Отношения матери с детьми в неполной семье. Теоретические основы изучения материнского отношения в отечественной и зарубежной психологии

Важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования. В психологической литературе (преимущественно зарубежной) много внимания уделяется биологическим основам материнства, а также условиям и факторам индивидуального развития его у человека. В отечественной психологии в последнее время также появился ряд работ, связанных с феноменологией, психофизиологией, психологией материнства, психотерапевтическими и психолого-педагогическими аспектами беременности и ранних этапов материнства, девиантным материнством.

Если обобщать все основные направления исследований, то можно обнаружить, что материнство как психосоциальный феномен рассматривается с двух основных позиций: материнство как обеспечение условий для развития ребенка и материнство как часть личностной сферы женщины. Рассмотрим эти исследования подробнее.

Считается, что особенности материнского отношения определяются не только культурным и социальным статусом женщины, но и ее собственной психической историей до и после рождения. Некоторые авторы считают, что компетентное поведение матери в распознавании эмоционального состояния своего ребенка достигает зрелости лишь после пути развития, который она проделывает в детстве и подростковом возрасте. Разными авторами выделяются этапы развития материнства (как варианта родительства) от планирования до реализации в первом и втором поколении, этапы беременности, связь беременности с развитием личности, беременность как стадия развития материнства. В течении онтогенеза некоторые виды опыта (взаимоотношения с собственной матерью, контакты с младенцами и возникновение интереса к ним в детстве, интерпретация материнства в связи с супружеством и половой сферой, а также конкретный опыт взаимодействия с детьми, имеющими определенные особенности: слабоумие, физические недостатки, уродства, последствия несчастных случаев и травм) влияют на содержание отношения матери к ребенку, своей материнской роли и интерпретацию своих переживаний по поводу материнства (И.А. Захаров, С.Ю. Мещерякова, Г.В. Скобло и Л.Л. Баз, Г.Г. Филиппова, G. Levy, W.B. Miller и др.).

Индивидуальный онтогенез материнства проходит несколько этапов, в процессе которых осуществляется естественная психологическая адаптация женщины к материнской роли. Одним из важнейших считается период беременности; содержание которого определяется изменениями самосознания женщины, направленными на принятие новой социальной роли и формирование чувства привязанности к ребенку. По характеру преобладающего переживания он делится в свою очередь на этап, связанный с необходимостью принятия женщиной решения о сохранении или искусственном прерывании беременности, этап, связанный с началом движения плода, и этап, определяемый подготовкой к родам и появлению ребенка в доме. Не менее важным считается период после рождения, в котором происходит психологическое принятие ребенка как независимой личности и адаптация к нему. Изучая формирование чувства привязанности матери к ребенку, В.И. Брушан дает следующую трактовку основным этапам беременности:

1) Фаза преднастройки. До беременности -- формирование матрицы материнского отношения в онтогенезе, на которое влияют опыт взаимодействия с матерью, семейные традиции, культурные ценности, существующие в обществе. В начале беременности (с момента узнавания и до момента шевеления) начинается формирование Я - концепции матери и концепции ребенка, до конца еще не наделенного качествами «родного».

2) Фаза первичного телесного опыта: интрацептивный опыт во время шевеления, результатом которого будет разделение «Я» и «не Я», являющееся ростком будущей амбивалентности отношения к ребенку, и формирование нового смысла «родной», «свой», «мой (частичка меня)». В период после родов происходит достройка смысла «родного» за счет экстрацептивной стимуляции. В дальнейшем происходит отделение витального смысла «родной» от социального смысла ребенка, при этом последний постепенно нарастает, а первый, наоборот, становится менее сильным и значимым.

Материнское отношение представляет собой сложное, системно организованное качество поведения матери и является результатом взаимодействия многочисленных мотивационных отношений:

1) совокупность ранее сложившихся у матери установок и ценностных ориентации как устойчивых конструктов сознания в отношении ребенка (ребенок как самоценность или отношение к нему занимает подчиненное положение в иерархии других мотивационных отношений -- профессиональных, престижных и т.д.)

2) особенности структуры личности матери, ее преобладающих черт (например, рационализм или эгоистичность, или эмпатийность, чувствительность, внушаемость и т.д.).

3) система мотивационных отношений как результат конкретных способов взаимодействия между ребенком и родителями. Можно выделить параметры взаимодействия -- характер действий матери, адресованных ребенку, и соответственно характер ответных действий ребенка -- характер эмоциональных переживаний матери, вызванных взаимодействием с ребенком и соответственно ответные эмоциональные проявления в поведении ребенка . Параметры материнского отношения: -- выраженность в поведении матери эмоций, адресованных ребенку и их модальные характеристики (поддержка, подавление, отвержение, или агрессия) -- эмоциональность матери в целом (неэмоционалы, эмоциональная, но уравновешена, аффективная, конфликтная) -- психологическая дистанция между матерью и ребёнком (эмоциональная дистанция, пространственно-физическая станция и пр.) -- доминирующие реакции реального взаимодействия (вербальный контакт, тактильный и зрительный контакт и т.п.) -- способность матери к поддержанию комфортного состояния ребенка в условиях стресса (умеет ли защитить столкновении с опасностью, агрессивной средой). Возможно выделение 4 типов материнского отношения -- эмоционально поддерживающее и принимающее -- эмоционально подавляющее -- эмоционально отвергающее -- жестко агрессивное .

По характеру доминирующих эмоций в каждом из поведения материнского отношения могут быть выделены разные варианты:

В эмоционально поддерживающем отношении;

Оптимистическое, спокойное и ypaвновешенное отношение;

С проявлениями пессимизма, депрессии;

Аффективное, неуравновешенное, взрывчатое -- в эмоционально подавляющем отношении возможны варианты -- рациональное, форсировано развивающее, отношение;

Тревожное, депрессивное;

С повышенной моральной ответственностью, с гиперсоциальной ориентацией -- в эмоционально отвергающем отношении возможны варианты: властно-авторитарное;

Властно-подавляющее;

Безучастно-равнодушное;

Конфликтное -- в жестко агрессивном отношении возможны варианты: пренебрегающее, принижающе-уничижающее отношение;

Либо с садистскими тенденциями, либо с проявлениями насилия .

Одним из главных показателей родительского отношения являются личностные особенности родителя, отмечая при этом, что именно благодаря им, родители реализуют те или иные стили семейного воспитания.

Д. Стивенсон-Хайнд, М. Симсон (1982) в зависимости от особенностей личности матери выделяют типы семейного воспитания:

1) спокойная мать, преимущественно использующая похвалу как инструмент воспитания;

2) экзальтированная мать с широкой амплитудой эмоциональных реакций на любые мелочи в поведении ребенка;

3) «социальная» мать - для нее характерна легкая отвлекаемость от ребенка на любые стимулы .

Исследуя особенности поведения матери по отношению к ребенку, А. Адлер, говорил о том, что повышенная тревожность матери приводит к гиперопекающему поведению. Другие исследователи связывают гиперопекающее поведение с чувством вины у родителей, т.е. гиперопека, по их мнению, порождается виной.

Белоусова И.В. считает, что у тревожных матерей часто вырастают тревожные дети. Честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности. Мать, которая за все, что у нее не получается, винит себя, а за все, что ей удается, благодарит судьбу и жизненные обстоятельства, с высокой долей вероятности может рассчитывать на образование такой же психологической установки у детей .

Захаров А.И. метафорично выделяет несколько психологических типов матерей, которые могут послужить основой формирования неврозов:

- «царевна Несмеяна», озабоченная, обеспокоенная мать, излишне принципиальная, сдержанная в выражении чувств, неотзывчивая. Не признает детской непосредственности, любит иронизировать, делать замечания, стыдить, читать мораль, выискивать недостатки;

- «спящая красавица», погруженная в свои мысли и переживания, отстраненная от ребенка и его потребностей, обращающаяся с ним как с живой куклой;

- «унтер Пришибеев», недостаточно чуткая, часто грубая, безапелляционная, во всем командует детьми, понукает, относится с недоверием к опыту, самостоятельности. Раздражительна, нетерпима к слабостям, использует физические наказания;

- «суматошная мать», эмоционально неустойчивая, противоречивая, в своем поведении руководствуется крайностями. Часто эмоционально не сдержана;

- «наседка», тревожно-беспокойная, жертвенная натура, во взаимодействии с ребенком руководствуется принципом гиперопеки;

- «вечный ребенок», инфантильная, внушаемая, психологически незрелая, постоянно нуждается в поддержке и покровительстве, предпочитает сдать ребенка «на поруки» кому-либо .

Заслуживает внимания исследование А.Г. Лидерс и Е.Н. Спиревой о влиянии личности родителей на выбор стиля родительского отношения. Исследование показало, что экстравертированность мамы влечет за собой чрезмерность требований в воспитании, а также привносит тревожность в отношениях с ребенком .

Мамы, отличающиеся спонтанностью в действиях и поступках, будут потакать, максимально и некритически удовлетворять любые потребности ребенка, у таких мам меньше выражена фобия утраты ребенка.

У агрессивной мамы наблюдается ситуация, при которой ребенок оказывается на периферии внимания родителя, но в то же время агрессивная мама может потакать ребенку, удовлетворять все его запросы, в воспитании, а также предъявлять недостаточность запретов. Агрессивная мама непоследовательна, неустойчива в воспитательных приемах, с резкими переходами от очень строгого к либеральному и затем, наоборот, к переходу от значительного внимания к эмоциональному отвержению ребенка. В семье агрессивной мамы часто наблюдается воспитательная конфронтация и внесение конфликта между супругами в отношения с ребенком.

Ригидная мама, субъективная в своих оценках, с инертностью установок и настойчивостью личности, склонная к педантизму, настороженной подозрительности очень требовательна в воспитании.

Интровертированная мама, замкнутая, обращенная в свой внутренний мир в воспитании ребенка предъявляет недостаточность требований, у нее наблюдается стремление к расширению родительских чувств, излишняя инфантилизация ребенка, воспитательная неуверенность и страх утраты ребенка. Для нее также характерна неразвитость родительских чувств и желание культивировать в ребенке, не зависимо от пола, женские черты .

Сензитивная, чувствительная, конформная, зависимая мама в воспитании ребенка будет контролировать, мелочно опекать, навязываться ребенку, ограничивать его самостоятельность. Чем мама чувствительнее, тем меньше наблюдается сотрудничества во взаимоотношениях у нее с ребенком, тем больше в воспитании наблюдается тревожность за ребенка.

Для тревожных мам характерно предпочтение женских качеств в воспитании ребенка независимо от его пола

Рассмотрим причины разного отношения матерей к детям этот вопрос волнует многих учёных и практиков. Выявлены сотни факторов, влияющих на своеобразие видов материнского отношения к ребенку. Для удобства принято объединять эти факторы, определяющие особенности материнского отношения, в отдельные группы. Дональд Вуд Винникотт в книге «Маленькие дети и их матери» упоминает главные из них:

§ мать сама была ребёнком, и вся смесь переживаний, связанных с постепенным переходом от зависимости к самостоятельности, сохранилась в её памяти;

§ она играла в дочки-матери, учась нянчить куклу, возможно, у нее были младшие братья и сестры, она наблюдала, как ухаживает за ними мать;

§ будучи подростком и заболев, она как бы снова возвращалась в состояние ребёнка, испытывая при этом заботу матери;

§ возможно, ожидая ребёнка, она посещала курсы подготовки будущих матерей или читала книги, из которых усвоила определённый подход к ребёнку;

§ кроме того, на её взаимоотношения с малышом влияют местные обычаи и культура.

Многих психологов самых различных школ и направлений давно привлекала внимание чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми.

Первым научным направлением, изучающим детско-родительские отношения, был классический психоанализ. Именно психоанализ стал определяющим направлением развития основных концепций детского развития, в которых ключевая роль отводится проблеме отношений между детьми и родителями (Э. Эриксон, К. Хорни, др.).

В западной психологии популярными являются теоретические модели. И была предложена классификация родительских стилей поведения, включающая 3 типа:

Попустительский стиль.

Психологи разработали динамическую двухфакторную модель родительского отношения, где один из факторов отражает эмоциональное отношение к ребенку: «принятие-отвержение», а другой - стиль поведения родителей: «автономия-контроль». Каждая позиция взаимосвязью различных факторов, их взаимосвязанностью.

В последнее время одним из наиболее распространенных направлений исследования детско-родительских отношений становятся кросскультурные и гендерные исследования. Проведенные исследования в этой области, показали, что каждому типу темперамента ребенка соответствует определенный родительский стиль поведения. Интересное исследование половых различий родительских стилей проведено. Показали, что матерям в большей степени свойственен авторитетный стиль, отцам - авторитарный или попустительский. Авторитарный стиль более свойственен родителям мальчика, авторитетный - родителям девочки.

В каждой семье складывается определенная система воспитания, имеющая свои цели, задачи и методы. Л.Ф. Обухова предлагает выделять четыре наиболее общие тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество .

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, желают утвердить собственное превосходство на ощущении зависимости ребенка сталкиваются с его сопротивлением, он отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности.

Опека в семье - это система отношений, при которых родители, удовлетворяют все потребности ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя . Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются неприспособленными к жизни в коллективе и подвержены эмоциональным срывам в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека - заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

Система признания возможности и целесообразности независимого существования взрослых от детей, называется тактикой «невмешательства». Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей, а порой и их эмоциональная холодность, безразличие, неумение и нежелание учиться быть родителями. Причем такой вариант может встречаться как в бедных, неустроенных семьях (скажем, семья алкоголиков, где родители заинтересованы только в том, как в очередной раз раздобыть себе выпивки и им совершенно наплевать на детей), так и относительно устроенных, богатых и благополучных семьях (богатые родители достигли высоких результатов в своей профессиональной сфере, в карьере, и, желая, прежде всего, обеспечить будущее материальное благополучие своих детей, в раннего возраста приучают их к своей будущей (иногда выбранной самими родителями) профессиональной ориентации, которая сама по себе может включать долгие периоды разлуки с родителями, в течение которых ребенок оказывается, предоставлен самому себе; после же того, как ребенок «встанет на ноги», практически всякая забота о нем прекращается) .

Сотрудничество как тип родительского отношения предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка.

Таким образом, семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, где родители общаются с детьми на равных, где каждый может обратиться к другому с вопросом или просьбой и получить помощь обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития -- коллектив.

Материнство изучается в психологии в различных аспектах, психологических школах и направлениях. Есть немало научных и научно-популярных изданий, посвященных этой проблеме. Разные аспекты материнского поведения затрагиваются в психологии личности, в детской психологии, педагогической психологии и т. д. .

Важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования.

Материнство в психологии изучалось многими исследователями. Если проанализировать и обобщить основные позиции, рассматривающие феномен материнства, можно выделить следующие: материнство как обеспечение условий развития ребенка (О.В Баженова и Л.Л. Баз, Г. В. Скобло и О.Ю. Дубовик J.B. , Rotter, D.N. Stern, T. Field и др.); материнство как часть личностной сферы женщины (P.M. Shereshefsky and L.J. Yarrow, G. Bohein and B. Hegekull, M.J. Gerson at all, W.B. Millerи др.); материнство как стадия половозрастной и личностной идентификации, девиантное материнство; онтогенетические аспекты формирования материнства (И.А. Захаров, С.Ю. Мещерякова, Г.В. Скобло и Л.Л. Баз, Г.Г. Филиппова, G. Levy, W.B. Miller и др.).

В психологической литературе (преимущественно зарубежной) много внимания уделяется биологическим основам материнства, а также условиям и факторам индивидуального развития его у человека. Березин Ф.Б. выделяет факторы, которые обусловливают женскую репродуктивную активность. К генетически и социально обусловленным факторам, определяющим женскую репродуктивность он относит: состояние здоровья, личностные особенности, физическую привлекательность, условия социальной среды, включающие взаимоотношения со значимыми мужчинами.

При этом он указывает на разновероятностное значение для формирования жизненного сценария женщин таких условий социализации, как особенности воспитания и образования, материальная обеспеченность, стереотипы материнского поведения в родительской семье, возраст начала сексуальных контактов, число половых партнеров, наличие зарегистрированных семейно - брачных отношений .

Наиболее полно материнские функции женщины реализуются в рамках семьи. Изучение такого фактора, как семейный статус матери (сравнение замужних и незамужних матерей), вскрыло не только принятие незамужней матерью функции отсутствующего супруга по материальному обеспечению семьи, но и обнаружило характерную для них девальвацию самой ценности счастливой супружеской жизни, которая компенсируется за счет повышения значимости полноценного общения с друзьями [Собкин В. С.,Марич Е. М.,2002.].

В исследованиях А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер подчёркивается, что нарушение системы семейного воспитания, дисгармония отношений «мать - дитя» является основным патогенетическим фактором, обусловливающим возникновение неврозов у детей. Они выделили шесть типов семейного воспитания детей с акцентуированными чертами характера и с психопатиями .

В отечественной психологии в последнее время также появился ряд работ, связанных с феноменологией, психофизиологией, психологией материнства, психотерапевтическими и психолого-педагогическими аспектами беременности и ранних этапов материнства, девиантным материнством .

В современных исследованиях институт материнства рассматривается как исторически обусловленный, изменяющий свое содержание от эпохи к эпохе (Г. Оллпорт, Ф. Дольто, Д. Пайнз, А. Бертин и и др.).

Однако имеется значительное разнообразие во взглядах по ключевым аспектам этой проблемы. Работы Ф. Дольто показали, что материнская забота и привязанность к ребенку настолько глубоко заложены в реальных биологических условиях зачатия и вынашивания, родов и кормления грудью, что только сложные социальные установки могут полностью подавить их. Женщины по самой своей природе являются матерями, разве, что их специально будут учить отрицанию своих детородных качеств: «Общество должно исказить их самосознание, извратить врожденные закономерности их развития, совершить целый ряд надругательств над ними при их воспитании, чтобы они перестали желать заботиться о своем ребенке, по крайней мере, в течение нескольких лет, ибо они уже кормили его в течение девяти месяцев в надежном убежище своих тел» .

Там, где беременность наказывается социальным неодобрением и наносит оскорбление супружеским чувствам, женщины могут идти на все, чтобы не рожать детей. Расхожим являлось спокойное отношение к гибели ребенка: «Бог дал, Бог и взял», «в мире ином ему будет лучше».

Представление о «диадическом симбиозе» ребенка с матерью, появление на ранней стадии развития их взаимодействия единого, совокупного субъекта, не разделение ребенком себя и матери как субъектов действия, потребностей, мотивов и даже субъективных переживаний. Такой подход основан на интерпретации идей Э. Эриксона о процессе разделения ребенком в своем субъективном мире «внутреннего и внешнего населения» и абсолютизирован в работах А. Валлона, Д. Винникотта, М. Кляйн и др., в отечественной психологии ассимилирован в некоторых исследованиях по изучению раннего взаимодействия матери и ребенка (М.В. Колоскова, А.Я. Варга, Л.Г. Сологуб и др.). В этих случаях акцент ставится на ребенке, и остается неясным, как в таком «совокупном субъекте» можно рассматривать мать, обладающую вполне сформированными представлениями и самосознанием .

Исследования развития ребенка, материнского поведения и взаимодействия матери с ребенком в детской психологии (Е.О. Смирнова, С. Ю. Мещерякова, Н.Н. Авдеева и др.), в психологии личности и смежных областях (В.И. Брутман и М.С. Радионова, Г.В. Скобло и О.Ю. Дубовик и др)

В когнитивной психологии (Е.А. Сергиенко и др.) показали ограниченность этой идеи, и необходимость обращения к исследованию матери и ребенка как самостоятельных субъектов.

Другой аспект материнства представлен в русле изучения материнско-детского взаимодействия в отечественной психологии. Роль взрослого в развитии ребенка как представителя человеческого рода, принятая в качестве основополагающей в культурно-историческом подходе (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Л.И. Божович, М.И. Лисина), в отечественной психологии легла в основу выделения взаимодействия ребенка со взрослым в качестве самостоятельного объекта исследования. Поведение матери рассматривается как источник развития ребенка -- как субъекта познавательной активности, общения, самосознания.

В исследованиях последних лет (Н.Н. Авдеева, С. Ю. Мещерякова и др.) анализируются качества матери, необходимые для создания оптимальных условий развития ребенка (отношение к ребенку как субъекту, поддержка его инициативы в общении и исследовательской активности и др.). В данном направлении исследователи активно обращаются к теории привязанности, используя ее понятийный аппарат и экспериментальные подходы (Н.Н. Авдеева, СЮ. Мещерякова, Е.О. Смирнова и др.).

Ранний и дошкольный возраст и соответствующие ему особенности матери в основном затрагиваются в тех работах, которые связаны с изучением эмоционального благополучия ребенка и его связи с типом материнского отношения и стилем материнско-детского взаимодействия (О.А. Копыл, Л.Л Баз, О.В. Баженова и др.). Здесь разработаны типологии (материнского отношения и материнско-детского взаимодействия), основанные на эмоциональном отношении матери к ребенку и его проявлении в поведении матери в ситуации взаимодействия с ребенком, показана их связь с индивидуально-типологическими особенностями ребенка, его аффективными проявлениями, познавательной мотивацией, предложены диагностические и коррекционные методики. В рамках этих исследований было разработано представление о том, что критерием оценки успешности материнства является общее эмоциональное благополучие ребенка.

В рамках этого направления изучается материнское отношение, материнская (родительская) позиция, родительские ожидания и установки, особенности детско-родительского взаимодействия (О. А. Копыл, Л. Л Баз, О.В. Баженова, Н.Н. Авдеева, СЮ. Мещерякова и др.).

Материнский стиль общения, особенно его эмоциональный компонент, оказывает решающее влияние на развитие личности ребенка.

Значение этих отношений для детей определяется своеобразием положения в мире ребенка: его самостоятельность относительна, благополучие и сама жизнь ребенка зависят от заботы и помощи воспитывающих его взрослых людей.

В психологии выработаны представления об оптимальной материнской позиции: принятие ребенка, предоставление ему определенной самостоятельности, объективная его оценка, теплое отношение к нему и на этой основе - выстраивание своих воспитательных воздействий.

Активной стороной в построении материнско-детского взаимодействия является взрослый человек - мать. Она целенаправленно организует взаимодействие, направляет его, подчиняя конкретной цели. Важной характеристикой при этом становится то, на что ориентируется мать, какие условия принимает во внимание при построении взаимодействия. При построении взаимодействия можно ориентироваться на собственное состояние, культурные нормы и требования, на состояние ребенка. Если мать ориентируется на последнее, то это и является показателем ценностного отношения к ребенку .

Д. Стивенсон-Хайнд, М. Симсон выделяют 3 типа материнского отношения:

Спокойная мать, преимущественно использующая похвалу как инструмент воспитания.

Экзальтированная мать с широкой амплитудой эмоциональных реакций на любые мелочи в поведении ребенка.

«Социальная» мать - для нее характерна легкая отвлекаемость от ребенка на любые стимулы

Классической считается работа американского психолога С. Броди, выполненная в рамках клинического подхода. Она выделила 4 типа материнского отношения:

1 тип. Мать легко и органично приспосабливается к потребностям ребенка. Она не навязывает малышу свои требования и терпеливо относится к его особенностям и потребностям. Для нее характерно поддерживающее, разрешающее поведение.

2 тип. Сознательно мать старается приспособиться к потребностям

ребенка, но из-за напряженности и отсутствия непосредственности в общении с ребенком ее попытки часто безуспешны. Мать чаще доминирует, чем уступает.

3 тип. В основе материнства - чувство долга. В отношении с ребенком отсутствует интерес, теплота, спонтанность. Инструмент - жесткий контроль.

4 тип. Отношения с ребенком строит непоследовательно, плохо понимает потребности своего ребенка, ее требования - противоречивы, часто не соответствуют возрасту ребенка и его возможностям.

По мнению автора, наиболее неблагоприятным для эмоционального состояния ребенка оказался четвертый тип материнского отношения. У детей развивалось ощущение нестабильности, повышенная тревожность, что являлось важной предпосылкой возникновения психического или физического дискомфорта. При третьем типе материнства у детей часто возникало чувство опасности, в дальнейшем нередко наблюдались апатия, депрессия, слабая поисковая активность, любознательность и инициатива .

Е.Т. Соколова, обобщив опыт работы в психологической консультации, выделила следующие стили отношений «мать - ребенок»:

1. Сотрудничество. В общении матери и ребенка преобладают поддерживающие высказывания над отклоняющими. В общении присутствуют взаимоуступчивость, гибкость. Мать побуждает ребенка к активности.

2. Изоляция. В семье не принимается совместных решений. Ребенок

изолируется и не хочет делиться своими впечатлениями и переживаниями с родителями.

3. Соперничество. Партнеры по общению противостоят друг другу. Критикуют друг друга, реализуя потребности в самоутверждении и симбиотической привязанности.

4. Псевдосотрудничество. Партнеры проявляют эгоцентризм. Мотивация совместных решений не деловая, а игровая.

Е.Т. Соколова считает, что партнеры при реализации того или иного стиля получают «психологические выгоды», и рассматривает два варианта отношений «матери - ребенка»: доминирование матери и доминирование ребенка .

Доминирующая мать отклоняет предложения ребенка, а ребенок поддерживает предложения матери, демонстрируя покорность и/или действуя за спиной и под защитой матери.

Если доминирует ребенок, мать получает следующие психологические выгоды: мать соглашается с ребенком, чтобы обосновать его слабость и тревогу за него или чтобы принять позицию «жертвы».

Только полное эмоциональное принятие обеспечивает самой матери уверенность и спокойствие, формирует доверие к ребенку и его потребностям. Как результат -- развитие у самого младенца чувства доверия к миру, любознательности и открытости отношениям.

Ярким свидетельством эмоционального принятия ребенка является особенность контакта с ним во взаимодействии. Близкому, любовному отношению присуще стремление матери к телесному контакту. Стремление к близости с матерью, дающее ощущение безопасности и защищенности, является одной из основополагающих потребностей ребенка.

Уровень эмоционального принятия во многом определяет характер реагирования на ошибки и неудачи ребенка. Любящая мать ощущает сопричастность к делам, проблемам своего ребенка. Его неудачи рождают желание помочь, поддержать, вселить уверенность в его силы, показать ребенку, что он не одинок в ее решении, что ошибочное решение не лишит его материнской любви и рано или поздно его обязательно ждет успех. Любящая мать окажет ему эмоциональную поддержку. Многие матери успешно используют такой вид помощи ребенку просто своим присутствием и подтверждением любви и веры в его возможности. Именно эмоциональная поддержка матерей определяет дальнейшую включенность детей в жизнь общества и способствует его благополучному психическому развитию.

Отклоняющиеся проявления материнского отношения существовали всегда, но они могли носить более скрытые или открытые формы и сопровождаться большим или меньшим чувством вины в зависимости от общественного отношения к этим актам.

В России подробным изучением вопроса о влиянии негативных аспектов материнского отношения занимается А.И. Захаров. Он выделяет следующие неблагоприятные моменты в личности матери и во взаимодействии с ребёнком:

* негибкий и гиперсоциализированный стереотип отношений (навязанного им матерями в детстве);

* стремление доминировать в семье и воспитании;

* установку на строгую дисциплину в отношениях с детьми, недоучёт их индивидуальности;

* образование сверхценных идей о возможности несчастья с ними, завышенная опёка;

* отрицание спонтанной детской активности, редкая ласка и улыбки в отношениях с детьми;

* контроль каждого шага, ранняя социализация, обучение навыкам должного, во всем регламентированного поведения;

* излишняя дистанция в отношениях с детьми.

Все эти черты подмечены у матерей с невротическими расстройствами.

Таким образом, материнство -- это одна из социальных женских ролей, поэтому даже если потребность быть матерью и заложена в женской природе, общественные нормы и ценности оказывают определяющее влияние на проявления материнского отношения. Понятие «нормы материнского отношения» не является постоянным, так как содержание материнских установок меняется от эпохи к эпохе. Тип материнского отношения характеризующийся особой близостью матери и ребенка, стремлением матери поддерживать тесный эмоциональный и телесный контакт с ребенком, эмпатией по отношению к нему, высокой степенью чувствительности к его потребностям, является необходимым условием благополучного развития и формирования личности ребенка.

Введение

I. Теоретическая часть

1. Особенности психического развития в раннем возрасте

2. Сенсорные способности плода

3. Психическое развитие ребенка в период новорожденности

4. Психическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет

5. Привязанность ребенка к матери

6. Роль матери в жизни ребенка

7. Нарушение отношений матери и ребенка

II. Практическая часть

1. Метод «Цветовая социометрия»

2. Детский апперцептивный тест (ДАТ)

3. Анкета исследования особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия

III. Заключение

IV. Список литературы

V. Приложение


Введение

Особая роль в развитии ребенка и его эмоциональной сферы традиционно отводится фактору взаимодействия матери и ребенка на ранних этапах онтогенеза. Ребенок – существо изначально социальное, совершенно не способное поддерживать собственное существование и в абсолютной степени зависящее от ближайшего взрослого. Необходимость возникновения специфических способов воздействия на взрослого приводит к тому, что в процессе взаимодействия с матерью возникает непосредственное эмоциональное общение матери и ребенка. В процессе постоянного контакта с ребенком, мать помогает регулировать и упорядочивать его аффективные взаимоотношения со средой, осваивать разнообразные психотехнические приемы аффективной организации его поведения, стабилизации аффективных процессов.

Мать в свою очередь, является носителем традиционных норм и ценностей, присущих данному обществу и ей самой.

Таким образом, стиль материнского отношения и особенности собственного эмоционального опыта матери являются, с одной стороны, средой для формирования социально-приемлемых в данной культуре способов эмоциональных проявлений ребенка, а с другой - предельными рамками для таких проявлений, поскольку ребенок ограничен тем набором возможностей эмоционального взаимодействия, который предоставляет ему мать. Поэтому, очень многое, в развитие ребенка и в его дальнейшей жизни, зависит от матери. От ее поведения, от ее отношения к малышу, от того, сколько внимания мать уделяет ребенку, и как сильно он ощущает ее любовь.

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей взаимоотношений матери и ребенка в возрасте от рождения до трех лет.

Объектом этой работы являются взаимоотношения матери и ребенка, предметом являются методики их исследования.

Для достижения цели курсовой работы, поставлены следующие задачи:

Рассмотреть особенности развития ребенка в раннем онтогенезе;

Проследить роль матери в жизни ее малыша;

Посмотреть, как влияет отношение матери к будущему ребенку на его развитие в целом, и, на развитие их будущих отношений;

Увидеть насколько важно для ребенка быть всегда рядом с мамой;

Узнать к чему могут приводить нарушение взаимоотношений матери и ребенка, или отсутствие матери вообще;

Рассмотреть методики исследования взаимоотношения родителей и ребенка, межличностных отношений ребенка с окружающими и определения степени его психического состояния.

Рассматриваемая тема вызывала интерес с давних времен, но и сейчас актуальность этой темы велика. Вопросами о взаимоотношениях матери и ребенка занимались как отечественные (Л.С.Выготский, Мещерякова, М.И. Лысина и др.), так и зарубежные (А.Маслоу, К.Хорни и др.) специалисты, результатом этого стало появление большого количества научных статей и литературы по изучению особенностей развития отношений (и их нарушение) между родителями и детьми.

I. Теоретическая часть

1. Особенности психического развития в раннем возрасте

Раннее детство - возраст от рождения до 3 лет - особый период для развития. В раннем детстве развитие идет максимально быстрыми темпами, как ни в каком другом возрасте. Происходит наиболее интенсивное становление и развитие всех особенностей, свойственных человеку: осваиваются основные движения и основы для психических процессов и личности.

Ребенок, в отличие от детенышей животного, рождается с минимальным количеством врожденных рефлексов, но с богатым потенциалом жизненного развития. Практически все многообразие форм поведения, как положительных, так и отрицательных, складывается в процессе взаимодействия с социальной средой. И даже само время возникновения определенных психических реакций может быть ускорено соответствующим влиянием взрослого. Например, если он проявляет к ребенку доброжелательное внимание и заботу, ласково разговаривает, то улыбка у малыша появляется раньше.

Несмотря на богатые возможности развития, формирующиеся умения и навыки малыша неустойчивы, незавершенны и при неблагоприятных условиях легко разрушаются. Так, у детей, посещающих ясли, после нескольких дней выходных, проведенных дома, приходится снова закреплять навык мытья рук. То есть в раннем возрасте складываются не столько умения и навыки, сколько предпосылки для их дальнейшего усовершенствования.

У нормального здорового ребенка, в первые три года жизни, ярко выражены ориентировочные реакции. Они стимулируют развитие сенсомоторных потребностей в движениях и впечатления. Сенсорные потребности побуждают ребенка к двигательной активности. И в свою очередь движения способствуют интеллектуальному развитию малыша. Если же дети ограничены в получении информации, то их психическое развитие значительно задерживается.

Особое значение в психическом развитии имеет эмоциональное состояние ребенка и его отношение к окружающему. Положительные эмоции создают благоприятные условия для формирования поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми, а затем со сверстниками, формирование предпосылок личности, поддержание и развитие интереса к окружающему. К тому же маленький ребенок легко заражается эмоциональным состоянием от взрослого.

Ведущая роль в психическом развитии ребенка раннего возраста принадлежит взрослому. Он обеспечивает малышу оптимальные условия не только для выживания, хорошего состояния здоровья и физического развития, но и заботится о психическом развитии. Он не только ухаживает за малышом, но и знакомит его с окружающим, направляет и формирует его активность. А в ответ на заинтересованное, доброжелательное отношение взрослого у ребенка очень рано формируется потребность в общении с ним.

Обычно не придают значения тому факту, желанным или нежеланным появляется на свет ребенок. А наука уже с уверенностью утверждает: психика нежеланного ребенка травмирована еще до рождения. При длительных стрессовых состояниях в крови матери образуется избыточное количество стероидных гормонов, проходящих плацентарный барьер и влияющих на формирующийся мозг ребенка. Величина и характер эмоционального контакта между матерью и еще не родившимся ребенком, возможно, являются самым решающим фактором из влияющих на возникающую психику.

Именно неправильное поведение матери, ее излишние эмоциональные реакции на стрессы, которыми насыщена наша тяжелая и напряженная жизнь, служат причиной огромного числа таких послеродовых осложнений, как неврозы, тревожные состояния, отставание в умственном развитии и многие другие патологические состояния.

Совсем немаловажная роль принадлежит и отцу малыша. Отношение к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку - один из главных факторов, формирующих у будущего ребенка ощущения счастья и силы, которые передаются ему через уверенную в себе и спокойную мать.

После рождения ребенка процесс его развития характеризуется тремя последовательными этапами: впитывание информации, подражание и личный опыт. В период внутриутробного развития опыт и подражание отсутствуют. Что касается впитывания информации, то оно максимально и протекает на клеточном уровне. Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается столь интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клетки и превращаясь всего через несколько месяцев в совершенное существо, обладающее удивительными способностями и неугасимым стремлением к знанию.

Пренатальное развитие несет в своей основе мысль о необходимости предоставления эмбриону и затем плоду самых лучших материалов и условий. Это должно стать частью естественного процесса развития всего потенциала, всех способностей, изначально заложенных в яйцеклетке.

Существует следующая закономерность: все, через что проходит мать, испытывает и ребенок. Мать - это первая вселенная ребенка, его «живая сырьевая база» как с материальной, так и с психической точек зрения. Поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику.

Мать является также посредником между внешним миром и ребенком. Формирующееся человеческое существо не воспринимает этот мир напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения и чувства, которые вызывает у матери окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.

Этот факт, заново открытый недавно наукой, на самом деле стар как мир. Женщина всегда интуитивно ощущала его важность. Для древних цивилизаций значимость периода беременности была непреложной истиной. Египтяне, индийцы, кельты, африканцы и многие другие народы разработали свод законов для матерей, супружеских пар и общества в целом, которые обеспечивали ребенку наилучшие условия для жизни и развития.

Более тысячи лет тому назад в Китае существовали пренатальные клиники, где будущие матери проводили период беременности, окруженные покоем и красотой.

В неполной семье одинокая мать имеет более выраженную установку на воспитание детей, чем мать в полной семье. Осо­бенно это заметно в семье разведенных супругов. Процесс воспи­тания и вся система отношений матери с детьми эмоционально более насыщены. При этом в поведении матери, касающемся ее взаимоотношений с ребенком, наблюдаются две крайности. Одна из них - применение жестких мер воспитательного воздействия, в первую очередь по отношению к мальчикам. Обусловливается подобное отношение, по мнению специали­стов, тем, что мать ревниво относится к встречам сына с от­цом, испытывает к сыну постоянное чувство эмоциональной неудовлетворенности и недовольства из-за имеющихся у маль­чика нежелательных черт характера бывшего мужа. Угрозы, порицания и физические наказания матери чаще применяют к мальчикам. Сыновья нередко становятся «козлами отпуще­ния» для снятия нервного напряжения и чувства эмоциональ­ной неудовлетворенности. Это свидетельствует о нетерпимости матерей к общим с отцами чертам у детей и о предшествую­щих конфликтных отношениях в семье.

Вторая крайность в поведении матери после развода заклю­чается в том, что она стремится своим влиянием компенсировать то, что, по ее мнению, дети недополучают из-за отсутствия отца. Такая мать занимает опекающую, охранительную, кон­тролирующую позицию, сдерживающую инициативу ребен­ка, что способствует формированию эмоционально рани­мой, безынициативной, несамостоятельной, поддающейся внешним влияниям, управляемой извне, эгоистической лич­ности.

Б.И. Кочубей выделяет несколько соблазнов, подстере­гающих мать, оставшуюся без мужа. Эти соблазны приводят к ошибочному поведению матери в отношениях с детьми, что в конечном итоге вызывает разного рода деформации в их пси­хическом и личностном развитии.

Соблазн первый - жизнь для ребенка. Потеряв мужа, жен­щина возлагает на ребенка все свои надежды, видит в его вос­питании единственный смысл и цель своей жизни. Для та­кой женщины не существует ни родных, ни друзей, ни личной жизни, ни досуга; все посвящено ребенку, направлено на его благополучие и гармоничное развитие. Она избегает любых изменений в своей личной жизни, опасаясь, что это может не понравиться ребенку и отвлечет ее от воспитательных задач. Формула, которой она руководствуется в своей жизни после развода: «Я не могу себе позволить...».

Все отношения матери и ребенка приобретают тревожный оттенок. Любая его неудача, любой проступок превращаются в трагедию: это угроза краха ее родительской карьеры. Ребе­нок не должен ничем рисковать, не должен проявлять са­мостоятельность, прежде всего в выборе друзей, так как это может привести его в дурную компанию, он может наделать множество непоправимых ошибок. Мать постепенно сужает не только свой круг общения, но и круг общения ребенка. В ре­зультате пара «мать - ребенок» все больше замыкается на себе, и привязанность их друг к другу с годами усиливается.



Такие отношения ребенку сначала нравятся, но затем (чаще всего это происходит в раннем подростковом возрасте) он начинает чувствовать себя дискомфортно. Приходит понима­ние того, что мать не только пожертвовала своей жизнью ради него, но и требует, часто не осознавая этого, чтобы он отвечал ей тем же, поступаясь собственными жизненными планами и установками: он должен принести свою жизнь в жертву ста­реющей матери. В ее любви преобладает мотив «не отпустить!».

Рано или поздно это вызывает бунт ребенка, подростковый кри­зис которого протекает в этой ситуации с симптомами бурного протеста против материнской тирании, в каких бы мягких фор­мах она ни проявлялось.

Подобная ситуация чревата серьезными последствиями как для мальчиков, так и для девочек. Молодой человек, вырос­ший в чисто женском окружении, часто всю жизнь ищет для себя подругу, созданную по образу и подобию мамы - такую же нежную и заботливую, так же с полуслова его понимающую, опекающую, любовно контролирующую каждый его шаг. Он боится самостоятельности, к которой не приучен в материн­ской семье.

Девочка в поисках пути высвобождения, протестуя против материнских ограничений, против контролирующей материн­ской любви, имея самые неопределенные представления о муж­чинах, может совершить непредсказуемые поступки.

Второй соблазн - борьба с образом мужа . Развод для боль­шинства женщин драматичен. Чтобы оправдать себя, жен­щина нередко утрирует отрицательные черты бывшего супру­га. Так она старается снять свою долю вины за неудавшуюся семейную жизнь. Увлекшись такой тактикой, она начинает навязывать ребенку отрицательное представление об отце. Не­гативное отношение матери к бывшему мужу особенно сильно влияет на детей шести-семи лет, и менее глубокое воздействие оно оказывает на подростков старше десяти лет.

Такая мать обычно крайне отрицательно относится к встре­чам ребенка с «плохим» отцом, а иногда и вообще их запреща­ет. Возможны два варианта последствий подобного антиотцовского воспитания. Первый заключается в том, что старания матери создать у ребенка отрицательные представления об от­це увенчались успехом. Сын, разочаровавшись в отце, может полностью переключить на мать все запасы своей любви и при­вязанности. Если при этом негативное отношение матери рас­пространяется не только на бывшего супруга, но и на мужчин вообще, мальчику становится труднее вырасти мужчиной, и у него формируется женский тип психологических качеств и интересов. У дочери плохое отношение к отцу, оставившему семью, легко переходит в недоверие ко всему мужскому роду, представители которого, в ее представлении, - опасные суще­ства, способные только обманывать женщин. Девушке с такими взглядами создать семью, построенную на любви и доверии, будет нелегко.

Вариант второй: проявление негативных чувств матери к отцу не убеждает ребенка в том, что отец действительно пло­хой. Ребенок продолжает любить отца и мечется между равно любимыми им и ненавидящими друг друга родителями. В по­следующем подобная семейная атмосфера может стать причи­ной раздвоения психической жизни и личности ребенка.

Некоторые матери начинают борьбу не только с образом ушедшего отца, но и с теми его отрицательными (по их мне­нию) чертами, которые они находят у своих детей. В таких случаях в их поведении отчетливо проявляется соблазн тре­тий - наследственность , который чаще всего наблюдается в неполных семьях «мать - сын». Нередко мать не в силах справиться с сыном, ищет в нем наследственные черты ушед­шего из семьи отца. Зачастую те качества, которые такая мать приписывает «дурным генам» отца, являются не чем иным, как проявлением мужских черт в их традиционном понима­нии: избыточной активности, агрессивности. Под отцовской наследственностью мать обычно понимает наличие у ребенка самостоятельности, его нежелание подчиняться ей во всем и стремление иметь собственные взгляды на жизнь и свою даль­нейшую судьбу. А отклонения от нормы в его поведении она расценивает как невозможность что-либо изменить по причине «дурных генов» и этим как бы пытается снять с себя ответст­венность за ошибки, допущенные в воспитании.

Соблазн четвертый - попытка купить любовь ребенка. После развода ребенок чаще всего остается с матерью, и это ставит родителей в неравное положение: мать бывает с ребенком ежедневно, а отец встречается с ним обычно по выходным. Отец свободен от ежедневных забот и может целиком посвятить себя тому, что так нравится детям - преподнесению подарков. С мамой - тяжелые будни, а с папой - веселый праздник. Неудивительно, что в какой-нибудь мелкой ссоре с матерью сын или дочь могут ввернуть что-то вроде: «А папа меня не ру­гает... а папа мне подарил...» Такие эпизоды больно ранят мать. В подобных ситуациях у матери возникает естественное желание превзойти бывшего мужа в этом отношении и «пере­купить» у него детскую любовь. Она обрушивает на ребенка поток подарков: пусть не думает, что только отец его любит. Родители вступают в соревнование за любовь ребенка, стремясь доказать и ему, и самим себе, и окружающим: «Я люблю его ничуть не меньше и не жалею для него ничего!» В такой ситуа­ции ребенок начинает ориентироваться преимущественно на материальную сторону своих отношений с родителями, пытаясь любым путем добиться для себя выгод. Преувеличенное внима­ние родителей к ребенку может к тому же вызвать в нем не­скромность и завышенную самооценку, потому что, оказавшись в центре всеобщего интереса, он не осознает того, что борьба ро­дителей за его любовь не связана с какими-либо его заслугами.

В основе всех перечисленных соблазнов - неуверенность женщины в своей любви к ребенку, в прочности своих связей с миром. После потери мужа она больше всего боится, что и ребенок может ее разлюбить. Именно поэтому она любыми средствами пытается добиться детской благосклонности.

Таким образом, распад семьи всегда болезненно пережи­вается и взрослыми, и детьми. Будучи не в состоянии контроли­ровать собственные переживания, взрослые меняют отношение к ребенку: кто-то видит в нем причину развала семьи и не стес­няясь говорит об этом, кто-то (чаще всего мать) настраивает себя на то, чтобы всецело посвятить свою жизнь воспитанию ребенка, кто-то узнает в нем ненавистные черты бывшего суп­руга или, напротив, радуется их отсутствию. В любом из этих случаев внутренняя дисгармония взрослого в послеразводном кризисе накладывает отпечаток на формирование личности ребенка, потому что дети во многом воспринимают события, ори­ентируясь на реакцию взрослых. Нередко взрослые используют детей в качестве объекта разрядки своих отрицательных эмо­ций, распространяя на них негативные аспекты переживаемой ситуации. При этом родители упускают из виду, что ребенок всегда глубоко страдает, если рушится семейный очаг. Развод неизменно вызывает у детей психический надлом и сильные переживания. Поэтому взрослым необходимо учитывать те обстоятельства, которые сказываются на психическом раз­витии ребенка в подобной ситуации.

Именно на это советует родителям обратить внимание один из ведущих специалистов США в области педиатрии, детской психологии и психиатрии, Аллан Фромм. Основные положе­ния его семейного «кодекса», адресованного разведенным ро­дителям, сводятся к следующему:

1 . Разводу супругов нередко предшествуют многие месяцы разногласий и семейных ссор, которые трудно скрыть от ребенка и которые волнуют его. Мало того: родители, занятые своими ссорами, обращаются с ним плохо, даже если полны благих намерений отстранить его от решения собственных проблем.

2. Ребенок ощущает отсутствие отца, даже если не выража­ет открыто своих чувств. Больше того: он воспринимает уход отца как отказ от него, ребенка. Эти переживания про­должаются многие годы.

3 . Очень часто после развода мать вновь вынуждена пойти на службу, поэтому уделяет ребенку меньше времени, чем пре­жде, он чувствует себя отвергнутым и ею.

4. Какое-то время после развода отец регулярно навещает ребенка. Это глубоко волнует малыша. Если отец проявляет к нему любовь и великодушие, развод кажется ребенку еще
мучительнее и необъяснимее, он с недоверием и обидой смот­рит на мать. Если же отец держится сухо и отчужденно, ребе­нок начинает задумываться, почему, собственно, нужно с ним видеться, и в результате у малыша может возникнуть комплекс вины. Если родители вдобавок охвачены желанием мстить друг другу они заполняют сознание ребенка вредным вздором, ру­гая один другого, подрывая тем самым психологическую опору, которую обычно дает малышу нормальная семья.

5. Воспользовавшись расколом семьи, ребенок может стал­кивать родителей друг с другом и извлекать из этого выгоду для себя. Заставляя завоевывать свою любовь, ребенок вынуждает баловать себя. Его интриги и агрессивность со временем могут даже вызвать одобрение родителей.

6. Отношения ребенка с товарищами нередко портятся из за их нескромных расспросов, сплетен и его нежелания отвечать на вопросы об отце.

7 . С уходом отца дом лишается мужского начала: матери труднее водить мальчика на стадион, развивать его чисто мужские интересы. Ребенок уже не видит отчетливо, какую роль в доме играет мужчина. Что касается девочки, то ее правильное отношение к мужскому полу может легко исказиться из-за не скрываемой обиды на отца и несчастливого опыта матери. Кроме того, ее представление о мужчине складывается не на примере отца и потому может оказаться неверным.

8. На малыше так или иначе отражаются страдания и переживания матери. В новом положении женщине, конечно гораздо труднее выполнять свои материнские обязанности.

Вышеуказанные обстоятельства в сочетании с ошибками которые допускают матери в воспитании детей в разведенной семье, могут привести не только к нарушениям психического развития ребенка, но и к деформации его личности в целом. Но этим психологические проблемы детей, воспитывающихся в распавшейся семье, не исчерпываются.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх