Картотека бесед по моральному воспитанию у детей во второй младшей группе. Картотека (младшая группа) на тему: Темы Бесед во второй младшей группей
Цель: формировать понятия «друг», «дружба».
Задачи:
- учить детей сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу;
- развивать выразительность речи, пантомимики;
- воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».
Планируемые результаты:
может поддерживать беседу о дружбе и о вежливом обращении, высказывать свою точку зрения, давать необходимые пояснения; выражает положительные эмоции (интерес, радость).
Используемые материалы:
— шапочки петушка и птички (для инсценировки);
— конверт с фотографией друга, открытки, карандаши.
Словарная работа: конверт, дружба.
Методы и приёмы:
— вопросы;
— «педагогическая поддержка»;
— проблемная ситуация;
— наблюдение за детьми.
Предварительная работа:
— разучивание слов Петушка (мальчик) и Птички (девочка);
— решение проблемных ситуаций.
Используемая литература:
1. Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 64 с.
2.Социально-личностное развитие и воспитание дошкольников: учеб. пособие – 2-е изд., испр. и доп. / под ред. Т.М. Бабуновой. – Магнитогорск: МаГУ, 2005.
3.Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников: кн. для воспитателя дет. сада – 2-е изд., перераб. и доп. / Л.Ф. Островская. – М.: Просвещение, 1990. – 160с.
Ход беседы.
- Вводная часть.
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение Л. Квитко и сказать о ком оно.
Об этих ребятах не зря говорят:
«Они друг за дружку горою стоят».
Их двое, а кажется – топает взвод,
Когда подготовка к сраженью идёт.
Жуков изучают, сидят у реки,
и очень охотно едят пирожки.
Один завздыхает, вздохнёт и другой.
Один зачихает, чихнёт и другой.
Они не дерутся почти никогда,
Ведь драка – не спорт,
Борьба – это да.
Где первый, там, стало быть, будет второй!
Стоят друг за дружку ребята горой!
(Ответы детей.)
- Основная часть.
Воспитатель: — Верно. Это стихотворение о друзьях. Давайте уточним: кто такой друг? Что значит дружить? (Ответы детей.) Действительно, настоящие друзья те, кто заботится о своём друге или друзьях, помогают им во всём. Давайте вспомним о муравье, который попал в беду.
Физкультурная пауза «Друзья помогли».
От друзей муравьишка отстал. Дети приставляют ладони к щекам,
Ой-ой-ой, ой-ой-ой. Ритмично покачивают головой.
Ножку тонкую он поломал. Ритмично сгибают и разгибают ноги.
Ай-ай-ай, ай-ай-ай!
Травкой быстро её обмотал, Ритмично бегут на месте.
В муравейник скорей побежал.
Ну, а солнце за лес уж зашло.
Ох-ох-ох! Делают ритмичную пружинку.
Стало сразу так страшно, темно. Ритмично закрывают глаза ладонями.
Хорошо, что друзья помогли, Соединяют ладошки.
Муравьишку домой принесли.
МО – ЛОД – ЦЫ! Делают ритмичные хлопки.
Воспитатель предлагает детям посмотреть инсценировку сказки «Петушок и птичка».
Воспитатель : — Жили-были Петушок и Птичка, жили они дружно. Но однажды Петушок и Птичка не стали, как обычно, играть вместе, надулись и отвернулись друг от друга. (Обращается к детям, исполняющим роли Петушка и Птички.) Что случилось? Отчего вы такие сердитые? Поссорились? Так надо помириться!
Птичка. Я с Петушком мириться не буду! Он невежливый. Я сказала ему: «Здравствуй!», а он не ответил.
Петушок. А зачем отвечать? Я тебя вчера видел.
Птичка. Но я же сегодня сказала «Здравствуй!».
Петушок. Ну и что, у меня ещё вчерашнее не кончилось.
Воспитатель. Петушок, ты хочешь, чтобы Птичка заболела?
Петушок. Нет, я не хочу, чтобы она болела!
Воспитатель. А что же ты для неё «Здравствуй» пожалел? Ведь «Здравствуй» — это значит будь здоров, не болей!
Петушок. Птичка тоже не очень-то вежлива. Когда она ко мне обращается, то кричит: «Эй, ты!»
Воспитатель. Значит, вы оба виноваты. Надо друг друга уважать.
Петушок. Прости меня, Птичка! Я всегда буду здороваться.
Птичка. И ты прости меня, Петушок! Я всегда буду вежливой.
Воспитатель. — Вы поняли, как надо себя вести? Будьте всегда вежливы и никогда не ссорьтесь. Ребята, пришло время вспомнить о нашем друге, который давно не приходил в детский сад. Кто это? (Ответы детей.) Правильно, это Юля Р. Она находится дома, потому что у неё в гипсе нога. Не разрешает доктор пока приходить Юле в детский сад. Юля очень скучает, поэтому я предлагаю сделать для нашего друга, для Юленьки сюрприз. Вы согласны? (Ответы детей.) Вот конверт. В него можно положить письмо и открытку, в которых мы пожелаем Юле быстрее поправиться и прийти к нам в детский сад. Затем мы этот конверт заклеим и передадим Юле. В письме я напишу такие слова: «Хорошо, когда с тобою рядом друг! Юля, мы любим твою улыбку и тепло твоих рук. Ты всегда с нами играешь, понимаешь и прощаешь. Без тебя мы так скучаем! Выздоравливай, друг!» А вы, ребята, на открытках изобразите своё теплое отношение к Юле.
- Заключительная часть.
Звучит фонограмма «Настоящий друг». Дети рисуют открытки, вкладывают в конверт.
Воспитатель: — Вы – настоящие друзья. Я думаю, Юля будет рада получить от нас сюрприз. Именно для этого и нужен друг!
Конспект беседы во второй младшей группе.
Тема: «Умение жить дружно»
Цель: Развивать элементарные представления о дружеских взаимоотношениях.
1. Формировать представления детей о дружбе, умение распознавать настроение и чувство других, умение определять и различать эмоции.
2. Развивать разговорную речь детей, фантазию, продуктивную деятельность, обогащать словарный запас.
3. Воспитывать коммуникативные навыки, чувство сопереживание, желание придти на помощь.
Предварительная работа: Чтение р. н. с. "Теремок", занятия по теме: "Мои друзья", "С чего начинается дружба", дидактическая игра "Помоги зайчику", пальчиковая игра "Домик", театрализация сказки "Теремок", раскрашивание героев сказки, показ настольного театра "Теремок".
Словарная работа: друзья, грустный, веселый.
Ход беседы:
I. Мотивационный.
Воспитатель обращает внимание детей, на то, что в группе кто-то плачет. (Дети находят мишку). Воспитатель спрашивает у медведя, что у него случилось?
Стоял домик расписной
Он красивый был такой.
По полю, зверюшки шли,
Остались в доме жить они.
ДДружно жили, не тужили,
ППечку в домике топили.
ЯА я домик развалил.
ЧЧуть друзей не раздавил.
Воспитатель: Дети вы догадались, из какой сказки к нам пришел медведь?
А какие зверюшки жили в теремочке? (Воспитатель побуждает детей вспомнить ход сказки).
Пересказ сказки с использованием наглядного пособия "Теремок".
Воспитатель: Дети посмотрите на медведя, и скажите, какое настроение у него стало, когда он сломал теремок.
Воспитатель: Очень расстроился медведь, что раздавил теремок. Как вы думаете, какой поступок совершил медведь (Плохой, он сломал домик) .
Что же делать? Как нам быть? (Необходимо вызвать у детей желание построить новый теремок). Дети предлагают свои варианты постройки дома - построить из строительного набора, нарисовать.
II. Пальчиковая игра: "Домик"
«Тук-тук» молотком! (стучат кулачком о кулачок)
Друзья строят новый дом!
Крыша большая – (дети поднимают руки вверх)
Вот такая!
Окошки большие – (раздвигают руки широко в стороны)
Вот такие!
Друзья строят целый день (стучат кулачком о кулачок)
Строить дом совсем не лень.
Позовут они гостей (дети «зовут», махая рукой к себе)
Будет в доме веселей! (хлопают в ладоши)
III. Продуктивная деятельность.
Воспитатель предлагает детям построить новый теремок для зверей. Дети выбирают по желанию, из какого материала будут строить.
Воспитатель: Как вы думаете, какое настроение стало у мишки после того как мы построили новый теремок?
В новом теремке всем место хватило. Предлагаю вам дети, показать какой у нас получился теремок.
IV. Подвижная игра: Теремок"
В чистом поле теремок
Был ни низок, не высок. (Присели, встали, руки вытянуты)
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили. (Поклон)
Там и мышка (Руки перед собой, бег на носочках)
И лягушка, (Присели)
Зайчик (Прыжки)
С лисонькой-подружкой (Повертели "хвостиком")
Серый волк - зубами щелк (Показали руками "пасть")
В дружбе знали они толк. (Поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый (Изобразить мишку)
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой (Кулачок об кулачок)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались (Бег по кругу)
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый. (Собираются в маленький круг и обнимают соседа).
V. Итог беседы.
Воспитатель: Что помогло нам построить теремок?
Дети: Дружба.
Воспитатель: Правильно. Дружба всегда побеждает. Дружным быть, значит помогать друг другу.
Конспект беседы во II младшей группе по патриотическому воспитанию
«Дружная семейка».
Цели: закрепить знания детей о семье и членах семьи, о том, что в семье все любят, заботятся и помогают друг другу. Воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи. Вызывать положительные эмоции во время игры и сопровождать их жестами и движениями.
Активизировать словарь: ласковая, добрая, красивая, любимая мамочка.
Предварительная работа: рассматривание семейных фотографий, беседы детей о своих близких.
Материал: силуэт ладошки из плотного картона, шапочки на каждый пальчик с изображением лица мамы, папы, бабушки, дедушки и ребёнка.
Дети, посмотрите как нас сегодня много. Давайте поздороваемся друг с другом, улыбнёмся друг другу.
Здравствуйте! Присаживайтесьна стульчики.
Дети, вы любите играть? (ответы детей). Покажите мне свои ладошки.
Давайте поиграем с нашими пальчиками. Сожмите кулачок. (Разгибаем из кулака пальцы и сопровождаем их текстом).
«Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
А этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья».
О чём же, ребятки, эта игра? (о семье). У меня есть вот такая ладошка
(демонстрация силуэта).
Давайте найдём на ней самый маленький пальчик. (Дети показывают).
А в вашей семье кто самый маленький, самый любимый? (Ответы детей). Как ласково мама называет вас? (Ответы детей).
У меня есть вот такие шапочки с изображением маленькой девочки с бантиками и маленького мальчика, давайте приклеим их на самый маленький пальчик ладошки. Хорошо.
А кто же ещё есть в семье – послушайте стихотворение:
«Мы с мамой делали котлеты,
А за окошком дождик шёл.
Мы с мамой думали при этом,
Как вместе быть нам хорошо!»
О ком я вам прочитала? А вы маме помогаете по дому? Что вы делаете? Замечательно. А какая у вас мама? (Ответы детей).
Давайте найдём шапочку для мамы и наденем её на следующий пальчик.
Хотите узнать о ком следующее стихотворение?
«Не терпит папа мой безделья и скуки,
У папы умелые, сильные руки.
И если кому-нибудь надо помочь,
Мой папа всегда поработать не прочь».
О ком стихотворение? А у вас папа какой?
(Ответы детей). Найдите шапочку для папы, приклейте её на следующий пальчик.
Хотите ещё поиграть?
Давайте поиграем с нашими ладошками. (Дети вместе с воспитателем сопровождают текст жестами и движениями):
Где были? У бабушки!
А у бабушки ладошки (показывают руки ладошками вверх)
Все в морщинках собраны.
А у бабушки ладошки (поглаживают ладошки друг о друга)
Добрые – предобрые.
Всё работали ладошки (постукивают кулачком по ладошке0
Долгими годами
Пахнут добрые ладошки (подносят к лицу, принюхиваются)
Щами, пирогами.
По кудрям тебя погладят (имитируют поглаживание)
Добрые ладошки
И с любой печалью сладят (подносят к лицу, дуют на них)
Тёплые ладошки.
«Ладушки, ладушки. (хлопают в ладошки)
Где были? У бабушки!
Что же умеет делать бабушка? А вы что любите делать со своей бабушкой? А какая у вас бабушка?
Возьмите шапочку для бабушки. Давайте приклеим ее на следующий пальчик.
Ребятки, у нас остался один пальчик –как вы думаете для кого он?(Ответы детей) Правильно.
У меня есть дедушка, как зима «седой»,
У меня есть дедушка с белой бородой.
Мне на всё мой дедушка может дать ответ.
И не стар мой дедушка, хоть ему сто лет!»
У вас есть дедушка? (Ответы детей). Какой он?(Ответы детей)
Возьмите шапочку для дедушки. Давайте приклеим ее на следующий пальчик.
Посмотрите, у нас получилась большая, дружная семья на нашей ладошке.
В семье все любят друг друга, заботятся и помогают. У каждой семьи есть свой дом, в котором тепло и уютно. А наша семья будет жить у нас в группе!
Татьяна Плотникова
Темы бесед с детьми во второй младшей группе
1. Беседа на тему «Сиди прямо”Цель : формирование правильной осанкой
2. Беседа на тему “Полезные продукты”Цель : Закрепление представлений о вкусной и здоровой пище (об овощах, фруктах и молочных продуктах) .
3. Беседа на тему Быть послушным – хорошо”Цель : закрепление правил поведения в детском саду, дома, на улице
4. Беседа на тему “Как хорошо иметь друзей”Цель : формирование доброжелательных отношений друг к другу, умения делиться с товарищем.
5. Беседа на тему “Какая сегодня погода”Цель : формирование представлений о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе. Знакомство с правилами поведения в морозную погоду.
6. Беседа на тему “Красавица зима”Цель : расширение представлений о характерных особенностях зимней природы (холодно, идёт, снег, люди одевают тёплую одежду)
7. Беседа на тему “Зимующие птицы”Цель : вовлечение детей в разговор во время рассматривания иллюстраций
8. Беседа на тему “Как живут зимой дикие животные”Цель : предоставление детям для самостоятельного рассматривания картин и книг в целях развития инициативной речи.
9. Беседа на тему Какие бывают игрушки”Цель : Знакомство с материалами (дерево, бумага, глина, ткань)
10. Беседа на тему “Что вы видели по дороге в детский сад”Цель : знакомство с ближайшим окружением.
11. Беседа на тему Скоро новый год”Цель : формирование умения вести диалог с педагогом, умение слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на него, разговаривать в нормальном темпе
12. Беседа на тему Я расту”Цель : формирование элементарных представлений о росте и развитии ребёнка, изменении его социального статуса с началом посещения детского сада.
13. Беседа на тему “Скоро праздник”.Цель : Знакомство с родной культурой. (праздники)
14. Беседа на тему Какие подарки мы ждём о Деда Мороза”Цель : Знакомство с народной культурой (в новый год приходит Дед Мороз с подарками
15. Беседа на тему “Как красиво в детском саду”Цель : стимулирование детей к посильному оформлению группы к новому году”
16. Беседа на тему Что такое здоровье”Цель : формирование представлений о ценности здоровья.
17. Беседа на тему “Игры на свежем воздухе”Цель : формирование представлений о том, что игры на свежем воздухе вызывают хорошее настроение
18. Беседа на тему “Транспорт”Цель : формирование представлений о безопасном поведении на дорогах, о работе водителя.
19. Беседа на тему “Где надо переходить дорогу”Цель : расширение ориентировки в пространстве.
20. Беседа «Чем мне нравится зима?» Задачи : Учить детей передавать в речи свои представления о зиме, впечатления. Активизировать словарь, учить детей обращаться к личному опыту.
21. Беседа на тему «Наши глаза» .Задачи : Рассказать детям о том, что с помощью зрения мы можем узнавать людей и предметы, получать информацию об окружающем мире и о себе. Познакомить с правилами гигиены зрения.
22. Беседа «Учимся культурно вести себя за столом» . Задачи : Учить детей бесшумно занимать свои места, вежливо обращаться к сверстникам. Продолжать знакомить детей с этикетными речевыми образцами, способствовать их переводу в активную речь.
23. Беседа на тему «Зима» . Разгадывание загадок о зиме. Задачи : Продолжать формировать представления детей о сезонных изменениях в природе, отмечать признаки зимы, учить воспринимать описание предметов и явлений.
24. Беседа на тему . «Зимняя одежда» .Задачи : Учить детей различать сезонную одежду, понимать назначение различных предметов одежды. Развивать связную речь.
25. Беседа на тему : «Мой внешний вид» .Задачи : Формировать у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, учить следить за своим внешним видом, пользоваться индивидуальной расческой.
26. Беседа «Опасные ситуации зимой» .Задачи : Познакомить детей с различными ситуациями (сосульки на крышах, тонкий лед водоемов, скользкий тротуар, обледеневшие ступени лестниц и др., обсудить с какими опасностями они могут столкнуться и как их избежать.
27. Беседа на тему «Будем беречь игрушки» .Задачи : Воспитывать у детей бережное отношение к игрушкам, учить аккуратно обращаться с ними, развернуто называть свои действия. Поддерживать стремление после игр складывать игрушки на специально отведенное место.
28. Беседа на тему «Предметы вокруг нас» . Задачи : Формировать у детей умение классифицировать одежду, обувь, мебель, игрушки, посуду. Активизировать в речи и уточнить обобщающие понятия.
29. Беседа на тему «Ребенок и огонь» Задачи : Познакомить детей с опасностью, которую таит в себе огонь, действиями, в результате которых может произойти возгорание, с правилами поведения в опасных ситуациях.
30. Беседа на тему «Недетский знак» Задачи : Продолжать знакомить детей с правилами безопасности дорожного движения, формировать представления об опасных для человека ситуациях, учить действовать в подобных ситуациях.
31. Беседа «Крепкие зубы» .Задачи : Рассказать детям о правилах ухода за зубами : пояснить необходимость чистить зубы утром и вечером, после каждого приема пищи - обязательно полоскать рот водой; рассказать о том, почему нельзя чередовать горячую и холодную пищу, грызть орехи зубами.
32. Беседа «Что я видел по дороге в детский сад?» Задачи : Развивать у детей диалогическую форму речи, учить отвечать в соответствии с вопросом. Развивать любознательность и наблюдательность.
33. .Беседа на тему «Безопасность на прогулке» . Задачи : Актуализировать и дополнить представления детей о правилах поведения во время зимней прогулки, рассмотреть потенциально опасные ситуации, учить их избегать.
34. Беседа на тему «Моя семья» .Задачи : учить называть членов семьи, кратко рассказывать о них. Обогащать словарный запас, развивать связную речь.
35. Беседа на тему . «Правильно моем руки» .Задачи : Формировать у детей навыки самообслуживания, учить правильно мыть руки. Формировать привычку мыть руки после улицы, пользования туалетом и перед приемом пищи.
36. Беседа с детьми на тему «Чем мне нравится зима?»
Задачи :учить детей передавать в речи свои представления о зиме, впечатления. Активизировать словарь, учить детей обращаться к личному опыту.
37. Беседа с детьми «Зимние развлечения» Задачи : Продолжать работу по активизации и расширению словаря детей.
38. Беседа «К нам приходит Дед Мороз» .Задачи : Готовить детей к новогоднему празднику, познакомить с персонажами новогоднего праздника, поддерживать желание участвовать в предстоящих мероприятиях.
39. Беседа с детьми на тему «Что я видел по дороге в детский сад» Задачи : развивать связную речь детей.