Сколько ребенок садится самостоятельно. Во сколько месяцев малыш начинает сидеть? Как научить ребёнка садиться. Во сколько ребенок начинает сидеть: этапы развития навыка

В наши дни необычайно популярно раннее развитие детей. Каждая мамочка хочет продемонстрировать подругам при встрече всё новые навыки своего малыша. Например, один уже с ползунков может отличить красный от синего, а другой с месячного возраста изучает английский или еще пару иностранных языков.

Конечно, раннее развитие никто не отменял, но в погоне за ним мамочки совершенно забывают, что малыш должен естественным путем пройти все этапы развития, в том числе такой важный, как ползание.

Ребенок начинает ползать

Почему-то к этому способу передвижения малютки родители относятся с безразличием. Они почти не фотографируют эти моменты, не запоминают дату, когда это случилось впервые. Просто они не до конца осознают, какой на самом деле важный шаг в своей жизни совершает кроха, начиная ползать.

Для того чтобы ползать, малыш должен уже осознанно передвигать поочередно руками и ногами, что значительно развивает его мышление.

Благодаря ползанию кроха учится определять себя в пространстве, ощущать собственное тело, уметь им управлять, поворачивать, понимать расстояния до объектов.

Разве это не важнейший этап осознания действительности и себя в ней? Однако мамы упорно игнорируют этот способ передвижения, стараясь не акцентировать на нем внимание родственников и друзей, которым они обычно демонстрируют навыки и умения ребенка.

Да и вся производимая продукция для детей нацелена на скорейшее становление ребенка на ноги: это манежики, ходунки и прочие модели приспособлений, опираясь на которые ребенок начинает ходить при поддержке родителей.

В чем польза ползанья

Однако молодым родителям нужно усвоить, что ползание в младенческом возрасте способствует формированию в будущем в сознании малыша понятий о сторонах света, о том, где право, а где лево, учит ориентироваться по компасу и часам, определяя расстояние, направление и время. Малыши, которые не были лишены возможности ползать по полу, быстрее развиваются, вырастая, они обычно умеют хорошо чертить, рисовать, держать равновесие.

Без этого процесса ребенок может в будущем плохо ориентироваться на местности, путать направления движения, не уметь определять расстояния до предметов, из-за чего будет натыкаться на дверные проемы и стены. В школе при изучении грамматики русского языка ребенку сложно будет разобраться в падежных формах и он будет путать значения пространственных понятий «наверх», «снизу», «позади», «к», «на», «при», «перед» и др.

Ползание развивает не только пространственно-временные представления ребенка, но и тактильные ощущения: малыш часто прикасается руками и ногами к твердым поверхностям; изучает окружающее на гладкость, шершавость, скольжение; учится сминать предметы, которые попадаются ему на пути и не дают продвинуться.

Ученые отмечают прямую связь между ползанием младенца и его спортивным будущим. Умея хорошо чувствовать свое тело в пространстве, в школьном возрасте ребенок легко сможет поймать мяч, устоять на одной ноге, перелезть через объекты; ему будет легко прыгать, скакать, бегать, вести мяч по полю ногами или забрасывать его в корзину.

Ползание важно для малыша и в психологическом плане, ведь, давая ему возможность двигаться столь сбалансированным способом, мама формирует в нем ощущение свободного пространства, благодаря чему в будущем ребенок становится более уравновешенным, смелым и физически активным.

Учим ребенка ползать

Для того чтобы стимулировать кроху к познанию мира подобным младенческим способом, чаще доставайте его из кроватки или манежа, где возможности ползать нет, и отправляйте на пол изучать окружающее пространство. При этом уберите с пола опасные и травмирующие предметы, а для того чтобы уберечь малыша от переохлаждения, расстелите на пол флисовое одеяло или теплый плед.

Если провода находятся на таком расстоянии, что кроха может до них дотянуться,уберите их, а розетки закройте специальными резиновыми накладками.

Поверьте: малышу доставит большое удовольствие путешествие по своему дому!

Если ребенок не проявляет активности, необходимо его стимулировать. Возможно, это происходит потому, что малыша окружают чрезмерной заботой и приносят всё, что ему захочется, не давая возможности самостоятельно до этого дотянуться.

Следует поставить на пол специальную корзину, ящик или тазик с игрушками и интересными, безопасными вещами для малютки, к которой он может дотянуться сам. Пусть изучает свои игрушки самостоятельно! Это принесет куда большую пользу его развитию, нежели постоянное нахождение в коляске, на руках или в кроватке.

Если ребенок не умеет ползать

Если ребенок в полгода не умеет ползать, то зачастую это означает только то, что никто ему этого не показал. Помните, ведь малыши буквально схватывают на лету и стараются подражать поведению взрослого, отдаленно осознавая его как принятую модель поведения. Дети склонны к поглощению и трансформации новой информации и обучению.

Покажите ребенку, как можно передвигаться на коленках и ручках, и все время после этого следите за его прогулками, чтобы малыш не поставил занозы, не испачкал руки, не совал их в рот. И, конечно же, следите за гигиеной в доме.

Помимо всего перечисленного, ползание полезно для развития опорно-двигательной, дыхательной и кровеносной систем. Ведь ползание для младенца - своего рода гимнастика, которая повышает тонус сосудов, формирует вестибулярный аппарат, заставляет ребенка чаще и глубже дышать, развивает суставы и связки. Обмен веществ ребенка при этом улучшается, срыгивание происходит реже, повышается аппетит, а вместе с ним и любознательность.

Исходя из этого стоит сделать однозначный вывод: пусть кроха ползает, пока не научился ходить, столько, сколько ему хочется!

Приближаясь к возрасту пяти месяцев, малыш становится очень активным и любознательным. Ребеночек глазеет по сторонам, поворачивая головку в разные стороны, уверенно хватает и держит игрушки, с легкостью . Некоторые детишки даже пробуют сесть, что для родителей становится поводом для гордости и восхищения, ведь каждая мамочка с нетерпением ожидает того счастливого времени, когда их ребенок начинает самостоятельно сидеть на попке.

Когда ребенок начинает присаживаться самостоятельно

По мнению педиатров, ребенок должен развиваться и сесть примерно по следующим показателям:

  • в 6 мес. – сидит с поддержкой;
  • в 7 мес. – сидит без поддержки;
  • в 7. 5 – 8 мес. – легко садится самостоятельно и может лечь из этого положения.

Союз педиатров России: Переход ребенка из положения лежа на спине в положение сидя

Бывает, что активные и физически крепкие детки садятся раньше на месяц-полтора. У других малышей это происходит немного позже. По мнению докторов, такие показатели также считаются нормальными.

Если опытному доктору задать вопрос, во сколько месяцев дети обычно начинают присаживаться, то он ответит, что у каждого маленького человечка свой срок, потому что путь развития каждого малыша индивидуален и неповторим.

Можно ли присаживать ребенка специально


Мнение педиатров и ортопедов по поводу популярного вопроса от молодых родителей «можно ли помогать и присаживать ребенка» однозначно: вертикальное положение позвоночника неестественно для ребенка до шестимесячного возраста. Искусственно усаживая малыша горе-родители могут навредить здоровью маленького. Уже в школьном возрасте это может аукнуться серьезными проблемами с позвоночником. Если мышцы спины не окрепли в достаточной мере, то кроха сам не сядет потому, что пока еще не готов к такой серьезной нагрузке.

Другое дело, если ребенок сел самостоятельно раньше, чем ему исполнилось полгода. Но даже в этой ситуации малышу нельзя находиться в положении «сидя» более 1 часа в день.

Момент, когда можно присаживать ребенка, наступает тогда, когда маленькому исполниться 6 месяцев. Подчеркну, не усаживать, а присаживать.

Консультирует доктор Комаровский: Когда присаживать малыша? Во сколько месяцев?

Серия упражнений с ребенком на укрепление спины

Что же должны сделать родители, чтобы помочь малышу освоить новый и необходимый для него навык?

Ежедневно с 3-х месячного возраста выполнять гимнастику и массаж с ребенком, плавать в ванной или бассейне (в крупных городах есть бассейны для совместного посещения с детьми раннего возраста). Таким образом хорошо укрепится мышечный корсет.

Упражнение 1. Ребенок лежит на столе. Как только он потянется ручками к маме, протянуть ему указательные пальцы. Малыш постарается сесть, ухватившись за мамины пальчики. Спинка ребенка отрывается от поверхности на 45о, в таком положении кроха удерживается несколько секунд и опять возвращается в положение «лежа».

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Упражнение 2. «Самолет». Положить малыша на животик. Поднять ребенка, одной рукой поддерживая его под грудной клеткой, другой – под ножками. Ножки упираются в грудь взрослого, ягодицы и спина напряжены, голова приподнята. Зафиксировать положение на несколько секунд.

Валентина Ершова: Как научить малыша сидеть

Рекомендуется для физического развития крохи подвесить над кроваткой кольца, за которые он сможет ухватиться и попытаться приподняться. Во время выкладывания на живот на небольшом расстоянии перед малышом поместить яркий предмет (игрушку), до которого он будет стараться доползти.

Каждой молодой маме немаловажно знать, как присаживать ребенка правильно (об этом уже было сказано выше) и чего делать нельзя.

Если ребенок не садится самостоятельно, то нельзя:

  1. Усаживать его в подушки;
  2. Возить в коляске в сидячем положении (можно зафиксировать спинку коляски на 45º)
  3. Переносить в различных переносках типа «Кенгуру» в положении «сидя»;
  4. Усаживать на руки (можно держать на коленях в положении «полулежа»).

Ребёнок первый раз садиться (видео)

Мальчики и девочки: предположения и факты

В обывательской среде бытует мнение, что мальчиков можно присаживать раньше девочек. На самом деле, независимо от полового признака присаживать ранее полугода вредно как тех, так и других.

Кроме этого, когда девочки начинают рано садиться, то в будущем это может привести к деформации тазовых костей и серьезным проблемам женской половой системы. Поэтому педиатры старшего поколения часто высказывают мнение, что девочку вообще нельзя присаживать, пока малышке не исполнится 6-7 месяцев. Современные источники придерживаются менее категоричной позиции: считается, что большого страха нет, если маленькая принцесса решила самостоятельно сесть раньше полугода, а опасения бабушек не этот счет сильно преувеличены.

Беспомощный и совершенно крошечный новорожденный малыш очень быстро развивается и растет. Он активно овладевает различными навыками, и мы иногда даже не замечаем этого: кроха учится узнавать голоса и лица, затем начинает различать цвета, узнает, что мир гораздо больше того, как он себе его представлял, и что в нем есть не только мама.

Одним из значимых и серьезных навыков младенца является способность садиться и умение самостоятельно сидеть. Такая перспектива открывает перед малышом огромные возможности, о которых он узнает, только овладев этим навыком. Но для мамы с папой умение сидеть отождествляется с нормальным своевременным развитием их чада, о чем переживают почти все родители. Вот почему многие задаются вопросом, во сколько ребенок должен сидеть и во сколько месяцев можно сажать ребенка.

Во сколько месяцев можно сажать ребенка?

Как бы нам ни хотелось, чтобы малыш уже мог играть, сидя, но торопить события ни в коем случае не стоит.

Во-первых, всему свое время. Маленький организм развивается и совершенствуется постепенно, и в этом процессе все должно происходить естественно, в гармонии и согласовании между системами и органами.

Во-вторых, пытаясь посадить ребенка раньше, чем он будет к этому готов, можно сильно навредить детскому здоровью. Главным образом, нарушить формирование позвоночника (спровоцировав его искривление и патологическое смещение позвонков) и мышечно-костных тканей, шеи, таза и опорно-двигательного аппарата в целом. Во-вторых, что касается девочек, то раннее высаживание может стать причиной формирования загиба матки, и в будущем у малышки могут возникнуть проблемы со здоровьем, самочувствием, зачатием, вынашиванием и рождением детей. Впрочем, данное предположение недавно было опровергнуто: современные врачи полагают, что вертикализация новорожденной девочки никак не влияет на развитие ее внутренних половых органов.

Более того, даже если малыш пробует сесть самостоятельно, то нужно доверить ему эту важную и занимательную задачу. Самостоятельное овладение данным навыком во всех смыслах пойдет ребенку только на пользу и ускорит его общее развитие. Все, что требуется от родителей, это создание безопасных условий в окружающем пространстве и личное присутствие возле «ученика», если он находится за пределами кроватки или манежа.

Настоятельно не рекомендуется в целях безопасности усаживать ребенка между подушками, пытаясь смягчить «боковые заносы». Напротив: будет полезно класть малыша в неудобную для него позу (конечно же, не оставляя его при этом самого), стимулируя его подниматься и менять положение. Чаще играйте с ребенком за границами кроватки и манежа, дурачьтесь на полу или большой кровати, чтобы он непроизвольно мог переворачиваться в разные стороны. И тогда ребенок сядет в свое время.

Другое дело, если малыш явно задерживается в развитии. В таком случае его нужно показать специалисту.

Когда же следует начать действовать?

Во сколько месяцев ребенок садится самостоятельно?

Очень многие детки начинают предпринимать попытки сесть в довольно раннем возрасте - начиная с 3-4 месяцев. Такие пробы ни в коем случае нельзя поддерживать. Более того, необходимо постараться ненавязчиво пресечь попытки малыша сесть. Впрочем, врачи полагают, что в действительности ребенок в таком раннем возрасте просто выгибает спинку и потягивается, что родители расценивают неправильно.

Все же чаще, и это является физиологической нормой, ребенок пробует садиться приблизительно с 6 месяцев. Безусловно, здесь не может быть четких временных рамок: малыш начнет садиться тогда, когда его мышцы и кости достаточно окрепнут и будут готовы к столь серьезному испытанию. Это время наступает как раз приблизительно в полгода или немного позже - после того, как новорожденный хорошо научиться переворачиваться набок и со спины на живот, вставать на четвереньки. Примечательно, что более крупные пупсы садятся немного позже крохотных. Кроме того, мальчиков можно присаживать немного раньше, чем девочек, считают некоторые педиатры, но побуждать к самостоятельному сидению все равно не стоит.

Следует учесть, что вначале ребенок учится лишь садиться с положения, лежа. Если 7-8-месячный малыш стоит на ножках, держась, к примеру, за поручни кроватки, но сесть с такого положения не может, то это не является нарушением или отставанием в развитии. Такому навыку карапузы обучаются гораздо позже - месяцев около 10 и дальше, и помогать им в этом тоже не рекомендуется.

Период обучения самостоятельному высаживанию может начаться и в 8-9 месяцев, поэтому не следует волноваться, если полугодовалый младенец не предпринимает никаких попыток сесть самостоятельно. Но если у родителей есть основания полагать, что 7-8-месячный кроха слаб, его мышечная ткань слабо развита, а он сам к 8-месячному возрасту и не пытается садиться, то тогда нужно обратиться за квалифицированной консультацией.

Помочь ребеночку сесть способны различные гимнастические и физические упражнения. Приблизительно с 2 месяцев, когда малыш научится хвататься ручками за Ваши большие или указательные пальцы, можно слегка пробовать приподнимать его вверх до полусидячего положения (сначала совсем немножко, затем чуть больше). Сыграют свою положительную роль в этом направлении и профилактические курсы массажа для новорожденных.

Если же ребеночек вполне здоров, крепок, бодр и весел, педиатр и родители считают, что он нормально развивается, то нужно дать ему право и время сесть, когда для этого наступит тот самый момент. Нормально развивающийся младенец в норме может сесть самостоятельно и в 5 месяцев, и в 9.

Но если у мамы возникает необходимость на мгновение присадить ребеночка, то это, считают современные врачи, вполне можно начинать делать с 4,5-5 месяцев, предварительно показав кроху ортопеду. Однако усаживать новорожденного на колени или стульчик раньше полугода все же не нужно.

Специально для - Лариса Незабудкина

Попытки самостоятельно сидеть – это очередной шаг ребенка к освоению вертикального образа жизни и повод для гордости родителей. Необходимо помнить, что все дети развиваются индивидуально. Говорить о том, что малыш должен уметь что-то делать в четко определенный срок, не вполне корректно. Временные рамки, в которых нормальный ребенок должен научиться сидеть, довольно широки: от 6 до 9 месяцев, с отклонениями в пределах 1–1,5 месяцев.

Нужно ли присаживать малыша?

Всех родителей интересует, развивается ли их ребенок в соответствии с нормами и когда он должен освоить различные навыки. Среди прочих возникает вопрос, во сколько месяцев можно присаживать детей и как помочь им обрести новое положение, не навредив здоровью.

Позвоночник новорожденного предназначен для горизонтального положения. В нем нет еще естественных изгибов, необходимых для прямохождения взрослому человеку. Они формируются с течением времени и обеспечивают нормальную осанку. Подвижные дети, способные самостоятельно переворачиваться, крутить головой, совершать разнообразные движения ногами и руками, постепенно укрепляют мышцы и позвоночник. Они учатся сидеть сами, без помощи родителей. Ускорение родителями этого процесса, раннее присаживание (потому что ребенок подруги «с четырех месяцев вовсю сидит»), чревато нарушениями работы двигательной системы, костей, мышц и некоторых внутренних органов в стадии формирования и развития.

Примерные сроки

Попытки принять вертикальное положение малыш совершает начиная с 5 месяцев. У него уже достаточно сформирован интерес к окружающему миру, он хорошо умеет держать голову, удерживает в руках предметы, рассматривает их, переворачивается на живот из положения лежа. Умение сидеть, как и любой другой навык, формируется последовательно. Если наблюдающие ребенка педиатр, ортопед и невролог не находят у него каких-либо серьезных нарушений, в 6–6,5 месяцев малыш будет сидеть короткое время, неуверенно, с поддержкой . Мышцы спины и брюшного пресса уже достаточно хорошо развиты у детей в этом возрасте. Но при сидении они нуждаются в опоре на обе руки или на одну из них, быстро теряют равновесие и заваливаются набок.

К 7 месяцам вырабатывается навык сидения без опоры на руки. Ребенок способен сидеть более длительное время, удерживая равновесие; садится из положения лежа на животе при помощи рук.

К 8–9 месяцам навык совершенствуется. Ребенок может сидеть довольно долго, садится из положения лежа, ложится из положения сидя, сохраняет равновесие при повороте головы и корпуса в стороны. Но даже годовалый ребенок может, садясь, помогать себе рукой. Постепенно мышцы живота, таза и бедер укрепляются и необходимость в помощи рук проходит.

Некоторые дети осваивают ползание, стоят у опоры и совершают первые шаги по кроватке или манежу раньше, чем начинают садиться. Это также является нормой. Перейти в сидячее положение из позы на четвереньках достаточно удобно, и происходит это само собой.

Все части тела при сидении должны находиться в правильном положении. Родителям следует следить, чтобы голова ребенка была слегка наклонена вперед, подбородок опущен, шея и верхняя часть позвоночника разогнуты. Руки поначалу служат в качестве опоры, находятся впереди; в 7–8 месяцев заняты предметами игры. Поясница согнута. Тазобедренные суставы согнуты и обеспечивают небольшой наклон туловища вперед. Ноги разведены, развернуты наружу; основной упор делается на боковую поверхность ноги. Стойкое нарушение положения хотя бы одной части тела является поводом обратиться к детскому ортопеду или неврологу.

Недоношенный, маловесный ребенок или, наоборот, крупный, неактивный карапуз самостоятельно сядет несколько позже, так как мышечный корсет у него может быть вялым. Детский врач назначит массаж, а родителям рекомендуется проводить укрепляющую гимнастику, заниматься на резиновом мяче, давать ребенку возможность плавать в ванне или в бассейне.

Упражнения для укрепления мышечного корсета

Довольно легко определить, на что следует направить комплекс упражнений. Если ребенок не держит спинку прямо, округляет ее - значит, у него слабые мышцы спины; если заваливается назад, нужно укреплять пресс; падает набок - требуют внимания боковые мышцы:

  1. 1. Чтобы тренировать спину, нужно поставить ребенка на твердую поверхность спиной к себе, крепко держа за ножки и легко поддерживая за живот. В таком положении слегка надавить на спинку ребенка, чтобы он наклонился вперед. Удержав наклон 2–3 секунды, надо подтолкнуть малыша рукой под живот, чтобы он выпрямился.
  2. 2. Упражнения для мышц живота выполняются из положения лежа на спине. Правая рука тянется к левой ноге, а левая рука к правой. Во время этой гимнастики малыша нельзя фиксировать в сидячем положении более чем на 4–5 секунд.
  3. 3. Боковые мышцы укрепляются в процессе круговых движений. Для этого малышу, лежащему на спине, нужно дать свои большие пальцы в руки, немного приподнять над поверхностью (30–45 градусов) и раскачивать его вправо-влево и вперед-назад. Делать это нужно не торопясь и плавно. Резкие движения принесут дискомфорт и даже ухудшение самочувствия.

Чего следует избегать?

Ошибочным является мнение некоторых родителей, что ребенок ленится и нужно его поторопить: присаживать, а то и усаживать в подушки, чтобы привыкал к новому положению тела. Если малыш не начинает садиться сам, это означает, его мышечная система и скелет еще не готовы к этому этапу. Любые попытки усадить ребенка, который еще не умеет сидеть, и удержать его в этом состоянии приведут к серьезным проблемам с позвоночником и деформациям тазовых костей в дальнейшем. Нельзя пока возить его в коляске с вертикальной спинкой, носить в переносках и рюкзаках в положении сидя (только полулежа), усаживать в стульчик или на руки дома, в поликлинике, в автобусе. Можно держать малыша на своих коленях в положении полулежа, лицом или спиной к себе. Торопливость родителей в этом процессе воздействует и на психоэмоциональное состояние малыша. Вертикальное положение, пока еще непривычное и неудобное, вызывает у многих детей страх и неуверенность, не случайно они плачут и стараются принять привычную позу.

Чем позднее ребенок начинает сидеть, тем полезнее для его позвоночника. А вот лежание на животе и ползание необходимо всячески поддерживать. Когда ребенок лежит на животе, нужно на небольшом расстоянии перед ним класть интересный предмет или любимую игрушку, до которой он будет стараться доползти. Если подвесить над кроваткой яркие, привлекательные кольца, то ребенок будет тренироваться сам: время от времени пытаться ухватиться за них и тянуть к себе, тем самым приподнимаясь.

Если ребенок сел самостоятельно не достигнув полугодового возраста, ему можно находиться в сидячем положении не более одного часа в день, ведь мышцы и позвоночник еще не готовы пока к таким нагрузкам. Эффект новизны от непривычных ощущений тела приводит к пониманию, что сидя интереснее наблюдать за всем, что происходит вокруг. Научившись сидеть с опорой, малыш будет стремиться как можно чаще занимать это положение. Возвращать ребенка в горизонтальное положение не только бесполезно, но и нежелательно: это может замедлить естественное развитие. Если родители замечают, что, научившись сидеть, ребенок младше 6 месяцев проводит в этом положении продолжительное время, его нужно отвлечь, подержать на руках, походить с ним, посмотреть в окно.

Попытки ребенка сесть самостоятельно в 3-4 месяца считаются крайне ранними сроками и могут быть связаны с гипертонусом мышц. Требуется консультация невролога.

Когда малыш сидит еще неуверенно, заваливаясь набок или назад, не рекомендуется каждый раз поправлять его. Постепенно мышцы окрепнут, и он перестанет падать. Не следует обкладывать кроху подушками, так как ему будет очень трудно сменить позу, когда захочется.

Садятся ли мальчики раньше девочек?

Возраст, в котором ребенок научится сидеть (ползать, стоять, хлопать в ладоши), от пола не зависит. Значение имеет только физическое развитие и психическая готовность малыша к новому этапу развития. Можно встретить мнение, что мальчиков можно учить садиться раньше девочек. Вне зависимости от пола, присаживать и мальчика, и девочку младше полугода вредно. Выявлена зависимость между ранним присаживанием детей и развитием сколиоза, нарушением осанки в более старшем возрасте.

У девочек, которых родители начали сажать до того момента, когда ребенок сделает это сам, впоследствии выявляются нарушения развития тазовых костей. Деформированные кости могут создать проблемы, когда через много лет придет пора рожать: родовые пути окажутся перекрыты и роды будут долгими и более мучительными. А вот загиб матки как результат раннего присаживания девочек - это миф. Исследования показывают, что отклонение матки - это не патология, а особенность строения женского организма, которая возникает из-за воспалительных процессов в малом тазу либо является генетически обусловленной.

Если мальчик или девочка в 7 месяцев, как и в 5, плачет, не хочет сидеть на твердом или на руках у взрослого, старается лечь, то это означает только одно - ребенок сам не ощущает готовности увидеть мир из нового положения. Может быть, он сначала будет ползать и даже вставать, и только потом освоит сидение. Это находится в пределах возрастной нормы, и повода для беспокойства нет, если педиатр не находит у ребенка задержки психического развития, а сам малыш умеет переворачиваться, время от времени предпринимает попытки ползти или встать на колени. Рекомендуется проконсультироваться со специалистом, который определит, имеет ли место задержка моторного развития. Как правило, помогают физические упражнения, массаж и водные процедуры.

Все параметры, в которые должны «укладываться» показатели ребенка, ориентированы на среднестатистических детей. Каждый малыш уникален, поэтому его индивидуальное развитие пойдет своим путем.

Попытки самостоятельно сидеть – это очередной шаг ребенка к освоению вертикального образа жизни и повод для гордости родителей. Необходимо помнить, что все дети развиваются индивидуально. Говорить о том, что малыш должен уметь что-то делать в четко определенный срок, не вполне корректно. Временные рамки, в которых нормальный ребенок должен научиться сидеть, довольно широки: от 6 до 9 месяцев, с отклонениями в пределах 1–1,5 месяцев.

Нужно ли присаживать малыша?

Всех родителей интересует, развивается ли их ребенок в соответствии с нормами и когда он должен освоить различные навыки. Среди прочих возникает вопрос, во сколько месяцев можно присаживать детей и как помочь им обрести новое положение, не навредив здоровью.

Позвоночник новорожденного предназначен для горизонтального положения. В нем нет еще естественных изгибов, необходимых для прямохождения взрослому человеку. Они формируются с течением времени и обеспечивают нормальную осанку. Подвижные дети, способные самостоятельно переворачиваться, крутить головой, совершать разнообразные движения ногами и руками, постепенно укрепляют мышцы и позвоночник. Они учатся сидеть сами, без помощи родителей. Ускорение родителями этого процесса, раннее присаживание (потому что ребенок подруги «с четырех месяцев вовсю сидит»), чревато нарушениями работы двигательной системы, костей, мышц и некоторых внутренних органов в стадии формирования и развития.

Примерные сроки

Попытки принять вертикальное положение малыш совершает начиная с 5 месяцев. У него уже достаточно сформирован интерес к окружающему миру, он хорошо умеет держать голову, удерживает в руках предметы, рассматривает их, переворачивается на живот из положения лежа. Умение сидеть, как и любой другой навык, формируется последовательно. Если наблюдающие ребенка педиатр, ортопед и невролог не находят у него каких-либо серьезных нарушений, в 6–6,5 месяцев малыш будет сидеть короткое время, неуверенно, с поддержкой . Мышцы спины и брюшного пресса уже достаточно хорошо развиты у детей в этом возрасте. Но при сидении они нуждаются в опоре на обе руки или на одну из них, быстро теряют равновесие и заваливаются набок.

К 7 месяцам вырабатывается навык сидения без опоры на руки. Ребенок способен сидеть более длительное время, удерживая равновесие; садится из положения лежа на животе при помощи рук.

К 8–9 месяцам навык совершенствуется. Ребенок может сидеть довольно долго, садится из положения лежа, ложится из положения сидя, сохраняет равновесие при повороте головы и корпуса в стороны. Но даже годовалый ребенок может, садясь, помогать себе рукой. Постепенно мышцы живота, таза и бедер укрепляются и необходимость в помощи рук проходит.

Некоторые дети осваивают ползание, стоят у опоры и совершают первые шаги по кроватке или манежу раньше, чем начинают садиться. Это также является нормой. Перейти в сидячее положение из позы на четвереньках достаточно удобно, и происходит это само собой.

Все части тела при сидении должны находиться в правильном положении. Родителям следует следить, чтобы голова ребенка была слегка наклонена вперед, подбородок опущен, шея и верхняя часть позвоночника разогнуты. Руки поначалу служат в качестве опоры, находятся впереди; в 7–8 месяцев заняты предметами игры. Поясница согнута. Тазобедренные суставы согнуты и обеспечивают небольшой наклон туловища вперед. Ноги разведены, развернуты наружу; основной упор делается на боковую поверхность ноги. Стойкое нарушение положения хотя бы одной части тела является поводом обратиться к детскому ортопеду или неврологу.

Недоношенный, маловесный ребенок или, наоборот, крупный, неактивный карапуз самостоятельно сядет несколько позже, так как мышечный корсет у него может быть вялым. Детский врач назначит массаж, а родителям рекомендуется проводить укрепляющую гимнастику, заниматься на резиновом мяче, давать ребенку возможность плавать в ванне или в бассейне.

Упражнения для укрепления мышечного корсета

Довольно легко определить, на что следует направить комплекс упражнений. Если ребенок не держит спинку прямо, округляет ее - значит, у него слабые мышцы спины; если заваливается назад, нужно укреплять пресс; падает набок - требуют внимания боковые мышцы:

  1. 1. Чтобы тренировать спину, нужно поставить ребенка на твердую поверхность спиной к себе, крепко держа за ножки и легко поддерживая за живот. В таком положении слегка надавить на спинку ребенка, чтобы он наклонился вперед. Удержав наклон 2–3 секунды, надо подтолкнуть малыша рукой под живот, чтобы он выпрямился.
  2. 2. Упражнения для мышц живота выполняются из положения лежа на спине. Правая рука тянется к левой ноге, а левая рука к правой. Во время этой гимнастики малыша нельзя фиксировать в сидячем положении более чем на 4–5 секунд.
  3. 3. Боковые мышцы укрепляются в процессе круговых движений. Для этого малышу, лежащему на спине, нужно дать свои большие пальцы в руки, немного приподнять над поверхностью (30–45 градусов) и раскачивать его вправо-влево и вперед-назад. Делать это нужно не торопясь и плавно. Резкие движения принесут дискомфорт и даже ухудшение самочувствия.

Чего следует избегать?

Ошибочным является мнение некоторых родителей, что ребенок ленится и нужно его поторопить: присаживать, а то и усаживать в подушки, чтобы привыкал к новому положению тела. Если малыш не начинает садиться сам, это означает, его мышечная система и скелет еще не готовы к этому этапу. Любые попытки усадить ребенка, который еще не умеет сидеть, и удержать его в этом состоянии приведут к серьезным проблемам с позвоночником и деформациям тазовых костей в дальнейшем. Нельзя пока возить его в коляске с вертикальной спинкой, носить в переносках и рюкзаках в положении сидя (только полулежа), усаживать в стульчик или на руки дома, в поликлинике, в автобусе. Можно держать малыша на своих коленях в положении полулежа, лицом или спиной к себе. Торопливость родителей в этом процессе воздействует и на психоэмоциональное состояние малыша. Вертикальное положение, пока еще непривычное и неудобное, вызывает у многих детей страх и неуверенность, не случайно они плачут и стараются принять привычную позу.

Чем позднее ребенок начинает сидеть, тем полезнее для его позвоночника. А вот лежание на животе и ползание необходимо всячески поддерживать. Когда ребенок лежит на животе, нужно на небольшом расстоянии перед ним класть интересный предмет или любимую игрушку, до которой он будет стараться доползти. Если подвесить над кроваткой яркие, привлекательные кольца, то ребенок будет тренироваться сам: время от времени пытаться ухватиться за них и тянуть к себе, тем самым приподнимаясь.

Если ребенок сел самостоятельно не достигнув полугодового возраста, ему можно находиться в сидячем положении не более одного часа в день, ведь мышцы и позвоночник еще не готовы пока к таким нагрузкам. Эффект новизны от непривычных ощущений тела приводит к пониманию, что сидя интереснее наблюдать за всем, что происходит вокруг. Научившись сидеть с опорой, малыш будет стремиться как можно чаще занимать это положение. Возвращать ребенка в горизонтальное положение не только бесполезно, но и нежелательно: это может замедлить естественное развитие. Если родители замечают, что, научившись сидеть, ребенок младше 6 месяцев проводит в этом положении продолжительное время, его нужно отвлечь, подержать на руках, походить с ним, посмотреть в окно.

Попытки ребенка сесть самостоятельно в 3-4 месяца считаются крайне ранними сроками и могут быть связаны с гипертонусом мышц. Требуется консультация невролога.

Когда малыш сидит еще неуверенно, заваливаясь набок или назад, не рекомендуется каждый раз поправлять его. Постепенно мышцы окрепнут, и он перестанет падать. Не следует обкладывать кроху подушками, так как ему будет очень трудно сменить позу, когда захочется.

Садятся ли мальчики раньше девочек?

Возраст, в котором ребенок научится сидеть (ползать, стоять, хлопать в ладоши), от пола не зависит. Значение имеет только физическое развитие и психическая готовность малыша к новому этапу развития. Можно встретить мнение, что мальчиков можно учить садиться раньше девочек. Вне зависимости от пола, присаживать и мальчика, и девочку младше полугода вредно. Выявлена зависимость между ранним присаживанием детей и развитием сколиоза, нарушением осанки в более старшем возрасте.

У девочек, которых родители начали сажать до того момента, когда ребенок сделает это сам, впоследствии выявляются нарушения развития тазовых костей. Деформированные кости могут создать проблемы, когда через много лет придет пора рожать: родовые пути окажутся перекрыты и роды будут долгими и более мучительными. А вот загиб матки как результат раннего присаживания девочек - это миф. Исследования показывают, что отклонение матки - это не патология, а особенность строения женского организма, которая возникает из-за воспалительных процессов в малом тазу либо является генетически обусловленной.

Если мальчик или девочка в 7 месяцев, как и в 5, плачет, не хочет сидеть на твердом или на руках у взрослого, старается лечь, то это означает только одно - ребенок сам не ощущает готовности увидеть мир из нового положения. Может быть, он сначала будет ползать и даже вставать, и только потом освоит сидение. Это находится в пределах возрастной нормы, и повода для беспокойства нет, если педиатр не находит у ребенка задержки психического развития, а сам малыш умеет переворачиваться, время от времени предпринимает попытки ползти или встать на колени. Рекомендуется проконсультироваться со специалистом, который определит, имеет ли место задержка моторного развития. Как правило, помогают физические упражнения, массаж и водные процедуры.

Все параметры, в которые должны «укладываться» показатели ребенка, ориентированы на среднестатистических детей. Каждый малыш уникален, поэтому его индивидуальное развитие пойдет своим путем.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх