Какой сегодня праздник в риме. Праздники Древнего Рима: названия и особенности. Список использованной литературы

Рим - колыбель западной цивилизации - уже давно очаровал европейских туристов, что уж говорить о его местных жителях, которые знают о богатстве и красоте своего города с самого рождения. Отправляясь в путешествие по Риму, установите курс на , , и другие исторически ценные достопримечательности, насладитесь обедом в уютном итальянской кухни, повеселитесь и потанцуйте от души в ночном баре, впитайте в себя позитивную энергетику города Света и запомните этот отдых на всю жизнь.

Праздники в Риме — история

Древние римляне не отсчитывали недели и не давали дням номера, чтобы следить за течением времени. Они просчитывали дни, используя календы, ноны и иды. Но, тем не менее, в определенные дни в году они поклонялись богам, которые дарили им и богатство, и горе. Для того чтобы первого они приносили больше, народ со своей стороны преподносил всяческие дары, ублажая желания богов. Эти дни сегодня мы называем праздниками.

Главные праздники древнего Рима

В январе проходило много праздников, в том числе праздник Осла, Ютурналия, Жертвоприношения Фортуне, Посева (Feriae Sementivae) и другие, основными из которых были:

Анна Перенна (март, 15)
Проводился ежегодно. Традиционно римляне пересекали Тибр и “уезжали за границу” в Этрурию, устраивая пикники в ветхих палатках или хижинах из веток. И мужчины, и женщины выпивали большое количество алкоголя, так как считалось, сколько чашек сможешь выпить, столько лет проживешь. После завершения пикника, они возвращались по домам.

В апреле римские праздники были в изобилии

Амбарвалия (в мае, 29)
Верующие в силу праздника ходили по своим полям и просили богов благословить их и дать им богатый урожай.

В июне основными стали следующие римские праздники:

Адония (июль)
В этот день женщины-домохозяйки взбирались на крыши своих домов, чтобы в горшочках посадить “Садики Адониса”. Растения, используемые при посадке, были быстрорастущими, поэтому после того, как они достигали определенной величины, женщины оставляли их на 8 дней без ухода. После того, как они погибали, женщины оплакивали их. Данное действо символизировало мимолетность жизни.

Римская империя как единое государство существовала с 31 г. до н. э. по 395 г. н. э. Этот период времени может быть разделен на империю Юлиев-Клавдиев и Флавиев (ранняя империя, 31 г. до н. э. -- 96 г. н. э.), империю Антонинов-Северов (расцвет империи, 96 г. до н. э. -- 284 г. н. э.) и на период домината (позднюю империю, 284 г. н. э. -- 395 г. н. э.). В истории человечества не было другого государства, где сочетались бы факторы широкого территориального охвата и длительного существования. Вся область распространения римского господства -- от Шотландии до Дуная и от Рейна до Северной Африки -- изобилует сохранившимися до наших дней памятниками эпохи римской империи: дорогами, акведуками, общественными зданиями, оборонительными сооружениями, храмами. Главное же, что оставила после себя римская империя -- это представление о направленной истории и мире-- едином целом, где правит разумное начало. Подобные идеи содержатся в римской эпической поэзии (Вергилий), историографии (Тит Ливий, Тацит и др.) и географии (Страбон).

Наследие Рима стало основой европейской цивилизации (римское право, латинский алфавит, система образования). Существование единого государства способствовало и распространению христианства, зародившегося на восточной окраине Империи.

К началу нашей эры под властью Рима находились огромные территории, в том числе и все земли, прилегающие к Средиземному морю. Под властью Рима оказались страны с древней и развитой культурой. Все это культурное разнообразие, угрожающее самой римской идентичности (можно упомянуть, к примеру, многостороннее влияние культуры Греции, так волновавшее римских моралистов), должно было быть преодолено и объединено неким высшим принципом. Таким принципом стала власть, высший носитель которой, император, обожествлялся и являлся объектом поклонения на всей территории империи.

Однако власть была лишь проводником более высокой ценности -- закона и права, которые должны быть привнесены в жизнь покоренного народа римским завоеванием. Вряд ли будет преувеличением сказать, что вся система римского права развилась как ответ на «культурную полифонию» включенных в империю народов. Кроме того, Рим всегда уделял большое внимание зримым и осязаемым признакам своего господства, прежде всего в форме архитектуры.

Имея подобные составляющие государственного единства, Рим мог спокойно открыться культурному влиянию покоренных им народов. В первую очередь это относится к Греции, влияние которой на Рим началось задолго до установления империи. Греческий язык был языком культурной элиты (его статус был подобен статусу французского языка в русской культуре 19 века), греческая эпическая поэзия и греческий театр (правда, главным образом, комический), греческие архитектурные ордера и скульптура были примерами для подражания.

Влияние на римскую культуру стран Востока было представлено главным образом распространившимися уже в Ранней империи восточными культами: египетскими Сераписом и Исидой, фригийской Великой Матерью и др. Все заимствования, однако, накладывались на субстрат собственно римской культуры.

Вместе с тем римская культура периода империи имела свой собственный стержень, а именно -- идею направленного исторического процесса и идею государства как олицетворения разумного начала, правящего миром.

Праздник -- многогранное социальное явление, отражающее исторические, экономические и художественные, ценности народа. Многофункциональность праздника способствует духовному развитию человека, формированию личности.

Каждый традиционный праздник выполняет функции феномена, регулирующего жизнь общества чередованием двух основных фаз: повседневной (будничной) и надбудничной. Как одна из форм реализации свободного времени праздник является существенной частью каждой национальной культуры. И по своему существу, и по форме праздник -- явление коллективистское (в отличие от многих других видов жизнедеятельности человека), обязательно требующее присутствия и непосредственного участия группы людей. Возникает он только там, где существуют духовные связи между ними, и, являясь традиционным средством массовых коммуникаций, в свою очередь укрепляет эти связи.

Вместе с тем, массовый праздник как социально-художественный феномен, вбирающий в себя большое число художественных, спортивных, массово-политических, развлекательно-игровых и состязательных форм, оказывает воздействие на его участника в сфере нравственно-эстетической и повышает социальную активность индивида.

Существует бесконечное разнообразие типов праздников, дифференциация которых началась еще в древности. Некоторые из них (например, праздники календарного цикла) функционируют и поныне, сочетая традиционные обрядово-ритуальные и игровые элементы с новыми, привнесенными современными явлениями жизни, художественной культуры, потребностями и социально-трудовыми процессами общения людей. Активно возрождаются сегодня фольклорные праздники, красочные, богатые разнообразием жанров. Прямое назначение их - национально-патриотическое и эстетическое воспитание.

Праздник Древнего Рима, это чаще всего зрелище в котором идет разделение на участников и зрителей. В древнем Риме была сложная политическая обстановка. Империя держалась на силе и диктатуре вождей. Поэтому цель праздника, была отвлечь народ от политики и классовой борьбы. Политика Римских императоров поддерживала лозунг

Римской толпы: «Хлеба и зрелищ!».

Римские зрелища представляли собой триумфальные шествия императоров, гладиаторские бои, сражения на воде, цирковые состязания. Театральные картины военных побед длились по многу дней и ночей.

Открытие Колизея с краткими перерывами длилось около 100 дней.

КОЛИЗЕЙ (от лат. colosseus -- громадный), амфитеатр Флавиев в Риме, памятник архитектуры (75-80 годов н. э.). Служил для гладиаторских боев и других зрелищ, вмещал около 50 тысяч зрителей. Представляет собой огромную овальную чашу (188х156 м). Стена Колизея, высотой в 50 м, сложена из крупных каменных блоков, конструкции галерей укреплены бетоном и кирпичом. На величественном фасаде четыре яруса сводчатых арок, которые опираются на скрытые в стене мощные столбы. Наружные стены украшены пилястрами трех архитектурных ордеров -- тосканского, ионического и коринфского. В центре расположена арена, окруженная ступенчатыми скамьями. На арене поставлен деревянный крест в память о погибших во время гладиаторских боев христианах. До настоящего времени Колизей в Риме остается одной из самых внушительных и масштабных построек человечества. Он славился технически совершенной двигающейся ареной, сценическими механизмами которые позволяли превратить арену в гигантское озеро или огромный лес в различных зрелищах сочитались натурализм и фейерия.

Цицерон и Синега, считали что натуральные правовые зрелища необходимы для гармоничного воспитания воина.

ГЛАДИАТОРЫ (лат. gladiator, от gladius -- меч), в Древнем Риме рабы, военнопленные и другие лица, которых заставляли сражаться на арене цирка между собой или с дикими зверями. Обычай гладиаторских боев возник из этрусских обрядов ритуальных убийств рабов и военнопленных на похоронах знати. Первые гладиаторские бои состоялись в Риме в 264 до н. э. Обучались гладиаторы в специальных школах (в Риме, Капуе, откуда началось восстание Спартака, в Пренесте и Александрии). Тяжеловооруженные гладиаторы носили имена народов, из которых они происходили -- фракийцы, самниты, галлы.

Существовали также следующие разряды гладиаторов:

велиты -- сражавшиеся дротиками;

ретиарии (рыбаки) -- сражавшиеся с трезубцем и металлической сетью; бестиарии -- сражавшиеся с дикими зверями;

андабаты -- выступавшие в глухом шлеме в прорезями для глаз;

димахеры -- без щита и шлема в двумя кинжалами;

эквиты -- на конях с копьем, мечом и небольшим круглым щитом;

эссеуарии -- сражавшиеся на боевых колесницах, управляемых возницами; лакварии -- ловившие арканом;

лухории -- с деревянным мечом или тупым орудием;

петниарии -- сражавшиеся бичом или палкой.

Устраивались и морские бои. В период империи представление начиналось торжественным шествием гладиаторов с приветственными криками «Ave Caesar, moritori te salutant» -- «Здравствуй, Цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя».

Битву начинали поставленные парами друг против друга лухории и петниарии. Побежденный гладиатор поднимал вверх указательный палец как знак просьбы о пощаде. Если зрители (или иногда только император) щадили его, то поднимали вверх большой палец или махали платками. Большой палец, направленный вниз, означал смерть. Гладиатор мог заслужить и освобождение от службы после удачных выступлений. Такие отставные гладиаторы назывались рудиариями, свое боевое оружие они посвящали храму Геркулеса.

Рудиарии могли продолжать выступления и за плату. С начала 5 века бои гладиаторов были запрещены.

Со временем понятие досуга в Древнем Риме деградируется. Досуг становится личной ценностью, начинает пониматься как праздное, а не активное состояние человека, не так как было в Древней Греции.

В последующие эпохи, когда, по выражению Пушкина, «театр перенесся в чертоги» и стал доступен лишь узкому кругу элитарной публики, лучшие умы непрестанно ищут пути и способы возвращения к широкой аудитории на открытом воздухе, на просторных сценах многотысячных зрительных залов, понимая, что возможность общения с нею служит делу просвещения и воспитания соотечественников.

В последнее десятилетие особую популярность приобрели фестивали различных видов искусств. Поводы для организации и проведения их самые разные: политические аспекты; развитие межнациональных культурных связей; установление деловых партнерских и дружеских контактов; пленэры, выставки; масштабные спортивные состязания и др. Но самое главное -- конкурсы исполнительского творчества всевозможных жанров, стимулирующие их развитие.

Литература:

  • 1. «Большая энциклопедии Кирилла и Мефодия» Москва 2008
  • 2. Ю.М. Черняк «Режиссура праздников и зрелищ» Минск 2004
  • 3. А.А. Кононович «Театрализованные праздники и обряды» Москва 1990

Особенности зрелищ в Древнем Риме в рамках праздничного действа

2.1 Праздники в Древнем Риме

Древнеримские праздники составляли одну из важнейших ролей в жизни римлян. Они отмечали более 50 праздников в году. Многие их традиции сохранявшиеся веками дошли и до наших дней.

Как уже упоминалось, большинству свободных граждан Рима низкого происхождения поэтические, ораторские и философские дискуссии были чужды. Их больше привлекали непритязательные, идущие от земледельческих народных традиций праздники и зрелища, устраиваемые аристократами для обретения популярности в плебейской среде ради возможного избрания на важные государственные должности.

Итак, осветим перечень основных праздничных мероприятий римлян на протяжении года.

Народный праздничный календарь (выборочно).

Праздник двуликого бога Януса (1 января), одно лицо которого обращено в прошлое, другое - в будущее: люди приветливо поздравляли друг друга, желали благ, ибо что в первый день - все впрок (магия первого дня); к столу подавали для угощения мед в горшках и финики, чтобы сладостен был начинающийся год; вспоминали сатурнов век, когда не было жажды наживы, а была простота, когда сенатор и судья сами пахали и жали, и на земле справедливость еще не прогнали, совесть царила.

Действо ряженых в честь покровителя природы Пана(15 февраля). "Третья заря после ид обнажившихся видит луперков, Фавна двурогого тут священнодействием чтят... Голый бог нагишом бежать слуг своих заставляет".

Поминовение предков(21 февраля), тени которых в эти дни бродят по земле: возжжение поминальных костров, бросали в костер небольшие дары (зерно, соль).

Канун первого по римскому счету месяца года - марта(28 февраля), названного в честь бога Марса, сыном которого по одной из легенд был Ромул: устраивали конные бега, скачки, дабы ускорить наступление марта; украшали венками друг друга и статуи Марса; возжигали огонь в храме Весты.

Матроналии(1 марта) - Женский праздник в память о поступке сабинянок, предотвративших сражение своих мужей с отцами и братьями из племени сабинов (за год до этого римляне разбойно захватили сабинских женщин): мужчины одаривали жен, угощались и славили женщин; женской прислуге в этот день давали свободу и равенство (на один день).

Праздник Анны Перенны(15 марта)(по легенде она одурачила домогавшегося ее Марса). День народного гуляния. Люди отправлялись за город, на берегу Тибра устраивали шалаши или укрытия из одежд, пили вино, угощались, потом начинали хороводы и пляски. Девушки пели "зазорные" для Марса шутливые песни.

Либералии. Либер(17 марта) - то же, что Дионис (Вакх) для греков. Главное событие дня -- посвящение юношей во взрослое состояние (они одевают мужскую тогу); пекли либу - медовый пирог, прославляя Либера (это он научил пчеловодству); украшали себя венками из плюща; устраивали игрища, славя дарителя виноградной лозы, и, конечно, пили вино.

Мегалезийские игры в честь матери богов Реи(4-6 апреля). Шествие ряженых (в том числе кентаврами, минотаврами) с тимпанами, флейтами вокруг носилок со скульптурой богини Реи. Музыка и шум были необходимы, чтобы заглушить плач младенца Юпитера (Зевса) и оберечь его от Сатурна; вольные игры, зрелища, в том числе по мотивам мифов о празднуемом событии.

Цереалии. Игры Цереры(12-19 апреля). Это очень слабый отзвук греческих Фесмофорий и Элевсинских игр, хотя они имеют общую мифологическую основу. Церера (она же Деметра) - богиня плодородия. В этот день подносились жертвы богине (соль, полба), осуществлялось сожжение смолистых веток (аромат, а также для освещения пути Деметры в подземом царстве Плутона);

Обрядовую тему Цереалий продолжали Парилии (21 апреля). Здесь встречаются и элементы нашего апрельского Егорьева дня с окуриванием скота, и элементы Троицы из зеленых святок: очищение скота (его прогоняли через дымные, прилитые водой костры из соломы); прыгание через костры; украшение зеленью жилищ; сжигание для очищения земли веток сосны, можжевельника, маслины. Доминируют огонь и вода, противоположные, но обладающие единым очистительным свойством стихии.

Флоралии(с 28 апреля по 3 мая). Праздник растительности и цветения, отчасти - в честь Май, одной из Плеяд, любовницы владыки богов. Природно-растительные мотивы сочетаются с разгулом и наслаждениями. Для южных краев (Греция, Италия) этот период сродни нашему июню: люди одеваются в пестрые одежды; на столах - цветы, на головах - венки из цветов; игры, атмосфера наслаждения жизнью; ночные костры, факелы, сексуальные вольности; открытие сезона зрелищ в цирках и театре.

Май - время поминовения предков. "И ни вдове в эти дни, ни девице праздновать свадьбу не подобает никак: долгим не будет их век".

Весталии(9 июня). Ничего особенного в этот день не происходило: очистка очага и обновление огня в храме Весты; несли жертвы Весте в чистых тарелках. Веста, пожалуй, единственная из богов, не имевшая скульптурного облика, ибо сущность ее - огонь. Очень интересная цитата из Овидия: "Веста - ведь это Земля: при обеих - очаг негасимый, а и земля и очаг обозначают жилье, Шару подобна земля, лишенному всякой опоры. Только воздух один держит всю тяжесть ее. Круговращением своим сохраняет она равновесие" .

Чтобы не повторяться, перейдем к декабрю, когда праздновались сатурналии, оказавшие влияние на позднейший римский карнавал.

17 декабря в храме Сатурна совершали жертвоприношения и устраивали пиршество. Им руководил избираемый шутейный "царь", обеспечивающий веселье.

18-19 декабря центр празднования "рассыпался" по домам. Омовение (как для нас сходить в баню перед Новым годом), заклание молочного поросенка (потроха предназначались в жертву Сатурну, остальное жарили). Характерно поздравления и подношение подарков, где обязательны были восковые свечи как символ возрождения солнца. Подарками служили также фигурки из теста или глины, которые в канун праздника продавались в лавках Рима. Они служили символами реальных жертв, приносимых ранее богу Сатурну; их, как правило, бросали для Сатурна в Тибр; временное равенство и свобода для рабов; на улицах бродячие актеры без масок и римляне в масках разыгрывали сцены; гладиаторские бои и "охота" в цирках.

2.2 Характеристика основных зрелищ Древнего Рима

зрелище праздник древний рим

В жизни широких масс населения Древнего Рима огромное место занимали различные публичные зрелища: гладиаторские бои, травля животных, триумфальные шествия, театральные представления и др.

Зрелища являются неотъемлемой частью многих праздников римлян. В связи с этим, раскроем сущность каждого из видов зрелищ.

Общественные развлечения и зрелища в Риме носили название луди (игры). Существовало три вида зрелищ: театральные представления (луди сценици), гонки на колесницах (луди рценсес) и гладиаторские бои и травли диких зверей (мунера). Вначале эти представления происходили в одном и том же месте друг за другом, развлекая публику весь день. Однако в эпоху империи каждое из них происходило отдельно от других, часто в специально построенных для этого зданиях.

Общественные сады и парки были популярными местами отдыха и развлечений. Римляне также с удовольствием занимались бегом, метанием копья и борьбой, и состязались в них. Для этого в Риме были отведены особые места, например, Марсово поле. Популярными были развлечения, не требующие больших физических усилий.

Так, например, римляне вычерчивали на земле шашечные клетки и играли на них в игру, подобную нашим шашкам. К числу азартных игр с монетами относилась игра “голова или корабль” - римский вариант нашей игры “орел или решка”.

Из произведений Горация мы знаем, что дети в Древнем Риме любили строить игрушечные дома, запускали волчок и воздушных змеев, играли с обручем, качались на качелях. Разные рельефы, росписи, мозаики воспроизводят картины различных детских игр. Многие игры были подражанием различным занятиям взрослых.

Римский театр

Театр получил широкое распространение в Риме начиная с III в. до н. э., после того, как между Римом и Грецией установились тесные связи.

Вначале, представления происходили в примитивных деревянных театрах, но в 55 г. до н. э. Полтей построил в Риме первый каменный театр, вмещавший до 27 тысяч зрителей. Позже такие каменные театры были построены по всей Римской империи. Руины театров позволяют нам представить себе, как они могли выглядеть в древности.

Декорации были нарисованы на полотнищах, натянутых на сцене позади исполнителей. Перемена декораций производилась с помощью специальных машин. Выходя на сцену, актеры надевали маски, т. к. римские пьесы были построены на определенных типах характеров. Маски помогали зрителям из дальних рядов понять, кто есть кто на сцене. Сначала только мужчины могли играть на сцене, а позже играть было позволено и женщинам.

Первая пьеса была представлена в Риме в 240 г. до н. э. Она представляла собой греческую драму, переведенную на латинский язык бывшим рабом-греком по имени Ливий Андроник. Несмотря на то, что поначалу популярными были серьезные пьесы, публике хотелось солнце на сцене и веселые комедии. Самыми знаменитыми римскими комедиографами были Плавт и Теренций. Постепенно театральные представления становились всё более зрелищными, способными соперничать со скачками и общественными играми. Со временем зрители приходили в театр полюбоваться не столько игрой актеров, сколько особыми сценическими эффектами.

Гонки на колесницах

Самым популярным спортивным зрелищем в Древнем Риме были гонки на колесницах, которые происходили на специальной арене, так называемом цирке или ипподроме. Крупнейшим был Большой цирк в Риме. В день обычно проходило 24 заезда, в каждом из которых участвовало 12 колесниц, представлявших 4 разные команды.

Каждый заезд обычно состоял из семи кругов. Отсчет кругов велся с помощью каких-либо вращающихся предметов, например изображений дельфинов или огромных яиц, закрепленных на столбах на возвышении центральной части арены.

Каждая команда имела своего тренера и свои отдельные конюшни. Сторонники каждой из команд отличались фанатичной преданностью, и результаты гонок, не устраивавшие большинство зрителей, могли вызвать беспорядки. Победители гонок становились очень богатыми и популярными людьми.

Руководил гонками какой-нибудь крупный государственный деятель или лично император, подававший знак к началу заезда, бросив белый платок со своей трибуны.

Гладиаторские бои

Особую популярность имели бои гладиаторов как демонстрация битвы духа и тела. Они возникли из погребального обряда этрусков, в который входили человеческие жертвоприношения: над могилой двух обреченных на смерть заставляли сражаться с мечами. Слабый погибал, более сильный и ловкий оставался живым, вызывая восторг присутствующих. Огромное количество поклонников собирали гладиаторские игры. Для проведения этих игр в большинстве городов империи были построены амфитеатры. Гладиаторами становились чаще всего пленники, преступники, рабы, а иногда -- вольнонаемные воины, сражавшиеся для развлечения зрителей. Такие бои часто устраивали знаменитые римляне в честь какого-нибудь знаменательного события, например победы в крупном сражении. Поначалу в боях участвовало небольшое число гладиаторов, но постепенно поединки становились все более пышными. Так, император Траян устроил гладиаторские бои, продолжавшиеся 117 дней. В них приняли участие около 10 тыс. гладиаторов.

Игры начинались обычно утром. Их открывала процессия, шествовавшая мимо ложи императора или знатного римлянина, распоряжавшегося боями. За гладиаторами следовали танцовщики, акробаты, жрецы и музыканты.

Затем следовала травля зверей. Некоторых редких животных просто показывали публике. Менее экзотичных животных, таких, как медведи, пантеры и быки, стравливали друг с другом. На них также устраивали охоту, приглашая стрелков из лука, или, наоборот, выпускали диких зверей на беззащитных узников. В таких представлениях совершались кровавые и жестокие убийства тысяч людей и животных.

Существовали четыре типа гладиаторов, различавшихся по вооружению и одеянию. Обычное снаряжение гладиатора - меч, щит, шлем и поножи. Позже появились ретиарии (изображали рыбака с трезубцем и сетью) .

Бой обычно продолжался до смерти одного из бойцов. Побежденный или раненый гладиатор мог попросить пощады. Руководствуясь криками зрителей, распорядитель боев особым жестом показывал, какая участь ожидает побежденного. Если большой палец поднимался вверх, бойцу сохраняли жизнь. Так принято считать, но мы не располагаем никакими сведениями, подтверждающими это.

В самом начале 1-й Пунической войны в 264 г. до н.э. два сына умершего Децима Юния Брута Перры выставили на тризне на Бычьем форуме три пары гладиаторов, одновременно сражавшихся друг с другом. Это был первый гладиаторский бой, засвидетельствованный римскими историками. К концу II в. до н.э. гладиаторские бои уже полностью утратили связь с культом мертвых и сделались наиболее популярным зрелищем, основным средством воспитания духа (на них водили даже преступников в воспитательных целях), средством завоевания политиками популярности у населения. Важным рубежом в изменении статуса гладиаторских игр стал 105 г. до н.э. (год консульства П.Рутилия Руфа и Г.Маллия Максима), когда оба консула впервые устроили гладиаторские бои для народа как магистраты. Немецкий историк Г.Хефлинг определил это как «превращение гладиаторских боев из ритуального умерщвления в честь умерших в убийство для развлечения падкой на удовольствия толпы» .

Игры принимали все больший размах - во время праздников в честь побед римского оружия бои гладиаторов длились месяц, участвовало в них до 10 тыс. человек. Если при Августе гладиаторские бои и театральные представления занимали 66 дней в году, то в IV в. - 175 дней и более. Для гладиаторских боев римляне строили специальные здания - амфитеатры, вначале - деревянные, затем - каменные, в форме эллипса. Самым грандиозным из них был Коллизей (построен около 80 г.), рассчитанный на 50 тыс. зрителей. Арена могла превращаться и в «море». Так, император Нерон в построенном им амфитеатре показал однажды морское сражение. Арена была превращена в бассейн, куда пустили воду с морскими животными и рыбами, и в этом бассейне была разыграна морская битва «между афинянами и персами».

Откуда же брали «человеческий материал» для гладиаторских боев? Прежде всего - из военнопленных. Например, император Тит после разрушения Иерусалима в 70 г. часть пленных евреев старше 17 лет отправил на египетские рудники, где они почти все погибли от непосильной работы; большинство же пленных он «подарил» провинциям для гладиаторских боев. В императорскую эпоху возник и обычай преступников, осужденных за убийство, разбой, поджог, осквернение храмов, государственную измену, приговаривать «к мечу» (то есть гладиаторским играм) и «диким зверям». Но были среди них и вольноотпущенники (получившие свободу рабы), и свободные римляне, которых толкала нужда или привлекала романтика борьбы, слава удачных бойцов.

В истории Рима зафиксированы случаи выступлений в качестве гладиаторов представителей высших сословий, сенаторов и даже императора (это был Коммод в 180-192 гг., проведший более 1000 боев). Известны и женщины-гладиаторы, причем из почтенных семейств (об этом сообщает Тацит в своих «Анналах»), что считалось особенно позорным. Только в 200 г. было запрещено женщинам выступать в качестве бойцов, что считают заслугой просвещенных юристов, а не правившего тогда императора Септимия Севера.

Триумфы полководцев

Еще одним популярнейшим зрелищем римлян были триумфы полководцев. Триумф мог отмечать только полководец высшего ранга за победы в крупной войне (на суше или на море). Разрешение справлять триумф ему давал каждый раз Сенат (по его личной просьбе). Понятно, что в эпоху империи правом на триумф обладал лишь император, считавшийся во всех битвах, войнах верховным главнокомандующим. Процессия шла с Марсова поля, через весь Рим, по Священной дороге на Капитолий.

Процессию возглавляли сенаторы и магистраты, далее следовали трубачи, везли военные трофеи, несли изображения форсированных рек, взятых городов и т.д. За ними вели разукрашенных жертвенных быков (не менее 120), знатных пленников в цепях или с веревкой на шее. Следом шли полководцы триумфатора с зажженными курильницами. Далее - на колеснице, запряженной четверкой белых лошадей, в пурпурной тунике и тоге, осыпанной золотыми листьями, с лавровым венком на голове - ехал сам триумфатор. В руках он держал скипетр с орлом и лавровую ветвь. Тут же были его сыновья, воспитатели и учителя. Замыкали шествие солдаты победоносных легионов. На Капитолии триумфатор подносил Юпитеру свои лавры, совершал закалывание жертв. Затем проводились грандиозные пиршества: один - для знати, другой - для солдат и народа, с раздачей подарков.

Всего в истории Рима было отмечено около 350 триумфов; последним был триумф императора Диоклетиана в 302 г.

В честь побед возводились и великолепные триумфальные арки (до нас дошло около 70).

Отдых - после дел, -говорится в латинской пословице. Свободным временем римляне пользовались по-разному. Люди образованные, с высокими духовными интересами посвящали себя науке или литературе, не считая это “делами”, а, рассматривая как досуг. Так что отдыхать для римлян отнюдь не значило ничего не делать.

Цирковые жанры в древнем Риме

В Риме с древнейших времен и до падения империи ежегодно проводились игры, заключающиеся в конных бегах на колесницах. В те времена зрители располагались прямо на траве, покрывавшей склоны холмов. Постепенно долины Рима превращались в ипподромы (греч. hippos - лошадь и dromos - бег), которые из-за своей овальной формы стали называться цирками (от лат. circus - круг). В Риме насчитывалось семь цирков. Все они были устроены почти одинаково, но самым древним и обширным из них был "Большой цирк". По своему устройству этот цирк представлял овальную арену - длиной свыше 500 метров и шириной 80 метров. По всей ее протяженности с обеих сторон были расположены места для зрителей. На мраморных сиденьях располагалась знать, а на верхних, деревянных скамьях теснилась беднота. Особенностью цирковой арены была спина - широкая и невысокая каменная стена, которая подобно хребту, разделяла арену на две половины. Она препятствовала переходу лошадей с одной части арены на другую.

Зрелища с участием зверей стали частью игр. Издавна в них демонстрировали дрессированных животных или показывали охоту на диких козлов и антилоп. Потом в цирках появились львы, леопарды, медведи и тигры, с которыми сражались гладиаторы. Использование на арене диких животных стало столь разнообразным и сложным, что для проведения номеров с ними стали привлекать специально обученных людей -бестиариев. В промежутках между заездами колесниц выступали джигиты. Нравилась публике и комическая сценка, в которой четырех обезьян, наряженных в костюмы четырех партий цирка, привязывали к необъезженным лошадям и по сигналу императора выпускали на арену. Устройство и проведение игр требовали громадных расходов. Для них было отведено в году 64 дня. На аренах цирков в перерывах между состязаниями служители накрывали сотни столов с зажаренными целиком быками, свиньями, козами, а разные вина чередовались с апельсинами, гранатами, имбирем. Известный сатирик древности Ювенал метко назвал политику римских властей политикой "хлеба и зрелищ". Олицетворением этой политики являлись цирки, а вместе с ними - возникшие на основе других зрелищ амфитеатры и прежде всего - Колизей.

Но были и такие зрелища, которые наиболее близки цирковому искусству. По традиции игры начинались с венации, то есть охоты на диких зверей. Число и разнообразие животных в таких охотах были поразительными. Петроний пишет, что однажды в шестидневных играх было убито девять тысяч животных. Здесь показывались дрессированные звери: львы ловили зайцев и отпускали их невредимыми, слоны танцевали, так же демонстрировались олени, дикие кабаны, медведи, быки, антилопы, козероги, шакалы, страусы, журавли, дикие лошади, гиены, леопарды и стадо домашнего скота “для массы”. Участью этих животных была смерть. Их убивали самыми изощренными способами. Управляться с ними было исключительно опасно и рискованно, и для проведения номеров с ними стали привлекать специально обученных людей -бестиариев. Бестиарии дрессировали животных, так же в их функцию входило убийство этих животных, независимо от степени опасности.

И, тем не менее римская толпа хотела более захватывающего зрелища, и организаторам зрелищ было что предложить - сексуальные сношения между женщинами и животными часто показывали под трибунами и такие зрелища демонстрировали время от времени и на арене. Римляне очень любили представления на мифологические сюжеты. Юпитер, царь богов, часто насиловал молодых девушек, принимая облик различных животных, поэтому такие сцены успешно были представлены на арене.

В амфитеатрах показывали свое искусство фокусники, акробаты, эквилибристы. скоморохи, клоуны, карлики, одетые в шутовские костюмы. Здесь выступали танцоры и многолюдные (до 1.000 человек) оркестры роговых и духовых инструментов. И здесь же происходили на арене, наполненной водой, навмахии - инсценировки морских битв, участниками которых были осужденные на смерть военнопленные и преступники.

Зрелищность и ее формы в древнеримской культуре

Франк Коуэл утверждал, что: "Среднестатистический римлянин не был лишен развлечений и увеселений: действительно, большим соблазном большого города была бесконечная последовательность всяческих зрелищ...

Истоки театрального искусства эпохи античности

До средины I в. До н.э. постоянного театра в Риме не было. Игры устраивались на форуме перед храмами. Все сооружения которые воздвигались для театральных игр ломались по их окончанию...

Историко-культурные основы массовых театрализованных представлений

Уже в третьем тысячелетии до нашей эры на одном из островов греческого архипелага - на острове Крит - была создана высокая культура. Именно там археологами открыты первые в истории человечества сооружения...

Прическа в стиле "барокко"

В Древнем Риме парикмахерское искусство длительный период времени не имело собственного направления и находилось под влиянием Греции. Очень популярны были прически из коротких мелко завитых волос. Мужчины носили бороды и усы...

Религия Древней Греции и Древнего Рима в культурно-историческом аспекте

История Древнего Рима волнует наше воображение обилием драматических событий, ярких выдающихся личностей. Она охватывает период с 8 в. до н. э. по 5 в. н. э...

Творческий метод Джованни Пиранези

В 1745 году по предложению Джузеппе Вагнера, венецианского гравера, издателя и торговца гравюрами, Пиранези возвращается в Рим в качестве его торгового представителя и открывает мастерскую на Корсо...

Утонченность флорентийской культуры последней трети 15 в. Сандро Боттичелли

«Призвание Моисея» Быстро распространявшаяся слава Боттичелли вышла за пределы Флоренции. С конца 1470-х годов художник получает многочисленные заказы. «И тогда он завоевал себе … во Флоренции и за её пределами такую славу, что папа Сикст IV...

Филиппо Брунеллески и Флоренция: творческая личность в контексте ренессансной культуры

Манетти подробно описывает поездку Филиппо в Рим после неудачи на конкурсе 1401 года. Привожу этот текст с незначительными сокращениями: «Он счел за благо отправиться туда, где есть хорошая скульптура, и поехал в Рим...

Квинкватрии (лат. Quinquatrus или лат. quinquatria )- Древнем Риме праздник в честь Марса и особенно Минервы, с 19 по 23 марта. Ложно понятое название праздника, означающее собственно пятый день после ид, привело впоследствии к тому, что праздник в честь Минервы справлялся пять дней сряду. В нём принимали участие все, чьи занятия находились под покровительством богини: ученики и учителя, вязальщицы и прядильщицы, всякого рода ремесленники и художники, врачи и поэты.

В июне цех флейтщиц праздновал в честь богини в течение трёх дней малые Квинкватрии (quinquatria minores или quinquatria minusculae ).

Консуалии (латHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA". Consuales Ludi, Consualia ) - древнеримские празднества и игры в честь бога Конса.

По легенде, основоположником праздника являлся Ромул, он якобы нашёл алтарь, посвящённый богу, в земле. Именно во время проведения консуалий римляне украли сабинянок. Празднества открывались ежегодно в цирке символической церемонией открытия алтаря, посвящённого богу. Торжества начинались 21 августа конными бегами и гонками на колесницах . Во время празднеств лошади и мулы не использовались в работах и украшались гирляндами и цветами.

Лему́рии (лат. Lemuria ), лемура́лии (Lemuralia ) - праздники мертвых в Древнем Риме. Они проводились 9, 11 и 13 мая. Считалось, что в эти дни души блуждают по миру в виде призраков-вампиров, которых называли лемурами или ларвами.

Отец семейства вставал в полночь и обходил босиком весь дом, чтобы отогнать духов. После этого он мыл руки в родниковой воде, клал в рот зерна чёрных бобов, которые затем перебрасывал через дом, не оглядываясь назад. При этом он девять раз повторял заклинание: «Это отдаю вам и этими бобами выкупаю себя и своих близких ». По поверию, невидимые духи шли следом за ним и собирали рассыпанные по земле бобы. После этого глава семьи снова омывался водой, брал медный таз и бил в него изо всех сил, прося, чтобы духи покинули дом.История местных верований, культов и религиозных обрядов как неотъемлемая часть происхождения римских празднеств и зрелищ.Из истории Древнеримской цивилизации доподлинно известно, что гораздо больше, чем музыка, выступления танцоров и даже театральные представления, жителей притягивали к себе состязания на колесницах в цирке и кровавые действа в амфитеатрах. Как и в Греции, происхождение римских празднеств и зрелищ неотделимо от истории местных верований, культов и религиозных обрядов. Древние итальянцы не знали антропоморфизма, и только под влиянием этрусков, а позднее греков римляне начали представлять своих богов и богинь в человеческом облике. В древней Италии ни один праздник не обходился без музыки, пения и танцев, поэтому о них мы и поговорим в первую очередь. Все музыканты, композиторы, а так же учителя музыки и пения в Риме были в основном иностранного происхождения, а именно из Греции или греческих городов на юге Италии, и Египта. А профессиональные танцовщицы и танцоры, выступавшие публично, приезжали в Вечный город из Сирии и Испании. С тех пор как в Риме стали утверждаться восточные культы и обряды, в них стали участвовать музыканты, прибывшие оттуда, откуда был заимствован и сам культ. В обрядах в честь богини Исиды принимали участие музыканты из Египта. Зато музыкантами, сопровождавшими чисто римские обряды, военными музыкантами и теми, кто аккомпанировал актерам на сцене, были преимущественно люди римского или италийского происхождения. Многие римские граждане относились почтительно к иноземным певцам и исполнителям, но некоторые показывали явное недовольство, так как опасались влияния чуждых Риму обычаев и нравов. Более того, некоторые музыканты пользовались в Риме особыми привилегиями, в награду за те услуги, которые оказывали они своей игрой или пением на общегосударственных торжествах. Известным певцам и музыкантам даже удавалось завязывать дружеские отношения с представителями знатнейших родов. Примером этого может служить судьба певца Тигелия Старшего из Сардинии, отмеченного благосклонностью самого Цезаря, а также его племянника или приемного сына Тигеллия Гермогена, певца и музыканта, неоднократно воспетого Горацием и восхищавшего своим искусством и царицу Клеопатру, когда она приехала в Рим, и Октавиана Августа.



Существовали разные формы молитв, заклинаний и обрядовых песен, часто связанные с определенными районами страны. Здесь можно назвать фесценнины - народные сатирические песни или стихи в форме диалога, происхождение которых связывают с этрусским городом Фесценнией. Эти полные насмешки, задиристые, иногда едкие и язвительные куплеты, понизанные « италийским остроумием», звучали на торжествах в честь сельских богов, например в праздник урожая, а также на некоторых семейных празднествах, чаще всего на свадьбах. Скорее всего, что в фесценнинских песенках таились уже зачатки местной, италийской драмы, подобно тому, как в Греции из песен комосов – участников праздничных деревенских шествий, прославлявших животворящие силы природы, - родилась древнегреческая комедия. Быть может, театральное искусство в Риме развивалось бы иными, самобытными путями, если бы в III в. до н.э. благодаря греку Ливию Андронику на римской сцене не утвердилась бы греческая драма.

Хотя сельские обряды и праздники носили культовый характер, они не стали общегосударственными празднествами, как Дионисийские торжества в Афинах. Римский календарь изобиловал праздниками. Праздники подразделялись на общегосударственные и праздники низшего ранга, официальные и семейные, сельские и городские, те, которые справлялись постоянно или от случая к случаю, праздники отдельных божеств и профессий. Программы празднеств в течение столетий менялись: к элементам постоянным, таким, как жертвоприношения, молитвы, торжественные шествия, добавлялись мероприятия чисто зрелищные, развлекательные. Это могли быть схватки гладиаторов или бои с дикими зверями в амфитеатре, гонки на колесницах в цирке, театральные представления. Если в Греции зрелища были одной из форм культовых торжеств, формой почитания богов, своего рода мистериями, а кроме того, долго сохраняли характер соревновательный, агонистический, то в Риме зрелища рассматривались исключительно как массовые развлечения.

Общегосударственные праздники справлялись с особой пышностью. Очень торжественно проходило, например, празднование Нового года, ставшее с 153г. до н.э. традицией и в Риме, и во всей Италии, а после того, как влияние Рима распространилось и на отдаленные земли, во всей империи. В этот день проходили официальные торжества, связанные со вступлением в должность новоизбранных консулов; сначала 1-го марта, затем 1-го января. В доме каждого из консулов собирались сенаторы, друзья, знакомые, потом торжественная процессия двигалась к Капитолию, где обе процессии, направлявшиеся из домов обоих консулов, встречались и их участники приносили благодарственные жертвы Юпитеру Капитолийскому, покровителю Римского государства. В эпоху империи новоизбранные должностные лица давали в день Нового года присягу на верность императору, а войско – своему полководцу. После завершения официальной части празднества начинались пиры и приемы: у консулов собирались высшие должностные лица и друзья хозяина дома, в других местах римляне ходили в гости друг к другу по очереди. Римляне верили - и это поверье живо до сих пор, – что каким будет новый год, таким будет и весь год.

Среди многочисленных римских праздников, справляющихся ежегодно, преобладали древнейшие, а именно торжества в честь сельских, в особенности земледельческих, богов и богинь. Очень популярны были праздники посевов и Паганалии в честь богинь земного плодородия Теллюс и Цереры: одной приносили в жертву борова, другой – меру ячменя или полбы.

В феврале-месяце ритуальных очищений – справляли знаменитые Луперкалии – первоначально праздник пастухов в честь Фавна – Луперка, бога стад, соответствующего греческому Пану.

В конце февраля приносили жертвы богу границ и межей Термину, по имени которого праздник 23 февраля назывался Терминалиями. Жертвоприношения носили вегетарианский характер. Особенно щедрым на сельские праздники был апрель. 12-го справляли Цереалии: в этот день, как рассказывает Овидий, древний обычай повелевал деревенским жителям выпускать лисиц с зажженными факелами на хвостах и даже сжигать чучело лисы-похитительницы кур. 21 апреля, в годовщину основания Рима, наступал еще один праздник пастухов – Палили, в честь древнеиталийского божества Палес – покровительницы стад и пастушества. Богине творили жертвоприношения, не требовавшие пролития крови животных: жертвовали лепешки, молоко, другие деревенские продукты. В этот же день, отмечали и годовщину основания Вечного города – при императоре Адриане во II в.н.э. он стал важным государственным праздником, сохранившимся до V в. 28 апреля обитатели многих областей Италии чтили богиню растительности Флору. Флоралиями завершался длинный цикл весенних сельских праздников.

Но, пожалуй, из всех римских сельских праздников самым известным и популярным были декабрьские Сатурналии, справлявшиеся как в деревне, так и в городе. Праздник длился 5 дней и был посвящен древнеиталийскому богу посевов и земледелия Сатурну, супругу богини Опс; впоследствии Сатурна отождествили с греческим Кроном и стали считать отцом Юпитера, Нептуна, Юноны и Плутона, Свергнутым Юпитером с небесного престола. В 497 г. до н.э. богу Сатурну воздвигли в Риме храм у подножия Капиталийского холма, и с тех пор вошел в обычай праздник Сатурналий. Это были дни, исполненные радости, всяких забав, смеха. Римляне верили также, что легендарные «сатурновы веки» были временем всеобщего равенства и свободы; люди тогда жили, как братья, не зная рабства. В память о той счастливой эпохе Сатурналии выступали как праздник вседозволенности. Рабам в эти дни предоставляли немалую свободу, в том числе и свободу слова – они могли позволить себе даже весьма вольные шутки по адресу своих хозяев. Рабы усаживались пировать – и хозяева должны были прислуживать им за столом. В Сатурналии полагалось обмениваться подарками – обычай этот римляне блюли неукоснительно. Существовали праздники людей труда. В середине марта справляли Большие квинкватры – пятидневные празднества в честь Марса, а позднее - в честь Миневры, культ которой постепенно утверждался в Риме как культ ремесленников и людей искусства, а так же учащейся молодежи. В первый день квинкватр богине приносили в жертву лепешки, маслины, вино. В следующие дни устраивали рецитации, выступления поэтов, чтецов.

К праздникам военным относились все торжества в честь бога Марса, и в первую очередь Эквиррии в конце февраля и в середине марта. В программу праздника входили конные состязания на Марсовом поле. Октавиан Август учредил 12 мая однодневные Севиральные игры, в честь Марса Мстителя. В большом цирке в Риме выступали шесть отрядов конницы, каждый со своим предводителем. С играми были связаны и другие праздники. Древнейшими считались Таврские игры в честь подземных богов, устроенные впервые римским царем Тарквинием гордым. Название игр происходит от этрусского слова, означающего «могила», происходило воздаяние почестей богам подземного царства, а затем Юпитеру, Юноне, Аполлону как богу, предотвращающему мор, и Диане Луцине – богине деторождения, дарующей жизнь. Таврские игры устраивались раз в 5 лет 25 и 26 июня; в программу входили конные выступления в Цирке Фламиния.

К старейшим и важнейшим причисляли и Римские, или Великие, игры, проходившие ежегодно начиная с 4 сентября. Они были посвящены Юпитеру и поначалу длились всего 4 дня. При Августе игры растянулись на 16 дней. После торжественных жертвоприношений Юпитеру на Капитолии процессия направлялась по улицам города к цирку. Возглавлял шествие сам Юпитер Копитолийский – в лице консула или претора, одетых как триумфаторы и окруженные толпою граждан, отрядами войска и молодежью. Несли статуи богов; далее шли танцоры, актеры мимов, иные были переодеты сатирами и разыгрывали всевозможные комические сценки. Меньше ясности в происхождении знаменитых Секулярных игр, устраивавшихся всего один раз в столетие, к юбилею Вечного города. Присхождение Секулярных игр связывают иногда с Терентинскими играми, проходившими в Теренте – части Марсова поля. Терентинские игры были устроены впервые в 249г.до н.э., в разгар 1-ой Пунической войны. В жертву подземным богам (Отцу Диту-прозвище Плутона) были тогда принесены Черный бык и корова. В программу торжеств тогда входили конные состязания в цирке. Этим жители пытались умилостивить богов в пору тяжких испытаний и войн, а так же во времена нашествия эпидемий чумы.

Под 216г.до н.э. впервые засвидетельствованы в Риме Плебейские игры в честь Юпитера. Устраивали их в ноябре в цирке Фламиния. В программу празднества входили торжественные шествия, конные состязания, театральные представления: в 200г. до н.э. во время Плебейских игр была представлена зрителям комедия Плавта «Господа и рабы».

В 212 или 211г. до н.э, когда бушевала трудная для государства 2-я Пуническая война, римляне, следуя пророческим книгам, организовали игры в честь Аполлона, умоляя на этот раз ниспослать городу не исцеление от чумы или моровой язвы, а победу над опасным врагом. Спустя три или четыре года игры были повторены, когда в Риме разразился мор, а затем их стали справлять ежегодно, поначалу устраивали только конные выступления в Большом цирке, но уже со II в. до н.э. в программу включили и спектакли.

В 204г. до н.э. были учреждены ежегодные Мегалезийские игры (с греческого «мегаэл» - великая). Торжественная процессия доставляла символ божества в храм Виктории, богини победы, на Палатинском холме. После чего все отправлялись в цирк на представления. С 191г. до н.э. в дни Мегалезийских игр люди спешили не только на цирковые состязания, но и на театральные представления. В 166г.до н.э.были представлены несколько комедий Теренция: «Девушка с Андроса», «Свекровь»(165г.), позднее «Самоистязатель», через 2 года «Евнух». При императорах эти игры длились целую неделю; всего они просуществовали до IV в. н.э.

Нетрудно заметить, как тесно связан был римский календарь праздников с местными культами. В течение долгих столетий римской истории некоторые торжества утратили свое значение, а другие продолжали справляться по традиции, хотя их религиозный или исторический смысл мало кому был известен, так что римским писателям часто приходилось объяснять публике происхождение того или иного обычая или обряда.


Заключение

Новым традициям, обрядам и праздникам как важному средству коммунистического воспитания культурной жизни общества и посвящена моя работа. Не было цели осветить теоретические аспекты проблемы. Здесь присутствовала иная задача - рассказать теорию и показать практический опыт работы по внедрению в быт людей новых праздников, обрядов, традиций, ритуалов и церемоний.

Понятия обряд, ритуал, обычай, церемония, традиция продолжают жить и в современном мире, многие не устарели и остались теми же, а некоторые видоизменились. Они приобрели какие-то свои новые качества, которые их сделали понятнее для современного человека.

За неделю до представления расклеивались по городу афиши. Они были небольшого формата – размером в развернутый печатный лист. В центре афиши в красках была помещена картина, изображающая суть пьесы, а текст помещался сверху или снизу картины.


Список использованной литературы:

1.Большая Советская Энциклопедия.

2.Брудный В.И. Обряды вчера и сегодня. М.,"Просвещение",1975.

3.Бузескул В.П.Открытия в области истории Древнего мира, С.,"Академия",1923.

4.Генкин Д.М.Массовые праздники., М.,"Просвещение",1975.

5.Ильинская Л.С.Античность: Краткий энциклопедический справочник,М.,1999.

6.Марьянов Б.Праздники, обряды, традиции. М.,"Молодая гвардия",1976.

7.Массовые празднества сборник Комитета социологического изучения искусств Л,1926.

8.Роберт Ж.И.Повседневная жизнь Древнего Рима через призму наслаждений,М.,2006.

9.Суханов И.В.Обычаи, традиции и преемственность поколений.

10.Страничка из истории народных зрелищ.(В Древнем Риме),Вестник театра,1920.

11.Сергеенко М.Е.Жизнь в Древнем Риме, С.,"Журнал Нева",2000.

12.Словарь античности,М.,1994.

13.Театрализованные праздники и зрелища, М.,"Искусство",1976.

14.Ходасевич Валентина. Массовые действа, зрелища и праздники,М.,1933.

Итальянцы известны тем, что любят хорошо повеселиться: одних только официальных праздников насчитывается больше десяти, не говоря уже о различных фестивалях и выставках. Больше всего праздничных мероприятий проходит, конечно же, в Риме, и многие из них давно стали приятной ежегодной традицией.

100 художников Виа Маргутта

Дважды в год, весной и осенью, в Риме проходит арт-фестиваль под открытым небом. Место проведения остается неизменным – это улица Виа Маргутта, которая и дала название этому мероприятию, расположенная недалеко от Народной площади. Каждый год в фестивале принимают 100 итальянских и международных художников, для которых это отличная возможность продемонстрировать свои работы широкой публике. Фестиваль на Виа Маргутта – одно из самых любимых мероприятий римлян как символ значимости изобразительного искусства для итальянской культуры. Вход на фестиваль свободный.

Крестный ход в Страстную пятницу

Одно из самых больших мероприятий в честь Пасхи – это Крестный ход в Страстную пятницу с участием Папы Римского. В этом году он пройдет 14 апреля. Крестный ход начинается в Колизее и заканчивается возле холма Палатин, пройдя через 14 остановок, каждая из которых связана с историей распятия Иисуса Христа. В течение всего пути паломники, в том числе и Папа Римский, несут деревянный крест. На каждой остановке Крестного пути участники произносят молитву.

Крестный ход одно из немногих мероприятий такого уровня, для участия в которых не нужно приобретать билет. Ежегодно его посещают десятки тысяч людей, поэтому многие стараются прибыть на место как можно раньше, за несколько часов до начала мероприятия, чтобы занять хорошие места. Даже если вы не исповедуете католичество или не относитесь вообще ни к какой религии, Крестный ход – это одно из самых красивых и памятных мероприятий Рима, в котором стоит принять участие любому человеку.

Как и во многих других мировых столицах, в Риме ежегодно проходит собственный марафон. В этом году его проведение запланировано на 2 апреля. Римский марафон стартует возле Колизея, далее его маршрут проходит через такие знаковые достопримечательности, как площадь Испании, фонтан Треви , Пантеон , Собор Святого Петра и площадь Венеции. Стоит отметить, что маршрут спланирован очень предусмотрительно: несмотря на то, что Рим – это город семи холмов, марафон по большей части проходит на ровной поверхности. Чтобы принять участие в Римском марафоне, необходимо заранее зарегистрироваться и внести взнос в размере от 62 евро (для самых ранних регистраций) до 102 евро (для тех, кто регистрируется в последний день).

Natale di Roma – день рождения Рима

Не каждый город может похвастаться тем, что празднует свой день рождения, как это делает Рим.

Эта знаменательная дата приходится на 21 апреля – согласно историческим данным, именно в этот день было основано маленькое поселение на вершине Палатина – центрального холма Рима, которое впоследствии выросло в центр мировой цивилизации и удерживало этот статус в течение тысячи лет. Праздник отмечается с истинно римским размахом: по всему городу проходят торжественные мероприятия, концерты, скачки и театральные представления, воссоздающие историю возникновения Рима. Если вы окажетесь в Риме в день его рождения, имейте в виду, что в честь этого праздника вход во все музеи и парки бесплатный.

Этот ежегодный религиозный фестиваль в честь Богоматери Кармельской проводится в римском районе Трастевере с 1535 года. Возникновение праздника связано с удивительным событием: в тот год несколько местных рыбаков обнаружили статую Богоматери во время шторма в устье Тибра.

Обычно празднование начинается 16 июля и продолжается до 25 июля. Фестиваль начинается с торжественной процессии, когда богато украшенную статую Богоматери проносят по всему району Трастевере из церкви Святой Агаты в церковь Сан-Кризогоно, где она хранится в течение 8 дней.

Праздник Святого Петра и Святого Павла

Праздник Святого Петра и Святого Павла ежегодно отмечается в Риме 29 июня. Таким образом жители Рима отдают дань уважения двум святым, которые считаются покровителями Вечного города.

В этот день во всех районах Рима проводятся религиозные службы, главная из которых проходит с участием Папы Римского. Но празднование не ограничивается только церковными ритуалами, в этот день также организуются концерты и ярмарки, а завершается праздник красочными фейерверками.

Туристам стоит иметь в виду, что Праздник Святого Петра и Святого Павла является официальным выходным, поэтому многие заведения в этот день не работают.

Городской театральный фестиваль

В сентябре в Риме проводится одно из главных культурных событий – Городской театральный фестиваль, который собирает драматургов, актеров и театральных энтузиастов со всех уголков мира. Фестиваль инициировала небольшая группа римских театралов в попытке возродить интерес широкой публики к театральному искусству. На время фестиваля заведения и городские пространства Рима превращаются в театральные подмостки, и во всем городе царит атмосфера праздника и карнавала. Все мероприятия Городского фестиваля доступны для любого зрителя бесплатно. Представления начинаются ближе к вечеру, примерно в 17.00, и продолжаются до полуночи. Если вам хочется побывать в Риме именно в период Городского театрального фестиваля, то вам стоит заранее подумать о жилье , так как в это время все отели и хостелы города переполнены.

Римский джазовый фестиваль

В первую неделю ноября Рим становится площадкой для джазового фестиваля. В течение этого времени в городе проходят джазовые концерты и выступления с участием популярных итальянских музыкантов и приглашенных международных звезд. Программа мероприятия включает разные джазовые стили, поэтому удовлетворит любой вкус. Концерты в рамках джазового фестиваля проходят в нескольких заведениях, но главными площадками считаются Casa del Jazz и Villa Celimontana.

Римский фестиваль независимого кино

Римский фестиваль независимого кино был основан в 2001 году, и с каждым разом он привлекает все больше внимания не только со стороны итальянской публики, но и международного киносообщества. Фестиваль дает редкую возможность независимым режиссерам из разных стран показать свои работы, которые не вписываются в формат массового кино. В рамках фестиваля также есть отдельная секция «Новые рубежи», на которой демонстрируют фильмы итальянского производства. Сегодня в Римском фестивале независимого кино принимают участие представители пяти континентов, что делает его одним из ключевых событий в мировой киноиндустрии. В этом году фестиваль пройдет с 17 по 24 ноября.

День Святого Сильвестра

После того, как отгремят рождественские гулянья, праздничный сезон в Риме не заканчивается, ведь впереди – день Святого Сильвестра, который отмечается 31 декабря. Праздник получил свое имя в память о Папе Римском Сильвестре, который в этот день перешел из жизни земной в вечность. Традиционно день Святого Сильвестра проходит на Народной площади. Жители и гости города могут насладиться самыми лучшими блюдами итальянской кухни, попробовать домашнее вино и повеселиться на живых концертах перед тем, как встретить новый год.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх