Неспокойный младенец. Беспокойные младенцы: в чем причина и что делать

Нормально ли, что мой двухлетний ребенок беспокоится и тревожится?

В период младенчества дети еще не имеют представление обо всем мире в целом. Подрастая, они начинают понимать, что иногда с ними происходит что-то, о чем они не знают и чего не могут ожидать или предвидеть. Пчелы жалят, другие дети отбирают игрушки, родители иногда надолго уходят из дома. Ваш малыш, например, может отказываться идти в потому что болеет мама. Такое поведение нормально для двухлетки. Когда малыш немного подрастет, он не будет так реагировать на подобные ситуации. И здесь нет повода для беспокойства: проявления тревожности — исключая необычные страхи – типичны для поведения двухлетнего ребенка.

У двухлетних детей особый тип тревожности?

Да, ниже мы приводим краткое описание некоторых видов детской тревожности:

Тревожность из-за разлуки с мамой
Хотя пик этого вида тревожности приходится на возраст 18 месяцев, иногда вновь появляются периоды, когда малыш начинает беспокоиться из-за . Такие периоды могут длиться вплоть до поступления ребенка в детский сад или даже дольше. Обострение может спровоцировать какое-то событие в жизни малыша – например, заботу о нем неожиданно поручили няне или ребенок на ночь остался в чужом для него доме. Тревога из-за разлуки с мамой объясняется еще и тем, что ребенок уже начинает понимать, что такое время и расстояние. В возрасте двух лет малыш уже знает, что если он не видит маму, это не значит, что мама исчезла — она просто делает что-то интересное и без него. У этого вида тревожности есть один положительный момент – малыш тревожится потому, что очень любит маму.

Боязнь незнакомых людей
Любое незнакомое лицо – даже если это дружелюбно настроенный родственник – вызывает беспокойство у двухлетнего малыша. Ваш ребенок – а теперь его мышление более сложное – воспринимает незнакомца как угрозу. В большинстве случаев малыш успокоится, как только чужой для него человек уйдет.

Наиболее распространенные страхи
Чудовища под кроватью. Соседская собака. Шум спускаемой воды в унитазе. У двухлетнего ребенка множество самых разнообразных страхов. Они – продукт его развивающегося воображения и появившейся способности представлять различные фантастические образы. Причиной того или иного страха может стать и реальный случай – например, малыша испугала собака или ему прочитали на ночь страшную книжку. Возможно так же, что ребенка пугает какое-то воображаемое им существо или что-то, что однажды поразило его: звук стиральной машины, отжимающей белье на полной скорости, темнота или вспышки праздничной иллюминации. Прибавьте ко всему этому общий для всех маленьких детей страх пред чем-то новым и вы поймете, что вашего двухлетку может напугать что-то совершенно обычное, из его повседневной жизни. Дети в этом возрасте легко поддаются внушению. Если ваш малыш увидел что-то страшное по телевизору или если его старшая сестра боится, например, клоунов, он тоже может испугаться, увидев незнакомых людей со странным гримом на лице.

Детская стеснительность или социальная тревожность
Почти все двухлетки время от времени или часто испытывают приступы застенчивости. Некоторые дети робеют в компании детей, с которыми они раньше не встречались, другие – в обществе взрослых. Есть дети, которые чувствуют себя дискомфортно в любой необычной для них ситуации. К счастью, большинство двухлеток со временем перерастают детскую застенчивость.

Что я могу сделать, чтобы помочь ребенку справиться со своими страхами?

Если ваш ребенок тревожится и беспокоится, почаще обнимайте его и подбадривайте. Но не стоит останавливаться только на этом. Если вы решили помочь малышу преодолеть свои страхи, вам понадобится вся ваша изобретательность. Подойдите к решению проблемы творчески. Возможно, наши советы помогут вам в этом:

Необходимо понять, что это за страхи
Некоторые страхи вашего малыша абсолютно нормальны для его возраста, бороться с ними не имеет смысла. Если, например, он боится потеряться в большом магазине, скажите ребенку, что вас эта мысль страшит так же, как и его. И объясните, что именно поэтому вы так строго за ним следите и хотите, чтобы он был у вас на глазах. И всегда напоминайте своему ребенку, когда оставляете его с бабушкой, няней или в детском саду, что вы обязательно вернетесь, чтобы забрать его домой.

Поговорите с малышом о его страхах
У двухлеток очень развито воображение, но активный словарный запас пока не велик. Поэтому им бывает сложно объяснить, что же их пугает. Но с помощью мамы ребенок может научиться рассказывать о том, что вызывает у него страх. Помогите ему определить свои эмоции: ему грустно, он сердится или боится чего-то? Многие родители отмечали, что просто помогая своему ребенку подобрать правильные слова, чтобы описать свои чувства, они значительно облегчали его состояние.

Не стыдите ребенка и не заставляйте делать то, чего он боится
Некоторые родители стараются бороться с чрезмерной, как они считают, «привязанностью,» ребенка к ним. Не понимая при этом, что именно тесный и постоянный контакт с родителями очень важен для двухлетки во время процесса формирования таких качеств как самоуважение, уверенность в себе. Не надо говорит малышу «перестань плакать, это же глупо» или «ты уже большой мальчик». Если вы уговариваете ребенка погладить собаку, которую он боится или , это не поможет ему преодолеть свои страхи. В этом возрасте лучше не принуждать и не давить на детей – пусть все идет своим чередом.

Используйте свое воображение
В борьбе с детскими страхами ваши лучшие помощники – юмор и смех. Если малыш боится грозы, придумайте смешную историю (как это делали древние греки, придумывая свои мифы) о сказочном существе, которое магией вызывает вспышки молнии на небе. А если малыш боится страшных монстров, которые спрятались в шкафу, скажите ему так «Я проверила: в шкафу нет ни одного монстра. Но ты можешь взять этот волшебный фонарь, чтобы при случае отпугивать любых, даже воображаемых монстров.» И конечно, надо рассказать ребенку о том, что ночник – это «лучшее в мире средство» для отпугивания приведений, к тому же он помогает детям ориентироваться в темноте, если они вдруг проснутся посреди ночи.

Поступайте так, как лучше для вашего малыша
Пока ваш малыш не перерастет свои страхи, делайте и предпринимайте все возможное, чтобы успокоить и ободрить его. Если, например, ребенок потому что думает, что его может засосать в отверстие для пробки, разрешите ему купаться сидя на стуле. Дайте ему специальную мочалку и помогите вымыться при помощи душа. А еще вы можете лишь немного наполнить ванну водой (объясните ребенку, что воды в ванной ровно столько, чтобы («просто помыть твои ножки»), а затем постепенно добавляйте воды.

Планируйте все заранее
Если малыш робеет в обществе других детей или взрослых или его тревожит любая новая для него обстановка, лучше всего, вероятно, подготовить его заранее. Расскажите ребенку о том, что скоро вы отправитесь в интересное место, где он познакомится с другими людьми. Будьте при этом позитивны. Спросите, не хочет ли он взять с собой в гости любимое одеяло или плюшевого мишку. А когда вы придете в гости, будьте рядом с ребенком до тех пор, пока не убедитесь, что ему комфортно в новой обстановке. Даже если для этого вам придется час держать малыша на коленях.

В каком случае следует обратиться за помощью к специалисту?

Хотя страхи двухлетнего малыша часто настораживают родителей, они совершенно нормальны. Однако вам следует обратиться к специалисту в том случае, если чрезмерная тревожность малыша нарушает семейный уклад, если его страхи становятся постоянным предлогом не идти в детский сад, если они не дают ребенку заснуть и приводят к импульсивному поведению. В случае необходимости ваш педиатр даст направление к неврологу или посоветует обратиться за консультацией к детскому психологу.

Любовь Кулагина
Беспокойный ребенок. Синдром гиперактивности

Кулагина Любовь Леонидовна

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 227»

Мотовилихинского района г Перми.

БЕСПОКОЙНЫЙ РЕБЕНОК .

СИНДРОМ ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Многих родителей беспокоит , что их дети недостаточно внимательны, неусидчивы, рассеяны. При этом проблемы в начальных классах бывают даже у детей, с которыми много занимались в дошкольном возрасте, активно развивали внимание, память и мышление. Родители не могут понять, в чем лежит причина школьной неуспеваемости. Одно из весьма распространенных объяснений – синдром нарушения внимания с гиперактивностью (СДВГ) . Синдром гиперактивности может возникнуть в процессе развития очень рано. Младенцы имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны к раздражителям (свету, шуму, плохо спят, плохо едят, много плачут, и их трудно успокоить. В 3-4 года отчетливой становится неспособность ребенка сосредоточенно чем-либо заниматься : он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания, его деятельность носит преимущественно хаотический характер. Пик проявления синдрома – 6-7 лет . Его главными характеристиками являются : чрезмерная нетерпеливость, особенно в ситуациях, требующих относительного спокойствия, тенденция переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, ерзанье, извивание в момент, когда нужно сидеть. Эта поведенческая особенность становится наиболее очевидной в организационных ситуациях (школе, транспорте, поликлинике, музее и пр.)

Но и самые обычные дети бывают порой очень активны и неуправляемы, не проходя при этом по разряду гиперактивных . Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных . Если ваш ребенок полон энергии , если она бьет через край, отчего малыш порой становится упрямым и непослушным – это не значит, что он гиперактивен . Если вы заболтались со своей подругой, а ребенок начинает злиться , не может устоять на месте, усидеть за столом – это нормально. Утомляют детей и длительные переезды. У всякого ребенка время от времени случаются минуты гневливости. А сколько детей начинают «разгуливать» в постели, когда пора спать, или балуются в магазине! То, что ребенок становится как заводной, давая выход скуке, вовсе не признак гиперактивности . Шумный «ребенок-баловник » или малыш, который просыпается ни свет, ни заря, но полный сил и энергии – это радость, а не повод для беспокойства . И, наконец, ребенок , имеющий отклонения в поведении, тоже не относится к разряду гиперактивных . Хотя порой бывает трудно отличить нормального подвижного ребенка от гиперактивного , существует ряд характерных критериев. Гиперактивный ребенок наверняка проявлял себя подобным образом и в младенческом возрасте : он много плакал, мало спал, имел сбитый режим сна, его трудно было успокоить, он страдал от коликов, плохо ел, был раздражителен, не любил, когда его жалели, вздрагивал от каждого звука, все время хотел пить, у него все время текли слюнки. Многие из ниже перечисленных признаков довольно типичны для двухлеток, но не для детей более старшего возраста.

Чтобы определить, есть ли у Вашего ребёнка особенности, характерные для детей с гиперактивностью , ознакомьтесь с тестом на гиперактивность . Похоже на детскую игру «Найди 5 отличий»

Активный ребёнок :

Большую часть дня не «сидит на месте» , предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы, но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать.

Быстро и много говорит, задаёт бесконечное количество вопросов.

Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) – скорее исключение.

Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома , но спокойный - в садике, в гостях у малознакомых людей.

Он не агрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать «коллеге по песочнице» , но сам редко провоцирует скандал.

Гиперактивный ребёнок :

Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.

Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задаёт миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.

Его невозможно уложить спать, а если он спит, то урывками, беспокойно . У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.

Ребёнок – неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведёт себя одинаково активно.

Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию – дерётся, кусается, толкается, причём пускает в ход подручные средства : палки, камни…

Если в возрасте до 7 лет проявляются перечисленные моменты, требуется консультация специалиста. Необходимо сначала проконсультироваться с педагогами, психологом, а потом уже обращаться к невропатологу.

Установите причину гиперактивности , проконсультируйтесь со специалистами. Часто в анамнезе такого ребёнка есть родовая травма, ММД (минимальная мозговая дисфункция) . Если врач-невропатолог назначает курс лекарств, массаж, особый режим, необходимо строго соблюдать его рекомендации.

Сообщите педагогам, воспитателям о проблемах ребёнка, чтобы они учитывали особенности его поведения, дозировали нагрузку.

Всегда убирайте опасные предметы с поля зрения ребёнка (острые, бьющиеся предметы, лекарства, бытовую химию и т. д.) .

Вокруг ребёнка должна быть спокойная обстановка. Любое разногласие в семье усиливает отрицательные проявления.

Важна единая линия поведения родителей, согласованность их воспитательных воздействий.

С таким ребёнком необходимо общаться мягко, спокойно, т. к. он, будучи очень чувствительным и восприимчивым к настроению и состоянию близких людей, «заражается» эмоциями, как положительными, так и отрицательными.

Не превышайте нагрузки, не стоит усиленно заниматься с ребёнком, чтобы он был таким, как другие сверстники. Бывают, что такие дети обладают неординарными способностями, и родители, желая их развить, отдают ребёнка сразу в несколько секций, «перескакивают» через возрастные группы. Этого делать не следует, т. к. переутомление ведёт к ухудшению поведения, к капризам.

Не допускайте перевозбуждения. Важно строго соблюдать режим до мелочей. Обязателен дневной отдых, ранний отход ко сну на ночь, подвижные игры и прогулки должны сменяться спокойными играми, приём пищи в одно и тоже время и т. д. Друзей не должно быть слишком много.

Старайтесь делать меньше замечаний, лучше отвлекайте ребёнка. Количество запретов должно быть разумным, адекватным возрасту.

Чаще хвалите за то, что получается. Хвалите не слишком эмоционально во избежание перевозбуждения.

Когда просите что-то сделать, старайтесь, чтобы речь не была длинной, не содержала сразу несколько указаний. («Пойди на кухню и принеси оттуда веник, потом подмети в коридоре» - неправильно, ребёнок выполнит лишь половину просьбы.) Разговаривая, смотрите ребёнку в глаза.

Не заставляйте ребёнка долгое время спокойно сидеть. Если вы читаете сказку, дайте ему в руки мягкую игрушку, ребёнок может встать, походить, задать вопрос. Следите за ним, если вопросов становится слишком много, он часто отвлекается, значит, ребенок уже устал .

Приобщайте ребёнка к подвижным и спортивным играм, в которых можно разрядиться от бьющей ключом энергии. Ребёнок должен понять цель игры и учиться подчиняться правилам, учиться планировать игру. Желательно занять каким-то видом спорта, доступным по возрасту и темпераменту.

Освойте элементы массажа, направленные на расслабление и регулярно проводите его. Поможет сосредоточиться легкое поглаживание по руке, по плечу в процессе чтения или другого занятия.

Прежде чем отреагировать на неприятный поступок ребёнка, сосчитайте до 10 или сделайте несколько глубоких вдохов, постарайтесь успокоиться и не терять хладнокровие. Помните, что агрессия и бурные эмоции порождают те же чувства и у малыша.

Гасите конфликт, в котором замешан ваш ребёнок, уже в самом начале, не ждите бурной развязки.

Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в кафе оказывает на ребёнка чрезмерно стимулирующее воздействие.

Обдумывая рацион ребёнка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному ребёнку больше , чем другим детям, необходимо придерживаться золотой середины в питании : поменьше жирного, острого, солёного, копчёного, побольше варёного, тушёного и свежих овощей и фруктов. Ещё одно правило : если ребёнок не хочет есть, не заставляйте его!

И не забывайте говорить ребёнку, как сильно вы его любите.

В педагогической и психологической литературе представлено большое количество игр с гиперактивными детьми . Предлагаем Вам некоторые из них.

«КЛУБОЧЕК» (Черепанова Г. Д.)

Цель : обучение ребёнка одному из приёмов саморегуляции.

«АРХЕОЛОГИЯ»

Цель : развитие мышечного контроля.

ИГРЫ С ПЕСКОМ И ВОДОЙ.

Специалисты считают, что игры с песком и водой просто необходимы для гиперактивных детей . В эти игры необязательно играть только летом у озера. Можно их организовать и дома. Такие игры успокаивают ребёнка. Первое время взрослые должны помочь ребёнку в организации игры. Желательно, чтобы они подобрали соответствующие игрушки : лодочки, тряпочки, мячики, трубочки и т. д. Если кто-то из родителей не хочет вносить в дом песок (а затем делать уборку в квартире, можно заменить его крупой, предварительно поместив её в горячую духовку.

Гиперактивный ребёнок – особый , являясь очень чувствительным, он остро реагирует на замечания, запреты, нотации. Иногда ему кажется, что родители его совсем не любят, поэтому такой малыш очень нуждается в любви и понимании. Причём в любви безусловной, когда ребёнка любят не только за хорошее поведение, послушание, аккуратность, но и просто за то, что он есть! Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит . Важно, чтобы ребёнок подошёл к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплекса неуверенности в себе.

Грудничок беспокойно спит

Всем известно о том, что дети растут во сне, при этом восстанавливая силы, восполняют потери энергии. Когда ребёнок спит, его организм полноценно развивается и в случае нарушения сна маленького человека возможно возникновение негативных последствий. Долгий сон новорожденных детей является совершенно нормальным явлением и говорит оно о том, что ребёнок развивается правильно. Однако весьма распространённым явлением бывает нарушение сна у новорожденных детей. Такое, как правило, случается по причине возникновения проблем с развитием организма младенца, способных в будущем оказать отрицательное влияние на состояние его здоровья.

Почему грудничок беспокойно спит

Беспокойный сон грудного ребёнка может быть связан с нарушениями его режима питания или прочими неприятностями. Это может быть какая-нибудь болезнь, нарушение его бытовых условий.

К причинам беспокойного сна грудного ребёнка можно отнести такие факторы:

  1. Очень часто беспокойство во время сна грудничка вызывается причиной, которую народные целители называют «подкожной щетинкой», другое официальное название - лануго. Так называют мелкие волоски, которыми покрыто тело новорожденного младенца. Когда ребёнку исполнится две недели, щетинки выпадают и на их местах вырастают нормальные луковичные волоски. В это время кожа младенца может зудеть, что и становится причиной беспокойного сна.
  2. Ребёнок может беспокойно спать от жары, при этом он потеет, его кожа становится красной и высыхают слизистые. Следует открыть форточку, напоить малыша и увлажнить комнату.
  3. Беспокойство ребёнка может быть вызвано и холодом. В этом случае его кожа приобретает синюшный оттенок, руки, ноги и спина холодеют. Ребёнка следует согреть и одеть.
  4. Плохой сон ребёнка может быть спровоцирован неудобной либо грязной постелью и грязной одеждой. Малыш начинает кричать и на его коже может остаться след от пуговицы или шва. Следует осмотреть его и заменить ему одежду.
  5. Громкие вечеринки никак не способствуют крепкому сну малыша. Родителям следует определиться в том, что для них важнее - собственное веселье или здоровье их ребёнка.
  6. Спать ребёнку может мешать запор. В этом случае он тщетно тужится и перебирает ногами, живот его становится твёрдым, стул редким, а кал твердеет и приобретает тёмный оттенок. Перед кормлением ребёнка следует подержать на животике, а спать уложить в позе лягушки на животе. Кормить его надо только специальными смесями, поить слабокипячёной водой. Можно мазать анус детским кремом и поставить специальные свечи

Что делать ночью с беспокойным грудничком

У грудничков ещё не произошло чёткого распределения между режимами сна и активного бодрствования. Тем не менее, с течением каждого месяца его биологические ритмы всё более становятся схожими с нашими. Для того, чтобы грудничок по ночам не испытывал беспокойство, следует принять меры к предотвращению дискомфорта и неприятных ощущений, которые он может начать испытывать.

Очень важно своевременно производить замену подгузника, следить за состоянием влажности воздуха в помещении и не допускать повышение температуры в детской комнате свыше 22 градусов по Цельсию и не опускалась ниже 18 градусов по той же шкале. В том случае, если ребёнок станет испытывать неудобства во время сна, разбудить его можно будет достаточно легко.

Ребёнку следует установить нормальный дневной режим. Перед отходом к ночному сну у ребёнка должно быть не менее четырёх подряд часов бодрствования. Если ребёнок не спит в дневное время, следует занять его каким-нибудь активным делом, подразумевающим физическую нагрузку, однако при этом не следует его переутомлять. Не получая никакой физической нагрузки, ребёнок будет плохо спать по ночам.

Ребёнка следует учить засыпать самостоятельно, для чего его нужно укладывать в кроватку и не носить на руках, укачивая. Приученные к рукам дети имеют сложности с самостоятельным засыпанием. Ребёнка следует учить спать в его комнате.

Грудничок беспокойный во время кормления

Кормление грудью представляет собой большую науку и очень часто бывает так, что протекает не совсем гладко. При кормлении ребёнок может проявлять беспокойство, плакать и капризничать. Невзирая на то, что ребёнок и мать наделены природой определёнными рефлексами, им необходим определённый опыт для того, чтобы кормление проходило гладко и спокойно. Особенное значение при кормлении имеет поза, в которой оно производится. Нередко случается так, что беспокойное поведение грудного ребёнка объясняется нарушениями при кормлении.

Причины беспокойства грудничка во время кормления

На протяжении первых нескольких недель после рождения ребёнка он и мама постепенно привыкают друг к другу и маме многое бывает неясно в поведении её малыша. Очень часто она не понимает, по какой причине ребёнок проявляет беспокойство во время кормления и не ест. Тому может быть множество объяснений, речь о которых пойдёт ниже.

  1. Первое, что может прийти в голову кормящей маме, это нехватка у неё грудного молока. Самой большой сложностью при этом является тот факт, что очень часто мама не знает сколько молока получает её ребёнок, сколько молока ему необходимо и сколько его у неё вообще. Для того, чтобы найти ответы на все эти простые вопросы, следует сделать несколько простых действий:
  • прежде всего, проследить за тем, как ребёнок справляет нужду и сделать правильные выводы. Если по истечении шести дней мама получает шесть мокрых подгузников, следовательно, молока ребёнку хватает;
  • абсолютно нормально проводить кормления часто. На протяжении первых нескольких недель жизни малыша ему необходимо от восьми до двенадцати кормлений грудью на протяжении суток. В начале, скорее всего, маме надо будет постоянно держать при этом ребёнка на руках, поскольку несколько часов он будет просить есть постоянно, после чего засыпать на несколько часов. После того, как он научится эффективно сосать, количество кормлений начнёт уменьшаться;
  • необходимо постоянно отслеживать вес ребёнка. Через две недели малыш должен восстановить свой первоначальный вес, после чего на протяжении трёх месяцев набирать не менее 200 граммов в течение недели.

В том случае, если мама продолжает пережимать по поводу нехватки молока у неё, ей есть смысл обратиться к специалисту по лактации для того, чтобы получить все необходимые консультации и советы по части увеличения количества молока у женщины, если это ей необходимо.

  1. Ребёнок может вести себя беспокойно при набухании груди у матери, которое может иметь место на протяжении первых нескольких недель после родов. Для уменьшения набухания следует руками сцедить немного молока и грудь станет мягче, после чего ребёнку будет легко её брать. Очень много молока сцеживать не стоит, поскольку это может вызвать его выработку. Для уменьшения отёка и болезненных ощущений следует прикладывать к груди холодные компрессы.
  2. Если у матери плоские соски, ребёнок также может проявлять беспокойство при кормлении. Чтобы устранить явление, следует надевать особые накладки между кормлениями. Вытягиванию сосков способствует включение молокоотсоса до прикладывания ребёнка к груди. При этом включается молочный поток, способствующий тому, что ребёнок перестанет плакать и начнёт есть.
  3. Кроме этого, ребёнок может беспокоиться по причине его неправильного положения на груди. Малышу и его маме может быть неудобно потому, что оказывается малое давление на грудь, в результате чего происходит нарушение потока молока. Если ребёнок очень нервный, лучше всего применять положение кормления, при котором ребёнок помещается сбоку от мамы и прикладывается к ближайшей груди или прикладывается к груди горизонтально. В этих положениях удобно следить за положением головы малыша. Таким образом получается хорошо направлять ребёнка к груди и удерживать его в этом положении. Он вдавливается носом и подбородком в материнскую грудь и начинает лучше сосать, если мать крепко его держит.
  4. Почти у всех детей встречаются различные формы выражения желудочно-пищеводного рефлюкса. Такое название носит состояние, характеризуемое неполным сформировыванием сфинктера, что вызывает недостаточное перекрывание им входа в желудок. В результате происходит частичный возврат части молока с желудочным соком в пищевод, обуславливающее возникновение изжоги. Впечатления достаточно неприятные, для их устранения у грудного ребёнка следует поддерживать вертикальное положение его тела.

Возможно возникновение рефлюкса при проведении кормления. Его можно избежать, если поддерживать ребёнка в вертикальном положении и делать перерывы во время выполнения кормления. С ростом ребёнка происходит укрепление его мускулатуры и проявления рефлюкса постепенно сходят на нет. Если же имеют место нарушения режима кормления малыша по причине возникновения рефлюкса, следует обратиться к врачу, ввиду серьёзности ситуации.

  1. Возможно развитие на сосках матери дрожжевой инфекции - молочницы. При этом соски приобретают ярко красный оттенок и начинают зудеть, после окончания процесса грудного кормления в них начинается неприятное жжение. В этом случае при кормлении ребёнок может быть несколько более беспокойным, чем обычно. При возникновении молочницы женщине следует обратиться к врачу для прохождения специального курса лечения. Его необходимость объясняется тем, что инфекция имеет грибковое происхождение и может быть опасна как для организма матери, так и для её ребёнка.

Беспокойство новорожденного ребёнка может объясняться рядом причин. Ниже приведены некоторые из них.

  1. Почти все новорожденные дети страдают метеоризмом. При питании ребёнка происходит запуск рефлекторного выделения газов, необходимого для устранения из организма объектов его жизнедеятельности. Быстрое их выделение препятствует возникновению запоров.

Для прохождения грудного молока через пищеварительную систему младенца требуется совсем немного времени, поскольку материнское молоко легко переваривается. При сосании груди ребёнком нередко можно слышать весьма характерные звуки. Невзирая на то, что газы наблюдаются практически у всех детей, некоторые переносят их лучше других. Своё влияние на процесс накладывает и время суток, в которое происходит кормление, причём метеоризм наиболее отчётливо проявляется в конце дня. Ребёнок может не хотеть отпускать материнскую грудь, что только усиливает метеоризм. По мере развития малыша проблема отступает.

  1. В самом начале процесса кормления молоко матери имеет высокое содержание сахара - лактозы. Это так называемое «переднее» молоко, вырабатываемое в первую четверть часа грудного кормления. Если и дальше продолжать кормить ребёнка той же грудью, вырабатывается «заднее» молоко. Оно нейтрализует лактозу в силу обогащённости жирами, в силу чего происходит понижение уровня образования газов. Метеоризм может усиливаться в силу переизбытка лактозы от большого количества поступающего переднего молока.

Если малыш ещё не научился хорошо сосать грудь, он может начать давиться материнским молоком. При этом он может бросить грудь и начать нервничать и кричать. В этом случае маме следует, сильно надавив на грудь, сцедить поток молока, после чего снова приложить к ней своего малыша. Можно сцеживать молоко до начала кормления, для того чтобы удостовериться в возможности остановить его выброс до того, как ребёнок возьмёт грудь. Грудничка следует кормить из положения под мышкой. Когда малыш немного вырастет, он сможет самостоятельно вести контроль рефлекса выброса молока, находясь в любом положении при кормлении.

Новорождённые часто плохо спят в ночное время, беспокоя подобным поведением неопытных мам и пап. Родители начинают думать, что малыш плохо себя чувствует, поэтому так себя ведёт. На самом деле не стоит сильно переживать, ведь груднички часто страдают расстройствами сна, просто необходимо правильно определить причины нарушений.

Каждая мама может добиться того, чтобы малыш сладко посапывал в кроватке нужное количество часов. Для этого необходимо приложить некоторые усилия. Крепкий сон днём и ночью – это не только польза растущему организму, но и масса свободного времени у родителей, которых выматывают работа и дела по хозяйству. У молодых мам появляется возможность посвятить себе лишние пару часов. Давайте разберёмся, почему ребенок ворочается и что делать, если сон малыша стал беспокойным.

Факты. Первые месяцы жизни груднички не понимают, что такое день и ночь. Они бодрствуют около 6-10 часов в сутки.

Причины нарушений сна в дневные часы

Маленькие дети еще не совсем адаптированы к режиму дня. Малыши пробуждаются, если хотят есть, пить или же из-за неподходящей температуры в комнате. Влияет на качество дневного сна и время кормления. Грудничок беспокойно спит по нескольким причинам:

  • Неблагоприятный микроклимат помещения, в котором находится младенец. Сухой воздух, чересчур высокая температура в комнате, редкое проветривание испортят отдых даже взрослому человеку;
  • Неустойчивый эмоциональный фон. Связано это с еще неокрепшей психикой младенца, например, малыши не всегда могут уснуть после активных игр на свежем воздухе;
  • Тесная одежда или слишком теплое одеяло. Не стоит укутывать ребёнка в летние месяцы, исключением является проживание за полярным кругом.

Существенное влияние на качество сна оказывают следующие факторы:

  • Появление первых зубов;
  • Нарушение стула, например, ;
  • Индивидуальные особенности организма: среди людей выделяют жаворонков и сов;
  • Метеозависимость;
  • Затруднённое дыхание из-за ;
  • Психологические барьеры, например, новорождённый хочет всегда находиться рядом с мамой, не желая разлучаться даже для сна.

Факты. Человек проводит во сне примерно 20-30 лет своей жизни. Для полноценного отдыха необходимо 7-8 часов сна.

Причины нарушений сна в ночные часы

Настоящей проблемой оборачивается бодрствование малыша в темное время суток. Ведь тогда взрослые и грудничок не могут полноценно отдохнуть. Оказаться в царстве Морфея мешают приём пищи в неподходящее время или нервное перевозбуждение. Свою лепту вносят и младенческие , появляющиеся с двухнедельного возраста и дающие о себе знать вплоть до 4 месяцев.

Зачастую грудной ребёнок крепко спит, когда мама укладывает его спать рядом с собой. Семье необязательно проводить всю ночь на одном спальном месте, малыша можно переложить в кроватку после того, как он заснёт. Родительская кровать должна быть в непосредственной близости от спящего ребенка. Не дают хорошенько выспаться:

  • Ночные мочеиспускания. Подгузники намокают, а трение о влажную ткань приводит к появлению кожных раздражений;
  • Громкие звуки. В городских квартирах множество источников шума: и соседи-меломаны, и автомобили, и компании во дворе;
  • Новорожденный беспокойно спит из-за нехватки внимания, заботы и ласки со стороны родителей.

Факты. Рождение ребенка приводит к тому, что молодые родители недосыпают порядка 500 часов сна в первый год жизни малыша.

Сколько должен спать ребенок?

Продолжительность сна и его качество влияют на здоровье и общее развитие маленького организма. Следует знать, сколько ваше чадо должно проводить времени в постели на каждом этапе жизни:

  • До трех месяцев дети спят очень долго, они должны проводить во сне порядка 15-18 часов в сутки;
  • До полугода крохам хватает 14 часов в сутки;
  • До одного года показатели приближаются к 11-12 часам;
  • В дневные часы новорождённые спят примерно, как взрослый человек, около двух часов.

Факты. Учёные доказали, что наличие лишнего веса связано с недосыпом.

Но не стоит бежать к врачу, если время, проведённое ребенком во сне, немного отличается от этих данных. Здесь представлены усреднённые показатели, а каждый человеческий организм уникален: кому-то хватает 5 часов, а кому-то мало и 10.

Какие действия необходимо предпринять?

Малыш будет безмятежно спать, если следовать нижеизложенным рекомендациям.

Температура и влажность

Поддерживаете оптимальную температуру и влажность. Идеальными считаются около двадцати градусов тепла. Свежий воздух способствует глубокому сну, поэтому важно, как можно чаще открывать окна. Например, малыши хорошо спят во время прогулки. Родителям стоит регулярно пребывать на улице с ребенком.

Темнота

В комнате должно быть максимально темно, именно в темноте у человека вырабатывается гормон сна – мелатонин. Для хорошего дневного сна необходимо занавесить окна плотными гардинами, чтобы естественный свет не мешал процессу засыпания. Маленькие дети не всегда любят находиться в кромешной тьме, ему будет комфортнее с ночником или светом, проникающим из соседнего помещения.

Голод

На сытый желудок спят лучше и дети, и их родители. Кормление должно быть обязательным перед моционом и перед укладыванием спать. Сон на голодный желудок становиться поверхностным. Новорождённый, находящийся на грудном вскармливании, хорошо засыпает после употребления материнского молока. Для искусственников подойдёт бутылочка с соской. Процесс кормления успокаивает, настраивает на продолжительный отдых.

Колыбельная

На некоторых крох благотворно влияет прослушивание приятной музыки или колыбельной песни. Материнский голос успокаивает любого новорождённого.

Укачивание

Способствует быстрому засыпанию укачивание. Но малыши сильно , качать придётся продолжительное время, иначе сон не наступит. Дети часто спят в коляске, которая приведена в движение, пробуждение возникает, когда она перестаёт ехать.

Близость с мамой

Маленькие дети тяжело адаптируются к новым условиям жизни. Ещё вчера они были в утробе матери, а сегодня уже вынуждены находиться в этом незнакомом и большом мире. Психологически комфортнее рядом с самым близким человеком – с мамой. Поэтому новорождённые успокаиваются, находясь возле матери, ощущая её тепло и запах.

Совместный сон

Некоторые родители скептически относятся ко сну в одной кровати. Тогда ваши спальные места должны находиться рядом друг с другом. Груднички часто просыпаются посреди ночи и отсутствие матери может оказаться сильным стрессом для маленького ребенка. Близость детской кроватки позволяет сразу реагировать на звуки, издаваемые малышом.

Маленькая кроватка

В магазине детской мебели обратите внимания не на кроватки, а на небольшие люльки. Миниатюрное пространство даёт чувство комфорта и защищённости.

Сухой подгузник

Малыш будет ворочаться и беспокойно вести себя, если он намочил или бельё. Памперсы не рекомендуют многие педиатры, но они удобны в ночное время. Если вы не хотите надевать их на малыша, то будьте готов к ночным подъёмам и смене мокрых пелёнок на сухие.

Жажда

Грудничок плохо спит и просыпается от сильного желания пить. Жажда и беспокойство могут быть вызваны слишком сухим воздухом в помещении, это актуально в холодно время года, когда работает отопление. Для увлажнения помещения можно приобрести специальное устройство или просто повесить мокрую простыню на радиатор. Рядом с кроваткой должна быть бутылочка с жидкостью.

Колики

До 4 месяцев беспокойный сон у грудничка может быть вызван . В таком случае показаны лечебный массаж, специальная гимнастика, лежание на животе перед кормлением, купание в теплой воде, приём . Родителям детей, находящихся на искусственных смесях, следует внимательно отнестись к выбору питания. Неправильно подобранная смесь может причинить сильный вред организму.

Ритуал

Разработайте своеобразный ритуал отхода ко сну, например, это может быть прослушивание музыки, ванночка с отваром целебных трав или чтение сказок вечером. Также у новорожденного должен быть строгий режим дня. Некоторые факторы приводят к перевозбуждению психики, например, просмотр телепередач, подвижные игры, большое количество незнакомых людей вокруг. Стоит избегать этого и тогда ребенок будет легко засыпать и крепок спать продолжительное время. Спокойная атмосфера – зало хорошего отдыха.

Самостоятельное засыпание – это лучшая профилактика частых ночных пробуждений. Только не нужно полночи слушать крики младенца и не предпринимать никаких действий. К этому вопросу стоит подходить последовательно и осторожно.

Усталость

Перед ночным сном ребенок должен бодрствовать не менее 4 часов, тогда он будет крепко спать всю ночь.

Одним из распространенных видов нарушений развития является повышенная активность, достигающая степени расторможенности: ребенок ни минуты не сидит спокойно, постоянно ерзает, хватает руками окружающие предметы, делает множество лишних движений. Самые разные нарушения психической деятельности могут иметь "фасад" в виде беспокойства и излишней активности. Но врачи выделяют состояние, при котором болезненно повышенная двигательная активность является главным признаком, стержнем синдрома, который нарушает социальную адаптацию ребенка. Это состояние получило название синдрома гиперактивности с дефицитом внимания, нередко его называют также гипердинамическим или гиперкинетическим синдромом.

Понятно, что такой ребенок вызывает беспокойство и раздражение взрослых, нередко считающих, что он не хочет сосредоточенно работать, подчиняться дисциплинарным требованиям. Беда ребенка заключается в том, что он не "не хочет", а не может вести себя соответственно общим правилам поведения из-за специфических нарушений функционирования мозговых систем.

Ученые связывают это состояние, прежде всего, с микроорганическими поражениями головного мозга, возникшие по причине осложнений беременности и родов, соматических заболеваний в раннем возрасте или психических травм.

Хотя этот синдром часто называют гипердинамическим , т.е. синдромом двигательной активности, основным дефектом в его структуре является, прежде всего, дефект внимания. У гиперактивного ребенка сильно страдает объем внимания, он может сосредоточиться на чем-либо только на несколько мгновений, у него чрезвычайно повышена отвлекаемость, он реагирует на любой звук, на любое движение.

Такие дети нередко бывают раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми. Как правило, им свойственна импульсивность поступков: "сначала сделает, а потом подумает". Это приводит к тому, что ребенок часто попадает в ситуации, опасные для него, например, бежит по улице, не глядя на приближающийся транспорт, занимается опасной деятельностью, не задумываясь о последствиях.

Синдром гиперактивности может возникнуть в процессе развития очень рано. Младенцы имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны к раздражителям (свету, шуму), плохо спят, плохо едят, много плачут, и их трудно успокоить. В 3-4 года отчетливой становится неспособность ребенка сосредоточенно чем-либо заниматься: он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания, его деятельность носит преимущественно хаотический характер.

Пик проявления синдрома - 6-7 лет. Его главными характеристиками являются: чрезмерная нетерпеливость, особенно в ситуациях, требующих относительного спокойствия, тенденция переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, ерзанье, извивание в момент, когда нужно сидеть. Эта поведенческая особенность становится наиболее очевидной в организованных ситуациях (школе, транспорте, поликлинике, музее и пр.).

Самые обычные дети бывают порой очень активны, неуправляемы, гневливы, не проходя при этом по разряду гиперактивных. Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных. Для синдрома гиперактивности характерны следующие проявления в поведении ребенка:

  • Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается, не может спокойно сидеть. Все трогает руками, наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах.
  • Легко отвлекается на посторонние стимулы, переходит от одного незавершенного действия к другому, не сидит (стоит) на месте;
  • Не может спокойно ждать своей очереди во время игр и в различных ситуациях, требующих дисциплины (занятия в школе, посещение поликлиники, экскурсии и т.д.).
  • На вопросы часто отвечает не задумываясь, не дослушивает их до конца, перебивает;
  • Имеет плохой аппетит;
  • Не может следить за своими вещами, часто их теряет (игрушки, карандаши, книги, и т.д.)
  • Пристает к окружающим, вмешивается в игры детей, порой агрессивен.

Наличие у ребенка подобных симптомов, которые наблюдаются в течение как минимум 6 месяцев, является основанием для обращения к невропатологу. Постановка диагноза "синдром дефицита внимания" является прерогативой врача, и в преодолении синдрома важное место принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому необходимо убедиться в том, что такой ребенок находится под наблюдением специалиста.

Улучшение состояния ребенка зависит, конечно, не только от специально назначаемого лечения, но в значительной мере еще и от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему в семье. Недисциплинированность, непослушание, отсутствие реакций на замечания сильно раздражает родителей, вынужденных прибегать к частым, но не результативным наказаниям. У многих детей наблюдается низкая самооценка, отчасти потому, что они часто страдают от сравнений с братьями и сестрами, поведение и учеба которых ставится им в пример.

Среди сверстников беспокойные дети являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными, так как они не умеют уступать, ладить друг с другом, устанавливать и поддерживать дружеские отношения, а в состоянии возбуждения могут сломать попавшийся под руки предмет или бросить его.

Занимаясь с таким ребенком, желательно избегать двух крайностей: чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, а с другой, - предъявления повышенных требований, в сочетании с излишней пунктуальностью, жесткостью и наказаниями. Педагоги и родители должны знать, что существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный, требующий от них больших усилий и огромного терпения.

При неблагоприятном педагогическом воздействии у детей может возникнуть деструктивное поведение: агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения.

Взрослым необходимо почувствовать проблемы ребенка, понять, что его поступки не являются умышленными и что без помощи и поддержки взрослых он не сможет справиться с имеющимися у него трудностями.

Для занятий с гиперактивными детьми педагоги и родители могут использовать игры, в которых требуется внимательность и самоконтроль. Желательно научить играть детей в народные игры, а также в игры, типа: "Да и нет не говорите", "Тише едешь…", "Съедобное - несъедобное", "Холодно - горячо", различные лото, настольные игры и др. Старайтесь придерживаться "позитивной модели" воспитания, т.е.:

  • Хвалите ребенка в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
  • Обязательно поддерживайте четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку.
  • Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия. Найдите ему возможность расходовать избыточную энергию.
  • Помните, что пребывание в общественных местах (крупных магазинах, рынках, в гостях и т.п.) оказывает на ребенка перевозбуждающее воздействие. Оберегайте его от утомления.
  • Играть ребенку рекомендуется с одним партнером, а не в шумной компании.
  • Говорите с ребенком спокойно, мягко и доброжелательно. Избегайте повторений слов "нет" и "нельзя". Напрасно не угрожайте.
  • Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  • Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

При организации обучения гиперактивных детей особенно важен принцип соответствия учебной нагрузки реальным возможностям ребенка с учетом его познавательных способностей и нарушенной концентрации внимания. Процесс обучения необходимо строить так, чтобы деятельность ребенка была успешной, а поставленная цель - достигнутой. Нельзя допускать вседозволенности для подвижных, неусидчивых детей. Они нуждаются в четком определении модели допустимого поведения, включающей поощрение за целенаправленную, сосредоточенную деятельность и наказание за социально неприемлемые поступки.

Гиперактивные дети особенно трудны для учителя, так как постоянно привлекают его внимание, мешают другим ученикам. Нередко педагоги, не справляясь с такими учениками, под разными предлогами настаивают на их переводе в другой класс, другую школу. Однако эта мера не способствует решению существующих у ребенка проблем. Если учитель понимает причины неправильного поведения маленького "нарушителя", не считает его сознательным злоумышленником, у него больше шансов установить доброжелательный контакт и помочь ему.

Во время проведения уроков используйте следующие рекомендации:

  • Особое внимание уделяйте индивидуальной работе.
  • По возможности игнорируйте вызывающие поступки ребенка.
  • Во время уроков ограничьте до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка - в центре класса напротив доски.
  • Предоставьте ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.
  • Учебные занятия стройте по четко распланированному, стереотипному распорядку.
  • Научите гиперактивного ученика пользоваться специальным дневником или календарем, в котором он будет отмечать события дня. Это способствует развитию рефлексии (отслеживания) и планирования своих будущих дел.
  • Задания, предлагаемые на уроке, пишите на доске.
  • Предлагайте большое задание в виде последовательных частей и периодически контролируйте ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
  • Во время учебного дня предусматривайте возможности для двигательной "разрядки": занятия физическим трудом, спортивные упражнения.

Практика показывает, что при грамотном воспитательном подходе, к подростковому возрасту двигательная расторможенность уменьшается или исчезает совсем. Может сохраниться импульсивность поступков, но это не препятствует благополучному личностному развитию ребенка, позволяя ему адаптироваться в обществе, утвердиться в профессиональном плане, научиться устанавливать и поддерживать дружеские отношения с окружающими.

В неблагоприятных, запущенных социально-педагогических условиях часть детей и подростков показывает предрасположенность к антисоциальным действиям, нарушениям поведения и влечений. Чаще это происходит при наличии вторичных (личностных) нарушений, возникающих как реакция на уродливые отношения с близкими. Поэтому наряду с медикаментозной терапией лечение гиперактивности должно обязательно включать элементы психотерапии, лечебной и коррекционной педагогики, учитывающие его физиологические ресурсы и уровень интеллектуального развития.

Только терпеливое участие взрослых в проблемах ребенка, понимание причин его поступков, грамотное воспитательное воздействие и вера в его возможности поможет ребенку преодолеть имеющиеся у него трудности.

Шантаренкова М.Н.,
психолог,
преподаватель Свято-Тихоновского
богословского института



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх