Найди гения в себе и своем ребенке. Теория множественных интеллектов ховарда гарднера

Говард Гарднер (англ. Howard Gardner, род. 11 июля 1943, Пенсильвания, США) - профессор, преподаватель когнитивной психологии и теории образования в Гарвардском университете. Автор знаменитой теории множественных интеллектов, специалист в области клинической психологии и нейропсихологии.

Семь типов интеллекта (таланта) по Гарднеру

По материалам: Howard Gardner Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences

Ховард Гарднер (Gardner, 1983) разработал свою теорию множественного интеллекта в качестве радикальной альтернативы тому, что он называет «классическим» взглядом на интеллект как на способность к логическим размышлениям.

В соответствии с теорией множественных интеллектов (МИ), все люди обладают некоторым количеством сравнительно автономных когнитивных способностей, каждую из которых можно считать отдельным интеллектом.

Гарднер отмечает, что интеллект представляет собой не «вещь», не некое устройство, находящееся в голове, а «потенциал, наличие которого позволяет индивидууму использовать формы мышления, адекватные конкретным типам контекста» (Kornhaber & Gardner, 1991, р. 155). Талант - присущие от рождения определённые способности и умения, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта.

Гарднер анализирует каждый вид интеллекта с нескольких позиций: участвующих в нем когнитивных операций; появления вундеркиндов и других исключительных личностей; данных о случаях повреждения мозга; его проявления в различных культурах и возможного хода эволюционного развития. Например, при определенных повреждениях мозга может нарушиться один тип интеллекта, а другие остаться незатронутыми. Гарднер отмечает, что способности взрослых людей различных культур представляют собой различные комбинации тех или иных видов интеллекта.

Хотя все нормальные индивидуумы в той или иной степени способны проявлять все разновидности интеллекта, каждый индивидуум характеризуется уникальным сочетанием более и менее развитых интеллектуальных способностей (Walters & Gardner, 1985), чем и объясняются индивидуальные различия между людьми.

Семь основных типов таланта, интеллекта

1. Вербально-лингвистический
Лингвистический интеллект, вербальный интеллект - способность к порождению речи, включающая механизмы, ответственные за фонетическую (звуки речи), синтаксическую (грамматику), семантическую (смысл) и прагматическую составляющие речи (использование речи в различных ситуациях).
Он заключается в природной способности читать и писать слова.
Отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам. В настоящее время он используется в нашей системе просвещения для измерения IQ. В основном именно таким способом люди собирают информацию и делятся ею. Таким талантом часто наделены журналисты, писатели, юристы и учителя.

2.Логико-математический интеллект
Логико-математический интеллект - способность использовать и оценивать соотношения между действиями или объектами, когда они фактически не присутствуют, т. е. к абстрактному мышлению.
Имеет отношение к данным, измеряемым в цифрах.
Характерен для математиков, программистов. Высококвалифицированный инженер должен обладать одновременно вербально-лингвистическим и цифровым талантами.

3.Пространственный интеллект
Пространственный интеллект - способность воспринимать зрительную и пространственную информацию, модифицировать ее и воссоздавать зрительные образы без обращения к исходным стимулам. Включает способность конструировать образы в трех измерениях, а также мысленно перемещать и вращать эти образы.
Присущ многим творческим людям - художникам и дизайнерам. Все эти три типа таланта необходимы архитекторам, потому что эта профессия требует хорошего владения словами, цифрами и творческими навыками.

4.Музыкальный интеллект
Музыкальный интеллект - способность к порождению, передаче и пониманию смыслов, связанных со звуками, включая механизмы, ответственные за восприятие высоты, ритма и тембра (качественных характеристик) звука.
Возможные варианты самореализации: музыкант, лингвист, языковед.

5.Телесно-кинестетический интеллект
Телесно-кинестетический интеллект - способность использовать все части тела при решении задач или создании продуктов; включает контроль над грубыми и тонкими моторными движениями и способность манипулировать внешними объектами.
Им наделены многие спортсмены и танцоры. Такие люди легче обучаются на практике
Очень часто людей такого типа тянет к механике или строительным профессиям. Им могут нравиться уроки труда или домашнего хозяйства. Другими словами, их талант выражается в наблюдении за вещами, их использовании и изготовлении.

6. Внутриличностный интеллект
Внутриличностный интеллект - способность распознавать свои собственные чувства, намерения и мотивы.
В данном случае основной способностью является доступ к осознанию человеком своих чувств - весь диапазон чувств и эмоций человека, его умение сразу понимать различия между этими ощущениями, давать им названия, выражать их в символической форме и пользоваться ими как средством понимать и управлять собственным поведением.
Развитый внутриличностный интеллект позволяет человеку различать и давать символическое описание сложным и крайне запутанным чувствам.

Это вид интеллекта также еще называют «эмоциональным» . Люди с таким типом интеллекта с детства отличаются высокой степенью осознанности, понимают свои чувства и могут управлять ими. Они здраво рассуждают, делают весомые умозаключения, способны прогнозировать и надолго планировать, умело управляют своими эмоциями.
Личностный интеллект очень важен, потому что он отвечает за контроль над тем, что мы говорим себе сами.
Возможные варианты профессий: психолог, психиатр, преподаватель философии, священник, политик.

7. Межличностный интеллект
Межличностный интеллект - способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей.
В данном случае основной способностью выступает умение замечать и понимать различия между окружающими, особенно видеть разницу между их настроениями, темпераментом, мотивами и намерениями.
Его можно найти в людях, которые могут свободно разговаривать с другими.
Люди с таким даром часто становятся специалистами по общению, политиками, актерами, торговцами и ораторами.

Иногда психологи также выделяют еще один тип интеллекта

8. Натуралистический интеллект
Главным интересом таких людей становится окружающий мир. Больше всего удовольствия они получают от взаимодействия с природой. Зачастую главным развлечением детей с натуралистическим интеллектом становятся эксперименты с природными явлениями. Им нравится ходить в походы, оставаясь наедине с природой. При взрослении люди с таким интеллектом часто включаются в борьбу с загрязнением и уничтожением планеты.
Есть люди с природным даром иметь дело с деревьями, растениями, рыбами, океаном, животными и землей. Этим талантом обладают земледельцы, дрессировщики, океанографы и егеря.

Пять типов мышления

По материалам: Howard Gardner. Five Minds for the Future

Пять типов мышления - это не то же самое, что семь-восемь интеллектов человека.
Они не являются отдельными мыслительными способностями, а скорее представляют собой обширную когнитивную деятельность, умения, которые можно развивать в школе, в ходе профессионального обучения, на рабочем месте.
Пять типов мышления задействуют все наши интеллекты.

Дисциплинарный тип мышления

Дисциплинарный тип предполагает, что человек освоил по крайней мере одну модель мышления – способ восприятия, который необходим для конкретной учебной дисциплины, ремесла или профессии.
Дисциплинарный тип мышления помогает человеку постоянно совершенствовать навыки и углублять понимание дисциплины.
Использует методы мышления, которые применяются в основных научных дисциплинах (истории, математике, естественных и гуманитарных науках и т. д.) и основных профессиях (юриспруденции, медицине, управлении, финансах и т. д., а также ремеслах и торговле). Для данного типа характерны постоянное совершенствование, а также то, что освоение данного типа продолжается и после получения формального образования.

Примеры (образование) . Освоение истории, математики, естественных наук и других ключевых предметов, получение профессионального образования.
Примеры (работа) . Непрерывное развитие профессиональных навыков, в том числе получение дополнительных дисциплинарных и междисциплинарных знаний.

Синтезирующий тип мышления

Синтезирующий тип позволяет извлекать информацию из самых разных источников, понимать и оценивать ее объективно, и главное – сводить ее воедино так, чтобы результат имел самостоятельную ценность и принес затем пользу.
Способность синтезировать, ценная и в прошлом, становится все важнее, поскольку количество информации растет с головокружительной скоростью.
Выбор необходимой информации из всего множества фактов, выстраивание этой информации так, чтобы результат был полезным для самого человека и для других людей.

Примеры (образование). Подготовка к занятиям и экзаменам, организация материала в оптимальном порядке (особенно в школе).
Примеры (работа). Умение разобраться в том, какая новая информация/навыки важны, включение их в свой профессиональный комплекс знаний.

Креативный тип мышления

Выходит за рамки дисциплинарных знаний и синтеза, ставит новые вопросы, предлагает новые решения. Он предполагает рождение новых идей и ставит вопросы, ответы на которые до сих пор неизвестны.
Творчество является надстройкой над одной или несколькими дисциплинами и требует компетентного «окружения», которое сможет судить о его инновационности и приемлемости.

Примеры (образование) . Мышление, более широкое, чем требует школьная программа. Новые, неожиданные решения учебных задач.
Примеры (работа). Решение проблем необычными методами – развитие, продвижение и внедрение новые идей и продуктов. Для руководителя означает умение формулировать и претворять в жизнь новое виґдение компании.

Респектологический тип мышления

Признает и принимает различия между людьми и группами. Это больше, чем обычная толерантность и политкорректность.
Границы нашего взаимодействия с миром постоянно расширяются. Поэтому человек, овладевший респектологическим типом мышления, признает и приветствует различия между людьми и их группами, пытается понять других и эффективно работать вместе с ними.
Респектологическая модель предполагает, что человек избегает стереотипов или карикатурности во всем, что бы он ни делал – писал, исследовал или управлял. Он должен понять людей такими, как они есть, демонстрировать доверие к ним, стремиться к взаимопониманию и быть достойным их доверия. Это не значит, что он не следует собственным убеждениям или что он безоговорочно принимает все, с чем сталкивается (респектологическая модель не предполагает оправдания, например, террористам). Однако он должен попытаться понять другого, а не пребывать в уверенности, что его взгляд на то или иное явление единственно правильный.

Примеры (образование). Стремление понять сверстников, учителей, других людей и эффективно работать с ними, каковы бы ни были их происхождение и культурная принадлежность.
Примеры (работа) . Умение эффективно взаимодействовать с коллегами, руководителями, сотрудниками, независимо от их происхождения и статуса, умение прощать.

Этический тип мышления

Предусматривает последовательную реализацию нравственных установок в работе и жизни, а также стремление достойно трудиться и быть настоящим гражданином.
Поднявшись на более высокий уровень, человек овладевает этическим типом мышления – размышляет о природе людей, потребностях и желаниях общества, в котором живет. Этот тип формирует представление о том, как сотрудники компаний могут служить целям, выходящим за рамки их собственных интересов, и как граждане могут трудиться на благо всех окружающих, а не только ради себя.

Примеры (образование). Размышление о своей роли как студента и будущего профессионала и стремление выполнить эту роль должным образом и с необходимой ответственностью.
Примеры (работа). Знание основных ценностей профессии и стремление поддерживать и продвигать их даже во времена быстрых и непредсказуемых перемен. Чувство ответственности за профессию, готовность высказывать свое мнение даже в ущерб себе. Признание и выполнение обязанностей гражданина сообщества, региона, страны и мира.

«Все перечисленные типы мышления существуют одновременно, актуализируясь в определенные периоды развития человека. И все они взаимосвязаны. Так, невозможно творить, не овладев соответствующей дисциплиной, а дисциплина без творчества - лишь мертвый груз практических знаний» Говард Гарднер

Говард Гарднер отмечает, что хотя описанные виды мышления были важны и в прошлом, но именно сейчас они приобретают решающее значение. В недалеком будущем рутинные операции будут выполнять компьютеры и роботы, а контактов между людьми будет все больше. И преуспевать будут именно те люди, которые успешно разовьют в себе эти пять типов мышления.
«Развивать различные типы мышления, а затем гармонично их сочетать - сложная задача, - пишет Гарднер. - Однако лучше ставить перед собой сложные задачи, чем простые».

Другие теории интеллекта
Теория интеллекта и когнитивного развития Андерсона
Триархическая теория Стернберга
Биоэкологическая теория Цеси

КНИГИ

Интеллект практически единственное, что отличает человека от животного. Но даже если он и присутствует, он не является однотипным для каждого из людей. Будет полезным и интересным узнать, что существуют девять основных типов интеллекта.

1. Интеллект природного типа
Характерной особенностью обладателя интеллекта этого типа является способность ощущать растения и животных. Еще в далеком прошлом людей обладающим природным интеллектом считали одаренными. Он был просто необходим для первобытных охотников и собирателей. Но и в наши дни без обладания этим типом интеллекта просто невозможно преуспеть в некоторых сферах деятельности, например, стать одаренным агрономом или ботаником. К сожалению, в связи с все большим отдалением от природных истоков, данный тип интеллекта все меньше и меньше востребован.

2. Интеллект музыкального типа
Способность чувствовать и различать музыку, ее темп и ритм называется музыкальным интеллектом. Наличие этого типа интеллекта позволяет творить, играть и глубоко чувствовать музыкальные произведения. Он просто необходим для музыкантов, вокалистов, да и простых слушателей обладающих тонким музыкальным слухом. Странным, но интересным фактом является то, что сочетание музыкального интеллекта со склонностью к математическим наукам характерна для барабанщиков, которые хорошо отфильтровывают внешние звуки и способны проводить быстрый счет.

3. Интеллект логико-математический
В основе логико-математического интеллекта лежит способности считать, находить решения сложных математических и логических задач. Этот тип интеллекта, как правило, является хорошо развитым у детективов и математиков. Для молодых людей обладающих этим типом интеллекта не свойственно много общаться, они, как правило, замкнуты и увлечены экспериментами, цифрами, разнообразными логическими задачами.

4. Интеллект экзистенциальный
С помощью этого интеллекта его обладатели пробуют бороться со сложными и загадочными вопросами существования человечества. Для обладателей этого интеллекта характерным являются идеи касающиеся поиска смысла жизни, существования бессмертия и появления человечества на планете Земля.

5. Интеллект межличностный
В основе понятия межличностный интеллект лежит способность индивидуума успешно взаимодействовать с другими членами общества. Это могут быть удачные невербальные или же вербальные коммуникации, способность к выявлению различий между людьми. Способность тонко чувствовать настроение и внутреннее состояние других людей является главной отличительной чертой людей обладающих этим типом интеллекта. Очень часто люди с этим интеллектом являются успешными социальными работниками, учителями, актерами, политиками. Обладающие этим типом интеллекта люди становятся лидером коллектива не за счет силы, а за счет понимания чувств и общения.

6. Интеллект телесно-кинестетический
К признакам телесно-кинестетического интеллекта можно отнести способность к манипуляции разнообразными объектами и наличию разнообразных физиологических навыков. Для таких людей характерным является хорошая ориентация в пространстве и времени. Чаще всего они становятся хорошими спортсменами, хирургами или танцорами.

7. Интеллект лингвистический
При наличии лингвистического типа интеллекта появляется способность грамотно и четко мыслить, излагать свои мысли максимально точно и понятно. Этот тип интеллекта важен для писателей, журналистов, поэтов и общественных деятелей. Обладание таким интеллектом заставляет молодых людей много читать, писать, играть в логические игры, рассказывать разнообразные истории.

8. Интеллект личностный
Понимание себя, своих чувств, желаний и своего положения в обществе заставляют обладателей интеллекта личностного типа четко планировать и контролировать свою жизнь. При этом типе интеллекта человек трезво и четко оценивает свои возможности, и с их учетом проводит планирование своих трат и расходов. Эти люди являются хорошими психологами, но кроме этого для них характерным является стеснительность и застенчивость.

9. Интеллект пространственный
Способность думать и рассуждать в трех измерениях относится к обладателям пространственного интеллекта. Они хорошо чувствуют пространство и могут предугадать, что ожидает их за поворотом. Представляя или вспоминая определенное место, они мысленно будут видеть именно картину этого места. Это характерно для летчиков, скульпторов, моряков, архитекторов. Им будут интересны, позли, лабиринты, головоломки.

А какой интеллект у Вас?

Каждый человек обладает совершенно разным типом интеллекта. Для профессиональных водителей питерского такси, характерен пространственный тип интеллекта, позволяющий без навигатора доставить клиента в нужное место.

Можно быть умным по-разному. Есть в нашем разуме что-то такое, что невозможно измерить стандартными тестами. Говард Гарднер (Howard Gardner), профессор Гарварда, считает, что кроме двух видов интеллекта, определяемых нашими умственными и , есть ещё шесть сфер, в которых мы можем оценивать человека. К сожалению, не существует тестов, которые могли бы перевести эту оценку в стандартизированные числовые данные.

Giphy

Люди зачастую считают, что музыка - это талант, а не умственная способность. Однако профессор Гарднер уверен: если мы оцениваем словарный запас и как компоненты интеллекта, то и умение понимать, чувствовать и обращаться с ритмами и тембрами нужно рассматривать в том же ключе.

2. Пространственный интеллект

Способность с лёгкостью воспринимать и воспроизводить положение вещей в пространстве позволяет шахматисту выиграть очередную партию, а хирургу - сотворить ещё одно медицинское чудо. То, насколько хорошо вы ориентируетесь в пространстве и определяете траекторию передвижения, - ещё один критерий оценки ваших умственных способностей.

3. Телесно-кинестетический интеллект

Стоит позабыть о том, что «все спортсмены тупые». Координация движений требует большой работы интеллекта, просто этого не измеришь стандартным IQ-тестом. Этот тип интеллекта существует в двух измерениях. Одно из них - это возможность использовать всё своё тело для решения проблемы или поставленной задачи. Другое измерение - это способность использовать отдельные части тела. Хороший пример тому - ремёсла, поэтому человек, который много работает физически, является интеллектуалом, согласно Гарднеру.

Немного похоже на понятие эмоционального интеллекта, не правда ли? Межличностный интеллект - это то, как вы понимаете других людей, мотивируете и ведёте их, как работаете с ними. Этот тип интеллекта особенно важен для .

5. Личностный интеллект

Личностный интеллект, или способность к самопознанию, оценить очень сложно. Однако, по мнению Гарднера, он является критически важным в сегодняшнем мире.

В современном развитом обществе люди сами определяют то, какой будет их жизнь. Мы строим карьеру и меняем профессии. Мы можем покинуть родительское гнездо, когда повзрослеем. Поэтому очень важно осознавать, кем мы являемся на самом деле. Если такого понимания нет, это рано или поздно станет проблемой.

Способность воспринимать связи между видами живых существ, понимать принципы их взаимодействия - это важнейший вид интеллекта. Гарднер называет его интеллектом естествоиспытателя, интеллектом Чарлза Дарвина.

И прежде, чем вы скажете, что живёте в городе и не нуждаетесь в подобном виде интеллекта, стоит отметить: всё, что вы делаете в этом современном, технологичном и коммерческом мире, основано именно на способности понимать окружающую среду. Вы выбираете этот симпатичный свитер, а не тот ужасный синтетический, потому что ваш мозг способен отличить «вкусную ягоду» от «ядовитой».

Так или иначе, вы используете свой инстинкт естествоиспытателя, даже если не ездите по субботам в лесопарк.

Если этот список кажется вам громоздким, спешим расстроить вас: по мнению Гарднера, перечень должен быть длиннее. Можно выделить ещё два типа интеллекта, однако психология всё ещё продолжает их изучать.

Самый простой вывод, который вам нужно сделать, заключается вот в чём. Если вы надеетесь развить свой интеллект, просто читая книги, вам однозначно стоит обратить внимание и на другие сферы умственной деятельности.

Кстати, а какой тип интеллекта более всего развит у вас?

Каждому из нас дано стать гением в той или иной области. Но в детстве нас учили не тому и не так, как требовал наш тип интеллекта, и мы заблудились среди тысячи профессий, не умея найти себя и свое предназначение. Как определить этот тип и помочь себе и своему ребенку найти свое место в мире людей? Как открыть свой настоящий талант?

У каждого человека свой тип интеллекта

«Если судить рыбу по ее способности взбираться на дерево, он проживет всю жизнь, считая себя дурой» , – сказал как-то , эти слова как нельзя лучше характеризуют индивидуальные особенности каждого человека, которые и могут сделать его особенно успешным лишь в той или иной области. Многие родители, словно сопротивляясь этому утверждению, с малых ногтей пичкают свое чадо всевозможными кружками и секциями, буквально обрушивая на него самые разнообразные развивающие талант возможности. Конечно, талантливый человек талантлив во всем, но вряд ли даже Микеланджело Буонарроти, который, как известно, был всесторонне развитым человеком, скульптором, архитектором, художником, поэтом и мыслителем был универсален настолько, что мог бы выдержать такую нагрузку.

Конечно, среди известных людей встречались гении-универсалы, которые совмещали на первый взгляд несовместимые таланты, например, как Омар Хайям – математику и поэзию. Мало кому известно, что автор знаменитых мудрых рубаи – величайший восточный поет – был к тому же выдающимся астрономом своей эпохи, который построил самую большую в мире обсерваторию, осуществил реформу календаря за пятьсот лет до реформы папы Григория XIII, вывел формулу, которую через полтысячи лет назвали «биномом Ньютона», имеет 8 ученых трудов по математике, астрономии, философии и медицине. Кто-то может сказать, что уровень развития наук того времени позволял этим людям быть такими универсальными «наимудрейшими мудрецами столетий», царями философов. Наверное, это именно так. Но, согласитесь, все-таки нам эти универсалы больше известны как скульптор-художник Микеланджело и как поэт-философ Омар Хайям. То есть наиболее сильно они проявили себя именно в той области интеллекта, который был развит в них больше всего.

Известный американский философ Говард Гарднер считает, что существует такое понятие как «множественный интеллект», то есть человек имеет 8, а может и 9 видов интеллекта, а не два, как считалось раньше, когда все человечество делили условно на «физиков» и «лириков». Вполне возможно, что типов интеллекта еще больше, потому что, интеллектуальные способности, как и темперамент в чистом виде – явление весьма редкое. Скорее всего в человеке проявляются в той или иной степени разные типы интеллекта, но ведущим, основополагающим, формирующим личность и отражающим потенциальные способности к тем или иным областям знания, искусства или общения, остается все-таки какой-то один. Именно на его развитие и следует обращать внимание родителям, если они хотят, чтобы их ребенок достиг каких-то высот в жизни и сумел реализовать свой внутренний потенциал.

Какие типы интеллекта существуют?

Лингвистический или вербальный;
Логико-математический;
Телесно-кинестетический;
Музыкальный;
Межличностный;
Внутриличностный;
Визуальный или пространственный;
Натуралистический;
Экзистенциальный.

Лингвистический тип

Человек, обладающий таким лучше воспринимает вербальную и знаковую информацию. Эти люди любят слушать, читать, говорить. Они быстро усваивают, а точнее, чувствуют тонкости языка, интонации, подтексты. Любят спорить и играть словами, чувствуют и могут оценить эту игру и сами любят экспериментировать в области лингвистики. Такой ребенок рано начинает читать и строить сложные предложения, пересказывать услышанное и рассказывать об увиденном. Он сочиняет разные истории и с удовольствием записывает их. Иногда он обладает интуитивной грамотностью и не любит заучивать правила, а особенно исключения из них, не объяснимые логикой развития языка.

Лучшие профессии для лингвистического типа личности:

Журналист;
Писатель;
Драматург;
Сценарист;
Корректор;
Редактор;
Политик;
Общественный деятель;
Переводчик.

В обучении такому ребенку нужно дать максимум свободы, ведь он любит сам искать информацию, много читает, сравнивает, спорит, анализирует прочитанное. Любимой формой его обучения является дискуссия или творческое словесное рисование.

Логико-математический тип

Понятно, что этот связан с цифрами и логическими построениями. Решение задач, головоломок, поиск выходов из логических лабиринтов, составление алгоритмов и схем – любимое занятие представителей этого типа. Они мало говорят и если говорят, то объясняются скупо и аргументировано. У них прекрасная память на даты и цифры, они с первого раза запоминают номера машин и телефонов, быстро считают и рассчитывают, любят во всем порядок, систематизацию. Эффективны в абстрактных построениях и аналитическом оформлении мысли.

Профессии:

Математик;
Физик;
Аналитик;
Бухгалтер;
Детектив;
Логист;
Ученый.

Лучше воспринимается материал в виде схем и таблиц, логических задач и цифровых рядов. Ребенку такого типа нравятся задачи на поиск решения путем сопоставления или расчета. Любят практические задания на вычисление стоимости, расходов, доходов и убытков.

Телесный тип

Чаще свойствен людям- , у которых развито чувственное восприятие на основе прикосновения. Тактильные и вкусовые рецепторы развиты у этих людей на высоком уровне. Они прекрасно чувствуют на ощупь фактуру и состав материала, интуитивно смешивают ингредиенты в приготовлении блюд или косметики. Прекрасно владеют своим телом и любят выражать себя через танец или движение. Как правило, это физически хорошо развитые люди, умеющие следить за своим здоровьем и чувствующие физическое состояние свое и других. Они умеют складывать из предметов конструкции, любят мастерить, вязать, шить, вышивать и плести. То есть делать что-то руками.

Профессии кинестетиков:

Повар;
Швея;
Строитель;
Сомелье;
Дегустатор;
Спортсмен;
Артист;
Дизайнер;
Скульптор;
Декоратор;
Хирург;
Модельер и модель;
Танцор и др.

В обучении таких детей должна учитываться кинестетическая составляющая, то есть возможность использования физической нагрузки, мелкой моторики, непосредственного ручного труда. Такой ребенок с радостью занимается спортом, танцами, музыкой, театром, ему следует давать возможность проявить себя физически – выступить в спектакле, показать силу, показать владение инструментом, материалом.


Музыкальный тип

Как правило, это люди аудиалы, которые лучше воспринимают информацию на слух. Им необходимо не только увидеть, прочитать, но и услышать. Легко осваивают различные инструменты, любят импровизировать со звуком, чувствуют его высоту, тон, ритм. Их невозможно обмануть, по голосу они безошибочно определяют тонкости интонации и сами способны модулировать самые сложные мелодии.

Профессии:

Музыкант;
Композитор;
Аранжировщик;
Звукооператор и звукорежиссер;
Диктор;
Исполнитель (пианист, скрипач, гитарист и т.п.);
Суфлер.

Дайте музыканту инструмент и оставьте его наедине со звуками, пусть придумывает свои мелодии и слушает музыку ветра. Пусть поет и играет на разных музыкальных инструментах, декламирует и играет своим голосом. С таким человеком показано общаться с помощью голоса или звука, иначе он может неправильно вас понять. Написанное слово действует на него совершенно не так, как звучащее.


Межличностный тип

Люди-коммуникаторы, экстраверты, активисты, лидеры и руководители, которых страшно привлекает копание в межличностных связях, которых невозможно запереть в четырех стенах наедине с самим собой. Им прекрасно известны рычаги и способы манипуляции, они с детства умеют подчинить своей власти детей и взрослых, потому что знают слабые человеческие стороны и умеют на них играть. Это те, кто умеет продать слона и раскрутить вас на крупную сделку, повести за собой на баррикады и навешать на уши высококачественной лапши. Они читают по лицам, словам и жестам и сами умело пользуются НЛП. Кто-то владеет скрытыми и явными экстрасенсорными способностями, гипнозом и обладает сверхчувствительностью к состоянию других людей. Этому типу, как никому другому свойственна эмпатия – вчувствование, сочувствование – осознанное понимание внутреннего мира или эмоционального состояния другого человека.

Профессии:

Психолог;
Учитель;
Политик;
Менеджер;
Дипломат;
Лектор;
Гипнотизер.

Родители, как правило, легко могут определить этот тип личности по тому, как умело ребенок уже в раннем возрасте умеет ими манипулировать. Он порой превращается в настоящего маленького диктатора или деспота, который веревки вьет из всех окружающих. Не дайте пропасть таланту, направьте его в нужное русло. Пусть руководит котами, друзьями в песочнице, облаками и нарушителями правил дорожного движения. Такому ребенку необходимы участники процесса. Зрители и подопытные, над которыми он будет проводить свои межличностные эксперименты по примирению поссорившихся, организации неорганизованных. Такие лидеры вечно устраивают праздники, революции и совместные мероприятия, умело продвигают и продают залежавшийся товар (любого свойства).

Внутриличностный тип

Философ-меланхолик, глубоко погруженный в себя и в изучение своего внутреннего мира. Он любит одиночество и умеет использовать его для поиска наилучшего для себя состояния взаимодействия с миром. Он хорошо понимает свои эмоции и свои реакции на внешние раздражители и любит копаться в этих ощущениях. Он умеет планировать свою жизнь и хорошо знает, что ему нужно, чтобы чувствовать себя комфортно. Такие люди, как правило, хорошо знают свои возможности и умеют согласовывать их со своими желаниями, чтобы найти состояние равновесия, спланировать свою жизнь, бюджет, отношения. Такой человек прекрасно понимает свое внутреннее состояние: стресс, раздражение, гнев, возбуждение, вдохновение.

Профессии:

Писатель;
Философ;
Психолог-теоретик;
Ученый в области этики, религии;
Священник;
Психиатр.

Ребенок такого типа любит одиночество, раздумья и погружения в свой мир. Лучше всего он выполняет задания творческого характера, требующие умения заглянуть внутрь себя и других.

Визуальный тип

Прекрасно ориентируется в пространстве, видит разницу и сходство предметов, их связь между собой. Он любит геометрию и обладает развитым пространственным представлением. Никогда не заблудится в лесу и в городе, четко улавливает направление, соответствия, детали. Этот человек интуитивно подбирает лучшие сочетания тонов и форм, может изобразить увиденное и гармонизировать окружающее пространство. Ему не по душе беспорядок, дисгармоничность форм и красок, он прекрасно одевается и обладает чувством стиля.

Профессии визуала:

Архитектор;
Художник;
Модельер;
Колорист;
Маляр;
Инженер;
Мультипликатор;
Костюмер.

Ребенок любит рисовать и чертить, ему нужно не только услышать, но и увидеть и написать. Творческие задания, связанные с построением гармоничных фигур, сопоставление красок, визуальные сочетания и соединения – лучшие формы работы, с которыми успешно справляется визуал. Ему не нужно подсказывать выбор туалета или цвета, он сам видит, что ему больше всего подходит и с радостью делиться информацией об этом с окружающими.

Натуралистический тип

Ботаник, который лучше всего чувствует себя среди животных и растений. Он видит внутренние и скрытые от обычного взгляда процессы, происходящие в природе. Ему как Жаку Иву Кусто хочется проникнуть поглубже в океанскую абиссаль и найти самых экзотических животных на планете. Часами изучают жизнь в муравейнике или улье, в дупле или в луже. Каждая травинка может быть предметом исследования и бесконечного наблюдения. Без домашних животных не видит смысла жизни.

Профессия:

Биолог;
Кинолог;
Океанолог;
Зоолог;
Ветеринар;
Фермер;
Лесник;
Вулканолог.

Такой ребенок с радостью заменит чтение книги на общение с попугаем, будет старательно ухаживать за домашним питомцем, дрессировать собаку и кошку, изучать породы деревьев и виды почв и камней, наблюдать за явлениями природы, сменами сезонов, размножением бактерий под микроскопом, короче говоря, всем, что связано с природой.

Экзистенциальный тип

Этот тип кажется человеком не от мира сего. Это так и есть, ведь такой человек погружен в обдумывание Вселенских законов, в космические пространства, в фантазии о параллельных мирах, потусторонних существах – во все необычное, необъяснимое и малопонятное всем вокруг, только не экзистенциальному типу личности. Он верит в пришельцев и тщательно изучает данные уфологов, читает фантастику, придумывает загадочных существ, типа Барабашки, домовых, призраков и духов. Многозначительные замечания, неторопливая речь, постоянная задумчивость и склонность к медитации – характерные черты такого человека. И это не поза и не игра, эти люди действительно, что-то такое чувствуют.

Профессии:

Эзотерик;
Священник;
Инструктор по йоге, учитель восточных практик;
Экстрасенс;
Уфолог;
Фантаст;
Ученый в области мифологии, космоса;
Психолог;
Учитель.

Такой ребенок, как правило, постоянно сочиняет необычные истории, героями которых являются странные сказочные существа из параллельных миров. Не стоит останавливать его фантазии, а также игнорировать рассказы. Ему обязательно нужны свидетели и слушатели, которые поверят их фантазиям. Не вздумайте говорить, что все это выдумки, наживете себе врага. Когда-то Игорь Сикорский рассказал своей матери, что обязательно построит летательный аппарат, который придумал Жюль Верн. Так вот быть Жюль Верном, то есть первопроходцем невероятных изобретений, может только ребенок с именно таким способом мышления. Он не знает, как это осуществить технически, для этого нужны инженеры-кинестетики и визуалы, но он точно знает, что такое возможно.

Найти себя, изучив тип своего интеллекта, помочь своему ребенку понять, к чему больше всего лежит его душа, и стать успешным и поможет нам теория о девяти типах интеллектах. Просто стоит более внимательно отнестись к этому вопросу.


IQ тесты для одних людей работают лучше, чем для других. К тому же прошло то время, когда человека называли умным, исходя из уровня его айкью. Конечно, великие ученые вроде Стивена Хокинга имеют высокий уровень интеллекта, однако есть многочисленные примеры людей со средними показателями, которые также добились огромных успехов.

В 1983 году Говард Гарднер опубликовал свою книгу «Структура разума», в которой описал семь моделей интеллекта. Спустя десять лет он добавил еще один. Теория множественных интеллектов стала невероятно популярной, в частности за объяснение того, что человеческий интеллект может развиваться в совершенно разных направлениях.

Теория множественных интеллектов

Эта теория утверждает, что все люди на планете имеют восемь моделей интеллекта, развитых в той или иной степени. Все они в сумме формируют профиль интеллекта. Он базируется на нашей генетике и опыте, а каждый человек имеет уникальное сочетание всех этих моделей.

Вот эти модели:

Языковой

Это способность разговаривать и на конкретном языке и при этом эффективно выражать свои мысли. Такой интеллект свойственен юристам, писателям и .

Логико-математический

Это способность анализировать проблемы при помощи , эффективно работать с математическими операциями и изучать проблемы, используя научные методы. Поиск шаблонов и дедуктивное мышление - это еще два признака логико-математического интеллекта. Как вы сами понимаете, ученые и математики развивают именно эту модель.

Музыкальный

Это способность исполнять, сочинять и оценивать музыкальные работы, включая понимание разницы в подаче, тоне и ритме. Успешные музыканты, композиторы и люди, вовлеченные в музыкальную индустрию, имеют высокий уровень такого интеллекта.

Телесно-кинетический

Это способность человека использовать свое тело для выразительности. Люди этой модели интеллекта используют физическую координацию для того, чтобы решать возникающие перед ними задачи. Профессиональные танцоры и спортсмены имеют высокий уровень этого интеллекта.

Пространственный

Это способность распознавать, использовать и интерпретировать образы и шаблоны для того, чтобы воспроизвести объекты в 3D-пространстве. Высоким пространственным интеллектом обладают архитекторы, скульпторы и дизайнеры.

Межличностный

Это способность понимать намерения, мотивацию и желания людей. Этот интеллект помогает сотрудничать с другими. Крайне полезен для продажников, а также для психологов и .

Внутриличностный

Это способность понимать себя, а также правильно интерпретировать и оценивать свои чувства, эмоции и мотивацию. Она развита у актеров, писателей, воспитателей, а также тех, кто использует осознанность в своей работе.

Натуралистический

Это способность распознавать и оценивать взаимоотношения человека и окружающего мира. Астрономы, биологи и зоологи являются отличным примером хорошо развитого натуралистического интеллекта. Кстати, изначально его не было в теории, однако через некоторое время Гарднер его добавил.

Как только теория стала набирать популярность, многие ученые захотели создать тест, который бы показывал уровень этих моделей интеллектов любого человека. Были предложены разные варианты подобных тестов. Однако Гарднер и его коллеги пришли к выводу, что такой тест провести чрезвычайно тяжело. Он назвал две причины:

  • Он не сможет измерить эффективность интеллекта. Вопросы в них призваны лишь узнать о предпочтениях, навыках, интересах и умениях.
  • Чтобы результаты теста были точны, необходима развитая . А если так, то невозможно получить точные результаты, ведь у каждого человека уровень осознанности находится на разных уровнях.

Использование теории

Какие выводы мы можем сделать на основе теории Гарднера?

  • Он поощряет нас ценить и уважать людей, которые провалились по тесту IQ. И правда, ведь можно прекрасно разбираться в себе и людях и при этом иметь некоторые проблемы со стандартным тестом. Во многих областях уровень IQ совершенно не помогает достичь большого успеха, а в некоторых и вовсе мешает.
  • Он поощряет нас развивать в себе многогранность. Каждый человек может иметь практически все модели интеллекта Гарднера на высоком уровне. Это возвеличивает личность в общем и целом.

Гарднер был одним из первых, кто заявил, что таланты у человека могут быть совершенно разные, а главное - научиться их применять. Он пытался доказать, что тест IQ бывает красноречивым только в отдельных ситуациях и ничего не может сказать о личности в целом. Многих его теория привела в восторг, особенно людей, на которых ставили крест в учебных заведениях, исходя из стандартного теста. Так что прав был Гарднер или нет, но он многое сделал для того, чтобы к интеллекту человека ученые подходили более взвешенно.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх