Новый год начинается с 1 января. Новый Год: история праздника. Самый древний праздник

), а также у болгар , греков и исландцев (у последних практически отсутствуют фамилии). Адаптация русскими имён других народов обычно сопровождается теми или иными фонетическими изменениями, а нередко и появлением отчества.

Имена, отчества и прозвища были известны с древнейших времён. При этом древние источники не всегда помогают чётко разграничить дохристианские имена (даваемые с рождения) и прозвища (приобретаемые в более позднем возрасте). Фамилии появились на Руси довольно поздно и, как правило, они образовывались из имён и прозвищ предков . Первыми в XIV-XV вв. приобрели фамилии князья и бояре. Впрочем, и в XVI веке наследование некняжеских боярских фамилий было весьма неустойчивым. Потом стали приобретать фамилии купцы и духовенство. В середине XIX века , особенно после отмены крепостного права в г., формируются фамилии крестьян. Процесс приобретения фамилий, в основном, завершился к 30-м годам XX века .

Именная формула

Состав

Существуют следующие традиционно используемые компоненты русского антропонима, из которых могут складываться различные модели именования человека:

  • Имя - личное имя , даваемое при рождении, обычно одно, но в древности могло даваться и несколько имён. Уменьшительное (гипокористическое) имя - неофициальная форма имени, образуемая от личного при помощи тех или иных суффиксов или усечения (Мария - Маша - Машка - Маня - Муся и т. п., Александр - Саша - Сашка - Шура - Саня - Шурик - Санёк; Николай - Коля - Колюсик - Колян и т. п.). В новое время подобные образования, граничащие с прозвищами, производятся и от фамилий (Кислов - Кислый, Панов - Пан), что представляет собой процесс, исторически обратный образованию фамилий.
  • Отчество - патроним , указание на имя отца. Имеет окончание -(в)ич, -(в)на; в древности также -ов, -ин аналогично современным фамилиям (в болгарском языке это сохранилось).
  • Фамилия - наследуется из поколения в поколение по мужской линии (или по женской). Обычно исконная русская фамилия заканчивается на -ов/-ев/-ёв (от основ второго склонения: Петров, Конев, Журавлёв) или -ин/-ын (от основ первого склонения: Фомин, Синицын); -ский/-цкий (Рождественский, Высоцкий); -ой (Толстой, Яровой, Лановой); реже -их/-х (Русских, Петровых); менее характерны для русских (в отличие от других восточных славян) фамилии с нулевым окончанием (Бобёр, Воробей и т. п.).
  • Прозвище - индивидуальное наименование, которое даётся не при рождении и связано с теми или иными характерными особенностями или событиями. Для древних времён характерно весьма устойчивое и почти официальное употребление многих прозвищ (например, Иван Калита , Василий Есифович Нос - новгородский посадник), но и сейчас прозвища неформально широко используются, особенно в молодёжных социальных группах, где могут выступать как фактически основное средство номинации человека.

Модели

В наиболее полной форме (ФИО) русское имя, как и полные имена других народов , не употребляется в устной речи, а используется в официальных документах. В России для её граждан (не только этнических русских) эти три элемента антропонима в обязательном порядке указываются в официальных документах. Для резидентов не указывается отчество (при отсутствии такового), а в графе имя указывается как личное, так и среднее имя . В большинстве случаев используют двухкомпонентную модель . Разные формы показывают разную степень уважения при общении:

Предыдущие варианты относятся к знакомым людям (за исключением псевдонимов, например, Дима Билан, Наташа Королёва ). Следующие чаще используются, когда речь идет о третьих лицах:

  • имя + прозвище + фамилия - американский вариант, популяризирован шоу Камеди-клаб и способом написания ника В Контакте (Тимур Каштан Батрудинов, Дмитрий Гоблин Пучков )
  • имя + отчество + фамилия - уважительно называет человека, о котором не говорилось ранее (например, представляет его перед аудиторией) (Александр Исаевич Солженицын, Сергей Юрьевич Беляков )
  • фамилия + имя + отчество - аналогично предыдущему варианту, но звучит более официально и используется в основном в официальных документах и алфавитных списках (например, телефонных справочниках или энциклопедиях)

Личное имя

Имя, которое присваивается человеку при рождении и под которым он известен в обществе. В древней Руси различались канонические и неканонические имена.

В дохристианскую эпоху, то есть почти до конца X века , в среде восточных славян (предков современных русских, украинцев и белорусов) использовались только личные имена, которые давались детям при рождении.

Правильному именованию придавалось большое значение. Неправильное или в унизительной форме написание «чьего-либо имени или прозвища» могло повлечь обвинение в нанесении «бесчестья». В 1675 году царским указом было разъяснено, что ошибка в правописании имён по незнанию «природы тех народов, в которых кто родился», не является преступлением, а потому «судов в том не давать и не разыскивать» , однако наказания провинившимся не удавалось избегать: за это их подвергали «торговой казни».

Отчество

Отчество в составе именной формулы выполняло тройную функцию: дополняло имя, отличая его обладателя (в дополнение к фамилии) от тёзки, проясняло родство в кругу семьи (отец - сын) и выражало почтение (форма вежливости).

Имя-отчество возникло как знак уважения, почитания достойного; сначала по отношению к князьям (в летописях с XI века), затем к именитым боярам , дворянам , а при Петре I - и отличившимся купцам . В XIX веке представители высших слоёв общества обзавелись формой на -вич . Отчества на «ев», «ов», «ин» - получали купцы, на «ец» - младший в семье. Наряду с этим встречаются записи типа: «пушкарь Тимошка Кузьмин сын Стрелкин», «посиделец Ивашка Григорьев», «гулящей Тимошка Иванов»; где формы Григорьев и Иванов - ещё не фамилии (т. н. полуотчества).

Отчества, образованные как от русских, так и от нерусских имён, встречались в древнейших русских письменных памятниках - ср. Бурчевич". При многочисленных переписях населения требовалось записать всех «по именем с отцы и прозвищи».

Исторически сложилось, что отчество разделилось на несколько разрядов. Холопы вообще его не имели. Просто знатные люди получали полуотчество: «Пётр Осипов Васильев». Что же касается отчества на -ич, то оно стало как бы знаком того, что человек, его носящий, принадлежал к сословной, аристократической верхушке. Таким образом -ич выделился из отчества, перестал быть суффиксом в полной мере и начал употребляться самостоятельно, превратившись в особый термин привилегированности, родовитости лиц или сословий. -ич стал восприниматься как титул, как указывающие на родовитость слова «де» (во французском языке), «фон» (в немецком), «ван» (в голландском). В соответствии с таким положением -вичем можно было награждать, что и делали русские цари.

Начиная с правления Петра I - графа «Отчество» становится обязательной во всех документах .

Однако формы отчества на -ов/-ев в XIX веке употреблялись лишь в канцелярской речи, в официальных документах. В неофициальных же ситуациях, в быту, русские люди именовали друг друга и по именам и отчествам в такой форме, которая привычна нам теперь: величание на -ович, -евич, -овна, -евна, -ыч, -ич, -инична не ограничивалось. Иногда оно использовалось даже вместо имени (как иногда и сейчас), когда говорящий хотел подчеркнуть особое уважение к человеку, выказать оттенок расположения, любви.

Архаичной чертой, сохраняющейся поныне, являются отчества, образованные непосредственным прибавлением суффикса -ыч/-ич (Силыч , Титыч т. п.). Эта же форма присутствует в разговорном упрощённом варианте (Николаич , Михалыч ). Аналогично в разговорном варианте могут упрощать женские отчества: Николавна , Иванна (Марь Иванна ).

Фамилия

Русские фамилии - наследуемые официальные наименования, указывающие на принадлежность человека к определённому роду .

Фамилия, несомненно, являлась главной составляющей именной формулы, поскольку служила, в частности, более чёткому осознанию родовой принадлежности, её выражением. Как правило, русские фамилии были одинарными и передавались только по мужской линии (хотя были исключения).

Фамилии обычно образовывались с помощью суффиксов от собственных и нарицательных имён, причём большинство - от притяжательных прилагательных с суффиксами -ов (-ев, -ёв), -ин (Иван - Иванов , Сергей - Сергеев , Кузьма - Кузьмин и т. п.).

На Руси фамилии образовывались от имени предка и отчества (Иванов, Петров); от места или от эпитета по месту жительства предка (Задорожный , Заречный ); от названия города или местности, из которой происходил человек (Москвитин , Тверитин , Пермитин ); от рода занятий или должности предка (Сапожников , Лаптев , Приказчиков , Бондарев ); от порядка рождения предка (Дружинин , Третьяков , Шестаков ); от этнического происхождения предка (Хохлов , Литвинов , Поляков , Татаринов , Москалёв ). Чаще всего фамилии в своём основании имели кличку или отчество какого-либо члена рода, чем-нибудь отличившегося, переехавшего в другую местность, ставшего владельцем имения или главой особенно большого семейства.

В различных общественных слоях фамилии появились в разное время. Первыми в XIV-XV веках приобрели фамилии князья и бояре. Обычно они давались по названиям их вотчинных владений: Тверской , Звенигородский , Вяземский . Среди них немало фамилий иностранного, особенно восточного происхождения, поскольку многие дворяне прибывали на службу к царю из чужих земель. Способы образования дворянских фамилий (фамилий древних дворянских родов и родов, выслуживших дворянство чинами после введения Табели о рангах) были многообразными. Небольшую группу составляли фамилии древних княжеских родов, происходивших от названий их княжений. До конца XIX века из числа таких родов, ведших своё происхождение от Рюрика , сохранилось пять: Мосальские , Елецкие , Звенигородские , Ростовские (последние обычно имели двойные фамилии) и Вяземские . От названия вотчин произошли фамилии Барятинских , Белосельских , Волконских , Оболенских , Прозоровских , Ухтомских и некоторых других.

В XVIII-XIX веках фамилии стали появляться у служивых и торговых людей. В них часто отражались географические понятия по факту рождения. Духовенство стало приобретать фамилии лишь с середины XVIII века, обычно образуемые от названий приходов (Преображенский , Никольский , Покровский и т. п.).

Тем не менее, и в настоящий момент люди могут получить полуофициальное прозвище, либо придумать его себе сами.

Иногда прозвище и в наши дни используется официально, становясь фамилией (например, Александр Панкратов-Белый и Александр Панкратов-Чёрный).

См. также

Литература

  • Бондалетов В. Д. Русский именник, его состав, статистическая структура и особенности изменения (мужские и женские имена) / В. Д. Бондалетов // Ономастика и норма. - М. : Наука, 1976. - С. 12-46.
  • Ю. А. Рылов. Романская и русская антропонимика
  • Н. И. Шейко. Русские имена и фамилии
  • В. П. Берков. 2005. Русские имена, отчества и фамилии. Правила употребления.
  • Н. И. Формановская. Социокультурное пространство русского личного имени и современные средства массовой информации.
  • Н. М. Тупиков . // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Н. М. Тупиков. Словарь древнерусских собственных имен. - СПб, 1903.
  • А. В. Суперанская. Словарь русских имён.
  • М. Морошкин. Славянский именослов или собрание славянских личных имен в алфавитном порядке. - СПб., 1867.
  • Б. О. Унбегаун. Русские фамилии / Пер. с англ. / Общ. ред. Б. А. Успенского. - М., 1989; 2-е изд. 1995; то же: Unbegaun B. O. Russian surnames. Oxford, 1972.

Отчество является характерной чертой, отличающей русскую систему антропонимики от большинства современных европейских: в Европе оно представлено лишь у других восточных славян (белорусов и украинцев), а также у болгар и исландцев (у последних практически отсутствуют фамилии). Адаптация русскими имён других народов обычно сопровождается теми или иными фонетическими изменениями, а нередко и появлением отчества.

Имена, отчества и прозвища были известны с древнейших времён. При этом древние источники не всегда помогают чётко разграничить дохристианские имена (даваемые с рождения) и прозвища (приобретаемые в более позднем возрасте). Фамилии появились на Руси довольно поздно и, как правило, они образовывались из имён и прозвищ предков . Первыми в XIV-XV вв. приобрели фамилии князья и бояре. Впрочем, и в XVI в. наследование некняжеских боярских фамилий было весьма неустойчивым. Потом стали приобретать фамилии купцы и духовенство. В середине XIX в. , особенно после отмены крепостного права в г., формируются фамилии крестьян. Процесс приобретения фамилий, в основном, завершился к 30-м годам XX века .

Именная формула

Состав

Существует следующие традиционно используемые компоненты русского антропонима, из которых могут складываться различные модели именования человека:

  • Имя - личное имя, даваемое при рождении, обычно одно, но в древности могло даваться и несколько имён. Уменьшительное (гипокористическое) имя - неофициальная форма имени, образуемая от личного при помощи тех или иных суффиксов или усечения (Мария - Маша - Машка - Маня - Муся и т. п., Александр - Саша - Сашура - Шура - Саня - Шурик - Искандер; Николай - Коля - Колюсик - Ника и т. п.). В новое время подобные образования, граничащие с прозвищами, производятся и от фамилий (Кислов - Кислый, Панов - Пан), что представляет собой процесс, исторически обратный образованию фамилий.
  • Отчество - патроним, указание на имя отца. Имеет окончание -(в)ич, -(в)на; в древности также -ов, -ин аналогично современным фамилиям (в болгарском языке это сохранилось).
  • Фамилия - наследуется из поколения в поколение по мужской линии. Обычно исконная русская фамилия заканчивается на -ов/-ев (от основ второго склонения: Петров, Конев) или -ин (от основ первого склонения: Фомин, Кошкин); реже -ий/-ой (Рождественский, Садовской); -ых (Петровых); менее характерны для русских (в отличие от других восточных славян) фамилии с нулевым окончанием (Бобёр, Воробей и т. п.).
  • Прозвище - индивидуальное наименование, которое даётся не при рождении и связано с теми или иными характерными особенностями или событиями. Для древних времён характерно весьма устойчивое и почти официальное употребление многих прозвищ (например, Иван Калита, Василий Есифович Нос - новгородский посадник), но и сейчас прозвища неформально широко используются, особенно в молодёжных социальных группах, где могут выступать как фактически основное средство номинации человека.

Модели

В наиболее полной форме русское имя, как и полные имена других народов , чаще используется в официальных документах и гораздо реже - в других ситуациях. В России для её граждан (не только этнических русских) эти три элемента антропонима в обязательном порядке указываются в официальных документах.

Наибольшее распространение получила двухкомпонентная модель именования . Это может быть:

  • имя + отчество - чаще используется по отношению к взрослым и пожилым людям или при подчеркнуто уважительном обращении к человеку (Владимир Владимирович, Алла Борисовна ).
  • имя + фамилия - стереотипная форма при упоминании человека в третьем лице (Василий Кудрявцев или Вася Кудрявцев, Татьяна Смирнова или Таня Смирнова ).
  • имя + прозвище - чаще неформальное именование человека (Ольга Рыжая, Жора Хомяк ).

При неформальном общении и в семье часто также используется просто личное имя , без каких-либо дополнений, либо уменьшительное имя (гипокористика). Обращение же только по отчеству является просторечным (при этом отчество обычно произносится в намеренно упрощенной форме: Михалыч , Саныч и т.п.). Обращение только по фамилии распространено в школах, учебных заведениях (обращение обучающих к учащимся) и военизированных организациях и часто не является приятным для владельца фамилии. Также используется как способ переклички.

Личное имя

Имя, которое присваивается человеку при рождении и под которым он известен в обществе. В древней Руси различались канонические и неканонические имена.

В дохристианскую эпоху, то есть почти до конца X в. , в среде восточных славян (предков современных русских, украинцев и белорусов) использовались только личные имена, которые давались детям при рождении.

Отчество

Отчество в составе именной формулы выполняло тройную функцию: дополняло имя, отличая его обладателя (в дополнение к фамилии) от тёзки, проясняло родство в кругу семьи (отец - сын) и выражало почтение (форма вежливости).

Имя-отчество возникло как знак уважения, почитания достойного, сначала по отношению к князьям (летописи XI в.) - боярин князь Юрий Алексеевич Долгоруков , затем к именитым боярам, дворянам, а при Петре I и отличившимся купцам; в XIX в. представители высших слоёв общества обзавелись формой на -вич . Отчество на «ев», «ов», «ин» - получали купцы, на «ец» - младший в семье. Наряду с этим встречаются записи: пушкарь Тимошка Кузьмин сын Стрелкин, посиделец Ивашка Григорьев , гулящей Тимошка Иванов. Формы типа Григорьев, Иванов - ещё не фамилии. Их иногда называют «полуотчествами», поскольку это не Григорьевич и не Иванович. Бедные, как правило, не имели отчеств.

Отчества, образованные как от русских, так и от нерусских имён, встречались в древнейших русских письменных памятниках - ср. Бурчевич, Берендеич (от тюркского родового имени Бурчи и от племенного названия берендеи). При многочисленных переписях населения требовалось записать всех «по именем с отцы и прозвищи».

Исторически сложилось, что отчество разделилось как бы на несколько разрядов. Холопы вообще его не имели. Просто знатные люди получали полуотчество: Пётр Осипов Васильев. Что же касается отчества на -ич, то оно стало как бы знаком того, что человек его носящий, принадлежит к сословной, аристократической верхушке. Таким образом -ич выделился из отчества, перестал быть суффиксом в полной мере и начал употребляться самостоятельно, превратившись в особый термин привилегированности, родовитости лиц или сословий. -ич стал восприниматься как титул, как указывающие на родовитость слова «де» (во французском языке), «фон» (в немецком), «Ван» (в голландском). В соответствии с таким положением -вичем можно было награждать, что и делали русские цари.

Однако, формы отчества на -ов/-ев в XIX в. употреблялись лишь в канцелярской речи, в официальных документах. В неофициальных же ситуациях, в быту, русские люди именовали друг друга и по именам и отчествам в такой форме, которая привычна нам теперь: величание на -ович, -евич, -овна, -евна, -ич, -инична не ограничивалось. Иногда оно использовалось даже вместо имени (как иногда и сейчас), когда говорящий хотел подчеркнуть особое уважение к человеку, выказать оттенок расположения, любви.

Фамилия

Русские фамилии - это наследуемые официальные наименования, указывающие на принадлежность человека к определённому роду .

Фамилия, несомненно, являлась главной составляющей именной формулы, поскольку служила, в частности, более чёткому осознанию родовой принадлежности, её выражением. Как правило, русские фамилии были одинарными и передавались только по мужской линии (хотя были исключения).

Фамилии обычно образовывались с помощью суффиксов от собственных и нарицательных имён, причём большинство - от притяжательных прилагательных с суффиксами -ов (-ев), -ин (Иван - Иванов , Сергей - Сергеев , Кузьма - Кузьмин и т. п.).

На Руси фамилии образовывались от имени предка и отчества (Иванов , Петров); от места или от эпитета по месту жительства предка (Задорожный , Заречный); от названия города или местности, из которой происходил человек (Москвитин , Тверитин, Пермитин); от профессии, должности предка (Сапожников , Лаптев , Приказчиков, Бондарь); от порядка рождения предка (Третьяк , Шестак); от этнического происхождения предка (Хохлов , Литвинов , Поляков , Татаринов , Москалёв). Чаще фамилии в своём основании имели кличку или отчество какого-либо члена рода, чем-нибудь отличившегося, переехавшего в другую местность, ставшего владельцем имения или главой особенно большого семейства.

В различных общественных слоях фамилии появились в разное время. Первыми в XIV-XV вв. приобрели фамилии князья и бояре. Обычно они давались по названиям их вотчинных владений: Тверской , Звенигородский , Вяземский . Среди них немало фамилий иностранного, особенно восточного происхождения, поскольку многие дворяне прибывали на службу к царю из чужих земель. Способы образования дворянских фамилий (фамилий древних дворянских родов и родов, выслуживших дворянство чинами после введения Табели о рангах) были многообразными. Небольшую группу составляли фамилии древних княжеских родов, происходивших от названий их княжений. До конца XIX в. из числа таких родов, ведших своё происхождение от Рюрика , сохранилось пять: Мосальские , Елецкие , Звенигородские , Ростовские (последние обычно имели двойные фамилии) и Вяземские . От названия вотчин произошли фамилии Барятинских, Белосельских, Волконских, Оболенских, Прозоровских, Ухтомских и некоторых других.

В XVIII-XIX вв. стали появляться фамилии у служивых и торговых людей. В них часто отражались географические понятия по факту рождения. Духовенство стало приобретать фамилии лишь с середины XVIII в., обычно образуемые от названий приходов (Преображенский , Никольский , Покровский и т. п.).

В середине XIX в., особенно после отмены крепостного права в 1861 г., формируются фамилии крестьян (от фамилий помещиков, названий населённых пунктов, прозвищ, отчеств), а у некоторых они появились только в 30-е годы XX века.

Прозвище

Прозвища, в отличие от имён, всегда отражают не желательные, а реальные свойства и качества, территориальное или этническое происхождение, место проживания их носителей и обозначают, таким образом, особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих. Прозвища давались людям в разные периоды их жизни и обычно были известны довольно ограниченному кругу людей.

Не следует путать прозвища и языческие древнерусские имена. Но далеко не всегда между ними проходит четкое различие. Это связано, в частности, с обычаем давать детям имена, образованные от этнонимов , названий животных, растений, тканей и других предметов, «защитные» имена. Судя по всему, именно о таких прозваниях писал в начале XVII в. английский путешественник Ричард Джемс в своем словаре-дневнике:

Тем не менее, и в настоящий момент люди могут получить полуофициальное прозвище, либо придумать его себе сами.

Иногда произвище и в наши дни используется официально, например Александр Панкратов-Белый и Александр Панкратов-Чёрный .

Литература

  • Ю. А. Рылов Романская и русская антропонимика
  • Н. И. Шейко Русские имена и фамилии
  • В. П. Берков 2005. Русские имена, отчества и фамилии. Правила употребления.
  • Н. И. Формановская Социокультурное пространство русского личного имени и современные средства массовой информации
  • Н. М. Тупиков Словарь древнерусских собственных имен. СПб, 1903.
  • А. В. Суперанская Словарь русских имен
  • М. Морошкин Славянский именослов или собрание славянских личных имен в алфавитном пордке. СПб., 1867.
  • Б. О. Унбегаун Русские фамилии / Пер. с англ. / Общ. ред. Б. А. Успенского. М., 1989; 2-е изд. 1995; то же: Unbegaun B.O. Russian surnames. Oxford, 1972.

Сноски

Ссылки

  • Тупиков Н.М. Словарь древнерусских личных собственных имен. - М.: Русский путь , 2004.
  • Женские имена, мужские имена. Полный Православный календарь.

Wikimedia Foundation . 2010 .

От Masterweb

30.06.2018 22:00

Многие уверены, что имена Николай, Анна, Петр, Александр, Дмитрий древнерусские. Но изучение истоков русской истории может привести к совершенно неожиданным открытиям – наши давние предки, древние славяне, носили совершенно другие имена. С принятием христианства многие исторические этнические имена были утрачены. Их вытеснили греческие, латинские и еврейские именования. Например, имя Павел – латинского происхождения, Екатерина – греческого, Мария – еврейского. Но некоторые русские имена остались в обращении, обрели вторую жизнь с возвращением моды на славянские наречения. Итак, какие имена исконно русские? Что они из себя представляют? Что означают? Какова их история?

Радостный смысл

Большую часть исконно русских имен можно узнать по трем главным признакам.

  1. Во-первых, их значение можно понять и сегодня. Например, Богдан – Богом данный.
  2. Во-вторых, большинство имен наших предков имели светлый, радостный, добрый смысл. Они верили, что имя способно определись судьбу человека, поэтому выбирали для младенцев счастливые наречения. Например, Любомир – тот, кто любит мир.
  3. В-третьих, большинство имен славянского происхождения, состояли из двух корней-основ. Например, Людмила, Мирослава, Добронрав.

Эти три основные признака, по которым можно отличить славянские имена от иностранных.

«Свет», «слав», «яр»

Некоторые славянские имена имеют в составе основу «яр». Происходит она от имени древнерусского бога солнца - Ярило, который олицетворял у древних славян жизнь, радость, процветание.

Наши далекие предки были уверены, что появление частички имени бога в имени ребенка принесет ему удачу, радость и счастливую судьбу. Сегодня такие имена снова очень популярные. Например, Ярослав последние 10 лет не покидает тридцатку самых популярных имен в нашей стране.

Тоже самое касается и имени Владислав. Это древнее славянское наречение. Многие имена на Руси имели в составе корень «слав», например, Святослав, Мирослава. Присутствие этого корня в слове должно было обеспечить ребенка известностью и славой.

У многих исконно русских имен еще одним распространенным корнем является «свет», Например, Светополк, Светослава, Светогор, Светлана. Корень означает жизнь, процветание, перерождение.


«Мир», «Бог», «Люб» и «Мил»

Многие русские славянские имена имели в своей основе слово «бог» или «бож». Вероятнее всего, наши далекие предки называли так своих деток в надежде, что Бог будет всегда рядом с ними, будет их оберегать.

Например, Богумил, Боголюб, Божедар, Божен. К этой же группе имен относится имя Богдан, которое в настоящее время очень популярное.

Не обходились славяне и без доброго и светлого слова «мир», с помощью него образовывались исконно русские мужские имена: Яромир, Добромир, Велимир и другие.

Забытые имена

На Руси, согласно традиции, когда малыш появлялся на свет ему имя не давали. Его называли каким-либо прозвищем: Дурак, Заяц, Лиса, Пятак, Мальчик и так далее. Со временем, когда ребенок проявлял свой характер, его нарекали соответствующим и подходящим ему именем.


Достаточно распространенным явлением было то, что детей называли именами животных или растений: Трава, Заяц, Волк, Береза, Липа. В некоторых семьях деток нарекали по порядку: Первой, Третьяк, Семак, Девятко.

Как известно, все исконно русские имена в далеком прошлом были пронизаны чертами древнего язычества и верой людей в силы судьбы и природы. Именно язычество подарило жизнь многим именам, которые были посвящены древним славянским богам: Яромил, Лада, Велеслав, Ярослав. Конечно, большинство этих имен в настоящее время канули в Лету и являются забытыми. Например, Вышан, Истр, Звенец, Дорож, Храбр и другие.

История русских имен

Язычество уступило место христианству и в Древнюю Русь пришли новые имена: скандинавские, латинские, греческие, еврейские.

Например, великий Киевский князь Владимир после крещения стал Василием. Это имя многие из нас считают исконно русским мужским именем, однако оно пришло к нам из Византии.

С насаждением христианской религии и подавлением язычества в славянскую культуру пришли имена, которые имели глубокое значение: Елена (светлая), Георгий (земледелец), Виктор (победитель), Татьяна (устроительница), Алексей (защитник), Никита (победитель), Евгений (благородный), Софья (мудрая), Андрей (мужественный).


Так, привычные для нашего слуха русские имена Петр, Татьяна, Николай, Александр, Юлия не являются исконно русскими, они привнесены в нашу культуру из других языков.

Некоторые древние славянские имена были овеяны православной традицией и давались ребенку при крещении, так им было даровано второе рождение, и они не канули в Лету: Ярополк, Ярослав, Любовь, Святослав, Людмила. Следует отметить, что они являются очень популярными и в наши дни.

Все исконно русские именования, которые зародились в славянской культуре, имеют доброе значение, понятны нам и в настоящее время:

  • Владимир – тот, кто владеет миром;
  • Святослав – обладающий священной славой;
  • Людмила – милая всем людям;
  • Ярослав – славящий Ярилу (славянский бог Солнца);
  • Всеволод – владеющий всем;
  • Злата – золотая.

Список исконно русских имен


Многие современные родители обращаются к истокам русской, точнее, славянской культуры, вспоминая интересные, благозвучные и чудесные имена. Родители нарекают детей старинными славянскими именами, которые наполнены глубоким смыслом и значением. Вот, например, список славянских мужских имен, которые популярны и в наши дни: Борислав, Бранислав, Велислав, Владимир, Владислав, Всеволод, Всеслав, Добромир, Добромил, Иван, Игорь, Любомир, Милослав, Мирослав, Млад, Мстислав, Олег, Радослав, Ростислав, Рус, Светозар, Святослав, Станислав, Ярослав.

Исконно русские женские имена: Благослава, Бранислава, Варвара, Велислава, Вера, Влада, Владислава, Власта, Вячеслава, Дарина, Добромила, Доброслава, Забава, Зарина, Купава, Лада, Леля, Любовь, Звенислава, Злата, Людмила, Марья, Милослава, Мирослава, Млада, Мстислава, Надежда, Рада, Радослава, Росава, Ростислава, Светлана, Снежана, Станислава, Ярослава.

Вместо заключения

Из-за сложных исторических процессов в настоящее время сложно дать точное определение, что такое «исконно русские имена». Мы многие именования считаем русскими, но они не являются таковыми, так как пришли к нам вместе с христианством.

История имен, как и история страны, началась гораздо раньше. В те давние времена имя человека было приметой, его характеристикой и оберегом. Оно могло многое поведать об обладателе, характеризуя его статус, уровень положения в обществе, черты характера, его внешние характеристики и даже род занятий. Вероятнее всего, имена наших предков воспринимались бы в наше время как прозвища. Они непривычные для нашего слуха. Например, Черныш, Храбр, Кудряш, Досада, Прекраса, Мороз, Зима, Любим, Дурак, но в то же время, они могут многое рассказать об их владельцах.

Но есть и такие древние имена, которые являются популярными и в наши дни. Кроме того, с возникновением моды на старинные имена и традиции, славянские и исконно русские имена звучат в наше время все чаще.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

Новый Год: история праздника. Когда начали отмечать Новый год?

Когда впервые на Руси стали отмечать Новый год. 1 января С 1700 года Царь Петр издал указ отмечать Новый год не со дня сотворения мира, а Рождества Богочеловека, ссылаясь на европейские народы.

Новый Год: история праздника

История
В древности у многих народов год начинался весной или осенью. В Древней Руси новый год начинался в марте. Его встречали, как праздник весны, солнца, тепла, ожидания нового урожая.
Когда на Руси в конце Х века приняли христианство, новый год стали встречать по византийскому календарю – 1 сентября, в самом начале осени. Накануне 1700 года русский царь Пётр І издал указ праздновать Новый год по европейскому обычаю – 1 января. Пётр предложил всем москвичам украсить свои дома сосновыми, еловыми цветками. Все должны были поздравить родных и знакомых с праздником. В 12 часов ночи Пётр І вышел на Красную площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету. Начался салют в честь новогоднего праздника. Лет триста назад люди верили, что, украшая новогоднюю ёлку, они делают злые силы добрее. О злых силах давно забыли, но ёлка – по-прежнему символ новогоднего праздника.
Сколько лет Деду Морозу? Нам кажется, что этот добрый старик с белоснежной бородой, друг детей и лесных зверей, пришёл к нам очень давно, как и другие известные герои русских сказок. Но на самом деле он самый молодой из русских сказочных героев. Добрым Дедом Морозом, символом новогодних праздников, он стал примерно 100-150 лет назад. Но уже в древние времена русский народ рассказывал сказки и легенды о Морозе – сильном и злом старике, хозяине снежных полей и лесов, который приносил на землю холод, снег, метели. Его называли по-разному: Мороз, Морозко, а чаще, с уважением, по имени-отчеству: Мороз Иванович. В те времена он редко дарил подарки, наоборот, люди, которые верили в его силу, дарили подарки ему, чтобы он стал добрее.
Когда на Руси начали встречать Новый год зимой, в ночь с 31 декабря на 1 января, Дед Мороз стал главным героем нашего праздника. Но его характер изменился: он подобрел и стал приносить детям подарки в новогоднюю ночь.

Сколько лет Деду Морозу?
Представьте себе, что предками Деда Мороза в одних странах считают "местных" гномов. В других ─ средневековых странствующих жонглеров, которые распевали рождественские песни, или бродячих продавцов детских игрушек. Существует мнение, что среди родственников Деда Мороза значится восточнославянский дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз. Образ Деда Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое.
Но среди предков старца был, оказывается, и вполне реальный человек. В IV веке жил в турецком городе Мира архиепископ Николай. По преданию, это был очень добрый человек. Так, однажды он спас трех дочерей бедствующего семейства, подбросив в окно их дома узелки с золотом. После смерти Николая объявили святым. В XI веке церковь, где он был захоронен, ограбили итальянские пираты. Они похитили останки святого и увезли к себе на родину.
Прихожане церкви святого Николая были возмущены. Разразился международный скандал. История эта наделала так много шуму, что Николай стал объектом почитания и поклонения христиан из разных стран мира.
В средние века твердо установился обычай в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой. После введения нового календаря святой стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый год. Везде доброго старика называют по-разному: в Испании ─ папа Ноэль, в Румынии ─ Мош Джарилэ, в Голландии ─ Синте-Клаас, в Англии и Америке ─ Санта-Клаус, а у нас ─ Дед Мороз.
Костюм Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще. К началу XIX века голландцы рисовали его стройным курильщиком трубки, умело прочищающим дымоходы, через которые он забрасывал детям подарки. В конце того же века его одели в красную шубу, отороченную мехом. В 1860 году американский художник Томас Найт украсил Деда Мороза бородой, а вскоре англичанин Тенниел создал образ добродушного толстяка.
С таким Дедом Морозом все мы хорошо знакомы.

Как отмечали Новый год в старину
Некоторые народы ведут счет времени по лунносолнечному календарю, и начало года приходится где на осень, где на зиму.
Но в основном празднование Нового года у древних народов совпадало с началом возрождения природы и приурочено, как правило, к марту.
Март у древних римлян считался первым месяцем, потому что в это время начинались полевые работы. Год состоял из десяти месяцев, потом число месяцев увеличили на два. В 46 году до н. э. римский император Юлий Цезарь перенес начало года на 1 января. Названный его именем Юлианский календарь распространился по всей Европе.
Римляне в этот день приносили жертвы Янусу и начинали с него крупные мероприятия, считая первый день года благоприятным днем.
Как вы уже знаете, не всегда Новый год отмечали с 1 января.
Во Франции сначала (до 755 г.) считали с 25 декабря, потом с 1-го марта, в ХII веке ≈ со дня пасхи, а с 1564 года по указу короля Карла IX с 1 января.
В Германии то же происходило в половине XVI века, а в Англии с XVIII века.
А как же обстояло дело у нас, на Руси? В России, со времени введения христианства, исполняя обычаи своих предков, так же начинали летоисчисление или с марта или, реже, со дня святой Пасхи, в 1492 году великий князь Иоанн III окончательно утвердил постановление Московского собора считать за начало как церковного, так и гражданского года, первое сентября, когда велено было платить дань, пошлины, различные оброки и т.п., а для. того, чтобы придать большую торжественность этому дню, сам царь накануне являлся в Кремль, где каждый, будь то простолюдин или знатный боярин, мог подойти к нему и искать непосредственно у него правды и милости (кстати, нечто подобное происходило и в Византии во времена Константина Великого).
Последний раз Новый год на Руси был отпразднован с царской пышностью 1-го сентября 1698 года. Оделяя каждого яблоком, царь называя каждого братом, поздравлял с Новым годом, с новым счастьем.
Каждый заздравный кубок царя Петра Великого сопровождался выстрелом из 25 орудий.

Когда впервые на Руси стали отмечать Новый год 1 января
С 1700 года Царь Петр издал указ отмечать Новый год не со дня сотворения мира, а Рождества Богочеловека, ссылаясь на европейские народы. Запрещено было отмечать 1 сентября, а 15 декабря 1699 года барабанный бай возвестил народу на Красной площади (из уст царского дьяка) о том, что в знак доброго начинания и начала нового столетия после благодарения Богу и молебного пения в церкви велено было "по большим проезжим улицам, и знатным людям перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. А людям скудным (т.е. бедным) хотя по древу или ветви над воротами поставить. И чтоб то поспело к 1-му числу 1700 сего года; а стоять тому украшению инваря (т. е. января) по 7-е число того же года. В 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравлять с Новым годом, и учинить сие, когда на Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет".
В указе рекомендовалось по возможности всем на своих дворах из небольших пушечек или мелких ружий "учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет". С 1-го по 7 января "по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы".
Первым пустил ракету царь Петр I. Извиваясь в воздухе огненной змейкой, она возвестила народу наступление Нового года, а вслед за тем началось празднование "и по всей Белокаменной".
В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Полыхала иллюминация. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки. Петр I неуклонно следил за тем, чтобы этот праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах.
Был он человеком решительным и одним махом разрешил все календарные неудобства. К началу царствования Петра Великого в России был год 7207 (от сотворения мира), а в Европе 1699 (от Рождества Христова).
Россия начинала устанавливать связи с Европой и такая "разница во времени" очень мешала. Но с этим было покончено.
Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский (нецерковный) характер. Отныне и навсегда этот праздник был закреплен в российском календаре.
Вот так и пришел к нам Новый год, с елочными украшениями, огнями, кострами (которые Петр приказал устраивать по ночам с 1 по 7 января с помощью зажигания смоляных бочек), поскрипыванием снега на морозе, зимними детскими забавами ≈ санками, лыжами, коньками, снежными бабами, Дедом Морозом, подарками...
Надо сказать, что новые новогодние обычаи прижились у славян довольно быстро, потому что раньше в ту пору был другой праздник святки. И многие старые обряды веселые карнавалы, проделки ряженых, катание на санях, полночные гадания и хороводы вокруг елки - хорошо вписались в ритуал встречи Нового года.
И хоть морозно было в эту пору, но не страшил людей холод. Как вы знаете, жгли они на улицах костры, исполняли вокруг них танцы, призывая солнце (которое испокон веков обожествляли) согреть скованную снегами и морозами землю.

Создан 26 дек 2006

С 1700 года Царь Петр издал указ – отмечать Новый год не со дня сотворения мира, а Рождества Богочеловека, ссылаясь на европейские народы. Запрещено было отмечать 1 сентября, а 15 декабря 1699 года барабанный бой возвестил народу на Красной площади (из уст царского дьяка) о том, что «в знак доброго начинания и начала нового столетия после благодарения Богу и молебного пения в церкви велено было по большим проезжим улицам, и знатным людям перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. А людям скудным (т.е. бедным) хотя по древу или ветви над воротами поставить. И чтоб то поспело к 1-му числу 1700 сего года; а стоять тому украшению инваря (т. е. января) по 7-е число того же года. В 1-й день, в знак веселья, друг друга поздравлять с Новым годом, и учинить сие, когда на Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет».

В указе рекомендовалось «по возможности всем на своих дворах из небольших пушечек или мелких ружей учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет. С 1-го по 7 января по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы».

Первым пустил ракету царь Петр I. Извиваясь в воздухе огненной змейкой, она возвестила народу наступление Нового года, а вслед за тем началось празднование и по всей Белокаменной.

В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в тёмном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Полыхала иллюминация. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки. Петр I неуклонно следил за тем, чтобы этот праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах.

Был он человеком решительным и одним махом разрешил все календарные неудобства.

К началу царствования Петра Великого в России был год 7207 (от сотворения мира), а в Европе 1699 (от Рождества Христова). Россия начинала устанавливать связи с Европой, и такая разница во времени очень мешала. Но с этим было покончено. Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский (нецерковный) характер.

Отныне и навсегда этот праздник был закреплен в российском календаре. Вот так и пришел к нам Новый год, с ёлочными украшениями, огнями, кострами (которые Петр приказал устраивать по ночам с 1 по 7 января с помощью зажигания смоляных бочек), поскрипыванием снега на морозе, зимними детскими забавами, санками, лыжами, коньками, снежными бабами, Дедом Морозом, подарками...

Надо сказать, что новые новогодние обычаи прижились у славян довольно быстро, потому что раньше в ту пору был другой праздник святки. И многие старые обряды: веселые карнавалы, проделки ряженых, катание на санях, полночные гадания и хороводы вокруг ёлки - хорошо вписались в ритуал встречи Нового года.

И хоть морозно было в эту пору, но не страшил людей холод. Как вы знаете, жгли они на улицах костры, исполняли вокруг них танцы, призывая солнце (которое испокон веков обожествляли) согреть скованную снегами и морозами землю.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх