к проблемам чистоты, если показать и рассказать ему о том, как именно поддерживается чистота в городе. Поведайте ему о дворниках, поливочных и уборочных машинах, объясните, как работает каждый из них, в чём заключается их назначение. Это сформирует в ребёнке уважение к чужому труду.

ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ

Прогулка по городу – хороший способ знакомства с городской фауной. Конечно, в городской среде она весьма ограничена, но что есть, то есть. Важно, чтобы ребёнок не только узнал о самих животных, но и привык к ним – особенно к собакам, которых нередко боятся дети .

Опишите цвет и размер замеченных вами особей, уточните, чем они питаются, как называются их детёныши и т.д. Обязательно обратите внимание малыша на то, что бывают не только домашние, но и бездомные кошки и собаки. Также изучите вместе птиц: как они называются, какие звуки произносят, где живут.

НА ДЕТСКОЙ ПЛОЩАДКЕ

Для начала объясните, что такое детская площадка и для чего она предназначена. Акцентируйте внимание на том, что площадка общая и играют тут самые разные дети. Назовите всё, что на неё присутствует: качели, горка, песочница и т.д. Всем этим нужно пользоваться сообща, не ссорясь и не ругаясь – каждый присутствующий ребёнок имеет равные права на пользование этих предметов. Тем самым вы объясните малышу азы мирного взаимодействия с людьми и предупреждения конфликтов.

Расскажите о том, что можно брать с собой для игры на площадке: лопатку, ведёрко, игрушки (машину, куклу и т.п.), что очень хорошо делиться с другими детками своими игрушками. А ещё лучше – играть вместе, в том числе и в подвижные игры: «Прятки», «Догонялки» и т.д.

МАГАЗИНЫ

Часто мамам приходится ходить по магазинам вместе с ребёнком, что также можно обернуть на пользу. Спросите малыша, в какой магазин вы пришли, что именно здесь продают? Как называются магазины, в которых продают другие виды товаров (продуктовый, мебельный и др.)? Назовите всё, что видите вокруг: витрину, прилавок, кассовый аппарат. Также расскажите о том, что в магазине работают продавцы, а тех, кто покупает товары, называют покупателями.

ВРЕМЯ ГОДА

Порассуждайте о том, что происходит осенью, как меняется природа. Расскажите о листопаде, о том, какого цвета теперь листья на деревьях (можно собрать даже небольшую коллекцию для гербария). Спросите ребёнка, какой стала погода: что изменилось по сравнению с летом? Какую одежду и обувь надо носить осенью и почему? Каково значение осени в жизни людей и природы в целом? (сбор урожая, подготовка к зиме и др.)

В общем, разговаривайте, общайтесь, обучайте, только без фанатизма. Не стоит превращать приятную прогулку в лекцию: всё должно быть интересно, легко и непринуждённо.

Оксана Банникова
О чем говорить с ребенком 4–5 лет. Консультация для родителей

О ЧЕМ ГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ !

В 4-5 лет с ребенком можно и нужно говорить на любые темы ; детки уже способны анализировать ситуацию и имеют свое собственное мнение на любой счет! Особо разговорчивые комментируют все , что видят, а молчуны просто наблюдают за тем, что происходит в окружающем мире. Но и те, и другие, делятся своими эмоциями и переживаниями с самыми близкими и родными людьми - мамой и папой!

Вы являетесь тем человеком, которому ребенок доверяет безоговорочно . Все, что Вы произносите, ребенок воспринимает как истину! Тщательно следите за тем, что Вы говорите . Именно от Вас зависит то, каким этот мир будет в глазах Вашего малыша.

Ответ на вопрос, о чем можно говорить с ребенком , очень прост-обо всем! Но очень важно, чтоб ответы на детские вопросы содержали необходимый минимум информации.

Обязательно помогайте Вашему ребенку общаться с близкими людьми. Не забывайте разговаривать с ребенком о том , что ему интересно.

Основные правила разговора :

*важен визуальный контакт. Чтоб ребенок понимал , что Вы именно к нему обращаетесь. Так же визуальный контакт помогает завоевать доверие.

*при желании можно визуальный контакт закрепить тактильным. Для этого возьмите чадо за руку или посадите к себе на колени.

*при серьезном разговоре (за плохой поступок, например) контролируйте себя и свои эмоции, не нервничайте.

Ваша гневная тирада может вызвать у ребенка страх и нежелание с вами разговаривать.

*если чадо не желает разговаривать из-за плохого настроения или интересной игры, не стоит настаивать. Подождите более удобный момент и вновь заведите беседу.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Чем заняться с ребенком летом?» Впереди целых 3 летних месяца, наполненных теплом, солнечным светом, душистыми цветами, ароматами леса и луга, спелых ягод и фруктов, брызгами.

Консультация для родителей «Отдых с ребенком летом» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Отдых с ребенком летом" Лето прекрасное время года. Долгожданный отдых - это заслуженная награда за долгие дни.

Консультация для родителей «Правила общения с ребенком» Правила общения с ребенком Когда ребенок обращается к вам, всегда поворачивайтесь к нему всем туловищем, наклоняйтесь, заглядывайте в глаза.

Консультация для родителей детей 2–3 лет «Учим детей говорить правильно» Консультация для родителейУчимся говорить правильно Для того чтобы ребёнок успешно и с интересом учился в школе, он должен уметь и знать.

Консультация для родителей «Как научить ребенка говорить красиво» Воспитатель: Дорман Елена Александровна. Не нервничайте, если ребенок говорит неправильно. Идет естественный и активный процесс.

Консультация для родителей «Учим с ребенком стихи» Заучивание стихов наизусть развивает память, речь, воображение, мышление, чувство прекрасного, помогает найти внутреннюю гармонию, повышает.

Когда ребенок подходит к взрослым с просьбой с ним поиграть,мы не редко слышем от взрослых фразу:"Иди поиграй сам. "И ребенок идет ищет.

Работающие мамы, как ни странно, лучше строят диалоги со своими детьми – потому что цейтнот организует человека, а у них есть всего несколько минут перед сном, за которые надо успеть очень много сказать и услышать. Юлия Сонина и логопед Наталия Перель – о том, как и о чем говорить с ребенком

У Чехова есть рассказ на тему общения с ребенком. Называется «Дома». Про прокурора окружного суда и его семилетнего сына Сережу. Как-то вечером, когда прокурор приходит с работы, гувернантка ему рассказывает, что Сережа лазил в отцовский стол, брал табак и курил. В воспитательных целях прокурор долго всеми способами пытается донести до сына, как это плохо для здоровья, какие могут быть последствия от лазанья в чужой стол и что такое собственность – все впустую. Заканчивается дело тем, что прокурор рассказывает сыну сказку про царевича, который курил-курил и умер от чахотки. И этим пронимает сына. Потрясенный Сережа обещает больше не курить.

Подход к человеку всегда можно найти – было бы желание. Как правило, ребенок открыт для общения. У него в запасе всегда есть анекдот про француза, немца и русского, которые летят в самолете. Этот бесконечный, как «Сага о Форсайтах», анекдот он может пересказывать сколько угодно раз, не меняя в нем ни единого слова. Пока мама вечером не отправит его к папе, спровоцировав спор на тему, кто сильнее устал – папа на работе или мама – сначала тоже на работе­, а потом весь вечер один на один с ребенком, французом, немцем и русским. Как бы ни утомляла родителей эта болтовня, ребенка­ нельзя выключить. К его щебету нужно привыкнуть, в идеале – научиться получать от него удовольствие. Не только детям, людям в принципе важно уметь разговаривать – выражать свои мысли и чувства. Причем чувства даже важнее. Возможно, в этом секрет семейного счастья.

Фотография Getty Images

Отдельная история – дети-интроверты. В этом нет ничего плохого. Просто с таким ребенком будет труднее. Никогда не знаешь, что у него на душе. Доволен он? Недоволен? И если не доволен, то чем? Не легче приходится родителям-интровертам, которым сложно разговаривать с детьми. Время от времени на родительских форумах появляются посты вроде: «Мне логопед сказал, что с ребенком нужно разговаривать, а я не могу. Я вообще не очень разговорчивая». Тут надо суметь через себя переступить. Особенно, если ребенок не ходит в детский сад. Домашнее воспитание подразу­мевает, что ребенок познает мир через маму, бабушку или няню, которая с ним сидит. Это большая ответственность, и следует понимать, что с ребенком нужно говорить, и много. Речь – это высшая психофункция. Наш мир устроен так, что мы общаемся с помощью языка – формулируем мысли, передаем эмоции. А это не так просто, как кажется на первый взгляд.

Не дрессируйте

Разговаривая с ребенком, не нужно разыгрывать из себя учителя с большой буквы. Наступите на горло своей педагогической песне. Ребенок – такая же личность, как и вы. Только у него меньше жизненного опыта. И в этом большой плюс. Ни один взрослый человек не будет вас слушать с таким вниманием. Так что постарайтесь быть интересным собеседником.

Дайте пример

Взрослый человек иногда не может выразить, что он чувствует, а ребенку сделать это в миллион раз сложнее. Так что ваш вопрос «ты что, не мог сказать?» – риторический. Не мог. Ребенка нужно учить говорить. В три года он вряд ли сможет сам выяснить, где в кафе туалет или спросить у продавщицы в ларьке, сколько стоит мороженое. Ему нужно дать готовую речевую модель и возможность, если что, спрятаться за вашу красивую юбку: «Подойди и скажи: “Сколько у вас стоит эскимо?” Или, хочешь, в этот раз спрошу я, а ты посмотришь – и спросишь в следующий?» Главное, не давить, оставить пути отступления.

Найдите тему

Как ни странно, вопросы из серии «Какое на завтра домашнее задание?» или «Где ты испачкал куртку?» не очень располагают к беседе. Есть список более дружественных тем:

  • Как прошел день?
  • Что было интересного?
  • Что делали на перемене?
  • Чем кормили на завтрак?
  • Во что играли? Научишь? Объясни правила.
  • С кем ты подружился?

Фотография Getty Images

Помолчите

У ребенка есть право на молчание. Его нужно уважать.

Развлекайтесь вместе

Очень сближают общие впечатления от похода на футбол, к зубному врачу или в гости к бабушке. Речевые конструкции типа «А ты помнишь, как...» и «А ты видел, как она...» помогают наладить контакт даже с посторонними людьми.

Cоздайте ритуал

Совсем не обязательно разговаривать с ребенком 24 часа в сутки с перерывом на сон и еду. Выматывает именно размазанное действие. В целях сохранения энергии отведите для задушевных разговоров определенное время и место. Например, 15 минут по дороге в детский сад или школу. Или полчаса в детской перед сном. Каждый день, с выключенным телефоном. Можно еще по голове его погладить.

Не копируйте его сленг

В отличие от маленьких детей, которые видят во взрослых образец для подражания, подростки хотят дифференцироваться от нас. Не надо пытаться говорить на их языке и играть в подружки. Это будет расценено как захват территории.

Играем драму

Общаясь с детьми, мы часто используем метод, который в психологии называется «монодрамой». Когда ребенок выбирает себе игрушку, которая будет в игре «им», а папа или мама с помощью других игрушек исполняют все остальные роли. Можно просто играть во что угодно. Можно разыгрывать разные поучительные ситуации. Например, «Как я отнял машинку у Саши и почему так не надо делать».

Тутта Ларсен, теле- и радиоведущая, сын Лука (9 лет), дочь Марфа (5 лет)

Я мало бываю дома, но когда я с детьми, то принадлежу им по полной. Если они что-то говорят, я слушаю. Полноценные разговоры пока получа­ются только с Лукой. Марфе достаточно прочитать на ночь сказку и поцеловать, а у Луки вопросы. Он хочет диалога. Обычно мы с ним общаемся, пока он принимает ванну перед сном. Это хорошее время и обстановка, когда можно поговорить о важном без суеты. То есть разговор начина­ет­ся­ как бы ни о чем, а потом оказывается, что он о важном. Недавно так возникла тема секса. У нашей собаки началась течка, и сын волновался, что она умирает. Я ему все объяснила. Он подумал пару дней и задал следующий вопрос: «А у людей так бывает?» Я сказала: «Да, если женщина не беременная». Еще через пару дней он спросил, зачем люди делают так-то и так-то. И когда я сказала, что это называется секс и люди им занимаются, чтобы у них рождались дети, сын припомнил мои же слова. Когда он был маленький, я говорила, что дети рождаются от поцелуев. А что я должна была сказать четырехлетнему ребенку? Новая версия ему не понравилась. Он сказал: «Фу! Гадость! Никогда не буду этим заниматься». Нет так нет. Вырастет и поймет, что секс – не гадость, а радость. Потом уехал на дачу, где, как обычно, играл и катался на велосипеде со своим другом и ровесником Даней. А когда вернулся домой, спросил: «Мама, а бывает секс с двумя женщинами?»

Фотография Getty Images

Ксения Кесоян, сыновья Лева (13 лет), Давид (6 лет)

Когда Лева был маленький, он любой диалог начинал словами: «Давай я тебе смешное расскажу». Потом следовал рассказ о чем угодно, но обязательно, чтобы в конце все смеялись. Собственно, он об этом сразу предупреждал. И мы умилялись и хвалили: «Молодец какой – такая смешная история! Ахаха». Если сегодня я задам Леве вопрос «как дела в школе?», то, скорее всего, услышу в ответ «нормально». Чем больше вопросов на тему учебы, тем более формальным и жестким становится разговор. Когда мне хочется полноценного общения, я могу намекнуть: «Вот в одном блоге составили топ лучших рок-баллад всех времен и народов, и там, представляешь, вообще нет ни одной композиции Led Zeppelin». И следующий час-полтора мы будем оживленно болтать. Причем говорить будет Лева, а я буду заниматься тем, что на языке фанатов «Теории большого взрыва» называется «эмпатическое слушание». Чтобы разговорить младшего Давида, нужно спросить «Как думаешь, умеет ли Кирилл крафтить торт?» и потом долго слушать, что они ели в детском саду, кто заболел, кто новенький. И, главное, я пойму, что все нормально – они довольны жизнью.

Я расскажу тебе сказку

Сторителлинг (storytelling) – это театральный жанр, буквально «рассказывание историй». Вообще-то это гораздо сложнее, чем читать вслух книгу, но и гораздо интереснее. Особенно, если рассказчик делает это неформально и адресно, вовлекая в процесс слушателей. Попробуйте так: Вы сочиняете сказку до какого-то момента, ребенок повторяет за вами последнюю фразу и сам продолжает дальше. «И вот пошел Ваня куда глаза глядят». Этим можно за­ниматься всей семьей – например, когда сидите в машине в страшной пробке. Все лучше, чем ругаться.

Анна Ильина, дочь Соня (5 лет)

В нашей семье последние лет 200 рождаются только девочки и только разговорчивые. Это не проблема. Это традиция. Несколько поколений родителей пытались нейтрализовать эту болтливость или хотя бы обернуть ее себе на пользу. Пока я что-то говорила, все равно что, лишь бы был звук, моя мама могла спокойно заниматься домашними делами. Все шкоды – перевернутые чайники и разбитые вазы – я совершала в тишине. Поэтому маму мое звучание устраивало. А на случай, когда нужно было меня оперативно заткнуть на несколько минут, чтобы позвонить, например, по телефону, мама пользовалась простым приемом. Она усаживала меня на табурет и велела сложить «губки бантиком» и сидеть так минуту. Потому что тогда у меня когда-нибудь образуется красивый рот. Вырос рот как рот, но прием хороший – я его уже проверила на своей дочери.

Фотография Getty Images

Оксана Иоффе, дочь Ирина (9 лет), сын Андрей (5 лет)

Я заметила, что моим детям нравится слушать истории о себе. Тему «какой я был маленький» особенно любит сын. «Как ты узнала, что я у тебя буду? Что ты сказала, когда меня первый раз увидела? Как ты поняла, что я твой сын, а не чей-то чужой?» Мы часто беседуем на эту тему, и я заметила, что тут очень важно придерживаться «канонического» текста. Поскольку де­тали рассказа, многократно повторенные, он запоминает буквально и любые отклонения воспринимает болезненно. Его это как будто нервирует, вносит хаос в раз и навсегда отстроенную картину мира. Есть еще тема «какая ты была маленькая?». Совре­менные дети, даже самые продвинутые, по моему наблюдению, плохо ориентируются во времени. Для них что 1985-й, что 1895-й – это примерно одно и то же. Бесконечное далеко. И рассказы очевидцев из тех доисторических времен дети слушают затаив дыхание. Задают много вопросов, изумляются, долго вспоминают какие-то детали. Я как-то рассказала, что в моем раннем детстве на рынок приезжали колхозники на те­легах, и очень всех удивила. Мои современные дети не верят даже в теоретическую возможность такого – лошади на улицах. Зато для них нормально спросить: «Какая была твоя любимая компьютерная игра?», «Какая у тебя была игровая консоль», «Какой был твой любимый аркадный игровой автомат?» И ужаснуться, услышав, что у меня не было даже видеомагнитофона и в будний день мультик можно было посмотреть только в передаче «Спокойной ночи, малыши».

Консультация для родителей

« О чем можно поговорить с ребенком на прогулке»

Прогулку с ребёнком можно воспринимать не только как развлечение, но и использовать в обучающих целях. Детям можно предложить несколько тем для обсуждения, которые помогут им лучше познать мир.

ТРАНСПОРТ

На улице есть прекрасная возможность познакомить ребёнка с такой неотъемлемой частью нашей жизни, как транспорт. Обратите внимание малыша на самые различные виды частного и общественного транспорта: легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи… Так вы сможете выделить основные виды транспортных средств. Теперь задайте ребёнку вопрос: какого цвета все эти машины? Можно также озвучить несколько основных марок автомобилей, назвать их основные составляющие (колёса, двери, лобовое стекло, багажник, капот, руль, сиденье и пр.)

После такого общего описательного экскурса перейдите к назначению каждого вида транспорта, объясните, к примеру, различие между автобусом и такси, пассажирскими и грузовыми перевозками и т.п. Порассуждайте вместе о том, куда можно доехать на машине, автобусе, троллейбусе: к бабушке, в парк, в садик, в цирк…

В познавательных целях можно вкратце рассказать и о других видах транспорта, не таких наглядных, как вышеперечисленные: метро, поезд, самолёт, пароход.

О ЧИСТОТЕ и МУСОРЕ

В процессе прогулки обратите внимание малыша, насколько чисто на улице, нет ли там мусора. При этом расскажите о том, как важно соблюдать чистоту, а всё ненужное (бумажки, обёртки, баночки и бутылки) необходимо выбрасывать в урну или мусорный бак. Если же урн нигде нет, то лучше оставить мусор у себя (например, в пакетике) и выбросить его уже дома.

Ребёнок также будет более внимательно относиться к проблемам чистоты, если показать и рассказать ему о том, как именно поддерживается чистота в городе. Поведайте ему о дворниках, поливочных и уборочных машинах, объясните , как работает каждый из них, в чём заключается их назначение. Это сформирует в ребёнке уважение к чужому труду.

ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ

Прогулка по городу – хороший способ знакомства с городской фауной. Конечно, в городской среде она весьма ограничена, но что есть, то есть. Важно, чтобы ребёнок не только узнал о самих животных, но и привык к ним – особенно к собакам, которых нередко боятся дети .

Опишите цвет и размер замеченных вами особей, уточните, чем они питаются, как называются их детёныши и т.д. Обязательно обратите внимание малыша на то, что бывают не только домашние, но и бездомные кошки и собаки. Также изучите вместе птиц: как они называются, какие звуки произносят, где живут.

НА ДЕТСКОЙ ПЛОЩАДКЕ

Для начала объясните, что такое детская площадка и для чего она предназначена. Акцентируйте внимание на том, что площадка общая и играют тут самые разные дети. Назовите всё, что на неё присутствует: качели, горка, песочница и т.д. Всем этим нужно пользоваться сообща, не ссорясь и не ругаясь – каждый присутствующий ребёнок имеет равные права на пользование этих предметов. Тем самым вы объясните малышу азы мирного взаимодействия с людьми и предупреждения конфликтов.

Расскажите о том, что можно брать с собой для игры на площадке: лопатку, ведёрко, игрушки (машину, куклу и т.п.), что очень хорошо делиться с другими детками своими игрушками. А ещё лучше – играть вместе, в том числе и в подвижные игры: «Прятки», «Догонялки» и т.д.

МАГАЗИНЫ

Часто мамам приходится ходить по магазинам вместе с ребёнком, что также можно обернуть на пользу. Спросите малыша, в какой магазин вы пришли, что именно здесь продают? Как называются магазины, в которых продают другие виды товаров (продуктовый, мебельный и др.)? Назовите всё, что видите вокруг: витрину, прилавок, кассовый аппарат. Также расскажите о том, что в магазине работают продавцы, а тех, кто покупает товары, называют покупателями.

ВРЕМЯ ГОДА

Порассуждайте о том, что происходит осенью, как меняется природа. Расскажите о листопаде, о том, какого цвета теперь листья на деревьях (можно собрать даже небольшую коллекцию для гербария). Спросите ребёнка, какой стала погода: что изменилось по сравнению с летом? Какую одежду и обувь надо носить осенью и почему? Каково значение осени в жизни людей и природы в целом? (сбор урожая, подготовка к зиме и др.)

В общем, разговаривайте, общайтесь, обучайте, только без фанатизма. Не стоит превращать приятную прогулку в лекцию: всё должно быть интересно, легко и непринуждённо.




Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх