Процесс классического обусловливания

ЧТО ТАКОЕ НАУЧЕНИЕ?

Поскольку почти все, что мы делаем, включает в себя научение, то возникает вопрос: как различить, какие действия совершаются в результате научения, а ка­кие - без научения? Мы каким-то образом научились почти всему, что делаем, за исключением нескольких основных рефлексов и некоторых случайных поступков. Научение - это внутренний процесс. Он невидим и неосязаем. Более того, он не поддается точной количественной оценке. Обычно психо­логи оценивают результаты научения по изменениям в поведении. Ес­ли у человека проявляются те или иные относительно стойкие модели поведения, считается, что произошло научение.

Предположим, что в прошлом году некий мальчик впервые на­чал учиться плавать. Он бестолково колотил по воде руками и ногами и почти тонул. В этом году, встретив мальчика на пляже, вы видите, что он может проплыть хорошим кролем уже метров шесть. Вполне справедливо в этом случае будет предположить, что мальчик научился плавать. Хоть вы и не видели самого процесса научения, у вас есть все основания полагать, что он имел место, посколь­ку это проявляется в действиях мальчика. Вероятно, он упражнялся все то время, что вы его не видели, и во время этих занятий и упражнений и произошло науче­ние. И теперь мальчик может плыть. Его новый навык является устойчивым, или постоянным.

Теперь представьте себе, что вы пришли в кегельбан с женщиной, которая до сих пор никогда не играла в кегли и считает, что у нее нет спортивных талантов. Вам с трудом удается вложить в ее руку шар. Вдруг она случайно роняет шар, тот катит­ся по желобу и попадает в цель. Было ли это попадание результатом научения? Ведь ясно, что она пока еще мало чему научилась в этом виде спорта - разве что вытас­кивать пальцы из дырочек в шаре. Необходимы более стойкие изменения в ее пове­дении, чтобы сделать вывод о том, что научение произошло. Если бы она могла по­пасть в цель несколько раз подряд, тогда можно было бы заключить, что она научи­лась играть в кегли. Случайное первое попадание не дает достаточных оснований для вынесения суждений о научении.



Для того чтобы определить, происходило или нет научение, необходимо выя­вить два главных показателя: 1) относительно стойкие изменения в поведении; 2) ка­кие-либо занятия или упражнения, в результате которых возникли эти изменения. Научение может происходить в процессе простого наблюдения за другими людьми или чтения, а также в результате тренировки. В рассмотренном выше примере жен­щина попробовала играть в кегли, но весьма сомнительно, чтобы только одна эта попытка привела к стойким изменениям в ее поведении.

Научение далеко не обязательно является положительным явлением. Ведь лю­ди научаются также воровству, жульничеству, мошенничеству и лжи, неряшливо­сти и варварскому отношению к природе. И в каждом из этих случаев выполняются оба необходимых условия научения.

Воспроизведение действия как критерий научения

Результатом научения, как правило, является обретение устойчивых моделей поведения. Но на поведение человека влияет и множество всевозможных других факторов. Например, вы очень основательно подготовились к экзаменам, но можете сдать экзамен плохо из-за бессонной ночи, болезненного состояния или просто пло­хого настроения. А что, если во время экзамена на вас нападет икота или же ваш сосед будет непрерывно чихать? В подобных случаях низкая оценка совсем не обя­зательно означает, что вы ничему не научились. Конечно же, воспроизведение дей­ствия не может не являться критерием научения, поскольку сам по себе процесс учебы еще не является однозначным свидетельством научения чему-либо. Но при этом всегда важно помнить, что на поведение влияют также такие факторы, как мо­тивации, отвлекающие моменты и состояние здоровья.

Упражнение 3.1

Автомеханик средних лет по вечерам посещает бухгалтерские курсы и собира­ется поменять профессию. Хотя он всегда считался хорошим механиком, в после­днее время он стал очень рассеянным на работе. Он все время обдумывает и плани­рует иную карьеру. Давая наставления новому рабочему, он порой даже не может вспомнить названия самых простых деталей мотора. Попробуйте объяснить, почему все это совсем не свидетельствует о его некомпетентности в области ремонта авто­мобилей.

КЛАССИЧЕСКОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ

Психологи, занимающиеся изучением поведения, вынуждены сводить оценку результатов научения к оценке изменения поведения, поскольку именно изменение поведения поддается наблюдению и измерению. Психологи-бихевиористы выделя­ют два механизма изменения поведения, считая, что почти всякое научение проис­ходит с помощью обусловливания - классического или оперантного (инструментального). Сначала мы рассмотрим классическое обусловливание, то есть использование в целях научения ассоциаций и взаимосвязей между явлениями. Главную роль в классическом обусловливании иг­рают рефлексы и эмоциональные реакции.

Рефлексы

Существует много типов реакций, которые возникают в ответ на определенные раздражители у всех людей без исключения. Например, когда вам предлагают кусочек маринованного огурца, у вас начинает выделяться слюна. Аналогичным образом, если бы эта книга внезапно обожгла вам пальцы, вы отдернули бы руку. Такие реакции, возника­ющие у всех людей и не требующие предварительного научения, на­зываются рефлексами.

Вам, вероятно, известны некоторые самые простые рефлексы. Если вы ударите какого-нибудь человека по центру коленной чашечки, возникнет коленный рефлекс (осторожней, вас могут пнуть!). А если во время прогулки по морскому берегу вам в глаза попадет песок, под­нятый порывом ветра, у вас рефлекторно задергаются веки. Вдохнув щепотку перца, вы начнете чихать. Если вам пощекотать пятки, вы подожмете пальцы ног и т. д. В медицинских учебниках описано мно­жество подобных рефлексов.

"Это обусловливание называется классическим лишь потому, что было описано намного ранее оперантного обусловливания. Вообще «обусловливание» означает выработку условного рефлекса. Впервые его описал великий русский ученый Иван Петрович Павлов. Он заметил, что у собаки выделяется слю­на не только тогда, когда сторож приносит ей еду, но и когда она просто слышит звук его шагов. Дей­ствие такого условного рефлекса можно наблюдать и на самом обыкновенном примере. Некоторые уче­ники, услышав звонок, начинают собирать свои школьные принадлежности, хотя учитель не всегда за­канчивает урок со звонком. Это пример классического обусловливания. У школьников выработался условный рефлекс на звонок. (Прим. науч. ред.)

Эмоциональные реакции

Эмоциональная реакция - это своеобразный эмоциональный рефлекс, то есть чувство, которое неизменно возникает в ответ на определенный эмоциональ­ный раздражитель. Наиболее распространенной эмоциональной реакцией является страх. Нормальные люди считают, что боль - неприятное ощущение, и боятся ее. Страх является обычной реакцией на боль и тоже возникает без всякого научения. Другая распространенная эмоциональная реакция - это гнев. Более положительные эмоции, такие как любовь и радость, также относятся к эмоциональным реакциям. Если вам случалось влюбляться, то вы, вероятно, испытывали какие-либо положительные эмоциональные реакции. Возможно, это были радость и удовольствие. Каждая из эмоциональных реакций является внутренним откликом на раздражитель определенного типа. Внешние проявления эмоций мо­гут быть различными, в зависимости от вашего предыдущего опыта и привычной манеры поведения. Внутренне переживая то же самое чувство, вы може­те подбежать к предмету своего увлечения и заключить его в объятия, а можете просто стоять, как истукан, и хихикать. В ситуации, когда вам угрожают ножом, вашей эмоциональной реакцией несомненно будет страх, но выражать его вы также будете по-разному; это во многом зависит от вашего предшествующего опыта и при­надлежности к той или иной культуре. Как рефлексы, так и эмоциональные реакции автоматически возникают в ответ на определенный раздражитель. Всякий раз, ког­да вам попадает в глаз соринка, вы моргаете. Если через сиденье вашего стула про­пустить электрический разряд, вы подскочите. Болезненные ощущения вызывают страх и тревогу, а приятные - радость и удовольствие.

Упражнение 3.2

В изложенном ниже сюжете упомянуты три рефлекса и пять эмоциональных реакций. Найдите их в тексте и подчеркните рефлексы одной чертой, а эмоциональ­ные реакции - двумя.

Профсоюз, членом которого является Клайд, проводит забастовку, и Клайд, будучи вынужденным сидеть днем дома, пристрастился смотреть мыльные оперы. В этот раз после обеда он замечает, что пришло время начала его любимого сериала, и достает себе бутылку холодного пива. Когда он открывает бутылку, пиво бьет фонтаном и попадает ему в глаз. От этого он моргает и приходит в раздражение. Но затем берет оставшееся пиво, усаживается в свое любимое кресло в предвкушении получаса приятных ощущений. Начинается фильм На экране грубая и порочная злодейка угрожает невинной очаровательной героине. Клайд начинает волноваться. Схватив сигарету, он нервно закуривает и обжигает палец. Он отдер­гивает руку и прикладывает больной палец к холодной бутылке с пивом. Затем вновь вперя­ет свой взор в экран. Злодейка душит прелестную героиню, и несчастная умирает Клайд видит этот трагический конец, и его переполняет печаль. Он пытается выключить телевизор. Но в выключателе нарушена изоляция, и Клайда сильно бьет током. Он отдергивает руку и боится вновь прикоснуться к телевизору.

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Процесс классического обусловливания

С помощью классического обусловливания вы можете научиться автоматиче­ски мигать или вскакивать со стула по причинам, не имеющим ничего общего ни с соринкой в глазу, ни с коротким замыканием. Точно так же страхи и тревога у лю­дей часто бывают не связаны с пережитой в действительности болью. В таких случа­ях рефлекс проявляется просто по ассоциации.

Представьте себе, что женщина сидит на стуле, к которому подведены элект­рические провода, и через сиденье можно пропускать ток (рис. 3.2, а). Психолог хочет «научить» ее вставать со стула, как только он начнет чесать свою голову. (Пси­хологи порой ставят очень странные эксперименты!)

Поскольку наблюдения показали, что всякий раз, когда через сиденье пропус­кают ток, женщина рефлекторно встает со стула, психолог начинает одновременно с включением тока почесывать голову (рис. 3.2, б).

Вскоре, едва только заметив, что психолог тянется рукой к голове, женщина начинает вскакивать со стула (рис. 3.2, в). Ток можно больше не включать.

Представьте, как странно она должна себя чувствовать, привыкнув вскакивать со стула, едва лишь кто-то потянется рукой к своей голове!

Процесс классического обусловливания можно разбить на три этапа:

1. Наблюдается какой-либо рефлекс и определяется вызывающий его раздра­житель. В приведенном примере таким рефлексом был уход от неприятных ощущений, то есть вставание со стула, а вызывающим рефлекс раздражите­лем - удар тока.

2. Одновременно с раздражителем, вызывающим данный рефлекс, применяет­ся второй раздражитель. Психолог всякий раз, когда подавали ток, прини­мался почесывать свою голову. Такое сочетание раздражителей повторялось неоднократно.

3. Новый раздражитель начинает вызывать рефлекторную реакцию даже в от­сутствие исходного раздражителя. Женщина встает, когда психолог тянет­ся рукой к голове, хотя ток через сиденье больше не пропускают.

Упражнение 3.3

Психолог хочет, используя коленный рефлекс, научить испытуемого дергать ногой на свист. Опишите своими словами, что будет происходить на каждом из эта­пов классического обусловливания.

Этап 1: ________________________________________

Этап 2: ________________________________________

Этап 3: ________________________________________

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Если заменить рефлекторные реакции на эмоциональные, то процесс класси­ческого обусловливания будет протекать по той же схеме. На первом этапе опреде­ляется раздражитель, вызывающий данную эмоциональную реакцию. Например. такой раздражитель, как приставленное к виску дуло пистолета, вызывает у боль­шинства людей страх. На втором этапе этот раздражитель (пистолет) применяется в сочетании с другим раздражителем, который обычно не вызывает страха, - допу­стим, с мочалкой. Производится многократное одновременное воздействие обоих раздражителей. Вам все время вручают мочалку и тут же приставляют к виску пис­толет. В конце концов вы начнете пугаться, как только получите мочалку, даже без пистолета. Хотя приведенный пример вряд ли можно назвать характерным, во мно­гих случаях страхи действительно бывают обусловлены именно таким образом. Че­ловек, которого несколько раз увольняли с работы и каждый раз объявляли об этом, например, во вторник, может начать бояться ходить в этот день на работу, а у чело­века, пережившего много страданий в кресле у зубного врача, могут возникать не­приятные ощущения от одного запаха одеколона, которым пользуется его дантист, Подумайте о своих страхах. Попробуйте определить их действительные причины.

Контрольные вопросы

Пользуясь следующими вопросами, проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал предыдущих разделов главы. Найдите и отметьте единственный правиль­ный ответ на каждый вопрос.

1. Что, по мнению психологов, является свидетельством научения?

а. Быстрота проявления основных рефлексов

б. Устойчивые модели поведения

в. Количество и качество тренировок

г. Заинтересованность

2. Какие из перечисленных ниже ситуаций могут служить примером научения?

а. Мальчика толкнули, и он падает.

б. Женщина, прищемившая палец в дверце автомобиля, ощущает боль.

в. Девочка бросает фантик в урну.

г. Мужчина чихает всякий раз, когда нюхает табак.

3. Как научение связано с поведением?

а. Научение и поведение - одно и то же.

б. Научение является полной противоположностью поведения.

в. Научение является одним из многих факторов, влияющих на поведение.

г. Научение можно оценить, а о поведении можно только догадываться.

4. Некоторые формы поведения возникают автоматически, без всякого науче­ния. Как называются такие формы поведения?

а. Рефлексы

б. Ассоциации

в. Переживания

г. Реакции

5. Какой из следующих примеров лучше всего описывает эмоциональную ре­акцию?

а. Вы моргаете, когда грейпфрутовый сок попадает вам в глаза.

б. Когда вы не знаете, что делать, всегда просите совета.

в. Каждый вечер в одно и то же время вы выполняете домашнее задание.

г. Вы боитесь боли.

6.В чем состоит сходство между рефлексами и эмоциональными реакциями?

а. И те и другие проявляются автоматически и могут быть использованы при классическом обусловливании.

б. И те и другие требуют научения и тренировки и зависят от мотиваций.

в. И те и другие вызывают страхи, которые могут быть устранены.

г. И те и другие несут приятные ощущения, которые следует усиливать с помощью классического обусловливания.

7.Врач, который делает детям болезненные уколы, всегда носит белый халат. Дети привыкают к тому, что белый халат связан с иглой, причиняющей боль. Какова наиболее вероятная реакция этих детей на парикмахера, который тоже носит белый халат?

а. Они испугаются.

б. Они почувствуют облегчение.

в. Они растеряются.

г. У них возникнет недержание мочи.

8. Каков первый этап процесса классического обусловливания?

а. Устранение раздражителя.

б. Точное определение причины рефлекса или эмоциональной реакции.

в. Введение сопутствующего раздражителя.

г. Нахождение общего между рефлексом и эмоциональной реакцией.

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отве­чая на эти вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы перейти к чтению следующих разделов этой главы.

Психотерапия. Учебное пособие Коллектив авторов

Классическое обусловливание

Классическое обусловливание

Основы классического обусловливания были созданы в начале XX в. И. П. Павловым. В опытах И. П. Павлова условный стимул (звонок) сочетается с безусловным стимулом (кормление собаки), между ними устанавливается связь таким образом, что прежде нейтральный условный стимул (звонок) теперь вызывает условную реакцию (выделение слюны).

Прекрасным примером классического обусловливания является эксперимент Дж. Б. Уотсон. В 1918 г. он начал лабораторные эксперименты с детьми, показывая, что опыт научения в детстве имеет длительный эффект. В одном опыте он сначала показал, что девятимесячный мальчик Альберт не боялся белой крысы, кролика и других белых объектов. Затем Уотсон ударял по стальному бруску рядом с головой Альберта каждый раз, когда появлялась белая крыса. После нескольких ударов Альберт при виде крысы начал вздрагивать, плакать и пытаться отползти. Подобным же образом он реагировал, когда Уотсон показывал ему другие белые объекты. В этом опыте Уотсон использовал классическое обусловливание: сочетая громкий звук (безусловный стимул) с предъявлением крысы (условный стимул), он вызывал новую реакцию – условную реакцию страха – на прежде нейтральное животное.

Этот опыт демонстрирует также феномен, открытый И. П. Павловым и называемый «генерализацией стимулов». Суть его состоит в том, что если развилась условная реакция, то ее будут вызывать также стимулы, похожие на условный. Уотсон продемонстрировал, что ребенка можно приучить бояться того, что прежде представлялось безобидным, и этот страх будет распространяться на похожие объекты. Маленький Альберт стал испытывать страх ко всем меховым игрушкам. Из своих опытов Уотсон сделал вывод, что дети научаются всему, в том числе фобиям.

Другое понятие, пришедшее из лаборатории И. П. Павлова и имеющее отношение к поведенческой терапии, – это «различение стимулов» (или «стимульная дискриминация»). Благодаря этому процессу люди научаются различать похожие стимулы. Плач ребенка становится условным стимулом для матери: ее условная реакция может выражаться в том, что она просыпается от глубокого сна при малейшем волнении ребенка, но та же мать может глубоко спать, когда плачет чужой ребенок.

И еще один феномен, открытый И. П. Павловым и используемый в поведенческих процедурах. Условный стимул продолжает вызывать условную реакцию только в том случае, если хотя бы периодически появляется безусловный стимул. Если же условный стимул не подкрепляется безусловным, то сила условной реакции начинает уменьшаться. Постепенное исчезновение условной реакции в результате устранения связи между условным и безусловным стимулами называется «угасанием».

Из книги Пробуждение: преодоление препятствий к реализации возможностей человека автора Тарт Чарльз

8. ОБУСЛОВЛИВАНИЕ Одним из наиболее фундаментальных психологических процессов является обусловливание. Хотя мы обычно считаем, что обусловливание свойственно только низшим организмам, оно очень распространено в нашей повседневной жизни, даже если оно и не

Из книги Психология личности автора Гусева Тамара Ивановна

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ Но какое же отношение обусловливание имеет к человеческим существам? К вашей жизни?Я однажды попытался объяснить большую важность обусловливания в человеческом развитии моим слушателям в одной из программ «Тренинга повышения осознавания».

Из книги Психология личности: конспект лекций автора Гусева Тамара Ивановна

10. Классическое учение о темпераменте Под темпераментом понимают природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике тонуса и уравновешенности реакций на жизненные воздействия.Поведение человека зависит не только от социальных

Из книги Психология развития [Методы исследования] автора Миллер Скотт

ЛЕКЦИЯ № 7. Классическое учение о темпераменте. Психологическая характеристика типов нервной деятельности и темперамента Под темпераментом понимают природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике тонуса и уравновешенности

Из книги Психология автора Робинсон Дейв

Из книги Пластичность мозга [Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга] автора Дойдж Норман

Из книги 40 исследований, которые потрясли психологию автора Хок Роджер Р.

Из книги Мне очень нравится курить… но я бросаю! автора Иопп Андреас

ГЛАВА 3. НАУЧЕНИЕ И ОБУСЛОВЛИВАНИЕ В той области психологии, которая занимается научением и обусловливанием, проведено множество исследований с целью выяснить, как обучаются животные и люди. Ряд выдающихся психологов, имена которых широко известны за пределами наук о

Из книги Центр циклона [Автобиография внутреннего пространства] автора Лилли Джон

Обусловливание – психическая зависимость Никотин делает нас зависимыми не только физически, перестраивая систему нейромедиаторов в мозге, он заботится и о том, чтобы у нас вырабатывалась условная реакция на многие ситуации. Под влиянием никотина мы «учимся» прочно

Из книги Без революций. Работаем над собой, оставаясь в гармонии автора Стивенс Майкл

ГЛАВА 17. СОСТОЯНИЕ +3. КЛАССИЧЕСКОЕ САТОРИ. СУЩНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ТВОРЦОВ Состояние +3 (соответствующее классическому использованию термина Сатори) - наиболее сложное состояние в том смысле, что оно - наиболее удаленное от нашей обычной реальности. Это пространство близко

Из книги Психология. Люди, концепции, эксперименты автора Клейнман Пол

Обусловливание религиозных взглядов на смерть Если мы хотим понять, почему имеем то восприятие смерти, которое имеем, и приспособить его так, чтобы оно служило нашей цели, следует избавиться от эго-я, которое такое восприятие определяет. Мы уже выяснили, как агрессивные

Из книги Психотерапия. Учебное пособие автора Коллектив авторов

Оперантное обусловливание и «Ящик Скиннера» Самым важным итогом научной деятельности Фредерика Скиннера стала концепция оперантного обусловливания (научения), которая заключается в том, что научение какой-либо форме поведения происходит либо методом вознаграждения,

Из книги автора

Классическое обусловливание Основы классического обусловливания были созданы в начале XX в. И. П. Павловым. В опытах И. П. Павлова условный стимул (звонок) сочетается с безусловным стимулом (кормление собаки), между ними устанавливается связь таким образом, что прежде

Из книги автора

Инструментальное, или оперантное, обусловливание Не все виды научения можно объяснить классическим обусловливанием. При классическом обусловливании условный и безусловный стимулы предшествуют условной реакции. Но условные связи могут также возникать между реакциями

Основы классического обусловливания были созданы в начале XX в. И. П. Павловым. В опытах И. П. Павлова условный стимул (звонок) сочетается с безусловным стимулом (кормление собаки), между ними устанавливается связь таким образом, что прежде нейтральный условный стимул (звонок) теперь вызывает условную реакцию (выделение слюны).

Прекрасным примером классического обусловливания является эксперимент Дж. Б. Уотсон. В 1918 г. он начал лабораторные эксперименты с детьми, показывая, что опыт научения в детстве имеет длительный эффект. В одном опыте он сначала показал, что девятимесячный мальчик Альберт не боялся белой крысы, кролика и других белых объектов. Затем Уотсон ударял по стальному бруску рядом с головой Альберта каждый раз, когда появлялась белая крыса. После нескольких ударов Альберт при виде крысы начал вздрагивать, плакать и пытаться отползти. Подобным же образом он реагировал, когда Уотсон показывал ему другие белые объекты. В этом опыте Уотсон использовал классическое обусловливание: сочетая громкий звук (безусловный стимул) с предъявлением крысы (условный стимул), он вызывал новую реакцию - условную реакцию страха - на прежде нейтральное животное.

Этот опыт демонстрирует также феномен, открытый И. П. Павловым и называемый "генерализацией стимулов". Суть его состоит в том, что если развилась условная реакция, то ее будут вызывать также стимулы, похожие на условный. Уотсон продемонстрировал, что ребенка можно приучить бояться того, что прежде представлялось безобидным, и этот страх будет распространяться на похожие объекты. Маленький Альберт стал испытывать страх ко всем меховым игрушкам. Из своих опытов Уотсон сделал вывод, что дети научаются всему, в том числе фобиям.

Другое понятие, пришедшее из лаборатории И. П. Павлова и имеющее отношение к поведенческой терапии, - это "различение стимулов" (или "стимульная дискриминация"). Благодаря этому процессу люди научаются различать похожие стимулы. Плач ребенка становится условным стимулом для матери: ее условная реакция может выражаться в том, что она просыпается от глубокого сна при малейшем волнении ребенка, но та же мать может глубоко спать, когда плачет чужой ребенок.

И еще один феномен, открытый И. П. Павловым и используемый в поведенческих процедурах. Условный стимул продолжает вызывать условную реакцию только в том случае, если хотя бы периодически появляется безусловный стимул. Если же условный стимул не подкрепляется безусловным, то сила условной реакции начинает уменьшаться. Постепенное исчезновение условной реакции в результате устранения связи между условным и безусловным стимулами называется "угасанием".

Суть процесса классического обусловливания в том, что изначально нейтральный стимул начинает вызывать реакцию благодаря своей ассоциативной связи со стимулом, который автоматически (безусловно) порождает такую же или очень похожую реакцию.

Иначе говоря, собака выделяет слюну на первую же порцию корма, когда он попадает ей на язык. В этом случае нет никакой необходимости говорить о каком-то обусловливании или научении. Еда может рассматриваться как безусловный стимул (БС), а слюноотделение - как безусловная реакция, или безусловный рефлекс (БР). Это происходит, потому что слюноотделение - автоматическая, рефлекторная реакция на пищу. Нейтральный стимул - например, звонок - не вызовет слюноотделение. Однако если в ряде опытов непосредственно перед предложением пищи звонит звонок, то его звук сам по себе, без следующего за ним появления пищи может вызвать реакцию слюноотделения. В этом случае речь идет о процессе обусловливания, так как слюноотделение происходит вслед за звонком без предъявления пищи. В этом смысле звонок можно отнести к условным стимулам (УС), а слюноотделение - к условным реакциям, или условным рефлексам (УР).

Аналогичным образом можно выработать условные оборонительные реакции на первоначально нейтральные стимулы. В первых исследованиях по оборонительному обусловливанию на собаку надевали специальную упряжь, чтобы удерживать ее в станке, а к лапе прикрепляли электроды. Подача электрического тока (безусловный стимул) на лапу вызывала отдергивание лапы (безусловный рефлекс), которое было рефлекторной реакцией животного. Если непосредственно перед ударом током несколько раз звонил звонок, то постепенно звук сам по себе (условный стимул) был способен вызывать оборонительный рефлекс отдергивания лапы (условный рефлекс).

Экспериментальная процедура, разработанная Павловым для изучения классического обусловливания, позволила ему исследовать целый ряд важных феноменов. Например, будет ли условный рефлекс ассоциироваться только с данным конкретным нейтральным стимулом или и с другими похожими стимулами тоже? Павлов обнаружил, что условный рефлекс, который возник в ответ на один первоначально нейтральный стимул, будет ассоциироваться и с другими похожими стимулами; этот процесс получил название генерализации.

Павловская теория классического обусловливания 333

Другими словами, реакция слюноотделения на звонок будет генерализована (обобщена, распространена) и на другие звуки.

Точно так же и оборонительная реакция отдергивания на звонок будет распространяться на другие звуки, напоминающие звонок.

Имеет ли подобная генерализация какие-то границы? Если в многократно повторяющихся опытах безусловный раздражитель следует только вслед за некоторыми нейтральными стимулами, то животное распознает разницу между стимулами, и процесс называют дифференцировкой. Например, если только за некоторыми звуками следуют удары током и рефлекторное отдергивание лапы, то собака может научиться различать звуки, за которыми следует удар током, от тех, за которыми он не следует. Таким образом, если процесс генерализации приводит к согласованности реакций на похожие стимулы, то процесс дифференцировки приводит к большей специфичности реакций. И наконец, если условный стимул перестает хотя бы иногда сопровождаться последующим безусловным стимулом, тогда наступает постепенное ослабление обусловливания, или ослабление связи между стимулами, т.е. происходит процесс, получивший название угашение. В то время как ассоциация нейтрального стимула с безусловным стимулом приводит к образованию условного рефлекса, многократное предъявление условного стимула без безусловного стимула приводит к угашению условного рефлекса. Поэтому, для того чтобы собака продолжала выделять слюну на звонок, необходимо хотя бы время от времени совмещать звонок с последующим кормлением.

Хотя все примеры взяты из опытов с животными, можно видеть, что эти принципы приложимы и к людям. Например, возьмем ребенка, которого покусала или сильно напугала собака. Страх ребенка перед данной собакой может распространяться теперь на всех собак - процесс генерализации. Предположим теперь, что с чьей-то помощью ребенок начинает различать собак разных пород и начинает бояться собак только определенной породы. Мы можем наблюдать в этом случае процесс дифференцировки. По прошествии времени ребенок может приобрести положительный опыт общения со всеми собаками, что приведет к угашению реакции страха. Таким образом, классическая модель обусловливания может оказаться очень полезной для понимания развития, сохранения и исчезновения многих наших эмоциональных реакций.

Теория классического обусловливания берет свое начало с учения И.П. Павлова (1849-1936) об образовании условных рефлексов. Иван Петрович Павлов (1849-1936) был русским физиологом, который в ходе своих исследований процесса пищеварения разработал метод изучения поведения и принципы научения, оказавшие глубокое воздействие на всю психологическую науку.

В конце XIX - начале XX в. Павлов занимался исследованием секреции желудочного сока у собак. В ходе этих экспериментов он, среди прочего, вкладывал некоторое количество корма в пасть собаки и измерял, сколько слюны выделяется в результате. Случайно он обратил внимание на то, что после нескольких таких опытов собака начинает выделять слюну на определенные стимулы еще до того, как пища попадает ей в рот. Слюноотделение "происходило в ответ на такие сигналы, как появление миски с едой или появление человека, который обычно приносил пищу. Другими словами, стимулы, которые первоначально не приводили к данной реакции (так называемые нейтральные стимулы), затем могли вызывать слюноотделение из-за того, что ассоциировались с кормом, который автоматически заставлял собаку выделять слюну. Это наблюдение натолкнуло Павлова на идею проведения выдающихся исследований, в результате которых был открыт процесс, получивший название процесса выработки классического условного рефлекса, или процесса классического обусловливания.

Принципы классического обусловливания. И.П. Павлов первым открыл, что респондентное поведение может быть классически обусловленным. Суть процесса классического обусловливания состоит в том что изначально нейтральный стимул начинает вызывать реакцию благодаря своей ассоциативной связи со стимулом, который автоматически (безусловно) порождает такую же или очень похожую реакцию.

Иначе говоря, еда, в случае с собакой, рассматривается как безусловный стимул (БС), а слюноотделение - как безусловная реакция или безусловный рефлекс (БР). Это происходит потому, что слюноотделение - автоматическая, рефлекторная реакция на пищу. Нейтральный стимул - например, звонок - не вызовет слюноотделения. Однако если в ряде опытов непосредственно перед предложением пищи звонит звонок, то его звук сам по себе, без следующего за ним появления пищи может вызвать реакцию слюноотделения. В этом случае речь идет о процессе обусловливания, так как слюноотделения происходит вслед за звонком без предъявления пищи. В этом смысле звонок можно отнести к условным стимулам (УС) а слюно отделение -к условным реакциям, или условным рефлексам (УР).

На основании вышеизложенного можно сказать, что основная схема условного рефлекса И.П. Павлова S -> R, где S - стимул R реакция Из данной схемы видно, что основной путь управления ведением - это управление предъявлением стимулов, вызывающий^ определеннун^^ реакцию, внешним окружением, контроль над ним Организуя определенным образом окружение, вырабатывая условные рефлексы, можно формировать определенное поведение у человека.

Элементами классического обуславливания при этом являются - безусловный стимул (БС), безусловная реакция (БР), условный стимул (УС) и условная реакция (УР).

И.П. Павлов показал, что формирование условного рефлекса подчиняется ряду требований:
- важнейшим из них является смежность (совпадение по времени индифферентного и безусловного раздражителей, с некоторым опережением индифферентного раздражителя);
- не менее важным условием является повторение (многократное сочетание индифферентного и безусловного раздражителей).

Несмотря на то, что вначале Павлов проводил экперименты на животных, другие исследователи начали изучать основные процессы классического обусловливания на людях.

Эксперимент Уотсона и Рейнера (1920). Джон Бродес Уотсон (J.B. Watson 1878-1958), американский психолог, основоположник бихевиоризма. Выступая против взглядов на психологию как науку о непосредственно переживаемых субъективных явлениях, предложил программу построения новой психологии, предметом которой считал поведение, а не сознание. В 1918 году Джон Б. Уотсон начал лабораторные эксперименты с детьми, показывая, что опыт научения в детстве имеет длительный эффект. Эксперимент, который провели Уотсон и Рейнер (Watson, Rayner, 1920), иллюстрирует ключевую роль классического обусловливания в формировании таких эмоциональных реакций, как страх и тревога. Эти ученые обусловливали эмоциональную реакцию страха у 11-месячного мальчика. Как и многие дети, Альберт вначале не боялся живых белых крыс. К тому же его никогда не видели в состоянии страха или гнева. Методика эксперимента состояла в следующем: Альберту показывали прирученную белую крысу (УС) и одновременно за его спиной раздавался громкий удар в гонг (БС). После того, как крыса и звуковой сигнал были представлены семь раз, реакция сильного страха (УР) - плач и запрокидывание - наступала, когда ему только показывали животное. Через пять дней Уотсон и Реинер показали Альберту другие предметы, напоминающие крысу тем, что они были белые и пушистые. Было обнаружено, что реакция страха у Альберта распространилась на множество стимулов, включая кролика пальто из котикового меха маску Деда Мороза и даже волосы экспериментатора. Большинство из этих обусловленных страхов все еще можно было наблюдать месяц спустя после первоначального обусловливания. К сожалению, Альберта выписали из больницы (где проводилось исследование) до того, как Уотсон и Рейнер смогли угасить у ребенка страхи, которые они обусловили. Об Альберте больше никогда не слышали. Позже многие резко критиковали авторов за то, что они не убедились в отсутствии у Альберта стойких болезненных последствий эксперимента. Хотя ретроспективно этот случаи можно назвать жестоким, он действительно поясняет, как подобные страхи (боязнь незнакомых людей, зубных врачей и докторов) можно приобрести в процессе классического обусловливания.

По Уотсону, в эмоции нет ничего, кроме внутрителесных (висцеральных) изменений и внешних выражений. Главное же он усматривал в другом - в возможности управлять по заданной программе эмоциональным поведением. Сочетая нейтральный раздражитель (например, вид кролика) с одной из основных эмоций (страхом) он экспериментально продемонстрировал (совместно с Розалией Реинер) что этот раздражитель, а также любой другой, сходный с ним, сам по себе начинает вызывать состояние аффекта. Опыты ставились над младенцами (страх вызывался громким звуком или внезапной убратой опоры).

Дополнением к этой экспериментальной программе явилась еще одна серия опытов - задача состояла в том, чтобы переучить испытуемых и вновь превратить раздражитель в эмоционально-нейтральный. Сперва он испробовал (совместно с Мэри Джонс) различные традиционные способы борьбы с чувством страха: уговоры, неприменение в течение длительного периода времени, вызывающего страх, условного раздражителя либо, напротив, непрерывное его применение, демонстрация позитивной социальной модели (другого человека, не реагирующего на этот раздражитель) и т.д. Но этими методами устранить отрицательную эмоцию не удавалось. Тогда был использован другой прием (эмпирически известный с древних времен): отрицательное чувство элиминировалось посредством положительного. Вызывающий страх условный раздражитель, например, кролика, ребенок воспринимал на значительном расстоянии в момент, когда этому ребенку давали вкусную пищу. Затем расстояние постепенно сокращалось, и, наконец, ребенок мог брать в руки животное, один вид которого порождал прежде бурный отрицательный аффект. Из этих экспериментов Уотсон сделал вывод о том, что страх, отвращение и другие эмоции взрослых людей возникают в детском возрасте на основе условнорефлекторных связей между внешними раздражителями и несколькими базальными аффектами.

Согласно Уотсону, манипулируя внешними раздражителями, можно «изготовить» человека любого склада, с любыми константами поведения. Отрицалось значение не только прирожденньгх свойств, но и собственных убеждений личности, ее установок и отношений - всей многогранности ее внутренней жизни.

«Дайте мне, - обещал Уотсон, - дюжину нормальных детей и специфическую среду для их воспитания, и я гарантирую, что, взяв любого из них в случайном порядке, я смогу превратить его в специалиста любого типа - доктора, юриста, артиста, купца или же нищего и вора - безотносительно к его таланту, склонностям, тенденциям, способностям, призванию, а также расе его предшественников».



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх