Культура йемена, антропология населения, обычаи и традиции йемена, кат, гишр, фото. Знакомимся - йемен Что же такое семья

Прежде всего, Йемен – это составляющая часть древней арабской цивилизации. Здесь господствуют как и единые для всех арабов обычаи и традиции, так и местные законы, существующие не одно тысячелетие. Культура Йемена основывается, в первую очередь, на мусульманской религии. Здесь еще чтятся средневековые законы шариата и более древние правила родового строя. Не редко в этих местах разворачиваются конфликтные ситуации между официальными представителями государственной власти и племенными «вождями» – шейхами.

Долгое нахождение под властью англичан сближает Йемен в культурном отношении с Индией. Хотя особенности этого государства во многом схожи с другими арабскими странами, уникальная география Йемена и необычайно долгая история способствовало тому, что культура стала какой-то необычайно особенной. Ведь если приглядеться - все у них немного не так, а как красиво, как все продумано и наработано веками.

Религия Йемена

Менее 1% всех йеменцев не исповедуют мусульманство. Здесь есть небольшое количество христиан (около 3 тысяч человек), иудеев (400 человек) и несколько десятков последователей индуизма. Государство ни защищает, ни преследует иноверцев. Официальная – ислам суннитского толка. Однако 46% всех мусульман страны – шииты. Большинство из них – зейдиты, приверженцы одной из умеренных сект, основанной в 8 веке Зейдом ибн Али. Сунниты придерживаются маликитского и ханбалийского мазхабов (так в исламе называют школы, трактующие мусульманские законы). Около 2% граждан Йемена – друзы, придерживающиеся уникального вероучения на основе ислама. Отличает их большинства мусульман вера в переселение душ.


Экономика Йемена

Это государство относят к числу аграрных стран, то есть основывается преимущественно на сельскохозяйственном секторе. В этой сфере задействованы около 70% всего трудоспособного населения государства. Однако из-за тяжелых географических условий только 3% всей площади страны пригодны для обработки. Здесь выращивают табак, финиковые пальмы, хлопчатник, кофе, кунжут. Традиционными промыслами считаются рыболовство и добыча жемчуга. Промышленность развита очень слабо. Она состоит преимущественно из мелких текстильных и промышленных предприятий. 70% доходной части государственного бюджета зависят от добычи нефти. Йемен – одна из беднейших стран арабского мира. По состоянию на 2009 год ВВП на душу населения составлял 2500 долларов США (173 место в мире).


Наука Йемена

Благодаря господству ислама, в средние века не переживала такого упадка, как в Европе. До середины 20 века вся система образования в стране строилась на изучении Корана. После объединения государства в 1990 году здесь наблюдается синтез двух образовательных подходов. В стране существуют как светские, так и религиозные учебные заведения. Обучение раздельное. К сожалению, многие девочки не посещают школу, поэтому в научной сфере здесь наблюдается значительный гендерный дисбаланс. Основные научные центры Йемена – университет Саны, Иббский университет, университет Адена, Школа исламского права. Крупнейшая библиотека находится при Аденском муниципалитете. Уровень грамотности в стране довольно-таки низкий. Умеют читать около 70% мужчина и всего 30% женщин.


Искусство Йемена

Долгие годы Йемен считался центром искусства всего арабского мира. Искусство Йемена на современном этапе представлено, прежде всего, музыкой. Особенно прославились музыканты, йеменские евреи по происхождению, которые в 20 веке стали весьма популярными в Израиле. Среди них рок-группа Mosh ben ari. Как и во всем арабском мире, здесь развита литература. Поэзия Йемена в 2003 году была признана ЮНЕСКО шедевром духовного культурного наследия. Также в стране существуют крупные музеи. Это Археологический музей в Адене, Национальный музей в Сане и Этнографический музей в Адене.


Кухня Йемена

Приготовление пищи в этой стране может сильно отличаться в разных регионах. Кухня Йемена в целом также не похожа на остальные в восточном мире. Самое популярное блюдо во всей стране – это салта, которую готовят из тушеного мяса, соуса и пажитника. Едят салту обязательно с гарниром. Это может быть рис или картофель. Йеменцы очень любят блюда из курятины и баранины. Жители прибрежных районов часто едят рыбу и морепродукты. Молоко и кисломолочные продукты не пользуются особой популярностью среди жителей страны, однако жители сел почти каждый день пьют пахту. Из напитков йеменцы любят молочный и черный чай, кофе. Столовые приборы в Йемене – редкость. Местные жители едят с помощью лепешек. Едят йеменцы два раза в день: утром и днем.


Обычаи и традиции Йемена

Вся жизнь в стране подчиняются строгим религиозным установкам. Обычаи и традиции Йемена базируются на мусульманских представлениях о морали, а также на местных древних законах. Семья для йеменца стоит выше всего в иерархии ценностей. Глава рода – это старейший мужчина. Нередки здесь свадьбы по договоренности родителей. Характерно, что почти все мужчины носят кинжалы-джамбия. Это символизирует мужскую храбрость и доблесть. Закон в последние годы стал ограничивать ношение холодного оружия, поэтому нередко мужчины крепят к поясу пустые ножны.


Спорт Йемена

Значительная часть страны покрыта горами, поэтому экстремальный особенно развит. Скалолазанием здесь занимаются не только местные жители, но и люди со всего мира. Особенно популярным местом является гора Сарават. Йеменцы также очень любят футбол. Здесь действует много местных футбольных команд. Сборная этой страны уже много лет является членом ФИФА.

В отсталых странах Азии и сегодня 40-70% девушек выходят замуж до 18 лет, до 12 лет - 5-20% (максимум - в Йемене и Афганистане). Обычно брак с ними представляет торговую сделку: девочка покупается мужем, который старше ее в 3-5 раз, и она не имеет права на расторжение «контракта». За ослушание - ужасные увечья и даже смерть девочки.

«Блог Толкователя» продолжает рассказывать о различных видах «азиатской духовности», которая в последнее время противопоставляется «загнивающему Западу». Детские свадьбы в Индии, выдача девочек в возрасте 5-12 лет замуж за 40-70-летних мужчин, страшные наказания ослушавшихся своего мужа детей - все это те духовные скрепы, которыми пронизаны отсталые общества в Азии. Есть и новации: «традиция», «деды так делали» и т.д. подкрепляются и евгеническими «исследованиями» - «южные девочки рано созревают», «рожать в 14 лет полезно для организма» и т.п.

Правда, адепты первобытного нью-эйджа ничего не говорят о субъектности ребенка. Будь это американец, русский, немец, араб или пуштун, он до определенного возраста (как правило, 14-18 лет) считается полностью или частично недееспособным. Нарушение половой неприкосновенности несовершеннолетнего называется педофилией и на «бездуховном Западе» строго наказывается. Это одно из главных правил для человечества, называемого цивилизованным. А лица, претендующие на половое обладание ребенком, признаются по 10-му пересмотру международной классификации болезней психически больными.

В защиту своей правоты традиционалисты призывают религию и приводят хадис (высказывание пророка Мухаммеда), который гласит: счастлив тот отец, который выдал свою дочь замуж до того, как у нее появилась первая менструация. Они настаивают, что мужья, взявшие в жены маленьких девочек, должны заботиться о них как о собственных детях, до достижения половой зрелости. Якобы это единственная возможность бедным семьям спасти своих девочек от нищеты или распространенной здесь практики похищения невест (похищенную девочку уже не продашь).

По законам большинства западных стран десятки миллионов мужчин в Африке и Азии за педофилию сели бы надолго в тюрьму. Но у себя на родине им дается полное право на эту перверсию.

Запад предпочитает не обращать внимания на то, что в странах Юга, в первую очередь его союзниках (Саудовская Аравия или Пакистан), миллионы их граждан зверски нарушают права человека. Сообщения о браках с детьми обычно идут фоном к какой-нибудь «забавной новости».

Вот в Саудовской Аравии 90-летний муж подал иск в суд на родителей своей 15-летней жены, которая не пустила его в спальню в первую брачную ночь, а затем просто сбежала. Новобрачный указал в иске, что заплатил родителям девочки калым 17,5 тыс. долларов. В своем заявлении он потребовал вернуть ему деньги или жену.

Или еще новость, позабавившая западный мир и описанная журналом Time. Девочка из Йемена по имени Нужуд, которой всего 10 лет, успела побывать замужем и развестись, удивлялась корреспондентка журнала Time. Она стала самой молодой разведенной женой в мире. Историей Нужуд заинтересовалась мировая пресса. Нью-йоркский журнал Glamour удостоил ее титула «Женщина года», а затем она приехала в Париж для презентации своей автобиографии, написанной с ее слов журналисткой Дельфин Мину.

На обеих фотографиях - Нужуд, освобожденная женщина Востока.

Вслед за 10-летней Нуджуд, вдохновленная ее примером, на развод подала ее соотечественница - 9-летняя Арва Абду. Вскоре в соседней Саудовской Аравии развода добилась еще одна девочка - 8-летняя супруга взрослого мужчины. Вслед за ними в суд стали подавать 11-12-летние жены.

Но не всем так везет, как йеменской Нужуд. В отсталом мире замужних девочек проигрывают, зверски избивают и убивают за малейшую провинность. Часто они сами, не выдержав истязаний, решаются покончить жизнь самоубийством, обычно выбирая для этого такой способ, как самосожжение. Западные СМИ в последние годы обошли множество фото девушек из Афганистана, решивших сжечь себя, но чудом выживших. Эти снимки появились благодаря американским оккупантам, наводящим хоть какой-то порядок в этой стране, в т.ч. пресекая совсем уж вопиющие случаи нарушения прав человека.

Вот несколько этих снимков девушек, выживших после самосожжения:

А редакция американского журнала Time решила даже разместить на обложке номера снимок афганской девушки, чье лицо было обезображено боевиком «Талибана» за то, что она попыталась бежать из семьи из-за издевательств со стороны родственников мужа.

Ниже фотографии брачных союзов, где девочкам редко когда больше 14-15 лет - из стран с крепкими духовными скрепами.

Афганистан. 55-летний Саид Мохаммед и 8-летняя Рошан Касем в день помолвки в деревушке Чавош. 60-летний отец невесты Абдул Касем сказал, что он чувствует себя несчастным, отдавая дочь в чужой дом в таком раннем возрасте, но крайняя нужда не оставила ему выбора

Афганистан. Полицейский Малалаи Карар арестовывает 35-летнего Джанана после того, как он пытался убить свою 15-летнюю жену Джамилю. Джамиля сбежала к своей матери после нескольких лет издевательств со стороны мужа и свекрови. Джанан преследовал жену, намереваясь убить ее, но все закончилось тем, что он нанес многочисленные колотые ранения ее бабушке, которая пыталась защитить внучку. Джамиля была помолвлена, когда ей был всего 1 год, и в 10 лет вышла замуж.

Афганистан. 40-летний Фаиз Мохаммед и 11-летняя Гулам Хидер в ее родительском доме накануне свадьбы в селении Дамарда.

Афганистан. Маджаббин Мохаммед (слева), 13 лет, рядом со своим мужем и его первой женой.

Йемен. Тахани (в розовом) было всего 6 лет, когда она вышла замуж за Мажед, 25 лет (стоит рядом с ней). Еще одна девушка на фото - вышла замуж, когда ей было 8 лет.

Йемен. Молодые невесты в день перед бракосочетанием.

Фотограф Стефани Синклер (Stephanie Sinclair) 13 лет занимается освещением проблемы ранних браков. В 2012 году она основала неправительственную организацию «Too Young to Wed», которая борется за то, чтобы изжить эту практику во всём мире.

«Я пряталась каждый раз, когда видела его. Я его терпеть не могла», - вспоминает Тахани (в розовом) свои первые дни в роли жены Маджеда. На тот момент ей было 6 лет, а ему - 25. На этом снимке Тахани позирует фотографу вместе со своей бывшей одноклассницей Гхадой, которую тоже выдали замуж в детстве, возле своего дома в горах в мухафазе Хадджа, Йемен. Более половины женщин Йемена выходят замуж в детском возрасте.

16-летняя Сурита Шрешта Балами кричит в знак протеста, пока её увозят в её новый дом вместе с мужем, Бишалем Шрештой Балами, во время свадебной церемонии в деревне Кагати в долине Катманду, Непал, январь 2007 года. Ранние браки - обычная практика в Непале, а деревня Кагати известна своей благосклонностью к этому явлению. Многие индуисты верят, что боги ниспошлют благословение их семье, если они женятся на девочке, у которой ещё не было менструации.

15-летняя Арасели кормит своего ребёнка, 2014 год. По данным исследования, проведённого Фондом ООН в области народонаселения в 2012 году, 30% женщин в Гватемале в возрасте от 20 до 24 лет, вышли замуж до достижения возраста 18 лет. В сельской местности этот процент выше. Подростковые беременности здесь настолько распространённое явление, что существует закон, согласно которому роженицы моложе 14 лет обязаны делать кесарево сечение, потому что их бёдра слишком узкие для родов.

После празднования свадьбы в кругу родственниц, йеменских невест, 11-летнюю Сидабу и 13-летнюю Галияу, сопровождают к их мужьям в Сане, Йемен, где у девочек начнётся новая жизнь, 2010 год.

17-летний Дурга Бахадур Балами посыпает красной пудрой голову 14-летней Нируты Бахадур Балами, которая находится на девятом месяце беременности, во время их свадьбы в деревне Кагати в долине Катманду, Непал, 23 января 2007 года. Нирута стала жить в семье своего будущего мужа и забеременела, когда они были только помолвлены. В некоторых кругах это является допустимым.

Две молодые матери едут на заднем сидении автомобиля, принадлежащего фонду Samburu Girls Foundation. После переговоров лидеры общины позволили представителям организации увезти девушек в безопасное место. Молодые женщины сбежали из дома, потому что их детям грозила смерть. У народа самбуру существует обычай, не позволяющий молодым воинам жениться. Для таких воинов существуют девушки, которых разрешается использовать исключительно для удовлетворения сексуальных потребностей. Эти девушки не могут забеременеть или стать матерью. Если беременность всё же наступает, женщине предстоит насильственный аборт или роды, после которых ребёнка умерщвляют.

Женщина провеивает зёрна в сезон дождей недалеко от города Бахр-Дар, Эфиопия. В этой стране один из высочайших показателей ранних браков в мире. Каждая вторая девушка выходит замуж до 18 лет, а каждая пятая - до 15 лет. Однако, благодаря работе различных организаций, ситуация постепенно улучшается.

Нуджуд Али спустя два года после развода со своим мужем, который был на 20 лет старше неё. Её выдали замуж в 8 лет. История Нуджуд шокировала общественность, заставив парламент разработать закон о минимальном возрасте вступления в брак.

Йеменцы - неотъемлемая часть общеарабской культуры. Многие ученые относят сам факт зарождения арабского этноса именно к горным районам северной части Йемена и южной части современной Саудовской Аравии. Многие местные традиции едины для всего арабского мира, другие проистекают от уникальных исторических и природно-климатических условий этой земли, третьи являются следствием довольно бурной истории. Культура страны неразрывно связана с исламом, пронизывающим практически все аспекты общественной, политической и личной жизни граждан страны.

До сих пор в Йемене господствуют родоплеменные отношения. Шейхи обладают почти неограниченной властью на местах. Между официальными властями и племенными лидерами зачастую возникают конфликтные ситуации, приводящие к некоторой напряженности и ослабляющие официальные региональные власти. Решения племенных лидеров обладают на местах силой закона, ограничить их может только религиозный лидер или явное противоречие нормам ислама. Но поскольку местные вожди чаще всего являются одновременно и священниками, их решения не обсуждаются.

Семьи в Йемене до сих пор достаточно большие и состоят из представителей разных поколений, проживающих совместно или в пределах одного населенного пункта. Род и клан до сих пор считаются основополагающими понятиями местных социальных отношений. Главой семейства является самый старший мужчина в роду, которому в порядке старшинства наследуют его сыновья. Мужчины в целом определяют и все остальные аспекты жизни семьи и рода. По крайней мере один сын обязательно остается жить в родительском доме, чтобы заботиться о родителях, даже если он женат. Многие семьи по-прежнему "устраивают браки" - традиционный "договор семейств" является незыблемым устоем местного гражданского права. Согласно исламским законам, мужчина может иметь несколько супруг, если он способен обеспечить им достойные условия жизни, однако сам термин "достойных условий" нигде, кроме брачного договора, по сути, не оговаривается. Поэтому в современном арабском мире большинство мужчин имеет только одну жену.

Положение женщин в арабском обществе служит поводом для бесконечных инсинуаций. Йемен - одна из самых консервативных стран арабского мира, немало обычаев здесь базируется на нормах шариата и вековых традициях. Публичные взаимоотношения между женщинами и мужчинами в Йемене действительно ограничены, женщины должны одеваться в строгом соответствии с канонами ислама и не появляться на людях без сопровождения мужчины-родственника, "харим" ("запретный", женская половина дома) строго отделена от мужской, где принимают гостей, а большинство обязанностей женщины сводится лишь к заботам по дому и воспитанию детей. Однако даже в пределах самой страны, в разных её районах, требования несколько отличаются. Бедуинские женщины северных районов могут появляться в обществе без головного платка ("абайя", "шейла" или "никаб" - видов так называемой "чадры" здесь множество), разговаривать с посторонними мужчинами и так далее. В сельскохозяйственных горных районах западной части страны женщины часто участвуют в общественной жизни наравне с мужчинами, "абайю" здесь носят только при выходе в люди, а на Сокотре царят довольно вольные (по местным понятиям, естественно) порядки, близкие к эмиратским. Однако в большинстве случаев, связанных с присутствием иностранца, местные женщины обязаны закрывать волосы и лицо, оставляя неприкрытыми одни глаза.

В одежде жители Йемена придерживаются вековых традиций и канонов ислама. Местные длинные и свободные рубахи до лодыжек "тавб", или "тобе", из шерсти или хлопка, небольшая шапочка под головной платок "тагийя", традиционный головной платок "гутра", удерживаемый на голове при помощи особого шнура "агал", шаровары с широким поясом, а также накидка из верблюжьей шерсти "бишт" максимально подходят для жаркого и сухого климата. Женщины носят длинную свободную рубаху "тавб", или "тобе" (женский вариант обильно украшается вышивкой и бисером), закрывающий все тело длинный свободный плащ-накидку "абайя" ("абая"), закрывающий голову и нижнюю часть лица платок "бошийя" ("бошия"), платок "шейла", или "никаб", а также хлопковые или шелковые шаровары "сурвал". На Сокотре мужчины носят "футу" - прямой кусок ткани с рисунком или вышивкой, обворачиваемый вокруг талии в виде юбки.

Для иностранца рекомендуется консервативная одежда с длинным рукавом, женщинам необходимо покрывать голову платком и носить юбку ниже колен. В деловых случаях рекомендуется костюм европейского кроя. Открытая одежда и шорты должны быть ограничены пляжем или местом у бассейна. Желательно иметь с собой теплую одежду, поскольку по ночам во всех горных областях довольно прохладно даже летом.

Характерной чертой является повсеместное ношение мужчинами традиционных кривых кинжалов "джамбия", внешне похожих на оманские, но отличающихся от них по форме и отделке. Джамбия часто играет роль опознавательного знака, показывающего принадлежность мужчины к тому или иному роду, и символом мужского достоинства. В последнее время ношение кинжалов, как и остального оружия впрочем, ограничено законодательно, поэтому зачастую вместо кинжала можно увидеть на поясе местного жителя пустые ножны - забывать саму традицию здесь никто не намерен даже под давлением властей. До недавнего времени все мужчины появлялись на улицах только со стрелковым оружием - это тоже считалось признаком мужской чести и достоинства, однако в последнее время эта традиция сохранилась только в провинциальных районах (на севере страны до сих пор все мужчины ходят с оружием). В городах же и на вывесках многих заведений можно увидеть характерный местный знак в виде перечеркнутого силуэта автомата АК, говорящий о том, что доступ в данный район или офис с оружием запрещен.

Жевание ката - наиболее яркая черта местных жителей, сразу бросающаяся в глаза туристам. Листья и молодые побеги этого горного кустарника (Catha edulis) в изобилии продаются на всех рынках. Они содержат природный стимулятор катинон (Y-норэфедрин), обладающий легким наркотическим эффектом. Употребление ката не вызывает привыкания и не имеет никаких побочных эффектов (кроме запора при длительном употреблении), поэтому он не считается наркотиком. Каждый день в определенное время (обычно в 16.00) вся жизнь в стране как будто замирает - наступает "время жевания". Мужчины собираются в группы, жуют листья и обмениваются новостями. Приглашение иностранца в такую компанию - большая честь, однако листья следует приносить с собой. Отказ от приглашения оскорбителен для местного жителя, но уважительной причиной для отказа может служить наличие проблем со здоровьем (у некоторых людей применение ката может повысить артериальное давление и вызвать сексуальные расстройства). Для большинства местных жителей листья ката - высшая ценность, для их хранения даже отводят самую верхнюю комнату в доме ("мафрадж"), в которой ранее было принято держать семейную казну. Здесь же, в "мафрадже" или в специальной гостевой комнате и собираются мужчины.

Приглашение в местный дом - большая редкость и высокая честь для гостя, хотя гостеприимство местных жителей общеизвестно. Даже при наличии приглашения переступить порог дома можно лишь после того, когда хозяин явно подтвердит свое решение пропустить гостя на свою территорию. Маленький подарок главе дома, самому старшему мужчине в семье или детям будет воспринят с благодарностью, заострять свое внимание на отсутствии женщин за столом не рекомендуется, хотя во многих городских семьях отношения в этом плане вполне европейские. Заводить разговор с обсуждения бизнеса или личной жизни не рекомендуется - здесь ценится степенная и отстраненная беседа, лишь "по ходу дела" касающаяся каких-то насущных вопросов. Не стоит активно жестикулировать при беседе - здесь своя сложная система жестикуляции, в рамках которой вполне приличный европейский жест может значить нечто оскорбительное.

Режим питания, как и в большинстве арабских стран, двухразовый - очень плотный завтрак и такой же плотный обед. Хлеб обычно разламывается руками, ими же берется и большинство блюд. Зачастую вместо столовых приборов используется хлеб или лепешка, кусочками которых берут соусы и мясо. Ножи и вилки в повседневной жизни используются редко, но в ресторанах они всегда есть и будут поданы по желанию гостя. Брать пищу, деньги и вещи следует только правой (!!) рукой, поскольку в исламе левая рука считается нечистой (ею отправляются гигиенические надобности).

Не принято есть стоя или на ходу, а также смотреть в лицо человека, занятого едой. Прикасаться к кому-либо, особенно к голове, без явного на то разрешения не рекомендуется. Подошвы ног не должны быть направлены в чью-либо сторону. Во время рукопожатия не следует смотреть в глаза собеседнику, также при этом нельзя держать другую руку в кармане или интенсивно размахивать ею в воздухе. Нельзя обходить молящихся спереди. При входе в мечети и дома следует снимать обувь. Целоваться публично или обмениваться иными явными знаками внимания между представителями противоположного пола здесь категорически не рекомендуется.

Коран запрещает употребление спиртного, поэтому безалкогольное пиво и коктейли можно найти только в барах гостиниц. Строго наказуемым деянием считается нахождение в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, что грозит немедленным арестом или депортацией. Отношение к курению примерно такое же, как и в большинстве европейских стран. В течение рамадана мусульманам не положено есть, курить или пить в течение светлого времени суток, это правило распространяется и на иностранцев (впрочем, в последнем случае это касается только публичных мест).

Йеменцы, как и все арабы, приветствуют членов семьи и друзей объятиями и поцелуями в обе щеки. С малознакомыми людьми это не принято - здесь в ходу обычное европейское рукопожатие. Прикасаться к представителям противоположного пола категорически не рекомендуется.

Почему-то у нас издавна считается, что на Востоке женщина живет просто-таки сродни рабыни: и муж ее обижает, и изменяет ей со своими другими женами, и ходить по жизни ей в парандже приходится - в общем, никакой самостоятельности тебе, а постоянное угнетение со стороны мужчин.

Большинство йеменских женщин тоже ходит в абаях и паранджах. Лишь глаза видны через узкую щелочку. А еще они очень не любят фотографироваться, искренне полагая, что на компьютере можно будет как-то "снять паранджу" и увидеть реальное лицо красавицы. Правда, если сфотографироваться разрешит муж, то никаких проблем с йеменскими женщинами не возникает - фотографируются с удовольствием.

Начинают выходить замуж йеменские девушки с 16 лет. Но бывают исключения. Частенько в состоятельных семьях родители будущего жениха "заказывают" невесту из другой состоятельной семьи сразу, как только та родилась. До 14 лет выплачивают ее родителям калым (порядка 10 тысяч долларов), а потом играют свадьбу. К этому возрасту девочка уже умеет практически все, что необходимо делать по дому: готовить, стирать, убирать, шить и т.д. Но это вовсе не значит, что она сама изначально против этого. С детства ее воспитывают так, что ей это все реально нравится. :)
А вот с учебой в школах-институтах тут все иначе. Чем меньше учится всяким наукам девочка, тем лучшей невестой она считается. Хотя сейчас и появились в университете Йемена студентки, и учатся они неплохо, но, как невесты не очень катируются. Ни к чему им, по мнению женихов, разные физики да математики! Семья, дом и дети гораздо важнее. :)
Поэтому чаще всего девочки (да и то не все) учатся только в начальной школе, где проходят письменность и счет.

Конечно, любой мусульманский мужчина может иметь 4 жен. Йеменские мужчины не исключение. Но и тут все не просто. Йемен - в принципе, страна бедная, детей от каждой женщины там рождается много, а прокормить их и своих жен по-любому должен мужчина. Плюс к тому калым родителям каждой. Поэтому гаремов в Йемене практически нет, а мужчины обзаводятся, как правило, 1-2 женами, не больше.
Правда, в Адене мы разговорились с одной русской девушкой лет 30, которая вышла замуж за йеменца. Она рассказала про других русских девушек. Часто, когда наши стареют, йеменцы берут во вторые жены своих, снимают им квартиры, а наши уже ничего поделать с этим не могут.

Ну, а дома йеменские женщины уже совершенно другие. В Ходейде мы познакомились с одним полицейским Мухамедом, который очень помог нам там сделать регистрацию, а потом пригласил к себе домой - захотел, чтобы мы познакомились с его семьей. У Мухамеда было двое маленьких детей. Дочка лет 4-5 и 4-месячный сыночек. И именно у него мы впервые увидели, как себя ведут дома йеменские женщины. Его жене с красивыми черными глазами было около 28 лет, она была одета в яркое летнее платье-сарафан, в коих ходят у нас пол-Москвы. Никаких вам паранджи и абаи. Мухамед чмокнул ее в щечку и представил нам, как свою мадам. Женщина вела себя совершенно свободно, угостила нас сиропом, дала Мухамеду полотенце для душа, никаких вам глазок в пол, измученных улыбок и отсутствия счастья на лице. Она разговаривала с нами наравне с мужем, открыто улыбалась, а он восхищенно смотрел на нее. Разве что не разрешил нам фотографировать ее с открытым лицом.
И мы с Аней сделали, пожалуй, весьма странный вывод для европейских свободных девушек: А, может, ну ее уже эту свободу в приевшемся нам понимании? Что-то захотелось побыть "угнетенными". :)

Асама - сын Мухамеда! :)



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх