Ребенок все время извиняется. Привычка извиняться без причины: мнение психолога. Наказание лишением материальных благ

За последние десятилетия произошли существенные изменения в обществе и в образовании. Насыщенность дошкольного детства специальными школьными атрибутами (тетрадями, учебниками, портфелями и т.д.), приближение содержанияи форм организации воспитательно-образовательного процесса к учебной деятельности привели к стиранию внешних границ между дошкольным и младшим школьным возрастами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внутренняя позиция школьника: понятие и проблема.

За последние десятилетия произошли существенные изменения в обществе и в образовании. Насыщенность дошкольного детства специальными школьными атрибутами (тетрадями, учебниками, портфелями и т.д.), приближение содержанияи форм организации воспитательно-образовательного процесса к учебной деятельности привели к стиранию внешних границ между дошкольным и младшим школьным возрастами (Е.О. Смирнова, О.В. Гударева, Н.И. Гуткина, Е.Е. Кравцова).

По мнению Н.И. Гуткиной, эти особенности проживания дошкольного детства приводят к изменению общего уровня психологической готовности к школе у детей, поступающих в первый класс. Несмотря на умение читать, писать и считать, большинство детей психологически не готовы к школе и у многих первоклассников наблюдаются низкие показатели адаптации и симптомы школьной дезадаптации (И.В. Дубровина, Н.Г. Салмина, В.Е. Каган, А.А. Северный, М.В. Максимова и др.).

Понимание психологической адаптации к школе как процесса освоения ребенком школьной действительности заставляет нас обратиться к понятию внутренней позиции школьника – личностному образованию, ответственному за динамику освоения ребенком школьной жизни (О.В. Карабанова, Л.И. Божович, Н.И. Гуткина).

Внутренняя позиция школьника (понятие, введенное в психологию Л.И. Божовичв 1968 г.) представляет собой новое отношение ребенка к среде, возникающее в результате тесного переплетения 2 основных потребностей – познавательной и потребности в общении со взрослым, причем обе потребности выступают здесь на новом уровне. Ребенок испытывает необходимость не просто узнавать новое, но и вступать со взрослым в новые социальные отношения. Это возможно для него через учебную деятельность, повышающую социальный статус ребенка и обеспечивающую новый уровень взаимоотношений.

Личностная готовность ребенка к школьному обучению выражается в отношении ребенка ко взрослому, сверстнику и самому себе , как активному и ответственному члену общества .

Уровень развития этих отношений определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности.

Ученики с личностной неготовностью к обучению проявляют детскую непосредственность: на уроках отвечают одновременно, не поднимая руки и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Кроме того, они обычно включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а в остальное время отвлекаются, не следят за происходящим в классе, нарушают дисциплину, что разрушает их собственную учебную работу и мешает остальным ученикам. Имея завышенную самооценку, они обижаются на замечания, жалуются на то, что уроки неинтересные, школа плохая или учительница злая – когда учитель и родители выражают недовольство их поведением и учебными неудачами. Мотивационная незрелость, присущая этим детям, часто влечет за собой пробелы в знаниях, низкую продуктивность учебной деятельности.

Личностная незрелость ребенка ведет за собой трудности формирования произвольного поведения.Есть точка зрения, что слабое развитие произвольности – главный камень преткновения психологической готовности к школе. Трудность заключается в том, что с одной стороны произвольное поведение считается новообразованием младшего школьного возраста, развивающимся внутри учебной (ведущей) деятельности этого возраста, а с другой стороныслабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе.

Обсуждая проблему готовности к школе, Д.Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности. Анализируя эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры:

Умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;

Умение ориентироваться на заданную систему требований;

Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

Умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Фактически, параметры развития произвольности являются частью психологической готовности к школе, на которые опирается обучение в первом классе.

Д.Б. Эльконин (1978) считал, что произвольное поведение рождается в ролевой игре в коллективе детей. Коллективная игра позволяет ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем он это может сделать в игре в одиночку, так как коллектив в этом случае корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно. Именно поэтому игру можно считать "школой произвольного поведения". Доказано, что именно игровая деятельность имеет решающее значение для формирования главных новообразований дошкольного детства: творческого воображения, самосознания, произвольного поведения.

Чтобы формирование внутренней позиции школьника у ребенка заканчивалось к началу обучения, а не продолжалось внутри учебной деятельности необходимо учитывать тот факт, что для ребенка в шестилетнем возрасте основной деятельностью продолжает оставаться игра , а уже сформировать навыки учебной деятельности предстоит учителю начальных классов.

Взрослым необходимо обратить свое внимание на то, что обучение ребенка не должно осуществляться за счет лишения радостей и удовольствий. Только от взрослых зависит, сможет ли ребенок полноценно прожить свое детство.Подготовленный к школе дошкольник может реализовать возможности предыдущего этапа развития и двигаться дальше. Нужно стремиться к тому, чтобы период детства проходил в самых благоприятных условиях.

Литература:

1. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Академический проект, 2000.

2. Нежнова Т.А. Внутренняя позиция школьника: понятие и проблема /Формирование личности в онтогенезе. Сб.науч.трудов.: [Посвящен памяти Л.И.Божович]. //под ред. И.В.Дубровиной. М.АПН ССР, 1991. С.50-62.

3. Нежнова Т.А. Формирование новой внутренней позиции. //Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста /под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. – М.: Педагогика, 1988. – С.22-36.


Формирование

«внутренней позиции»

Школьника.

Составил

педагог-психолог

МОУ Прогимназия

Морозова Н.В.

2009

Маркс

Внутренняя позиция школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т. е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность (“Хочу в школу!”). Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно-игрового, индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом и особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением , как новой серьёзной, общественно значимой деятельностью.

Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства - психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Психологи выделяют два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.

Личностная готовность к школьному обучению.

Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Л. И. Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Производительность поведения ребенка проявляется при выполнении требований, конкретных правил, задаваемых учителем, при работе по образцу.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы.

Волевая готовность к школьному обучению.

Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом

Нравственная готовность к школьному обучению.

Нравственное формирование дошкольника тесно связано с изменением характера его взаимоотношений со взрослыми и рождением у них на этой основе нравственных представлений и чувств. у детей формируется потребность участвовать в жизни взрослых, действовать по их образцу.

Специфические особенности мышления дошкольника.

Многие родители считают, что речь - важный показатель психического развития и прилагают большие усилия, чтобы ребенок научился бойко и гладко говорить (стихи, сказки и т. д.). Те же виды деятельности, которые вносят основной вклад в умственное развитие (развитие мышления абстрактного, логического, практического - это ролевые игры, рисование, конструирование) оказываются на заднем плане. Мышление, особенно образное, отстает.

Эмоциональная сфера и физическая готовность к школьным нагрузкам.

У дошкольников формирующаяся самооценка опирается на производимый ими учет успешности своих действий, оценок окружающих, одобрения родителей. Понятно, что при наличии проблем в какой-то сфере, первоклассник может неадекватно реагировать на требования предъявляемые учителем. В младшем школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии

И еще один фактор, влияющий на адаптацию ребенка – это его физическое развитие, энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденция к энергосбережению.

Влияние родительских установок на развитие внутренней позиции.

Завышенные ожидания родителей. Нормальные средние успехи ребенка воспринимаются ими как неудачи. Реальные достижения не учитываются, оцениваются низко. Следствие: растет тревожность, падает стремление к достижению успеха, уверенность в себе, формируется низкая самооценка, которая закрепляется низкой оценкой окружающих. Часто родители, пытаясь преодолеть трудности, добиться лучших (с их точки зрения) результатов, увеличивают нагрузки, устраивают ежедневные дополнительные занятия, заставляют по несколько раз переписывать задания, чрезмерно контролируют. Это приводит к еще большему торможению развития.

В декабре месяце была проведена диагностика учебной мотивации учащихся МОУ Прогимназии среди 1-4классов. С помощью «Беседы о школе» Т.А.Нежновой в 1классе было опрошено 25 учащихся, во 2 ом классе - 18 учащихся. По анкете Чуткиной «Оценка уровня школьной мотивации» были опрошены учащиеся 3-его класса – 21 человек, в 4 ом классе опрошено 20 учащихся.

При этом в 3ем классе 9(60%)детей из 15 имеющих нормальную мотивацию, имеют внешнюю мотивацию. В 4ом классе – 10(58%) из 17 детей имеющих нормальную мотивацию, имеют внешнюю мотивацию.

Сравнительная таблица учебной мотивации по классам Прогимназии г.Маркса

Сравнительная диаграмма учебной мотивации по классам Прогимназии г.Маркса

В частности была проведена дополнительная диагностика первоклассников с помощью теста личностных отношений, социальных эмоций и энергетического баланса. Был использован проективный тест «Домики». Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда. Тест разработан О.А.Ореховой и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе.

Результаты теста показали, что 5 детей или 24% испытывают компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Этим детям необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.

В то же время, дети у которых оптимальная работоспособность, 33%, испытывают эмоциональную неустойчивость. Возможно, имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно(тревожность, неблагополучная эмоциональная атмосфера в семье, неадекватная самооценка).

Таким детям особенно, да и всем тоже нужна психологическая поддержка и подкрепление учителей и родителей. Что же такое психологическая поддержка и подкрепление.

Психологическая поддержка - один из при емов педагогического воздействия на ребенка, с помощью которого можно влиять на его эмоцио нальную сферу, закреплять положительные пере живания и состояния. Особо следует сказать о понятии, близком к «психологической поддержке», - «подкреплении».

Подкрепление - это стимул, предъявляемый пос ле конкретной деятельности и вызывающий повто рение и научение этой деятельности. Те ученики, которые хорошо успевают, нуждаются в меньшем количестве подкреплений, поэтому учителя охот нее занимаются с ними, нежели с другими. Из-за этого слишком много учащихся остается вне при стального внимания учителей. Психологическая поддержка ребенка в ситуации страха и тревожности должна со провождаться цепочкой подкреплений и реализовываться с помощью ободрения, сочувствия, одоб рения, опоры на кого-либо.

Ободрение достигается такими способами, как похвала, употребление ласковых слов, анонсирова ние, щадящие приемы, доброжелательный тон в общении, шутки, юмор.

Анонсирование. Оно чем-то напо минает репетицию предстоящего дей ствия. Учитель может заранее сообщить школьникам о предстоящей самостоя тельной или контрольной работе, про верке знаний. Но пре дупреждает не просто так. Смысл анонсирования - в предварительном об суждении того, что должен будет сделать ребенок: просмотреть план сочинения, прослушать вариант предстоящего ответа, вместе подобрать литературу к предстоящему ответу. Такая подготовка, особенно вместе с употребле нием ласковых слов, дает подверженным страхам детям психологическую установку на успех, придает уверенность в своих силах, тем самым снижается уровень школьных страхов

Щадящие приемы особенно хорошо применять в тех случаях, когда дети застенчивы и по этой при чине теряются у доски, не решаются выступать на сцене перед большим количеством людей. Вот некото рые из них:

  1. Сделать устное объявление классу о чем-либо.
  2. Раздать тетради или учебные пособия.
  3. Пройти через весь класс к столу учителя и показать, как выполнена работа.
  4. У доски с группой детей разыграть сценку.
  5. Объявить на классном празднике о начале концерта.

Юмор, шутки. К этому учителя относятся по-разному. Большая часть, к сожалению, считает, что на уроке не до шуток, поэтому они шутить не любят, да и не умеют. Педагоги-мастера не представляют себе общение с детьми без шуток и смеха, снимаю щих напряжение, тревогу и страх

Одобрение. Можно подкрепить ответ ученика реп ликами согласия: «Да, все это верно!», «Правиль но!»; ободрения: «Так, так, правильно, смелее, сме лее!» и одобрения: «Молодец, правильно!»; «Пре красно.»; «Отлично, твои успехи очень радуют!»

Эмоциональное поглаживание ~ способ выз вать положительные эмоциональные переживания неречевыми средствами: прикоснуться рукой к пле чу, погладить по голове, обнять и даже поцеловать. Конечно, в практической, повседневной работе учи тель не может целовать детей. Ни с гигиенической, ни с педагогической позиций это не принято. Но в отдельных случаях, особенно в ситуациях страха, когда ребенок испытывает сильное потрясение, до пустимо выразить таким образом любовь, ласку, сочувствие ребенку.

Сочувствие, сопереживание сопровождают каж дое слово, жест воспитателя в тот момент, когда он оказывает психологическую поддержку ребенку.

Опора на кого-либо в ситуации страха для де тей необходима. И очень важно, когда рядом оказываются взрос лые, умеющие их поддержать.

Лица учеников, в адрес которых высказывается одобрение или согласие, светятся радостью, они активно работают на протяжении всего урока. Те же ученики, на долю которых выпадают замечания, ра ботают еще хуже.

(раздаточный материал для учителей)

Советы учителю, как развивать внутреннюю позиции школьников и учебную мотивацию

1. Обеспечивайте у учеников ощущение продвижения вперед, правильно подбирая уровень сложности заданий. Задания должны быть ни слишком трудными, ни слишком легкими. Они должны быть посильными.

2. Обеспечивайте детям переживание успеха в учебной деятельности, заслуженно оценивая результат их деятельности. Оценивайте объективно их возможности и способности. Старайтесь не сравнивать одного ребенка с другими детьми, только - с самим собой. Например, не следует говорить: «Ну, посмотри на Диму, как быстро он выполнил это задание, не то, что ты!». Лучше сказать так: «Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!». Такой подход будет ориентировать вашего ученика на собственное совершенствование.

  1. Используйте все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников с целью активизации их самостоятельного мышления; используйте исследовательский метод обучения: ставьте перед детьми проблемы, выдвигайте гипотезы, стройте предположения, экспериментируйте; проводите уроки в нетрадиционной форме
  2. Используйте личностно-ориентированное обучение: партнерский стиль общения, оригинальные формы сотрудничества детей друг с другом и с учителем.

5.Помните о воздействии на детей собственного авторитета и примера. Маловероятно, что учащиеся смогут получить полноценное образование у учителя, который прекрасно знает свой предмет, но тяготиться своей работой и не получает от нее удовольствие. «Учителя-источники» воспитывают «учеников-источников», «учителя-пешки» воспитывают «учеников-пешек».

  1. Сотрудничайте с родителями по повышению уровня школьной мотивации.
  2. Используйте развивающие методики обучения.
  3. Создавайте в классе предметно-развивающую среду.

9. Осторожно принимайте негативную информацию о ваших учениках от других учителей.

10.Используйте чувство юмора на уроках - это поможет вам и детям найти выход из сложных ситуаций.

11.Будьте последовательны в применении наказания, используйте наказание применительно к конкретному нарушению.

12. Уделяйте большое внимание созданию положительного эмоционального микроклимата, необходимого для создания и поддержания мотивации учения.

Советы родителям.

Ребенок идет в школу. Педагогические рекомендации и практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников и формированию внутренней позиции . Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает.

Пробуждение.

  1. Не нужно будить ребенка, он может испытывать чувство неприязни к матери, которая вечно тормошит его, стаскивая одеяло. Он заранее может вздрагивать, когда она входит в комнату. "Вставай, опоздаешь". Гораздо лучше научить его пользоваться будильником. Лучше купить будильник и, преподнося его, как - то обыграть ситуацию: "Этот будильник будет только твоим, он поможет тебе вовремя вставать и всегда успевать".

Если вы будите ребёнка, то делать это спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Если ребенок встает с трудом, не нужно дразнить его "лежебокой", не вступать в спор по поводу "последних минуток". Можно решить вопрос по-другому: поставить стрелку на пять минут раньше: " Да, я понимаю, вставать сегодня почему-то не хочется. Полежи еще пять минут".

Эти слова создают атмосферу теплоты и добра, в противоположность крикам.

Когда ребенка утром торопят, то часто он делает все еще медленнее. Это его естественная реакция, его мощное оружие в борьбе с распорядком, который его не устраивает.

Не надо лишний раз торопить, лучше сказать точное время и указать, когда он должен закончить то, что делает: " Через 10 минут тебе надо выходить в школу". Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если "вчера предупреждали" ;

  1. Не торопите. Умение рассчитать время - ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка.
  2. Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака.

Выход в школу

  1. Ни в коем случае не прощайтесь "предупреждая" : "Смотри, не балуйся! Чтобы сегодня не было плохих отметок!" Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день. Если ребенок забыл положить в сумку учебник, завтрак, пенал; лучше протянуть их молча, чем пускаться в напряженное рассуждение о его забывчивости и безответственности: "Вот твой пенал" - лучше, чем "Неужели я доживу до того времени, когда ты научишься сам это делать".

Не ругать и не читать нотаций перед школой. На прощание лучше сказать: "Пусть все сегодня будет хорошо» .Ребенку приятнее услышать доверительную фразу: "Увидимся вечером, чем "После школы нигде не шляйся, сразу домой". (Если ребенок забывает что-то положить в портфель, то лучше будет, если вы сначала вместе будете это делать, причем вечером. Следующий этап ребенок сам собирает портфель, а вы проверяете за ним. И если что-то забыто, напомнить об этом доброжелательным тоном. Если делать это систематически, то результат будет положительным. Ребенок научится сам собираться в школу, ничего не забывая). Это связано с тем, что произвольность функций и умение распределять время находится в стадии формирования. И этому тоже надо научиться.

Возвращение из школы

Не задавайте вопросы, на которые дети дают привычные ответы.

Как дела в школе?
- Нормально.
- А что сегодня делали?
- А ничего.

Вспомните себя, как порой раздражал этот вопрос, особенно когда оценки не соответствовали ожиданию со стороны родителей ("им нужны мои оценки, а не я"). Понаблюдайте за ребенком, какие эмоции "написаны" у него на лице. ("День был трудный? Ты, наверное, еле дождался конца. Ты рад, что пришел домой?").

"Папа пришел". Пусть отдохнет, почитает газеты, не надо обрушивать на него все жалобы и просьбы. Пусть когда вечером, за ужином, вся семья в сборе, можно поговорить, но за едой лучше о хорошем, по душам. Это сближает семью.

  1. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда не лишнее выслушать обе стороны и не торопиться с выводами.

Домашние задания

  1. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимотдых (если есть возможность ещё лучше 1,5 часа поспать) для восстановления сил.
  2. Не заставляйте делать уроки за один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минут перерыва, лучше, если он будет подвижным;
  3. Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте возможность ребёнку сидеть самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка "Не волнуйся, у тебя всё получится! Давай разберёмся вместе! Я тебе помогу!" , похвала (даже если не очень получается)- необходимы. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: "Если ты сделаешь, то..." ;
  4. Найдите в течении дня хотя бы полчаса, когда вы полностью будете принадлежать ребёнку, не отвлекаясь на другие дела. В этот момент важнее всего его заботы, радости и неудачи;
  5. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, психологом, врачом, прочитайте литературу для родителей;
  6. В чем бы ни был успешен ребенок, страдающий школьной неуспешностью, в спорте, домашних делах, в рисовании, конструировании и т.д., ему ни в коем случае нельзя ставить в вину неуспехи в других школьных делах. Напротив, следует подчеркнуть, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится всему остальному.
  7. Родители должны терпеливо ждать успехов, ибо на школьных делах чаще всего и происходит замыкание порочного круга тревожности. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания.

16. Искренне интересоваться школьной жизнью ребенка и смещать фокус своего внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми, на подготовку и проведение школьных праздников, дежурства, экскурсий и т.п.

17. Подчеркивать, выделять в качестве чрезвычайно значимой ту сферу деятельности, где ребенок больше успешен, помогать тем самым, обрести веру в себя

18. Помните, что в течении года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка;

19. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние.

Пора спать.

20. Дошкольников и младших школьников лучше укладывать спать самим родителям (мать и отец). Если перед сном доверительно поговорить с ним, внимательно выслушать, успокоить страхи, показать, что ты понимаешь ребенка, тогда он научится раскрывать душу и освободится от страхов, тревоги, спокойно заснет.

  1. Не надо вступать в спор, если ребенок сообщает, что забыл умыться и попить
  2. Учтите, что даже "совсем большие дети" (мы часто говорим 7-8 летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковые поглаживания. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную;

Когда учеба приносит детям радость или хотя бы не вызывает негативных переживаний, связанных с осознанием себя неполноценным, недостаточным любви, тогда школа не является проблемой.

Методика Т.А. Нежновой «Беседа о школе»

Цель: Уровень мотивации учения.

Вопросы к беседе.

  1. Что тебе нравится (не нравится в школе больше всего)? Что для тебя самое
    привлекательное, интересное в школе?
  2. Представь, что вечером мама скажет: «Ты у меня совсем маленький, а в школе
    очень трудно учиться. Хочешь я пойду к учителю и попрошу, что бы тебя из
    школы отпустили на месяц, неделю и т.д.?» Что ты ответишь маме?
  3. Представь, что тебя все-таки отпустили из школы. Что ты будешь делать, чем
    заниматься, ведь в школу идти не надо?
  4. Представь, что ты встретил во дворе мальчика (девочку), который в школу еще не
    ходит. Он тебя спрашивает: «Что надо делать, что бы хорошо подготовиться к
    школе?» Что ты ему посоветуешь?
  5. Представь, что тебе предложили учиться так, что бы в школу не ходить, а наоборот
    к тебе приходила учительница домой. Ты согласился бы учиться дома?
  6. Представь, ваша учительница уехала в командировку, директор говорит: «Мы
    можем пригласить другого учителя или ваши мамы поочереди будут вас учить».
    Как ты думаешь, как будет лучше?
  7. Представь, что есть две школы. В первой школе каждый день бывают уроки
    письма, чтения, математики, а музыка, рисование, физкультура не каждый день. А
    во второй школе наоборот. В какой школе ты хотел бы учиться?
  8. В первой школе от учеников строго требуют, что бы они внимательно слушали
    учителя и делали все то, что он говорит, не разговаривали на уроках, а поднимали
    руку, если хотят что-то спросить или выйти. Во второй школе не делают
    замечаний. В какой школе ты хотел бы учиться?
  9. Представь, что в какой - то день ты старательно работал на все уроках и
    учительница сказала: «Сегодня ты учился особенно старательно, я хочу как - то
    отметить тебя за хорошее учение. Выбирай сам: дать тебе шоколадку, игрушку или
    пятерку в дневник. Что бы ты выбрал?

Классификация ответов. Все ответы разделяются на две категории А и Б

В. .№1: уроки грамоты, счет - занятия по содержанию и форме не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка.

В. № 2: несогласие ребенка на «отпуск».

В.№ 3: учебные занятия - высказывания, описывающие распорядок дня, в который обязательно включены действия по самообразованию.

В. № 4: содержательная сторона подготовки к школе - освоение некоторых навыков чтения, счета, письма.

В. № 5: несогласие на обучение на дому.

В. № 6: выбор учителя.

В. № 7: выбор школы № 1.

В. № 8: выбор школы № 1.

В. № 9: выбор отметки.

В. № 1: дошкольные виды деятельности -уроки художественно-физкультурно-трудового цикла, а так же внеучебные занятия: игры, еда, гуляние и т.д.

В. № 2: согласие на «отпуск».

В № 3: дошкольные занятия: игры, гуляние, рисование, занятие по хозяйству без упоминания о каких либо учебных действиях.

В. № 4: формальные стороны подготовки к школе - приобретение формы, портфеля и т.д.

В.№ 5: согласие.

В. № 6: выбор родителей.

В. № 7: выбор школы № 2.

В. № 8: выбор школы № 2.

В, № 9: выбор игрушки или шоколадки.

Преобладание в ответах ребенка категории А свидетельствует о том, что его внутренняя позиция имеет содержательный характер, то есть высокий уровень учебной мотивации. Преобладание категории Б говорит об ориентации ребенка на дошкольные виды деятельности, на формальные стороны обучения, то есть ребенок имеет внешнюю и игровую мотивацию.

Анкета Чуткиной «Оценка уровня школьной мотивации»

Вопросы анкеты.

  1. Тебе нравится в школе или не очень?
  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе
    хочется остаться дома?
  3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем
    ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?
  4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие- нибудь уроки?
  5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?
  6. Ты хотел бы чтобы у тебя был менее строгий учитель?
  7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
  8. У тебя в классе много друзей?
  9. Тебе нравятся твои одноклассники?

Ответы оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ - 0 баллов, нейтральный - 1 балл, положительный - 3 балла). Учащиеся, набравшие 25 - 30 баллов, характеризуются высоким уровнем учебной мотивации, 20 - 24 балла -средний уровень, 15-19 баллов - указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов -свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов - о негативном отношении к школе.

Факторы, влияющие на формирование внутренней позиции Личностная готовность к школьному обучению Интеллектуальная готовность к школьному обучению Волевая готовность к школьному обучению Нравственная готовность к школьному обучению. Специфические особенности мышления дошкольника Эмоциональная сфера и физическая готовность к школьным нагрузкам Влияние родительских установок на развитие внутренней позиции

Сравнительная диаграмма мотивации 1-4 класс 2009-2010 уч.год

Что делать родителям и учителям?

Психологическая поддержка Это один из приемов педагогического воздействия на ребенка, с помощью которого можно влиять на его эмоциональную сферу, закреплять положительные переживания и состояния.

Подкрепление это стимул, предъявляемый после конкретной деятельности и вызывающий повторение и научение этой деятельности. Психологическая поддержка ребенка в ситуации страха и тревожности должна сопровождаться цепочкой подкреплений и реализовываться с помощью ободрения, сочувствия, одобрения, опоры на кого-либо.

Ободрение достигается такими способами, как похвала, употребление ласковых слов, анонсирова­ние, щадящие приемы, доброжелательный тон в общении, шутки, юмор. Анонсирование. Оно чем-то напоминает репетицию предстоящего действия. Учитель может заранее сообщить школьникам о предстоящей самостоятельной или контрольной работе, проверке знаний. Смысл анонсирования - в предварительном обсуждении того, что должен будет сделать ребенок: просмотреть план сочинения, прослушать вариант предстоящего ответа, вместе подобрать литературу к предстоящему ответу.

Щадящие приемы особенно хорошо применять в тех случаях, когда дети застенчивы и по этой причине теряются у доски, не решаются выступать на сцене перед большим количеством людей. Вот некоторые из них: Сделать устное объявление классу о чем-либо. Раздать тетради или учебные пособия. Пройти через весь класс к столу учителя и показать, как выполнена работа. У доски с группой детей разыграть сценку. Объявить на классном празднике о начале концерта

Юмор, шутки. К этому учителя относятся по-разному. Большая часть, к сожалению, считает, что на уроке не до шуток, поэтому они шутить не любят, да и не умеют. Педагоги-мастера не представляют себе общение с детьми без шуток и смеха, снимающих напряжение, тревогу и страх Одобрение. Можно подкрепить ответ ученика репликами согласия: «Да, все это верно!», «Правильно!»; ободрения: «Так, так, правильно, смелее, смелее!» и одобрения: «Молодец, правильно!»; «Прекрасно.»; «Отлично, твои успехи очень радуют!»

Эмоциональное поглаживание - способ вызвать положительные эмоциональные переживания неречевыми средствами: прикоснуться рукой к плечу, погладить по голове, обнять и даже поцеловать. Конечно, в практической, повседневной работе учитель не может целовать детей. Ни с гигиенической, ни с педагогической позиций это не принято. Но в отдельных случаях, особенно в ситуациях страха, когда ребенок испытывает сильное потрясение, допустимо выразить таким образом ласку, сочувствие ребенку.

Сочувствие, сопереживание сопровождают каждое слово, жест воспитателя в тот момент, когда он оказывает психологическую поддержку ребенку. Опора на кого-либо в ситуации страха для детей необходима. И очень важно, когда рядом оказываются взрослые, умеющие их поддержать

Лица учеников, в адрес которых высказывается одобрение или согласие, светятся радостью, они активно работают на протяжении всего урока. Те же ученики, на долю которых выпадают замечания, работают еще хуже.

задатки одаренность способности талант Что у меня?

Как поддержать своего ребенка? Поддерживать, помогать, уважать – стремление к творчеству Помогать ценить в себе творческую личность Помнить – избыток опеки мешает творчеству Позволять ребенку заниматься своими делами

ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ ПОДОБРАТЬ К КАЖДОМУ СВОЙ КЛЮЧИК ВСЕЛЯТЬ УВЕРЕННОСТЬ, НО НЕ САМОУВЕРЕННОСТЬ УВАЖАТЬ МНЕНИЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ ПРИУЧАТЬ НОРМАЛЬНО РЕАГИРОВАТЬ НА НЕУДАЧИ ПООЩРЯТЬ ОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА СО СВЕРСТНИКАМИ

Ребенок тоже личность!


Становление внутренней позиции младшего школьника

У младших школьников возникает новый уровень самосознания, наиболее точно выражаемый словосочетанием « внутренняя позиция » (Л.И. Божович). Эта позиция представляет собой осознанное отношение ребенка к себе, к окружающим людям, событиям и делам – такое отношение, которое он отчетливо может выразить делами и словами. Возникновение внутренней позиции становится переломным моментом в дальнейшей судьбе ребенка, определяя собой начало его индивидуального, относительно самостоятельного личностного развития. Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать.

Благодаря исследованиям, проведенным Ж.Пиаже, можно иметь представление о том, как дети разного возраста судят о нормах морали. Установлено, что в период жизни от пяти до двенадцати лет представления ребенка о нравственности меняются от нравственного реализма к нравственному релятивизму. Нравственный реализм, в понимании Ж.Пиаже, - это твердое, непоколебимое и весьма однозначное понимание добра и зла, разделяющее все существующее только на две категории – хорошее и плохое. Старшие по возрасту дети, поднявшиеся в своем развитии до уровня нравственного релятивизма, полагают, что иногда можно пренебречь мнением взрослого и поступить в соответствии с иными нормами морали. Младшие, например, считают, что говорить неправду никогда нельзя; старшие полагают, что в некоторых случаях она допустима.

Параллельно с мотивацией достижения успехов и под ее влиянием в младшем школьном возрасте совершенствуются ряд других личностных качества ребенка: трудолюбие, самостоятельность, ответственность и др.

Трудолюбие в начальный период школьного обучения развивается и укрепляется в учении и труде. В становлении данного важного качества большую роль играет разумная, продуманная система поощрений ребенка за успехи. Она должна ориентироваться не на те достижения, которые относительно легки и зависят от имеющихся у ребенка способностей, а на те, которые трудны и полностью определяются прилагаемыми усилиями. В качестве стимулов, подкрепляющих успехи в учебе и труде, должны выступать те, которые порождают у младших школьников положительные эмоции. Чрезвычайно важно с первых дней обучения сделать так, чтобы свои домашние задания и дела ребенок выполнял самостоятельно, при необходимой минимальной помощи со стороны взрослых членов семьи.

Необходимо отметить, что способности к самостоятельной и творческой работе проявляются именно у учащихся 1-2 классов. Это хорошо согласуется с тем, что в ведущей для данного возраста учебной деятельности происходит овладение основами трудового и интеллектуального социального опыта, навыками и умениями.

Самостоятельность детей младшего школьного сочетается с их зависимостью от взрослых, причем данный возраст может стать переломным, критическим для формирования этого качества личности. С одной стороны, доверчивость, послушание и открытость могут сделать ребенка зависимым, несамостоятельным, задержать развитие данного качества личности. С другой –, слишком ранний упор только на самостоятельность и независимость, может породить непослушание и закрытость. Поэтому необходимо сделать так, чтобы воспитание самостоятельности и зависимости было взаимно уравновешенным.

Личность характеризуется также мерой ответственности перед другими людьми, ответственностью за выполняемую деятельность. Взрослые должны систематически формировать у детей ответственное отношение к выполняемой ими деятельности. Но ответственное выполнение деятельности предполагает не только положительную мотивацию у ребенка - желание что-то сделать, но и умение реализовать имеющиеся намерения. Ответственность пробуждает чувство сопричастности общему делу, чувство долга.

Произвольность поведения в младшем школьном возрасте распространяется на область чувств. У детей III–IV классов отмечаются первые попытки сдерживания эмоций, непосредственных импульсов и желаний. Наряду с этим, начиная примерно с III класса у младших школьников можно отметить проявление настойчивости как волевой черты характера. Очень важно еще одно значимое для развитой личности чувство – сопереживание другому, расположение к другим людям – позитивное качество социального развития.

Стоит отметить, что младший школьник знает о принадлежности к тому или иному полу . Мальчик знает, что он должен быть смелым, не плакать, он уже присматривается к мужским профессиям. Девочка знает, что должна быть приветливой, доброй, она приобщается к домашней работе. Однако младший школьный возраст является относительно спокойным в плане выраженной фиксации на полоролевых отношениях.

Таким образом, младший школьный возраст – начало школьной жизни. Вступая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника , учебную мотивацию. Ребенок включается в общественно значимую учебную деятельность, результаты которой высоко или низко оцениваются взрослыми и сверстниками. К концу младшего школьного возраста появляется рефлексия и тем самым создаются новые возможности для формирования самооценки достижений и личных качеств.

В младшем школьном возрасте оформляется характер ребенка, складываются его основные черты, которые в дальнейшем влияют на его практическую деятельность и его общение с людьми, происходит начальное формирование мировоззрения и морали. Все это вместе взятое образует индивидуальность ребенка и делает его личностью, отличной от других детей не только в интеллектуальном, но и мотивационно-нравственном плане.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ ШКОЛЬНИКА 6-7ЛЕТНЕГО РЕБЕНКА КАК БАЗОВЫЙ КОМПОНЕНТ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Карасева Светлана Николаевна
Рязанский заочный институт (филиал) Московского государственного университета культуры и искусств
кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и педагогики


Аннотация
В связи с введением новых ФГОС в начальной школе особенно актуальным становится психолого-педагогическое сопровождение. Одной из ключевых проблем является формирование внутренней позиции школьника 6-7летних детей. В статье дается характеристика данного феномена, психологического содержания и выделяются уровни развития.

THE INTERNAL POSITION OF A SCHOOLBOY 6-7ЛЕТНЕГО CHILD AS A BASIC COMPONENT OF THE DEVELOPMENT OF PERSONALITY UNIVERSAL ACADEMIC ACTIONS UNDER THE IMPLEMENTATION OF THE GEF IN ELEMENTARY SCHOOL

Karaseva Svetlana Nikolaevna
Ryazan extra-mural institute (branch) of Moscow State University of Culture and Arts
candidate of psychological sciences, associate professor, head of the chair of psychology and pedagogy


Abstract
In connection with the introduction of new GEF in elementary school becomes particularly relevant psychological and pedagogical support. One of the key problems is the formation of the internal position of a schoolboy 6-7летних children. The article is devoted to the phenomenon of psychological content and highlights levels of development.

Библиографическая ссылка на статью:
Карасева С.Н. Внутренняя позиция школьника 6-7летнего ребенка как базовый компонент развития личностных универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС в начальной школе // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 10 [Электронный ресурс]..02.2019).

Личностные универсальные учебные действия младших школьников включают в себя не только мотивационную составляющую, но также особенности самооценки, нравственного становления и, конечно, самоопределения. При реализации ФГОС в начальной школе процесс формирования внутренней позиции школьника у 6-7летнего ребенка становится очень актуальным. Рассмотрим это более подробно.

Внутренняя позиция школьника, согласно Божович Л.И., это возрастная форма самоопределения детей шестилетнего возраста. С одной стороны, изменяется социальная ситуация развития, то есть место его в системе отношений. Но, самое главное, происходит постепенное субъективное отражение данной ситуации в сознании и переживаниях ребенка, то есть внутренней позиции ребенка.

Данный феномен – это совокупная характеристика системы внутренних (психологических) факторов, которая определяет у ребенка формирование основных новообразований в данном возрасте. Поскольку просто наличие внешних новых требований и посещения школы недостаточно. Главное, чтобы

данную позицию принял и осмыслил сам ребенок, и чтобы она отразилась при обретении тех смыслов, которые связаны с учебной деятельностью, новыми требованиями и школьными отношениями. Тогда возможно реализовать новый потенциал развития.

Именно поэтому внутренняя позиция школьника становится базовым компонентом развития личностных универсальных учебных действий, который определяет динамику усвоения 6-7летним ребенком школьной жизни.

Данный феномен в психологической науке изучался еще в середине прошлого века. Помимо Божович Л.И., внутреннюю позицию школьника исследовали также Гуткина Н.И., Гинзбург М.Р., Зак А.З., Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Благодаря проведенным исследованиям, смогли уточнить сложную динамику ее формирования с точки зрения развития мотивационно-смысловой сферы и отношения к школьным предметам.

Согласно Божович Л.И., развитие учебных мотивов – важный показатель сформированности внутренней позиции школьника. Оптимальным вариантом является ситуация, когда учение для ребенка становится серьезной содержательной деятельностью, имеющей социальное значение. Причем, важным становится наличие познавательной потребности: интерес к учебным задачам, овладению новыми умениями и знаниями.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка появляется произвольность поведения, благодаря чему обеспечивается соподчинение мотивов. Следовательно, он теперь становится способен подчинить импульсивные свои желания поставленным сознательно целям. Это способствует формированию в структуре личности новых моральных мотивов – чувства долга и ответственности.

Проведенные исследования позволили выделить систему мотивов, которые характерны для перехода к начальному образованию.

Во-первых, учебно-познавательные мотивы. В таком случае ребенок ориентируется на усвоение способа добывания знаний. Его интересуют приемы самостоятельного их приобретения, методы научного познания, способы саморегуляции учебной работы, рациональная организация своего труда.

Во-вторых, широкие социальные мотивы. Речь идет о потребности в социально-значимой деятельности и мотиве долга.

В-третьих, позиционный мотив, который связан с желанием занять иное положение во взаимоотношениях с окружающими людьми.

В-четвертых, внешнее побуждение. Как правило, это давление со стороны (родители, учителя и т.д.).

В-пятых, наличие игрового мотива или желание получать высокую оценку.

Естественно, при неадекватности мотивов можно будет прогнозировать наличие низкой или относительно низкой успеваемости.

В результате создается сложная психологическая ситуация. Из-за мотивационной незрелости плохо или медленно формируется учебная деятельность. В результате можно отметить низкий уровень успешности обучения, несформированность учебной деятельности и регулярный неуспех ребенка. В результате можно наблюдать дальнейшее снижение мотивации.

Поэтому внутренняя позиция школьника является базовым компонентом развития личностных универсальных учебных действий 6-7летних детей. Наличие непринятия нового статуса ученика, низкой школьной мотивации и даже негативного отношения ребенка к обучению в школе будет значительно осложнять процесс возрастного развития и адаптацию.

Остановимся на критериях сформированности внутренней позиции школьника.

Во-первых, наличие положительного отношения к школе и процессу учения. Помимо этого, обязательным является проявление познавательного интереса к содержанию школьных занятий. Ребенок должен предпочитать уроки школьного типа дошкольным.

Во-вторых, имеется адекватное содержательное представление о подготовке к школе, и предпочитаются классные коллективные занятия индивидуальным, домашним.

В-третьих, ребенок положительно относится к школьной дисциплине, поддержанию общепринятых норм поведения и предпочитает социальный способ оценки знаний. Речь идет об отметках, а не о дошкольных способах поощрения (сладости и подарки).

Учеными выделены уровни сформированности внутренней позиции школьника 6-7летних детей.

Низкий уровень характеризуется наличием отрицательного отношения к школе и к поступлению в нее.

Средний уровень можно разделить на два подуровня.

Во-первых, ребенок положительно относится к школе, но у него отсутствует ориентация на школьное содержание. Он хотел бы учиться в школе, но, при этом, сохранить дошкольный образ жизни.

Во-вторых, имеется ориентация на систему содержательных моментов действительности в школе и на образец «хороший ученик». Но, в то же время, сохраняется приоритет социальной мотивации.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх