Найдена самая старая кожаная обувь в мире. История появления обуви

История обуви насчитывает около 30 тысяч лет. За это время сменилось множество фасонов и моделей, но по-прежнему она остается самым необходимым и важным предметом гардероба.

Обувь древнейших времен

По заключению ученых, которые изучали и анализировали найденные останки первобытных людей, строение их скелета и костей ног, первые образцы древнейшей обуви появились в конце эпохи палеолита в западной части Европы. Именно в этот период начали происходить изменения в строении стопы древних людей: мизинец стал уменьшаться вместе с общей формой стопы, что происходило из-за ношения узкой обуви.

Начало истории обуви положило произошедшее в этот период похолодание и основание первых древних цивилизаций: чтобы уберечься от холода, люди стали одевать на себя шкуры животных, а ноги обматывать кусками кожи. Для утепления между кожей клали слой сухой травы, в качестве креплений использовали лыко из древесной коры.

История появления обуви в более жарких странах, таких как Древний Египет, связана с появлением сандалий, которые люди одевали, чтобы защитить ноги от горячего песка, причем в помещении они всегда ходили босиком. Сандалии сшивались из папируса или листьев пальмы, к ноге привязывались кожаными ремнями. При их изготовлении пользовались лекалами, которые были одинаковы для обеих ног. Более богатые египтяне носили сандалии с красиво декорированными ремешками. Другой вид популярной в Древнем Египте обуви, найденной на раскопках поселений, очень похож на современные тапочки с закрытым носком.

Обувь в Древней Греции

Как выглядела обувь в Древней Греции, можно судить по фрескам, изображающим греческих богов: это были сандалии «крепиды», которые крепились к ноге шнуровкой почти до колена. По историческим данным, именно греки впервые стали шить обувь по симметричным лекалам для правой и левой ног.

Кроме сандалий, среди древнегреческих женщин были популярны «эндромиды» — высокие сапоги, имеющие подошву и пришитое к ним голенище из кожи, которое перетягивалось длинным шнурком спереди, причем пальцы ног выглядывали наружу. Законодательницами моды были гетеры, которые носили самую изысканную, богато декорированную обувь. Сандалии женские, которые оставляли на песке надпись «Иди за мной» были в моде именно у гетер, также большой популярностью пользовались «персикаи» (сапоги-чулки).

Еще одна разновидность обуви — «котурны» на высокой платформе — стала известна благодаря греческим актерам, которые одевали ее во время спектаклей, чтобы их было видно всей публике.

Обувь в Древнем Риме

Древнеримская обувь делилась по социальному статусу и полу:

  • calceus — закрытые туфли с завязками впереди носили только плебеи;
  • solea — сандалии с ремешками, похожие на греческие, бедные римляне могли использовать только 1 ремешок, а богатые патриции — 4;
  • женщины носили только белую обувь, мужчины — черную;
  • праздничная обувь была красного цвета и богато украшена вышивкой и камнями;
  • военную обувь, которую одевали римские солдаты,— прочные башмаки, у которых подошва была прибита гвоздями, называли caligae;
  • актеры могли одевать только тапочки на веревках socci.

Большим разнообразием прославился древний Израиль, где обувь шили очень высокого качества, применяя шерсть, кожу, дерево и тростник. Это были башмаки и сандалии, туфли и высокие сапоги. На древнеизраильской земле появилась и обувь с высоким каблуком, в эксклюзивные модели которой в каблуки крепились красивые флаконы с благовониями.

Скифская обувь

История обуви скифских народов, которые являлись прародителями восточных славян, свидетельствует, что наибольшей популярностью у них пользовались высокие мягкие кожаные сапоги, которые перетягивались ремнями, в качестве украшения применяли разноцветные орнаменты, сшитые из лоскутов. Одевали сапоги поверх войлочных чулок. Голенища таких сапог сшивались мозаикой из кусочков меха, цветного войлока и кожи. Штаны специально заправляли внутрь сапог, чтобы продемонстрировать именно красоту обуви.

Обувь скифских народов была внешне похожа на унты, которые носят северные народности в России. Женские сапожки были не такими высокими, но делались из красной кожи, они украшались узорами, в месте стыка головки и голенища вшивалась красная шерстяная полоска с

Самая оригинальная черта скифской обуви — богато украшенные подошвы сапог, вышитые бисером, разноцветной нитью из сухожилий. Похожая тенденция украшения подошвы существовала у азиатских степных народов, имевших обычай сидеть со сложенными ногами, выставив пятки наружу.

Обувь в Средневековой Европе

История обуви европейской была ознаменована в Средние Века модой на туфли-«пулены» с загнутыми носами, которые были настолько длинные и так обильно украшены бубенчиками, что их приходилось подвязывать к ноге, чтобы можно было нормально ходить. Такую обувь в 14 веке представители знатных семей были обязаны носить по указу короля Франции Филиппа 4-го.

15 век принес новую моду на обувь: сапожники начинают шить только тупоносые модели, причем по мере расширения и увеличения носовой части, задняя стала сужаться. Уже в начале 16 в. башмаки приходилось привязывать к ногам на уровне подъема. В это время появляются высокие каблуки, отделанные кожей, а также, вследствие увлечения охотой, в моду входят сапоги с очень высокими голенищами - «ботфорты», которые были удобны во время езды верхом на лошадях.

Модная обувь в 16 веке была мужской: именно мужчины могли пощеголять новыми красными ботинками с каблуками, а женщины прятали свои туфельки под пышными юбками, и их никто не видел.

И только с начала 17 в., когда стали модными более короткие юбки, женщины смогли показывать своим поклонникам изящные шелковые, парчовые и бархатные туфли на небольших каблучках. Богатые дамы носили туфельки, богато вышитые и украшенные камнями.

Эпохи барокко и рококо ознаменовались расцветом роскошной бальной обуви, обильно украшенной бантами, бисером, лентами. Сами модели шили из дорогих тканей и кожи разнообразных цветов (красный, желтый, голубой и др.). Для украшения мужских ботфорт и для удобства верховой езды к ним добавили шпоры.

В конце 18 века в эпоху Просвещения место тканевых туфелек заняли более практичные ботинки из кожи, которые с удовольствием стали носить и женщины, и мужчины. Ботинки имели удобные застежки или шнуровку, небольшой каблук-рюмочку, зимние модели украшали мехом.

Деревянная обувь

В древние времена дерево как материал для изготовления обуви использовалось редко, потому что оно считалось достаточно грубым и сковывающим движение. Единственным исключением можно считать изготовление подошв для сандалий, которые в Древнем Риме привязывали к ноге кусками ткани и одевали на ноги пленников, чтобы они не сбежали.

В Европе в 16-18 веках в моду вошли деревянные «клоги» (или сабо) с толстой подошвой, которые крепились металлическим обручем к ноге. Богатые женщины одевали их, чтобы не запачкаться уличной грязью. У бедных крестьян в ходу были галоши, имеющие деревянный низ и кожаный верх, в которых было удобно ходить по горам.

Большую популярность клоги и галоши приобрели в Нидерландах и на севере Франции из-за прочности и удобства: в такой обуви можно ходить по заболоченным районам без риска промочить ноги. Изготовляли ее из пород дерева, которые не растрескивались: тополь, ива и др. В 1570 г. была создана гильдия сапожников, специализирующихся на изготовлении клогов, такую деревянную обувь до сих пор одевают некоторые голландские крестьяне во время полевых работ.

Деревянные башмаки позднее стали популярны и в Англии, где их носили крестьяне в качестве повседневной обуви, которую в праздничные дни заменяли кожаными ботинками.

Обувь для воинов

Древнеримские воины начали использовать сандалии в качестве обуви в связи с тем, что им приходилось проходить большие расстояния по пересеченной местности. Военные сандалии были укреплены ремнями, гвоздями. Позднее стали использовать ботинки, которые шнуровали по верхней части голени, причем по декоративным элементам можно было определить сословие и звание воина.

Начиная с античных времен, воины одевали сапоги, чаще всего красного цвета, потому что на них была не видна кровь во время сражения или кровавые мозоли после учений. Позднее, при введении униформы, военная обувь стала изготовляться черного цвета. В Европе сапоги стали популярны после нашествия степных армий в эпоху Переселения народов, их стали носить не только кавалеристы, но и скотоводы.

В Средневековье, когда состояла из металлических доспехов, также из металла делались и носки рыцарской обуви (сабатонов). Острый латный носок на таком сапоге служил дополнительным орудием для воина: им можно было смертельно поразить врага. Позднее сабатоны стали делать с округлым носком, их называли «утиными лапами».

В 19 веке армия Британии стала шить для своих войск высокие сапоги со шнуровкой, прозванные «блюхерсами». По легенде такие сапоги носили солдаты армии Блюхера во время наполеоновских войн. Они просуществовали в качестве войсковой обуви много лет.

В 20 в. во время Первой мировой войны армии европейских государств оснащались «траншейными ботинками» на прочной подошве из толстой кожи. Начиная с 1941 г., армия США использует кожаные ботинки на шнуровке на синтетической подошве.

Обувь на Руси

История обуви в Древней Руси начинается с самой распространенной, которую носили не только крестьяне, но и бедные горожане — это лапти. Такая обувь существовала только на Руси, материалом для ее изготовления служило березовое лыко (липовое, ивовое, дубовое и др.). Для получения одной пары лаптей нужно было ободрать 3-4 дерева.

Существовали лапти лыковые будничные и праздничные, более нарядные: розовые или красные. Для утепления зимой в лапти стелили солому, а снизу подшивали веревку из конопли. К ноге их крепили оборами (узкими ремешками из кожи) или моченцами (веревками из конопли). Одной пары лаптей хватало крестьянину на 4-10 дней, но стоили они дешево.

Самая древняя кожаная русская обувь — поршни, мягкие туфли из куска целой кожи, присобранной по краю на ремешок. Большую популярность на Руси со временем приобрели сапоги, которые шились одинаково, как для мужчин, так и женщин. Кожаные сапоги появились на Руси благодаря набегам кочевых азиатских племен. Делали их кожевенно-сапожные мастера, которые самостоятельно подготавливали и Подошву шили из нескольких слоев воловьей кожи, из нее же со временем стали делать каблуки.

Голенище древних сапог срезали наискось так, что передняя часть была выше задней. Обычно их делали из черной кожи, а праздничные сафьяновые сапоги, шили из красной, зеленой, голубой кожи, окрашивая ее при выделке. Такие сапоги изготавливались на Руси сначала из привозного материала, затем с середины 17 в., сафьян стали делать в Москве на заводе царя Алексея Михайловича.

Сафьяновые сапоги шились из кожи козы, которую специально вымачивали 2 недели в известковом растворе, а затем тщательно полировали камнем, чтобы получить блестящую поверхность. Окрашивали обычно анилиновыми красителями, дополнительно коже придавали специальный рисунок (шагрень).

В 19 в. появилась исконно русская валяная и катанки, которые делались из овечьей шерсти. Цена их была велика из-за трудоемкости изготовления, поэтому чаще всего в семье имели одну пару валенок, которые одевали по очереди.

В 20 в. в России сапожники получили прозвище «волчки» из-за того, что они работали на отшибе (башмачные мастерские располагались в Марьиной роще), и трудились как волки-одиночки.

19-20 век и появление обувной промышленности

Первые гильдии и обувные цеха появились в Европе в эпоху развития феодализма, тогда же обувь начали изготавливать уже небольшими партиями по заказам. На первое место в их деятельности выходят качество и внешний вид продукции.

В эпоху Возрождения стали основываться мануфактуры, когда обувь начали делать поэтапно, однако каждая пара по-прежнему делалась по индивидуальному заказу. И только в 19 в. на смену бархатным туфлям приходят более практичные и комфортные кожаные ботинки и сапоги.

В эти годы начинается массовое изготовление обуви с учетом конфигурации стопы, асимметрии и разделения пары на левую-правую. Обувная промышленность становится более механизированной, появляются фабрики обуви, где ручной труд заменяют станки. К началу 20 в. производство обувной продукции дорастает до 500 пар на каждого работника, а к середине — до 3 тыс. пар.

В 20 веке обувь стала играть важную роль при создании женского имиджа: вследствие укорочения юбок женщины получили возможность демонстрировать свои красивые ножки и элегантные туфельки или ботинки, опять вошли в моду женские сандалии. В зависимости от погоды и назначения туфли одевали из кожи, атласа, замши или шелка, а ботинки научились делать не только на шнурках, но и с использованием крючков и пуговиц.

В 1930 годы мода на обувь стала меняться: появляются платформы и танкетки. В это время начинают свою деятельность дизайнеры С. Феррагамо и С. Арпад, которые стали профессионально заниматься изготовлением современных моделей и придумывать новые фасоны. Со временем туфли и ботинки начинают делать не только из кожи, применяются также ткани и дерево, резина для изготовления «бот».

Начало 1950 годов ознаменовало появление новинки — небольшого каблука-шпильки, а также фасонов без каблуков, предназначенных для удобства во время танцев (рок-н-ролла и др.). До сих пор не прекращаются споры по поводу того, кто стал родоначальником шпилек: французы Р. Вивьер, Р. Массаро или итальянец
С. Феррагамо.

Фабрики обуви второй половины 20 века работают уже с невероятными мощностями, где процесс полностью автоматизирован и управляется программно. Они производят тысячи пар модной обуви каждый месяц, которая делается, как из натуральных, так и синтетических материалов.

Модная обувь в 21 веке

21 век — время постоянного совершенствования обуви (регулярно придумываются и изготовляются новые колодки, фасоны и стельки), а также изменения форм ее продажи. Обувь теперь можно купить, как в маленьком бутике, большом супермаркете, так и через Интернет.

Коллекции новейших моделей представляются на подиумах в каждом сезоне большим количеством стран и известнейшими дизайнерами, где есть и летняя, и зимняя, и демисезонная, и вечерняя обувь. Современная обувь — это многообразие фасонов и моделей, которых были популярны и много веков назад, и появились совсем недавно: это и сандалии, и ботинки, туфли, мокасины, сабо, сапоги, кроссовки и множество других разнообразных видов. Современные дизайнеры и изготовители, оснащенные по последнему слову техники, могут без труда воплощать все свои идеи в жизнь.

Обувь — элемент одежды. Надевается на ноги. Применяется в первую очередь для тепловой и механической защиты ног. Интересно узнать, что носили наши предки, откуда появилось такое название и кто во что был обут. Познавательная информация со средних веков до XIX века.

История обуви
История обуви такая же древняя, как и история человеческой культуры, и форма обуви, подобно всем прочим частям одежды, изменялась во все времена и у всех народов. Хотя ремесленники, солдаты и люди низших сословий древнего Египта ходили босыми, но египтяне, принадлежащие к высшим сословиям, носили сандалии, которые всегда снимались в присутствии или во дворце царя. Египетские сандалии, сделанные из пальмовых листьев или папируса, прикреплялись к ноге поперечным ремнем, от которого шел вниз во всю длину ноги второй ремень, закрепляющийся между большим и вторым пальцами у клювовидной на конце и загнутой вверх сандалии. Ремни нередко богато разукрашивались. Высокопоставленные египтянки носили, обыкновенно, кроме изящно скроенной сандалии, на ноге, золотой, украшенный цветной эмалью, браслет.
У семитского воинственного племени ассирийцев существовали, кроме сандалий, снабженных задником для защиты пятки, прикрепляющихся к ноге также ремнями, высокие башмаки, сильно напоминающие современную обувь. Древние евреи носили обувь из кожи, шерсти, тростника или дерева. В доме они снимали обувь во время траура или в присутствии гостя, которому хотели выразить свое уважение. Воины носили железную и медную обувь.
У греков кроме простых сандалий, изображенных на на большей части древних статуй, полубашмаки с задником, а также и сапоги на шнуровке, которые преимущественно носили женщины. На найденных глиняных фигурках из Танагры, изображенных обутыми в такого рода сапоги, последние окрашены в красный цвет, целиком, кроме подошвы, рант которой, желтый. Ремни, служившие для шнуровки, также раскрашивались и разукрашивались. Затем был сорт красивой обуви белого цвета под названием "персидской", которую носили в преимущественно куртизанки. Лаконской или, по имени лакедемонского города Амикль, называли обувь лакедемонян, которая была красного цвета.
У римлян существовало два вида обуви: один "calceus",закрывающий всю ногу и завязывающийся спереди ремнем, ленточкой или шнурком; другой - "solea" (сандалия), прикрывающая только подошву ноги и прикрепляющаяся ремешками. Римлянин появлявшийся публично, носил всегда "calceus". Женщины, выходя на улицу, надевали сандалии. Обувь сенаторов была черного цвета и доходила до щиколотки; на поднаколеннике прикреплялись изображения месяца из серебра или золота,служившие отличительным знаком сенаторов - патрициев и называющиеся "luna patricia". Женская обувь была обыкновенно белого цвета, но иногда и пурпурная, алая и даже желтая, и украшалась вышивками и жемчугом. Мужская обувь была черного цвета, некоторые носили также красную. Во времена императоров обувь украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. По словам некоторых авторов, сенаторы прикрепляли свою обувь четырьмя ремнями, а плебеи - одним. Бедный класс населения носил деревянную обувь; она же надевалась на осужденных за отцеубийство.
Из истории женской обуви . Столетиями женская обувь оставалась скрытой под рюшами широких платьев и недоступной даже самому любопытному взгляду. Еще с давних времен обувь считается и признаком благосостояния. Аристократки XIX века опускали свои нежные ножки в парчовые туфельки, в то время как их служанки стучали своими грубыми деревянными башмаками. Сандалии с золотыми подметками римских императриц, туфли с красными каблуками, которые носили при дворе Людовика XIV, и туфельки от Гуччи наших времен - все это визитные карточки столетий, показывающие благосостояние и социальный статус их владельцев. Но не только это находит отражение в нашей обуви. Она способна расставить вехи в жизни любого человека, вызвать воспоминания об определенном месте, дне и времени. Она как своего рода старенький, но бережно хранимый фотоальбом - крохотный башмачок вашего первенца, пара свадебных туфелек, до сих пор стоящих в коробке в шкафу, чудом сохранившиеся бабушкины ботики с массивной пряжкой.

Как рождается туфелька?
Путь от разработанного на бумаге дизайна до готового образца обуви насчитывает до 100 рабочих этапов. Самым первым и наиболее важным шагом является, конечно же, изготовление колодки. Колодка - это вырезанная вручную из дерева или вылитая из искусственного материала копия ступни. Одна лишь колодка решает многое о будущей комфортности обуви, т.к. именно она определяет кривизну подошвы и как следствие ее устойчивость. Для каждого типа обуви, будь то образец ручной работы или же массовый продукт, необходима своя индивидуальная колодка. Для начала делается отпечаток или слепок ступни, с которого сапожник снимает до 35 мерок. По ним он судит о симметрии пальцев, определяет высоту подъема и обхват ступни, вычисляет длину большого пальца и кривизну подошвы. Кроме того еще и необходимо предусмотреть то, как будет двигаться нога в будущем образце обуви. Настоящим мастерством при изготовлении колодки является умение учесть все проведенные расчеты и сохранить при этом выработанный дизайн обуви. По готовой колодке сначала вырезаются наружные и внутренние заготовки передней и задней частей обуви, затем они сшиваются вместе и некоторое время размачиваются. Заготовка натягивается на колодку и сушится около двух недель. Теперь остается лишь добавить подошву и каблук, а затем и стельку.
Сандалия . Сандалии были самой ранней формой обуви, придя на смену примитивным портянкам. Каждая культура имела свой вариант сандалий. Они как правило состояли из твердой подошвы, которая поддерживалась при помощи ремешка, обвитого вокруг ноги или проведенного между пальцев. Уже в 3500 г. до нашей эры египтяне изготовляли с помощью отпечатков ступней на мокром песке точно подогнанные подметки из сплетенного папируса; креплениями служили ремешки, сплетенные из необработанной кожи. Эти сандалии защищали ступни от горячего песка и неровной поверхности, однако нога все же оставалась полностью открытой - этим недостатком воспользовались египетские женщины, которые носили на ногах различные украшения. Подошвы сандалий римских императриц были вылиты из чистого золота, а ремешки украшали драгоценные камни. Персы и индусы вырезали сандалии из дерева и прикрепляли к ним колышек, на который опирались пальцами при ходьбе. Славяне изготовляли сандалии из войлока, а испанцы плели из тесемок. Даже британские солдаты несмотря на холодную и дождливую погоду носили сандалии, прототипы которых они впервые увидели у римских войск. Символом чего только не была сандалия на протяжении времен - бедности и престижа, целомудрия и кокетства. Оставаясь долгое время в тени от высокой моды, сандалиипережили настоящий бум в двадцатые годы нашего столетия. Предприимчивые дизайнеры решили снабдить сандалию каблуком. Благодаря изобретенной Феррагамо металлической вставке, поддерживающей изгиб подошвы, обувь на высоком каблуке могла обойтись теперь и без закрытого носка, служившего ранее опорой для пальцев ступни.

Обувь, которая вошла в историю. Невидимая сандалия Феррагамо.
Когда наконец голодные и бедные годы второй мировой остались за плечами Европа, изголодавшаяся по люксу и экстравагантности, наконец вздохнула свободно. Диор и Феррагамо поразили мир своими выдумками, о которых в годы войны приходилось лишь мечтать. Длинной до икр головокружительные в несколько слоев юбки от Диора, на изготовление которых уходило до 80 метров ткани, служили воплощением черезмерной романтики, а "невидимые сандалии" Феррагамо фасцинировали еще сильнее. В годы войны большая часть кожи шла, конечно же, на изготовление солдатских сапог. Поэтому дизайнеры вынуждены были экспериментировать с другими доступными материалами - войлоком, пенькой или даже соломой. Многие покорно смирялись с обстановкой, но Феррагамо воспринял этот кризис как вызов, брошенный его дизайнерским способностям. Он экспериментировал даже с целлофаном, в который заворачивали сладости, и плел из него и серебряной нити нежные ремешки для своих туфелек. Однажды после войны, наблюдая за работой рыбаков во Флоренции, дизайнеру пришла идея изготовить босоножки, используя вместо кожи нейлоновые нити. Чтобы создать иллюзию "невидимой" туфельки Феррагамо вырезал из дерева клинообразный каблук так, чтобы нога казалась просто невесомой в воздухе. Кожаные перемычки он заменил нейлоновыми нитями, проведя их от одной стороны подошвы к другой. В зависимости от световых условий верхняя часть таких сандалий - босоножек часто казалась невидимой, в то время как под определенным углом казалось, будто бы пятка плыла по воздуху. Несмотря на всю виртуозность и настоящую лавину паблисити сандалии почти не покупались. Феррагамо объяснял это тем, что женщины чувствовали себя в такой обуви слишком откровенно раздетыми, другие же считали, что виной всему была цена. "Кто же захочет купить себе пару невидимых туфелек за 29,75 долларов, если за те же деньги можно купить 4 тонны угля ?" - писала одна газета. Возможно, что гениальная дизайнерская идея была слишком призрачной и незначительной для женщин послевоенной поры, которые жаждали настоящего изобилия и излишеств. В 60-е годы "невидимые" туфельки пережили настоящий фурор. Каблуки и окантовки этих модных в то время образцов модельеры украшали блестящими камешками. Оставаясь прозрачными и порой невидимыми взгляду, туфельки притягивали все взоры на себя, и ножки, на которые они были одеты, несомненно, должны были быть ухоженными и иметь превосходную форму.


Как люди придумали обувь?

Испанские пещерные рисунки давностью более 15000 лет показывают людей в шкурах и с мехом, обернутым вокруг их ног. Наши предки почти 5000 лет покрывали ноги соломой или шкурами убитых животных. Обувь, в той или иной форме, была важным атрибутом для человека на протяжении многих столетий. Эволюция обуви, от сандалий до современной спортивной обуви, которую признают настоящим чудом швейной техники, продолжается и сегодня, когда кутюрье находят новые материалы для украшения и защиты наших ног. Сандалии - старейшая обувь, известная нам до сегодня. Мокасины тоже были известны еще несколько веков назад. В самом деле, многие виды обуви, которую мы носим до сих пор, была популярной в другие эпохи. «Платформа», одна из самых узнаваемых особенностей обуви в 1970-х и 1990-х годах, появилась на самом деле в 16-го веке. Тогда обувь на высокой подошве была жизненно необходима, чтобы защититься от грязи - тротуаров-то не было. Сегодня платформу носят только ради модных тенденций. Обувь с длинными носками, которую носили в 1960-х годах, мало чем отличается от обуви сборщиков мусора в 17-м веке - такой обувью было удобно выковыривать мусор из придорожных ям.
Глядя на обувь разных стран мира, можно увидеть несомненное сходство. Обувь венецианцев на деревянной подошве сильно напоминает японский стиль - деревянные башмаки на высокой подошве, которые называются гэта. Хотя форма этих изделий несколько отличается, идея остается той же. Венецианцы не контактировали тогда с японцами, так что это не имитация - это приверженность разных народов к одной и той же форме обуви.
Эпоха возрождения. Трудно было разглядеть обувь под длинными платьями этого периода, мы знаем, что женской обувью в Эпоху Возрождения были в основном мягкие тапочки. Они были сделаны из тонких тканей, парчи, шелка или вышитой кожи. И ни один из этих видов ткани не был водонепроницаемым. Люди нуждались в изобретении галош на деревянной подошве. Они были сделаны из осины, а покрыты были кожей. Обувь для богатых отличалась от моделей для бедных тем, что на ту же самую кожу просто наносились узорные рисунки из шелка. Шелк был модной деталью обуви Эпохи Возрождения, но обувь в этом веке носили только при необходимости. Галоши на высокой платформе - изобретение, которое практиковалось в те годы в Венеции. Такая обувь была особенно популярна среди куртизанок Венеции, и эта мода быстро распространилась по всей остальной части Европы, особенно ее любили в Италии и Испании. Эти галоши носились как тапочки, но награждали владельца еще и более высоким ростом. Они были сделаны из дерева, окрашенного и позолоченного. Некоторые из них были инкрустированы перламутром и другими драгоценными камнями или покрыты кожей либо бархатом. Эта обувь была очень высокой, до тридцати дюймов (более 60 см!), поэтому, когда женщина выходила на улицу, ей требовалась служанка, чтобы помочь той оставаться в вертикальном положении. Церковь ненавидела крайности моды, но этот вид обуви не запрещала. Дело в том, что высота этих импровизированных галош не давала возможности быстро двигаться. Особенно танцевать, уменьшая тем самым возможности для греха. К тому же, такая обувь дарила владельцу набор просто уникальных проблем. Дополнительная высота обуви приводила к осложнениям после свадьбы, когда жених внезапно обнаруживал, что на самом деле он женился на очень низенькой невесте. Кстати, это породило и еще более невероятные законы: в Англии брачные узы могли быть аннулированы, если невеста фальсифицировала свой рост с помощью обуви. В Венеции деревянные галоши на платформе в конечном итоге провозгласили вне закона после того, как возросло количество выкидышей у женщин после падения с этой обуви.
Елизаветинской период 1560 - 1620гг. Обувь этого периода была сделана в основном из кожи, либо тонкой и мягкой, либо грубой, в зависимости от цены. Специальные заказы на бархат, атлас, шелк или парчу были призваны украшать обувь для богатых. Корк (пробковое дерево) или обычные пробки были тогда популярным материалом для подошвы и каблука. Первую форму каблука составляла именно пробка - ее помещали между кожаной подошвой и верхом обуви, поднимая таким образом пятку. Эта мода скоро стала популярной. Новые каблуки были сделаны либо из пробки либо из дерева, но покрывались той же тканью, что и верх. Передняя часть обуви поднимались, пока не придумали язычок. Его часто делали цветным, и это соответствовало цветам одежды знати. Вышивка на язычке обуви была важным элементом в Англии после Реформации. Ремесленники, которые очень старались показать свои таланты, могли их проявлять в церковной вышивке на одежде и обуви ей под стать. Всевозможные цвета использовали для каблуков. Коричневый, цвет шафрана, черной, белый, красный, зеленый, синий, желтый, розовый - все это можно увидеть на сохранившихся картинах той эпохи. Женскую обувь можно было
редко увидеть в этот период, она была прикрыта длинными юбками. Обувь была относительно мягкой, с невысокой подошвой и каблуком не больше двух сантиметров в высоту. Подошва была сделана из пробки около половины дюйма (1,25 см) толщиной. Носки тапочек и туфлей были слегка закруглены. Женскую обувь делали с высокими языками, а на Елизавете I красовались туфли с языками из белого шелка, который был в тон ее белой одежде. Королева Элизабет гордилась своими крошечными ногами, именно она тогда ввела моду на юбки чуть выше лодыжки, чтобы показать свои тонкие щиколотки и маленькие ножки, украшенные туфлями на высоком каблуке. Да-да, именно во время правления Елизаветы в Англии появились каблуки на туфлях. Обувь окончательно утратила округлость носка и стала более узкой. Новый стиль позволял плотнее охватывать стопы и держаться на ноге за счет введения кожаных ремешков на туфлях.
Галантный век, или мода эпохи Людовика XIV В 1660-1715 году мода на обувь изменилась под влиянием французского двора. Это был расцвет монархии. Мода на обувь прокатилась по Европе и докатилась до Нового Света. В ту пору были популярны пышные вычурные формы одежды и обуви. Если раньше мужчины носили только черные и коричневые туфли, то теперь стала популярна белая кожа, причем подошва и каблук были вызывающе красными. Кожа стала чередоваться с набиравшей популярность замшей. Женскую обувь той торы стали делать из бархата, шелка, атласа. Широкое использование аппликации в виде кос стало очень популярным, создавая полосатый эффект. Каблуки были тогда обычным явлением для мужчин. До 1700 года считалось, что каблуки стройнят мужчину и придают ему мужественность.
Эпоха революции 1775-1815гг. Наибольшие изменения в обувной моде в этот период пришли с новыми изобретениями. С 1790-х на рынке появляется лакированная кожа. Еор сначала такую обувь носили только женщины. Затем в 1780-х году лакированную коду стали носить и мужчины. Появились разные цвета кожаных лакированных туфель: красный, белый, желтый. Обувь приобрела шикарный внешний вид. Второе важное нововведение относится к концу этого века. Туфли стали делать на правые и левые. До 1800 года такого не было.

1815-1870гг.
На протяжении всего этого периода в обувной моде появилось много нововведений. Например, металлические отверстия для шнуровки. Они были запатентованы в 1823 году Томасом Роджерсом, хотя и медленно адаптировались к потребностям рынка. Очень долго люди не могли принять этого нововведения, и наконец в 1874 году ушки для шнурков стали делать машинным способом, увеличивая популярность металлических деталей. В 1830-х годах начали использование каучук. Эти изобретения привели к новой обувной моде, которая не менялась на протяжении длительного периода.
Первая мировая война и 40-е годы. Первая мировая война оказала огромное влияние на весь мир. Война резко изменила образ жизни каждого. Женщины заменяли мужчин на заводах, отдавая им свои деньги в первые месяцы войны. Претерпела изменения и обувь. Самыми популярными были сапоги с высокими голенищами и тяжелые армейские ботинки. Эту традицию сегодня с удовольствием продолжают подростки - армейские бутсы считаются писком молодежной моды. Сапоги в те времена шили лишь из натуральной кожи. И подгоняли по ноге их очень необычным способом: мокрая кожа натягивалась на ногу и так носилась два дня. Сапоги в итоге идеально ложились по ноге, хотя и сильно натирали поначалу. Зато их форма была сугубо индивидуальна и очень хорошо подходила каждому отдельно взятому владельцу. Только в 1937 году, просчитав, что кожа все-таки слишком дорога, изобрели и стали шить знаменитые кирзовые сапоги. Кирза - это не кожа, а хлопчатобумажная ткань, но не в один слой, а в несколько, обработанная специальными веществами в виде пленки. Эти вещества делали кирзу непромокаемой, хорошо защищающей ноги солдат от любых походных условий. Использовался также валяный сапог, в простонародье - валенок. Они были предметом воинского обмундирования, особенно зимой. Существовали даже специальные тонкие и кривые валенки для верховой езды. У модников 50-х годов впервые появился стилет-каблук - высокий, стройный каблук со встроенным металлическим шипом - он был, пожалуй, самой узнаваемой инновацией обуви в 50-х годах.
60-е годы. С изобретением мини-юбки появились модные сапоги-ботфорты. В шестидесятые годы свободные сапоги с передним швом уступили сапогам, которые очень плотно прилегали к ноге, так называемому сапогу-чулку. Их делали из кожи и текстиля. Сапоги «гоу-гоу» были одной из самых запоминающихся модных тенденций 1960-х годов. Их делали разной высоты, в том числе до лодыжки, высокие до бедра. Что-что, а эти сапоги должны были стать обязательным атрибутом в гардеробе молодой женщины. А затем верх в моде взяла обувь хиппи. Она характеризовала целое десятилетие. Сложно описать эту обувь в двух словах. Дети цветов, хиппи ходили босиком, носили простые сандалии и мокасины и покупали обувь в подпольных ретро-магазинах. Хиппи могли носить что угодно, лишь бы это не соответствовало модным тенденциям сегодняшнего дня.
Семидесятые. Цвет и ткань выбор в этом десятилетии был очень ограничен. Пластмасса, изделия из кожи, ткани, дерева и бесчисленное множество других более причудливых материалов использовались для создания и украшения обуви. Очень немногая обувь в этот период была сшита из простой кожи. Очень популярной тенденцией стало объединение нескольких различных цветов и материалов. С тех пор как в 1976 году в Москве на фабрике под названием «Парижская коммуна» установили немецкий станок «Десма», там стали выпускать модели на литьевой подошве. Это был последник крик моды. Который подражал западным образцам обуви типа «аляска» - сапоги «дутики». Правда, советские модели были намного более неуклюжими, они промокали и быстро рвались, зато были дешевыми и доступными - их тогда носила вся страна. Такой ажиотаж на дутые сапоги на литьевой подошве был вызван достижениями космоса. Дутыми, как у космонавтов, были не только сапоги, но и куртки, и шапки, и даже перчатки. Они привлекали потребителя теплом и удобством. В то же время в моду вошли другие, совсем не похожие на «дутики» модели - сапоги с узкими носами и железными заклепками. Их называли буратинами. Эти сапоги было крайне трудно достать, они стояли людям целой зарплаты, но очереди за ними были так длинны и эмоциональны, что рядом непременно находился отряд конной милиции.
Восьмидесятые. Самая большая инновация в это время пришлась на долю спортивной обуви. Теннисные туфли семидесятых годов на Западе превратилась в сотни разных стилей и брендов, каждый со своей специальной конструкцией. В подошвы уже научились добавлять воздух - это было комфортно и эргономично. Именно тогда впервые стали использовать понятие ортопедической обуви, которая снижала усталость ног и позволяла людям двигаться быстрее и дольше.
Девяностые годы. В этом десятилетии новые технологии оказали огромное влияние на обувь. Появились такие материалы, как микрофибра, стрейч-ткань и различные синтетические материалы. Модели в основном повторяли ретро-стиль с небольшими изменениями. Был улучшен производственный процесс, появилась компьютерная вышивка и другие новые методы украшения обуви. Это были уже более сложные возможности украшений обуви, которые использовались не для дворян и правителей, как раньше, а для массового рынка. В нашей стране в девяностых у женщин появилась возможность выбирать из широкого диапазона стилей, чтобы удовлетворить любое свое настроение, пойти на бизнес-вечеринку или любое другое событие. Удобные ботинки на низком каблуке, высокие шпильки, и обувь со средней высотой каблуков выполнялась из разных видов кожи, замши и ткани.

История возникновения обуви уходит глубоко корнями в древние времена, когда наши предки довольно стремительно адаптировались к условиям сурового окружающего мира и придумали способ безболезненно продвигаться по местности, догадавшись сшить себе накладки на ноги из шкур. Есть предположения, что первая обувь была изобретена около 30 тысяч лет назад в западной части Евразии.

Первая обувь представляла собой нечто наподобие портянок из шкуры медведя, при этом утепленной изнутри сухой травой. Однако по истечении столь колоссального срока времени, исследователям и палеонтологам сложно определить точную историю возникновения первой обуви.

Более достоверными фактами являются сведения об обуви в Древнем Египте, где египтяне обувались в сандалии, состоящие из папируса, а также пальмовых листьев, привязывающихся к стопе ноги кожаными ремешками.

В Древней Греции, помимо обыкновенных сандалий люди обучились шитью полуботинок с задником, а также сапожек на шнуровке, имевшим огромный спрос среди женщин. Но настоящим прорывом в эволюции обувной моды, стал момент изобретения греками пары обуви, в которой ботинки шьются по разным лекалам.

У римлян того времени присутствовало две разновидности обуви - это туфли покрывающие всю ногу и спереди затягивающиеся шнурком, а также сандалии защищающие только подошву ноги и крепящиеся к стопе ремешками.

По истечении времени, Средневековая Европа отказалась от классических сандалий. Они предпочли грациозные туфли с длинными, поднятыми и даже загнутыми вверх носами. Наиболее интересным является то, что по длине обуви определялся социальный статус их владельца. К примеру, рядовые дворяне имели разрешение на покупку обуви на полтора сантиметра больше истинного размера ноги, в то время как князьям на целых три сантиметра.

В начале восемнадцатого века произошла ещё одна значимая революция в обувной моде. По той причине, что юбки стали гораздо короче и обувь перестало скрывать длинное платье, поэтому подошву изящных и легких туфелек стали делать всё выше и выше. Обувь обрабатывали шитьем и разнообразными украшениями, охотно выставляя напоказ.

Эпоха Просвещения внесла немалые коррективы в обувную моду. Таким образом, лидерство шелковых туфель заняли комфортные и практичные кожаные ботинки. Форма обуви преображается став более практичной и жесткой, на ней появляется шнуровка или застежки.

Новаторство обувной моды двадцатого века, обуславливается тем, что форма обуви начинает иммитировать форму стопы и стелька становится ассиметричной. Дизайнеры и разработчики активно начинают экспериментировать с более дешевыми материалами, нежели кожа. В ход пускают войлок, парусину, резину и многие другие тканевые материалы.

В современном мире совершенствуется не только форма и оформление обуви, но в основе приоритетности стоит разновидности продаж в розницу. Возникают специализированные обувные магазины и бутики. Наибольшую популярность завоевывают брендовые названия обуви, коллекции выставляются на различных показах мод. Однако, как и в самом истоке появления обуви, наиболее ценной продукцией считается обувь выполненная ручным трудом из красивых видов кожи и ткани, а также с декоративной отделкой любой тематики.

Сегодня в центрах торговли обувью модницы легко подберут для себя стильную и удобную обновку по разумным ценам - дилемма выбора между удобными сапогами с низкой посадкой или модными на шпильках осталась в прошлом. Но еще в XX века женских сапог вообще не существовало в торговой сети.

Первые сапоги

Прежде определимся - сапогами называется высокая обувь, закрывающая голени их владелицы. С полной уверенностью назвать место и временной период, подарившие современному миру обувь с высоким голенищем, сейчас уже невозможно. Большинство ученых склоняются к версии о древнегреческом происхождении сапог, летние модели которых - с высокой шнуровкой, обхватывающей голени - популярны по сей день.

Греческие сапоги-сандалии носили мужчины и женщины Древней Греции. Кстати, именно в этой стране были созданы еще два вида модных сапог - ботфорты с голенищем-чулком и летние модели с открытым носом. Их расцветка варьировалась от классических черного и белого тонов до ярких оттенков, в том числе красного. Сапоги считались праздничной обувью - древние греки обоих полов обували их, собираясь на званый прием.

Сапоги скифов

Племена, населявшие обширные равнины от Азии до Восточной Европы в античном периоде и раннем средневековье, относились к сапогам, как к непременному элементу своего гардероба. Особым предпочтением среди скифов пользовались сапоги с широким и мягким голенищем, позволяющим заправлять внутрь нижнюю часть штанов.
Каждая пара сапог отделывалась тонкой вышивкой или мозаичной аппликацией, подчеркивающей принадлежность владельца к племени скифов. Женщины этого народа носили невысокие красные сапоги из мягкой кожи, отороченные мехом.

Средневековая обувь с высоким голенищем

Среди населения Европы в эпоху средневековья сапоги не были популярны, прежде всего, из-за неприглядного вида - кожа грубой выделки и очень длинное голенище, закрывающее колено. Такую обувь носили лишь мужчины, обувая ее перед длительной верховой поездкой. Элегантность женских ножек в те времена подчеркивалась при помощи миниатюрных ботинок из мягкой кожи.

Сапоги народов Древней Руси

Надежная защита ног владельца от холода и влаги обеспечили сапогам популярность во время холодных сезонов среди населения Руси. По мнению исследователей, сапоги были завезены Древнюю Русь кочевниками тюркских племен, носивших эту обувь во время верховой езды.
Сапоги определяли статус их владельца - носить их могли лишь представители русской знати, крестьяне же в любое время года обували лапти. Среди населения Сибири были распространены жесткие сапоги из толстой кожи и на массивной подошве, мехом внутрь. Для северных народов такие сапоги были остро необходимы, их носили все слои населения, независимо от пола и возраста.

Современные модели сапог

В конце XIX века технологии обувного производства подверглись глубокой модернизации. Стельки асимметричной формы, технология создания обуви, максимально совпадающей с формой стопы, разработка дешевых материалов для пошива - сапоги впервые становятся доступны по цене для населения нашей планеты. Первые десятилетия прошлого века эту обувь носили исключительно мужчины.
Женские сапоги впервые появились около середины XX века - оснащенные молнией, украшенные аппликацией, вышивкой и бантами, они стали шедеврами обувного дизайна. А вот у современных мужчин сапоги мало популярны - они превратились в элемент военной амуниции и спецодежды.

История обуви

Познавательная информация со средних веков до XIX века.

История обуви насчитывает не одно тысячелетие. Наиболее достоверные сведения о том, какую обувь носили наши предки относятся ко времени существования Древнего Египта и Древней Греции. В то время были популярны всевозможные сандалии, которые изготовлялись таким образом, что по обуви можно было различать представителей разных сословий. Кроме того, мужская и женская обувь различалась по цвету, а вышивка и жемчужные украшения указывали на то, что такая обувь предназначена для особых случаев.Средневековая Европа на замену сандалиям предложила туфли с длинными, загнутыми вверх носами. С тех времён моду на обувь проследить стало легче - по картинам, гравюрам и иллюстрациям. Кроме того, обувь того времени достаточно широко представлена в музеях.

В эпоху Средневековья особенно интересны пулены - туфли с длинными, загнутыми вверх носами, которые часто украшались колокольчиками или бубенцами.Французский король Филипп IV даже издал специальный закон, согласно которому вся знать должна была носить только такую обувь. В XIV веке длина туфель демонстрировала знатность их владельца: нос туфель возрастал по длине в зависимости от ранга. Чтобы ходить было удобно и не спотыкаться, очень длинные носы привязывали загнутый кончик туфли к ноге бечёвкой. Такая форма носов туфель сохранялась даже в доспехах.

Пулены в живописи и элемент доспеха, выставленный в музее


Фрагмент картины и экспонаты музеев (примерно XIV-XV век)


Изображение на деревянном холсте: Святой Геогрий, убивающий дракона.

В эпоху Возрождения обувь изготавливали из кожи, бархата, шёлковой и шерстяной ткани разных цветов. Носили сапожки и туфли из мягкой кожи или замши. Внешне туфли тех времён всё больше приближались к тем моделям, которые мы носим сегодня. Обувь украшалась узорной перфорацией, в изготовлении использовались материалы разных цветов.


Женские туфли, сделанные в Италии (1605 г)

В XV веке туфли стали удобнее за счёт того, что изменились, став короче и шире (такие модели называют «коровьи морды»). С увеличением и расширением передней части пары сужалась и уменьшалась задняя, и уже в 20-х годах XVI века башмаки стали так мелки, что едва держались на ногах и поэтому крепились завязками на подъёме.


Элемент доспехов; кожаные туфли, выполненные в Англии (XVI век).


Вместе с модой на многочисленные разрезы в костюме, вошли в моду «медвежьи лапы»- туфли из цветной кожи или бархата, без каблуков с широкими носами, модными в середине XVI столетия. Их украшали разрезами, через которые была видна подкладка другого цвета.


Портрет Филиппа II; фрагмент живописного изображения.

В XVII веке, в эпоху барокко в моду вошли каблуки и банты на туфлях. На балах даже мужчины обязаны были появляться в туфлях, украшенных огромными бантами из лент (таких бантов могло быть даже по два: один, побольше, — на подъёме, другой, поменьше — около носка). Но во всех прочих случаях жизни они предпочитали ботфорты — высокие сапоги с квадратными носами, голенища которых заканчивались широкими раструбами. Их обычно опускали до уровня колен и носили вместе с канонами — своеобразными гамашами и вверху отделывали тонкими кружевами.


Ботфорты из музея; картина питера де Хоха «Пустой стакан».


Своего предела высота подошвы и каблуков достигла в XVII веке, в годы правления Людовика XIV (считается, что король, будучи небольшого роста, ввёл моду на высокие каблуки намеренно, чтобы казаться выше). Высокие каблуки красного цвета (иногда даже расписанные изящными миниатюрами) надолго вошли в обиход придворных кавалеров.


Портреты Людовика XIV, 1670 и 1701 годы.


Мужские портреты начала XVII века.

Дамы носили в то время изящные, лёгкие туфельки из бархата, шёлка и парчи. Примечательно, что одной из популярных моделей стали туфли slap-sole shoes, идея которых была позаимствована из мужского гардероба. Изначально такие туфли были мужскими и использовались они во время верховой езды. Принцип их работы был следующий: каблук удерживал ногу в стремени, но при спешивании он проваливался в землю, что доставляло неудобства. Поэтому, для защиты каблука и удобства на обувь надевалась отдельная подошва. Её особенностью было то, что при ходьбе она стучала о каблук.


Женские портреты начала XVII века



Предположительно итальянские туфли, примерно 1670 год; французские туфли из шёлка и кожи, 1690-1700 гг


Туфли, сделанные в 1651 году; предположительно итальянские туфли, 1690-1720 гг


Итальянские туфли с паттернами- подставками для защиты от луж и грязи, 1660-е гг; туфли slap-sole shoes.

В XVIII веке, эпоху рококо, ещё больше возрастает значение украшений и декора в обуви: пряжек, шнуровок и бантов. Для дамской обуви тех лет характерен каблук в форме рюмочки и туфли без задников.


Мужские портреты первой и второй половины XVIII века


Иллюстрация конца XVIII века; женский портрет, 1763 год


Франсуа Буше «Туалет», 1742


Европейские туфли, 1750-1760 гг; предположительно английские туфли, начало 1730-х гг


Французские туфли, начало XVIII века; европейские туфли, 1780-85 гг


Женские туфли с защитными паттернами


Туфли первой половины XVIII века

Во время и после Революции во Франции в моде тоже произошла настоящая революция под знаком «возвращение к античному костюму». Это был своеобразный протест против аристократии. Исчез каблук, популярность приобрели разноцветные туфельки на завязках, напоминающие современные «балетки» и ботиночки в том же стиле. Часто туфельки украшали вышивкой шерстью, шёлком и бисером.


Томас Лоуренс «Портрет Георга IV», 1816; Портрет Луизы Орлеанской, 1830


Портрет Фелисите-Луизы Дюрфор, 1808; портрет Варвары Голицыной, 1792


Туфли, 1820 год; ботинки, 1851 год


Свадебные ботинки, 1865 год; женские ботинки, 1845-1865 гг


Европейские туфли, 1800 год; свадебные туфли королевы Виктории


«Предки» современных слиперов, сделанные в Англии, приблизительно 1800-1850 гг


Женские ботинки, 1850 г; вечерние туфли императрицы Евгении


Таким туфелькам из шёлка и атласа в непогоду на улице требовалась защита.

С возвращением в моду кринолинов, а позже - турнюров, юбки практически полностью закрывают обувь. С середины XIX века начинает появляться обувь на каблучке, место шёлковых туфель занимают удобные и практичные кожаные ботинки. Форма обуви становится более жесткой, появляется шнуровка и застежки. Самая модная модель того времени — полуботинки и высокие ботинки на каблучке-«рюмочке» средней высоты с пуговицами и шнуровкой.


Вечерние туфли, 1875-85 гг; свадебные туфли, сделаны в 1886 году



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх