Когда поздравляют с пасхой в году. Что делают в чистый четверг перед Пасхой? Посещение церкви и вечерняя трапеза

С чем связан обычай печь на масленицу блины?

Ее происхождение затерялось в глубокой древности, но отмечалась она у всех славянских народов. Люди призывали в свой дом хороший урожай и богатый приплод. Праздник масленицы был связан с культом нарождающегося солнца. Отсюда и традиционные блины. Круглые, горячие, золотистые, они представляют собой как бы миниатюрные изображения нашего светила. К тому же настоящие русские блины имеют красный цвет. "Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей", писал А. Куприн. Со временем масленица утратила мистический смысл и превратилась в массовое народное гулянье, посвященное проводам зимы. С карнавалами ряженых и ездой на тройках с бубенцами, сжиганием чучела зимы и катаньем на санках с гор, взятием снежных городков и другими шумными и веселыми играми и затеями.

Обрядовая еда

Повсеместно пеклись блины, лепешки, ватрушки, жарились яичницы, варились кисели (клюквенный и овсяный). Готовилась и специальная обрядовая еда - сырница (творог с маслом, переложенные слоями). Со стола не убирали на ночь - оставляли "родителям поесть". С трапезой было связано и ритуальное гощение молодых - "зять к теще на блины" приезжал.

Чистый понедельник

С чистым понедельником связано представление о том, что необходимо как можно дольше спать и позже встать утром, чтобы вырос хороший лен.

Проводы масленицы

Кульминационным моментом всего празднества были проводы Масленицы. Они совершались в последний день - "прощеное" воскресенье.

Сожжение (похороны) Масленицы происходило за околицей деревни, в поле. В костер бросали не только чучело Зимы, но и разные старые вещи, остатки праздничной еды, что символизировало похороны зимы, всего отжившего, старого, вместе с тем - обновление природы, зарождение весны, новых сил плодородия.

Об обряде встречи весны у русских напоминали "жаворонки", испеченные из теста в виде птички, с которыми 9 марта (день сорока мучеников по христианскому календарю) дети бегали по улице и выкрикивали стишки о весне.

Карнавал

В качестве жертвоприношения (когда-то это именно так и осмысливалось) изготавливали огромную смешную и страшную куклу древний священный образ божества. Сначала ее (т.е. куклу) с почестями водили по деревне, а затем, под хохот и народное веселье "убивали" разрывали на части, жгли на костре, топили в воде. Дикость? Ни в коем случае. И вообще никогда и ничто не стремитесь сразу огульно оговаривать и охаивать. Этот обряд праздника плодородия связан с идеей возрождения через жертвоприношение и смерть; плодоносящих сил природы, обновления ее жизненной силы. Оказывается, в этот первобытный праздник народом был заложен глубокий смысл: рождение жизни через борьбу, смерть и воскресение.

Христианская церковь пыталась искоренить этот праздник как языческий, но смогла лишь немного перенести его по срокам и сократить дни празднования с четырнадцати до восьми.
Кстати, вот вам еще один деревенский обряд сжигания чучела масленицы, который происходил в воскресенье - в последний день праздника (к сожалению этот ритуал праздника почти утрачен). "Сударыню-Масленицу" взгромождали на сани, рядом ставили красивую девушку, а в сани впрягались трое молодых людей, которые везли Масленицу по зимним улицам. За санями шествовал масленичный "поезд": целая вереница саней, сопровождавших Масленицу.

За околицей устраивался большой костер. Давали чучелу Масленицы блин, после чего "Сударыня-Масленица" сжигалась на костре со словами: "Гори, блины, гори, Масленица!" Блинами как бы хоронили Масленицу (блины исстари были, кроме всего прочего, символом поминовения усопших), принося их в жертву (блины бросали в костер) как символ будущего плодородия. Как мы уже говорили, ритуальное сжигание чучела Масленицы тоже имело древний смысл: уничтожение символа зимы было необходимо для воскрешения его силы весной в злаках. По представлению древних славян, взошедшие зерна - как бы воскресший покойник; гибель зерна в почве необходима для возрождения его новой жизни в колосе

Катания

КАТАЛИСЬ всю неделю, начиная с четверга, в последний день, в чистый понедельник, в первую неделю поста. Катались с гор на ледянках, на конях по деревне, на озере. Женщины катали детей - для того, "чтобы лен долгий, хороший вырос". Праздничная форма катаний - "наперегонки".

Катания РЯЖЕНЫХ - "потешный мужик запрягал лошадь в корыто и ехал, распевая песни"; персонажи ряжения в Масленицу аналогичны святочным, но представлены в сокращенном виде.

Сожжение чучела зимы

СОЖЖЕНИЕ МАСЛЕНИЦЫ - в последний день. "Хлам" и дрова на костер собирали по деревне. У частники обряда: дети, женщины, старухи. Жгли на поле берещенники, солому, веники, корзины с сеном, снопы, бочки, колеса, часто укрепляя на высоких кольях, жердях, стволах сухих деревьев (сосен). "ЧУЧЕЛО" - пук соломы в платке, завязанном "по-бабьи" и кофте - ставили на дрова, сложенные "колодцем," и внутри зажигали огонь. С заранее подготов-ленным чучелом озоровали на неделе, подводя под окна и пугая, и лишь затем сжигали. К костру подходили старухи и угощали блинами; через костер прыгали; вокруг него ходили и пели долгие песни, плясали (часто также встречается упоминание о пляске на перекрестках). У костра кричали:"Прощай, Маслена ерзовая!", "Гори-гори, Масленца, чтобы не погасла! Куды дым, туды блин, туды Масленка!" и прощались друг с другом.

Масленица в Белоруссии: яркие фото и видео, подробное описание и отзывы о событии Масленица в Белоруссии в 2019 году.

  • Туры на майские в Белоруссию
  • Горящие туры по всему миру

Масленица - старославянский православный праздник, и белорусские традиции его отмечать во многом схожи с русскими. Правда, в западной части страны, где исторически было много католиков, этот праздник отмечали с гораздо меньшим размахом. Зато уж православные белорусы гуляли на Масленице от души целую неделю. Она символизировала окончание зимы и возвращение солнца и тепла.

Масленицу начинают праздновать за 8 недель до Пасхи, поэтому она каждый раз приходится на разные даты и даже разные месяцы. В большинстве мест первый день праздника совпадает с началом недели, хотя в некоторых районах страны Масленица короче и начинается только в четверг или пятницу. В Белоруссии Масленицу называют иногда «Масленкой» или «Сырницей». Дело в том, что ко времени прихода Масленой недели у коров как раз был первый в году отел, и обилие молока и молочных продуктов позволяло угоститься на славу. В Белоруссии в гораздо большей степени, нежели в России, на Масленицу принято готовить сырники и вареники.

На Масленице в Беловежской Пуще белорусский Дед Мороз и его внучка присутствуют лично.

Масленица в Белоруссии

Несмотря на то, что свои традиции празднования Масленицы существовали в каждом регионе, все их объединяет обилие веселья и вкусной еды. И сегодня масленые мероприятия проходят в каждом городе и в деревнях Белоруссии. Так, в Минске ежегодно по народной традиции устраивают ярмарку и даже не одну. Большинство гуляний проходит в городских парках. Там можно встретить коробейников и ряженых, которые пляшут, поют и приглашают желающих принять участие в традиционных забавах. На Масленицу женщинам полагается надевать красивые цветастые и теплые платки. В палатках пекут блины, угощают баранками и согревающими напитками. А вечером, когда темнеет, в городе традиционно поджигают чучело Масленицы из соломы.

Помимо блинов и сырников традиционные угощения на белорусской Масленице - это пряженцы (жареные пирожки из картошки), копытки из тёртого картофеля, дранички, колдуны и сбитень.

Празднуют Масленицу и в Беловежской Пуще - на родине белорусского Деда Мороза. Он самолично вместе с внучкой присутствует на торжестве. Правда, для них это праздник немного грустный, так как приходится уезжать в холодные края.

Во многих местах в Белоруссии сохранился обычай отмечать в субботу накануне Масленицы Родительский день. Этот день был посвящен поминовению предков, для которых готовили блины и оставляли их затем на могилах, крышах домов и божницах. В этот день принято ужинать дома и оставлять недоеденное на столе на ночь вместе с приборами, прикрыв скатертью.

В конце же Масленицы для белорусов, как и для русских, настаёт Прощеное воскресенье. В этот день принято просить прощения у всех, близких и дальних, в том числе и у покойных родственников.

Блины на Масленицу

– древний славянский праздник. Его отмечали на пограничье зимы и весны. В народном календаре он конкретной даты не имеет: начинается ровно за восемь недель до Пасхи и продолжается неделю. В 2013 году Масленицу будут праздновать с 11 по 17 марта.

Масленица – не единственное название этой своеобразной карнавальной недели.В некоторых регионах Беларуси ее величали “Масленка”, “Сырница”. В церковном календаре за праздничной неделей закрепилось название “Сырная седмица”. Такие “молочные” названия праздника имеют свое объяснение. В конце февраля – начале марта, когда обычно празднуется Масленица, коровы уже успевают отелиться. Каждое крестьянское хозяйство становится богатым на молоко и молочные продукты, делает эти яства главными на столе.

Есть мнение, что Масленица отмечалась нашими предками в честь языческого бога Велеса – покровителя домашних животных, от которого также зависело молочное изобилие.

Масленица – практически единственный языческий праздник, который с приходом христианства был принят церковью с самыми незначительными изменениями. Древние обряды получили только некоторые религиозные черты, церковь определила место праздника в годовом праздничном цикле.

В Беларуси не сложилось единой традиции празднования Масленицы: в некоторых регионах этот праздник начинался в понедельник, в некоторых – в четверг, праздничные обряды отличались. Но главное оставалось общим. Масленица – это праздник, где каждому – и старому и малому – находилось время для внимания, почитания и угощения. Обязательными обрядовыми блюдами праздничной недели были масло и сыр. Кроме того, встречали Масленицу с блинами. Это блюдо появлялось на столе каждый день в течение праздничной недели. Блинами поминали умерших родственников. Блинами угощали гостей, с блинами ходили в гости. Ели их с топленым маслом, со сметаной, с медом и вареньем, с рыбой и икрой, с чем угодно, кроме мяса. Масленая неделя по христианским традициям называлась мясопустной, то есть пустой от мяса.

Празднику предшествовали дни поминания предков. Суббота (а в некоторых регионах Беларуси четверг и пятница) перед Масленицей называлась Маслеными дедами. Утром в этот день хозяйка начинала печь блины. Самый первый блин она клала на особую тарелку и ставила в красный угол под образами. Вечером, когда приходило время начинать поминальный ужин, хозяин относил первый блин на чердак и ставил возле чердачного окошка. На третий день этот блин отдавали птицам, чтобы они, улетев, передали предкам привет от тех, кто их не забыл. За поминальным столом велись разговоры о дедах и прадедах, их делах. Во время таких бесед у детей формировалось чувство исторической памяти, уважение к своим корням, в их сознание закладывались традиции почитания предков.

Считалось, что днем на масленой неделе работать можно, а вечером – нет. Вечерами все ходили в гости: родственники к родственникам, соседи к соседям, парни к девушкам, старики к старикам. Дети и молодежь организовывали игры, катались на качелях, на санках с ледяных гор, ездили на лошадях. Люди среднего возраста особое внимание уделяли тем, кто в этом году вступил в брак. Все вместе с особым почтением относились к пожилым людям.

Каких только потех не было в дни Масленицы! Причем к забавам относились с полной серьезностью: считалось, что у тех, кто не будет участвовать в праздничных гуляниях на Масленицу, не будут плодиться и вестись домашние животные.

Задолго до начала праздника деревенские мужчины на крутом берегу реки или озера обустраивали горы для потех. Катание с горы на Масленицу считалось обязательным. Первую половину масленой недели с гор каталась неженатая молодежь, во второй половине – ледяные горки становились местом гуляний семейных пар, и только дети не покидали горки всю неделю. Наши предки верили, что это веселое занятие будет способствовать росту льна и конопли: чем дальше проедет на санках молодая хозяйка, тем длиннее будет у нее лен. А еще по тому, как далеко поедут санки с горы, пытались предугадать, как долго проживут их седоки.

Особо доставалось в праздничные дни парням-холостякам, что не женились в последний мясоед (время от Коляд до Масленицы). Односельчане заставляли их “таскать колодки”, привязывая к ногам обрубок дерева. В различных регионах Беларуси этот обряд проводили по-разному. В некоторых местах в понедельник на масленой неделе собирались женщины, привязывали к “колодке” одним концом веревку или пояс и начинали обходить деревню. Если им встречался неженатый парень – другой конец привязывали к нему. Хочешь избавиться – откупайся угощением или деньгами. Где-то парни, на которых навешивали колодки, ходили по деревне и обязательно должны были зайти в каждый дом, где была незамужняя девушка. Она угощала гостей. Не остановиться с “колодкой” перед домом девушки считалось большим неуважением к ней.

В забавах не оставляли без внимания и молодые семьи. В Шкловском районе Могилевской области существовал обычай, который получил название “Падушкі трэсці”. Девушки и женщины приходили к молодой хозяйке, которая недавно вышла замуж. Хозяйка обязана была поставить им угощение, или спрятать его под подушки. А если она жалела угощения, гости хватали подушки и на санях возили их по деревне, покрикивая: “Подушки продаем! Подушки продаем!”. Молодая хозяйка вынуждена была бежать за подругами и выкупать подушки деньгами.

На Масленицу могло наведаться в дом и настоящее “татарское нашествие” – односельчане в маскарадных костюмах. Костюмированная компания, обходившая все дома в деревне, могла вести себя довольно вольно – разбрасывала подушки, домашнюю утварь. Правда, вреда “погром” хозяйству не приносил, все было в рамках дозволенного. Заканчивалось все после того, как хозяйка выносила богатое угощение. Правда, если угощение компании казалось не очень щедрым, шалости могли продолжиться и во дворе. Любого встреченного человека на улице валили в сугроб, натирали ему щеки снегом.

С участием масок организовывались на масленой неделе игры “Похороны деда” и “Похороны бабы”. Для этого делали из подручного материала чучело в рост человека, одевали его в костюм и проводили обряд в соответствии с ритуалом похорон. Все делалось с юмором. После “голошения” и “отпевания” чучело брали на руки, выносили из дома, клали на сани и везли в конец деревни. Односельчане выходили из домов, чтобы провести “покойного”, бросали ему вслед шутки. Вариантов самих “похорон” существовало несколько: в некоторых регионах чучело вывозили за деревню, бросали в кусты и засыпали снегом, где-то сжигали, а в некоторых местах разрывали на куски и разбрасывали по околице. После “похорон” участники обряда возвращались в тот же дом на “поминальный” ужин, где продолжалось веселье.

Все эти забавы и обряды не проходили хаотично. Многое было привязано к определенным дням. Причем каждый день Масленицы имел свое название и свои обязательные ритуалы.

Понедельник – “Встреча”. Этот день был символическим началом праздника. В этот день сооружали чучело или куклу Масленицы, олицетворяющую морозное время.

Вторник – “Заигрыш”. С этого дня начинали ходить друг к другу в гости.

Среда – “Лакомка”. Блинов на столе и гостей за столом становилось больше. В некоторых регионах среда была предназначена для посещения тещи – шли к “теще на блины”. Там, где празднование Масленицы начинали в четверг, тещ навещали в пятницу.

Четверг на масленой неделе назывался “широкий”, “шривой”, “толстый”. Этот день начинали с того, что пекли блины для своей кормилицы – коровки, чтобы она была такой же гладкой. Оладьями угощали и других домашних животных. День был очень ответственным для тех хозяев, которые держали в домашнем хозяйстве коней. Именно в “широкий” четверг принято было объезжать жеребцов – молодых лошадей, которые достигли трехлетнего возраста. Это время считалось благоприятным тому, чтобы конь стал послушным помощником хозяину. В четверг на Масленицу односельчане приветствовали пастухов и определяли, кому доверить эту ответственную работу на следующий год. В некоторых районах в этот день дети навещали бабушек-повитух – тех, что помогли им появиться на свет. Для них готовили специальное угощение, которое варили из масла, сухого сыра и сметаны. После угощения дети возили бабушку по деревне на санках.

В пятницу проходили “тещины вечера”. В этот день молодожены приезжали к родителям невесты. В каждом регионе, а возможно и в каждой деревне, были свои правила проведения праздника. Но посещение зятем тещи было обязательным. Если зять не приезжал в гости, это считалось неуважением с его стороны к родным жены. Такое невнимание могло даже поссорить семьи двух родов. В некоторых местах на такие встречи собиралась вся родня как с одной стороны, так и с другой.

В субботу проходили “золовкины вечерки”, когда родственники приходили друг к другу в гости. Еще в этот день молодежь каталась на лошадях. Сани и лошадиную упряжь украшали лентами и колокольчиками. Это занятие было не просто забавой, а имело свой смысл. “На Масленіцу ездзілі на конях ў далекую дарогу каб лен быў доўгім”. Считалось, чем дальше отъедут молодые люди от своей деревни, тем длиннее вырастет лен в следующем году, тем лучше будет конопля.

В воскресенье на масленой неделе проходили проводы зимы. Чучело Масленицы водили по деревне и с заходом солнца сжигали на большом костре. Причем все жители деревни приносили в этот костер сломанные, потрепанные вещи. В некоторых районах последний день Масленицы становился днем, когда зазывали весну. Где-то ее встречали с караваем, где-то с выпеченными из теста жаворонками.

Воскресенье Масленицы – последний день перед великим постом. Считалось, что в этот день нужно сесть за стол семь раз, так как всех ожидал пост, который продолжался семь недель. Вечером, когда семья садилась за стол седьмой раз, все в последний раз перед постом ели пищу животного происхождения. Воскресение на Масленицу называли Прощеным воскресеньем. В этот день все просили прощения друг у друга. Вечером прощения просили домочадцы в каждом доме. Хозяин садился в красный угол под образами, читал молитву и просил прощения у своих предков – дедов и прадедов. Затем по очереди, начиная от старшего, на середину комнаты выходили сыновья и дочери и просили прощения у отца: “Прасці, бацька родны, калі чым саграшыў перад табою, справай ці языком”. Последней просила прощения мать большого семейства. После этого все домочадцы садились на скамьи – парни справа, девочки слева. Отец выходил на середину комнаты, трижды кланялся всем и также просил прощения за недобрые слова или плохие поступки. Самым высоким статусом прощения был наделен обряд очищения в церквях, где в конце богослужения священник просил прощения у всех прихожан. В ответ на его слова в храме рефреном звучало “Бог простит! Бог простит! Бог простит!”.

Этим красивым и мудрым обрядом заканчивалась веселая Масленица. Наступало время воздержания и покаяния – Великий пост.

Наступил конец февраля и в гости зашла всеми нами любимая масленица. В воздухе немного витает запах приближающейся весны и, конечно, главного атрибута праздника – БЛИНОВ .

Масленица один из самых стародавних и любимых праздников. Еще с давних времен наши предки отмечали этот праздник дабы проводить зиму и встретить весну. Время, когда отмечается масленица, колеблется от 3 февраля вплоть до 14 марта.

К примеру, у некоторых дохристианских народов масленица была приурочена к весеннему равноденствию, которое у многих народов является началом нового года. С началом масленицы гулянья продолжались целую неделю. Ни один праздник не проходил так весело и задорно. Еще бы, ведь считалось, что если вволю не потешиться на Масленицу – значит жить в горькой беде! По улицам возили соломенную куклу - масленицу, или зиму, - одетую в кафтан, шапку, опоясанную кушаком, в лаптях.

Под конец Масленицы ее сжигали, прощаясь так с зимой. Каждый мог найти чем полакомиться на этом празднике. На главных площадях городов и деревень разворачивалась целая ярмарка.

Тут ставились качели, чтобы дети, да и не только дети, могли вдоволь поиграть. Шли представления скоморохов, кукольников. Проводились самые разные состязания в силе и ловкости. Одни штурмовали гладкий столб, чтобы добыть привязанный к его верхушке приз, другие выходили помериться силой в кулачном бою. Бои проводились по строгим и справедливым правилам: нельзя было нападать вдвоем на одного, бить лежачего, в висок.
Продавали различные напитки. Для желающих выпить разливали или сбитень, конечно сделанный из меда, или горячего душистого чая.Ни одна масленица не проходила без главного атрибута – БЛИНОВ.

Блины.

Блины на масленица пекли каждый день, но особенно много с четверга по воскресенья. Этот отрезок недели называется широкая масленица. Так же на празднике масленица не обходилось и без магии. Кто-то гадал, а кто-то придерживался народных примет.

И предки придерживались этих золотых правил.
Кто на угощения поскупится – за год разорится.
На масленицу всегда старались повеселиться от души. Если хозяин хотел, чтобы в его доме весь год было благополучие, то он в течение всей недели должен был быть готов к приходу гостей. В эту неделю неожиданные гости всегда были в радость. Считалось, что именно они и приносили в дом удачу и счастье.

Одна из традиций близка к анекдотам про тещу и зятя.

В среду теща зятя привечает.
Всю неделю, пока празднуется масленица, пекут блины, едят их в таком количестве, в каком хочется, и угощают родных, друзей и любых гостей. Но среда – это день особый. Каждая теща должна напечь блины и пригласить своего зятя в гости.Если у тещи и зятя замечательные отношения, то это просто дань традиции.Но если отношения не складываются, то это повод найти общий язык.А в пятницу зять зовет на блины свою тещу. В народе говорят, что если соблюдать эту традицию, то теща с зятем всегда будут в хороших отношениях.

Еще с помощью приметы можно было узнать сколько будет солнечных деньков.
Сколько блинов напечешь, столько солнечных дней привлечешь.
Блины по своей форме ассоциировались с солнцем. А в язычестве солнце, или Ярило, почиталось как Бог. Считалось, что каждый испеченный на масленицу блин – это один солнечный день в году. Поэтому старались напечь блинов как можно больше. Но и здесь переборщить было нельзя. Если блинов будет мало, то урожай сгниет из-за обилия дождей, а если будет слишком много солнечных дней – то урожай может погибнуть от засухи. Поэтому хозяйки внимательно следили за этим. Но на примету влияли только те блины, которые съедались в течение недели членами семьи. А гостей угощать можно было, сколько хочешь.

Теперь вы знакомы с приметами и пусть масленица пройдет весело и задорно!!!



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх