Как ребенок начинает сидеть самостоятельно. Во сколько месяцев обычно начинают сидеть девочки? Причин может быть несколько


Родители нередко волнуются, правильно ли развиваются их малыши. В том числе их интересует, когда ребенок начинает сидеть сам, без посторонней помощи. Ведь это важный этап для детей. В этом положении у них открывается гораздо больший обзор на окружающий мир, руки освобождаются, так что можно изучать различные предметы. Взрослые гордятся успехами своего мальчика или девочки. Но важно понять, что это должно происходить в свое время.

Особенности новорожденного ребенка

Молодым мамам часто свойственна мнительность. Они сравнивают собственного ребенка с детьми знакомых и переживают, если родное чадо в чем-то отстает. Например, когда соседский мальчик уже вовсю сидит сам в полгода, а ваш еще не делает заметных попыток.

Но такой подход в корне неправильный. Главное, что должны помнить родители, - каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе. Он никому ничего не должен, ваш мальчик или девочка сядет самостоятельно тогда, когда организм к этому будет готов. Не раньше и не позже. Не надо пытаться ускорить события, этим можно только навредить.

Если беспокоит вопрос, в каком возрасте карапуз должен садиться, то можно узнать побольше о развитии крохи. Новорожденный появляется на свет с прямым позвоночником. Постепенно начинают формироваться изгибы. Происходит это под влиянием физической активности - сначала малыш учится держать головку, затем переворачиваться, сидеть, стоять. В результате этих действий укрепляются мышцы, которые помогают грудничку принимать правильное положение.

Если же начать присаживать карапуза до того, как он сам будет готов, то из-за возросшей нагрузки физиологические неровности позвоночника сформируются неправильно, он будет слишком прогибаться. Уже в школьном возрасте это, скорее всего, даст о себе знать. У ребенка с большой вероятностью разовьется сколиоз, нарушится осанка. Так что если от бабушек поступает предложение усадить карапуза в подушки, можно хорошенько подумать – зачем провоцировать будущие проблемы со здоровьем?

Усредненные сроки

Чтобы не совершить подобной ошибки, нужно знать, в каком возрасте младенец должен сесть сам. Единственного срока, подходящего для всех, нет. Но усредненные значения позволят оценить состояние крохи и не пропустить момент, когда может потребоваться помощь. Поэтому и рекомендуется запомнить, когда ребенок начинает сидеть в первый раз, со скольких месяцев.

У большинства детей развитие происходит так:

  • В 6 месяцев они могут садиться с поддержкой;
  • В 7 месяцев - самостоятельно, без поддержки;
  • В 8 месяцев свободно сами сидят, легко ложатся из этого положения и возвращаются обратно.

Попытки садиться начинаются обычно после 4 с половиной месяцев. Ребенок старается оторвать верхнюю часть тела от поверхности, подтягивается из положения лежа, если мама дает ему свои руки. По этим действиям можно понять его желание. Конечно, он должен уметь свободно переворачиваться со спины на живот и обратно. До освоения этих навыков сесть у него не получится.

Когда ребенок только начинает сидеть, он может заваливаться на бок. Не стоит все время подпирать его подушками, чтобы этого не происходило. Это способствует более быстрому овладению возможностями своего тела и помогает выработать координацию движений. Надо только обеспечить безопасные условия.

К этому возрасту и при появлении интереса к новому положению, то есть когда кроха хочет сидеть, можно начинать понемногу присаживать. Но обязательно под наклоном, чтобы не нагружать позвоночник. Это касается и стульчиков для кормления, и колясок, и даже маминых коленей. Угол можно делать около 45 градусов. Так следует продолжать до тех пор, пока малыш не научится сидеть сам.

Есть ли разница между девочками и мальчиками?

От бабушек и врачей старой закалки можно услышать, что девочки садятся позже, чем мальчики. Обосновывают свою позицию тем, что при этом происходит деформация тазовых костей. В результате в будущем возникают серьезные проблемы с женскими органами, например загиб матки. Но современные исследования опровергают это мнение. Матка и придатки расположены таким образом, что, во сколько бы малышка ни села, это никак на них не повлияет.

В любом случае и девочки, и мальчики не должны садиться до 6 месяцев. Даже если малыши уже научились делать это самостоятельно, не стоит разрешать им сидеть слишком долго. Желательно, чтобы это происходило не дольше часа в день. Строго запрещать не рекомендуется, чтобы не отбить интерес к познанию новых возможностей своего тела. Лучше отвлечь игрой.

Что делать, если ребенок не торопится сесть?

Бывает, что и в 8 месяцев малыш совсем не хочет сидеть сам. Не стоит бить тревогу, если ребенок при этом активный, любознательный, хорошо ест и набирает вес, у него нет проблем со сном. Скорее всего, это просто индивидуальная особенность. Возможно, раньше у него получилось усвоить другой навык, например ползание, и мальчик или девочка его совершенствуют. Но все же лучше проконсультироваться у педиатра и ортопеда. Хотя нормы – со скольких месяцев дети должны сидеть – очень условны, все же это повод обратить более пристальное внимание на здоровье.

Часто причина заключается в индивидуальности ребенка. Например, рослые и пухлые мальчики и девочки, скорее всего, будут отставать в освоении новых навыков от более худых ровесников. Ничего страшного в этом нет, со временем их развитие уравновесится.

В некоторых случаях несоответствие нормам может свидетельствовать о нарушениях в работе нервной системы и головного мозга в результате каких-либо заболеваний. Правда, скорее всего, будут присутствовать и другие признаки. Установить подобные проблемы могут только врачи после специальных обследований. Они же при необходимости назначают медикаменты и лечебные процедуры. Сколько будет длиться курс восстановления, зависит от сложности ситуации.

Упражнения, которые помогут ребенку сесть

Бывают и незначительные повреждения, в том числе из-за гипоксии при сложных родах. Мозг ребенка на первом году жизни стремительно развивается, небольшие недостатки компенсируются. Но могут быть последствия в виде тонуса мышц или слабого мышечного корсета, поэтому у ребенка и не получается сесть. Помочь может профессиональный массаж.

Есть также специальные упражнения, которые родители могут выполнять самостоятельно. Делать их можно и с совершенно здоровыми детьми.

  • Первое упражнение поможет укрепить мышцы пресса. Малыш лежит на спине, а мама осторожно тянет его за левую ручку своей правой рукой. Потом - наоборот. Второй рукой нужно придерживать его ноги. Ребенок при этом пытается сесть, но пока не надо давать ему это делать. Сам он еще не готов, пока нужно, чтобы он как бы висел на руках. Подержать его в таком положении нужно несколько секунд.
  • Второе упражнение предназначено для тренировки косых мышц живота. Малыша надо усадить и вложить ему в ручку свой палец. Остальными обхватить его кисть и вращать его руку круговыми движениями. Ноги при этом надо придерживать.
  • Третье упражнения поможет укрепить спину. Мама должна встать и держать ребенка лицом от себя. Одна рука при этом придерживает ноги, а вторая живот. Нужно немного надавить ему на спину, тогда малыш наклонится вперед. Потом подтолкнуть под животик, чтобы карапуз выпрямился.
  • Упражнение «Самолет» также способствует укреплению мышц. Ребенка нужно положить на живот, затем поднять, поддерживая под грудную клетку и ноги. При этом его ножки упираются в грудь старшего, спинка напряжена, малыш старается удерживать голову.

Нужно стимулировать интерес ребенка к обретению нового навыка. Для этого его присаживают на колени ко взрослым. Но только не под прямым углом, а под наклоном. Маленький мальчик или девочка с удовольствием будет изучать мир, а в дальнейшем пробовать принять такое положение самостоятельно.

Когда мышечно-костный корсет будет готов, у ребенка начнет получаться сидеть самостоятельно. В первое время он для этого помогает себе рукой. После года малыш легко сможет сам садиться из положения лежа.


Умение сидеть - это важнейший навык, которому ребенку предстоит обучиться. Нужно помогать ему, но не торопить, ему нужно разобраться с этим самостоятельно, сколько бы ему ни было месяцев. Не имеет значения, мальчик это или девочка. Важно не забывать хвалить карапуза даже за небольшие успехи. Ведь для него нет награды лучше, чем радость родителей.

Малыш, который начал сидеть выглядит забавно и как-то по-взрослому. Он искренне радуется своему успеху, и счастье делает его улыбку особенно непосредственной. Вопрос «Когда ребенок начинает сидеть?» Вызывает много споров. В нашей статье использованы советы от опытных неврологов, хирургов и педиатров.

Во сколько месяцев можно сажать ребенка принудительно: позвоночник

Полюбите позвоночник Вашего малыша, и будет ему здоровье! Во сколько месяцев можно сажать ребенка, помогая ему? — Сидеть может только тот карапуз, который достаточно окреп, чтобы стать самостоятельным — не заваливаться ни вправо, ни влево и держать спину ровно. Круглая спинка и падения на бок предупреждают родителей о том, что спинные мышцы еще не готовы. А ведь именно они, мышцы спины, отвечают за правильное положение позвоночника при сидении.

С какого возраста можно сажать ребенка, чтобы помочь ему побыстрее освоить новый навык? – ответ однозначен: не надо совсем. Частенько мамочки и бабушки хотят помочь ребенку — неваляшке и подкладывают ему подушки и одеяльца. А как же? – ведь он сидит, только «немного падает». В результате большинство взрослых людей получают проблемный позвоночник – слишком рано пришли ему «на помощь». Вот и выходит, что больная спина частенько родом из младенчества, хотя признавать это не принято – прежде, чем она заболит, проходит много лет!

Помните: во сколько ребенок начинает сидеть сам, и есть его личный, оптимальный возраст. Все остальное чревато сколиозами и прочими неприятностями.

Так когда дети начинают сидеть?

В народе придумано немало предрассудков, касающихся младенцев. Например: во сколько садятся мальчики, и можно ли сажать девочек.

Повторимся, что каждому карапузу — свое время. Это может случиться и с 4,5 по 8 месяцев (временной коридор для неврологических исследований).

Иногда случается так, что малыш нарушает порядок – первым делом ползет, потом садится. Некоторые педиатры считают такой сценарий идеальным – сначала укрепляются мышцы спины, а уж потом нагружается слабый позвоночник.

Мамочки, измотанные бессонными ночами и собственной неопытностью, впадают в крайность и склоняются к тому, что чадо отстает в развитии.

Редко какой невролог или педиатр ответит на вопрос «Когда дети начинают сидеть?» искренне и успокоит взволнованных родителей. Потому что НЕ сидеть карапуз имеет полное право до 8 или даже 9 месяцев.

Во сколько ребенок начинает сидеть: этапы развития навыка

После четырехмесячного возраста малыш готовится сидеть – он поднимает головку, лежа на спине. В сочетании с виртуозными переворотами со спины на живот, эти упражнения являются предвестниками.

  • В 6-6,5 месяцев ребенок делает первые попытки сесть – он опирается на руку и через бочок опускается на попу.
  • В 7 месяцев он уже сидит с прямой спиной.
  • В 8 месяцев – малыш полностью самостоятелен.

Так со скольки месяцев можно сажать ребенка? — с восьми, когда сядет сам. Впрочем, нормы психомоторного развития грудничка допускают и такой сценарий двигательного развития: стояние не четвереньках, стояние у стены и сидение.

Если разумного грамотного врача спросить «Во сколько дети начинают сидеть?» – он ответит: «Крепкий здоровый малыш может сесть и в год». У каждого человечка свой генетический запас и предпосылки для развития. Вы уже неоднократно проходили медосмотр у врача-педиатра, невролога и хирурга – эти специалисты не нашли отклонений? Тогда почему волнуется мама, не имеющая медицинского образования?

Но что-то же можно?

Хотя немного подыграть крохе не запрещается. Лучше чуть помочь, чем постоянно подсчитывать, с какого месяца можно сажать ребенка. Устраивайте малыша себе на колени лицом в большой мир – наклонная позиция спины и есть бережное отношение к позвоночнику. Допустимо сажать у подушки в коляске – но не прямо, в наклоне с упором на подушку. При этом и спина, и шейный отдел прямые.

Конечно, про одеяло под бока пока речи нет. Зато Вы можете поиграть в подтягивание: вкладывать большие пальцы в кулачки грудничка и давать ему возможность присаживаться, подтянувшись. Повторять несколько раз в день. Упражнение хорошо тем, что кроме мышц спины, плеч и пресса укрепляются пальчики – а это уже развитие мелкой моторики рук, которая тесно связана с речью и мышлением.

Главный вред для позвоночника – круглая спина. А вот когда малыш начинает сидеть самостоятельно несколько минут, можно и бока ему подпирать — подушками или одеялом, кому как удобно.

Массаж, гимнастика, фитбол, плаванье в большой ванне – вот профессиональная поддержка развития ребенка. И мамы, и папы могут научиться все это делать дома – массажист или специалист по ЛФК объяснят Вам тонкости занятий с младенцами.

Когда можно садить ребенка: мальчики и девочки, есть ли разница?

Любое мнение имеет свою причину. Принято считать, что у девочек – более уязвимы внутренние половые органы. И если садить малышек раньше, чем мальчиков, у нее может получиться загиб матки. Когда можно садить девочку? – ответ: девочка должна сесть сама.

В младенческом возрасте главная задача родителей – уберечь мягкие кости и хрящи детского позвоночника от деформации. Ведь не зря говорят, что все болезни идут от спины! Зажим позвонками нерва, относящегося к определенным органам, принесет гораздо больше неприятностей в дальнейшем, чем переживания по поводу призрачного ЗПР сейчас.

Теперь понятно, со скольки месяцев можно сажать мальчиков – так же, как и девочек, – никогда.

Во сколько месяцев ребенок начинает сидеть: предпосылки неблагополучного развития

Даже если кроха родился здоровым, его самочувствие остается хрупким и уязвимым. Именно поэтому малыша стоит оберегать от неблагополучных ситуаций, диагностировать и лечить вовремя:

  • пороки внутренних органов (в том числе и сердечные);
  • операции (особенно неоднократные), стационарное лечение, другие тяжелые болезни (в том числе и инфекционные);
  • тяжелая аллергия;
  • нахождение в доме малютки и воспитание в неблагополучной семье кардинально влияет на то, во сколько садится ребенок.

«Со скольки месяцев можно сажать ребенка? » – вопрос, по мнению специалистов, не корректный. Правильнее спрашивать: «Во сколько ребенок садится сам?». После 9 месяцев, если попыток сесть не наблюдается, стоит навестить невролога. Если кроха все же подняться пытается – нужно еще немного подождать, ведь когда ребенок начинает ползать и сидеть одновременно, Вы получаете двойной сюрприз!

Когда ребенок начинает сидеть самостоятельно: нормы, этапы

Оценка посетителей: (0 Голосов)

Каждый новый успех крохи доставляет неземную радость родителям. Ведь все мамы и папы с нетерпением ждут, когда их любимые чада начнут делать маленькие шажки на пути к взрослой жизни. После того как малыш научился держать головку , переворачиваться на животик и ползти, родители ожидают, когда же он начнёт сидеть. Ведь в таком положении крохе будет интереснее наблюдать за окружающим миром и лицезреть любимую мамочку. О том, когда ребёнок начинает сидеть, поговорим далее.

Приблизительные нормы

Сразу следует сказать, что все дети индивидуальны. Кто-то начинает сидеть раньше, кто-то позже, однако это не означает, что в последнем случае у крохи какие-либо отклонения в развитии.

Итак, сначала малыш учится держать головку , затем переворачиваться на спинку, животик, ползать. И только после этого приходит время, когда ребёнок начинает сидеть самостоятельно.

В возрасте 4-5 месяцев детки становятся очень любопытными и часто поднимают голову, чтобы посмотреть, что же происходит вокруг. Если протянуть крохе руки, то он тут же схватится за них и усядется. Этот процесс ему, несомненно, понравится, ведь окружающий мир так хорошо виден.

Во сколько месяцев ребёнок начинает сидеть? К первому полугодию спинные мышцы ребёнка уже достаточно хорошо развиты. Однако самостоятельно находиться в сидячем положении он ещё не может. С каждым днём его мышцы крепнут всё больше. К 7 месяцу малыш уже может сесть, однако спинка при этом быстро устаёт, и он падает. К 8-9 месяцу кроха сидит же ровно и уверенно.

Важно: ориентироваться на эти нормы нет необходимости, ведь данные показатели относительны. Сказать точно, когда ребёнок начинает сидеть, не сможет ни один педиатр.

Можно ли присаживать малыша?

Если ребёнок не стремится приподняться, то высаживать его не стоит даже в том случае, если соседский малыш того же возраста делает это самостоятельно. Не следует также выкладывать вокруг него подушки. Слишком ранняя нагрузка на спину и позвоночник грозит в будущем осложнениями в виде нарушения осанки. Поэтому нет необходимости нагружать ещё неокрепший детский организм.

Ни в коем случае не возите малыша в коляске в сидячем положении. Поднимать спинку в 4-8 месячном возрасте разрешается только на 45 ͦ . Кроме того, малыш не должен сидеть и на руках у родителей с ровной спинкой.

Важно: врачи утверждают, что пытаться посадить кроху, когда ещё не освоен процесс переворачивания на животик, не стоит.

Как помочь крохе?

Стоит отметить, что если ребёнок не сидит в 6 месячном возрасте, то это не страшно. Бить тревогу следует, когда малыш и не пытается освоить этот навык в 9 месячном возрасте. Чтобы помочь крохе сесть, рекомендуется провести с ним гимнастику и сделать несколько упражнений, которые помогут укрепить мышцы спины.

  1. Ребёнок лежит на спинке. Возьмите его ручки. Пусть малыш самостоятельно попытается приподняться, схватившись за пальцы. Когда он присядет, подержите его в таком положении несколько секунд и снова положите на спинку. Повторите упражнение несколько раз.
  2. Посадите малыша и поддерживайте его спинку руками. Чуть поодаль положите несколько ярких игрушек. Пусть малыш попытается дотянуться до них и вернётся в изначальное положение. Повторите 3 раза.
  3. Посадите кроху. Возьмите его ручки и покачайте в разные стороны 10 раз. При этом напевайте весёлую песенку. Повторите 2 раза.
  4. Положите малыша на животик. Одну руку расположите под грудной клеткой, вторую — под ногами и поднимите его. Голова при этомне должна быть опущена вниз.

Проделывайте гимнастику ежедневно. С каждым разом время и количество повторов увеличивайте.

Прекрасно будет подвесить над кроваткой ребёнка игрушечки, чтобы он пытался дотянуться до них.

Нелишние в данном случае и водные процедуры. В воде, как известно, мышцы хорошо укрепляются, а нагрузка на позвоночник минимальна. При этом температура воды должна быть 32-35 градусов. Это позволит малышу активнее двигаться.

Девочки или мальчики?

Множество споров вызывает вопрос о том, кто быстрее садится, мальчики или девочки. Преимущество, как правило, на стороне первых. Однако это не всегда так.

Родителям стоит знать, что ранее высаживание девочек может привести к заболеваниям женской половой системы и развитию тазовых аномалий. Поэтому раньше 7-месячного возраста пытаться выработать навык сидения не рекомендуется.

На вопрос о том, в каком возрасте ребёнок начинает сидеть, однозначного ответа у врачей нет. Многие детки могут приобрести этот навык в 5-месячном возрасте, а иногда и в 9 месяцев. Переживать в обоих случаях нет необходимости. Если всё же родителей тревожит нежелание ребёнка самостоятельно садиться, то лучше обратиться к врачу.

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

В большинстве случаев 8─9 месяцев - это тот возраст, когда ребенок садится или делает первые попытки присаживаться. Об этом уверенно говорят все ведущие педиатры и специалисты по развитию детей. Однако все мамы беспокоятся по поводу того, что их малыш еще не сидит в 5, 6, 7 месяцев. Страх этот частично исходит от некоторого давления, которое на них оказывают бабушки, тетушки и другие родственники. «Как, твой в полгода еще не сидит? Да ты просто не занимаешься ребенком! Ты уже давно должна его садить!», и все в таком духе, да еще и с примерами соседских детишек, которые в этом же возрасте не только сидят, но уже чуть ли не ходят.

Стоп, дорогие мамочки! Давайте разберемся в этом вопросе более тщательно.

Спокойствие, только спокойствие!

На самом деле не только родственники или соседки смущают умы молодых и неопытных родителей. Во многих книжках, раскрывающих секреты развития и воспитания детей и рассказывающих, с какого возраста малыши должны сидеть, утверждается, что малыш начинает усаживаться к полугоду. Это вредное утверждение! С этим согласны многие врачи, среди которых такие уважаемые и авторитетные специалисты, как Е. О. Комаровский (врач-педиатр высшей категории) и Лариса Свиридова (врач-педиатр, клинический психолог, руководитель нескольких школ для подготовки молодых родителей).

Многие мамы и папы часто пытаются узнать, со скольки должен начать усаживаться их карапуз. А почерпнув информацию из таких книжек, начинают беспокоиться и паниковать, когда их ребятишки не садятся. В итоге самые «усердные» предпринимают попытки ускорить развитие и усадить младенца. Не стоит этого делать! Ниже мы рассмотрим причины.

Ложная готовность ребенка сидеть

Еще один фактор способен ввести в заблуждение и дать ложную уверенность в том, что малыш «хочет» и готов сидеть: он цепляется за ручки мамы и тянет их на себя, как будто пытаясь сесть. Делать это он начинает уже в 4 месяца. Но такое «присаживание» имеет другое объяснение: дело в том, что в этом возрасте ручки малыша достаточно сильные, и он рефлективно тянет к себе интересный ему объект. Так он тянет к себе игрушки, погремушки, чтобы попробовать их на вкус. Подобным образом он изучает новые предметы.

Малыш цепляется за ручки взрослого и пытается приподняться, что расценивается как готовность крохи присесть. Но это не так. На самом деле это он пытается притянуть к себе маму или папу

Кажется, что он уцепился за ваши пальцы и пытается подтянуться к вам, приподняться. Но это обманчивое впечатление. На самом деле малыш старается притянуть вас к себе. Но из-за того, что вес ребенка гораздо меньше вашего, выходит наоборот - это он притягивается к вам. А вы в радостном убеждении, что малыш желает сесть. И многие не задумываясь сажают их.

В большинстве случаев малыши 6─7 месяцев, если их усадить на попку, начнут заваливаться на один или другой бок или округлят спинку. Это говорит о том, что ребенок не готов к сидению.

Почему не стоит усаживать ребенка раньше времени

Нагрузка на позвоночник

Некоторые родители обкладывают младенцев подушками, подкладывая под спинку валики, одеяльца. Тогда, конечно, им становится легче сидеть. Несомненно, малютка будет в восторге: новый ракурс дает возможность видеть вещи по-новому, теперь ему все интересно, и с игрушками он теперь играет намного дольше. Мама может в этот момент переделать кучу дел.

И все же делать это не рекомендуется. Раннее присаживание для маленького ребенка вредно! Запомните эту простую истину. Чем позже вы нагрузите позвоночник ребенка, тем ровнее спинка и крепче ножки будут у маленького человечка. Поэтому в отношении сидения и стояния главной задачей мамы и папы является категорически не помогать (не вмешиваться в его естественное развитие).


Раннее прямохождение детей (с 4─6 месяцев) вызовет ненужные нагрузки на позвоночник. В более позднем возрасте это может привести к сколиозу и подобным проблемам

Чувство равновесия

Невозможно сидеть, ходить, даже ползать без чувства равновесия. А оно начинает появляться у детишек только вместе с развитием крупной моторики. Пока она не развита, нормально выполнять «большие движения» малыш не сможет. Нельзя начать сидеть, скажем, в 4 месяца или в полгода и ощущать равновесие, так как мозг того же 6-месячного ребенка, как и центральная нервная система, пока находятся на стадии становления. Поэтому кроха, даже если его усадить и окружить подушками, будет чувствовать себя неустойчиво, его будет клонить в сторону, что является сигналом к тому, что самостоятельное сиденье для него неприемлемо.

Чувство равновесия не поспевает за желанием ребенка быстрей ходить или сидеть. Он просто физиологически не готов к этому. Равновесие появляется у детей, когда поэтапно пройдены необходимые стадии развития: в четыре месяца (некоторые в 5─6) малыш встал на четвереньки, пополз; в шесть─семь начал медленно присаживаться на один бочок, потом на другой. Подождите еще два месяца, и вот тогда, в 8─9 месяцев, к нему «придет» равновесие, а до этого не стоит торопить события и сажать кроху.

Готовим малыша к сидению

Еще раз хочется сделать акцент на том, что специально (придавать им вертикальное положение) категорически нельзя до тех пор, пока малыш не будет готов сделать это самостоятельно. Но простимулировать его на это действие можно и нужно. Для начала помогите крохе научиться ползать. Как только он начнет ползать, то очень скоро наступит время для сидения.

Перед тем как начать сидеть

Перед тем как новорожденный начнет сидеть:

  • у него должен получаться упор на локтях;
  • он способен манипулировать ручкой в поднятом состоянии (дотягиваться до предмета, брать его);
  • в позиции «лежа на животике» малыш умеет опираться на весь локоток;
  • ножки не напряжены и умеют сгибаться (под тельце). Если они не будут сгибаться, то малютка не сможет встать на четвереньки, ведь невозможно это сделать с прямыми несогнутыми ногами.


Прежде чем начать сидеть, малыш должен научиться становиться на четвереньки, при этом свободно действовать одной из ручек, его ножки должны уметь сгибаться. Лучше, если он пройдет этап ползания

Как укрепить плечевой пояс

Для уверенного сидения новорожденные должны «развить» мышцы плечиков и спинки, то есть плечевой пояс. Помочь его укрепить могут простые упражнения.

  1. Сядьте на пол, малыша разместите у себя на коленях перпендикулярно им. Положите руку на крестец ребенка. Ножки - у вас на коленях, а ручки выходят за их пределы и опираются на пол. Перед крохой ─ игрушка. Идея в том, чтобы он тянулся за ней. Вначале, пока плечевые мышцы и мышцы спины малыша еще слабенькие, это упражнение будет даваться ему с трудом, но когда плечи окрепнут, малютка сможет опираться на ладони и держать упор. Чтобы ребенок не заваливался вперед, для удержания баланса прижмите руку к ножкам крохи.
  2. Мускулы для сидения хорошо укрепляются, если использовать большой мяч. Положите малыша на фитбол, перекатывайте его то на один бочок, то на другой. Очень хорошо, когда младенец при этом сможет свободно тянуться за предметом, поднимая ручку. Из этого следует, что в этом положении он чувствует себя более уверенным, а значит сильным. Положите перед мячом интересный для малыша предмет. Он будет тянуться за ним, при этом перенося вес вперед. При этом движении ему придется держать головку, что стимулирует укрепление его плечевого пояса.
  3. Попробуйте упражнение с так называемой «полосой препятствия», роль которой будет играть обычная диванная подушка. Целью для ползающего малыша пусть станет яркая, привлекающая внимание игрушка. Кладем ребенка на подушку (ножки - на подушке, ладошки - на полу), опираем его на ладошки, а перед ним ставим игрушку. Задача крохи - дотянуться и взять предмет. Это сложно, но если грудной ребенок достаточно силен, то он справится с этой задачей.


Неправильно, когда малыш сидит между широко расставленными ножками. Родителям следует их немного сдвинуть под тельце ребенка

3 шага к сидению

3 шага (перехода от одной позы к другой) помогут маленькому человечку научиться сидеть.
Перед тем как присаживать малыша, проследите за тем, чтобы он умел:

  • сам вставать на четвереньки и раскачиваться в этой позе. Если он не хочет раскачиваться, то его нужно раскачать, придерживая за бедрышки;
  • из позы «четвереньки» поворачиваться на бочок и опираться на одну ручку;
  • смело отрывать вторую руку от пола без опоры. С этого момента он сидит.

Важно: следите, чтобы ребенок не сидел в неправильной позе. Неправильно, если малыш сидит между широко расставленными согнутыми ножками (как бы на коленках). Задача родителей - сдвигать ножки немного под тельце малыша.

В конце хочется сказать, что не все дети следуют эталону ─ «пополз-сел-пошел». Многие «пропускают» этап ползания, или эти этапы перемешиваются: сначала ребенок учится сидеть и даже ходить, а только потом ползает. Далеко не всегда это является отклонением от нормы. Во сколько все произойдет - это индивидуальные вещи. Важно ориентироваться на общие показатели здоровья. Если врачи не обнаружили у новорожденного никаких серьезных заболеваний ─ неврологических или опорно-двигательного аппарата, ─ то малыш обязательно сядет, поползет и пойдет. Все это произойдет само по себе в нужное время.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх