Родительское собрание «Профилактика экранной зависимости у дошкольников. Родительское собрание экранная зависимость. Чем характеризуется игровое расстройство

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЭКРАННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ»

Как показывают специальные исследования, в последнее время дети позже начинают говорить, а, научившись, го¬ворят мало и плохо, их речь бедна и примитивна. Уместен вопрос: а при чем здесь телевидение и ком¬пьютер? Ведь ребенок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь и занят довольно интересным делом. Ка¬кая разница, кто говорит с ребенком - взрослый или герой мультфильма?

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ЭКРАННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ»

Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного становления внутреннего мира ребенка. Упущенное в этот период изменить или наверстать в дальнейшем очень проблематично, а порой и невозможно.

Как показывают специальные исследования, в последнее время дети позже начинают говорить, а, научившись, говорят мало и плохо, их речь бедна и примитивна.

Уместен вопрос: а при чем здесь телевидение и компьютер? Ведь ребенок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь и занят довольно интересным делом. Какая разница, кто говорит с ребенком - взрослый или герой мультфильма?

Разница огромная. Речь - это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Чтобы ребенок заговорил, речь должна быть включена в его конкретные практические действия, в игровые манипуляции, в его реальные впечатления, а главное - в его общение со взрослыми. Речевые звуки, не обращенные к ребенку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают его волю и чувства, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком».

Однако речь - это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением, осознания своих переживаний и себя в целом. Вспоминая или мечтая о будущем, переживая потери или яркие впечатления, сопереживая или давая себе отчет в своих действиях, мы всегда ведем внутренний диалог с собой. Если же внутренней речи нет, то человек становится крайне зависимым от внешних воздействий. Явные признаки отсутствия этой внутренней формы наблюдаются у многих современных детей, они просто не в состоянии удерживать в своем сознании какое-либо содержание или стремиться к какой-то цели.

Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух, понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в результате они не понимают текста в целом. Слышимая речь не вызывает у них каких-либо ярких образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине им трудно читать. Им просто неинтересно, скучно слушать и читать даже самые хорошие детские книжки.

Резкое снижение творческой активности и отсутствие фантазии - еще один факт, который наблюдается в развитии современных детей. Они теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Рисунки и игровые сюжеты, как правило, носят однотипный характер. А ведь ребенок с богатой фантазией и развитым воображением быстро включается в любую предлагаемую деятельность, самостоятельно может организовать и любую игру, успешнее решает нестандартные логические задачи, легче переживает неудачи и неприятности, пользуется интересом и уважением у сверстников.

Также можно заметить, что общение со сверстниками становится все более поверхностным и формальным: детям не о чем разговаривать, нечего обсуждать, не о чем спорить. Они готовы нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.

Но самое явное свидетельство нарастания внутренней детской пустоты - рост детской жестокости и агрессивности. Иногда можно наблюдать немотивированную агрессию детей в адрес сверстников, а иногда и близких взрослых. Конечно, мальчишки всегда дрались, но в последнее время все чаще проявляют агрессию и девочки. Подражая «героям» и «героиням», дети вступают в схватку со сверстниками. Сопереживание, жалость, помощь слабому - эти качества встречаются все реже.

Напрашивается вопрос: ну неужели всему виной телевизор и компьютерные игры?

Да, если речь идет о маленьком ребенке, не готовом адекватно воспринимать сведения, услышанные с экрана, не умеющем критично относиться к той или иной получаемой им информации. Если родители не будут активно включаться в совместный просмотр телепередач и компьютерных игр, то это безобидное и безопасное занятие может повлечь за собой весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много), но и для его психического развития и становления личности.

Сказанное выше отнюдь не означает призыв исключить СМИ из жизни и воспитания детей. Это невозможно и бессмысленно. Ведь есть много телепередач и компьютерных игр, которые служат настоящей энциклопедией нравственности и познания окружающего мира, демонстрацией моделей поведения в разы ситуациях. Важно знать, что подключать детей к информационной технике можно только тогда, когда они готовы использовать ее по назначению, когда она будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душам. И тогда возникнут совсем другие детские диалоги, игрушки, рисунки и игры.

В связи с интенсивным развитием средств компьютерной и медиакоммуникации, детство современных детей проходит в условиях особых рисков развития. Сложность ситуации в том, что детям нравится проводить время у экрана. Такое безобидное, на первый взгляд занятие, как игра на компьютере или просмотр мультфильмов, часто устраивает не только детей, но и родителей. Ребенок не пристает, ни чего не просит и в то же время получает впечатления. Часто экран заменяет ребенку живое общение с родными, совместное проведение досуга, игры с родителями, спорт. Зависимость ребенка от экрана необходимо преодолеть как можно раньше, поскольку она тормозит его нормальное развитие и может привести к таким последствиям, как неспособность сконцентрироваться на занятии, отсутствие прочих интересов к жизни, повышенная рассеянность. Детям становится необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана.

Признаки и последствия экранной зависимости.
Беспокоится следует в следующих случаях:
- если ребенок много времени проводит за экраном компьютера, телевизора, планшета и прочих электронных устройств, поглощен этим занятием;
- постоянно требует поставить ему мультики, смотрит все подряд;
- «выключается» из реального мира, становится рассеянным, несобранным;
- постоянно старается улучить момент, чтобы включить компьютер, планшет, телевизор;
-перестает слушаться родителей (напряжение в отношениях между взрослыми и ребенком нарастает);
- перестает проявлять интерес к обычным играм, прогулкам, творческим занятиям.
Наряду с этим у ребенка могут возникнуть проблемы в эмоциональной сфере (страхи, фобии, агрессивность), особенно если он играет в игры, связанные с насилием; наблюдаются различные виды навязчивых действий (ребенок грызет ногти, сосет пальцы, накручивает волосы на палец); имеют место психофизиологические реакции (нервный тик, энурез, заикание). В дополнение к этому у зависимых детей, как правило, возникают социальные проблемы: испытывают трудности в общении со сверстниками, становятся замкнутыми, грубыми.
Профилактика экранной зависимости у детей.
1. Родителям необходимо быть примером для своих детей, ведь дети учатся жить, так как делают это сами родители.
2. Взрослые должны с самого начала озвучить ребенку четкие правила пользования телевизором, планшетом, компьютером. Конкретные и разумные ограничения упорядочивают мир ребенка, делают его простым и понятным: четко зная границы дозволенного, он чувствует себя в безопасности.
3. Можно и даже нужно записать ребенка в кружок или секцию в соответствии с его интересами. Тогда у него будет оставаться меньше времени на телевизор или компьютер, и он будет увлечен живым общением со сверстниками.
4. Периодически вместо проведения вечера у телевизора, компьютера, планшета можно устраивать прогулку или игру всей семьей в лото, игры-загадки, шашки, конструктор.
5. Компьютер можно использовать для проведения совместно с ребенком экскурсии по виртуальному зоопарку или установить полезные программы для развития. Главное, помнить, что все хорошо в меру.
6. Рекомендуется соблюдать следующие ограничения пользования дошкольником компьютером или планшетом.
- продолжительность пребывания за компьютером, планшетом, телевизором не должна превышать 10 минут для детей 5 лет и 15-20 минут для детей 6-7 лет;
-не стоит допускать ребенка дошкольного возраста к компьютеру чаще трех раз в неделю, более одного раза в течение дня, а также поздно вечером и непосредственно перед сном;
-необходимо следить за тем, во что играет ребенок и какие фильмы он смотрит.
7. В жизни ребенка должно быть как можно больше реальных событий: забота о домашних животных, общение с друзьями, занятие спортом, общий досуг со взрослыми в будни и выходные.

Материал подготовила: педагог-психолог высшей квалификационной категории Чистякова Н.А.

Портативные компьютерные технологии предоставляют невероятный доступ к информации, а также стали неотъемлемым ресурсом для обучения детей в 21-м веке. С другой же стороны, однако, вездесущие экранные медиа и вовлеченность в их использование может представлять собой угрозу замедления или даже обращения социального и эмоционального развития у детей.

Гаджеты и их опасность в современном мире

Экранные медиа - это визуальный электронный контент, который создан для того, чтобы обучать и развлекать пользователей, а также для того, чтобы продвигать и продавать им товары и услуги. Кроме того, они предназначены для того, чтобы обмениваться информацией, карьерными интересами, идеями, изображениями и видеозаписями в виртуальных сообществах и сетях. Вовлеченность в пользование экранными медиа поднимается до такой точки, где оно становится обсессивно-компульсивным. Однако, в то время как погружение в экранные медиа может иметь свойства зависимости, страх родителей, что она может завладеть жизнью их детей, и, несмотря на то что постоянно появляются новые программы по лечению интернет-зависимости, исследователи, профессионалы в сфере здравоохранения и эксперты по вопросам детского развития продолжают активно обсуждать, стоит ли формально классифицировать это как полноценную форму зависимости.

Что такое зависимость?

Зависимость развивается от нездоровых и изменяющих настроение отношений между человеком и субстанцией или видом деятельности (азартные игры, еда, секс и так далее), которые прогрессируют до такого момента, где применение субстанции или принятие участия в виде деятельности вмешиваются в повседневную жизнь человека, выходят из-под сознательного контроля и продолжают присутствовать, несмотря на то что негативные последствия постоянно увеличиваются.

  • Зависимость характеризуется наличием одержимости, компульсивности, прогрессивности и ломки, и все эти четыре элемента являются частью чрезмерного вовлечения в экранные медиа.
  • Одержимость включает в себя постоянные мысли о чем-либо, желание конкретной субстанции или какого-либо вида деятельности.
  • Компульсивность - это непреодолимый импульс, который подталкивает к тому, чтобы поддаться одержимости конкретной субстанции или вида деятельность.
  • Прогрессивность относится к постоянному увеличению вовлеченности в использование субстанции или занятие определенным видом деятельности в вопросах интенсивности, частоты и серьезности.

С течением времени эта вовлеченность начинает поглощать все больше времени, внимания и энергии, а также приводит к более серьезным проблемам в различных сферах жизни. Ломка происходит, когда человек испытывает ментальные, эмоциональные и даже физические проблемы или дискомфорт при прекращении употребления субстанции или занятия видом деятельности, из-за чего активируется сильное желание продолжить использование, чтобы избежать этого чувства дискомфорта.

Нейробиология и зависимости

Нейробиология помогает людям понять, как субстанции и виды деятельности оказывают влияние на мозг. Употребление алкоголя и других наркотических веществ активирует нейроны в вентральной тегментальной области среднего мозга, из-за чего начинается выработка нейромедиатора допамина - химического вещества, которое позволяет вам чувствовать себя хорошо и ассоциируется с внимательностью, настроением, мотивацией и удовольствием. Это происходит в так называемой мозговой системе награждений. Исследования этой части мозга показывают, что, в то время как кокаин, метамфетамин и опиоидные вещества доставляют в мозг гораздо большие дозы допамина, чем различные виды деятельности (азартные игры, секс или еда), награда остается наградой, независимо от того, из какого источника она исходит. Ожидание и получение нового контента экранных медиа или успешного завершения задания в компьютерной игре активируют те же самые нейронные пути и точно так же стимулируют выработку допамина. «БлэкБерри» (смартфон, который доминировал на рынке до появления «Айфона») не прославился как «КрэкБерри» просто так. Точно так же периодически можно услышать, как «Фейсбук» называют «Фейскрэком».

Серьезные вопросы

На сегодняшний день пока что нет долгосрочных исследований масштабного использования экранных медиа. Однако, если зависимость выражается как патологические отношения с изменяющими настроение вещами, которые влекут наносящие урон жизни последствия, параллели, которые можно провести, становятся очевидными. Особую озабоченность вызывает использование экранных медиа детьми и подростками, мозг которых находится в активной стадии развития.

Будьте осторожны с технологиями

Удивительно то, что дизайнеры и инженеры, работающие над компьютерными технологиями и знающие лучше других, как экранные медиа и технологии оказывают влияние на человеческое поведение, в последнее время стараются быть все более осторожными с технологиями, как и родители. Даже сам Стив Джобс был известен как родитель, который позволял своим детям крайне редко пользоваться технологиями.

Новые кандидаты на звание зависимости

Патологическая склонность к азартным играм, компульсивная сексуальная активность и расстройства питания также относительно недавно рассматривались как потенциальные кандидаты на внесение в список форм зависимости. Однако, когда в 2013 году был выпущен обновленный список официальных зависимостей, только азартные игры попали в него. Проблемы с интернет-играми были добавлены как вопрос, который требует дополнительных исследований, для того чтобы окончательно быть признанными официальной зависимостью.

Игровое расстройство

Всемирная Организация Здравоохранения включает «игровое расстройство» в свой черновик одиннадцатого издания известной всем Международной классификации болезней, которая должна быть опубликована в 2018 году. Международная классификация болезней - это всемирная версия списка, о котором шла речь выше (он относится только к Соединенным Штатам Америки и считается мировым стандартом определения проблем со здоровьем и заболеваний).

Чем характеризуется игровое расстройство?

По данным Всемирной Организации Здравоохранения, игровое расстройство характеризуется повторяющимися и постоянно присутствующими моделями поведения, которые включают в себя неспособность контролировать частоту, интенсивность и продолжительность игры за компьютером как в режиме онлайн, так и в режиме офлайн. Также компьютерные игры начинают занимать более важную роль в жизни, чем другие интересы и повседневные занятия, что выливается в серьезное нарушение личных, семейных, социальных, образовательных, профессиональных и других важных сфер функционирования человека. Кроме того, оно характеризируется нежеланием отказаться от компьютерных игр, несмотря на негативные последствия. Согласно данным, формальный диагноз игрового расстройства можно поставить тогда, когда описанные выше модели поведения присутствуют у человека не менее одного года, однако в крайних случаях диагноз можно поставить и раньше.

Как избавиться от экранной зависимости?

  • Убедитесь в том, чтобы определенное время и некоторые виды деятельности были абсолютно без экранов.
  • Ограничьте доступ к экранам в детской комнате.
  • Размещайте экраны в общих зонах.
  • Используйте ролевые модели.

Екатерина Кес, автор и ведущая курсов и тренингов по детской и семейной психологии, считает, что чаще всего такая зависимость формируется у детей из благополучных семей, где родители – успешные, образованные карьеристы. Беда в том, что у них не остается времени на общение с собственными детьми. Как следствие, не выработано умение четко и ясно устанавливать для ребенка ограничения в использовании компьютера, планшета и телевизора. Дети в таких семьях достаточно развиты, умны, но у них, как правило, много свободного времени, которое они используют неразумно.

По мнению психолога, у злоупотребления ребенком различными гаджетами есть несколько негативных последствий.

1. Дети уходят от реальности, теряется интерес ко всему, что не относится к виртуальному миру.

2. Ребенок не может справляться с трудностями, пасует перед ними. Ведь в виртуальном мире, чтобы получить что-то, достаточно нажать на кнопку клавиатуры. В итоге, в реальной жизни малыш утрачивает желание прилагать какие-то усилия для достижения цели, для развития. Ему хочется, чтобы все было быстро и сейчас.

3. В детском сознании стирается грань между добром и злом. Более того, ребенок становится агрессивным и жестоким. Льется ли кровь в игре, убил или ранил соперника персонаж, которым управляет малыш – все это не пугает, не заставляет переживать и сочувствовать. Постепенно кроха перестает отличать то, что происходит на экране от того, что может быть в реальной жизни. Поэтому ему не жалко кошку, которую они с друзьями замучили, нет сострадания к тем, кто слабее.

4. Экран, к которому «привязан» ребенок, создает конфликтные ситуации в семье. Если родители не установили ограничение на просмотр изначально, то при внезапной попытке запрета возникает скандал. Ребенок начинает торговаться, ставить условия, шантажировать родителей. Мама и папа при этом чувствуют себя беспомощными.

5. У детей постарше при экранной зависимости со временем сужается круг друзей, они становятся одинокими и замкнутыми, испытывают страх перед необходимостью возвращаться в реальную жизнь.

6. Во время ролевых игр, ребенок выбирает образ своего экранного героя, начинает отождествлять себя с ним. Происходит смещение собственного «я.

7. Страдает здоровье детей: ухудшается зрение, часто происходит искривление позвоночника, серьезно нарушается нервная система.

Минусов у экранной зависимости достаточно много, поэтому родителям нужно серьезно подумать, как помочь ребенку справиться с этой проблемой, считает психолог. С самого начала малышу следует предъявить четкие и жесткие правила пользования телевизором и гаджетами. Кроме того, у него должны быть альтернативные занятия: запишите ребенка в кружок или секцию по интересам. Тогда, во-первых, у него будет минимум времени на компьютер и телевизор. А, во-вторых, он будет увлечен живым общением со сверстниками, которым нравится такое же хобби.

Сами родители должны показывать пример. Если они просиживают вечера перед телевизором или часами общаются в социальных сетях, трудно будет убедить ребенка, что чрезмерное увлечение телепередачами и компьютерными играми – это плохо.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх