Меня не принимают! Как помочь ребёнку, если его игнорируют сверстники. Пять главных школьных проблем, и как помочь ребенку с ними справиться

Непослушных детей, а тем более детей, "отбившихся от рук", принято обвинять. В них ищут злой умысел, порочные гены и т.п. На самом же деле, в число "трудных" обычно попадают дети не "худшие", а особенно чувствительные и ранимые . Они "сходят с рельсов" под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые.

Отсюда следует вывод, что "трудный" ребенок нуждается только в помощи - и ни в коем случае не в критике и наказаниях.

Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики. Это на поверхности кажется, что он "просто не слушается", "просто не желает понять ", а на самом деле причина иная. И, как правило, она эмоциональная, а не рациональная. Больше того, она не осознается ни взрослым, ни самим ребенком.

Психологи выделили четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей.

Первая - борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит способ его получить - непослушание. Взрослые так и сыплют замечания... Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого.

Вторая причина - борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки. Знаменитое требование "я сам" двухлетнего малыша сохраняется в течение всего детства, особенно обостряясь у подростков. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Но им становится особенно трудно, когда с ними общаются, в основном, в форме указаний, замечаний и опасений. Взрослые считают, что так они прививают детям правильные привычки, приучают их к порядку, предупреждают ошибки, вообще - воспитывают.

Это необходимо, но весь вопрос в том, КАК это делать. Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать. Воспитатель сталкивается с упрямством, своеволием, действиями наперекор. Смысл такого поведения для ребенка - отстоять право самому решать свои дела, и, вообще, показать, что он личность. И не важно, что его решение подчас не очень удачно, даже ошибочно. Зато оно свое, а это - главное!

Третья причина - желание отомстить. Дети часто бывают обижены на взрослых. Причины могут быть очень разные: учительница более внимательна к отличникам, родители более внимательны к младшему, развод родителей, ребенка отлучили от семьи (положили в больницу, послали к бабушке), родители постоянно ссорятся, учитель постоянно делает несправедливые замечания и т.д.

Много и единичных поводов для обиды: невыполненное обещание, резкое замечание, несправедливое наказание...

И снова в глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности - все те же протесты, непослушание, неуспеваемость. Смысл "плохого" поведения в этом случае можно выразить так: "Вы сделали мне плохо - пусть и вам будет тоже плохо!.."

Наконец, четвертая причина - потеря веры в собственный успех. Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика могут не сложиться отношения в классе, а следствием будет запущенная учеба; в другом случае неуспехи в школе могут привести к вызывающему поведению дома и т.д.

Подобное "смещение неблагополучия" происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он, вообще, теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: "Нечего стараться, все равно ничего не получится". Это - в душе, а внешним поведением он показывает: "Мне все равно", "И пусть плохой", "И буду плохой!"

Согласитесь, что стремления трудных детей вполне положительны и закономерны и выражают естественную потребность в тепле и внимании, потребность в признании и уважении его личности, чувство справедливости, желание успеха. Беда "трудных" детей в том, что они, во-первых, остро страдают от нереализации этих потребностей и, во-вторых, от попыток восполнить эту нехватку способами, которые ничего не восполняют.

Почему же они так "неразумны"? Да потому, что не знают , как это сделать иначе! И поэтому всякое серьезное нарушение поведения ребенка - это сигнал о помощи . Своим поведением он говорит нам: "Мне плохо! Помогите мне!"

Задача понять причину, на первый взгляд, непростая. Ведь разные причины внешне проявляются одинаково. Например, плохая учеба может быть связана и с желанием привлечь внимание, и с нежеланием подчиняться чужой воле, и с попытками "отплатить" родителям, и с потерей веры в свои силы. И все же выявить истинную причину плохого поведения довольно просто, хотя способ может показаться весьма странным - нужно обратить внимание на собственные чувства.

Посмотрите, отметьте, какая эмоциональная реакция возникает у вас самих при повторном непослушании ребенка. При разных причинах эта реакция разная. Вот такой удивительный факт, что переживания взрослых - это своеобразное зеркало скрытой эмоциональной проблемы ребенка.

Если ребенок борется за внимание, то и дело досаждая своими выходками, то у нас возникает раздражение .

Если подоплека - противостояние воле воспитателя, то у последнего возникает гнев .

Если скрытая причина - месть, то ответное чувство у нас - обида .

Наконец, при глубинном переживании ребенком своего неблагополучия мы оказываемся во власти чувства безнадежности , а порой и отчаяния .

Как мы видим, чувства разные, и вполне можно понять, какое именно подходит к конкретному случаю. Что же делать дальше?

Первый и общий ответ на него такой - постараться не реагировать привычным образом, то есть так, как уже ждет от вас ребенок. Дело в том, что в подобных случаях образуется порочный круг.Чем больше взрослый недоволен, тем больше ребенок убеждается, что его усилия достигли цели, и он возобновляет их с новой энергией. Значит, наша задача - перестать реагировать прежними способами и тем самым разорвать заколдованный круг.

Конечно, сделать это нелегко. Эмоциям не прикажешь, они включаются почти автоматически, особенно когда конфликты застарелые, "со стажем". И все же изменить характер общения можно! Можно остановить если не эмоцию, то, по крайней мере, все, что за ней следует: замечания и наказующие действия. Если в следующий момент вам удастся уяснить, что именно вы почувствовали, то нетрудно будет разгадать и проблему ребенка: с чем, против чего или от чего он "воевал". А уж после этого гораздо легче перейти с позиции воздействия, исправления на позицию помощи, взаимодействия. Помощь в каждом случае, конечно, будет разная.

Если идет борьба за внимание, необходимо найти способ показать ребенку ваше положительное внимание к нему. Делать это лучше в относительно спокойные моменты, когда никто никому не досаждает и никто ни на кого не рассержен. Например, это могут быть совместные занятия, игры, прогулки, заслуженная похвала и т.п. Стоит попробовать, и вы увидите, почувствуете, какой благодарностью отзовется ребенок.

Что же касается его привычных "выходок", то их лучше всего оставлять без внимания. Через некоторое время ребенок обнаружит, что они не действуют, да и надобность в них, благодаря вашему положительному вниманию, отпадет.

Упаси бог вообще игнорировать этого ребенка. В таком случае сформируется асоциальный в своем поведении человек.

Если источник конфликтов - борьба за самоутверждение, то следует, наоборот, уменьшить контроль за делами ребенка. Мы уже говорили, как важно для детей накапливать опыт собственных решений и даже неудач. В переходный период налаживания ваших отношений воздерживайтесь от таких требований, которые, по вашему опыту, он скорее всего не выполнит. Напротив, очень помогает то, что может быть названо "методом подстройки" - вы не оспариваете решение, к которому он пришел, а договариваетесь с ним о деталях и условиях его выполнения. Но больше всего поможет избавиться от излишнего давления и диктата понимание, что упрямство и своеволие ребенка - это лишь раздражающая вас форма мольбы: "Позволь же мне, наконец, жить своим умом". Помните, что прожить чужую жизнь - задача неблагодарная.

Если вы испытываете обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить ее вам? Какая боль у него самого? Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, надо, конечно, постараться ее устранить.

Самая трудная ситуация - у отчаявшегося взрослого и разуверившегося в своих силах ребенка (подростка). Разумное поведение воспитателя в этом случае - перестать требовать "полагающегося" поведения. Стоит "сбросить на ноль" свои ожидания и претензии. Наверняка ребенок что-то может и к чему-то даже очень способен. Но пока он у вас такой, какой есть. Найдите доступный для него уровень задач. Это ваш исходный плацдарм, с которого вы можете начать двигаться вперед. Делайте с ним что-нибудь вместе, сам выбраться из тупика он не может. При этом нельзя допускать в его адрес никакой критики!

Ищите любой повод, чтобы его поощрить, отмечайте любой, даже самый маленький успех. Постарайтесь подстраховать его, избавлять от крупных провалов. Вы заметите и почувствуете, что первые же успехи окрылят вашего ребенка.

Помните, что бесполезно ждать, что ваши старания наладить мир и дисциплину в семье или в классе приведут к успеху в первый же день. Путь предстоит долгий и трудный, он потребует от вас немалого терпения. Вы, наверное, заметили, что главные усилия надо направить на то, чтобы осознавать свои отрицательные эмоции (раздражение, гнев, обиду, отчаяния) и переключать их на конструктивные действия. Да, в каком-то смысле придется менять себя. Но это - единственный путь воспитания.

И последнее, что очень важно знать. Вначале, при первых ваших попытках улучшить взаимоотношения, ребенок может усилить свое плохое поведение! Он может не сразу поверить в искренность ваших намерений и будет проверять их. Так что придется выдержать и это серьезное испытание.

«Этот ребенок не хочет учиться совсем! Таким умным, сообразительным рос. В 2 года уже буквы и цвета знал. А как стихи читал - все на детской площадке завидовали. А теперь, как подменили…Почему у него такая неприязнь к школе?» Такие восклицания родителей не редкость. Довольно часто к психологам обращаются родители детей, которые не желают учиться, ходить в школу, не проявляют интереса к учебе как таковой. Мамы и бабушки (а именно они зачастую занимаются их образованием) бьют тревогу, ругают, стыдят, рисуют «лентяю» неблаговидное будущее, требуют, а иногда дело доходит и до ремня. Затем в бессилии что-либо сделать ищут помощи у психолога. Попробуем разобраться, почему дети не хотят учиться, кто в этом виноват и что делать.

Возможные причины нежелания учиться

Среди причин, по которым дети не хотят учиться в школе, можно выделить основные 5. Прочитать их следует родителям, столкнувшимся с подобной ситуацией, абсолютно беспристрастно, не примеряя написанное на себя. Затем, спокойно обдумав прочитанное, поразмыслить, чем описанное напоминает реальные проблемы, возникшие в их жизни, с которыми столкнулись их дети. В следующем разделе будут даны советы для выхода из описанных ситуаций.

  • Ответственность за учебу взяли на себя родители.

Этот случай довольно распространен в наше время. Родив малыша, мама опекает каждый его шаг, каждое слово, каждое действие. Когда ребенок начинает учиться в школе, мама делает вместе с ним (а иногда практически за него) домашнее задание, собирает ему портфель, она находится всегда в курсе всех школьных дел. Сам ребенок совершенно лишается права голоса, также у него пропадает надобность думать и самостоятельно что-то делать. Все уже решено мамой. Иногда в роли тотального «опекуна» выступает бабушка.

Что при этом чувствует мама (бабушка)? Отдавая себе отчет в том, что учиться в настоящее время в школе довольно сложно, она принимает на себя право помощи «маленькому, несмышленому» ребенку. Также в настоящее время среди мам распространен такой лозунг: «Я сделаю для своего ребенка все!» Помощь и внимание - это очень важно для малыша, если не перегибать палку.

Еще одна похожая ситуация - тотальный контроль. Она отличается от предыдущей тем, что родитель не стремится сам делать за ребенка его школьные обязанности, но постоянно отдает приказы, которые малыш исполняет. Процесс выполнения уроков регулируется из-за плеча бдительным контролером, дети садятся за уроки не тогда, когда хотят, а когда прикажут, сбор рюкзака также происходит под настоятельные «советы» диктатора. Но итог при данном поведении родителей такой же: у сына или дочери полностью отсутствует ответственность, касаемая школьных дел.

В итоге ребенок не хочет учиться. Что в первую очередь делают родители, чтобы обучение в школе (в частности оценки) не пострадало? В первом случае увеличивают опеку, во втором - контроль. Если продолжать в том же духе, можно «сломать» волю ребенка. А у тех, кто еще сопротивляется, подобное поведение вызывает протесты: скандалы, конфликты, лень, прогулы, неприязнь к школе.

  • Ленивый гений.

Если ребенок с детства обладает выдающимися способностями, родители прочат ему блестящее будущее. Каково же бывает их разочарование, когда маленький гений вдруг заявляет, что ему не интересно в школе и ничему учиться он не хочет. Такие дети ходят на уроки из-под палки, в итоге страдает успеваемость. На мам и пап обрушиваются многочисленные жалобы учителей, а классный руководитель просит принять меры. А родители не знают, что делать, не представляют, как побороть его лень.

  • Неимение потребности в познании нового.

Выше был рассмотрен отрицательный пример чрезмерной опеки ребенка. Есть и другая сторона монеты: дети, фактически воспитывающиеся «на улице», могут иметь хорошие природные данные, касающиеся умственного развития, но недостаток родительского внимания и общения с образованными людьми не дает развиться у таких детей познавательному интересу. Другими словами, дети не имеют потребности в узнавании чего-то нового. Если благодаря природным данным в начальной школе они могут учиться хорошо, то в средних классах возникают проблемы – ребенок не видит смысла в обучении. И родители зачастую ничего с этим не могут поделать.

  • Конфликтные ситуации в школе.

Часто дети не хотят ходить в школу из-за сложностей с одноклассниками или учителями. В данной ситуации нежелание учиться выступает вторичным фактором. Ребенок тратит свою энергию и внимание на проблемы, а на обучение сил не хватает.

  • «Бедненький больной».

Дети с различными заболеваниями, о которых известно классному руководителю и учителям, часто симулируют приступы и недомогания. Все их жалеют, делают поблажки, относятся снисходительно. Дома можно прикинуться больным и не пойти на уроки, а если совсем надоест учиться, то можно и лечь в больницу. Самое главное: никто строго за прогулы не спросит, приличную оценку «натянут» из жалости. Тогда у ребенка возникает резонный вопрос: зачем прилежно учиться и ходить в школу, если и так все будет?

Что делать?

Мы рассмотрели некоторые причины, по которым ребенок не хочет учиться. Теперь перейдем к самому интересному. Какие советы можно дать родителям? Будем разбирать так же, по ситуациям.

  1. При чрезмерной опеке и контроле со стороны родителей стоит послушать психолога и отпустить вожжи. Многие родители зададутся вопросом: почему данная мера подействует? Не скатится ли ребенок совсем на двойки? Стоит сразу предупредить мам и пап, что принятие ответственности на себя - это процесс долгий. Сначала успеваемость упадет, так как ребенок, вырвавшись из-под гнета, начнет делать то, что ему долгое время запрещали. Затем он почувствует, что числиться в двоечниках не так-то приятно, и будет делать первые шаги на пути улучшения успеваемости. Как только ребенок почувствует вкус успеха, он уже не сможет от него отказаться. К нему наконец-то придет осознание того, что делать ошибки не так уж и страшно, а получать награду за труд - очень приятно!
  2. В случае с ленивым гением проблема заключается в том, что одаренного ребенка с детства хвалили за то, что он сообразительный и умный. Но это всего лишь природная данность, как цвет волос или рост. Он думает: почему я должен прилагать усилия, учиться, чтобы получить одобрение родителей и учителей, если я — одаренный от природы и всегда мной восхищались просто так? На основе данного при рождении высокого потенциала следует учиться и получать знания, которые пригодятся в жизни. Это и нужно объяснить ленивому гению.

    Также, по мнению психолога, если ребенок явно отличается от одноклассников высотой уровня развития и скучает на уроке, стоит подобрать для него специализированную школу, где усложненная программа поможет ему почувствовать «вкус новых знаний». Это положительно отразится на успеваемости.

  3. Ситуация с отсутствием потребности познания нового грустная, но довольно распространенная. Развить познавательный интерес в ребенке могут родители, но из-за специфики данной ситуации чаще всего это невозможно. Счастьем для ребенка будет, если в школе преподаватели привьют ему интерес хотя бы к одному предмету. К тому, который ему ближе всего. Заронив в душу ребенка искру познания, можно разжечь костер, требующий все новых и новых знаний. К счастью, такие чуткие и неравнодушные преподаватели встречаются довольно часто.
  4. Если возникают проблемы в школе с одноклассниками или учителем, родителям стоит деликатно разъяснить ситуацию. Когда все нюансы будут ясны, нужно продумать пути разрешения конфликта. Если самостоятельно сделать это не получается, стоит прибегнуть к помощи психолога.
  5. Чтобы избежать возникновения подобной ситуации, следует продуманно общаться с ребенком, больным хронической болезнью. Нельзя допускать, чтобы он начал манипулировать родителями, причем это касается не только проблемы, когда дети не хотят ходить в школу, а в целом поведения по жизни. Но если проблема возникла, то убедить ребенка в том, что нельзя жить за счет сочувствия окружающих, - это титаническая работа, которая может затянуться надолго. Лучшее, что можно сделать, - воспользоваться консультацией профессионального психолога.

Подстелем соломки, или как предупредить неприятную ситуацию

Часто детская душа - потемки для родителей. Советы психолога помогут разобраться в возможных причинах неприятия школы и учебы. Но всегда легче предупредить, чем потом разбираться в случившемся, задаваться вопросом: «Почему?» и думать, что делать.

Советы для родителей дошколят помогут в будущем предупредить нежелание учиться.

  1. Детсадовский возраст - самое время, чтобы научить ребенка учиться, трудиться. Как ни странно, к процессу систематического обучения нужно привыкнуть, он должен стать постоянным спутником малыша (а в будущем – взрослого человека) по жизни.
  2. Давайте ребенку больше свободы для самовыражения. С 4 лет он должен сам одеваться в детский сад, иметь домашние обязанности, помнить про выполнение домашних заданий (в детских садах в этом возрасте у малышей уже бывают занятия по математике).
  3. Воспитывайте в малыше усидчивость, доводите начатое до конца. Это касается поделок, рисунков и других подобных занятий. Только нельзя настаивать и силком заставлять ребенка завершить начатое. Можно, например, предложить отдохнуть и вернуться к делу позже. Но вернуться обязательно, чтобы увидеть результат.
  4. Когда кроха видит результат своего труда, его нужно непременно похвалить. Почувствовав успех, он будет каждый раз стремиться к одобрению. Тем самым в его голове отложится: чтобы получить похвалу, нужно потрудиться.
  5. Не насилуйте ребенка обилием занятий и кружков, не лишайте его игр и детства. Тем самым с дошкольного возраста можно уже отбить желание учиться.
  6. Не ставьте для малыша завышенных планок, которые превосходят его возможности. Неудачи заставляют некоторых детей опускать руки. Впоследствии ребенок будет бояться, что в результате обучения он допустит ошибку и получит негативную реакцию со стороны родителей, чье мнение для него важнее всех на свете.

Что делать, если ребенок не хочет учиться? В первую очередь, не обвинять его! Взрослым нужно присмотреться к ситуации, найти причину и продумать ее решение. При желании всегда можно обратиться к профессиональному психологу, который поможет разобраться в случившемся и подскажет правильный выход. Мира и спокойствия вашей семье!

Для успешного развития психики ребенка, его способностей необходимо, чтобы малыш чувствовал себя уверенно, не боялся проявить себя, свои возможности, стремился к лучшему, был открыт и честен. Неуверенные взрослые чаще всего вырастают из неуверенных детей.

Неуверенность в себе – это заниженное представление о собственных возможностях и способностях.

Уверенность в себе – это важное качество для ребенка, которое указывает на то, что он ценит себя, отвечает за свои поступки, готов справиться с жизненными проблемами. Развитие уверенности у малыша необходимо начинать в раннем возрасте. Эта черта личности продолжает развиваться на протяжении всей жизни. Уверенным может стать любой ребенок независимо от пола и возраста.

Нотки неуверенности можно увидеть в чаде не сразу, родителям не всегда удается распознать ситуацию, когда ребенку уже необходима помощь.

Люди, постоянно испытывающие нерешительность, сомневающиеся в себе и своих возможностях, ощущают значительные трудности в жизни, им сложнее достичь значимого успеха, они постоянно пытаются вызвать одобрение со стороны, не могут понять, чего хотят.

Именно поэтому так важно искоренить зарождающееся чувство неуверенности в вашем ребенке как можно скорее.

Как понять, уверен ли в себе ваш ребенок

Понаблюдайте и задумайтесь, как ведет себя ребенок дома, в детсаду или школе, со сверстниками.

Если ребенок разговаривает тихо, даже если того не требует ситуация, часто грызет ногти, поправляет одежду без видимых на то причин, облизывает губы, то это мелкие признаки нерешительности, неуверенности и закомплексованности.

Вот еще несколько признаков неуверенного поведения:

  • ребенок отводит взгляд, когда разговаривает с человеком;
  • пытается уйти от ответа взрослого;
  • излишне недоверчив, раздражается в присутствии других людей;
  • часто сердится на посторонних;
  • боится не справиться с поручением взрослого и не хочет брать на себя ответственность;
  • боится трудностей и всегда выбирает дела полегче;
  • паникует перед выполнением новых дел;
  • имеет ряд страхов и даже фобий;
  • стесняется знакомиться и общаться с новыми людьми;
  • не имеет собственного мнения;
  • пишет и рисует очень мелко, слабо давя на карандаш;
  • иногда проявляет агрессию и беспричинно плохо себя ведет;
  • сутулится.

Если в вашем ребенке проявляются хотя бы некоторые их перечисленных признаков, то вам стоит начать работу над собственными ошибками в воспитании и обязательно развивать в чаде уверенность в себе.

Часто неуверенные застенчивые дети способны проявлять раздражение по отношению к домашним животным и близким людям. Повзрослев, такие дети понимают, что они ничего не достигли в жизни, демонстрируют зло к окружающим, обвиняя их во всех бедах.

Светлана Войтенко, детский психолог: «Уверенность в себе – это очень широкое понятие. Его развитию способствуют позитивное видение мира, самоуважение, устойчивую самооценку, веру в свои возможности и т.д. Уверенность в себе формируют, прежде всего, родители, правильное домашнее воспитание. Конечно, важны и взаимоотношения со сверстниками, взрослыми и вообще школьная атмосфера. Если у ребенка есть проблемы в школе, стоит поговорить с учителем или со школьным психологом».

Если ребенок вырос неуверенным, ему могут быть присущи такие черты:

  • замкнутость;
  • необщительность;
  • робость;
  • слепое подражание уверенному ребенку;
  • трудность в установлении контакта с незнакомыми людьми;
  • заниженная самооценка;
  • заторможенность, упрямство.

Откуда появляется неуверенность

Самая частая причина детской неуверенности – воспитание и обращение с ребенком в семье и его ближайшем окружении. Даже самые любящие родители порой допускают ошибки, считая, что поступают в интересах ребенка. Рассмотрим основные факторы, влияющие на детскую решительность и уверенность.


Родители – сами неуверенные люди.

То, как глядят на мир и на различные ситуации родители малыша, зависит и его собственное миросозерцание и поведение. Если ребенку без конца твердят: «Лучше и не берись, а вдруг проиграешь», «А если не получиться, что тогда», «Не лезь, а то может быть хуже», — то и в понимании ребенка такие стандарты мышления становятся обыденными. Он решает, что для собственной безопасности, дабы не выглядеть глупо, избежать потерь и наказаний, лучше и не браться за какое-либо дело, .

Нерешимость не передается по наследству, но очень глубоко может засесть в подсознании. Малыш, проецируя поведение и слова родителей, снижает себе самооценку, считает бездействие лучшим выбором.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Поэтому, даже если вы от природы люди застенчивые, нерешительные, старайтесь не проявлять эти свои качества, не говорите чаду, что он может потерпеть поражение, так как не достаточно силен и умен. Наоборот, пытайтесь породить в ребенке инициативность, стремление к новому.

Если родители слишком уверенны в себе, считают себя самыми умными и умелыми, не терпят оспаривания своих действий, то ребенок вырастает неспособным принимать самостоятельные решения.

Замечено, что первенцы в семье чаще страдают заниженной самооценкой, имеют больше проблем в общении с окружающими, чем их младшие братья и сестры. Дело в том, что когда в доме появляется первый ребенок, родители испытывают множество беспокойств по его поводу. Тревога взрослых в отношении того, насколько они справляются со своими родительскими обязанностями, передается ребенку.

Постоянная критика, сравнивание, наказания.

Если вы постоянно критикуете ребенка, вместо похвалы игнорируете его достижения, осуждаете выбор малыша, не цените его друзей, много запрещаете, требуете идеального исполнения всего, за что ребенок берется, вы неизбежно взращиваете в нем чувство неуверенности, боязни браться за любое значительное дело.

Срываясь на крик, часто наказывая малыша, вы способствуете его замкнутости, отчужденности, убиваете веру в себя и хорошие отношения между людьми. Частый страх вкупе с регулярным запугиванием самым негативным образом влияет на психику ребенка. Сравнивая его с другими, уверяя, что есть более сильные, умные, красивые, вы снижаете ему самооценку. Ребенок может запросто замкнуться в своих переживаниях и страхах оказаться неудачником, а в результате перестать нормально развиваться как личность, во взрослом возрасте не устроить личную жизнь, не построить карьеры, все так же считая себя недостойным и неспособным.

Реализация ваших несбывшихся мечтаний, планов и желаний.

Допустим, мама всю жизнь хотела стать известным музыкантом, но из-за первой любви забросила музыкальную школу и навсегда рассталась со своей мечтой, а позже и с первой любовью. Теперь мама, сама того не осознавая, решила, что ее чаду просто необходимо музыкальное образование, и отправила кроху учиться играть, например, на скрипке, не учитывая отсутствие желания и стремления ребенка. Папу в детстве обижали сильные здоровые ребята, а сейчас, он настаивает на боксе и единоборствах для чада.

Задумайтесь, выбирая путь ребенка по жизни, не проецируете ли вы свои собственные желания, учитываете ли способности, наклонности и стремления малыша.

Неудачи в социальной жизни.

Попадая в детский коллектив, сначала садика, потом школы, ребенок учится осознавать себя личностью, индивидуальностью, ищет способы взаимодействия со сверстниками. Поэтому неудачи и промахи в общении, попадание «не в ту компанию», издевки и насмешки недругов, невзаимная влюбленность и т.д. сильно гиперболизируются детьми, вызывая море переживаний. Если семья вовремя не поможет пережить ребенку свои проблемы, то они могут провоцировать развитие неуверенности в себе.


Не соответствие стандартам.

Окружающий мир навязывает нам массу стереотипов и стандартов. Чувствительная детская психика очень восприимчива к критике по поводу внешности, национальной принадлежности, религии. Стремление стать таким, как все, стирает индивидуальность, а желание бесконечно менять внешность, скрывать надуманные недостатки фигуры, вызывает массу комплексов. Без поддержки близких эти комплексы будут только расти.

Ни в коем случае нельзя оскорблять и унижать ребенка, позволять делать это другим людям. Почаще говорите чаду, что вы в него верите и очень любите!

Если вы – действительно, любящий родитель, то вы непременно найдете подход к ребенку, исправите или не допустите ошибок в воспитании и взаимоотношениях. Ваша любовь и стремление к лучшему победят неуверенность вашего ребенка.

Возраст ребёнка: 3,5 года

Как помочь ребенку, если у него умер питомец

Подскажите что делать в такой ситуации. Работаю педагогом в частном детском центре.Недавно мама пришла с ребенком и такой историей. Чем им помочь. Сообщение от мамы ребенка: В общем ситуация была такая - у нас был маленький пес Джейсон, Тима его очень любил, кормил, мыл его, гулял. И в прошлый четверг на улице возле дома, его задавила машина. В этот момент поводок у Тимы был в руках. Собака побежала прямо в момент движения авто под колеса. Вы сами понимаете, что там море крови, и он сразу умер. Я была спиной, поэтому первый увидел Тима и сильно стал орать и звать его по имени! я его убрала с дороги, убрала так, чтобы Тима его не видел и накрыла тряпкой. Тут же люди подошли и Тиму отвлекли. Больше он не плакал по этому поводу ни разу. В первую ночь очень плохо спал и во сне кричал имя собаки. Первые дни вообще уходил от темы, что собака в принципе была в этой жизни. Спустя несколько дней начал задавать вопросы, где Джейсон. Я ему сказала, что он был в больнице и там уснул и теперь на небесах на радуге и т.п. Что у него все хорошо, он приходит к нам во сне, а мы всегда будем помнить и скучать по нему. Вот я и думаю - он же в себе все это держит, со мной говорить не хочет, так может кому-то расскажет. А может вообще не надо трогать и он это забудет.

Анжела

Здравствуйте, Анжела.

Когда в жизни человека происходит трагедия, ему необходимо осознать собственные чувства, пережить их и отпустить. Если же этого не происходит, а человек закрывается от своих эмоций, старается просто забыть о них, то они могут накапливаться внутри и вызывать в будущем проблемы с психологическим состоянием или даже физическим здоровьем. Не случайно говорят, что слезы приносят облегчение. Поэтому лучше не рассчитывать, что мальчик просто забудет о случившемся и вернется к обычной жизни, даже если внешне это будет казаться так. Он, безусловно, испытал шок, страх, боль, и задача родителей состоит в том, чтобы научить его справляться с этими чувствами.

Поскольку малыш еще не осознает полностью, что такое смерть, что случилось с его собакой и что после этого происходит с ним самим, важно спокойно и бережно поговорить с мальчиком. Лучше не сравнивать смерть со сном, так как ребенок может испугаться, что и сам умрет во сне. Родители доступным для него языком могут рассказать правду о смерти питомца, не вспоминая лишних подробностей. Не стоит также обвинять при мальчике водителя машины или кого бы то ни было в гибели собаки, чтобы не вызывать в нем агрессию.

Ребенок был привязан к собаке, то, конечно, он будет остро переживать разлуку с ней. Важно дать мальчику время и возможность пережить горе. Для этого необходимо не только объяснить, что на самом деле произошло, но и , которые он в данный момент испытывает, поддержать, позволить выплакаться, когда это будет необходимо. Родители могут выражать сочувствие и понимание, присоединяться к переживаниям ребенка, что и будет для него поддержкой.

И, конечно, в этот период лучше снизить требования к малышу, относиться с пониманием к его негативному поведению, которое вполне может возникнуть из-за отрицательных эмоций, так как он пока не умеет с ними справляться. Таким образом, только терпение, любовь и внимание родителей к состоянию мальчика помогут ему пережить потерю друга.

Анастасия Вялых,
Семейный психолог

Наш эксперт - детский психолог Ирина Петрова.

Пока другие дети в саду увлечённо играют друг с другом, ваше чадо одиноко сидит в уголке. А на вопрос: «Почему ты не играешь с другими детишками?» - грустно отвечает: «Никто не хочет со мной водиться». Ваше родительское сердце кровью обливается. Но как конкретно помочь ребёнку? Ведь насильно мил не будешь…

Битва за популярность

Многие мамы и папы, будучи не в силах наблюдать за страданиями ребёнка, пытаются отыскать простое средство, как помочь в беде. Например, покупают игрушки и сладости и советуют дарить их ребятам из группы. Подарки, конечно же, с радостью разбираются, но, увы, за них живой интерес к себе надолго не купишь. Покупать своему ребёнку самую дорогую и модную одежду или крутые гаджеты - тоже не вариант. Конечно, навороченный малыш не останется незамеченным, но вряд ли это поможет ему вызвать симпатию у других ребят. Возможно, с ним будут общаться только из корыстных соображений (в обмен на разрешение «другу» поиграть в его смартфон). Впрочем, в большинстве садов не разрешается приносить из дома игрушки. Так что лучше искать другие пути решения.

Поиск свидетелей

Переводить ребёнка в другой сад или группу только потому, что в этом коллективе у него не сложились отношения, бессмысленно. Но если с малышом не просто не хотят дружить, но ещё и обижают, а то и бьют - это совсем другое дело. Такие конфликты оставлять без внимания нельзя, надо разбираться с зачинщиками травли (и их родителями), привлекая к обсуждению воспитателей и заведующую.

Кстати, поговорить с воспитателем нужно, даже если ребёнка никто и не обижает, а лишь игнорируют. Ведь человеку, который весь день проводит с детьми и наблюдает взаимоотношения в коллективе, лучше видно, в чём может быть причина. К сожалению, в этой беседе может открыться нелицеприятная правда о собственном чаде. Например, выяснится, что он дерётся, дразнится или отнимает игрушки, поэтому с ним никто и не играет. В этом случае, конечно, родителям придётся прибегнуть к воспитательным мерам и объяснить чаду правила поведения в коллективе.

Поддержка вместо жалости

Если ваш ребёнок ведёт себя идеально и тем не менее с ним не дружат, удержитесь от соблазна слишком сильно жалеть любимое чадо. Иначе вы только усилите тревогу и стресс и даже подорвёте его самооценку. Но при этом обязательно окажите поддержку малышу. Скажите, что он у вас замечательный, что очень его любите. И непременно сделайте акцент на том, что, даже если сейчас отношения с ребятами у него не клеятся, это поправимо и вскоре всё изменится. В доказательство можете привести свой собственный детский опыт (если такового нет - просто выдумайте его). Ни в коем случае не упрекайте ребёнка в застенчивости, не вешайте ярлыки, называя его тихоней, - это может сильно поколебать его будущую уверенность в себе. Наоборот, покажите, что, несмотря на то, что вы разделяете его беспокойство, вы нисколько не сомневаетесь в том, что он достоин дружбы и что друзья у него непременно найдутся. Только надо для этого постараться. И старайтесь вместе.

Учите дружить

Конечно же, заставить хорошо относиться к вашему ребёнку невозможно. Ни уговорами, ни тем более угрозами. Только добром. Поэтому ни в коем случае не обвиняйте тех детей, которые игнорируют вашего ребёнка. Не называйте их глупыми, завистливыми, слишком маленькими и т.д. Подойдите к делу конструктивно.

Например, вы можете испечь домашнее печенье в виде героев мультиков или просто забавных персонажей и предложить ребёнку принести угощенье в сад. Ребята наверняка оценят такой креатив. Также можно устроить детский праздник у себя дома. Пусть ваш сын или дочь пригласит нескольких ребят или даже всю группу, а вы придумаете, чем интересным можно занять компанию, - такое времяпрепровождение здорово объединяет. Тяжеловато? Вариант проще: созвонитесь с парочкой родителей из вашего сада и предложите им погулять с детьми в выходные на площадке. Или же сходить в театр, кафе, зоопарк.

А ещё вы можете научить чадо каким-то интересным играм, которые обязательно привлекут внимание других детей в саду. Это отлично помогает повысить авторитет ребёнка. И попросите воспитателя в саду чаще привлекать вашего ребёнка к участию в командных играх и театральных постановках.

Ну а если отношения в саду совсем не клеятся, запишите ребёнка в кружок, на секцию. Но важно, чтобы он занимался тем, что ему интересно. Это повысит его шансы на встречу с единомышленниками. Может быть, настоящая дружба ждёт его именно там!

Часто истоки неуверенности в себе у детей идут от отношения к ним родителей. Страшны обе крайности – как гиперопека, так и невнимание. У мам-наседок часто вырастают неприспособленные к самостоятельным действиям, крайне пассивные дети, которым очень трудно социализироваться. А у равнодушных родителей – пугливые, неуверенные в себе чада, избегающие контактов.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх