Как приучать ребенка к горшку? Комаровский: советы молодым мамам. О подгузниках и горшке. Конкретнее о цифрах

Среди многочисленных статей в журналах, как правило, можно найти статьи, составленные по материалам психологов, которые только теоретически представляют, как необходимо приучать ребенка к горшку. Предлагаем руководство многодетной мамы, которая нашла метод как быстро приучить ребенка к горшку и навсегда попрощаться с подгузниками. Как результат – успешная адаптация шести собственных детей, а также троих с числа близких родственников.

Методика работает для малышей в возрасте от года до двух лет.

Как быстро научить ребенка ходить на горшок, шаг 1

Примерно в возрасте после года, малыш будет проявлять признаки готовности навсегда снять подгузники и ходить на горшок: лично осознавая, что хочет в туалет, делая паузу в игре, ноя, чтобы поменяли мокрый подгузник и т. д.

После того как вы увидите признаки готовности к приучению к горшку, определите, как долго малыш остается сухим на протяжении дня. Для этого на протяжении 2 дней каждый час проверяйте подгузники и определяйте количество «пописов». Когда ребенок может не писать в подгузник на протяжении часа, это значит, что он психологически готов к следующему этапу.

Как быстро приучить ребенка к горшку после памперсов, шаг 2

Дети учатся на примерах. Примерно через неделю или две, прежде чем начать приучать к горшку, покажите инсценированное показательное выступление, как вы идете в туалет. Не беспокойтесь, ребенок не будет знать, что вы выглядите глупо.

Что нужно делать

  • Вызовите любопытство
  • Приоткройте двери в туалет, затем ни с того ни с сего закройте рукой одежду в области гениталий и сгримасничайте опасающийся взгляд, приговаривая: «О, нет! Пи-пи!» и бегите в ванную.
  • Гарантируем, что малыш будет следовать за вами из чистого любопытства, чтобы увидеть, что такого неординарного с вами произошло.
  • Если вам неудобно по-настоящему писать перед ребенком – притворяйтесь, но снимайте штаны и садитесь на унитаз.
  • Систематически повторяйте такие инсценировки 1-2 раза в день на протяжении одной-двух недель

Подсказка: Малыши в этом возрасте очень любопытны и хотят знать, что люди делают в туалете. Потому если старший человек систематически будет как бы ненароком ходить в туалет, с возгласами, то это точно привлечет внимание любого малыша.

Купите горшок

Купите обыкновенный горшок для ребенка – самый простой и удобный. Внимание: чтобы не было модных гаджетов с колокольчиками, мигающими лампочками, звуковыми эффектами.

Только простой горшок

Как правильно и быстро приучить ребенка к горшку, шаг 3

Приступаем к программе по приучению к горшку за одну неделю, проходим все 7 ступеней программы.

В неделе семь дней, потому выберите одну неделю, когда вы сможете уделить ребенку максимум внимания.

За несколько дней до начала тренировочной недели, сходите вместе с ребенком в детский магазин и купите трусики для малышей. Они должны быть сделаны на 100% из ткани с карманчиком для дополнительных впитывающих вкладышей. Это нужно для того, что бы малыш понял, что до этого он носил подгузники, а теперь стал взрослый, и будет носить настоящее нижнее белье.

Перед сном в ночь перед недельным обучением, напомните, что завтра он или она станет большим ребенком, и будет носить нижнее белье! ВАУ!

Как быстро и легко приучить ребенка к горшку, шаг 4

Когда ребенок проснется утром, очень важно дать ему понять, что сегодня он уже стал большим ребенком! Снимите подгузник, как обычно, а затем оденьте на ребенка новые тряпичные трусики для обучения. И это все, что должно быть на малыше ниже пояса! Прибывание только в трусиках, дает детям возможность почувствовать, когда они мокрые или покакали. (Автору методики приходилось проделывать такой шаг со своими детьми в разные времена года и все было отлично, никто из 9 детей не замерз).

Как кормить ребенка на этом этапе

В течение дня, предлагайте ребенку сухие закуски с большим количеством напитков, молока, соков, воды. Такой способ питания помогает ребенку прочувствовать, что мочевой пузырь заполнился и пора сходить в туалет.

Каждый час усаживайте малыша на горшок, помогайте ему стягивать с себя нижнее белье и помогайте садиться.

Поощряйте его писать, используя чрезвычайно простые предложения, например, «Время для пи-пи!» и т. д., и подкрепляя это все мимикой. Пописать в горшок ребенок сможет несразу!!! Как правило, в первые два дня у малыша не получиться ничего выдать в горшок. Подождите несколько минут. Если ваше дитя просидит на горшке 5 минут – это очень хороший результат. Похвалите его за хорошую попытку!

В первые два дня, ребенок будет мочиться каждый раз где попало. В течение дня отказ от подгузников сбивает с толку. Когда ребенок помочится или покакает не в горшок, то вы можете сгримасничать разочарование и произнести фразы, например, «Ай-яяй, Авария!» или даже «О, Боже, вонючие какашки!!!». поверьте ребенку не станет за это стыдно, а наоборот придет понимание, что взрослые люди не ходят под себя и сидят в этом. Лучшая тактика: показывать разочарование и быть настойчивым.

Во время сна, поместите в трусики кусочек хорошо впитывающего материала, например, из старого полотенца. Важно чтобы прокладка была не большой.

Как только малыш проснется, быстренько посадите малыша на горшок, если он сухой.

Если трусики мокрые, это нормально, чтобы разочарованно сказать печальным голосом: «Ой, ты сделал аварию!» Ребенок может «помочь» вам очистить мокрые трусики, а после того, как малыш снова окажется в чистых и сухих трусиках, скажите ему: «Хорошая работа!» и сильно обнимите его.

Как быстро и эффективно приучить ребенка к горшку, шаг 5

Третий и четвертый дни, продолжайте те же шаги, что и в первые дни, предлагайте те же сухие закуски и много жидкости. Вы заметите, что ребенок будет мочиться около 50% времени в горшок и, скорее всего, сможет покакать туда же.

Продолжайте следить за подсказками! Когда вы видите, что ребенок морщится, издает характерные звуки, неожиданно делает паузу в игре или, как многие из детей, начинают растягивать ягодицы в стороны, то сразу же направляйте малыша к горшку.

Даже если ничего не получится, дети все равно сформируют мнение, что сходить на горшок – дело очень серьезное, и поэтому ему надо уделить внимание.

Когда случаются «аварии по-большому», убедитесь, что дитя наблюдает за вами, когда вы какушки выкидываете в унитаз. Попросите ребенка помахать им до свидания.

Как легко и быстро приучить ребенка к горшку, шаг 6

Пятый, шестой и седьмой дни — дни настройки. Ребенок в настоящее время получает концепцию, и ведется работа по совершенствованию этого нового навыка. Теперь вы можете вернуться к регулярной еде. Каждый час просто напоминайте, что надо бы сходить на горшок, особенно когда ребенок концентрируется на чем то, например, строит башню или увлекательно играет.

На седьмой день, примите решительный шаг – покинуть дом на 1, 5 часа . Возьмите с собой горшок. Пусть малыш пописает до выхода из дома, если это возможно.

Каждый час спрашивайте не хочет ли тот сходить на горшок?

Полтора часа пребывания вне дома – это почти как испытания физиологических возможностей малыша. Ребенок видит, что «ВАУ! Люди покидают дома, как это?!»

Что касается отказа в ночное время от подгузника, подождите, пока ребенок на протяжении 2 недель будет оставаться сухим. После этого позвольте ему спать в трусиках.

Как быстро приучить ребенка к горшку Комаровский видео

Предлагаем ознакомиться с мнением доктора Комаровского в каком возрасте ребенок уже готов к обучению. На приеме у доктора Комаровского — семья певца и телеведущего Андрея Кише, они обсуждают тему раннего приучения к горшку и делятся опытом

Как быстро научить ребенка садиться на горшок, в заключение

Каждый раз, как малыш сходит на горшок, счастливо пританцовывайте, хвалите его.

И в следующий раз он сделает над собой большое усилие, чтобы повторить это и снова увидеть вашу бурную радость.

Мама, собираясь с маленькой донкой в поликлинику, спрашивает у нее:

— Давай сходим на дорожку?

— На дорожку? Давай!

Мать приносит горшок, девочка удивленно:

— Мама! Ты же сказала — на дорожку!!!

Наверное, я не ошибусь, если скажу, что одной из «глобальных» проблем, волнующих всех родителей детей в возрасте от 0 до 3 лет, является приучение своего «цветочка» к горшку.

Немаловажным фактором является и общественное мнение. Бабушки в один голос утверждают, что в их время дети в 1 год уже вовсю справляли свои нужды исключительно на горшок. Есть и некоторые современные мамочки, которые рассказывают всем, что уже с первых дней жизни приучают своих детей ходить на пеленку, в раковину, тазик и так далее: кто во что горазд.

Не скрою, и на меня в свое время «давило» общественное мнение, и мне очень хотелось быть образцово-показательной мамочкой, у которой дети с первых месяцев жизни были бы с горшком «на ты»! Поэтому, вооружившись инструкцией по раннему высаживанию на горшок, я вплотную занялась приучением нашего старшего сына Дениса к этому занятию месяцев с четырех.

Раннее высаживание ребенка подразумевает, конечно, не усаживать ребенка на горшок в прямом смысле этого слова, а предлагать ему сделать «свои дела», удерживая его над раковиной или тазиком — там, где маме удобнее.

Для начала предлагается сопровождать определенные действия своего малыша соответствующим «пи-пи» или «а-а». А когда он начнет соотносить ваши звуки с действием, переходить к следующему шагу — самому высаживанию. При этом надо придерживаться следующих правил.

1. Высаживать ребенка нужно после каждого сна, вне зависимости от того, проснулся он мокрым или сухим.

2. Высаживать при проявлении им беспокойства.

3. Высаживать по собственному требованию, если вам это нужно, например, перед прогулкой.

4. Высаживать, если малыш давно не писал и вам кажется, что уже пора.

Стоит заметить сразу, что наши «пи-пи» и «а-а» Денис никак не воспринимал, сколько бы мы ему не «пиликали». Сынишке это казалось просто забавным. Еще с рождения мокрые пеленки не вызывали у него никакого беспокойства. К тому же сидеть «раскорякой» на руках у мамы ему очень не нравилось, и он категорически отказывался это делать. Мы нашли компромисс — он делал все лежа на одноразовую пеленку. Не стоит и говорить, какая это была тренировка для мамы и окружающих близких: поймать тот момент, когда ребенок наконец-то захочет «справить свою нужду».

В 8 месяцев мы начали осваивать горшок. Надо сказать, сидеть на нем ребенку нравилось, и «все дела» он туда делал, как надо. Мы, конечно, расслабились — ура! Наши старания увенчались успехом. Денис на горшок не просился, но мы успевали посадить его в нужное время. Мы даже брали с собой горшок, когда ездили с малышом на юг. (Денису был 1 год и 1 месяц.)

Однако не тут-то было: в 1 год и 2 месяца сын категорически отказался садиться на горшок. Он просто перестал это делать! Не сидел на нем ни минуты. Денису стало неинтересно сидеть и чего-то ждать (даже если и подождать-то надо было всего пару минут). Все это повергало меня в большое уныние, так как я не могла найти причины такого поведения. Ведь мы Дениса не ругали, не заставляли.

И в результате, он снова начал ходить на горшок только в 2 года. (Спасибо нашим воспитателям в детском саду за выдержку и терпение!)

Поэтому я пришла к выводу: природу не обманешь! Ведь не зря существуют установленные специалистами физиологические нормы (по Е. Комаровскому).

1. Естественный переход к контролю над выделениями начинается после года и активно «дозревает» в течение второго года жизни.

2. Средний возраст выработки более или менее устойчивых «горшочных» навыков колеблется в интервале от 22 до 30 месяцев (говорят, у девочек — пораньше, у мальчиков — попозже).

3. Стойкие условные рефлексы формируются к трехлетнему возрасту.

В общем, лучше, чем пишет доктор Комаровский, и не скажешь: «Дорога к горшку полна слез, детских воплей, труда и разочарований, но только тогда, когда вы отправились в путь слишком рано».

Со своей младшей дочерью Танюшей мы все учли. До 1,5 лет мы к ней с этим вопросом и не приставали. Мы, конечно, купили ей горшок, показали и поставили возле туалета (в туалете у нас просто нет места). Не разрешали ей с ним играть, давая понять, что горшок — это не игрушка. Это специальное приспособление для соответствующих нужд.

К слову, я вообще не очень понимаю производителей, которые делают горшки в виде машин, животных и т.п. Где здесь логика? Дети тут же начинают с этим играть, но, простите, как можно в игрушку писать или какать? Никому же не пришло в голову делать унитазы в виде машинок или еще чего-нибудь?

Мы периодически обращали внимание Тани на то, как Денис пользуется горшком и для чего это делает. Предлагали ей самой посидеть, но она не хотела сидеть на горшке ни секунды, однако мы и не настаивали.

Через какое-то время мы стали замечать, что Танюшка пытается самостоятельно сесть на горшок. В один из дней (Тане уже было почти 1 год и 7 месяцев) я, поняв, что она хочет в туалет, посадила ее на горшок. На этот раз она не стала упираться и сделала «свои дела». Вид у нее был после этого очень удивленный. А мы ее очень- очень за это похвалили! И рассказали все в присутствии Тани бабушке и дедушке. Они тоже ее очень и очень хвалили! Через некоторое время мы повторили «успех». Теперь я уже пыталась предугадать, когда должно все случиться, и предлагала дочери сесть на горшок.

Не прошло и месяца, как Танюшка стала не просто пользоваться горшком, но и проситься на него. (Кстати, все свои «горшечные» позывы она обозначала одним словом «ка-ка».)

Какие тут можно сделать выводы?

1. У каждого ребенка — свое время. Он сам подскажет, когда будет готов. Просто создавайте для этого соответствующие условия.

2. Если вы начали приучать к горшку (с добровольного согласия ребенка), то делайте это в системе, каждый день, а не от случая к случаю. Не буду утверждать, что это надо делать всегда после еды, сна и т.п. Вы лучше знаете своего ребенка, его биологические ритмы и физиологические особенности.

3. За каждый «успех» хвалите ребенка! Похвала — лучший стимул! За неудачи ругать не стоит. Ребенок не сразу научается полностью контролировать свои физиологические потребности. Это все равно что ругать только что родившегося ребенка за то, что он не умеет ходить.

И последнее. Существует много споров вокруг того, влияет ли пользование одноразовыми подгузниками на процесс приучения к горшку. Если честно, я никакой взаимосвязи не вижу. Мы пользовались и тканевыми подгузниками (позднее надевали обычные трусики), и памперсами. Не могу сказать, что использование памперсов как-то замедлило процесс. Когда и Денис, и Таня уже начали активно пользоваться горшком, мы все равно на ночь для подстраховки надевали им одноразовый подгузник. Так они все равно перед сном обязательно ходили на горшок и с утра, как просыпались, просились в туалет. Подгузник при этом мог остаться абсолютно сухим.

Еще раз повторю: у каждого ребенка — свое время!

Тема приучения ребенка к горшку беспокоит практически каждую маму. «Моему сыну уже 2 года, а он до сих пор не ходит на горшок», «Почему ребенок игнорирует горшок?» — пестрят вопросами форумы, на которых родители пытаются найти ответы. Переживания, как правило, подогреваются рассказами знакомых мам о довольно ранних успехах их детей в освоении «туалетного навыка».

Ранние «подвиги» других детей, а также недоумевающие взгляды бабушек («Как, ваша дочь до сих пор писает в штаны?») нередко приводят к тому, что родители начинают форсировать процесс приучения ребенка к горшку и настойчиво навязывают «пластмассового друга», дабы достичь результатов в освоении горшка к определенному возрасту. Признаюсь честно, я и сама сначала попалась в эту ловушку, слишком активно взявшись за приучение дочери к туалету. И только тщательное изучение этой темы помогло мне вовремя остановиться.

В этой статье я хочу рассказать про наш опыт освоения «горшечного навыка», про допущенные мною ошибки и их исправление, ну и, конечно, рассказать немного теории, которую лучше всего прочитать вовремя, еще до того, как горшок появится в вашем доме. В таком случае многих ошибок удастся избежать.

Когда приучать ребенка к горшку?

​Если в США и странах ЕС родители даже не задумываются о горшке раньше 2-летнего возраста, то в России же наоборот принято форсировать процесс приучения. Достаточно просто посмотреть на популярность в сети статей вроде «приучить ребенка к горшку за 3 дня» или «как приучить ребенка к горшку в 1 год», как сомнений не остается.

Как ни странно, но практика показывает, что ребенок, которого начали приучать к туалету еще до года, начинает контролировать процесс мочеиспускания примерно в том же возрасте, что и ребенок, который познакомился с горшком в 1,5-2 года.

Дело в том, что контролировать свои выделения ребенок может научиться только тогда, когда его организм достигнет определенной физиологической зрелости .

И происходит это ближе к 2 годам (точные сроки у всех индивидуальны).

А как же соседский ребенок, который, по словам его мамы, начал ходить на горшок в год? Действительно, многим родителям удается добиться некоторых результатов еще до 1,5 лет. Однако каким образом это происходит? Постоянно усаживая дитя на горшок и повторяя «пись-пись», родители добиваются того, что ребенок начинает связывать опорожнение мочевого пузыря с заветными словами, иначе говоря, вырабатывается условный рефлекс. На самом деле, если повторять эти операции долго и упорно, добиться выработки такого рефлекса совсем несложно. Вопрос только в том, действительно ли это то, что нам нужно? Ведь ребенок должен научиться опорожнять мочевой пузырь вовсе не в ответ на кодовые слова, а в ответ на свое ощущение, что мочевой пузырь наполнен. Кроме этого, ему нужно еще и научиться сдерживать процесс выделения и сообщить маме о своем желании (или самостоятельно справить нужду). Чтобы это случилось, нервная система ребенка должна СОЗРЕТЬ!

Сколь бы ни были активны воспитатели, все успехи, которых они добились до 1,5 лет, будут временны. Примерно в 1,5 года дети, приученные делать «пись-пись», ни с того, ни с сего перестают беспрекословно подчиняться и начинают выгибаться при виде горшка. Дело в том, что в этом возрасте у детей начинается этап формирования того самого сознательного контроля над выделениями. Они уже не могут делать «пись-пись» по заказу! Поэтому и протестуют. Встревоженные родители изо всех сил пытаются вернуть былые успехи: силой усаживают на горшок, ругают за мокрые штанишки, но все напрасно. Взаимное раздражение нарастает, ребенок начинает негативно относиться ко всей этой «туалетной теме» и может даже специально справлять нужду не в том месте, где того требуют родственники.

Итак, с какого же возраста приучать ребенка к горшку ? Принимая решение, нужно помнить, что чем раньше вы начнете, тем больше усилий будет потрачено и тем больше вероятность взаимных обид и разочарований.

Поэтому, если вы готовы к неспешному, постепенному привыканию, то начинать нужно где-то в диапазоне от 1 до 1,5 лет (но только в этом случае наберитесь терпения). Если хотите, чтобы процесс прошел более стремительно, то не стоит беспокоить ребенка раньше 1,5-2 лет .

Специалисты называют следующие физиологические нормы:

  • Естественное формирование навыка контроля над выделениями начинается после года и постепенно совершенствуется в течение второго года жизни .
  • Более-менее устойчивые навыки пользования горшком формируются примерно в 1 год 10 месяцев – 2,5 года .
  • Стойкие рефлексы появляются к трем годам .

Также полезно знать следующие признаки готовности организма ребенка к знакомству с горшком:

  • Ребенок может оставаться сухим в течение 1,5-2 часов;
  • У малыша установился относительно стабильный режим дефекации;
  • Ребенку не нравится находиться в мокрых (грязных) штанишках или подгузниках;
  • Кроха может сообщить родителям о своем желании сходить в туалет (любым способом – кряхтением, жестами, словами).

Как приучить ребенка к горшку? Методика

  1. Отказываемся от подгузников

Если до сих пор ваш малыш все время проводил в подгузниках, то теперь нужно будет от них отказаться (исключениями могут быть прогулка в холодное время года, поездка в транспорте, поход в гости, время сна). Это необходимо для того, чтобы малыш установил четкую взаимосвязь между позывами в туалет и результатом (мокрыми штанишками), а также почувствовал дискомфорт, возникающий вследствие этого.

  1. Знакомимся с горшком

Первое время предлагайте сходить в туалет только в моменты, когда вероятность успеха максимальна – после сна, после еды, а также когда очевидны изменения в поведении ребенка – он замирает, напрягается, кряхтит. Главное, не настаивайте и не предлагайте горшок слишком часто! Объясняйте, зачем нужен этот незнакомый предмет и подчеркивайте преимущества его использования – «Вот, и попка чистенькая осталась, и штанишки сухие».

Замечательно, если кроха будет видеть на примере старших детей или взрослых, как и куда справляется нужда. Можно также приводить в пример какого-нибудь любимого персонажа. Ведь совершенно невозможно представить в подгузниках, например, крокодила Гену.

  1. Хвалим и не критикуем!

Если высаживание на горшок прошло успешно, обязательно похвалите малыша. Про критику неудач нужно забыть совершенно! Да, это нелегко. По себе я отлично знаю, что это первая приходящая на ум реакция при виде очередных мокрых штанов (ведь целый день уже прошел без промахов!), но все-таки нужно постараться. Можно сказать что-то вроде «Ой, МЫ забыли, что у нас есть горшок. В следующий раз обязательно им воспользуемся». Но опять же, не стоит занудно повторять это каждый раз.

Также никогда не сравнивайте ребенка в укорительной манере с другими детьми («Вот Вася младше тебя, а уже давно в штанишки не писает»). Любое давление способствует исключительно негативному отношению малыша к этой болезненной теме, протесту с его стороны.

  1. Набираемся терпения

Естественно, вам хочется, чтобы малыш как можно быстрее начал сам ходить в туалет. Однако чудес не бывает. И что бы там не обещали методики вроде «Как приучить малыша к горшку за 3 дня», в столь короткие сроки научить ребенка ходить на горшок абсолютно без промахов, да чтоб он еще и сам просился, вряд ли выйдет.

После первого знакомства с горшком наступает довольно длинный этап (чем раньше вы начнете, тем длиннее он будет), когда кроха может делать свои дела то в положенное место, то мимо, и здесь самая главная задача – научиться реагировать спокойно на промахи. Просто не замечать их. Но активно хвалить за удачи.

Иногда даже кажется, что ребенок специально издевается. Например, когда сидя на диване и делая свои дела, он задумчиво сообщает всем «Я писаю!». Однако малыш делает это вовсе не из злого умысла, просто ему нужно некоторое время, чтобы научиться распознавать сигналы, которые предшествуют самому событию.

Бывают случаи, когда у ребенка, который вроде бы совсем уже обучился горшечной науке, случаются «аварии». Как правило, это происходит когда малыш болеет, находится в чужой обстановке / в гостях, стесняется попроситься при незнакомых людях или просто слишком увлекается игрой . Расстраивается как обычно не стоит, это совершенно нормальная ситуация, число подобных «аварий» будет постепенно сокращаться, пока, наконец, не сойдет на «нет».

То же самое касается и ночного сна. Малыш, научившийся пользоваться горшком в течение дня, может еще некоторое время писаться в постель. Освоение ночного горшка происходит несколько позже.

Возможные трудности

К сожалению, иногда случается так, что освоение туалетной науки превращается в настоящую войну. Малыш начинает изо всех сил сопротивляться, выгибаться при виде горшка, а порой даже доходит до того, что он намеренно начинает сдерживать выделения и справлять нужду в неположенном месте. У всего этого может быть только одна причина и, как бы ни было неприятно это осознавать, эта причина не в ребенке. Корень проблемы кроется в излишнем давлении, которое оказывают родители на ребенка . Насильственное усаживание, постоянные укоры за промахи – все это крайне отрицательно сказывается на отношении малыша к горшку. А так как акты выделения – одна из первых сфер, которые становятся подконтрольны малышу, то при нарушенных отношениях с родителями он использует эту власть как средство борьбы.

Еще более опасная ошибка, которой следует избегать – эксплуатация чувства стыда ребенка . Некоторые родители начинают публично стыдить малыша, выставлять напоказ его промахи. Но поскольку навыки контроля над выделениями приобретаются только при определенной физиологической зрелости организма, то и повлиять на них с помощью публичных унижений маленького человека нельзя! А вот нанести малышу психологическую травму можно. Психологи утверждают, что если часто и грубо провоцировать у ребенка переживания стыда, то впоследствии, уже став взрослым, такой человек будет склонен к болезненной застенчивости, страху публичных действий, страху демонстрировать себя вообще.

Во всех этих ситуациях только один выход – отстать от ребенка, забыть о горшке на 1-2 месяца. Ну а, вновь вернувшись к нему, забыть о какой-либо критике!

Наш опыт

Хоть я и стараюсь, прежде чем что-то делать с ребенком, хорошенько изучить вопрос, с горшком у нас почему-то все вышло несколько иначе. Вероятно, понадеявшись на естественность самого процесса, первоначально я несколько халатно отнеслась к «горшечной теме» и не подготовилась как следует. В результате чего наделала ошибок, но к счастью вовремя спохватилась.

Итак, приступили к процессу мы довольно рано – в 9 месяцев. Сначала все пошло у нас хорошо, и даже отлично. Тасе горшок понравился, когда я сажала ее, она воспринимала это совершенно нормально и делала то, что полагается в таких случаях. Частенько по просьбе дочери мы просматривали на горшке . Ближе к году я показала Тасе, как и куда выливать содержимое горшка, и его посещение заиграло новыми красками

Но все изменилось примерно в 1 год 4 месяца. Уже потом, спустя какое-то время, я узнала, что примерно в этом возрасте у детей начинается постепенное формирование сознательной реакции на наполнение мочевого пузыря вместо условного рефлекса на «пись-пись» (см. выше). Но тогда это было мне неизвестно, ведь ослепленная успехом первых месяцев использования горшка, я не слишком торопилась ознакомиться с мнениями специалистов на этот счет. Мне было непонятно, почему дочь начала выгибаться, когда я предлагала ей старого друга.

Очень скоро протест Таисии начал сильно меня расстраивать, я пыталась применять различные уловки, чтобы заманить дочь на горшок. После «аварий» приговаривала что-то вроде «Как же так, ты же уже большая». Мне стал видеться какой-то злой умысел со стороны дочери – казалось, что она специально игнорирует горшок, хотя прекрасно понимает, для чего он нужен. Напряжение по поводу туалетной темы нарастало, тогда то мне и стало ясно, что мы двигаемся не туда. Когда я, наконец, приостановилась и задумалась о своем поведении, стало жутко стыдно. Ведь я всегда старалась, чтобы наше воспитание базировалось на принципах свободы, почему сейчас я давлю на дочь?

Тогда и было принято решение – отстать от дочери. Я исключила всяческую критику и мало-мальское давление, и только хвалила за успехи. В литературе пишут, что нужно забыть о горшке на 1-2 месяца, на практике же нам хватило пары дней, чтобы снять напряжение вокруг этой темы. Как только я отстала от дочери, практически сразу пропали протесты с ее стороны, все чаще Таисия стала по собственной инициативе устраивать встречи с горшком.

Конечно, мы не сразу распрощались с мокрыми штанами, «аварии» все же случались время от времени. И если явный прогресс в контроле над мочеиспусканием начался у дочери в 2 года с небольшим, то полностью процесс овладения горшком завершился к 2,5 годам, к этому времени число «аварий» полностью сошло на «нет».

В заключение хочется сказать: не давите на своих детей! Не ругайте, если они вдруг вовремя не успели дойти до горшка. Любая критика только негативно скажется на желании общаться с горшком! Рано или поздно малыш все равно научится ходить на горшок (согласитесь, вряд ли вам встречался 4-летний ребенок, который писается в штаны), а вот с каким настроением пройдет процесс привыкания, зависит от вас!

Как приучить ребенка к горшку в 1 год – это долгий и творческий процесс, который начинается с выбора туалета и заканчивается полной победой над обстоятельствами. Важно настроить себя на это мероприятие и быть уверенными, что и малыш к этому готов.

Особенности нервной системы годовалого ребенка: рефлекс или осознанный контроль над испражнением

К моменту появления младенца на свет его нервная система практически не отличается от строения системы взрослого человека. Но отделы, которые отвечают за высшую и сложную деятельность, еще не до конца сформировались. Их созревание длится первый год жизни малыша.

К концу первого года человек овладевает речью, приобретает другие навыки, которые он будет применять всю жизнь. Кортикализация (развитие высших отделов ЦНС) нервной деятельности начинает выражаться со второго года жизни.

Знакомство с горшком следует начинать задолго до того, как приучать ребенка ходить на него, в спокойной теплой обстановке покажите малышу новый неведомый для него предмет, пусть он поиграет с ним

У детей начинается осознание себя, социализация в обществе. Этот момент считается подходящим, когда нужно приучать ребенка к горшку.

Некоторые родители по ошибке полагают, что чем раньше они будут начинать высаживания, тем быстрее смогут добиться результата.

Это неверно. Незрелая нервная система будет сопротивляться, ведь ускорить процесс ее развития искусственным путем нельзя.

Например, научившись ходить на горшок в 9 месяцев, кроха начнет бунтовать и высказывать протесты в 1 год. Временный успех объясняется тем, что организм неосознанно контролирует свои физиологические выделения от рождения и до года.

Современные родители более гуманны. Они уверены, что надо лишь наблюдать за своим малышом и отслеживать проявление признаков готовности.

Вот эти признаки:

  1. Появление регулярных испражнений.
  2. Сухие штаны по 2 часа.
  3. По лицу, мимике и жестам видно, что он хочет справить нужду.
  4. Кроха не хочет находиться в мокром , просит его поменять.
  5. Он просится в туалет.
  6. Умеет снимать и надевать штаны.
  7. Понимает и выполняет просьбы взрослого.

Проявления всех признаков не ждут. Но, увидев хотя бы 1, начинают действовать.

Ткач Ольга Ивановна, заведующая педиатрическим отделением в Центре традиционного акушерства и семейной медицины, г. Москва

При приучении к горшку каждая мама должна помнить, что 100 лет назад люди не задумывались о возрасте детей, которым предстояло обучиться этому делу. И все равно все осваивали туалет вовремя.

Со скольки приучать ребенка к горшку – неважно. Важно искренне радоваться за малыша, а это эффективнее всех методик.

Эмалированные горшочки ушли в прошлое, хоть они и удобны, но у малыша нет желания садиться на холодный предмет. К тому же эмаль портится со временем и откалывается, а это травмоопасно.

Как быстро приучить ребенка к горшку? Выбрать такой туалет, который понравится:

Материал

Бесспорный лидер – пластик. Его удобно мыть, он подстраивается под температуру кожи маленького человека. При покупке надо обратить внимание на отсутствие шероховатых швов на изделии. Пластик не должен гнуться, чтобы выдерживать вес малыша.

Существуют детские горшки из пластика с антисептическими добавками. Родителям не придется применять химических средств для его обработки, на которые у детей возможна аллергия.

Форма

Современные горшки практичны и легки в эксплуатации. Конструкции бывают с крышкой, с ручкой, с подножкой, со спинкой, бывают складные дорожные устройства. Главное, чтобы он был удобен для важных дел и в уходе.

Горшок должен всегда находиться в поле зрения ребенка, чтобы стать для него привычным предметом

Анатомические особенности

Для девочки подойдет круглый горшочек, на нем они располагаются, сведя ножки вместе. Для мальчиков – с выступом впереди. Малышу придется развести ноги, для мальчика это удобно.

Музыкальные и горшки-игрушки

Их приобретают для первого знакомства. Надо смотреть за тем, чтобы малыш не заигрывался, сидя на нем. Не рекомендуется долго использовать подобные вещи.

На первое время туалет ставят в комнату, в которой дитя играет днем. Так новый предмет будет в поле зрения и привыкание к нему придет быстрее. Спустя некоторое время горшок переставляют поближе к кроватке, чтобы после сна малыш знал, куда идти.

Инструкция по обучению: 6 важных шагов

С облегчением вздыхают те родители, у которых есть дети постарше. Глядя на брата или сестру, малыш стремится повторять их действия, это касается и туалетных дел. В таком случае вопрос, будет частично решен.

Итак, родители купили подходящее устройство, малыш его изучил. Теперь приступают к обучению.

1 Первый раз ребенка сажают на горшок прямо в одежде. Пусть встанет, когда захочет.

2 Надо попытаться высаживать малыша, когда наступит время после сна, перед прогулкой и т.д. Важно напоминать через 2 часа о том, что пора сходить в туалет.

3 Важно не забывать хвалить даже за маленькую победу. Но если ребенок забыл о горшке и сделал лужу на полу, то этот факт никак не комментируют, и тем более ребенка не ругают.

4 Показать маленькому человеку пример. Взять его в туалет и посадить на горшок рядом. Пусть знает, для чего родители и он сам ходят в туалет.

5 Ребенок должен уметь снимать одежду. Так успеха достигают быстрее. Не надо заставлять ходить его в мокрых штанах в наказание, это навредит.

6 После каждого раза, когда малыш сидел на горшке, ему надо помыть руки с мылом.

Гигиена после похода в туалет строго обязательна . Так выработается полезная привычка, и ребенок избежит многих заболеваний.

Как правильно приучить ребенка к горшку, знает не каждый родитель. Соблюдение простых правил поможет справиться с этой проблемой. Главное, запастись терпением и сохранять методичность и постоянство действий.

Современные методы отучения от памперсов

Отказ от одноразовых подгузников обуславливается естественными причинами: появляется аллергия, подошел возраст, идет приучение к горшку, у родителей материальные трудности.

Пусть ребенок играет с горшком, вместе сажайте на горшок его любимые игрушки – это способствует успеху в приучении

Чтобы малыш понял, что пора снимать подгузники, в Японии разработали тренировочные трусики. Но как приучить ребенка ходить на горшок с их помощью?

Вместо впитывающего материала в трусики вкладывают непромокаемую многослойную ткань.

Жидкость не просачивается наружу, чем создает дискомфорт от мокрых штанишек. Это заставляет ребенка снимать трусы и идти на горшок.

Так как тренировочные трусики – новое слово в жизни молодых мам, о степени их эффективности судить рано. Хорошо, если малыш быстро поймет связь между мокрыми штанами и горшком. В другом случае эти трусики станут лишь защитой от луж, но при условии, что их вскоре снимут, так как влага не фиксируется и вся остается внутри.

Никольский Михаил Андреевич, педиатр частной клиники “ЕМС”, г. Санкт-Петербург

Чтобы предотвратить гастроэнтерологические болезни, не надо мучить ребенка, сажая его на горшок против его воли. Важно сохранять спокойствие и не срываться на малыша в процессе обучения.

Отметим, что зачастую советы имеют противоречивый характер, так как даются они с высоты своего опыта.

Всегда радуйтесь и хвалите малыша, если у него получилось сходить на горшок, так ребенок будет знать,что он все делает правильно и запомнит приятные эмоции, связанные с горшком
  • не торопить события и не давить на малыша;
  • не устанавливать сроки;
  • не пускать родственников в процесс;
  • не заострять внимание на неудачах;
  • надевать удобную одежду малышу;
  • быть готовыми к (до 3 лет это нормально).

Надо перестать волноваться и подойти к процессу обучения, как к любому другому занятию.

Несколько советов как приучить ребенка к горшку от известного телеведущего передач о детском здоровье и их раннем развитии Комаровского Е.О.: начинать приучение желательно в хорошем настроении, лучше в летнее время, каждый раз после сна, приема пищи и по распорядку дня.

Врач отмечает, что форма и цвет детского горшка не важны. Главное, чтобы дитя понимало назначение этого предмета. Чтобы наглядно понять процесс, можно посмотреть, как приучить ребенка к горшку в видео:

Психологи считают, что 1,5 года – подходящее время, чтобы приучить ребёнка к горшку. Многие мамы начинают обучение раньше, с 8–10 месяцев, но чаще всего попытки оказываются безуспешными.

Знакомство с новым приспособлением у одних деток происходит спокойно, привыкание проходит быстро, без капризов. С другими малышами мамам приходится «воевать», подкупать, применять хитрость, чтобы заставить чадо справить нужду в горшок. В чём причина? Узнайте мнение психологов и опытных мамочек.

Почему ребёнок не хочет ходить на горшок

Многие мамы знают, сколько нервов приходиться тратить, чтобы добиться результата. Проходит битый час, малыш сидит на горшке, но толку нет. Затем маленький упрямец встаёт и благополучно писает (ходит «по-большому») в штанишки. Одни детки расстраиваются из-за этого, другие спокойно реагируют, а есть и такие, которые с довольной улыбкой смотрят на расплывающееся мокрое пятно.

Как тут не вспылить! Но нервничать, кричать, тем более, шлёпать по попе нельзя: может развиться упрямство, обида на маму, отвращение к горшку или панический страх перед обязательной процедурой.

Почему же так происходит? Что мешает малышу спокойно сходить «по-большому» или «по-маленькому» не в штанишки?

Причин несколько:

  • раннее начало обучения. В 6–8 месяцев детки не могут контролировать процесс мочеиспускания или дефекации;
  • мочевой пузырь, кишечник ещё достаточно слаб, опорожнение происходит в разное время. «Поймать» момент нереально, по часу держать кроху на горшке тоже нельзя;
  • ребёнок плохо понимает, где какая часть тела, не может по просьбе родителей указать пальчиком на попу или низ живота;
  • неправильный подбор полезного приспособления. Музыкальный горшок, ёмкость в форме машинки или самолёта отвлекает, сбивает с толку. Детки принимают горшок за новую игрушку, обращаются с ней соответственно. Иногда пластик передавливает, «режет» ножки, что мешает процессу. Подходящий размер приспособления также важен;
  • недостаточный уровень физического и психического развития. Если деткам комфортно в грязных штанишках, зачем проситься на горшок? Только по достижении определённого уровня, осознания процесса попытки будут успешными;
  • проблемы с функционированием мочевыводящей системы, нервные расстройства, отставание в физическом и психическом развитии;
  • обычное упрямство. Чаще всего с такой проблемой сталкиваются родители подросших деток, после полутора лет. Капризуля обиделся на родителей, решил показать своё «Я». В 1,5 – 2 годика отказом демонстрирует своё недовольство, привлекает внимание к своей персоне. Понадобится терпение, внимание к ребёнку. Если не получается справиться с маленьким упрямцем, обратитесь за помощью к опытному психологу.

Как понять, что малыша пора приучать к горшку

К полутора годам уровень физического и психического развития позволяет деткам понять, чего от них хотят взрослые. Родителям важно знать, какие признаки говорят о готовности перехода к новому этапу.

Не упустите момент, если:

  • за 2 – 2,5 часа подгузник остаётся сухим;
  • кишечник ребёнка достаточно окреп, мочеиспускание/опорожнение происходят с одинаковыми промежутками;
  • малыш понимает, что означают слова «какать» и «писать»;
  • ребёнок может показать, что он хочет в туалет «по-маленькому» или «по-большому»;
  • ребёнок подражает взрослым, пытается раздеваться и одеваться;
  • важный момент – осознание частей тела. По просьбе родителей сын или дочка должны сразу показать часть тела, которую назвали, в том числе, область гениталий;
  • малышу должно быть некомфортно в мокрых штанишках или грязных памперсах, ребёнок должен просить (словом или жестом) сменить испачканную одежду.

Возьмите на заметку:

  • родители и детки должны быть морально готовы к новому этапу. Если есть важные дела, которые мешают уделить процессу достаточно внимания, подождите месяц-другой;
  • летом обучение проходит проще: дома тепло, легче снимать штанишки или можно вообще оставить малыша в одних трусиках;
  • если сын или дочка болеют, отложите начало обучения;
  • резкая смена обстановки нередко травмирует детскую психику. После переезда на новую квартиру подождите пару месяцев, путь маленький человечек освоится.

Психологи и опытные мамочки рекомендуют проявить терпение, меньше расстраиваться, если у малыша не всё получается. Даже если несколько дней подряд упрямец категорически отказывается садиться на горшок, кричит, злится, это не значит, что так будет продолжаться всегда.

Помните! Все детки начинают пользоваться полезным приспособлением: одни раньше, другие позже в зависимости от индивидуальных особенностей. Не устраивайте войну: проиграют обе стороны.

Выбор нужного приспособления

При выборе полезного приспособления учтите рекомендации:

  • покупайте простую модель без лишних «наворотов», иначе естественный процесс рискует превратиться в увлекательную игру, но без нужного для вас результата;
  • девочкам больше подходит круглая форма, мальчикам – с небольшим выступом спереди;
  • выбирайте качественный пластик. Экономить нельзя: дешёвые изделия часто содержат токсичные компоненты;
  • ёмкость должна быть устойчивой, подходящей по размеру, края – достаточно широкие, чтобы не давить нежную кожу. Помните: при обучении сын или дочка проведут здесь немало времени, комфорт обязателен.

В период привыкания к новому процессу чаще напоминайте, что горшок не игрушка. Если малыш балуется (надевает ёмкость на голову, ездит по комнате, как на машинке), вовремя остановите баловство. Не смейтесь, не позволяйте этого делать родственникам. Неправильная реакция вызывает замешательство у деток: почему нельзя баловаться с новой вещью, если всем весело?

Самый эффективный метод

Глядя на другого ребёнка, успешно пользующегося горшком, всем видом показывающего: «Я уже взрослый», – малыш непременно захочет сделать также. Если детки понимают, чего от них хотят, к полутора годам им несложно повторить те же действия.

Вспомните ясельную группу. Даже самые маленькие быстро понимают, как пользоваться новым приспособлением. «Пример друга» справедливо считается самым быстрым способом приучения к «взрослому способу» справить нужду.

Вы считаете, что дочка или сын достаточно подросли, чтобы начать обучение? Действуйте правильно, меньше отчаивайтесь, если ребёнок не сразу поймёт, что он должен делать.

Полезные советы:

  • купите горшок, поставьте на видное место. Чадо непременно заинтересуется, что за вещь появилась дома;
  • объясните, для чего нужен новый предмет, расскажите, что все взрослые детки писают и какают не в штанишки, а «вон-туда, в эту дырочку». Разрешите посидеть, если ребёнок просит, но насильно не заставляйте;
  • покажите, как проситься (словами или жестами). Детки быстро запоминают обозначение процесса, усердно кряхтят, желая привлечь внимание, заслужить похвалу;
  • обстановка дома должна быть спокойной: стресс отрицательно влияет на возможность расслабиться;
  • уберите ковры, на кровать постелите большую клеёнку, сверху – пелёнку, чтобы перед мочеиспусканием малыш мог ходить без памперсов;
  • на протяжении нескольких дней следите, когда происходит мочеиспускание/дефекация. В большинстве случаев позывы появляются через небольшой промежуток после еды. Задача родителей – поймать момент, чтобы детки долго не сидели на горшке, быстро помочились или сходили «по-большому»;
  • памперсы надевайте только для сна, дома пусть ребёнок носит только трусики, иногда ходит без них. Малыш должен понять, как происходит мочеиспускание/опорожнение кишечника, знать, как выглядят половые органы, откуда бежит моча. Следите, чтобы детки не уделяли гениталиям слишком много внимания;
  • обычно внимательные родители быстро понимают, что через минуту-другую произойдёт мочеиспускание или дефекация. Действуйте без промедления, сразу усадите чадо на горшок: дёргать нельзя, чтобы не испугать. Отвлеките, чтобы малыш посидел спокойно, хотя бы несколько минут. Если вы успели, обязательно похвалите сына или дочку, покажите, что находится в ёмкости после его усилий. Скажите, что штанишки теперь сухие, как у взрослых.
  • первое время незадолго до предполагаемого опорожнения кишечника или мочевого пузыря снимайте трусики, чтобы уловить момент;
  • каждое удачное «попадание» сопровождайте похвалой, говорите, что чадо взрослеет. Можно сделать небольшой подарок;
  • при неудаче ни в коем случае не ругайте деток, откажитесь от обидных слов. Унижать, показывать грязные/мокрые штанишки членам семьи, доводить ребёнка до истерики нельзя. Кроме отвращения к ненавистному предмету, появятся психологические проблемы, неврозы, нарушение сна;
  • говорите, что вы расстроены, если малыш забыл вовремя попроситься писать, но сдерживайте явное разочарование;
  • насильно усаживать, стоять надзирателем нельзя. Психологическое/физическое давление мешает расслабиться, детки нервничают, сходить «как взрослые» вряд ли получится;
  • нельзя устраивать из простого процесса «концерт». Выставлять на всеобщее обозрение писающего малыша также не стоит: создайте спокойные условия для естественного процесса.

Как приучить проситься в туалет ночью

Чаще всего днём детки просятся, а по ночам время всё равно писают в кроватку. Полностью контролировать мочеиспускание у спящего чада сложно.

Если вы решили полностью отказаться от подгузников, приготовьтесь к бессонным ночам на протяжении определённого периода. Но небольшая жертва того стоит. Вы заметите, когда сын или дочка ворочаются, кряхтят, собираются писать. Осторожно разбудите, посадите на горшок.

Результат, конечно, появится не сразу: обязательно запаситесь терпением. Никогда не дёргайте чадо (нельзя резко прерывать сон), доставайте ребёнка из кроватки осторожно, чтобы не напугать маленького человечка. Постепенно у него выработается привычка крутиться, показывать, что пора писать. Рано или поздно чадо начнёт проситься в туалет и ночью.

Все родители проходят через такой сложный этап развития ребёнка, как приучение к горшку. В полтора года наступает самый подходящий момент для перемен. Ребёнок ощущает себя достаточно «взрослым». Чем меньше капризов, тем проще проходит обучение.

Прислушайтесь к советам, учтите индивидуальные особенности вашего чада. Раньше или позже (необязательно в 1,5 года), всё детки понимают, как пользоваться горшком. Не огорчайтесь, если дочка или сын мочатся в штанишки, когда другие малыши уже просятся: мягко, деликатно продолжайте обучение. При стойком неприятии полезного приспособления обратитесь за помощью к детскому психологу.

Видео — советы по приучению ребенка к горшку:



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх