Ребенок 11 мес ходит. Физическое развитие ребенка. Сон и бодрствование

11 месяц у некоторых детей будет ознаменован первыми самостоятельными шагами. Но у большинства данное событие произойдет несколько позднее. Не торопите ребенка в естественном развитии, и не сравнивайте его достижения с успехами других малышей. У каждого ребенка свое неповторимое лицо и столь же неповторимое развитие. И ваша задача – вырастить уверенного в своих силах человека.

В этом возрасте особе остро стоит вопрос организации безопасного пространства для вашего активно действующего карапуза. Кроха не просто активно перемещается по квартире, он всюду находит себе предметы для изучения. Но порой они бывают не совсем подходящими для детской игры. Малыша этого возраста больше всего занимает вопрос: «Нельзя ли как-то использовать один предмет, чтобы что-то сделать с другим?» Поэтому юный исследователь, не задумываясь, может взять в руки попавшуюся ему на глаза сковородку и начать стучать ей по табуретке.

Играя одновременно с двумя предметами, малыш приходит к идее превратить один из них в инструмент. Ребенок в своих действиях как бы разделяет средство и результат. Используемый в качество инструмента предмет служит маленькому человечку средством, а полученный эффект результатом.

В зависимости от использованных инструментов можно получить довольно неожиданный, не всегда приятный, результат. Следите за тем, что оказывается в руках у вашего малыша. Вышеупомянутую сковородку смените на машинку, а внимание к электроприборам, которое демонстрируют почти все малыши этого возраста, переключите на новую игру, организовать которую вам помогут советы, изложенные ниже.

Ребенку продолжают нравится игры «с общением», «совместное» с мамой пение, но на первое место выходят занятия с игрушками, причем с теми, которые заставляют думать. Пришло время пирамидок, матрешек, всевозможных коробочек и стаканчиков.

Учимся понимать друг друга

Ребенок охотно использует свой лепет, чтобы поговорить с новым человеком, и крохе нравится эксперименты со всевозможными звуковыми эффектами. Пребывая в хорошем настроении, малыш произносит яркие, интонационно богатые «монологи». Если же он раздражен, то замолкает или меняет интонацию. В этом возрасте у ребенка проявляется способность к подражанию, и он пытается копировать звуки и слова, которых еще нет у него в репертуаре. Некоторые слова малыш уже понимает и с готовностью демонстрирует свои достижения перед знакомой аудиторией.

Несмотря на то, что карапуз начинает ощущать себя самостоятельным человеком, он по-прежнему привязан к родителям. Если в комнату войдет незнакомый человек, маленький человечек прижмется к родительской ноге, и будет держаться за нее, пока «чужой» не уйдет.

Детей, которые очень бояться ухода родителей, надо постепенно приучать к их временному исчезновению. В этом непростом деле вам могут помочь родственники или близкие друзья, хорошо знакомые малышу – если кроха остается дома с кем-нибудь знакомым, ему гораздо легче прощаться с родителями.

Двигательные навыки ребенка в 11 месяцев

В развитии двигательные навыков у детей 11 месячного возраста наблюдается заметные развития. Один ребенок совершенствует навыки ползания, а другой уже неплохо ходит. Но в противоположность малышу, настойчиво желающему ходить и только ходить, «специалисты по ползанию», передвигаются гораздо быстрее и лучше сохраняют равновесие.

При исследовании новой территории у умелого ползунка меньше шансов причинить себе вред. Заметим, что, по мнению некоторых исследователей, отсутствие в развитии ползункового периода сказывается в дальнейшем на развитии пространственной ориентации. Крохе необходимо много ползать , ходить вдоль опоры, самостоятельно контролируя нагрузки. Не используйте ходунки – только естественный переход в вертикальное положение позволит окрепнуть мышцам спины и убережет вашего карапуза от формирования неправильной осанки.

У ребенка появилось новое достижение – он научился рвать бумагу. Малыш хватает тонкие страницы журнала или телефонной книги и быстрым движением, поворачивая руку в запястье, разрывает листы. Примерно к этому времени у малыша может появиться еще один интерес – ему захочется заниматься строительством, и для этой цели он использует кубики. Положив один кубик на другой, кроха, конечно же, потом толкнет и свалит свое «сооружение». Однако вскоре вы заметите, что высота «башни» увеличивается – малышу уже хочется положить на второй кубик третий, а за ним и четвертый.

Вижу, слушаю, ощущаю…

Взрослый человек знает, что вещи, на которые мы смотрим издалека, не становятся меньше. Находясь в другом конце комнаты, мы с легкостью определим на глаз чашку такого же размера, что стоит перед нами. Эта способность учитывать расстояние при определении размеров предмета называется постоянством величин. Некоторые психологи считают, что у детей данная способность постепенно развивается, но все-таки нужно, чтобы у малыша была определенная тренировка в восприятии предмета.

В поведении 10-11-месячного ребенка есть признаки, свидетельствующие о появлении понятия о постоянстве величин. Большая собака, увиденная впервые, пугает малыша, даже если находится на другом конце комнаты, а вот с маленькой собачкой, которая оказалась совсем близко, карапузу хочется поиграть.

Малыш уже имеет понятие о том, как должны выглядеть те или иные вещи, и демонстрирует это различными способами. Подайте ребенку чашку вверх дном, и он немедленно перевернет ее. На этом возрастном этапе продолжает совершенствоваться звуковое восприятие ребенка. Услышав что-то за спиной, малыш немедленно поворачивается и смотрит на то место, где должен быть источник звука. Кроха может исключительно по голосу различать членов семьи и по легким изменениям тона понимает настроение близких – гнев, желание подразнить, спокойствие, радость.

В предыдущем месяце ребенка все еще привлекало опустошение коробочек и баночек. Теперь же он начинает интересоваться и их наполнением. Любознательный кроха засовывает пальчики в нос и в рот, надевает кольца на стержень пирамидки, прячет маленьких куколок в игрушечную мебель. Ребенка очень занимает проблема: что к чему подходит. Он будет усердно трудиться, пытаясь засунуть куклу-матрешку в меньшую по размеру фигурку, издавая при этом недовольные звуки.

Ваше чадо может привлечь и еще одно занятие – забрасывание предметов в коробку. Когда ребенок был поменьше, он уже бросал в нее игрушки, но это были случайные движения. Прошло несколько месяцев, и малыш научился целенаправленно забрасывать предмет в коробку, теперь он будет экспериментировать, бросая предметы. Карапуз может подержать связку ключей над кастрюлькой, а потом разжать пальцы, чтобы проверить, как ключи звякнут на дне посудины.

Занятие с ребенком 11 месяцев

Поговорите с ребенком через картонную трубку стараясь изменить голос. Вас удивит, с каким вниманием сын или дочка будет вас слушать, потом подурачьтесь, произнеся в трубку звуки типа «ба-ба-ба» или «ма-ма-ма»! Дайте трубку малышу. Возможно, ему захочется повторить эти звуки. Спрячьте под подушку часы или маленький радиоприемник. Ребенок станет искать часы, прислушиваясь, где тикает. Такой опыт будет совершенствовать умение крохи слушать.

Возьмите коробку из-под крупы и превратите ее в детский барабан. В качестве палочки дайте малышу деревянную ложку и покажите, как ею бить по коробке. Горсточка бельевых прищепок и пластмассовая бутылка позволят ребенку тренироваться в наполнении и опустошении емкости. Сначала карапузу потребуется ваша помощь, особенно если нужно вытряхнуть прищепки. Когда малыш наиграется с бутылкой, можно дать ему пустую коробку из-под крупы или банку из-под кофе – они заметно добавят веселья.

Положите маленькую игрушку в коробочку. Пусть ребенок постарается достать игрушку – этот опыт поможет ему лучше понять, что такое «внутри», а что такое «снаружи». Обвяжите тесемкой или шнурком игрушки, с которыми ваше чадо любит играть, сидя на своем высоком стульчике, а другой конец тесемки привяжите к ручке стула или к столику. Ребенку понравится поднимать игрушку, дергая за тесемочку.

Физическое развитие ребенка 11 месяцев

Если ваш малыш только учится ходить, дайте ему покатать маленькую коляску. Это полезное упражнение, с помощью которого младенец учится держать равновесие и вовремя останавливаться. Чтобы легкая коляска стала более устойчивой, положите в нее тяжелую книгу.

Во время прогулки можно найти массу предметов для занятий с детьми. Покажите ребенку, как собрать в кучу камешки, прутики или листья. Это не только будет способствовать улучшению двигательной активности вашего сынишки или дочурки, но и стимулировать развитие осязания.

Если малыш научился взбираться по лестнице, покажите ему, как нужно спускаться на животе или встав на ноги. Лучше показать ребенку безопасный способ спуска с лестницы, чем рассчитывать на то, что кроха никогда не окажется на ней.

Первый год жизни приближается к концу. Развитие ребенка в 11 месяцев отличается новыми показателями в физическом развитии, появлением эмоциональных и личностных черт. В одиннадцать месяцев ребенок может обрадовать вас первым словом или первым шажком. При этом он продолжает эмоционально развиваться и закреплять освоенное.

Что нового в физическом развитии?

За этот месяц малыш может прибавить от 300 до 400 г и вырасти на 1 – 1.5 см. В 11 месяцев ребенок имеет вес 8.5 – 10.5 кг (±1 кг), рост 72 – 76 см (± 3 см).


Что умеет ребенок в 11 месяцев:

  1. Ребенок в 11 месяцев может стоять уверенно, держась за опору или за вашу руку. Может ходить, держась за игрушку–каталку или за стену. Некоторые дети могут стоять самостоятельно или даже сделать несколько шажков, держа в руке игрушку для равновесия.
  2. Малыш еще с трудом, но уже садится из положения стоя.
  3. Ребенок в 11 месяцев уверенно ползает на четвереньках, продолжительное время уверенно сидит.
  4. При хватании предмета, ручка раскрывается в соответствии с его размером.
  5. Умеет показывать пальчиком на интересующий предмет.
  6. В одиннадцать месяцев ребенок может держать ложку в ручке и подцепить ею еду. Держит чашку двумя руками.
  7. Малыш полностью освоил хватание двумя пальчиками, может поднять очень мелкие предметы. Пытается один кубик поставить на другой.
  8. У большинства детей в одиннадцать месяцев имеется 4 зуба: нижние и верхние центральные резцы. Могут начать расти первая пара коренных зубов снизу и сверху. Но у некоторых детей может не быть еще зубов – это не страшно, не переживайте и подождите до года. Если в 1 годик их не будет – посоветуйтесь с детским врачом.

Что нового в психическом развитии:

  1. Малыш произносит первые простые слова, в которые вкладывает обобщенный смысл, например, называет всю еду: «ам-ам», под этим же словом подразумевает желание покушать. Ребенок в 11 месяцев знает несколько слов, повторяет новые за родителями.
  2. Малыш стал понимать, что мамой можно манипулировать. Например, сообразив, что на плач она приходит быстрее и становится добрее, ребенок может начать хныкать специально. При этом вы заметите некую хитринку в глазах, при полном отсутствии слез.
  3. Ребенок в 11 месяцев понимает уже многое из разговора родителей. Он отзывается на просьбы: дай, возьми, покажи, брось, кушай. Может качать головой как «нет», так и «да».
  4. Малыш настойчиво способен добиваться своей цели, несколько раз повторяет, если желаемое не получается. Сделав что-то, ждет одобрения и похвалы.
  5. Когда вы играете вместе с крохой, он старается обрадовать вас своим поведением или даже насмешить. Теперь ребенок понимает, что «прятки», «коза рогатая» — это игры.
  6. Малыш стал сообразительным: он может одним предметом спихнуть другой со стула, перевернуть коробку с игрушками, чтобы достать все сразу.
  7. У детей в одиннадцать месяцев появляются признаки простейшей сюжетной игры: качает куклу, кормит мишку.

Тест на развитие детей в 11 месяцев

  • Малыш в 11 месяцев должен уметь хорошо сидеть, стоять у опоры, ползать на четвереньках.
  • Покажите ребенку коробочку с игрушкой, несколько раз откройте ее. Затем спрячьте игрушку. Малыш должен заметить исчезновение предмета и выразить удивление.
  • Ребенок должен уметь пользоваться некоторыми предметами по назначению: , есть ложкой, подносить расческу к голове, повторяя движения взрослых.
  • Покажите малышу, как строить из кубиков башню. Ребенок должен уметь поставить хотя бы 2 – 3 кубика друг на друга. Пирамидки пока сложны для малыша, а вот надевать большие колечки на палочку он уже может.
  • Кроха уже умеет различать предметы по общим признакам, например, попросите показать ему машинки или кукол, среди нескольких игрушек. Ребенок должен пальчиком показать на них.

Развитие ребенка по месяцам — 11 месяцев видео

Как кормить детей в 11 месяцев?

Время прикормов прошло, и ребенок может присоединиться к общему столу при определенных условиях приготовления пищи: она должна быть сварена или потушена, содержать минимум соли, сахара и приправ. Мама теперь может не готовить отдельно для малыша, а всего лишь измельчать для него приготовленную для всех пищу. В сутки ребенок в 11 месяцев съедает примерно 1 – 1.2 л пищи – это без учета жидкости. Питание остается пятиразовым, так будет примерно до 2-х лет. Все основные продукты уже введены, но нужно быть осторожными с аллергенными: апельсины, манго, помидоры. Нельзя пока давать грибы, шоколад, мед, орехи, чай, кофе и коровье молоко.

Если кроха пока на грудном вскармливании, то получает грудь утром и вечером перед сном, а также ночью по требованию. Некоторые мамы, готовясь в 1 год, к 11 месяцам доводят до минимума количество кормлений: один раз в сутки перед сном. Но если вы планируете кормить еще долго, то продолжайте давать малышу грудь, когда он захочет.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Режим – сон и бодрствование

Малыш стал спокойней спать по ночам, даже если вы продолжаете кормить грудью. Теперь он может попросить ночью молока до 2-х раз, и это действительно подарок для мамы, которой приходилось просыпаться до 5 раз за ночь. Многие дети могут проспать до 10 – 11 часов ночью. Днем так же присутствует два сна по 1.5 – 2 часа. Режим у каждого ребенка индивидуален: дети, которые любят поспать подольше, соответственно позже ложатся спать и днем, и наоборот. Маме следует подстраиваться под биоритмы крохи, так как малейшие изменения в режиме могут лишить малыша аппетита или негативно сказаться на психике. Нужно приучать кроху к распорядку дня.

Как помочь малышу развиваться

  • Продолжайте по возможности брать малыша на руки. Несмотря на то, что карапуз скоро пойдет и прекрасно ползает, он все равно нуждается в психологической близости с матерью.
  • Всячески поддерживайте развитие речи. Если ребенок произнес какое-то непонятное слово, попытайтесь понять, что это и вместе с ним отыскать этот предмет. Играйте в речевые игры:
    • Соберите в мешочек разные игрушки и называйте их, когда достаете оттуда перед ребенком. Хорошо, если игрушки близки друг к другу тематически, например: машинка и колесико, кукла и кроватка. В мешочек можно положить любые домашние предметы: ложку, нитки, книгу, то есть все то, с чем малыш соприкасается ежедневно.
    • Показывайте тематические карточки Домана.
    • Лучше всего дети запоминают слова, когда они что-то делают, поэтому наилучшим способом обучения остается игра. Комментируйте все действия во время игры, делайте упор на существительные – именно они являются первыми словами.
    • Разыгрывайте сценки из жизни с речевыми конструкциями, например: «на, возьми», «дай, пожалуйста» — протягиваете или даете предмет, «пока-пока» — помашите рукой, «здравствуй!» — пожимаете руку. Сценки нужно проводить неторопливо, несколько растягивая слова.
    • Обращать внимание малыша на процесс приготовления пищи. Рассказывайте, что и из чего вы готовите, как вы это делаете: чистите, моете, кладете, варите, горячее, холодное, вкусное, горькое, сладкое.
    • Часто малыши, которые плохо говорят, еще и плохо едят. Связано это со слабостью челюстного аппарата. Давайте ребенку погрызть сухарик, морковку.
    • Читайте вместе книжки с картинками.

Развитие речи взаимосвязано с мелкой моторикой, поэтом продолжайте с ребенком занятия, развивающие активность пальчиков:


  • Насыпьте овсяных хлопьев в одну небольшую чашку и покажите малышу, как пересыпать их в другую емкость. То же самое можно делать с водой во время купания. Упражнения хорошо развивает мышцы рук и обучает синхронности в движениях.
  • Во время водных процедур можно предложить ребенку ловить ковшиком разные маленькие предметы. Для реалистичности купите пластмассовых рыбок и поиграйте в рыболова. Игра хорошо разовьет зрительную и моторную координацию.
  • На поднос ровным слоем насыпьте мелкую крупу или муку. Возьмите палец ребенка в свою руку и порисуйте. Затем позвольте малышу самостоятельно нарисовать что-нибудь.
  • Возьмите кольцо, в которое пройдет ваша рука. Наденьте сначала себе на руку, потом – ребенку. Потом предложите малышу надеть вам или себе на руку кольцо, при этом первые разы помогайте ему, ведите его руку в колечко. Навык попадания рукой в кольцо приобретается со 2 – 3 занятия.
  • Проводите с ребенком занятия лепкой и рисованием. Не покупайте малышу толстые фломастеры и карандаши, лучше выберете маленькие и тонкие, с минимальным количеством цветов в комплекте.

Для лепки пока будет достаточно 1 – 2 кусочков пластилина. Сделайте из него колбаску, затем вместе с крохой порежьте ее на равные части и слепите небольшие горошины. Покажите ребенку, как прикреплять их к доске или картонному листу.

Часто бывает, что дети, которые научились хорошо ползать, позже начинают ходить. Происходит это потому, что ребенок находит наиболее легкий и быстрый способ передвижения и не старается принять вертикальное положение. На самом деле это не плохо. Ученые выявили, что такие малыши лучше и раньше начинают говорить, у них хорошая осанка. Так что не переживайте за прямохождение, никуда оно от вас не денется, а вот через важную стадию ползания, к сожалению, проходят не все дети. Не заставляйте малыша насильно ходить, лишь по той причине, что кое-кто из его ровесников во дворе уже сделал первые шаги. Одиннадцать месяцев – не срок для этого. Продолжайте делать гимнастику и массаж, и все придет своим чередом.

В конце одиннадцатого месяца можете начинать готовиться с знаменательному событию. Ровно через месяц вашему малышу будет 1 год: первое день рождения, первый тортик, первые друзья. Подумайте, как сделать этот день незабываемым для вас, интересным и не утомительным для крохи.

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Для малыша такого возраста характерно формирование взрослых привычек. Он вполне готов переходить на «садовский» режим: подъем в 8 утра и завтрак, обед в 12, дневной сон с 13 до 15 часов. Но если в вашем случае развитие 11 месячного ребенка не позволяет установить такой режим, усердствовать не стоит. Кому-то из деток комфортно спать еще 2 раза в день, а без второго отдыха они становятся капризными и беспокойными к вечеру.

Особенности развития 11 месячного малыша

Безусловно, главным навыком данного периода становятся попытки ходить самостоятельно. Их могут стимулировать родители, поддерживая кроху под ручки или подзывая к себе на близком расстоянии в комнате. Если малыша ничего не испугает (например, внезапное падение, удар об угол мебели), такие попытки он будет продолжать и дальше, уверенно став на ножки примерно к .

Если малыш в 11 месяцев не ходит, но при этом активно ползает и поднимается на ножки при любом удобном случае, никакой проблемы нет. Более того, такой «ползательный» образ жизни гораздо полезнее юному исследователю. В процессе перемещения на четвереньках у него гораздо меньше шансов упасть и удариться, а его мускулатура работает в усиленном режиме.

Также когда ребенку 11 месяцев, развитие и питание являются неразрывными характеристиками его образа жизни. Скорее всего, он уже кушает практически все, что едят другие члены семьи, употребляет каши, мясо, овощи, молоко, пробует рыбу и разнообразные фрукты. Важно давать крохе и твердые продукты, например, яблочки, сухарики или печенье, так как жевание формирует правильный прикус. Если же ребенку 11 месяцев и нет зубов, от жесткой пищи необходимо воздержаться до тех пор, пока не вылезут минимум по 4 зуба сверху и снизу.

Культура питания воспитывается за общим семейным столом, за которым крохе очень нравится находиться. Держать ложку он уже научился сам, вытягивает трубочкой губки, чтобы пить из чашки. Маме же можно задуматься об отлучении крохи от груди или выждать еще месяц-другой, когда он будет полностью переведен на обычный рацион вашей семьи.

Правильное развитие ребенка 11 месяцев характеризует активность и подвижность. Любопытство удовлетворяется возможностью дотянуться туда, куда раньше было невозможно благодаря быстрому росту ребенка. В 11 месяцев в сравнении с периодом новорожденности он стал выше минимум на 30 сантиметров. Особенности роста и веса ребенка в 11 месяцев представлены в таблице.

6 основных навыков

Малыш 11 месяцев, развитие которого отвечает нормам, может подолгу концентрировать внимание на одной игрушке или выполнять по 20 раз одно и то же действие. Постепенно он достигает в нем совершенства, например, учится устанавливать один кубик на другой или залезать на диван и слазить с него. Такая концентрация внимания свидетельствует о правильном формировании психики, и мешать в этом крохе не нужно. А ниже - другие позитивные навыки.

Урок для детей 11 месяцев от эксперта по музыкальному развитию.

Полезные игры с ребенком

Малыш активно стремится подражать маме и папе, поэтому развивающие игры для детей 11 месяцев могут включать элементы бытовой культуры. Пригласите его помочь вам в уборке: попросите отнести платочек в стиральную машину или протереть тряпочкой стол. Кроха с удовольствием будет полоскать в воде ложечки после ужина и складывать кусочки овощей в салатник. Ваша благодарность станет для него лучшей наградой.

Занятия с ребенком 11 месяцев можно перенести и в коллектив. Помещение школ раннего развития типа «мама и малыш» станут прекрасной возможностью социальной адаптации. При этом главную ценность таких занятий составляют не развивающие программы, а «азбука общения», освоение которой пригодится малышу в любом возрасте.

Урок по рисованию для интеллектуального развития вашего малыша.

Всего месяц остаётся до того момента, как малышу исполнится годик. Это очень важный и ответственный момент в его жизни. Чему же должен научиться ребёнок к этому возрасту, и какими навыками он должен обладать? По мнению специалистов, одиннадцатый месяц малыша должен запомниться его родителям двумя очень важными событиями: первыми самостоятельными шагами и первыми осознанными словами. А ещё – закреплением и усовершенствованием тех навыков, которые он приобрёл ранее.

Физическое развитие

В норме в течение одиннадцатого месяца жизни ребёнок должен прибавить в весе около 400 г и вырасти примерно на 1,5 см. Увеличиваются приблизительно на полсантиметра и его объёмы – грудной клетки и головки. Таким образом, вес одиннадцатимесячного ребёнка колеблется в пределах 9,5-10,5 кг, рост составляет от 73 до 78 см, объём грудной клетки от 48 до 49 см, а объём головки от 46 до 47 см.

В целом, за первые 11 месяцев жизни, по мнению специалистов, ребёнок должен прибавить 6800 грамм к своему первоначальному весу и 23,5 см к своему росту при рождении.

Конечно, это очень приблизительные стандарты, на которые может влиять значительное количество различных факторов, и родители должны их учитывать.

Наверняка вам интересно будет знать, что:

  • ​активные и подвижные детки прибавляют в весе меньше, а их спокойные сверстники – больше;
  • ​детки «искусственники» прибавляют в весе больше, чем детки, которые находятся на грудном вскармливании;
  • ​больше набирают в весе детки, которые значительную часть времени проводят на руках у родителей;
  • ​отрицательно на вес ребёнка влияют болезни, особенно сопровождающиеся высокой температурой.

И, конечно, рост и вес малыша напрямую зависят от его индивидуальных особенностей и генетического наследия, как, впрочем, и график прорезывания зубов. Обычно к 11 месяцам у ребёнка появляется от 6 до 8 зубов.

Индивидуальными являются и навыки двигательной активности детей. Так, один ребёнок в 11 месяцев более спокоен и инфантилен, и может длительное время сидеть на одном месте, изучая новые игрушки, их функции и строение, а другой нуждается в постоянном движении и минутки не может просидеть спокойно. Один малыш обожает ползать, а другой старается как можно быстрее встать на ножки. Тем не менее, существуют определённые стандарты развития.

Так, по мнению специалистов, в норме одиннадцатимесячный ребёнок должен:

  • ​самостоятельно приподниматься и садиться;
  • ​активно ползать;
  • ​самостоятельно вставать с опорой;
  • ​забираться наверх и спускаться вниз по невысокой лесенке;
  • долго и уверенно сидеть без опоры;
  • ​ходить с поддержкой (за руку или держась за опору);
  • ​пытаться делать первые самостоятельные шаги;
  • ​аккуратно брать двумя пальчиками маленькие предметы.

Если вам кажется, что двигательная активность вашего одиннадцатимесячного малыша недостаточна – стимулируйте его к движению! Разложите в разных частях комнаты на разной высоте его любимые игрушки, картонные книжки с яркими картинками, погремушки музыкальные инструменты для младенцев, мягкие кубики и развивающие игры для малышей. Таким образом, вы будете стимулировать и интерес малыша к изучению окружающего мира, и его двигательную активность.

При этом старайтесь обеспечить вашему малышу максимальную безопасность: уберите любые возвышения возле окон, закройте розетки и спрячьте предметы, которыми он может пораниться.

Опуститесь до уровня глаз вашего ребёнка и посмотрите внимательно, что может стать причиной его травмирования. Возможно, скатерть, на которой стоит посуда, свисает слишком низко, и малыш может стянуть её вниз вместе со столовыми приборами, а может, табуретка стоит слишком неустойчиво и может упасть при попытке малыша опереться на неё.

Также стоит в этом возрасте показать ребёнку, как правильно спускаться с кровати и со ступенек лестницы. Это поможет ему избежать травм и падений, а в будущем – боязни высоты, ведь, как утверждают психологи, она зарождается именно в этом младенческом возрасте.

Кроме того, в возрасте 11 месяцев родителям важно приучать ребёнка к режиму сна, что поможет ему в будущем быстрее привыкнуть к режиму в детском саду. В норме в этом возрасте малыш спит не менее 10-ти часов ночью и ещё дважды днём – по 1,5-2 часа. Не менее важно в этом возрасте приучить ребёнка засыпать самостоятельно, без длительных укачиваний. Тем более, не стоит брать ребёнка с собой в постель. И если до этого возраста вы практиковали совместный сон, сейчас самое время отучать кроху от своей постели, потому что позже это будет сделать гораздо сложнее.

Умственное развитие

По достижению 11 месяцев умственное развитие ребёнка достигает такого уровня, что он уже начинает понимать речь взрослых и адекватно реагировать на услышанное. Конечно, его мышление отличается от мышления взрослого человека, но главное, что он теперь понимает то, о чём ему говорят, и что происходит. Поэтому именно сейчас ребёнок готов произнести своё первое осознанное слово. Поверьте, всё, что вы слышали от своего любимого чада до этого момента – было всего лишь набором неосознанных звуков и слогов, в которых вы пытались уловить смысл. Но только сейчас ребёнок, произнося своё первое слово – «мама» или «папа», понимает, к кому оно обращено и что означает. Поистине, это очень волнующий момент, когда ребёнок, протягивая ручки, говорит своё первое слово, адресованное вам.

Не менее важным достижением крохи является и его способность к обобщению. Теперь малыш умеет показывать куклы и машинки, кубики и мячики. Также он начинает различать предметы по форме (шарики, кубики, кирпичики).

Кроме того, в возрасте 11 месяцев ребёнок должен:

  • ​понимать разговор родителей о происходящем вокруг и о себе;
  • ​выполнять услышанные просьбы и указания взрослых, например: «дай», «положи», «принеси», «возьми»;
  • произносить слова, которые имитируют голоса птичек и животных («пи-пи», «ав-ав» и др.);
  • ​утвердительно или отрицательно качать головой;
  • ​махать рукой в момент приветствия или прощания;
  • благодарить кивком головы;
  • целенаправленно и осознанно совершать определённые действия с различными предметами (звонить в колокольчик, ударять погремушкой, открывать крышку и т.д.);
  • многократно повторять понравившееся действие, совершенствуясь в нём;
  • понимать значение слова «нельзя»;
  • играть в ладушки и другие развивающие игры с ручками и пальчиками;
  • самостоятельно складывать башенки из кубиков;
  • самостоятельно собирать и разбирать пирамидки из колечек с широкими отверстиями;
  • складывать матрёшек;
  • катать мячик;
  • играть в ролевые игры: укачивать куколку, кормить зверушек;
  • произносить свои «особые» слова, обозначающие определённые действия или предметы (например, «бах» – падение, «ляля» – кукла и др.).

Как можно больше общайтесь со своим ребёнком, рассказывайте ему всё, что вы видите, и всё, что делаете. Этим вы расширите его словарный запас и представление о мире. И не скупитесь на похвалы, ведь малыш ждёт вашего одобрения. Услышав похвалу, он будет ещё с большей охотой повторять за вами всё новые и новые слова, радуя вас своим развитием и умениями.

Не менее важно и играть с ребёнком, ведь именно так он развивается и познаёт окружающие его предметы, их назначение и функции. К тому же с каждым месяцем количество игр, которые доступны малышу, постоянно увеличивается. Например, если раньше ребёнку было интересно опустошать коробочки и ящички, вытряхивая всё их содержимое, то в возрасте 11 месяцев ребёнку становится интереснее наполнять различные ёмкости, подбирая предметы по размеру. Ему невероятно интересно знать, что к чему подходит. Не менее интересно крохе и докопаться до устройства той или иной игрушки, так что его желание разломать какую-то вещь объясняется его стремлением к познанию сути предмета.

Эмоциональное и социальное развитие

В возрасте 11 месяцев у ребёнка усиливается психическая дифференциация. Он активнее и более эмоционально выказывает как чувство симпатии или предпочтения, так и чувство антипатии. Ребёнок начинает открыто отказываться или протестовать по отношению к тем игрушкам, еде или окружающим его людям, которые ему не нравятся.

Ребёнок любит общение со сверстниками, но начинает выбирать, с кем он хочет играть, а с кем нет.

Одиннадцатимесячный кроха всё настойчивее использует свой детский лепет, чтобы выразить свои чувства и эмоции, наладить контакт с новым человеком или попытаться объяснить, чего он хочет в данный момент. И хотя его лепет лишь отдалённо напоминает настоящую речь, по интонациям и эмоциональному окрасу можно догадаться, какие эмоции и желания ребёнок пытается высказать. Если вы понаблюдаете за своим крохой, вы удивитесь тому, как он любит экспериментировать со своим голосом и копировать новые звуки и слова.

И, наконец, говоря о социальном и эмоциональном развитии одиннадцатимесячного ребёнка, необходимо учесть то, что в этом возрасте малыш должен постепенно привыкать к мысли о нахождении некоторое время без мамы. Хотя малыш ещё очень привязан к родителям и по-прежнему прижимается к ним при виде незнакомых людей, необходимо на некоторое время оставлять его с другими родственниками и близкими людьми. Это поможет повзрослевшему младенцу отлучиться и от маминой груди.

Навыки самообслуживания

В 11 месяцев ребёнок может уже довольно много делать самостоятельно. Так, в этом возрасте его необходимо учить:

  • пользоваться расческой;
  • мыть ручки;
  • умывать личико;
  • самостоятельно пить из чашки;
  • самостоятельно есть ложкой;
  • приносить по просьбе взрослых небольшие лёгкие предметы.

Вы вполне можете научить вашего кроху помогать вам в уборке его игрушек и складывании их в коробку.

Кроме того, одиннадцатимесячного малыша уже можно и нужно учить одеваться. Пусть он помогает вам во время одевания – пытается надеть шапку, просовывать в рукавчик ручку, ставить в ботиночек ножку. Хвалите и поддерживайте его в этих действиях, и тогда ваш малыш будет стремиться к овладению новыми умениями и навыками.

Чем ближе первый день рождения малыша, тем более насыщенной становится его жизнь – сейчас он меньше спит, а во время бодрствования активно изучает окружающий мир. С одной стороны, мамам становится немного полегче, потому что наконец-то чадо слезло с рук, с другой – появляется необходимость постоянного контроля, ведь маленький исследователь ежеминутно норовит нашкодить. Как происходит развитие ребенка в 11 месяцев, какие появляются навыки, умения, чего ожидать, стоит ли беспокоиться, если ребенок выбивается из средних возрастных показателей, – вопросы, волнующие всех родителей.

Стандарты педиатров, родственников, любопытных соседей зачастую завышены и формируют представление, что годовалый малыш должен разговаривать, бесперебойно ходить на горшок, быть независимым и автономным. Мамы пугаются, переживают, что что-то упустили, забывая о банальной истине, — все дети разные, темпы развития каждого индивидуальны. Тогда на какие показатели следует ориентироваться, когда ваш малыш подходит к своему первому возрастному рубежу?

Изменения физиологии

Физиологические особенности 11-месячных мальчишек и девчонок выражаются следующими основными моментами:

  • Становление мышечной системы обуславливает возможность вставать, держаться прямо и перемещаться, самостоятельно или с опорой.

Позволяйте крохе ходить ножками на прогулке, держа его за руку, это хорошая тренировка мышечного корсета и профилактика плоскостопия, особенно летом, когда можно снять обувь и познакомить маленькие ступни с разными поверхностями.

  • Большинство детей уже обзавелись зубками – верхними и нижними единичками. Вариант нормы – прорезывание вторых резцов или полное отсутствие зубов.
  • Увеличивается на 5 мм окружность головы и груди, происходит прибавка веса и роста. Участковые педиатры до сих пор ориентируются на устаревшие нормативы привесов советского времени. Современные центильные таблицы, разработанные по итогам результатов исследований ВОЗ, более адекватно подходят к определению показателей роста и веса.

Поскольку физическая активность малыша в 11 месяцев сильно возрастает, он может вовсе не набирать вес или иметь скромную прибавку 100-200 граммов. Если кроха подвижен, любознателен, бодр, имеет здоровый аппетит, паниковать не стоит.

Приобретаемые навыки

Читая информацию о том, что должен уметь ребенок в 11 месяцев, помните – жесткие требования весьма условны, вариантов нормы много, часто дети начинают осваивать перечисленные ниже умения раньше или, наоборот, позже. Дайте ребенку шанс развиваться в своем темпе, рассматривайте его целостно, учитывая характер, темперамент, особенности здоровья, окружение.

  • Основное приобретение окологодовалого возраста – прямохождение. За предыдущие пару месяцев малыш натренировался вставать, опираясь на диваны, стулья, полки и другие предметы. Многие дети шустро передвигаются вдоль опоры, ходят за ручку и начинают делать первые самостоятельные шаги. Если порывы ходить без поддержки заканчиваются падением, малыш может на какое-то время оставить дальнейшие попытки, но через какое-то время, движимый любопытством, обязательно их возобновит. Детки совершенствуют навыки ползания, приседания, наклонов, учатся залезать, слезать со ступенек, дивана, кровати.

Правильному формированию стопы способствует хождение босыми ногами по неровным поверхностям. Для этого можно использовать специальный фактурный коврик, гулять по песку, траве, камням разного размера.


Грудное молоко для ребёнка 11 месяцев по-прежнему является основным источником полезных микроэлементов. Специалисты Всемирной Организации Здравоохранения рекомендуют продолжать грудное вскармливание детей этого возраста.

Что еще умеет ребенок в 11 месяцев:

  • малыш понимает, когда взрослые говорят о нем;
  • утвердительно кивает головой, машет — «нет»;
  • радуется, когда его хвалят;
  • может помахать ручкой в знак приветствия или прощания;
  • по просьбе приносит, подает, берет и кладет вещи;
  • начинает осваивать горшок;
  • подражает взрослым интонациями, простейшими действиями;
  • узнает и показывает части тела;
  • с удовольствием разглядывает картинки, слушает музыку.

Часто приучение к горшку становится настоящей войной с родителями. Некоторые детки способны ходить на горшок в таком раннем возрасте, особенно если мама практиковала высаживание с рождения. Если это не про вашего ребенка, не стоит зацикливаться и паниковать. Умение контролировать туалетные процессы связано с развитием нервной системы ребенка, окончательное созревание необходимых для этого навыка центров происходит только к 2 годам.

Начало кризисного периода

Карапузы в 11-месячном возрасте начинают переживать свой первый серьезный переходный этап – кризис первого годика жизни. Это время, когда детки испытывают родителей на прочность, проявляя свой характер, прощупывая границы дозволенного поведения, постоянно пытаясь их раздвинуть.

Общение становится более эмоциональным: часто мама не может понять, чего хочет кроха, и готова дать ему все сию минуту, лишь бы он не плакал. Современные психологи утверждают, что ребенку обязательно нужны правила, конкретные рамки, за которые запрещено выходить. Эти ограничения должны действовать в любых обстоятельствах и предъявляться всеми членами семьи. Таким образом малыш обретает опору, чувствует надежность окружения, обретает уверенность и желание активно познавать мир.

Некоторые карапузы в этот период становятся «ручными», стеснительными, другие наоборот – начинают с удовольствием общаться со взрослыми и детьми. В любом случае появляется больше контакта, развивается умение взаимодействовать с людьми, отстаивать свои интересы, не покушаясь на чужие. Здесь очень важно чуткое руководство самых близких взрослых – мамы и папы, которые собственным примером показывают умение мирно разрешать конфликты, быть приветливыми, знакомиться и вместе играть.

Развивающая деятельность

Основное развитие малыша происходит во время его каждодневного взаимодействия с родителями и другими значимыми взрослыми: усваиваются модели поведения, приобретаются новые умения, закладываются ценности. Перечисленные ниже игры и упражнения не требуют много времени, их можно внедрять в повседневные дела, разнообразить ими рутинные действия.


Немного о режиме дня

Педиатры старой закалки достаточно категорично составляют рекомендации по организации дня малыша. Четкое следование режиму, боязнь отступиться от временных рамок приводят к излишней суете, нервозности мамы и ребенка, невозможности выполнить все предписания. Современные психологи оперируют понятием «ритмов» жизни, причем каждая семья имеет свои ритмы. Те, у кого уже есть дети, хорошо знают, что повлиять на складывающийся спонтанным образом режим крохи, сломать его – практически невозможно. Это почти всегда война, в которой проигрывают обе стороны.

Вместо этого постарайтесь прочувствовать складывающиеся ритмы сна, принятия пищи, моменты наивысшей активности, приспособьте эти нюансы к своим потребностям, научитесь совмещать нужды и дела всех членов семьи наиболее подходящим для вас способом. Возможно, придется пожертвовать прогулкой, вечерним купанием, или вместо творческих занятий провести карапузу мастер-класс по генеральной уборке квартиры.

Учитывайте два основных момента, влияющих на то, как организовать день:

  • Время отдыха. Обычно одиннадцатый месяц ребенка сопровождается переходом на два дневных сна продолжительностью 1-2 часа. Ночной сон остается длинным – около 10 часов. Возможно, ваш кроха спит один раз или трижды по 30 минут. Годовасы обычно отдыхают дома, мама это время может посвятить себе или заняться делами, которые сложно совмещать с бодрствующим ребенком.


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх