Особенности экономического воспитания младших школьников. Современная семья, ее доходы и расходы. Основные цели, задачи и принципы экономического образования младших школьников

КГКУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Сосновоборский детский дом»

воспитатель, С.А. Обухова,

номинация:

«Лучший педагог, реализующий экономическое воспитание»

Современная семья, ее доходы и расходы

Цикл воспитательных часов

Тип занятия: воспитательный час (3 занятия).

Цель занятия: закреплять знания о семейных отношениях, о роли семьи в жизни человека

Задачи:

    образовательные: продолжать знакомство с понятиями «бюджет семьи», «расход», «доход»;

    воспитательные: воспитание экономичности, расчетливости;

    развивающие: формирование экономического мышления, способности соотносить потребности и возможности.

Форма работы: коллективная.

Методы работы: беседа, игра.

Оборудование (техническое оснащение) и дидактические материалы: мультимедийный комплекс слайды, таблицы и схемы.

Контингент участников: воспитатель, воспитанники младшего школьного возраста в количестве 6 человек.

Длительность: 30минут.

Ход занятия:

I . Вводная часть

Сообщение педагога «Современная семья, ее доходы и расходы».

Беседа «Что такое семья?»

Цель: создание положительной эмоциональной атмосферы и сплочение коллектива.

Дидактические средства: слайды с изображением семейных взаимоотношений.

Содержание беседы:

Что же такое семья? Для большинства людей первым сообществом является Семья. Семья - это группа людей, члены которой связаны кровным родством (родители и дети, братья и сестры) или браком (муж и жена).

Стихотворение о семье

Семья-это труд, друг о друге забота.

Семья-это много домашней работы.

Семья-это важно!

Семья-это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

    О какой важной роли семьи идёт речь в стихотворении?

    Почему семья «это сложно»?

    Почему именно семья делает человека счастливым?

    Опираясь на определение семьи, ответьте, как связаны между собой её отдельные члены. (см. рис.1)

    мама ↔ папа

    брат ↔ сестра

    мама ↔ сын

    дедушка ↔ бабушка

Рисунок 1. Структура семьи

II . Основная часть

Занятие 1. из цикла

Беседа «Пословицы и поговорки о семье»

Пословицы и поговорки:

    Не нужен клад, когда в семье лад.

    В семье и каша гуще.

    Дерево держится корнями, а человек семьей.

    Вся семья вместе, так и душа на месте.

    Земля без воды мертва, а человек без семьи – пустоцвет.

Вопросы для проведения беседы:

    Как вы понимаете, о чем говорится в данных пословицах и поговорках?

    Какие еще пословицы и поговорки на тему семьи вы знаете?

Сообщение педагога «Основу семьи составляет любовь»

Основу семьи составляет любовь. В семье нас любят такими, какие мы есть, со всеми недостатками и особенностями, даже когда мы не правы или находимся в ссоре с кем-то из родных, эта любовь никуда не уходит, она с нами. Мы всегда можем на неё рассчитывать, можем быть в ней уверенны.

Все члены семьи соединены между собой разнообразными отношениями. Невозможно в семье оставаться отдельным и независимым островком. Семейные связи охватывают всех членов семьи таким образом, что каждый из них оказывается зависимым от другого. Очень важно, чтобы эти связи и отношения были крепкими. Отношения между членами семьи могут складываться по-разному. История знает немало примеров достаточно жесткого обращения с подростками, когда родители бросали их на произвол судьбы или отдавали в распоряжение чужим людям на подсобные работы. Сегодня такого нет, современное общество защищает права детей; охрана их интересов стала предметом заботы со стороны государства.

Вопросы для обсуждения:

Посмотрите на фотографии (рис. 2, 3) и ответьте на следующие вопросы:

    Какие качества хорошей семьи изображены на них?

    Назовите противоположные качества.


Рисунок 2.


Рисунок 3.

Вывод:

Одним из условий становления хорошей семьи являются добрые взаимоотношения. В такой семье царят понимание, уважение, поддержка, забота, ответственность. К каждому из этих слов надо добавить прилагательное «взаимное», так как всё в семье обоюдно, совместно.

В хорошей семье важно всё: то, как ведется хозяйство и как воспитываются дети, как удовлетворяются интересы всех её членов и как разрешаются конфликты. Создание такой семьи - заслуга всех её членов, и прежде всего взрослых. Ведь дети следуют уже установленным нормам отношений и соблюдают сложившиеся семейные традиции и обычаи

Задание 1. Заполните схему (рис.4), ответив на следующие вопросы:

    Какие качества должны преобладать в семье, чтобы всем было уютно находиться под крышей своего «дома»?

    Какие негативные качества лучше оставить «за порогом дома»?

Рисунок 4.

Инструкция к заданию 1.: Воспитанники из множества карточек с качествами (доброта, злоба, вежливость, грубость, трудолюбие, лень и т.д.) выбирают необходимые и прикрепляют их на домик.

Занятие 2. из цикла

Сообщение педагога «Что такое бюджет семьи. Доходы и расходы»

Задание 2. Внимательно посмотрите на картинки (рис. 5-9) и опишите их, используя следующие вопросы: Что изображено на картинке? О чем «рассказывает» картинка? Как бы вы воспользовались информацией, которую видите на картинке?


Рисунок 5. Бюджет семьи: расходы и доходы


Рисунок 6. Бюджет семьи: понятие


Рисунок 7. Виды семейного бюджета


Рисунок 8. Бюджет семьи: доходная и расходная часть семейного бюджета


Рисунок 9. Расходы семьи: личные и общие расходы

Занятие 3. (итоговое) из цикла

III . Заключительная часть.

Подведение итогов занятия. Выводы. Рефлексия:

Задание 3. Внимательно посмотрите на картинку (рис. 10) и ответьте на вопросы.


Рисунок 10.

Сообщение педагога Притча «Волшебная копейка»

Шел по дороге паренек. Смотрит - копейка лежит. «Что же, - подумал он, - и копейка - деньги!» Взял ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашел тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует - кошелек вроде бы толще стал. Заглянул в него, а там - тысяча рублей. «Странное дело! - подивился паренек. - Была одна копейка, а теперь - тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашел десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком родителей!» Смотрит, а у него уже десять тысяч рублей! «Чудеса! - обрадовался счастливчик, - А что, если бы сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме своих стариков!» Быстро раскрыл кошель, - и точно: лежат сто тысяч рублей! Тут его раздумье взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. А подарков много не стану покупать, итак расходы большие...» И вдруг чувствует, что кошель-то стал легким-прелегким! Испугался, раскрыл его, глядь - а там всего одна копейка лежит, одна-одинешенька.

Вопросы для обсуждения:

    Какая основная мораль этой притчи?

    Какие качества по отношению к своей семье проявил герой притчи?

Задание 4. Семья – единство помыслов и дел. Внимательно посмотрите на картинку (рис. 11) и ответьте на вопросы.

    Как вы понимаете выражение «семья – единство помыслов и дел»?

    Как Вы думаете, почему символом праздника семьи в России стала именно ромашка?

    Какой бы символ данного праздника предложили Вы, и почему?

Рисунок 11. Семья – единство помыслов и дел

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экономическое образование младших школьников.

Сегодня уже не нужно никому доказывать необходимость экономических знаний. Невозможно представить современного человека, который в своей жизни не сталкивался бы с проблемой рыночных отношений. Эти отношения охватили все стороны нашего общества, в том числе и семью, и школу. И чем раньше ребёнок познакомится с основными понятиями и категориями экономики, тем легче ему будет строить свою взрослую жизнь.

Если раньше экономические проблемы отодвигались от школьника, и он практически оставался в стороне от них, то сегодня это уже невозможно.

Жизнь настоятельно требует, чтобы ученик даже начальной школы имел представление о назначении денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое потребности, и каковы способы и возможности их удовлетворения, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство и каковы его источники. Школьник должен чётко понимать, во что обходится разбитое стекло, сломанная мебель, ремонт в классе и дома, нерациональный расход электроэнергии и воды.

Составным элементом экономического воспитания детей является формирование в раннем возрасте уважительного отношения к труду окружающих людей и его результатам. Экономические сведения помогут школьникам лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, транспорте, осознать значимость различных профессий, помогут понять роль и права человека в обществе, подготовить к адекватному восприятию действительности, помогут ему определить для себя сферу деятельности в будущем.

Таким образом, экономическое образование необходимо осуществлять уже с первых лет обучения в школе. В решении этой задачи особое место занимает учитель начальных классов. Надо отметить, что даже первоклассники способны проявить экономическое мышление, здоровый интерес к деньгам, осознают связь «труд- деньги- товар», распознают факт купли- продажи, имеют первичные представления о профессиях, связанных с экономической жизнью общества (кассир, продавец, менеджер, бухгалтер). Ко времени поступления в школу ребёнок имеет в активном словаре свыше 25 экономических понятий, которые связаны с трудом и его процессами. Эти первоначальные знания детей позволяют учителю выйти на более высокий уровень экономического образования, формировать экономически значимые качества личности: бережливость, умение планировать, осуществлять свой выбор, проявлять дисциплинированность, инициативность, настойчивость, последовательность.

В нашей школе преподавание в начальных классах ведётся по традиционной программе «Школа России». На сегодняшний день

экономические понятия в начальной школе включены в образовательную область «Окружающий мир», который является интегрированным курсом для четырёхлетней образовательной школы. Автор учебников- А.А.Плешаков.

Особая значимость этого курса состоит в формировании у школьника целостной картины окружающей природной и социальной среды и его места в этой среде. Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество». На данном этапе происходит ознакомление с известными экономическими понятиями, которые помогают учащимся разобраться в том, для чего люди занимаются хозяйством, как ведётся семейное хозяйство, выяснить, как связаны между собой экономика и экология. Учебный материал отобран с учётом воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно связан с естественно- научным и экологическим материалом курса и рассматривается как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.

Согласно учебной программе по этому предмету, во втором классе первое и единственное занятие «Что такое экономика» проводится в конце первого полугодия. Я считаю, что этого явно недостаточно. Поэтому в начале учебного года для занятий по внеурочной деятельности выбрала курс « Основы экономики». При составлении рабочей программы за основу была взята авторская программа курса по экономическому воспитанию младших школьников «Основы экономики в начальной школе» под редакцией И.Г.Рябовой. Эта программа рассчитана на четырёхлетний курс осуществления экономического образования детей, начиная с первого класса. Программа ориентирована на подготовку младших школьников к жизни в новых социально- экономических условиях в контексте традиционной культуры региона.

Целью программы является формирование начал экономической культуры, элементарных экономических представлений, необходимых в практической деятельности, экономически значимых качеств и экономического поведения личности. В течение четырёх лет обучения учащиеся должны получить первоначальные экономические знания и практические навыки, способные оказать влияние на процесс формирования личности ребёнка, которому предстоит жить в условиях реализации новой стратегией социально- экономического развития России и Республики Мордовия.

Реализация поставленной цели осуществляется при решении следующих задач:

Формирование у учащихся представлений об экономике, связанных с проблемой удовлетворения потребностей с учётом ограниченности возможностей;

Формирование бережного отношения к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, личным вещам, учебникам;

Воспитания бережливости, аккуратности, инициативности, ответственности за порученное дело, умения доводить начатое дело до конца, рационально использовать различные ресурсы.

При разработке и проведении занятий стараюсь опираться на те понятия и явления, с которыми дети часто встречаются в жизни. Для активности процесса воспитания и обучения использую различные методы:

рассказы, беседы, презентации, игры, моделирование и разбор различных жизненных ситуаций, изобразительную деятельность, выполнение творческих заданий, создание проектов, практические работы.

Были подготовлены проекты: «Вещи, которые нас окружают», «Профессии моих родителей», «Сколько стоит минута».

Большое место отводилось сюжетно- ролевым играм «Магазин», «Почта», «Торговый центр», «Библиотека». К детям в гости приходили сказочные персонажи: Незнайка, Кот в сапогах, Золушка, Буратино.

Использовались пословицы, поговорки, сказки.

Ребята побывали и в роли покупателей, и в роли продавцов, совершили виртуальную экскурсию в разные государства и познакомились с понятием валюта. Очень подробно была рассмотрена тема «Деньги. История возникновения денег».

Изучение экономики в раннем возрасте поможет детям развить экономическое мышление, освоить понятия, необходимые для ориентации в современном рыночном мире, приобрести элементарные навыки поведения в условиях рынка, создать основы для дальнейшего более глубокого изучения экономики в старших классах. Формируя экономическое мировоззрение отдельного ученика, его экономическую культуру, в конечном счёте, создаётся фундамент благосостояния общества в целом.


Благодаря экономическому воспитанию, ребенку будет намного легче войти во взрослую жизнь. И школа, и семья должны воспитывать в ребенке экономическую культуру, только так он сможет понять экономику и ее особенности.

Экономическое воспитание – это педагогическая работа, которая направлена на формирование у учащихся экономического сознания.

Благодаря экономическому воспитанию школьники усваивают представления и понятия о самой экономике, о развитии экономических отношений, а также о действующем экономическом механизме.

Очень важно чтобы экономическое воспитание было всеобщим, чтобы оно охватывало все социальные группы и категории населения, при этом главный акцент необходимо делать на формировании у детей научного подхода к оцениванию социальных проблем, самостоятельного мышления, развития сознания с экономическим уклоном. Все это должно в первую очередь соответствовать с экономическими законами теперешней перестройки жизни общества.

Экономическое воспитание нужно начинать еще в раннем возрасте, так как личность человека начинает формироваться уже с 6-7 лет. Организованность, рачительность, бережливость и многие другие важные качества человека необходимо воспитывать с самого раннего возраста. Следовательно, экономическое воспитание младших школьников должно быть систематическим и целенаправленным, чтобы в дальнейшем они могли понимать важность данного обучения.

Главная цель экономического воспитания – раскрытие окружающего предметного мира материальных ценностей, и обучение соответствующей форме поведения, которая поможет сохранить или приобрести эти предметные ценности.

Сегодня во много раз повысились требования к экономической грамотности для всех возрастов, и всех слоев населения. Чтобы школьник в будущем смог разбираться в сложных понятиях экономики, нужно начинать работать в данном направлении как можно раньше.

Результат экономического воспитания будет проявляться в правильном отношении ребенка к труду; в его поведении при решении вопросов расходования каких-либо ресурсов: одежды, обуви, денег, воды, электроэнергии, пищи, времени, здоровья и пр.

Школьники благодаря правильному экономическому воспитанию осознают, что зависимость благосостояния человека напрямую зависит от качества труда. Кроме того, школьники учатся распределять работу по времени, правильно измерять время и тратить его, учатся организовывать рабочее место. Дети овладевают различными приемами, которые, в итоге, во много раз повышают качество труда. Основы экономики это часть культуры, без которой в современном мире будет очень тяжело. Так, каждый ребенок должен понимать и знать эти основы, иметь определенные навыки.

Экономическое воспитание помогает школьникам осознать значение для человека природных ресурсов, и проникнуться разумным бережным отношением ко всей природе. Они получают правильные представления о том, какая может быть собственность, о карманных деньгах и их рациональном расходовании, о доходах и расходах семьи, о стоимости имущества учебного заведения, книг, расходов на ремонт школы и оборудования и пр.

Школьник в любом случае является участником экономических процессов. Он ходит вместе с родителями по магазинам, иногда самостоятельно делает покупки, это и является первичным экономическим опытом. Здесь состоит задача не в объеме экономических знаний, которые даются ребенку. В первую очередь, необходимо научить его верно распоряжаться этими знаниями.

Очень важно чтобы в экономическом воспитании участвовала не только школа, но и родители.

Обладание каким-либо «имуществом» развивает в человеке чувство ответственности, и способствует самостоятельности мышления. Именно поэтому родителям нужно соблюдать гарантии неприкосновенности собственности ребенка. Ребенок должен являться собственником своих вещей, нужно давать ему возможность распоряжаться ими самостоятельно. Это должно относиться абсолютно ко всему: деньгам, книжкам, игрушкам и пр. То есть, если ранее было оговорено, что какая-либо вещь принадлежит именно ребенку – нельзя его ругать за то, что он решил эту вещь кому-то подарить, или обменять, или он ее просто-напросто испортил. Лишь осознание последствий своих поступков может в будущем удержать ребенка от неверных шагов.

Другими словами, пусть лучше поймет, что зря подарил своему другу новый игрушечный самосвал, чем через 20 лет – что опрометчиво расстался с квартирой или автомобилем. Конечно же, при появлении какой-нибудь новой вещи, нужно попробовать найти ее «настоящего хозяина» и объяснить ребенку, что он с этой вещью может делать, как ею распоряжаться и т. д. Также можно рассказать воспоминания из своего детства, как лично берегли свои игрушки и вещи, и что из этого вышло. То есть нужно наметить перспективу «дальнейшей жизни» вещи. Благодаря этому ребенок будет готов к различным неожиданностям, с которыми он столкнется в будущем, ведь вещь может потеряться, разбиться, порваться или наоборот, сохраниться на много лет.

Ребенку необходимо постоянно объяснять, почему деньги можно потратить именно таким образом. Очень важно обсуждение покупки. Здесь возможные варианты, обсуждение соотношения стоимости и качества приобретаемой вещи, ее влияние на связь с друзьями, к примеру, купив этот диск можно будет пригласить друзей и послушать его вместе с ними. Это приучает ребенка к возможности выбора, а значит, приучает его к существующей альтернативе. Нужно советоваться с ребенком и при совместных приобретениях, особенно если они делаются для него. Польза в данном случае двойная: можно увидеть, как мыслит ребенок, что для него значит успешная покупка («как ни у кого», «как у всех», «выглядит дорого», «очень дешево», «все будут завидовать» и пр.) и получить взгляд со стороны.

Также необходимо очень четко соблюдать договоренности: отсутствие финансовых вливаний (дополнительных) , если ребенок первичной суммой распорядился нерационально; всегда нужно отдавать обещанное, в другом случае – никогда не обещать то, что он выполнить невозможно. Самая распространенная, при этом и самая страшная ошибка родителей – компенсация неправильно потраченного или утерянного ребенком. В данном случае экономическое воспитание школьников не принесет никаких плодов, так как родители не дают осознать ребенку утрату.

Также нужно в обязательном порядке определить систему поступления средств ребенку. Навыки обращения с денежными средствами формируются при непосредственном действии и его неоднократном повторении.

Система финансирования - это карманные деньги. Карманными деньгами ребенок может распоряжаться по своему усмотрению, даже, несмотря на советы и рекомендации взрослых.

Карманные деньги не должны быть способом наказания или поощрения. Это в первую очередь средство развития определенных экономических навыков, своеобразный инструмент для развития экономической культуры ребенка. Поэтому очень важно определить главные позиции системы финансирования: размер (сумма) выдаваемых средств; периодичность выдаваемых средств; что будет входить в перечень затрат; штрафы.

Лучше всего выдавать средства ребенку раз в неделю. Сумма средств должна соответствовать возрасту ребенка, то есть чем ребенок младше, тем сумма будет меньше. Исходить нужно, конечно же, из своих возможностей, но необходимо поинтересоваться у самого ребенка, какая бы его сумма устроила. Этим будут определены его запросы. Если запросы будут слишком высоки, нужно их вместе откорректировать, при этом пояснив, что выделена может быть лишь определенная сумма средств.

Перечень затрат - это то, что ребенок должен или может покупать на карманные деньги. Ребенку надо чаще напоминать, что деньги – это средство, благодаря которому можно что-то получить. (Многие дети хотят стать богатыми, это является из мечтой. Лучше, если они будут хотеть иметь деньги, чтобы… открыть школу, построить корабль, путешествовать по миру и т. д.) Нужно обязательно интересоваться, куда были потрачены карманные деньги. Однако, не стоит настаивать на полном отчете о тратах – нужно уважать тайны ребенка.

Что же касается штрафов, то данная система должна быть построена в виде деловой игры: убытки не приносят больших потерь, но все же являются неприятными. Такая игра для ребенка может послужить хорошей диагностической процедурой. Благодаря игре можно будет посмотреть, насколько ребенок готов к ответственности, насколько он самостоятелен, внимателен и справедлив к различным потребностям окружающих. Ребенок должен научиться понимать ценность денежных средств, так как в будущем все это ему очень пригодиться.

Экономическое воспитание ребенка обеспечивает правильное развитие его мышления, у ребенка формируются экономические и нравственные качества, которые необходимы для экономической деятельности ребенка. Кроме того, экономическое воспитание учит ребенка предприимчивости, бережному отношению к собственности и общественному достоянию. Благодаря участию родителей в этом направлении воспитания, ребенок с ранних лет начинает понимать суть экономической культуры, что дает ему возможность не делать «больших» ошибок.

Анализируя все написанное выше, можно сделать вывод о ролях, которые выполняет школа и семья в экономическом воспитании детей. Благодаря такому воспитанию можно вырастить здравомыслящее общество.

13.06.2012

Ох уж этот рынок, победивший Советы! Ох уж это экономическое воспитание: «В семье хомяка трое хомяков. У них есть один рубль. Составь финансовый план на неделю, если:…» и дальше следует перечисление стоимости тех или иных продуктов.

Как экономически воспитать младшего школьника и что мы подразумеваем под экономическим воспитанием младших школьников в отрыве от школы, для домашнего, так сказать, пользования?

Для того, что бы понимать, что подразумевается под «экономическим воспитанием» немного истории. Как ни странно, само понятие ввел на нашей территории еще Ленин, сформулировав задачи экономического воспитания. Бережливость, хозяйское отношение к делу, рациональное использование всех ресурсов, неуклонное улучшение планового руководства, повышение организованности, деловитости, сознательной дисциплины, всемерное развитие инициативы масс являются источником ускорения социалистического и коммунистического строительства. Э. в. направлено на решение общих задач воспитания и выступает как связующее звено между идейно-политическим, трудовым, нравственным и другими направлениями системы воспитания. Таким образом, для СССР, актуальным было такое понятие экономического воспитания- систематическое, целенаправленное воздействие с целью формирования у членов общества знаний, умений и навыков, потребностей и интересов, стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам социалистического хозяйствования, коммунистической морали. Э. в. предполагает становление каждого труженика как хозяина-коллективиста, который последовательно руководствуется в своей жизни общественными интересами, экономической политикой КПСС и Советского государства.

Многое ли изменилось? Фактически ушла только терминология, суть осталась та же, да и определения схожи. Как была экономика главенствующим понятием, так и осталась. Без экономики невозможны современные, ад и любые исторические, взаимодействия между людьми. И до тех пор, пока нам и нашим детям будет казаться, что экономические закономерности это некая мистика, эта мистика и будет управлять нашей жизнью, а не мы. Родительская задача - показать ребенку что такое экономические взаимодействия, для чего, грубо говоря, нужны деньги, что такое богатство и откуда оно берется и действительно ли оно – необходимая и неотъемлемая часть счастливой взрослой жизни.

Экономическое воспитание младших школьников в школе, то есть прицельное педагогическое воспитание, выглядит примерно следующим образом:

Подготовительный – 1 классы:
I. Деньги в семье: доходы и расходы
1. Деньги: что это такое?
2. Деньги в твоей семье.
3. Что сколько стоит?
4-5. Доходы и расходы семьи.
6-7. Мы идем в магазин

2 класс
II. Богатство и люди.
1-2. Что такое богатство?
3-4. Богатство и культура.
5-6. Как люди относятся к богатству?
7. Если б ты стал богатым?
8-9. Встреча с успешными людьми.

3 класс
III. Школьная экономика.
1-2. Экономика школьной библиотеки.
3-4. Школьная столовая: доходы и расходы.
5-6. Экономика школьной мастерской.
7-8. Учебно-опытный участок.
9-10. Стоимость коммунальных услуг.
11-12. Главный экономист школы.
13-14. Наш вклад в школьную экономику.

Как видите, довольно размыто и, главное, знания подаются в отрыве от личности ребенка, в отрыве от семьи. Допустим, ваша семья является строгими поклонниками аскетичного образа жизни и это ваш взрослый логический и эмоциональный выбор. Ребенок растет в соответствующей среде. И если вы, как родитель, хотите обеспечить ему соответствующее вашей семье духовно-нравственное воспитание, то вы должны говорить с ребенком о вопросах аскетизма и деньги, а равно с этим и экономика, предстанут в совершенно ином свете.

Расписанная на 4 года программа школьного экономического обучения младших школьников может быть освоена ребенком в течение недели, еще в первом классе и уже от вас, родителей, зависит, будет ли ребенок и дальше познавать этот мир с интересом и станет ли он образованным, в том числе, экономически, или будет иметь представления об экономике на уровне «нашего вклада в экономику библиотеки школы».

Как сформировать и научить? Только разговорами, объяснениями и играми. Ну и, конечно же, собственным пониманием минимальных азов экономической теории. Начните, как говорится, с себя и не игнорируйте желания ребенка учиться и познавать мир.


Александра Постышева

01.06.2012 Духовно-нравственное воспитание младших школьников
Казалось бы – такое простое, интуитивно ясное понятие: духовно-нравственное воспитание. Однако у каждого, кто задумается над этим, возникнет закономерный вопрос: всё же, что именно такое, это духовно-нравственное воспитание младших школьников. Это о чём? О православии?

Экономическое воспитание направлено на развитие у людей таких качеств, как бережливость, рачительность, дисциплинированность, деловитость, а также чувства коллективизма, потребности практического участия в экономической деятельности, предприимчивости, сознательного, творческого отношения к труду, разумных личных потребностей. При этом экономическое воспитание не тождественно трудовому, поскольку оно не ограничивается сферой трудовой деятельности, а проникает в различные сферы непроизводственной деятельности: сферу потребления, обмена и распределения (покупка предметов в магазине, обращение с вещами, взаимоотношения по поводу собственности и денег и т.п.).

Значимость экономического воспитания для детей данного возраста объясняется следующим. Основные категории экономики как науки – ограниченность ресурсов и удовлетворение разнообразных потребностей – неизбежно актуализируют умения выбора, которые носят обобщенный характер, переносятся на другие сферы деятельности. Кроме того, психологами подтверждено, что возраст 5–8 лет является сенситивным для присвоения экономических моделей поведения: рациональной, стяжательской, потребительской, контрактной и др.

Результат экономического воспитания подразумевает сформированные экономически значимые качества личности, ценностные ориентации, положительные мотивы, находящие отражение в процессе практической деятельности, учении, игре при выборе способов достижения поставленных целей. Кроме того, это ряд умений и навыков, экономические интересы, потребности.

Следует воспитывать экономически осознанное отношение к труду и его результатам; развивать стремления к повышению трудовых доходов, к улучшению качества жизни; ориентировать на рационализацию труда и повышение его социально-экономической эффективности; способствовать нравственному выбору в ситуациях, связанных с экономической деятельностью.

Экономически значимые качества личности традиционно включают трудолюбие, деловитость, бережливость, расчетливость, экономность и предприимчивость как наиболее общие. Наряду с положительными экономически значимыми качествами, выделяются и отрицательные: скупость, расточительность, эгоизм, иждивенчество, рвачество. Некоторые исследователи добавляют к вышеперечисленным еще ряд качеств, регулирующих деловые и личностные отношения в хозяйственной сфере жизни людей и при этом основанных на моральных критериях, принятых в обществе: честность, инициативность, энтузиазм, надежность, ответственность, самостоятельность, коммуникабельность, экономность, предприимчивость, расчетливость, деловитость, настойчивость. Систему таких качеств называют нравственно-экономическими, они обусловлены потребностями общества в гармоничном сочетании прагматических и этических основ экономической деятельности.

Выделяются также так называемые качества предпринимателя, к которым, помимо вышеназванных, относятся: готовность к риску, гибкость, уверенность в себе, дружелюбное и уважительное отношение к людям и т.п., а также способность устанавливать социальные и деловые связи, стремление к максимальной результативности, творчество и т.д.

Под трудолюбием понимается форма выражения личностью своего положительного отношения к труду. Оно проявляется в желании добросовестно трудиться и переходит в сферу осознания социальной и нравственной ценности труда, глубокого понимания его необходимости.

Предприимчивость рассматривается как проявление трудовой, общественной активности, выражающейся в находчивости, изобретательности, инициативности, практичности, самостоятельности принятия решений и ответственности за их выполнение, выработке идей, предусматривающих получение прибыли или выгоды.

Деловитость определяется как совокупность творческих, исполнительских и организаторских качеств, посредством которых личность оптимально самореализуется в трудовой деятельности.

Расчетливость предусматривает рациональное распределение, оценку и использование различных видов ресурсов,

выявление резервов для осуществления намеченной цели деятельности.

Бережливость – качество личности, проявляющееся в стремлении сохранить продукты труда и природные ресурсы, продлить срок их службы.

Экономность – качество личности, обеспечивающее рациональное использование всех видов ресурсов с пользой и выгодой, уменьшение издержек, расходов, затрат, снижение потерь. Экономность проявляется в использовании ресурсосберегающих технологий, рачительном ведении хозяйства, высокой организации труда.

Существуют определенные закономерности экономического воспитания младшего школьника. Первые экономические понятия , которыми начинает оперировать маленький ребенок, помимо понятия "деньги", это "собственность", "выгода". Ко времени поступления в школу российский ребенок имеет в активном словаре свыше 25 экономических понятий, которые, помимо названных, в основном связаны с трудом и его процессами. Это различные предметы и результаты труда, материалы, товар. Дети знакомы с такими словами, как "цена", "стоимость". Понятны для детей и операции с ними: покупать, продавать, дороже-дешевле, выиграл-проиграл, обменял и т.п.

В начальной школе у ребенка возникают первые представления о взаимозависимости экономических категорий. Дети начинают осознавать зависимость между вложенным трудом и заработной платой, между образованием и престижной профессией и т.п.

Существенно изменяется отношение к собственности с возрастом ребенка. Для объяснения представлений детей о собственности, о справедливости наказания за воровство чаще всего зарубежные исследователи используют теорию морального развития Л. Колберга. Дети 7–8 лет, в соответствии с этой теорией, выражают скорее физическое, чем психологическое отношение к вещам. Считается, что форма владения и удовольствие от личного обладания вещью менее значимы, чем удовлетворение своего желания получить эту вещь, поэтому в плане наказания 7–8-летние дети ограничиваются тем, чтобы просто отнять вещь и вернуть се владельцу. В 9–10 лет ребенок осознает право собственности, которое ставит выше чьего-то интереса. Поэтому у него существует представление о более строгом наказании за воровство.

При этом психологами доказано, что именно в этот период ребенок принимает на будущее определенную психологическую ориентацию ("лидерство", "стяжательство", "индивидуализм" и др.). В зависимости от того, какую этическую направленность будет иметь избранный ребенком психологический образ, позднее будет определяться и тип его экономического поведения.

К началу школьного возраста у детей отмечается значительный интерес к явлениям социально-экономической действительности, к участию в экономической деятельности. В 6–7 лет ребенок преисполнен трудового энтузиазма, особенно его привлекает совместный труд в семье. Основные формы участия детей этого возраста в экономической деятельности: хозяйственно-трудовая деятельность детей в семье; личный опыт обращения детей с деньгами; практическое участие детей в экономической деятельности по самостоятельному зарабатыванию денег.

Семья – это то сообщество, в котором ребенок впервые становится участником экономической жизни, что связано, прежде всего, с покупкой продуктов и вещей; ухаживанием за домашними животными и младшими детьми; планированием и организацией своего труда; выполнением постоянных домашних поручений и т.п. Кроме того, дети в различной степени участвуют в распределении семейного бюджета, приучаются к саморегуляции потребностей, осведомлены о наличии собственности, об источниках доходов семьи. В семье осуществляется систематическое целенаправленное воздействие на детей, она всем жизненным укладом формирует (или не формирует!) у них рачительное, хозяйское отношение к личному и общественному достоянию, уважение к труду во всех его проявлениях, добросовестность в хозяйственно-бытовых и посильных общественнополезных работах. Содержание экономического воспитания в семье включает рациональную организацию хозяйственно-бытовой деятельности, бережное отношение к продуктам питания, вещам, времени, участие в распределении денежных средств, стимулирование разумных потребностей, развитие взаимопомощи.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх