Составитель ника о безбрачии по христианскому учению

В религиях мира связь между мужчиной и женщиной не является греховной, если угодна богу и одобрена им. Адепты, посвятившие себя господу, нередко дают обет безбрачия, чтобы отгородиться от мирской суеты. Он носит название целибат, что это такое знают все священнослужители, но не все обязаны его соблюдать.

Целибат – что это?

Целибат – это принятый по религиозным соображениям обязательный обет безбрачия. Термин произошел от латинского слова caelibatus, что значит «неженатый». Подобные клятвы существуют с языческих времен и распространены по всему миру.

  1. Буддистские монахи отказываются от создания семья ради .
  2. В индуизме обет принимает постоянную или временную форму отказа от секса.
  3. Даже древнеримские жрицы богини Весты принимали обеты безбрачия.
  4. Все католики за исключением дьяконов, обязаны быть неженатыми.
  5. Православными епископами могут стать лишь монахи и безбрачные священники.

Целибат для мужчин

По личным причинам или религиозным соображениям мужчина может оставаться холостяком и добровольно вести асексуальный образ жизни. Не обязательно иметь для этого сан священника – принять обет безбрачия может любой, руководствуясь собственным мнением о «правильности» жизни. Целибат для мужчин – это отказ от всех плотских утех, гарантия сохранения энергии организма и (если в деле замешана религия) возможность быть ближе к господу, не ставя на пути к нему семью.

Целибат для женщин

Представительницы слабого пола также могут посвятить себя воздержанию и вести чистую жизнь, жертвуя себя богу или любимому делу. В наше время некоторые европейки и многие индийские женщины добровольно отказываются выходить замуж. Они усмирили плоть, служат Богу и людям: читают лекции, преподают в школах, участвуют в религиозных конференциях и активно познают себя, медитируя и ведя духовные дневники. Важно не подменять понятия, ведь женщина, которая соблюдает целибат, не просто отказывается от бытового рабства и подчинения мужчине. Она находит в своем состоянии.


Целибат в православии

Православие – одна из религий, поощряющая браки и добровольный отказ от них. Парадокс в том, что пропагандируя разные принципы поведения, эти понятия основываются на единой духовности. После Шестого Вселенского Собора (в 680-681 гг) было сформировано особое отношение к брачному союзу. Он предполагает жертвенность, трепетное отношение к семье, зрелость. Православная церковь не подавляет естественный инстинкт любви, размножения, создания семьи, и придерживается следующих правил:

  1. Все духовенство делится на белое (разрешено иметь семью) и черное (не разрешено).
  2. Брак допускается, когда ему предшествует посвящение в священники или дьяконы.
  3. Епископов выбирают исключительно из неженатых (черное духовенство).
  4. Обет безбрачия у православных можно принять как временно, так и пожизненно.

Зачем нужен целибат?

Задаваясь вопросом, что такое целибат, многие люди пытаются понять, какова его основная цель. В одних учениях он является обязательным условиям, в других – нет. Поставленные цели различаются в зависимости от адептов, которые применяют практику, и того, физическое или моральное воздержание подразумевается.

  1. В западных религиях обет целибата дается ради Христа. Он учит человека смирению и открывает путь к Господу.
  2. В восточных учениях он является средством для достижения духовного просветления.
  3. Воздержание – основа йоги. Медитация и похоть несовместимы.

Целибат – польза и вред

Отношение к обету безбрачия во всем мире разное, менялось оно и на протяжении веков. И сегодня находятся сторонники и противники «холостяцкой системы». Католические священники обязаны соблюдать строгий целибат, но в последнее время этот вопрос активно поднимается, так как прихожане утверждают: принудительное воздержание негативно сказывается на работе священнослужителей. Православный целибат более лоялен, но и здесь могут быть разные толкования.

Польза целибата

Целибат – необходимое условие духовного роста. Священники ближе к богу, чем люди, живущие «в миру». Они отгораживают себя от всех благ, желаний, радостей и не ставят никого (ни жену, ни детей) между собой и Господом. Что дает целибат священникам? Время на себя, на молитвы и размышления о высшей сущности. Если рассматривать понятие, как половое воздержание, можно и найти плюсы:

  1. В этом смысле целибат является гарантией сохранения внутренней энергии человека, клеток тела и мозга.
  2. В доказательство того, что удержание семени благотворно действует на ум, приводят таких великих мыслителей, как Платон, Аристотель, Пифагор, Леонардо да Винчи, Ньютон, Бетховен и др. Они вели жизнь воздержания.
  3. Логично избегать беспорядочных половых связей не только в молодости, но и в зрелости. Это сохранит здоровье и моральный облик человека вне зависимости от пола.

Целибат – вред

Ошибочно полагать, что связь между мужчиной и женщиной осуждают все мировые религии. Негативно относится к обету безбрачия иудаизм, ведь еще в Библии прописано – людям надо «плодиться и размножаться». Англикане и большинство протестантов тоже отдают предпочтение женатым священнослужителям. Главный довод, который приводят люди, не приемлющие целибат: что это такое учение, которое противоречит естественным функциям, потребностями человека. Есть и другие минусы:

  1. Отсутствие интимной жизни может привести к заболеваниям половой сферы: простатиту, атрофии мышц таза, раку и пр.
  2. За неимением физической и психологической разрядки становится причиной комплексов, скрытых желаний. Иногда они выливаются в совершение преступлений.
  3. Блюсти целибат могут лишь люди, готовые к этому. Необходимо смирение и собственное волевое решение.
  4. Неправильно растолковывая учение, некоторые священники видят греховной связь с женщиной и становятся мужеложцами. Известно много случаев, когда католические священнослужители совращали детей, лишь бы подавить свое желание.
  5. Некоторые замещают секс мастурбацией, а это тоже грех.

Как принять целибат?

Если человек готов жертвовать личной жизнью ради достижения своих целей, он задается вопросом: как принять обет безбрачия? Не обязательно для этого уходить в монастырь, проводить какие-то обряды. Если концепция жизни такова, что семье и отношениям в ней нет места, человека – женщина или мужчина – может добровольно пойти на эту жертву. Клятва дается перед иконой. Говорящий обращается к Богу, обещая никогда не иметь никаких отношений и остаться непорочным (непорочной) до конца дней своих.

http://ni-ka.com.ua
Учения святых отцов на мнение, что смысл жизни заключается в создании семьи (2)
Составитель Ника

4. О безбрачии по христианскому учению
А теперь поговорим о безбрачии, как втором способе жизни людей, которое у многих и многих людей считается несчастьем и от которого они страдают.

Вначале кратко приведем классификацию безбрачия, в которой есть несколько типов.

Первый тип: существует три вида безбрачия, которые условно определяется таким образом: безбрачие по Богу (христианское) по желанию посвятить жизнь познанию Бога и себя; безбрачие (не христианское) по желанию вольной холостой жизни (его можно обозначить, как безбрачие по страстям); и вынужденное безбрачие (также не христианское).

Второй тип: безбрачие можно классифицировать по двум видам – вольное и невольное. Так, безбрачие по Богу и безбрачие по желанию вольной холостой жизни относятся к вольному состоянию, т.е. когда люди сами не хотят брака, а невольное – это безбрачие вынужденное, т.е. когда человек очень хочет, а не складывается.

Третий тип: безбрачие по страстям и вынужденное может быть невоздержанное в плотском отношении, когда человек вступает в половые отношения, а может быть воздержанным, т.е. без этих отношений. И опять-таки безбрачие по Богу – это самовольное воздержание от этих отношений (но, к сожалению, оно может не соблюдаться), а безбрачие вынужденное - это вынужденное воздержание по причине отсутствия другого человека. Поэтому подобные виды безбрачия следует рассматривать и как вопрос, относящийся к страсти невоздержания и добродетели воздержания и девства.

Четвертый тип: безбрачие может быть до вступления в первый брак, может быть после первого (второго) брака по причине вдовства или развода.

Пятый тип: безбрачие людей может быть в разном возрасте: молодом, в зрелом и более старшем.

И сразу предупредим, что разговор о девстве нужен не только безбрачным, но и тем, кто состоит в браке.

Филарет Дроздов (т.4, Слово в день введения во храм Пресвятой Богородицы): «(Господь сказал) «Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19. 12). И поелику девство не для всех; то вы можете даже спросить: для чего ко всем об оном беседуем? – Приемлю сей вопрос. Он приведет меня к цели и к концу моего слова. Ко всем говорим о девстве: потому что между всеми находятся те, которым дано есть сие; и слово ищет между всеми тех, которых Бог призывает слышать и творить оное, и которых человек часто не знает. Ко всем говорим о девстве: чтоб и брачные знали, что есть состояние выше брака; чтобы смиренно мыслили о браке; и чтобы, уважая девство, хотя в других, и смиренно мысля о браке, приобретали браку благословение, близкое к благословению девства. Ко всем говорим о истинном девстве: чтобы, зная оное, остерегались ложных путей буиих дев, которые, с невозженными светильниками ума, без сердечного елея, скитаются вдали от чертога, и, вместо небесной любви к небесному Жениху, питают в себе только вражду против благословенного брака. …Наконец, ко всем говорим о девстве: чтобы и брачные и безбрачные, от высокой красоты девства, от среднего благообразия честного и непорочного брака, осторожным и заботливым оком различали неблагообразие того состояния, которое ни златого таланта девства, ни серебряного таланта брака не возделывает верно по воле Господа всех талантов и даров. Девство и брак не для всех: но целомудрие для всех».
4.1. О вольном и невольном нехристианском безбрачии и общие положения о вольном христианском безбрачии
Далее рассмотрим вид безбрачия, к которому относится, как вольное безбрачие по желанию холостой вольной жизни, так и безбрачие вынужденное. И тот другой вид очень распространен в мире, и, к сожалению, присущ и христианам.
О вольном безбрачии по желанию вольной холостой жизни
Скажем несколько слов о нежелании брака по желанию вольной холостой жизни, или точнее сказать, по страстям, как стремлению к различным удовольствиям и безответственности перед кем-либо.

Этот вид безбрачия очень распространен в современное время и, особенно, у молодых юношей, о которых, например, сказано так:

Интернет – источник: «Пиво с друзьями и компьютерные игрушки – главное, чего хотят большинство моих знакомых парней», - рассказывает Олеся, 27 лет».

Кончено, есть и другие страстные причины нежелания иметь семью, которые составляют грехи против 7-ой заповеди. Например, когда боятся трудностей или забот, которые ожидают их в семье или связанные с воспитанием детей. Или, например, люди хотят иметь вольные половые отношения без каких-либо обязательств, или хотят, как говорят, нагуляться.

Платон, митроп. Московский (т.4, Слово на Сретение Господне): «Не малая часть, не уважая, или пренебрегая святость законного супружества, привыкши к своевольству, препровождают дни свои в развратности и распустности».

(Грехи против 7-ой заповеди, грех: Долгое отлагательство своего брака по привязанности к вольной холостой жизни): «Блажен кто в юности, составя свободную чету, употребляет естество к деторождению», сказано в правилах церковных (Афан. Вел. в посл. к Аммуну). «Блажен» - вот как честит Церковь раннюю женитьбу! А ныне между тем молодые люди избегают законного брака, и собственно не по недостатку зрелости, но для того только, чтоб насладиться вольною холостою жизнью, или для разудальства по всяческим: «еще рано жениться», говорят, и - больше ничего. Но и старшие тут же их поддерживают: «еще молод (рассуждают), еще успеет пожить женатым (а девица быть замужницей): пусть повеселится на свободе». Не здравые и не христианские понятия! …В настоящем случае плохие надежды на того, кто бесчестно живет до брака, и с тою собственно целью отлагает свою женитьбу, чтоб вольнее пожить. Этот человек наживает себе до женитьбы такие пороки, которые делают его впоследствии и неблагонадежным мужем и незаботливым отцом детей; например, в нем встречает жена уже готовые и укоренившиеся привычки: чтоб по долгу отлучаться из дома для товарищеских свиданий, чтоб вдаваться в нетрезвость, не любить семьи. А главное: этот человек совсем теряет наклонность к законному браку. Не женившись до 30 лет, он уже начинает бояться женитьбы, делается на сей раз в высшей степени нерешительным, мнительным. (И родители его и добрые родственники убеждают жениться, да и сам он много раз изъявляет готовность на женитьбу; но ему и невест в целом свете не стало и все еще хочется дождаться высшего чина, лучшей должности или большего обеспечения, чтоб можно было решиться на брак. Словом, он в великой борьбе из-за женитьбы и отсчитывает целыми годами отсрочку ее, между тем как он же в первой молодости лет был доверчивее и спокойнее на сей раз). А испытав до брака все виды плотских наслаждений, он часто по Божию правосудию наказывается неплодством или бездетностью в браке. Таким образом, из-за себя делает бездетной и жену к ее огорчению».

Причем такие безбрачные могут иметь половые отношения как с такими же безбрачными, так и с теми, кто состоит в браке.

Нравственное богословие Е. Попова (Грехи против седьмой заповеди, грех – прелюбодеяние): «Что же касается вины холостых прелюбодеев, которые т.е. согрешают с замужними или женатыми, то можно сказать здесь кратко: вина этих людей подобна тому, как богач отнимает последнюю овечку у бедного (2Цар.12,4). Холостой прелюбодей или прелюбодейца вторгаются в чужой брак, как бы становятся в средину между мужем и женой, которые во время венчанья стояли пред крестом и Евангелием, рассекают в двух лицах своим постыдным вторжением единую плоть. В смысле этого коварства и обиды чужому союзу такой блуд холостых и считается в правилах церковных «сугубым»».

Бывает и так в христианской среде, что некие молодые христиане не хотят брака по эгоизму и малодушию, а прикрываются монашеством.

Паисий Святогорец (Духовное пробуждение, т.1,ч.3, гл.3): «А другим людям уже давным-давно ничего не мешает жениться, создать семью. Но они приходят ко мне и говорят: "А зачем я буду жениться? Разве создашь семью и воспитаешь детей в такие трудные времена?" - "Хорошо, - говорю я, - разве во времена гонений жизнь останавливалась? Никто не работал и не женился? Может быть, тебе просто лень создавать семью?" "Я, - отвечает, - хочу стать монахом". "Да ведь причина - твоя лень! Разве из тебя выйдет хороший монах?" Вам это понятно? Если девушка хочет стать монахиней, думая так: "А зачем я буду оставаться в миру, выходить замуж, рожать детей? Морока, беспокойство. Уйду-ка я лучше в монастырь. Буду делать, что мне говорят, ответственности никакой, а если меня когда поругают, то я склоню голову пониже. Попробуй-ка, создай свой собственный дом в миру! А в монастыре будет все необходимое, отдельная келья, готовая еда и прочее..." - итак, если девушка думает подобным образом, то пусть знает, что она уже с самого начала потерпела неудачу. Это кажется вам странным? Не удивляйтесь, такие люди действительно есть. Знайте, человек старательный преуспеет везде. Старательный семьянин преуспел бы и в монашестве, а старательный монах - избери он путь семейной жизни - тоже бы преуспел».

Конечно, такое безбрачие по страстным причинам и не ради истинно-христианской жизни не ценится у Бога и несет вред.

Нравственное богословие Е. Попова (Грехи против 7-ой заповеди, грех: Отговор и прямое препятствие другим вступить в брак): «…холостая жизнь без возвышенной цели, в пользу которой была бы пожертвованием, человека только расстраивает».

Нравственное богословие Е. Попова (Грехи против 7-ой заповеди, грех: Гнушение браком, как чем-то нечистым): «Не одобряются в правилах даже совершенно безукоризненные в холостой жизни, если только избегают женитьбы «не ради самой святыни девства» (там же, пр.9), а из-за того, чтоб не связываться сожитием с женским полом; тем более не заслуживают похвалы те, которые при своем целомудрии от самого рождения или же со времени вдовства (например, монашествующие обоего пола) гордятся пред женатыми или замужними женщинами (Ганг.Соб.10)».

Николай Сербский (Кассиана, гл.6): «Мысль о безбрачии во имя Господа и на службе Господу горячо провозглашает апостол Павел, безбрачный апостол, говоря (но не заповедуя): «Хочу, чтобы все люди были как и я». И повторяя: «А неженатым и вдовицам говорим: хорошо им, если останутся, как и я сам» (1 Кор. 1, 1). Но сколько раз апостол хвалит безбрачие ради Господа, столько же он осуждает безбрачие ради желаний телесных. В первом случае любовь к Богу заменяет все пожелания телесные, в другом желания и похоти изгоняют любовь и занимают ее место».
О невольном безбрачии
К понятию невольного безбрачия относятся случаи, когда человек желал бы быть в браке, но ему не позволяет здоровье или когда не находятся лица для вступления в брак, а точнее сказать, Господь не посылает супруга(у). Как правило, такой человек страдает и принимает одиночество, как трагедию жизни. Далее кратко рассмотрим этот вопрос.

Очень часто можно встретить следующие недоумения невольно безбрачных людей, в том числе и христиан, например:

Интернет - источник: «Мне уже скоро 30 лет, а я все еще не замужем! А ведь мне надо рожать, пока могу! Я хочу детей и хочу мужа, чтобы жить семьей! Я свою семью хочу! Почему мне Бог не дает мужа?! Ведь я все делаю: в церковь хожу каждое воскресенье, молюсь, посты соблюдаю, часто исповедуюсь, но Он меня не слышит», – с отчаянием говорят многие девушки. «И не то, чтобы молодых мужчин нет. Они есть, но к семейной жизни многие из них не пригодны. Им ничего не надо, ни семьи, ни детей, лишь бы с удовольствием провести время и все. Прямо тупик какой-то! А уж православных-то парней вообще мало, да и те какие-то инфантильные: и жениться не женятся и в монастырь не идут» – возмущаются девчонки. «Может быть, я неправильно живу? Наверное, сильно скромная. Надо более активно включаться в поиски мужа. Взять это дело в свои руки, быть настойчивее» – решают некоторые».

Сразу отметим, что в учениях святых отцов составитель этих бесед не нашел у святых отцов точных причин, почему Господь посылает одним людям быть в браке, а другим – нет. И на это только ответим следующим образом:

Иннокентий Херсонский (Слова и беседы на праздники Господни, Слово на новый год): «Пути Божии, братие, вообще таинственны: ибо отстоят от путей наших, «как небо выше земли» (Ис.55; 9); но особенно непостижимы пути Промысла о роде человеческом».

Иннокентий Херсонский (Слово в субботу недели 5-й Великого поста): «Первая добродетель и вместе основание всех добродетелей человеческих, есть преданность в волю Божию с забвением собственной воли и пожеланий».

Исходя из того материала, который сейчас рассматривается, можно предположить, что если христианину или христианке Бог не посылает супругов, то Он желает, чтобы человек вступил на более высшую ступень добродетели – девство и стал печься только о божественном. А, возможно, Господь хранит от множества забот и тягот или несчастий, которые могут наступить после брака, или просто еще не пришло время для брака. Итак, предоставим все воле Божией, судьбы Его нам непостижимы.

Также заметим, что те христиане, которые до прихода к вере или не вступили в брак по обстоятельствам или остались одинокими после брака, невольно пребывают в состоянии девства, в плане телесной чистоты, конечно, если не вступают в блудные отношения. И вместо того, чтобы поблагодарить Бога, что помимо их воли Он позаботился об их телесном воздержании и об уменьшении мирских попечений, что позволяет при приходе к вере иметь больше времени и сил угождать Богу, они страдают от одиночества и печали, мучаясь своими желаниями о вступлении в тяжелую брачную жизнь…

Вот что на жалобы такой женщины отвечает современный подвижник.

Никон Воробьев (Письма, п.154): «Скажу несколько слов о Вашем состоянии, которое Вы как будто склонны считать принадлежностью только Вашей, именно чувства одиночества, покинутости и проч. Я не встречал ни одной девушки, и одинокой женщины, которые не страдали бы от этого. Это очевидно кроется в природе женской. Еве Господь сказал по падении: «И к мужу твоему влечение твое». Это влечение (не плотское только, а еще в большей степени психическое, а иногда исключительно психическое) очевидно и действует во всех одиноких, преломляясь и приукрашиваясь бессознательно самым разнообразным способом. Взятая от ребра Адама, она тянется на свое место, чтобы создать одного целого человека. Не обижайтесь, что я пишу Вам это, а разберитесь в своих состояниях. Во всяком случае, они – свойства ветхого человека и нужно не изнывать в них, а бороться постом, молитвой, умеренным чтением Св. Отцов и Нового Завета, работой физической, утомлением иногда. … Господь да вразумит Вас на все благое, да благословит и поможет найти путь правый, свой для Вас и дойти им до царствия Божия!».

О христианском безбрачии
А теперь перейдем к разговору о вольном христианском безбрачии, или безбрачии по Богу, т.е. по христианским добродетелям ради исполнения Христовых заповедей.
Что относится к понятию христианского девства
Вполне понятно, что христианское безбрачие обязательно предусматривает девство, и поэтому поговорим о нем.

К понятиям «дева» и «девство» относятся как мужчины, так и женщины.

Феофан Затворник (Толк. на 1Кор, 7, 25): ««О девах» – … идет и к мужчине, и к женщине, означает и девственника, и девственницу».

Вообще к девству относится тот, кто сохранил девственность и осознанно и вольно отказывается от брака, избегая скорбей, свойственных браку и мирской многопопечительности, чтобы посвятить себя Богу.

Иоанн Златоуст (т.1, ч.1, Книга о девстве): «Ты не вступала в брак? Но это еще не девство. Я могу называть девственницею только такую женщину, которая, быв властна вступить в брак, однако не вступила»

Василий Великий (п. 191, К Амфилохию, о правилах, второе каноническое послание, пр.18): «…девою именуется добровольно посвятившая себя Господу, отказавшаяся от брака и предпочетшая жизнь в святыне».

Филарет Дроздов (т.4, Слово в день введения во храм Пресвятой Богородицы): «Девство, как подвиг, как добродетель, как цвет чистоты, как плод целомудрия, как путь совершенства, является тогда, когда человек, в возрасте, по обыкновенному ходу телесной природы, более или менее располагающему к супружеству, не предаваясь влечению природы, не увлекаясь обычаем, примерами, приятностями и нуждами общежития, решается не приобщаться браку, а соблюсти девство навсегда».

В состоянии девства может находиться и тот христианин, который после первого брака остался один, также вольно отказавшись от второго брака ради посвящения себя Богу и тем самым он в определенной мере приравнивается к девственникам.

Феофан Затворник (Толк. на 1 Коринф. 7, 8-9): ««Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я»… Цель речи Апостола сказать наставление тем, кои вне супружеского союза состоят…, а таких два класса: одни совсем не брачились, а другие овдовели после брака».

Иоанн Златоуст (т.1, ч. 1, К молодой вдове, сл.2): «… от девственницы апостол требует, чтобы она не ограничивала этой добродетели (девства) чистотою тела, но все свободное время употребляла на служение Богу…; он желает, чтобы девственница не делилась, но всецело посвящала себя духовному и небесному, и пеклась о Господнем. К такой жизни он увещевает и вдову: «Истинная вдовица и одинокая, - говорит, - надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь» (1 Тим. 5, 5)».

Некоторые христиане дают обет Богу о сохранении девства.

Василий Великий (Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве. Вступление): «…желающий быть свободным от мирских уз избегает супружества, как оков, а избежав его, посвящает жизнь свою Богу и дает обет чистоты, чтобы не иметь уже и права возвратиться к браку, но всеми мерами бороться с природою и с сильнейшими ее стремлениями, подвизаясь в соблюдении чистоты».

Итак, истинное христианское девство есть только тогда, когда человек отказался от брака и плотских отношений ради угождения Богу.

Филарет Дроздов (т.4, Слово в день введения во храм Пресвятой Богородицы): «…решающийся на подвиг девства должен знать, всегда помнить и соблюдать главный закон сего подвига, состоящий в том, чтобы подвиг девства предпринимаем и проходим был для Бога. …Кто бежит на поприще девственной жизни не к сей цели: тот не к венцу (награде) бежит».

Также отметим, что некоторые святые, вступившие в свое время в брак, жалели о том, что не знали или не поняли красоту и преимущества девства. Вот как говорит об этом свт. Григорий Нисский, который состоял в браке.

Григорий Нисский (О девстве, гл.3): «Но теперь знание красот девства для меня, так сказать, напрасно и бесполезно… как для жаждущего - вода, текущая со скал, когда она для него недостижима. Блаженны те, в чьей власти избирать лучшее и кто не отгородился стеной, вступив в брачную жизнь, подобно нам, которые словно бездной (ср. Лк. 16, 26), отделены от славы девства, к нему же не может возвратиться никто, кто хотя бы однажды сделал шаг в мирскую жизнь. Поэтому мы только зрители чужих совершенств и свидетели блаженства других. Если мы даже и правильно судим о девстве, то испытываем (лишь) то же, что повара и слуги, которые на трапезе богатых готовят роскошную пищу другим, но сами ни к одному из приготовленных яств не прикасаются. Какое было бы блаженство, если бы случилось не так и мы узнали это благо без запоздалых сожалений! Ныне же поистине завидна и достойна восхищения участь тех, кому не заграждена возможность наслаждаться этими благами! Мы же, подобно тем, кто, сопоставляя свою бедность с многообразием богатства, еще более тяготится своим настоящим положением и труднее его переносит, чем больше познаем богатство девственной жизни, тем больше оплакиваем иную жизнь, чрез сравнение с лучшим ясно видя, скольких и каких благ лишены мы. Не говорю о тех только благах, которые в будущем ожидают ведущих жизнь добродетельную, но и о тех, которые относятся к настоящей жизни».
О жизни при безбрачии по Богу в миру
А теперь скажем кратко о том, где может жить безбрачный по Богу.

Итак, безбрачие может быть в миру и в монашестве, и сейчас мы будем говорить о жизни в миру.

Варсонофий Оптинский (Беседы, от 06.01.1913): «Впрочем, и в миру спасаются, но с большим трудом. В житиях святых рассказывается про двух сестер, из которых одна пошла в монастырь, а другая вышла замуж, и обе они спаслись. Правда, та, которая пошла в монастырь, получила высшую награду от Господа, но спасение получили обе».

Амвросий Оптинский (Переписка с мирскими лицами, п.99): «Хотя вы и не давали обещания поступить в монастырь, но имели намерение не вступать в супружество, а оставаться девой, служа в этом положении Христу Богу, Жениху Небесному. Но различия в этом мало; поступить ли девой в монастырь, или оставаться девой в миру для служения Богу, кроме обетов монашеских, почти все равно. Различие только то, что в монастыре удобнее соблюдать девство, хотя, по-видимому, и труднее. Апостол не указывает места, а говорит просто (1 Кор. 7: 33-34): посягшая «печется... како угодити мужу», а непосягшая «печется... како угодити Господеви. Разделися жена и дева».

Существует множество примеров спасения безбрачных в миру, например:

Лавсаик (О девственнице Пиамун): «Была девственница по имени Пиамун, которая всю жизнь свою прожила со своею матерью и с нею наедине принимала пищу только вечером, а днем пряла лен. Она удостоилась дара пророческого».

Варсонофий Оптинский (Беседы, от 12.04.1911): «Святитель Николай Мирликийский ушел в пустыню, чтобы там подвизаться в посте и молитве, но Господь не благословил его остаться там. Явившись святому, Господь велел ему идти в мир: «Это не та нива, на которой ты принесешь Мне плод», - сказал Господь. Таисия, Мария Египетская, Евдокия также не жили в монастырях. Везде спастись можно, только не оставляйте Спасителя. Цепляйтесь за ризу Христову, и Он не оставит вас».

Вимало Кандубода, Шри Ланка

«Я родился в Англии и уже 22 года – буддийский монах. А целибат я принял намного раньше, чем стал монахом. До этого у меня была жена. Я никогда не был импотентом, и наши интимные отношения доставляли мне большое удовольствие.

Тем не менее, однажды я обнаружил, что жизнь в уединении, когда принимаешь её целиком, может подарить совершенно особые отношения с самим собой и остальным миром. Это уже не «одиночество», а, скорее, «единственность». Не пережив на собственном опыте, невозможно понять, что это такое. Целибат легко критиковать со стороны. Но если бы у меня была вторая жизнь, я выбрал бы целибат прямо с юности».

Стефан Бик, Лансинг, США

«Можно ли жить без секса? Разумеется можно. Я молодой католик и живу в воздержании. Это не просто, но секс –не такая необходимость, как еда, вода или сон. Если вы не будете заниматься сексом или мастурбировать – ничего с вами не случится, вы точно не умрёте. Я стараюсь жить в соответствии с католическими правилами (никакого секса до брака, никакого прелюбодеяния), придерживаюсь этих правил последние полгода, и чувствую себя намного счастливее, чем раньше. Однако когда-нибудь я женюсь, и секс станет существенной частью моей жизни».

Джули Москал, Чикаго, США

«Я – привлекательная женщина 46 лет, не замужем, и не занималась сексом последние четыре года. От двадцати до сорока лет у меня было столько секса, что хватило бы на три жизни. Редко, когда за неделю у меня никого не было. Однако с возрастом я стала разборчивей и поняла, что большинство мужчин просто не сто́ит ни моего времени, ни моих сил. Мне не встретился никто, ради кого стоило бы принести в жертву мою индивидуальность и мои собственные приоритеты. Мне нравится моя свобода. Секс не сто́ит того, чтобы ею жертвовать».

Линдон Браун, Кент, Англия

«В 1984 году я стал диаконом, а в 1985-ом – меня рукоположили в сан священника. Я полностью посвятил свою жизнь церкви, отказавшись от возможности жить с женщиной и обзавестись детьми. Я до сих пор считаю, что священник должен быть целибатом, свободным от семейных обязанностей, чтобы посвятить всю жизнь служению людям и Богу».

Эстер Берг, Филлипины

«Я выбрала жизнь без секса и традиционной семьи сознательно. Многие люди в моём положении охотнее бы рассказывали о преимуществах такого образа жизни, если бы наше общество с такой готовностью не набрасывалось на них, и не клеймило их выбор как «противоестественный». Мы устали отвечать на одни и те же вопросы: что с нами «не так» и почему мы не замужем/не женаты».

Кас, Лестер, Англия

«Мне 36 лет, я гетеросексуальная женщина, давшая обет безбрачия. В 18 лет я решила посвятить свою жизнь Богу. Я согласна, что целибат – не лёгкий путь, каждый день приходится бороться с искушениями. Прежде чем я выбрала свою дорогу в жизни, у меня не было сексуальных отношений с противоположным полом. Иногда, я вижу, как счастливы в браке мои друзья или члены моей семьи, и на секунду чувствую боль одиночества. Но та миссионерская деятельность, которую я веду в последние несколько лет (и в Британии, и за границей), с семьёй была бы практически невозможна. Сложнее всего приходится с людьми, по мнению которых либо я лгу (мне говорили об этом много раз), либо я лесбиянка, и просто не хочу в этом признаваться».

Джерри Дейвиес, Малверн, Англия

«Я женился в 28 лет. До этого у меня не было секса, я никогда не мастурбировал. До первой брачной ночи мы оба были девственниками – и я, и моя жена. Сейчас секс доставляет нам большое удовольствие, но иногда мы заключаем соглашение и на какое-то время отказываемся от интимной жизни ради поста и молитвы».

Дерек Коул, Гленротс, Шотландия

«Мне 53 года и я живу без секса уже больше 30 лет. Это не имеет отношения к религии, просто так сложилось. У меня был один сексуальных опыт в 19 лет, и возможностей его повторить как-то не представилось. Не то, чтобы я совсем не думал о сексе, но его отсутствие в моей жизни не особенно меня заботит. До настоящего момента я ни с кем об этом даже не разговаривал».

Хелен, Манчестер, Англия

«Существуют люди, для которых секс не представляет интереса. Не потому, что они закомплексованы или чувствуют себя непривлекательными, а просто потому, что так устроены. Я одна из них. Мне 24 года, и я никогда не испытывала неловкости при разговорах о сексе. Тем не менее, я асексуальна – то есть не испытываю ни к кому сексуального влечения. Я считаю, что принуждать принять целибат людей, которые по своей природе к этому не расположены – очень вредно и разрушительно. Но и настаивать на том, что секс необходим абсолютно всем людям без разбора, тоже не правильно. Я знаю довольно много таких же асексуальных людей, как и я, которые заставляют себя заниматься сексом, потому что не хотят, чтобы их считали «ненормальными».

Польза длительного полового воздержания (православие)

Христианская этика парадоксальна вообще, и в частности, потому, что брак и целибат, предполагающие, казалось бы, различные принципы поведения, основываются на едином богословии Царства Божьего, следовательно, на единой духовности.

В начале этой книги было показано, что особенностью христианского брака является преображение и видоизменение естественных отношений мужчины и женщины в вечные узы любви, не прерываемые смертью. Брак - таинство, потому что в нем - будущее Царство Божие, брак - это пир Агнца (Откр. 19, 7–9), в нем предвкушается и предызображается вся полнота единения между Христом и Церковью (Еф. 5, 32). Христианский брак видит свое завершение не в плотском удовлетворении, не в достижении определенного социального положения, а в эсхатоне - «конце всех вещей», который Господь готовит для Своих избранных.

Целибат - и особенно монашество - основаны на Писании и Предании Церкви, они непосредственно связаны с представлением о будущем Царстве. Сам Господь сказал, что когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут как ангелы на небесах (Мк. 12, 25). Но выше уже говорилось, что эти слова не следует понимать в том смысле, будто христианский брак уничтожится в будущем Царстве; они указывают лишь на то, что плотский характер человеческих отношений аннулируется.

Так, Новый Завет неоднократно восхваляет безбрачие как предвкушение «ангельской жизни»: Есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царствия Небесного, - говорит Христос (Мф. 19, 12). Великий образ святого Иоанна Крестителя, Апостола Павла и «ста сорока четырех тысяч», упомянутых в Апокалипсисе (Откр. 14, 3–4), служат достойным образцом бесчисленному множеству христианских святых, сохранивших чистоту девства во славу Божию.

Древние христиане и Отцы Церкви обращали особое внимание на девство, вероятно, это было естественной реакцией на половую распущенность языческого мира и отражением христианского эсхатологизма. Можно сказать, что монашество для многих его приверженцев было лучшим разрешением стоящих перед ними этических проблем. Но несмотря на это, Церковь сохранила не знающую компромиссов уникальную ценность христианского брака.

Эта безоговорочность в признании таинства брака говорит сама за себя, если учесть, что лишь немногие церковные писатели признавали сакраментальный характер обряда пострижения в монахи. Эта непреходящая ценность брака нашла прекрасное выражение в творениях Климента Александрийского - одного из создателей христианского богословия (III век), а также великого Иоанна Златоуста (отрывки из их сочинений даны в Приложении).

И брак, и целибат, таким образом, являются путями евангельской жизни, предвкушением Царства, которое уже было явлено во Христе и проявится в своей силе в последний день. Вот почему мы можем признать только брак во Христе, скрепленный Евхаристией, и безбрачие «во имя Христа», несущие в себе эсхатологический смысл, - а не тот брак, что заключен случайно, как некий контракт или результат плотского наслаждения; не тот целибат, который принят по инерции или, что еще хуже, из безответственного эгоизма и самозащиты. Церковь благословляет монахов, аскетов, духовных людей, благословляет и христианские браки, но не имеет необходимости благословлять старых холостяков и старых дев.

Точно так же как христианский брак предполагает жертвенность, ответственность за семью, самоотдачу и зрелость, христианский целибат немыслим без молитвы, поста, послушания, смирения, милосердия и постоянных аскетических упражнений.

Современная психология не обнаружила, что отсутствие сексуальной активности создает какие–либо проблемы; Отцы Церкви знали это очень хорошо и разработали великолепную систему аскетических упражнений, на которых строится монашеская жизнь и которые делают девственность и воздержание не только возможными, но и плодотворными.

Польза длительного полового воздержания (православие)

Они знали, в отличие от некоторых современных психологов, что присущий человеку инстинкт любви и размножения не обособлен от остальных проявлений человеческого бытия, а представляет собой центр его. Он не может быть подавлен, но может быть преображен, видоизменен и при помощи молитвы, поста и послушания во имя Христа направлен в русло любви к Богу и ближнему.

Кризис вокруг вопроса о целибате в католической Церкви вызван его принудительным характером, который лишает это служение одухотворенности и превращает его из естественной потребности в нечто невыносимое и излишнее. Служения, ежедневная месса, особый молитвенный образ жизни в изоляции от мира, в бедности и посте теперь католическим духовенством оставлен.

Современный священник не особенно ограничивает себя в отношении удовлетворения материальных потребностей (пищи, комфорта, денег); он не соблюдает какую–то настоящую дисциплину молитвы. Но в таком случае его безбрачие утрачивает свой духовный смысл, то есть эсхатологический характер, указывающий путь к Царству.

Как отличны от этого Царства обычно комфортабельные дома приходских священников, как несовместимы положения современной теологии - «вживание в мир», «социальная ответственность» - с путями достижения Царства! К чему же тогда целибат?

Но в православном понимании целибат, предпринимаемый исключительно с целью достижения епископского сана, еще более опасен в духовном отношении. Предание Церкви единодушно утверждает, что подлинная чистота и истинная монашеская жизнь осуществимы лишь в монастырском общежитии.

Лишь очень немногие особо сильные личности могут сохранить безбрачие, живя в миру. Смирение - единственная добродетель, которая может облегчить их бремя; но, как мы все знаем, это одна из наиболее трудно достижимых и потому редчайших добродетелей.

Монашество всегда расценивалось православием как подлинное свидетельство Благовестия Христа. Монахи, как в свое время ветхозаветные пророки и первохристианские мученики («свидетели»), внесли достойный вклад в утверждение христианства. Личным примером просветленной, радостной, наполненной высшим содержанием жизни молитвы и служения, независимой от обстоятельств этого мира, монахи дали живое доказательство тому, что Царство Божие воистину внутри нас.

Восстановление этой традиции имело бы совершенно особое значение для окружающего нас воинственно–секуляризованного мира. Нынешнее человечество, претендующее на полную самостоятельность, не просит помощи у христианства в своих поисках «лучшего мира».

Однако оно может вновь заинтересоваться помощью Церкви, если последняя явит миру не только «лучшее», но и действительно новое и высшее бытие. Вот почему сейчас многие молодые люди, занятые поисками этого нового и высшего, находят его, в лучшем случае, в дзэн–буддизме, или, что хуже и чаще всего, - в наркотическом трансе, или других подобных средствах, приближающих к смерти.

Монахи были свидетелями о новой жизни. Если бы среди нас было больше подлинных монашеских общин, наше свидетельство было бы убедительнее. Однако новое творение Христово во всей его красоте остается доступным для всех нас через супружескую любовь, если только мы, вместе с Апостолом Павлом, примем брак «относительно ко Христу и Церкви».

Пусть влюбленных страсти душат,
Требуя ответа.
Мы же, милый, только души
У предела Света.
А. А. Ахматова

Батюшка, к сожалению, сейчас наша жизнь такова, что многие приходят в храм, уже имея за плечами неудачный опыт супружеской жизни. Но, по слову Евангелия (см. Мф. 5, 32), вступающий во второй брак совершает прелюбодеяние… Неужели заповедь Господня столь строга и по отношению к тем, кто грешил, еще не будучи сознательным христианином. Нужно ли относиться ко второму супружескому союзу как к греху, коль скоро первый неудачный брак не был освящен Церковью, совершался вне ее таинств?

Нет, ни в коем случае. Слова Христа, безусловно, относятся именно к законным, то есть освященным Церковью, бракам. Поэтому большой или малый опыт неудач в «личной жизни» через покаяние, через труды молитвенные может быть успешно изжит, и христианский брак складывается счастливо, если только муж и жена берегут и любят друг друга и не напоминают друг другу о прежних ошибках. Оговориться хочется лишь в отношении служения священства, равно как и служения матушки, супруги священника. Здесь Церковь непременно требует непорочности - так сказано у апостола Павла в его пастырских посланиях.

А как быть, если жизненный опыт не исчерпывается неудачным супружеством, и человек, приходя в Церковь, образно выражаясь, тащит за собою целый «шлейф» несбывшихся дружб, любовей, привязанностей? Мне неоднократно приходилось слышать, что новообращенному христианину со столь «богатым» прошлым, воцерковляясь, остается только каяться, а о том, чтобы в конце концов обрести свою половину, повенчаться и найти счастье в браке, не стоит и мечтать.

Безусловно, множественные ошибки, падения юности, лихо прожитая молодость оставляют в душе горький и темный след и по обращении ко Христу, к Церкви. Но беспредельно милосердие Божие к кающемуся грешнику. Нет такого греха, который бы не простил Господь Своему созданию. Если тяжесть содеянного давит на совесть, если душа сама жаждет подвигов покаяния, если плотские утехи опостылели ей, соделались ненавистными, и она, душа, всецело хочет посвятить себя поприщу богоугождения, - конечно, правы те священники, которые советуют поступить по апостолу Павлу, оставаться так, не искать замужества или женитьбы. Другое дело - немощь человеческая. «…Лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор. 7, 9), - то есть брак является той надежной пристанью целомудрия войдя в которую христианин будет избавлен от разжженных стрел лукавого духа. Посему надобно рассмотрение: с кем ты, священник, беседуешь. И всегда лучше натуру пылкую, страстную, воспламеняющуюся предохранить от новых и новых падений, благословив вступить в законное супружество, нежели, «перетянув узду», невольно стать причиной ее окончательного крушения и погибели.

Безбрачие, по выражению протоиерея Василия Зеньковского, является неопределенным и тягостным состоянием, в том числе и для христианина. Тем не менее, многие в нем пребывают - возможно и стремясь к супружеству, но по каким-то причинам его не обретая. А молодость уходит, а желаемого ответа на молитву все нет…

Мы, пастыри, советуем и убеждаем прежде всего радеть о целомудрии сердца, вести ту брань со страстями, которая неотъемлема от истинного христианского жительства. Человек, блюдущий свои помыслы и чувства в чистоте, находится под покровом Божией благодати, к нему близок Ангел-Хранитель, он не теряет живого общения с небесным своим покровителем. Молитву целомудренного Бог слышит, по слову Писания: «Волю боящихся Его сотворит…» (Пс. 144, 19.) А стало быть, Сам Господь промышляет о таком человеке и помогает ему обрести желаемую половину.

Ясно одно - к браку не идут «методом проб и ошибок». Вольное, распущенное поведение с лицами иного пола несовместимо с чаянием истинного супружеского счастья. Человеку, много испытавшему, но обретшему примирение с Господом чрез искреннее покаяние и исправление жизни, посоветую непрестанно благодарить Бога за Его милость и не допускать даже помысла сомнения или ропота, коль скоро не сбываются наши планы «свить супружеское гнездо» уже под сенью Православной Церкви. Господь знает нас лучше нас самих. Если и волосы наши сочтены Его божественным всеведением и ни один из них не упадет без воли Небесного Отца, тем паче в Его ведении и власти вопрос нашего определения в личной жизни. «Господи, благодарю Тебя за то, что есть у меня, и трижды - за то, чего у меня нет…» Умение с детской доверчивостью отдаться воле Господней, пребывать в благодушии, когда невеселые помыслы об ушедшей молодости нет-нет да внедряются в сознание одинокого человека, мужественное сохранение себя от греха во славу Спасителя, изведшего нас из преисподней, - вот те черты духовной зрелости, которые позволят нам всегда остаться молодыми.

Батюшка, выше Вы уже говорили о том, что «слаб человек и немощна плоть его»… Потому и тягостно состояние безбрачия, что находящийся в нем - особенно если ему довелось ранее познать земную любовь - ощущает себя в той или иной степени обделенным, тем более, что вокруг «всем все можно». Психология и Святые Отцы в этом случае единогласно советуют переносить чувственное влечение в область творчества (я говорю о том, что Фрейд называл сублимацией). Тот, кто не обрел счастья в браке, может и должен реализовать себя в какой-то иной области. А как быть тому, кто не имеет ярко выраженных талантов и способностей?

Позвольте, позвольте! Путь Отцов и дороги психоаналитиков пересекаются редко… Начнем с того, что подобные теории всегда ограниченны, ибо одно дело похоть, плотское желание, и совсем другое - потребность бессмертного человеческого духа прославлять Господа, жажда единения с Ним, желание души выразить свои благоговейные чувства в молитве к Создателю. Очевидно, что в человеке, сохраняющем девство, - какими были святые Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст, Иоанн Кронштадтский - все силы душевной и телесной природы в их первозданно-цельном образе обращены к Творцу. Отсюда такая удивительная мощь, такая радость, такая духовная полнота творений упомянутых мною подвижников. Говорить о том, что произошло превращение одной энергии в другую, неправильно, потому что все мы, и супруги, и безбрачные, призваны бороться с грехом, стремиться к чистоте сердечной.

Супруги, имея доступ к общему ложу, мало-помалу вводят семейную жизнь в русло созидания и обретают свободу от страстей. Монахи, безбрачники в корне отревают похоть, неся подвиг воздержания в надежде на благодать Христову. У живущих в воздержании через долгие годы подвижничества плоть увядает, переставая быть рассадником чувственных пожеланий, зато дух на диво укрепляется, становясь словесным органом, воспевающим величие Божие. Итак, земное и страстное не может переродиться в небесное и бесстрастное, нет. Но одно изживается, а другое восполняется притекающей в сердце благодатью Господней. Я соглашусь, что «сублимация» происходит в безблагодатных опытах язычества: у кришнаитов, например, сублимация налицо. Проповедуя внешний аскетизм, они похотствуют, любодействуют в сердце своем. Сам образ Кришны, разгульного божка, не брезговавшего плотскими удовольствиями, дышит сладострастием. Сублимация происходит и в мистических опытах католических «подвижников», где есть особый культ тяготения к «Телу Иисуса», о чем писано много и откровенно. Средневековые монахини, почитаемые на Западе святыми, просто одержимы плотским желанием… Невозможно без глубокого смущения читать «откровения» Терезы Авильской или Екатерины Сиенской.

Но в правильном опыте православного жительства «умерщвляются уды, яже на земли» (см. Кол. 3, 5), отсекаются плотские пожелания, зато духовная сила личности, дар словесности чудно расцветают, ибо, освобожденные из уз плоти, они обретают крылья и возводят христианина к нравственному совершенству. Безусловно, область творчества в широком смысле, способность видеть и воплощать красоту, облагораживает христианскую личность, дает ей ощущение внутренней полноты и защищает от разрушительного действия страстей. Да, конечно, не всякий способен излагать свои мысли в прозе или белым стихом, не всякому дано живописать или ваять… Однако же выскажу сокровенную для меня мысль: «Поэтом можешь ты не быть, христианином быть обязан». Человек, трудящийся над исполнением Евангельских заповедей, стремящийся осуществить в своей жизни идеал Христовой любви, прикасается в самом подвиге жительства во Христе к области творчества, черпая искреннюю и бескорыстную радость в делах милости, служения близким и словом, и делом. Облегчая крестоношение ближнему, истинный ученик Христов и сам воспаряет на своем кресте, а сердце его приобщается к тем «областям заочным», о которых поэты только мечтали, но редко познавали жизнью своей.

Батюшка, можно ли дать какие-либо практические советы безбрачному человеку, чтобы он мог с достоинством нести свое одиночество, не поддаваясь унынию, малодушию и иным тягостным помыслам?

Если ты не хочешь чувствовать себя одиноким, о холостяк, если ты имеешь живую веру в сердце своем, позаботься об устроении «красного угла» в своем жилище. Пусть со стен смотрят на тебя избранные святые, любимые тобой: Святитель Николай Чудотворец, опирающийся на посох богомудрый преподобный Серафим, скорбная, словно смотрящая в грядущее княгиня Ольга, что держит в руках Животворящий Крест… Научись общаться с не видимыми телесными очами, но ощущаемыми душой угодниками Божиими, Ангелом-Хранителем, Самой Пречистой Девой Марией. Приобрети молитвенный дух - и ты будешь денно и нощно благословлять и воспевать дарованное тебе свыше уединение, хотя бы раньше ты и много мучился от сознания своего «бобыльства», своей неприкаянности.

Несмотря на то, что наши беседы касаются земной любви и земных же проблем, с ней связанных, дерзну спросить Вас отец Артемий, о небесном - в приложении к земном. Монашество… 0 нем написаны сотни томов святоотеческих сочинений, его называют путем ангельским, путем совершенного богоугождения. Почему же тогда так прочно укоренилось в сознании людей - не только мирских, но и вполне церковных - убеждение, что в монастырь уходят «с моря», уходят, когда поиски земного счастья потерпели крах?

Судьбы человеческие - это полноводные реки, и кто сможет вычерпать их разными путями приводит Господь души к служению Ему. Но не только окольными! Не «от противного» лишь мы убеждаемся в том, что нет на земле ничего блаженнее служения Богу. Сейчас в монастырях - а их в России уже более пятисот - обилие молодых людей, светлость лиц которых свидетельствует об их невинности и чистоте. Думаю, и в процентном отношении насельников, не познавших горечи мирских услад, больше, нежели тех, кто пришел от разбитой грехом жизни. Так как монашество, являющееся союзом человеческой души со Христом, есть плюс, а не минус, полнота, а не ущербность, то, конечно, остается лишь по хорошему позавидовать тем, кто из книг, из общения с благочестивыми людьми, из размышлений убедился в суетности служения миру и направил свои стопы на монашеское поприще. Повторяю, судьба человеческая в руках Господа. Иному человеку, может быть, должно было пройти огонь, воду и медные трубы, пуститься «во все тяжкие», дабы нестерпимая боль греха смирила его и помогла повернуться к свету Божию.

Но ведь не зря говорится, что «в монастырь не уходят, а приходят». Разве нет духовной подмены в таком якобы благочестивом рассуждении: ну вот, с супружеством не получилось, значит, надо идти в монастырь. «Ha Тебе, Боже, что мне негоже», - жизнь-то опостылела… Можно ли с таким устроением души пытаться обрести утешение внутри монастырской ограды?

Получается, что жизненные испытания как бы подсказывают человеку его истинное призвание, до поры до времени не осознанное им. Если вспомнить определение Отцов, называвших монашество ангельской стезей, если увидеть сущности монашества в подвиге молитвенного очищения ума и сердца, в делании покаянном, названном «художеством из художеств», то, конечно, неудача на мирских кругах жизни еще вовсе не означает, что вы созрели для поступления в обитель.

Мне кажется, человек должен ощутить внутреннее призвание к жизни сосредоточенной, внимательной, труднической. Он должен полюбить уединение ради собеседования с Единым Богом.

Тот, кто стяжал в сердце «бисер многоценный», живую и зрячую веру во Христа, может с радостью и легкостью оставить за спиною все мирские приманки и услады. Без такой внутренней убежденности, окрыленности, стремления «работати Господеви» пришедший в монастырь очень легко становится рабом мирского духа и, по выражению преподобного Серафима Саровского, «обгорелой головешкой» - то есть человеком, чье сердце не воспламенено непрестанным молитвенным обращением ко Христу. Поступающий в обитель из-за того, что ему, как Вы изволили выразиться, опостылела жизнь, обрекает себя на настоящее мучение. Если и в миру у человека не было живой веры и любви ко Господу, то в монастыре он может и вовсе лишиться рассудка.

- Сейчас многие приходят в монастыри «по благословению», то есть получив совет от человека, пользующегося духовным авторитетом, - а таковых ныне немало в России (на подлинной или мнимой духовности основан подобный авторитет, нужно говорить отдельно). Иногда такое благословение бывает весьма неожиданно… Как быть, если верующий христианин, с одной стороны, не хочет идти против старческого совета, в котором видит выражение воли Божией, а с другой - не может справиться с растерянностью, подавленностью, вызванными неожиданным поворотом судьбы?

Не существует вообще благословений, данных неизвестно кем и неизвестно кому. К этому предмету нужно относиться с осторожностью. Часто человек приезжает к священнику умудренному и имеющему определенный духовный авторитет с разбродом мыслей, неопределенностью чувств и неясностью намерений. Пастырь дает осторожный и ненавязчивый совет, который еще должно опробовать, взвесить, сознавая собственную немощь, и тогда уж сделать окончательный вывод. Иногда, впрочем, православная молодежь не в состоянии сама «перейти через Рубикон», определить, по какой дороге идти - ангельской или супружеской. И мудрый, опытный пастырь сообщает такой душе импульс, который (благодаря духовному авторитету священника и живой детской вере вопрошающего) выводит пришедшего из области сомнении и собирает его силы на подвиг. Конечно, в этом и состоит благодетельное значение общения с умудренными духовниками. Иногда - к счастью, не так уж часто - приходится слышать, что батюшка начертал путь, к которому человек никак не был внутренне готов.

Мне, как священнику, приходилось видеть неприкаянные души, которые приезжали к старцу сами не зная зачем: например, сопровождая знакомую, знакомого, как бы «за компанию» подходили под благословение и… получали то, о чем и не помышляли. В таких случаях, думаю, не должно было им относиться к слову старца как к директиве, не подлежащее сомнению или обсуждению. Ибо «невольник не богомольник» - благодать не насилует. Господь никому не навязывает ничего, но говорит: «…если хочешь быть совершенным, пойди, продал имение твое… и следуй за Мною» (Мф. 19, 21). Часто драмы и даже трагедии: изломанная судьба, ожесточенное состояние, отпадение от Церкви - провоцируются не столько советом, определенным указанием мудрого священника, сколько аморфностью, смутностью намерений, легковесным настроением тех, кто переступает порог старческой кельи.

Думаю, что избежать этих тяжких потрясений христианин может и должен, отправляясь к старцам, которых он почитает, исключительно по благословению приходского пастыря, духовника, дабы местный батюшка помог определиться: для чего, с какой целью я еду к старцу? Готов ли выполнить данное мне благословение. Уравновесил ли весы своего сердца, дабы покориться без гнева и сомнения воле Господа? Ибо желающих поболтать весьма немало среди самой, как кажется, благонамеренной публики… Если же вопрошающий подлинно ищет не «своего», а Божьего, то старческий совет послужит ему укреплением и утверждением, в том числе и на монашеской стезе.

А сколь нужно истинное монашество, проходимое в духе святыни и молитвы, благочестивым христианским супругам живущим в миру! Признаюсь: для нас с матушкой посещение обители стало ежегодной потребностью - так что и пять дней, проведенные в монастырской ограде, дают нравственные силы к нелегким пастырским трудам в течение всего года.

Батюшка, а разве монастырь существует для паломников? Как бы благоговейно ни были настроены миряне – (да и это бывает не всегда), вместе с ними в жизнь обители неизбежно вторгается суета. Мир словно настигает людей, пожелавших из мира удалиться… Некоторые посетители монастырей мне почему-то напоминают курортников, принимающих процедуры, - особенно когда сталкиваешься со «специалистом», который доподлинно знает, где «большая благодать», а где «нечисто», кто «старец» и кто «в прелести».

Конечно, христиане черпают в православных обителях подлинное духовное утешение. Но - попробую продолжить сравнение с курортом - «местные жители», монастырские насельники, часто относятся к посетителям с иронией: иногда доброй, а иногда и горькой… - Монастырь монастырю и насельник насельнику рознь. Кто поспорит с тем, что обители всегда являлись тихими пристанями для измученных душой и телом христиан, живущих в миру? Кто поспорит со значением монастырей как врачебниц человеческого духа, кто не увидит в образе благочестивых и умудренных монашествующих пастырей духовных хирургов или терапевтов, которые самой благоустроенностью своей души, миром и чистотой своего сердца сообщают силы и волю к жизни кающимся грешникам?

С другой стороны, в наш век оскудения благочестия (когда сами паломники часто не понимают различия между паломничеством и туризмом) немощной братии, едва-едва спасшейся от суеты городов в тихих обителях, нашествие светских лиц бывает не столько в радость, сколько в тягость.

Конечно же приезжающие в монастырь входят в него как в новый, неведомый и прекрасный мир, где все, по представлению мирян, должно течь под знаком вечности, подчиняться особым духовным и нравственным законам. Вот почему даже незначительные погрешности, ошибки, слабости, случайное выражение угрюмости на лице монастырского жителя воспринимаются куда болезненнее, чем средь городской толпы. Да, безусловно, насельник насельнику рознь… Мы встретим в монастырях и те чистые, цельные натуры, которые могут сказать слово ободряющее, просвещающее, вразумляющее, утешающее случайных и неслучайных посетителей. Понимать и чувствовать ответственность пред миром, убежден, должен всякий облекшийся в черные одежды. «Вы – соль земли. Вы - свет мира» (Мф. 5, 13, 14), - сказано о тех, кто пришел в монастырь в поисках духовного сокровища, даже если оно еще не обретено. Прекрасно, когда молодой инок стремится так принять, так показать монастырь, так рассказать о его достопримечательностях и истории, что в сердце зашедшего остается светлый и теплый след… Важно, однако, чтобы хлебосольные братия помнили мудрое слово старцев: «Кто чем увлекается, тот тем и искушается». Дьявол неминуемо расставит силки и капканы приветливому монаху, для которого главное все-таки - детский плач пред Господом, чему не весьма способствует вращение среди мирских особ.

Святоотеческие писания и сочинения современных церковных авторов в один голос говорят об оскудении монашеской жизни в последние времена (как и об оскудении духовности вообще). Но, как Вы уже отметили, в сознании нынешних православных верующих зачастую складывается несколько иная картина. Я имею в виду восприятие монастырей как особого сказочного мира, где живут земные ангелы, где все в высшей степени спасительно, а любое случайно оброненное слово является чуть ли не пророчеством.

Напротив, среди далеких от Церкви людей все более заметной становится другая тенденция, - вместе с возрождением обителей в массовом сознании стали воскресать многочисленные байки (в том числе самые грязные) о монастырском житье-бытье. Можно, конечно, посетовать в связи с этим на всеобщее падение нравов и извращенность миропонимания современного обывателя… Но ведь дыма без огня не бывает!

Честно говоря, мне видится в этих противоположных тенденциях единая причина: монашество - очень и очень особый путь, на который могут ступить лишь единицы и к которому (как к высокому идеалу благочестивой жизни) нельзя призывать всех подряд. А это нередко делается в душеспасительной литературе.

Не случайно архимандрит Софроний (Сахаров), разъясняя смысл даваемого в постриге обета безбрачия, подчеркивает, что состояние это является вышеестественным. А естественным для человека - и вполне спасительным - служит состояние христианского брака. И тот, кто, не имея должных сил и расположения к монашеству, принимает постриг, рискует из вышеестественного состояния впасть в нижеестественное (блуд) и противоестественное (о котором «срамно и глаголати»)… Безусловно, монашество - это высота, взойдя на которую страшно потерять равновесие, ибо, говоря словами Нагорной проповеди, «падение будет великое». Не случайно святой епископ Игнатий Брянчанинов, наш замечательный духовный писатель, сравнивает души монашествующих с оранжерейными цветами, которые и по красоте, и по величине, и по благоуханию много превосходят полевые цветы. С другой стороны, эти питомцы оранжерей куда уязвимее, нежели полевые кашки и ромашки, легко приспосабливающиеся к переменам ветров, сильному дождю или палящему зною.

Конечно же то, что для живущего в миру и не представляется искушением, - скажем, застолье, на котором присутствуют лица обоего пола, - для инока, привыкшего к внимательной, трезвенной жизни, может явиться испытанием. В моей памяти есть положительный пример, о котором я хотел бы упомянуть.

Некий инок из отдаленного монастырька приехал к нам, почти что в центр Москвы, в храм Всех Святых, что в Красном Селе… Он сосредоточенно молился и причащался за Божественной литургией, стоя в алтаре, а затем был приглашен принять участие в трапезе вместе с храмовым духовенством и гостями. И когда мы уже садились за стол, он вдруг увидел, что напротив него и рядом сидят юные благочестивые особы женского пола… «А где же отец Н.?» - через некоторое время спросил я, настоятель, пекущийся о застолье. Никто и не заметил исчезновения гостя с трапезы! Только ближайший ко мне священник сказал вполголоса: «Отец Н. - добрый инок». Он предпочел удалиться по-английски, дабы не подвергнуть свою душу искушению, силу которого не так-то легко понять вращающимся средь мира. В этом смысле Ваше суждение справедливо. Едва лишь облекшийся в монашеские ризы изменит обещаниям, данным в постриге, потеряет трезвение, внимание, позволит уму своему блуждать «семо и овамо», по старославянскому выражению, - жди изменений к худшему. Думаю, что если кто-то стремится к монашеству по тщеславию (или, еще того хуже, желая «сделать карьеру» в церковной среде) либо был принужден, убежден к тому, не имея по существу согласия и собственного произволения на кровавый и крестный монашеский подвиг, то конечно же расплата для такового наступит почти неизбежно. А соблазны, которые посеет в сердцу «малых сих» падший монах, так же губительны и заразны, как и пример дурного поведения священника, недостойного своего сана. Мы знаем, что иные даже теряют веру, когда из-за недостойных поступков знакомых им духовных лиц в их глазах рушится нравственный идеал.

Еще сто с лишним лет тому назад святитель Игнатий советовал своему духовному чаду, даме благородного происхождения, относиться с известной осторожностью - если не подозрительностью - к незнакомому представителю духовенства. Ведь ризы и рясы еще не делают нас святыми, как бы ни хотелось в то верить благоговейным мирянам. Поэтому в наше время, когда быстро растут обители и открываются новые монастыри, мы призваны проявлять и рассудительность, и осторожность. Приходскому священнику не следует ныне отправлять в неведомое ему самому место будущего инока - но только передавать «из рук в руки», зная, под чью ответственность он вверяет словесную овечку. Думаю, не монашество мы должны винить в тех вопиющих соблазнах, слухи о которых сегодня смакуются (всегда еще и в извращенной форме) ушлой прессой.

Таково уж состояние мира, лежащего во зле… И если не все сегодня понимают, почему преступно третьеклассников знакомить с техникой разврата, то, очевидно и среди насельников монастырей мы встретим лиц, боримых грубыми страстями, встретим, быть может, и тех, кто сдал позиции и посреди поля боя бросил меч молитвы и щит воздержания… … И все же скажем: стены монастырских обителей, покуда православная вера сохраняется в чистоте, сокрывают в себе Эдем сладости - ту освященную Богом землю, которая для внимательных и рассудительных, кротких и чистых сердцем является преддверием Небесного Царства.

Мы и девство, соединенное со смирением, чтим, и воздержание, соблюдаемое с честностью и благочестием, приемлем, и смиренное отшельничество от мирских дел одобряем, и честное брачное сожительство почитаем.
Книга правил святых апостолов

Легче восходит к совершенству человек мирской, плотской или язычник, чем монах, который попустил охладеть первому огню духовной ревности.
Святой Иоанн КАССИАН

Известно, что для верующего человека существуют два пути: брак и монашество. Третий путь - это вдовство (бывают ведь и молодые овдовевшие супруги), целибат (читала книгу "Кавказская Голгофа" о новомученике Петре Кривоносове, не женившимся и не принявшим монашеский постриг) и девство или целомудренное безбрачие в миру (лично знаю нескольких одиноких глубоко верующих женщин, так и не вышедших ни разу замуж). Но многие (в основном священники) третий путь не признают и не благословляют. Причины вполне понятны (такой "безбрачник" может быть соблазном для кого-то; к тому же апостол Павел говорил: "...брак - врачевство от блуда", "...чем разжигаться, лучше вступить в брак", "...каждый во избежание блуда имей свою жену/мужа..."). Часто думаю, но всякое ли целомудренное(!) безбрачие - добровольное (тот же целибат) или невольное так уж неприемлимо для верущего человека? Ведь причины (говорю только о НЕэгоистических) могут быть разными: *несмотря на поиски и даже молитвы, отсутствие супруга; *некоторые заболевания, из-за которых человек не может иметь супружескую или родовую жизнь; *желание человека, не вступая в брак, посвятить себя богоугодным делам. Этот вопрос интересен не только мне, но и некоторым моим знакомым верущим людям.


11.11.2004, Ольга, Витебск (Беларусь)


Уважаемая Ольга!

Девство, как безбрачное цело-мудренное жительство ради Христа, во все времена не только признавалось, но и похвалялось Церковью. Много вдохновенных слов сказали об этом такие столпы Церкви, как Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Но высота этого образа жительства чрезвычайно опасна падением, особливо в наше время, когда и самая атмосфера как бы наэлектризована блудной похотью и развратом, от которых негде укрыться, кроме как во Христе, да и то в непрестанном, покаянном плаче. А посему, следует помнить предупреждение Апостола: «Блюдите, яко опасно ходите». Поэтому, решится на безбрачное жительство можно лишь со «многим советом» и благословением опытного духовника.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх