Педагогические приемы, используемые для развития речи детей в повседневной жизни. Консультация по логопедии на тему: Развитие речи ребёнка в повседневной жизни Развитие речи в повседневной жизни

Для закрепления умения придумывать рассказы и сказки, так же как и для других видов детского рассказывания, можно использовать словесные дидактические игры. Игры типа «небылицы» развивают чувство юмора, критичность ума, умение кратко, образно построить аналогичное высказывание. Сначала в процессе этих игр педагог учит детей замечать небылицы в сказках, в его шуточных рассказах, а затем сочинять самим, создавая воображаемые ситуации. Методика игр «Кто больше заметит небылиц?», «А если бы...», «Придумай небылицу» разработана А. К. Бондаренко.

Руководство связной речью детей в повседневной жизни

Повседневная жизнь предоставляет большие возможности для непланируемого рассказывания детей (рассказы воспитателю и товарищам о событиях дома, рассказы ребенка, вернувшегося в сад после болезни, и др.). Воспитатель должен не только использовать эти случаи, но и создавать условия, побуждающие детей рассказывать.

Рекомендуется использовать такой прием, как поручение: показать товарищу, который был болен, книгу, прочитанную без него, и рассказать о ней; показать высаженные растения или поделки и рассказать по порядку, как их выполняли.

Нужно периодически менять в книжном уголке папки с картинками или рисунками детей; вывешивать крупные картины, так как рассматривание их активизирует разговорную речь и желание рассказывать. В подобных случаях рассказ ребенка бывает обращен к одному-двум слушателям, поэтому он проще для рассказчика, и к тому же легко переходит в диалог. Такое речевое общение имеет не только образовательное, но и воспитательное значение.

Для развития связной речи можно использовать и другие случаи, когда от детей требуется более совершенный рассказ, обращенный к группе слушателей: некоторые ролевые игры (с рассказчиками), развлечения.

Педагог должен знать несколько игр, в которых есть роли рассказчика, например «Кино» (роль киномеханика-чтеца), «Телевизор», «Радио», «Проигрыватель» (роли дикторов), «Телефон» (собеседники), «Магнитофон», «Космос» (роль космонавта, передающего свой рассказ о полете на Землю).

Развитие речи. Игры и занятия с детьми раннего возраста. 1-3 года Мещерякова Софья Юрьевна

Педагогические приемы, используемые для развития речи детей в повседневной жизни

В процессе игры

Во время свободной игры воспитатель может подсесть к ребенку и завязать с ним беседу: «Ой, какая красивая кукла! Это девочка? Как ее зовут?» При этом обращения взрослого не должны нарушать ход игры, они должны органично вплетаться в нее, способствовать ее обогащению.

Педагог может также собрать возле себя несколько детей, взять игрушку и обратиться к малышам: «А как зовут эту куколку? Ляля? Какое хорошее имя! А какое красивое платье у Ляли, какие туфельки!» Важно привлекать внимание детей к отдельным деталям внешности куклы, называя их: «А где у Ляли носик? Кто мне покажет? (или: «Покажи мне».) А где у Ляли глазки?»

Игру с ребенком желательно сопровождать стихами. Например:

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко.

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Идет бычок, качается.

Вздыхает на ходу:

«Ой, доска качается,

Cейчас я упаду».

А. Барто

Из книги Гимнастика и массаж для самых маленьких. Пособие для родителей и воспитателей автора Голубева Лидия Георгиевна

Приложение 1 Основные приемы гимнастики и массажа, необходимые для формирования и воспитания правильных произвольных движений у детей первых трех лет жизни Схема назначения гимнастики и массажа детям I и II групп здоровья разработана на кафедре поликлинической

Из книги Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий автора

Особенности развития речи детей четвертого года жизни На четвертом году жизни особое внимание уделяется формированию потребности высказываться самостоятельно.Малыши говорят с целью что-то сообщить, объяснить, попросить, а также сопровождают речью игровые действия. Их

Из книги Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий автора Гербова Валентина Викторовна

Особенности развития речи детей третьего года жизни На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием своей самостоятельности. Дети пытаются действовать как взрослые, но

Из книги Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий автора Гербова Валентина Викторовна

Особенности развития речи детей пятого года жизни В средней группе предусматривается интенсивная работа по углублению знаний детей о различных предметах. Пассивный и активный словарь дошкольников обогащается за счет слов – названий частей и деталей предметов, их

Из книги Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений автора Теплюк Светлана Николаевна

Принципы и задачи гармоничного развития детей первых лет жизни Первые годы жизни ребенка отличаются своей уникальностью и неповторимостью. Этот период правомерно выделяют особо в общем развитии и воспитании детей дошкольного возраста. В это время происходит

Из книги Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка автора Сосорева Елена Петровна

Средние показатели физического развития для детей второго месяца жизни Вес – 5–5,3 кг.Рост – 56–58 см.Окружность головы – 38,4-39 см.Окружность груди –

Из книги Десять родительских ошибок автора Лепешова Евгения

Средние показатели физического развития для детей третьего месяца жизни Вес – 6–6,3 кг.Рост – 59–61 см.Окружность головы – 40–40,9 см.Окружность груди –

Из книги автора

Средние показатели физического развития для детей четвертого месяца жизни Вес – 6,5–6,9 кг.Рост – 62–64 см.Окружность головы – 41–41,9 см.Окружность груди –

Из книги автора

Средние показатели физического развития для детей пятого месяца жизни Вес – 7,4–7,8 кг.Рост – 64–68 см.Окружность головы – 42,2-43,2 см.Окружность груди –

Из книги автора

Средние показатели физического развития для детей шестого месяца жизни Вес – 8–8,7 кг.Рост – 66–70 см.Окружность головы – 43,2-44,2 см.Окружность груди –

Из книги автора

Средние показатели физического развития для детей седьмого месяца жизни Вес – 8,5–8,9 кг.Рост – 68–71 см.Окружность головы – 44–44,8 см.Окружность груди – 45–46,4 см.Для оценки физического развития малыша в этом возрасте можно использовать очень простой индекс

Из книги автора

Средние показатели физического развития для детей девятого месяца жизни Вес – 9,3–9,9 кг.Рост – 71–73 см.Окружность головы – 45,3-46,3 см.Окружность груди –

Из книги автора

Средние показатели физического развития для детей десятого месяца жизни Вес – 9,5–10,4 кг.Рост – 72–74 см.Окружность головы – 45,6–46,6 см.Окружность груди –

Из книги автора

Средние показатели физического развития для детей одиннадцатого месяца жизни Вес – 9,8-10,5 кг.Рост – 73–75 см.Окружность головы – 46–46,9 см.Окружность груди –

Из книги автора

Средние показатели физического развития для детей двенадцатого месяца жизни Вес – 10,1-10,7 кг.Рост – 74–76 см.Окружность головы – 46,2-47,2 см.Окружность груди – 48–49,2 см.Итак, за первый год жизни ребенок прибавляет в весе около 7 кг и вырастает примерно на 25 см. Существуют

Из книги автора

Безразличие к повседневной жизни и мнению ребенка Обратимся к притче, приведенной в начале главы. Если воспринимать описанную ситуацию в ресторане буквально, оно вызывает множество сомнений. И самое очевидное в том, что все же родители (а не официанты) отвечают за жизнь и

Для развития умения слушать, понимать и пересказывать содержание текста можно использовать рассказы без наглядного сопровождения. Это позволяет ребенку выйти за рамки наглядной ситуации, способствует формированию вербального общения и мышления, побуждает использовать в речи сложноподчиненные предложения, слова, обозначающие свойства объектов и их действия.

Очень полезно для речевого развития детей отгадывание и совместное придумывание загадок. В подобных играх дети учатся узнавать предметы по словесному описанию, опираясь на зрительное восприятие. Например, можно разложить на столике несколько игрушек (или предметных картинок) и предложить ребенку найти одну из них по ее словесному описанию. Более старшие дети могут отгадывать простые загадки и без опоры на зрительное восприятие.

Педагогические приемы, используемые для развития речи детей в повседневной жизни

В процессе игры

Во время свободной игры воспитатель может подсесть к ребенку и завязать с ним беседу: "Ой, какая красивая кукла! Это девочка? Как ее зовут?" При этом обращения взрослого не должны нарушать ход игры, они должны органично вплетаться в нее, способствовать ее обогащению.

Педагог может также собрать возле себя несколько детей, взять игрушку и обратиться к малышам: "А как зовут эту куколку? Ляля? Какое хорошее имя! А какое красивое платье у Ляли, какие туфельки!" Важно привлекать внимание детей к отдельным деталям внешности куклы, называя их: "А где у Ляли носик? Кто мне покажет? (или: "Покажи мне".) А где у Ляли глазки?"

Игру с ребенком желательно сопровождать стихами. Например:

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко.
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Идет бычок, качается.
Вздыхает на ходу:
"Ой, доска качается,
Cейчас я упаду".

А. Барто

На прогулке

Во время прогулки, обращая внимание детей на природные явления, животных, воспитатель может сопровождать свою речь короткими стихами. Например:

Дождик, дождик, пуще!
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка,
Дам и хлебца каравай,
Сколько хочешь, получай!
Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!
Уж ты радуга-дуга,
Поведи меня в луга,
Там каша масляная,
Ложка крашеная.
Ветры по небу гуляют,
Ветры щеки надувают,
Дуют, дуют, листья рвут,
Злятся, злятся, травки мнут.
Комарики-макарики,
Довольно вам летать,
Довольно вам жужжать!
В лесу на опушке
Посреди лужайки
Три старые лягушки
Бренчат на балалайке:
Кокс-кваки-кваки-кокс.
Пришла во двор корова:
"Му! Я здорова.
Раздуты бока.
- Кому молока?"
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
В окна дождик гулко стукал.
Капли пели: кап-кап-кап!
Разбудили капли кукол.
Бродит ветер-косолап.
Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошечко.
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись.
Радуга-дуга,
Не давай дождя!
Давай солнышка,
Колоколнышка!
Ты мороз, мороз, мороз,
Не показывай свой нос,
Уходи, мороз, домой,
Стужу уводи с собой.
Ручеек, ручеек,
Неширок ты, неглубок,
Ты, как ниточка, идешь
Ну и что ж!
Ты бежишь и ты поешь.
Божья коровка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба!
Жили-были два жука,
Два жука веселых,
В зеленых камзолах,
В красивых сапожках,
На тоненьких ножках.
Улитка, улитка,
Открой свою калитку,
Покажи рожки.
Синий, синий василек,
Ты любимый мой цветок.

Перед сном

Укладывая детей спать, полезно напевать им короткие колыбельные песенки, негромко рассказывать подходящие стихи. Педагог может поинтересоваться у родителей, какие песенки они поют своим детям перед сном, какие стихи рассказывают. Некоторые малыши любят, чтобы взрослый пошептал любимый стишок на ушко.

Ниже представлены примеры стихотворений, которые можно прочитать детям перед сном.

Спать пора, уснул бычок.
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать.
Только слон не хочет спать.
Головой качает слон,
Он слонихе шлет поклон.

А. Барто

Спят ли волки?
Спят, спят.
Спят ли пчелки?
Спят, спят.
Спят синички?
Спят, спят.
А лисички?
Спят, спят.
А тюлени?
Спят, спят.
А олени?
Спят, спят.
А все дети?
Спят, спят.
Все на свете
Спят, спят.

А. Введенский

Спят луга, спят леса,
Пала божия роса,
В небе звездочки горят,
В речке струйки говорят,
К нам в окно луна глядит,
Малым детям спать велит.

А. Блок

Баю-баю-баю-бай,
Поскорее засыпай.
Наш мурлыка старый кот
Тихо песенки поет;
Баю-баю-баю-бай!
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.

Вот проснулись,
Потянулись,
С боку на бок
Повернулись!
Потягушечки,
Потягушечки,
Где игрушечки,
Погремушечки?

Г. Лагздынь

В процессе одевания

Одевая малышей после сна, собираясь на прогулку, нужно называть все предметы одежды и действия, разными способами побуждая детей к речевому общению. Например: "Так, надели ботиночки. Теперь что будем надевать? Курточку? Где твоя курточка, Люся? Ах, какая курточка, красная, с кармашками! Давай сначала одну ручку просунем в рукав, теперь другую. Где другая ручка? Куда она спряталась? Вот она, в рукаве, просовывай ее сюда. Молодец! Дай мне теперь шапочку. Вот и шапочку надели. Теперь можно идти гулять".

Маша варежку надела
- Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал!
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла:
Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь - и найдешь.
Здравствуй, пальчик!
Как живешь?

Н. Саконская

Если малыш разбросал свои вещи, педагог может помочь ему сложить их аккуратно и прочитать такие стихи:

Вова-растеряшка,
Где твоя рубашка?
Может, серые коты
Унесли ее в кусты?
Может, заяц приходил?
Может, ежик утащил?
Может, плюшевый медведь
Захотел ее надеть?
Стал рубашку примерять -
И засунул под кровать.
Вова-растеряшка,
Вот твоя рубашка!

Л. Барбас

Мишка, Мишка, где штанишки?
Потерял, потерял.
У девчонок на орешки
Променял, променял.

Во время умывания, купания

Умывая, купая ребенка, совершая другие гигиенические процедуры, можно сопровождать действия ласковым разговором, стихами, песенками. Например.

Тема доклада: «Работа воспитателя по развитию речи детей в

повседневной жизни»

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения. Практика показывает: это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы и терпения со стороны воспитателя к подбору наиболее действенных средств и методов обучения.

Но для того чтобы чему-то обучать детей, воспитателю надо поработать над собой. Ребёнок - дошкольник большую часть времени проводит в детском саду: общается с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. Поэтому особое внимание воспитателю следует уделить своей речи. Только ребенок воспринимает речь взрослого как образец, воспитатель должен говорить правильно, не искажая звуков, четко артикулируя каждое слово, не торопясь, не «съедая» окончаний. Особенно четко нужно произносить незнакомые и длинные слова. Живость и богатство интонаций тоже играют немаловажную роль - способствуют лучшему усвоению речи. Также необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребёнок совершенно на это не способен. Не понимая смысла льющихся потоков слов, он просто перестаёт слушать. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь: она надоедает. Также следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают её содержания. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают, как манеру речи, необыкновенно быстро. Сама речь у воспитателя должна быть эмоциональна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребёнку, заботу о нём.

В процессе речевого общения с детьми воспитатель использует и невербальные средства (мимика, пантомимические движения), которые выполняют важные функции:

    помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов. Меткий жест помогает усвоению значений слов (круглый, большой...), связанных с конкретными зрительными представлениями;

    помогают уточнить значения слов, связанных с эмоциональным восприятием (весёлый, грустный, злой, ласковый,...);

    способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слышимого и видимого);

    помогают приближению обстановки на занятиях к обстановке естественного общения;

    являются образцами поведения детей;

выполняют социальную, воспитывающую функцию.

Режимные моменты благоприятны для организации правильного речевого общения: одевание детей на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание перед каждым приёмом пищи, наблюдения за явлениями природы, дежурство, экскурсии. Все эти моменты непосредственно связаны с какими-то реальными объектами, по поводу которых можно организовать разговор с детьми. При этом формируется определённый круг знаний и представлений, активизируется речь детей.

Воспитатель должен стремиться развивать детскую речевую активность, тактично исправлять ошибки (неправильное ударение в слове или грамматическую ошибку), подсказывать слова тогда, когда ребёнок не знает, как выразить свою мысль, поправлять ребёнка, если у него неправильный тон, если он разговаривает слишком громко.

Воспитатель должен помнить: только корректная форма предъявления замечаний и рекомендаций по исправлению речевых ошибок положительно влияет на развитие речи ребёнка. При исправлении ошибки не следует повторять её - нужно предложить ребёнку послушать, как правильно говорить, предупредив его о том, что он сказал неверно, а значит, должен повторить за воспитателем правильное слово или предложение.

Повседневное общение даёт воспитателю возможность обогащать словарь детей. Например, во время ежедневного одевания и раздевания с детьми разговаривают о том, что они надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого материала она сшита, а также о других внешних признаках: мягкая, пушистая, полосатая, длинная, тёплая, новая и т.д.

Например: дети, молча, одеваются на прогулку. Воспитатель рассказывает обо всём, что они надевают: «Сначала дети надевают брюки. Они разные. У Саши - зелёные, у Никиты - синие, у Маши - коричневые,... У Жени ботинки со шнурками, а у Ани - с ремешком, у Кати - сапоги,...»

Развивая внимание к речи в процессе самообслуживания, воспитатель даёт указания к работе и обязательно следит за правильностью их выполнения.

Когда дети умываются, можно говорить и о том, что они моют (лицо, руки, уши, тело), чем моют (водой, мылом, щеткой), какая вода (горячая, холодная, теплая), какое мыло (душистое, ароматное, белое и т.д.), чем вытираются (полотенцем белым, чистым, с полосками и т.д.).

Во время дежурства по столовой воспитатель привлекает внимание детей к посуде, рассказывает о посуде, о том, как её расставлять на столы. В рассказах употребляет названия, демонстрирует форму, окраску, рисунок, материал, из которого она сделана, его свойства (бьётся), количество и место разных предметов посуды на столе.

С появлением активной речи задаёт вопросы детям по усвоенному материалу.

Чем младше дети, тем чаще воспитатель должен сопровождать словами свои действия. Воспитатель должен сам называть предметы и действия, но и задавать детям вопросы: Что ты делаешь? Во что играешь? Что строишь? Что надеваешь? Чем ты моешь руки? и т.д.

Необходимо также закреплять навыки общего и речевого поведения. В средней группе к концу года дети должны научиться пользоваться активной речью, рассказывая о выполненном трудовом процессе или, отвечая на вопросы, называть предстоящую деятельность словосочетаниями: будем одеваться, кормить рыбок и т.д.

Очень полезен такой приём: воспитатель поручает кому-нибудь из детей объяснить ребёнку, где в группе можно взять игрушки, карандаши, книги, настольные игры, и рассказать о правилах пользования ими.

Важно правильно организовать наблюдение за трудом взрослых на прогулке и экскурсиях, чтобы максимально использовать наблюдаемые объекты для развития различных сторон речи.

Развитию речи способствуют и игры. Так, сюжетно-ролевые игры всегда сопровождаются речью: дети договариваются об условиях игры, спорят, ведут диалоги от имени действующих лиц. Но не все дети охотно участвуют в играх: речевая активность у одних больше, у других - меньше. Поэтому воспитатель вводит в быт детей подвижные игры, которые сопровождаются диалогами.

В старшем дошкольном возрасте особое значение имеет научить детей внимательно слушать. Развитию слухового восприятия и внимания способствуют игры: «Угадай по голосу, кто позвал?», «Телефон», «Что ты слышишь?». Они не должны длиться более трёх минут, так как требуют особой сосредоточенности.

Для полноценного речевого развития ребёнка играет роль семья. Воспитатель объясняет, что речевая игра или упражнение, беседа с ребёнком - это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то пострадает их ребёнок. Воспитатель знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями, отбирая и учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Среди прочих дома рекомендуется «играть на кухне».

Например.

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук:

    «Помогаю маме» (перебрать рис, горох, гречку),

    «Волшебные палочки» (из карандашей собрать простейшие геометрические фигуры).

Игры на обогащение словаря ребёнка:

    «Да вай искать на кух не с лова» (какие слова можно вынуть из кухонного шкафа, борща и т.д.),

    «Угощаю» (давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок вспоминает «вкусное» слово и «кладёт» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока всё не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «солёные», «горькие» слова).

Можно играть с целью развития грамматического строя речи.

Приготовим сок» Из яблок сок... (яблочный); из груш... (грушевый); из вишни... (вишнёвый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? и т.д.

Хорошо предложить игровые упражнения на развитие мелкой моторики:

    Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребёнок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры.

    Попробовать вместе с ребёнком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришить (с Вашей помощью), а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи).

По дороге из детского сада (в детский сад)

    «Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а ещё обязательно укажем - какие они. Вот почтовый ящик - он синий. Я заметил кошку - она пушистая». Ребёнок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

    «Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то всё становится красным (зелёным, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета всё стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный забор и пр.»

«В свободную минутку». Игровое упражнение на слоговую структуру слов.

    «Пе репутаниц а». «Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали и не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и пр.»

Игра на обогащение словаря ребёнка

«Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребёнок заканчивает её. Например: ворона каркает, воробей... (чирикает). Сова летает, а заяц.. .(бегает, прыгает). У коровы телёнок, а у лошади.. .(жеребёнок) и т.п.

«Уп рямые слова ». Рассказать ребёнку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, пианино, метро...). «Я

надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто и т.п. Задавать вопросы ребёнку и следить, чтобы он не изменял слова в предложения - ответах.

Подвижные игры

«Игры с мячом». «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будеш ловить его тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет таког» звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ёжик, книга...»

«Лягушка» Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, я, ы «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «а», на другие звуки опускаешь низко руки». Также можно провести игру на согласные звуки.

Вот такая совместная работа воспитателя и семьи по развитию речи даёт полноценное речевое развитие ребёнка.

Также над речевым развитием ребёнка работает учитель-логопед. И решить речевые проблемы детей можно только при грамотной работе воспитателя логопедической группы под руководством логопеда.

Развитием речи в логопедической группе занимаются и логопед, и воспитатель, в том числе на занятиях как общеобразовательных, так и специальных логопедических. Занятия воспитателя строятся с учётом очередной темы, намеченной логопедом, и их задачи соотносятся с задачами логопедического занятия.

Воспитатель помимо общеобразовательных задач выполняет и ряд коррекционных, направленных на устранение сенсорной, волевой, интеллектуальной недостаточности, обусловленной особенностями речевого дефекта. Таким образом, создаётся благоприятная основа для эффективного развития ребёнка, что в итоге способствует овладению речью.

Воспитатель осуществляет контроль над речью детей на занятиях и во время режимных моментов, занимается развитием мелкой моторики, оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков, способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры, проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса.

Лексическая тема, которую отрабатывает на своих занятиях логопед, находит продолжение на занятиях воспитателя и вне них. Отработанные логопедом на фронтальных и индивидуальных занятиях речевые навыки закрепляются воспитателем не только во время занятий, но и во всех режимных моментах. Ведь воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, в спальне, в игровом уголке и др. Он работает с детьми весь день и имеет возможность многократно повторять и закреплять наработанный логопедом речевой материал, повторять и закреплять новые слова, без чего нельзя ввести их в самостоятельную речь.

Работая над развитием речи детей и планируя свою работу, мы не должны забывать главное, развитие языка детей, любви к родному языку - это самое важное приобретение ребёнка в дошкольном детстве.

А напоследок хочется сказать: культура речи предполагает общую культуру человека, культуру мышления и любовь к языку.

Скачкова Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 204"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Проблема формирования развития речи у детей средней группы в повседневной жизни"
Дата публикации: 10.05.2018
Раздел: дошкольное образование

Проблема формирования развития речи у

детей средней группы в повседневной жизни

Работа по развитию речи детей в нашей группе осуществляется в разных

видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на

других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности;

в повседневной жизни.

1. Обогащение словаря и формирование грамматического строя речи детей

в процессе работы с картиной и сюжетными картинками.

2. Обучать рассказыванию, связной речи.

3. Развивать и отрабатывать определенные положения, подвижность

органов артикуляционного аппарата детей (язык, губы, небо).

4. Развивать речевое дыхание, интонационную выразительность голоса.

5. Формировать и отрабатывать у детей правильное звукопроизношение.

6. Способствовать развитию действий руки, формировать ручную

умелость, совершенствовать мелкую моторику пальцев.

Цель: Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста на

основе использования составления описательных рассказов и навыков

пересказа.

Активизировать движения пальцев рук; развивать моторику руки,

выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.

Научить ребенка правильным движениям органов артикуляционного

аппарата.

Актуальность: речевого развития детей дошкольного возраста состоит в

том, что предметно-развивающая среда продуктивная деятельность с

использованием разных технологий по развитию мелкой моторики является

наиболее благоприятной для развития и коррекции речевых навыков детей,

их способностей.

Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте

является совершенствование монологической речи. Эта задача решается

через различные формы и методы речевой деятельности: пересказ

литературных произведений, составление описательных рассказов о

предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих

рассказов, а также сочинение рассказов по картине, серии сюжетных и

опорных картинок.

Перед каждым занятием по развитию речи проводим артикуляционную

гимнастику.

Артикуляционная гимнастика представляет собой занятия с ребенком, в

ходе которых задействуются небо, губы, язык и мимические мышцы.

Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она

приобретается благодаря совместным усилиям педагогов и родителей. В

первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением

звуков, которые мы произносим благодаря хорошей подвижности и

дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку,

это сложный двигательный навык.

От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со

сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем,

при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы.

Кроме того, недостатки произношения отягощают эмоционально-

психическое состояние ребёнка. Дети, страдающие различными речевыми

нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них

становятся замкнутыми, раздражительными; отгораживаются от сверстников

и взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут

появиться неврозы. Тормозится и общее развитие детей. Без специального

обучения они начинают заметно отставать от нормы. Чтобы эта проблема не

возникла у ребёнка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной

гимнастикой как можно раньше. Артикуляционная гимнастика является

основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений

звукопроизношения.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра.

Хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые

игры. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, захватывают детей своей

импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами.

Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира – предметы,

животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых

игр дети повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук, тем

самым вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями,

концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и

речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках

его пальцев». А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки,

видимой частью полушарий головного мозга. Слабое развитие моторики

сказывается на других видах деятельности у детей. Так, их рисунки

выполнены нетвердыми, кривыми линиями, отдаленно передающими контур

предмета.

Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную

пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость,

исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению

письмом. Развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.

Поэтому в нашем детском саду развитию мелкой моторики уделяется

специальное внимание. Все упражнения проводятся в игровой форме.

Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики

являются пальчиковые игры. Выполняя пальчиками различные упражнения,

ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают

хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как

правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и

речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка

движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором,

стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению

артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее

важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного

мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Систематическое использование настольных игр значительно улучшает

грамматический строй речи детей.

Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр

– развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод

ребенка на творческое, экспериментальное поведение.

Благодаря использованию настольных игр процесс обучения проходит в

доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой

Настольная игра развивает речь детей: пополняется и активизируется

словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная

речь, умение правильно выражать свои мысли.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх