Как развить креативность: полезные приёмы, интересные советы и книги. Креативное мышление: упражнения которые помогут развить креативность

Креативность - это творческие способности личности, позволяющие создавать и воплощать в жизнь принципиально новые идеи.

Творческая составляющая присутствует в каждом человеке от рождения. Посмотрите, как раскованы дети в любой творческой деятельности. К сожалению, большинство из нас теряет свободу творчества под влиянием воспитания и социального окружения.

Прямо сейчас мы хотим предложить несколько практических упражнений, которые помогут сделать ваш ум более острым и гибким, а также развить вашу креативность и будут способствовать дальнейшему совершенствованию творческого мышления.

Упражнение №1: «Два случайных слова»

В качестве вводных слов к данному упражнению процитируем Стива Джобса: «Креативность – это просто создание связей между вещами. Когда творческих людей спрашивают, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что они не сделали ничего на самом деле, а просто заметили. Это становится им понятно со временем. Они смогли связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что-то новое. Это происходит потому, что они пережили и увидели больше, чем другие, или потому, что они больше об этом размышляют».

Теперь возьмите в руки толстую книгу или толковый словарь. Раскройте на любой странице и, не глядя, ткните пальцем. Выпишите первое выбранное слово. Повторите действие еще раз и выберите второе слово.

Затем попробуйте найти нечто общее между этими двумя словами, сопоставляйте их, анализируйте, сравнивайте, ищите взаимосвязи. Придумайте историю, которая связывала бы два эти понятия, пусть самую невероятную историю.

Упражнение №2: «Игра в ассоциации»

Посмотрите вокруг себя. За какой предмет зацепился ваш взгляд? Предположим, за диктофон, что лежит на столе. Теперь возьмите бумагу и ручку и напишите 5 прилагательных, которые наиболее подходят к выбранному вами предмету.

Например, а нашем случае: диктофон…

  • стильный;
  • функциональный;
  • удобный;
  • легкий;
  • белый.

Получилось? Продолжим. Напишите еще 5 прилагательных, которые к выбранному вами предмету абсолютно не подходят. Сделать это будет несколько сложнее: диктофон…

  • изумрудный;
  • зимний;
  • жареный;
  • ситцевый;
  • сморщенный.

Вот, что пришло нам в голову. Покопайтесь в своих ощущениях и восприятии окружающего мира и отыщите нужные определения. Приложите чуть больше усилий, и все получиться, главное не оставляйте задание невыполненным. Посидите и поразмышляйте.

Упражнение №3: «Безумный архитектор»

Как вы смотрите на то, чтобы примерить на себя роль архитектора и спроектировать, к примеру, свой загородный дом? Даже, если вы совсем не умеете рисовать и с ужасом вспоминаете школьные уроки черчения. Поверьте, здесь нет ничего страшного. Умения рисовать и чертить здесь не важны. Главное – сам процесс. Мы смогли вас убедить? Отлично, тогда начали.

Сначала запишите на листе бумаги 10 любых существительных. Апельсин, ваза, лужайка, вода, томат – все, что приходит в голову. Представьте, что эти 10 слов – 10 обязательных условий заказчика, которому вы проектируете дом.

Например, «апельсин» – выкрасите стены загородного дома в оранжевый цвет, «вода» – пусть перед домом будет прудик с водопадом или небольшой фонтан, «томат» – это красные рыбки в пруду или занавески в горошек на окнах и т.д. Просто дайте волю своей фантазии, включите креативность. Рисуйте и представляя, как бы это могло выглядеть в реальной жизни.

Упражнение №4: «Час молчания»

Не пугайтесь, набирать в рот воду и молчать не придётся. Как следует из названия упражнения, данному заданию вы посвятите лишь один час, но при этом вам не следует отрываться от своих привычных дел и обычного распорядка дня.

В течение этого времени отвечайте людям только на общие вопросы, используя «да» , «нет» и «не знаю» . Ведите себя естественно, чтобы никто из окружающих не заподозрил ничего странного. Ни у кого не должно сложиться впечатления, что вы не в себе, заболели или встали утром не с той ноги. Попробуйте, мы уверены, вам понравится.

Упражнение №5: «Тест на креативность»

Поверьте в себя и отбросьте прочь все сомнения. Возьмите лист бумаги формата А4 и нарисуйте вот такие крестики: 6 в высоту и 9 в длину:

Теперь настраиваемся на творческую волну, глубоко вдохнули и медленно выдохнули. Берем ручку и начинаем крестики превращать в картинки и небольшие зарисовки, например, вот так:

Закончили? А теперь посмотрите, что получилось и выберите наиболее удачные, такие наверняка найдутся.

Исходное задание может выглядеть по-другому, например, вот так:

Генерируйте мысли, не останавливайтесь на достигнутом. Чем больше вы будете тренировать свой мозг, развивать фантазию и креативную составляющую, тем больше интересных идей и решений к вам будет приходить.

Будьте креативны! На ум приходит фраза из фильма «99 франков»: «Креатив - не то ремесло, где ты должен оправдывать свою зарплату; это такое ремесло, где твоя зарплата оправдывает тебя. И карьера креатора, так же эфемерна, как карьера директора телепрограмм» .

Креативным называют человека, который не просто движется в общем потоке с толпой, а может видеть в обычных вещах что-то интересное, умеет придумывать что-то новое. Если нужно короткое определение креативности, то это способность мыслить нестандартно, генерировать новые идеи.

Креативность заложена в каждом человеке, особенно ярко она проявляется в детстве и подростковом возрасте. Но постепенно человек начинает мыслить более узко, шаблонно, подавляет свое творческое начало, поэтому ему трудно создать что-то новое и уникальное. Как развить креативность? Расскажет «ЛегкоПолезно».

Составляющие креативности

Понятие «развивать креативность» слишком неопределенное, непонятное. Если мы хотим накачать мускулатуру, мы ходим в спортзал и работаем над определёнными мышцами. Если стремимся изучить язык, учим новые слова, составляем из них предложения и т.д. А над чем именно нужно работать, чтобы развить креативность? Главная его составляющая – это воображение, поэтому в первую очередь необходимо работать над этим. Но важны и другие креативные способности:

  • Способность генерировать огромное количество идей в сжатые сроки: так больше шансов придумать то, что действительно пригодится.
  • Оригинальное и гибкое мышление без стандартных шаблонов, благодаря которому на свет появляется что-то новое, нестандартное, и человек может быстро переключаться с одного на другое.
  • Чтобы сгенерировать новую идею, нужно быть открытым к новой информации, пополнять свои знания , так как часто своего опыта не хватает, или же мозг выдаёт стандартные решения проблемы.
  • Также важна восприимчивость . Это умение находить простое в сложном, необычные вещи в обычном, рассмотреть все детали, выявить противоречия и так далее.

Креативный человек должен уметь мыслить цельными образами, а также уметь обобщать и строить единое целое из разных знаний и идей. Но одновременно он способен детализировать проблему, разбить ее на части, чтобы уяснить ее суть.

Креативность у детей

С теорией разобрались, теперь пора переходить к практике. Для развития креативности, творческих способностей, можно и нужно выполнять различные упражнения. Хорошо, если ребёнок рос в творческой среде, уже с 3 лет подражал взрослым, у которых были хорошо развиты эти качества.
Со временем у него они тоже должны проявиться и закрепиться, рано или поздно должен открыться талант в той или иной области. Постепенно ребёнок перестанет подражать своему учителю и перейдёт к самостоятельному творчеству. Но некоторые люди так и остаются подражателями всю жизнь.

Как развивать

Развитие креативности у детей – это не только общение с людьми с нестандартным мышлением. Можно целенаправленно работать над этими качествами. Как и большинство навыков в этом возрасте, он приобретается во время игры. Ребёнку должно быть интересно, должен нравиться сам процесс, то есть в этом случае главное не результат, а само занятие.

Важно создать особую атмосферу, быть доброжелательным и открытым. Не стоит критиковать ребенка, даже если вы считаете, что критика заслужена, быть нетерпеливыми, так как таким образом вы погубите первые ростки пробивающегося у него таланта. Также не нужно настраиваться на моментальные результаты: они могут появиться не сразу.

Если вы отдаёте ребёнка в какой-либо кружок или центр развития, тщательно выбирайте учителя. Развивать креативное мышление у детей может только тот педагог, который сам обладает креативным складом ума.

Упражнения

Есть упражнения для развития у детей креативности. Это, кстати, хороший способ весело провести время с семьёй или же развлечь ребятишек во время семейного праздника.


Эти упражнения помогут развить креативность у ребёнка. Однако и взрослый человек может работать над собой.

Креативность у взрослых

Если нужно развить креативное мышление у взрослых, важно создать подходящий психологический настрой. Человек, который ощущает себя неудачником, не сможет быть генератором идей.

Боремся со страхами

Творческое начало в человеке может загубить неуверенность в себе, страхи и сомнения. Поэтому необходимо научиться контролировать свои страхи, неуверенность, убирать это негативное отношение к происходящему. Как с этим бороться? Прежде всего, признать, что эти чувства у вас имеются. А потом стараться заменять их позитивными мыслями.

Хорошо помогает упражнение под названием «Тик-так». Принцип действия тот же – отслеживать свои страхи, а потом заменять их на положительные мысли, но делать это не в голове, а в тетрадке, то есть всё записывать. Разделите лист на 2 части. Над первой подпишите «тик», над второй – «так». В первой нужно записывать свои страхи, во второй – способы борьбы с ними, позитивные мысли. Например, вы написали под «тик», что никогда не сможете что-то сделать. Теперь осталось найти решение проблемы: действовать постепенно, шаг за шагом, составив подробный план. Главное – это начать. И так расписываем каждый страх. Постепенно вы заметите, что у вас все негативные мысли стали заменяться позитивными. Но для этого придётся проделывать данное упражнение множество раз.

Старайтесь как можно чаще вспоминать о своих успехах, можете даже записать все случаи, когда вы добивались успеха. Это поможет приобрести уверенность в себе и добиться большего. Также нужно самого себя убедить, что вы – творческая личность. Люди часто мыслят и чувствуют так, как сами себя представляют, или как о них думает их окружение. Поэтому важно почувствовать себя творческими людьми. Для этого нужно написать небольшой рассказ о том, что вы являетесь творческим человеком. А также придумать и записать несколько утверждений, не только от первого, но и от второго и третьего лица, например, «Елена, ты – творческая личность» или «Я наделён даром творчества».

Развиваем креативность

Когда страхи ушли, можно начинать тренировки, которые помогут развить креативность. Старайтесь тренировать у себя «двойное зрение», которое поможет увидеть то, что многие не замечают. Научитесь внимательно смотреть на мир: любое дерево или необычная конструкция могут подсказать вам нужную идею. Старайтесь следить за своими мыслями, записывайте всё то, что приходит вам в голову. Придумали – тут же зафиксируйте всё на бумаге. Организуйте свой «банк данных», храните эти идеи или в специальной коробке или же в ящике стола.

Часто полёту фантазии мешает тот факт, что все мы живём, подчиняясь какой-либо привычке. Всё у нас «разложено по полочкам», поэтому и мыслим мы узко. Чтобы как-то справиться с этой проблемой, надо составить список своих привычек и постепенно некоторые из них менять:

  • сегодня отправляйтесь в магазин или на работу по другой дороге;
  • возьмите отпуск не летом, как привыкли, а в другое время года;
  • не слушайте одну и ту же радиостанцию, включайте новые;
  • разнообразьте своё меню, используйте новые рецепты;
  • знакомьтесь с новыми людьми.

Для развития творческого мышления необходимо постоянно знакомиться с новой информацией, давать пищу уму. Прежде всего, читайте книги, но не все подряд, а те, что могут быть вам полезными. Изучайте биографии известных людей, книги с полезными советами, специальные журналы, публицистические издания. Но это должно быть не просто чтение, а обдумывание полученной информации. Старайтесь при помощи новых знаний решать старые проблемы.

Изучайте даже рекламные проспекты, обращайте внимание на новые тенденции. Полезно ходить на различные семинары и лекции, смотреть интересные передачи по телевизору или в интернете. Не сидите дома, посетите музей или выставку. Даже простой поход в магазин или же на ярмарку народного творчества может подарить новую идею.

Что ещё поможет вам в творчестве? Необходимо сделать ваше мышление гибким и быстрым. Для этого старайтесь составлять списки. Возьмите какой-то предмет и постарайтесь придумать множество способов его использования, в том числе и нестандартные. Или же подберите несколько не связанных между собой слов и за 5 минут составьте несколько предложений, которые содержат эти слова.

Стоит поработать и над своим воображением . Возьмите в руку книгу и попробуйте представить, что именно вы в ней прочтёте. Так любил развлекаться Джордж Бернард Шоу. Или же, прочитав часть книги, придумайте сами, что будет дальше, как будут развиваться в ней события. Просматривайте с друзьями фильмы без звука. Пусть каждый из вас озвучивает того или иного героя. У вас получится свой оригинальный сюжет.

Рассказать в одной статье о том, как развить креативность, достаточно сложно. Но мы показали вам, в каком направлении нужно двигаться, а дальше – проявите креативность, придумайте для себя новые упражнения, оттачивайте свои умения и совершенствуйтесь.

Если верить словарям – а если не им, то кому вообще остается верить в этой стране? – слово «креативность» означает способность сознания создавать а) нечто новое и б) обладающее цен ностью. Вторая часть определения очень важна. Потому что ясно же, что практически любой человек может придумать виниловый слезопромокатель или слово «калиплюк» – но эти новинки никому не будут нужны. В латыни есть глагол creare («создавать, производить»), но применяли его только к богам. Считалось, что человек ничего не придумывает сам: стихи, дизайн туники и чертеж катапульты ему нашептывают духи, которых греки называли демонами, а римляне – гениями. Впервые назвать «креа­тивной» козявку по имени человек дерзнул в XVII веке польский поэт Мацей Казимир Сарбевский. Это была история – сдать и забыть. Дальше пойдет информация, без которой на шим учебником нельзя будет воспользоваться.

Сегодня есть множество теорий, объясняющих, почему одни умники могут сочинять шутки, песни и нано­роботов, а другие – нет. Трое самых из вестных теоретиков креативности – Алекс Осборн (создатель мозгового штурма), Эдвард де Боно (придумавший латеральное мышление) и наш, несмотря на фамилию, соотечественник Генрих Альтшуллер (автор ТРИЗ, теории решения изобретательских задач). Все они писали о разном и породили массу школ в практической психологии, но в целом мысли их сводились примерно к одному и тому же. Мы воспользуемся метафорами де Боно.

1. Мышление человека можно сравнить с песочницей. Если лить воду на песок, то сначала она растечется­ по небольшой площади, а потом начнет углублять ямку и собираться там. То же самое и с головой. Про блемы (и вообще данные) – это вода, которая оставляет следы. Ямка – это мыслительный шаблон.

2. Шаблоны помогают распознавать ситуацию и быстро реагировать на нее. Достаточно один раз уколоться о кактус, чтобы перестать их покупать.

3. Собравшись вместе, шаблоны образуют вертикальное мышление («поле проб и ошибок»). Оно помогает при решении повседневных рутинных задач. Попадая в ямку-шаблон, информация стекает вниз, углубляя ее.

4. Вертикальное мышление убивает креативность. Человек, мыслящий шаблонами, не может придумать ничего нового. Потому что для этого нужно выйти за рамки привычной трактовки, сломать шаблон, освоить новые горизонты данных.

Все вышеперечисленные исследователи разработали свои методики развития нестандартной, творческой мысли. Де Боно учил пускать «воду» вбок, отсюда и название его метода – латеральное мышление (от латинского слова «боковой»). Альтшуллер создал 76 протоколов для того, чтобы вывести мысль за пределы при вычного. Осборн полагался на коллективный разум, считая, что группа людей, выкрикивающих разную фигню, в итоге оказывается умнее каждого из ее членов, всерьез размышля ющего над проблемой.

Но довольно уже об этом. Готовьте мозг, будем его тормошить.

Часть 2: много практики

А вот и обещанные упражнения. Каждое из них направлено на раз витие определенного аспекта мыш ления. Если прочесть и исчеркать карандашом не только статью, но и указанные в ней книги, можно стать умнее и даже, в частности, на учиться рисовать. Кроме шуток.

Рисунок 1

Аспект 1: отсуствие самокритики

Де Боно считал, что люди становятся глупее с возрастом. Происходит это потому, что взрослые начинают вводить ограничения для мысли. Многие варианты решения проблемы отметаются как «глупые» или «детские». Вот, например, знаменитый тест с фигурой (рис. 1). Когда Эдвард показывал ее детям и просил сказать, что это, любой школьник называл около40 вариантов: домик без трубы, заготовка для бумажного самолетика, обкусанная плитка шоколада. Взрос лые называли максимум 10 вариантов. Они, как правило, загоняли себя в шаблон геометрии и описывали фигуру как квадрат с треугольником наверху или усеченный прямоу гольник.

Представляете? Человек способен отсечь три четверти вариантов решения задачи (а любой образ – это уже задача, материал для интерпретации) просто потому, что они несерьезные и якобы недостойны мыслящего человека! Взрослые даже не произно сят эти варианты, опасливо глядя по сторонам и ожидая удара степлером. Люди критикуют сами себя заранее! Де Боно говорил, что от этого комплекса нужно избавляться в первую очередь.

Упражнение 1

Попробуйте соединить девять точек четырьмя отрезками (рис. 2). Отрывать карандаш от бумаги нельзя. При этом линия может проходить через каждую из точек всего один раз.

Упражнение 2

А вот этим можете заниматься всю жизнь. Возьмите за правило смотреть на картинки (например, рекламу в журнале) и придумывать один-два варианта происходящего в кадре. Вот, например, женщина, у которой на лице выло жена буква «Т» из таблеток. Почему? Она пыталась спрятать синяк от столкновения с чугунной вывеской «Товаров для дома»? Она – одна из участниц (третья слева) марша «Мы требуем увеличения срока беременности!»? А может быть... Впишите свои три варианта. Пусть получается глупость. Но ваша задача – научиться думать именно «глупо», непривычно, как ребенок. И не чувствовать вину за это. Это – начало креативности.

Рисунок 2

Аспект 2: сдвиг точки входа

Еще один тест де Боно (рис. 3) выглядит так: участникам предлагается нарисовать фигуру, которую можно одним движением разрезать на четыре равные части. 35% участников тут же сдаются­, выдвигают идею креста­, очень узкого в цен­тральной части­, около 3% выдают уникальный результат (Эдвард их коллекционирует). В среднем 12% оставшихся решают задачу не запредельно твор ческим, но все же интересным способом – потому что подходят к решению с конца. То есть сначала вырезают из бумаги четыре одинаковых куска, а потом пытаются совместить их в фигуру. Это и есть сдвиг точки входа. Кто сказал, что проблему нужно решать последовательно? А что если сразу представить себе ре зультат? Или попытаться связать ее со случайным словом? Или с картинкой?

Упражнение 3

Откройте www.dzen.yandex.ru. Найдите кнопку «Найти». Задумайте какую-нибудь проблему: муж играет в покер, на каблуках-шпильках порвалась кожа, никак не придумываются сюжеты для корпоративного календаря. Нажмите на кнопку. Поисковая машина выдаст вам случайный результат: слово и картинку. Попробуйте связать ее с вашей проблемой. Как соотносятся проблемы с результатом поиска? Например, вам выпала «оплетка руля». Может быть, опасное хобби мужа можно заменить на безопасное, подарив (или сломав) ему машину? А каблуки оплести? И так далее. Спросите совета у «Дзен-Яндекса» (только не вслух, чтобы не чувствовать себя совсем ребенком). Чем бредовее будет ответ, тем сильнее он станет разрушать шаблон мышления. И помните, никакой самокритики!

Рисунок 3

Аспект 3: бесконечность вопросов

Еще один навык творческого мышления, которым дети владеют лучше взрослых, это ниспровержение основ. Почему гром гремит? Потому что тучи сталкиваются друг с другом. А почему они сталкиваются­? Потому что наверху дует ветер. А почему они не могут разъехаться? Задача ребенка – не столько утомить вас (он может и не понимать, какое удовольствие приносят издевательства над взрослым), сколько докопаться до шаблона. Дети не выносят ответов вроде «так всегда было» или «так надо». «Кому надо?» – продолжают они свой допрос. Это и позволяет им выдавать по сто абстрактных и парадоксальных суждений в день, типа «мама пришла пьяная, потому что боится ездить в лифте». Вы тоже так можете.

Упражнение 4

Задачка для тех, кто умеет играть в шахматы, – ну или хотя бы знает, как ходят фигуры и что пешка превращается в любую фигуру, дойдя по последней линии. Условие: черные начинают и в один ход ставят мат белому королю. Вертикальный перебор ходов не поможет (рис. 4).

Упражнение 5

Вам наверняка знакома такая игра: ведущий рассказывает ситуацию. Например, человек приходит в бар и просит стакан воды. Бармен наставляет на него пистолет. Человек говорит «спасибо» и уходит. Или: муж с женой останавливаются на пустынной дороге, муж идет за бензином, жена запирается. Когда муж возвращается, она мертва, рядом с ней в машине незнакомец, двери закрыты изнутри. Задавая однозначные вопросы (на «да» и «нет»), участники игры должны восстановить картину событий. Этих задач полно в интернете – они называ­ются «данетки». Они учат задавать вопросы до последнего, не сдаваясь. Если компьютерная игра не увлекает, тренируйтесь на живых людях, до последнего обсуждая проблему с коллегами или родными. Отказывайтесь принимать в качестве ответов «нельзя» и «так принято».

Рисунок 4

И довольно об этом

В то время как ТРИЗ, годящаяся в основном для решения инженерных задач, стала забываться после смерти ее создателя, метод мозговых штурмов получил развитие. Сегодня существует масса методик (например, процедура Янга или метод 3-6-5 – они есть в Google) для творческого решения проблем в коллективе­. Де Боно и вовсе жив и продолжает писать по книге в год. Его учебники можно купить на сайте www.debono.ru. Особенно хороши «Серьезное творческое мышление» и «Нестандартное мышление. Самоучитель».

До и после

Аспект 4: правополушарное мушление

Эта статья была бы еще более неполной, если бы мы не упомянули, что некоторые специалисты связывают креативность с правым полушарием мозга. До 50-х годов XX века оставалось неясным, зачем человеку носить в голове грецкий орех – и почему бы мозгу не быть идеальным шаром или кубом. Первые ответы получил Р. Сперри из Калифорнийского технологического института. В результате опытов над животными он выяснил, что полушария работают независимо друг от друга. Потом подтянулись и другие ученые, в частности Дж. Леви, работавший с эпилептиками, перенесшими комиссуро­томию – операцию по разделению полушарий. Леви выяснил, что левое полушарие – вербальное, временное, аналитическое. Правое – образное, вневременное, синтетическое. Задним числом его работы объяснили случай Ловиса Коринта – профессионального художника, который разучился рисовать, когда в его правом полушарии выросла опухоль.

Но довольно сопутствующей теории. Профессор Б. Эдвардс еще в 60-х годах разработала метод обучения рисованию, основанный на правополушарном мышлении. Ее курс позволяет человеку научиться рисовать за пару месяцев. А также улучшить почерк, научиться радоваться красоте и посмотреть на своего мужчину свежим незамутненным взглядом. А еще улучшить память и видеть связи между явлениями.

Если вы хотите научиться рисовать хотя бы как автор этой статьи, купите книгу Эдвардс «Откройте в себе художника». К счастью, ее недавно выпустили заново, так что совсем незачем скачивать старое издание с сайта www.booksgid.com.

Упражнение 6

Вам наверняка попадались картинки-иллюзии: два лица образуют вазу (рис. 5, но в интернете их гораздо больше). Рисование подобных парадоксов помогает найти связь со своим правым полушарием и понять разницу между двумя типами мышления. На левой стороне листа нарисуйте лицо, проговаривая про себя его части: лоб, глаза, нос, губы. Соедините крайние точки горизонтальными линиями с правой стороной листа. А теперь – внимание! Вам нужно нарисовать зеркальное отражение лица. Теперь попробуйте не вести с собой мысленный диалог, а просто медленно проводить линию, повторяя в зеркальном отражении все изгибы. Эта техника включит ваше правое полушарие.

Рисунок 5(1)

Рисунок 5(2)

Упражнение 7

Самый простой способ освоить правополушарное рисование – копировать перевернутые вверх ногами контурные рисунки (поиграйте с рис. 6). Проблема людей, думающих, что они не умеют рисовать, в том, что они рисуют символы, а не образы. То есть пользуются левым полушарием для рисования (а это грубейшая ошибка). Садясь рисовать лицо, они на самом деле рисуют схему: кружок, два глаза, палочка-нос, палочка-рот. Поэтому и копировать рисунки в режиме работы левого полушария не получается: мозг подгоняет каждую линию под готовый символ. Но стоит перевернуть рисунок – и у мозга пропадают ассоциации. Включается правая половинка – и все начинает получаться. Попробуйте сами!

Рисунок 5(3)

Упражнение 8

Ну а если вы хотите всерьез встряхнуть мышление, улучшить обмен электроимпульсами между полушариями – попробуйте следующий трюк. Возьмите две ручки (лучше, если одна из них будет карандашом) в разные руки. Попробуйте, не торопясь, рисовать одной рукой треугольник, а другой – круг. Первые минуты три у вас будут получаться кругольники или треукруги, но потом руки найдут нужный ритм и смогут обособиться. Если в этот момент заболит голова – бросайте это дело и возвращайтесь к нему спустя час-другой или день. Когда освоите рисование двумя руками, попробуйте писать слова. Они должны быть разными, но состоять из одного и того же количества букв.

Рисунок 6

Ну вот и все. Точнее, все только начинается. Растормаживайте мышление, не критикуйте себя, сдвигайте точку входа, рисуйте! Мы не знаем, как это поможет вам быть хорошим бухгалтером или женой, – но для чего-то же вы начали читать эту статью, узнав о том, что она повышает либидо и креативность.

Источник фото: Getty Images, архивы пресс-служб

Чтобы развить у себя творческие способности, вам необходимо полностью посвятить себя этому процессу. Если вы занимаетесь определенным видом деятельности и хотите улучшить подход к работе, досконально изучите ее, станьте экспертом в своей области. Хороший багаж знаний является одним из необходимых условий творчества, он улучшает мышление и помогает быстрее находить инновационные решения стоящих задач.
Развить творческое мышление невозможно, если не уделять этому время. Составьте график и ежедневно и целенаправленно занимайтесь собственным развитием.

Принимайте на себя риски

Творческий подход к делу часто сопряжен с тем, что взрослому человеку приходится идти на определенный риск, т.к. предлагаемые им решения в таком случае нестандартны. Принимаемые решения при этом не всегда приводят к успеху, однако здесь важен сам процесс их поиска, т.к. он закрепляет вновь приобретенные навыки и помогает не бояться решать сложные задачи. Сохраняйте уверенность в себе и в своих силах. Постоянно ищите мотивацию для развития своего творческого потенциала.

Избавьтесь от негатива

Хорошее настроение и положительный настрой улучшают способность к творческому мышлению. Никогда не занимайтесь самокритикой по поводу своей деятельности, гоните от себя все негативные мысли. Все это может негативно повлиять на ваши творческие способности.

Мозговой штурм

Мозговой штурм – это распространенная техника решения сложных задач, он основан на активном вырабатывании различных методов решения проблем. Эта техника очень хорошо развивает творческое мышление. Определите проблему и начните записывать способы ее решения. Ваша задача состоит в том, чтобы записать максимальное количество идей за короткий промежуток времени. После этого сосредоточьтесь на записанных решениях и совершенствуйте их до тех пор, пока не найдете наилучшее из них.
Не останавливайтесь на быстрых и простых ответах. Всегда ищите альтернативные пути решения задач.

Записывайте свои идеи

Хороший способ развития творческого мышления – записывать свой творческий процесс. Заведите дневник и записывайте в него все идеи, которые приходят вам в голову, они могут относиться к самым разным темам. Дневник поможет вам не зацикливаться на одних и тех же решениях и стимулирует вас на поиск новых. Кроме того, при решении конкретной задачи вы всегда можете обратиться к своему дневнику и почерпнуть из него собственные идеи.

Ищите вдохновение

Развить творческое мышление на пустом месте невозможно. Постоянно ищите источники вдохновения. Читайте книги, слушайте разнообразную музыку, смотрите фильмы, чаще участвуйте в оживленных дискуссиях. Все это является источником новых идей, а также мотиватором к самостоятельной творческой деятельности.

Творческая сила и отличают необычного и яркого человека от обыкновенного городского жителя, который не старается изменить свою жизнь и не стремится сделать ее оригинальнее. Некоторые полагают, что творческое мышление – это дар от природы, и если вы не обладаете этим даром, вам суждено всю жизнь быть обыкновенным человеком. Это не так – креативность развивается, и главным образом она зависит от вашего собственного желания и стремления воспринимать необычные и альтернативные точки зрения, создавать необычные проекты, достигать успеха в собственных творческих делах, и главное – освободить свои идеи и фантазии, дать им возможность воплотиться.

Инструкция

Научитесь эмоциональной гибкости – старайтесь быть менее подверженными стрессам и расстройствам, будьте жизнерадостны и оптимистичны. Поддерживайте здоровый образ , будьте независимы во всем – начиная от своей рабочей деятельности и заканчивая общественными взглядами.

Если вы хотите обрести творческую силу, постоянно учитесь – никогда не останавливайтесь в творческого развития и самосовершенствования. Не забывайте о чувстве юмора – чрезмерная серьезность может навредить вашей креативной силе.

Когда у вас появляется такая возможность, старайтесь чаще нарушать границы привычных и устоявшихся норм и стандартов. Предлагайте нетривиальные решения, создавайте необычные сценарии и идеи.

Никогда не приносите свои увлечения и интересы в жертву каким-то социальным обстоятельствам – даже если у вас есть какие-то обязательства перед

Креативность – это способность личности мыслить нестандартно. Принимать решения, создавать что-то новое и генерировать массу идей.

Интересно, что наличие или отсутствие высоких интеллектуальных способностей не говорит о том, что человек креативен. Развитие творческого мышления эффективнее всего происходит в детском и подростковом возрасте.

Креативность – это способность создавать что-то принципиально новое, отклоняясь от традиционных схем и устоявшихся систем мышления. Такая личность способна решить проблему совершенно по-новому: добавив всего одну оригинальную деталь или же полностью изменив концепцию принятия решений.

Креативность: что это такое

В основе понятия лежит глагол английской речи create, в переводе обозначающий «создавать». А креативный (creative) – создающий, творческий.

Человек, обладающий творческими нестандартными способностями, умеет создавать, вычленять что-то новое из привычных и устоявшихся вещей.

Определение в психологии:

  • создание нового из привычного;
  • решение проблемы неординарными способами;
  • отказ от стереотипов;
  • оригинальность и гибкость мышления;
  • непривычный анализ и синтез;
  • интуитивный выбор единственно верного решения;
  • генерирование огромной массы идей.

Оценка

Было установлено, что креативность напрямую зависит от способности человека по-разному применять информацию, изначально данную для решения возникшей проблемы, причем в довольно быстром темпе.

Первое изучение данного понятия было начато отдельно от интеллектуальных способностей индивида, и больше связано с творческим потенциалом.

На сегодняшний момент оценка и изучение креативности ведется в двух независимых направлениях:

  1. Связь с интеллектом.
  2. Связь с личностью.

Первым свою оценку дал Дж.Гилфорд, выделив 16 интеллектуальных особенностей, характеризующих способность мыслить нестандартно по следующим критериям:

  • быстрота мыслительных процессов (кол-во идей, которые появляются в заданную единицу времени);
  • гибкость мышления (переключение с одной проблемы или идею на другую);
  • оригинальность (способность к созданию нового без применения стереотипов);
  • любознательность (осознание проблем в окружающем мире);
  • возможность разработки гипотез и т.д.

Но исследуя способности интеллекта, с помощью классических тестов, и понятие креативности, оценка которой также проводилась в виде тестирования – ученые пришли к противоречивым выводам. Однозначного ответа на вопрос – связаны ли между собой уровень интеллекта и способность к творчеству – получить так и не удалось.

Диагностика, проводимая учеными и психологами в разное время, дает повод утверждать, что на формирование креативных способностей оказывают влияние еще и такие факторы:

  • окружающая среда (общество, окружение, родители, уровень достатка и пр.);
  • личностные особенности (характер, психологические аспекты и т.д.);
  • наличие таланта (к определенному виду творчества).

На данный момент оценка таких способностей проводится с помощью тестов Е.П.Торренса, но психологи сходятся во мнении, что измерить их с помощью одних только тестов невозможно.

Некоторые специалисты уверены, что измерение способностей следует проводить с помощью анализа актов творчества каждой отдельной личности, а не только психологии.

Развитие творческих способностей

Его следует разделить на 2 фазы:

  1. Развитие креативности , как творческой способности индивида. Время развития – 3-5 лет, когда подражание детей взрослому, обладающего подобными качествами, является определяющим механизмом для формирования креативности.
  2. Появление и закрепление навыков «специализированной креативности» в возрасте от 13 до 20 лет. Определяется как наличие таланта и его дальнейшее развитие в определенной сфере деятельности.

Заканчивается вторая фаза либо отрицанием подражания и переходом к собственному оригинальному творчеству, либо задержкой подражания на всю оставшуюся жизнь.
Развитие креативности, наряду с интеллектом, в большей степени зависит от факторов окружающей среды, которые являются определяющими.

Интеллектуалами и творцами не рождаются. Изначально у ребенка могут присутствовать лишь способности или задатки к тому или иному виду творчества.

И если окружение (родители, педагоги) даст таланту раскрыться, то ребенок может впоследствии стать незаурядной личностью.

Однако общение с людьми низкоинтеллектуальными приводит к прямо противоположному результату. Точно также, как и нахождение в среде, не способствующей развитию творческих способностей.

Методы воспитания у детей

Как развить креативность у детей? Творчество, как и остальные навыки, лучше всего развивается во время игр. Ребенку должен быть интересен сам процесс, а не конечный результат.

Что следует учитывать при организации тренинга в детских группах:

  1. Создание атмосферы . Педагог должен быть доброжелательным и открытым. Неправильное отношение, отрицание, нетерпеливость, критика (даже заслуженная) могут погубить первые ростки пробивающегося таланта;
  2. Понимание потребностей ученика . Если малыш не может моментально переключаться с одной задачи на другую, это не говорит, что у него отсутствуют задатки к развитию творческих способностей. Таким детям необходимо больше времени, их нервно-психические процессы протекают медленнее. Стоит использовать способы развития креативности, направленные на ускорение мыслительных реакций;
  3. Интересные занятия . Ребенку должно быть интересно во время занятий. Это может быть внесение элементов новизны в обычные игры, незнакомые эмоциональные переживания и прочее;
  4. Терпеливость . Не стоит ждать моментальных результатов. Они обязательно будут, но не сразу. Излишнее ускорение событий приведет в итоге к остановке в развитии творческих способностей;
  5. Личный пример. Педагог, проводящий занятия с детьми должен обладать креативным складом ума.

Упражнения

Существуют такие виды упражнений на развитие творческих и интеллектуальных способностей:

  • Писатель-фантаст. Возьмите любой словарь или книгу и с помощью случайности выберите два разных слова или словосочетания. Затем попытайтесь придумать между ними взаимосвязь, например, объединив их в забавную историю. Отличное упражнение для развития мышления;
  • Безумный художник . Все, что вам понадобится – это чистый лист бумаги и фломастеры или карандаши. Теперь попробуйте изобразить животное, которого еще нет в природе. Не забудьте придумать название для своего творения;
  • Сумасшедший архитектор. Теперь ваша задача изобразить дом самой необычной конструкции. Представьте, что в нем, например, все должно быть разной геометрической формы: крыша круглая, окна треугольные и т.п. А теперь вообразите, как это все будет выглядеть в реальности;
  • Оригинальный нейминг . Постарайтесь каждому привычному предмету дать новое название. Например, апельсин – цитрусин, форточка – окнушка и т.д.;
  • Новое решение . Во время общения с друзьями, коллегами, постарайтесь постоянно придумывать что-то новое. Например, при обсуждении планов на выходные выдвигайте все идеи, которые придут вам в голову, даже самые нереальные;
  • Монолог в одиночестве . Находясь наедине с собой подумайте над какой-либо проблемой. Затем ответьте на такие вопросы: Что я вижу? Что слышу? Что чувствую? Что обозначают мои мысли?

Упражнений и тренингов для развития творческих способностей существует еще огромное множество. Какие бы техники вы ни выбрали главное, чтобы они заставляли ваше мышление работать в разрез со стереотипами и общепринятым мнением.

Видео: Креативный класс в России



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх