Как научить ребенка кататься на лыжах: экипировка, техника, методы. Все на лыжню! Когда можно ставить ребенка на лыжи

Беговые лыжи – отличная физкультура для любого возраста. Когда вы бежите на них – работает все тело, укрепляются мышцы, сердце, сосуды и легкие, развиваются баланс и координация.

Ставить на лыжи ребенка можно, как только он начнет более-менее самостоятельно ходить. Разумеется, об обучении лыжной технике в этом возрасте речь не идет – просто покупаете коротенькие пластиковые лыжи, которые крепятся на валенки или сапожки, ставите на них малыша и начинаете возить его за ручки. Главное, чтобы маленькому нравилось!

Тогда в младшем школьном возрасте – именно в то время, когда , – ваш ребенок с радостью попробует бегать лыжным ходом.

Мама в роли тренера

В 6–8 лет детей учат классическому лыжному стилю – тому, которым скользят по обычной лыжне. Лыжи для «классики» должны быть не очень жесткими: сложите их, и пусть ребенок сдавит их одной рукой – лыжины должны полностью соединиться там, где будет располагаться нос ботинка. Если сомневаетесь, берите ту пару, что помягче. Лучше кататься в специальных ботинках под крепления, а не привязывать обычную обувь ремешками по старинке – это неустойчиво. Для первых занятий найдите или проложите аккуратную лыжню на равнине, для начала нужно метров 50–100.

Попеременный ход

Палки пока уберите. лыжную стойку: ноги слегка согнуты в коленях, а тело наклонено вперед. Встаньте сзади и страхуйте новичка руками. Теперь пусть скользнет одной ногой вперед и проедет на ней как можно дальше. Для этого слегка прокатите его руками вперед, заставляя не откидывать тело назад, а по-прежнему держать его наклоненным вперед. Сделайте несколько таких скольжений и теперь попросите его заодно отталкиваться носком другой ноги, той, на которой ребенок не скользит (она остается сзади). Пусть едет на одной ноге, отталкиваясь другой, в любой последовательности.

Важно : скользить надо на всей ступне, а отталкиваться носком, задирая пятку ботинка над лыжей и крепко вдавливая лыжу в снег. Только так она не будет проскальзывать назад (для этого мы и брали мягкие лыжи, чтобы ребенок мог их продавить ногой). Если на лыже нет насечек, намажьте отрезок скользящей поверхности под носком ботинка специальной мазью держания (продается в лыжных и спортивных магазинах).

Когда ребенок более-менее освоит скольжение без палок, дайте ему палки и научите чередовать работу ног и рук: толчок правой ногой и толчок левой палкой, следующий шаг наоборот. Это и есть попеременный классический ход!

Важно: Научите ребенка всегда ставить палку «под себя». Иными словами, лапка палки (та часть, которой упираются в снег) всегда должна быть ближе к телу, чем выдвинутая вперед рука, которая держит рукоятку.

Палки надо ставить параллельно друг другу, а не домиком.

Бесшажный и одношажный ход

Поставьте ребенка на лыжню в лыжную стойку. Предложите ему проехать только при помощи палок, толкаясь сразу двумя, а ноги пусть только скользят. Легче осваивать этот ход на небольшом уклоне вниз. Это и есть бесшажный классический ход!

Важно : не забывайте, что палки надо ставить под себя – если ребенок вытянет лапки вперед по отношению к рукояткам, оттолкнуться палками он не сможет. Пусть сильнее наклоняется, тянется вперед плечами и головой, приседает, опираясь на палки.

Теперь предложите ребенку отталкиваться сразу двумя палками, как в предыдущем упражнении, и к этому еще и одной ногой, как в самом первом упражнении. Это получится одношажный классический ход!

Важно : корпус по-прежнему наклонен вперед, палки под себя, отталкиваемся носком ботинка.

Дети, которые хорошо катаются классическим стилем, легко осваивают более современный коньковый стиль. Но ему можно учиться, лишь став постарше, иначе можно повредить голеностопный сустав.

(4 голоса : 4 из 5 )

Самые маленькие

Строго говоря, по-настоящему кататься на лыжах стоит учиться после 5-ти лет. Тем не менее, если в вашей семье приняты нормой еженедельные лыжные прогулки, то приучить ребёнка участвовать в них можно даже в таком раннем возрасте. Настоящим лыжником он станет значительно позже, ну, а пока по мере сил разделит с родителями зимнюю радость спортивного образа жизни.

Для детей до 3-х лет необходима предварительная домашняя тренировка. Несколько простых упражнений сделают дебютный выход более долгим и продуктивным. Можно использовать следующие упражнения:

1) приседания и прыжки на лыжах;

2) «аист» – удерживая положение лыжи в горизонтальном виде, согнуть ногу в колене;

3) «заборчик» – хождение приставными боковыми шагами в лыжах;

4) «снежинка» – крутимся вокруг себя, переступая вкруг сначала задними, потом передними частями лыж.

Первое занятие лучше проводить на небольшой горке неподалёку от дома. При этом, защищённость площадки от ветра будет значительным плюсом. Если же ветер всё-таки есть, значительно лучше будет выбирать направление движения «по ветру» – чтобы он дул ребёнку в спину. Оптимальная погода лежит в промежутке от -1 до -10° C.

Экипировка

Из проблем важно отметить дороговизну зимнего спорта. Кроме того, найти подходящие детские ботинки – также непростая задача.

До шестилетнего возраста рекомендуется использовать 70-сантиметровые лыжи. В дальнейшем, длина лыжи рассчитывает следующим образом: рост ребёнка + 10 см. Палки, напротив, на 10 см короче роста. Однако, палки, скорее всего, не пригодятся, но если вы всё-таки планируете их использовать – они должны быть лёгкими, иметь петли для рук и опорные кольца. Шлем лучше надеть с первой прогулки – дети часто падают и иногда их сбивают взрослые. Если ребёнок неосторожен, можно подумать о более серьёзной защите. В холодную погоду можно использовать маску и подшлемник, катание на лыжах с которыми значительно комфортнее при сильном ветре.

Для начала подойдут старые дедушкины деревянные лыжи с полужёсткими крепежами. Обратите внимание, что пяточный ремешок должен держаться плотно и надёжно сцеплять обувь с лыжей. Крепления необходимо проверять в виду старения резины. Без специальной обуви можно обойтись – используйте обычные зимние ботинки, в которых будет удобно.

Верхнюю одежду следует подобрать из ткани, не пропускающей ветер и воду.

«Буксир»

Следующий этап – «буксир». Если вы используете не только горные лыжи, но и беговые, весьма полезной будет следующая практика. За родителем, катающимся на беговых лыжах, на верёвке скользит ребёнок на маленьких горных. Пока вы получаете дополнительную физическую нагрузку, чадо получает значительную «практику» – таким способом возможно преодолеть расстояние, невозможное на учебном склоне.

Далее будем учить ребёнка скользить самостоятельно. Нам понадобится небольшой склон с хорошо накатанной лыжнёй. Нужно показать основной принцип движения на лыжах – не шаги, а скольжение и толчки. Осуществляется это следующим образом: принимается стойка лыжника (полусогнутые в коленях ноги, лёгкий наклон вперёд, опущенные руки), делается резкий скользящий шаг вперёд, затем аналогичный другой ногой и т. д. В качестве компромисса можно попытаться сделать это с разбегу. Важно обращать внимание на перенос массы тела с одной ноги на другую при скольжении. Если же не достигнете успеха и в этом случае, могут помочь следующие упражнения:

1) скольжение с разбегу на одной лыже до остановки, вторая приподнимается над лыжнёй;

2) «самокат» – скольжение на одной лыже с помощью другой;

3) «коньки» – убрав руки за спину, делаем скользящие шаги;

4) использование палок.

Первая гора должна быть с минимальным уклоном с минимальной скоростью спуска. Попробуйте несколько раз спустить малыша с горы. Если это получится, следующим этапом обучения будут повороты. У ребёнка не будет мотивации учиться поворачивать и это создаст дополнительные трудности.

Чтобы малышу научиться понимать, в каком положении лыжи скользят, в каком нет, на гору стоит взбираться на гору своими силами (приёмом «ёлочка»). Без взрослых, конечно, у него вряд ли что-то получится и потому взбираться нужно вместе. Чадо должно видеть, что при подъёме вы используете для опоры внутренние канты лыж. Также это упражнение неплохо тренирует мышцы ног.

«Плуг»

Достаточно распространённое упражнение для начинающих лыжников может помочь вам научить поворотам вашего малыша. Современные детские лыжи рассчитаны на подобные приёмы и при грамотном подходе вы быстро освоите резаные повороты.

Техника выполнения следующая. Лыжи располагаются в форме «плуга» – 5-10 сантиметров между носками и широко развёрнутые задники лыж так, чтобы лыжнику было удобно. Туловище и руки ставятся в положение простой центральной стойки. Чтобы осуществить поворот необходим незначительный перенос веса на внешнюю к повороту лыжу – достаточно слегка наклониться в нужную сторону. При такой технике дети легко начинают чувствовать лыжи и вскоре сами начинают пробовать поворачивать.

Малыш, которому показали «плуг» зачастую в первый же день осваивает элементарные навыки лыжного спуска. Данный приём задаёт базовые навыки, обеспечивающие безопасную езду. И всё же нельзя зацикливаться на этом этапе, чтобы ребёнок не «застрял в плуге». В противном случае переучиваться будет достаточно сложно.

Важно помнить, что детей до 5 лет практически невозможно поставить сходу на прямые лыжи. Требуется значительная координация движений и положений тела, которой вряд ли можно добиться от такого маленького лыжника. При этом, нельзя забывать, что когда у ребёнка что-то долго не получается, стремление учится быстро испаряется.

Впрочем, перегружать теорией малыша не имеет смысла – просто покажите ему, как нужно тормозить и поворачивать, а понимание интуитивно придёт впоследствии.

Первые спуски

Перед тем, как штурмовать горы, необходимо научить малыша передвигаться в лыжах. Главной задачей станет ступающий шаг без скольжения. Для этого:

1) движения рук идентичны обычным движениям при ходьбе (правая нога вместе с левой рукой и т. п.);

2) вес тела переносится при ходьбе с одной ноги на другую;

3) тело наклоняется вперёд чуть сильнее, чем при простой ходьбе.

Для начала можно учиться ходить по лыжне, по неглубокому снегу. После – переходите на обхождение препятствий – деревья, кусты, скамейки и т.д.

Для первых спусков без родителя следует подобрать небольшой холмик (до 5 метров в высоту) с таким углом наклона, чтобы можно было спуститься, не набирая скорости. Потребуется второй родитель: один будет спускать ребёнка сверху, другой же – ловить снизу. Данный приём должен показать малышу сам процесс скольжения лыж и управления ими.

Детские горные лыжи производятся таким образом, чтобы максимально защитить от падения – нога становится одним целым с лыжей. И потому не нужно боятся падений – ребёнок быстро научится держать равновесие и будет падать значительно реже. Также маленьких детей катают, поставив между своих лыж.

Другим вариантом можно использовать всё тот же «поводок». Длина верёвки должна быть не менее 5 метров – дабы исключить столкновения. В данном случае ребёнок спускается с горы, взрослый придерживает его на поводке. Плюсом служит то, что таким способом можно съехать вместе с достаточно серьёзного спуска, минусом – отсутствие мотивации учиться тормозить и поворачивать. Лучше всего использовать верёвку исключительно в виде страховки – не нужно бояться дать ребёнку разогнаться.

Стоит воздержаться от совместных спусков, при которых ребёнок будет у вас между ног или подмышкой – дети расслабляются и теряют всякую инициатив. Есть альтернатива – лыжные палки, которые вы будете держать с одного конца, а ребёнок – с другого. Родитель едет первым, чадо – следом, держась за палки. Взрослому можно ехать спиной вперёд – скорость будет меньше, но при этом вы будете полностью контролировать ребёнка. Данный метод помогает научить малыша ездить поворотами – благодаря жёсткому контролю родитель задаёт направление движения. В любом случае, все описанные приёмы в своём конечном результате должны привести ребёнка к самостоятельной езде на лыжах.

Как не нужно делать

Многие родители допускают несколько классических ошибок.

1. Не нужно делать за ребёнка всё.

В какой-то момент маленького лыжника нужно отпустить «на волю» – научиться кататься самостоятельно. Несмотря на то, что ребёнок ещё мал и нуждается и в поддержке, ему необходимо учиться что-то делать самому. Вышеперечисленные мероприятия необходимы для того, чтобы увлечь малыша и показать, что кататься на горных лыжах весело и здорово.

2. Наклон у горки должен быть минимальным.

Так, чтобы спуск происходил без разгона и остановка происходила в конце сама собой. Брать ребёнка с собой на большие горы и крутые склоны – серьёзная ошибка. Некоторые дети не испытывают страха высоты в свои первые спуски. Первое серьёзное падение с крутой горы может создать этот страх в гипертрофированном виде, так, что малыш больше ни за что не подойдёт к горе. Соответственно, на первом этапе обучения падать ребёнок не должен.

3. Терпение, терпение и ещё раз терпение.

Дети обучаются посредством игры. Чем младше ребёнок, тем более игровым должно быть его обучение. Важно помнить, что игра в данном случае не является целью, а только средством освоения навыков. При этом рассчитывать на быстрый результат не приходится – родителю, и ребёнку необходимо настроится на длительный труд.

Эффективность может быть выше при обучении инструктором – в отличие от родителей, с чужим человеком дети капризничают значительно меньше, чем с родителями.

Часта ребёнок, теряя интерес или проголодавшись, будет говорить, что устал. В этом случае перед родителем встаёт сложна задача – возвратить к нему утерянный интерес. Этого можно добиться переключая внимание или предложив дополнительную мотивацию (например, конфета за последний победный спуск). Как уже было сказано выше, дети ведут себя со своими родителями несколько хуже, чем с посторонними людьми. Во избежании этого, поход на горку можно организовать совместно с друзьями и поменяться детьми в процессе, разойдясь в разные углы горки. Данный метод может быть очень эффективен на любых этапах обучения.

Время каникул принято проводить вместе с семьей - и лучше всего, конечно, на свежем воздухе! Выбор развлечений широкий: можно кататься с малышом , можно научить его езде , а можно - и на лыжах. Польза от такого спорта для детей огромная!

Когда и как начать обучение лыжам?

Самый первый вопрос родителей в этой ситуации: когда можно начинать? Ответ во многом аналогичный, как и в случае с коньками: ребенок готов осваивать лыжи, как только научился уверенно ходить, бегать, прыгать и приседать - то есть с 2-3 лет. Подтверждением этого выступают и специализированные секции, которые готовы дать базовые навыки беговых и горных лыж деткам от 3-4 лет. Причина столь раннего старта проста: именно в этом возрасте малышу легче всего даются новые приемы перемещения в пространстве, поскольку и обычные для него еще в новинку. Более того, занятия лыжным спортом даже в самом простом виде способствуют развитию организма: ребенок учится держать равновесие, у него улучшается координация движений, укрепляются мышечная система, сердце и дыхательные пути. Потому не бойтесь начинать в юном возрасте - главное, чтобы лыжи вызывали у малыша интерес и приносили истинное удовольствие!

Если вы показали ребенку лыжников (на улице или на видео), и он выразил желание попробовать силы, переходите к следующему этапу - подготовке. Учтите ряд факторов:

Снаряжение. Для дебютных попыток лучше обойтись без дорогостоящих покупок - возьмите лыжи с палками напрокат. Подбирать их надо по росту (лыжи чуть выше ребенка, палки до подмышек) и жесткости (детям нужны помягче, чтобы они могли их продавливать при отталкивании).

Обувь. Самый простой вариант - обычные , подобрав для них лыжи с универсальными креплениями. Но способ не самый удачный: лишь лыжные ботинки обеспечат действительно надежную фиксацию ноги.

Одежда. Спешить с приобретением специализированного костюма не стоит - лучше обойтись стандартным зимним нарядом, тем же . А если ребенок войдет во вкус и тренировки станут регулярными, тогда уже можно приобрести водо- и ветронепроницаемые штаны и курточку.

Время. Выберите ясный, безветренный и не слишком морозный день (с температурой не ниже минус 10-12 градусов), и с хорошим настроением отправляйтесь в парк всей семьей.

Чему нужно учить в первую очередь?

Впрочем, начать нужно до того, как вы выберете подходящий по погоде день. Как и в случае с коньками, проведите подготовительную работу дома. Пусть малыш наденет лыжи и попробует походить в них дома, поднимая ноги, как обычно. Сначала, разумеется, он будет путаться, лыжи будут цепляться друг за друга, но в этом нет ничего страшного. Опыт придет - и ребенок поймет, как ставить ноги, чтобы лыжи не пересекались. Также покажите ему, как надевать и снимать лыжи, как правильно стоять на них, слегка согнув ноги и наклонившись вперед, как держать лыжные палки, предложите попробовать подпрыгнуть в лыжах. Эти упражнения станут важным базисом для уверенности ребенка, когда он окажется на снегу. И если с такими тренировками проблем нет, можете смело отправляться на улицу.

Найдите ровный участок длиной метров 100-200 с укатанным снегом, в идеале с проложенной лыжней (впрочем, вы можете сделать ее и сами за 10-15 минут). Но не спешите ставить на нее ребенка! Сперва научите его падать. На лыжах это случается не реже, чем на коньках, потому от правильности падения зависит снижение риска травм. Объясните малышу, что падать не страшно и не больно, если делать это верно: заваливаясь набок (не вперед и не назад), сгруппировавшись и не выставляя рук. Пусть попробует это под вашим контролем - дети любят валяться в снегу, и такой урок будет веселым и комфортным, избавит от возможного страха. Следующее упражнение - учим разворачиваться на месте (без этого вам придется постоянно поднимать малыша и ставить в нужном направлении). Покажите, как поднимать ногу, чтобы задняя часть лыжи осталась внизу, а затем переносить в нужную сторону - и затем повторяем другой ногой. Поможет сравнение, знакомое ребенку: вспомните, как вы нарезаете пирог на ломтики ножом: он должен «разделить» снег вокруг себя лыжами на «ломтики», «дольки» или «нарисовать» солнышко.

Как скользить на лыжах?

Если малыш уже и стоит ровно, и ходит, и даже разворачивается на месте пусть медленно, но верно, можно переходить к главному - скольжению на лыжах. Сначала ребенка нужно покатать самим: пусть он стоит на лыжах в правильной стойке, ухватившись за вашу лыжную палку, а вы его тяните за собой. Не увлекайтесь, достаточно 5-10 минут, чтобы ваше чадо почувствовало скольжение и удовольствие от него. А затем предложите отталкиваться самому, чтобы скользить. Самый простой метод - так называемый попеременный ход. Из стойки надо вытянуть немного вперед одну ногу так, чтобы лыжа не отрывалась от снега, при этом вес тела переносим на эту ногу. Затем пробуем сделать аналогичное движение другой лыжей, также сместив массу уже на эту ногу (и тело не должно отклоняться назад). С первой попытки у ребенка это хорошо не выйдет, потому будьте рядом и страхуйте его. После десятка «скользящих» шагов под вашим вниманием (и демонстрации личного примера!) у него получится!

Что касается лыжных палок, особой необходимости в них в 3-4 года нет - они нужны скорее для привычки. Но если хотите, можете предложить ребенку их использовать. Покажите, зачем они нужны - чтобы отталкиваться от снега и ехать быстрее. Важно не просто упираться палкой, а делать это правильно: ее нужно ставить «под себя», забрасывание ее вперед не даст ему возможности упереться в нее и оттолкнуться, ее лапка-упор должна быть ближе к телу, чем собственно ладошка, держащая палку. Покажите, что лыжные палки можно использовать как попеременно (левая нога вперед, правая рука вперед, потом наоборот), так и одновременно (в этом случае можно вообще не отталкиваться ногами). Хотя все же бесшажный ход сложен для детей, оставьте его на «вырост». То же самое касается и конькового хода (когда лыжами отталкиваются в стороны, как при катании на коньках), только причина другая. Такой способ несет риск повредить голеностоп, его лучше пробовать после 6-7 лет.

Торможение, подъемы, спуски…

Когда ребенок уверенно скользит, важно научить его и быстро останавливаться. Способов торможения на лыжах несколько, какой выбрать - дело вкуса. Обратите внимание, что дается малышу легче - и соответственно под эти навыки покажите, как эффективно замедляться. Вариантов несколько. Так, можно начать с «плуга»: когда носки лыж сводятся вместе, но не съезжаются - этот прием подходит и для равнины, и для спуска. Есть вариант так называемого «полуплуга»: одна лыжа скользит прямо, вес тела переносится на нее, а другая становится под небольшим углом к ней. А вот эффектный разворот поперек движения для торможения с горы вряд ли будет освоен сразу - его можно показать, но рассказать, что к нему вы вернетесь позже, когда он будет уверенно тормозить другими приемами.

Про подъемы и спуски нужно сказать отдельно. Горнолыжный спорт маленьким деткам не рекомендован, но навыки для наклонной поверхности преподать стоит. Только найдите небольшой пологий холмик, чтобы и малышу не было страшно, и скорость спуска была минимальной. А далее делим занятия на два направления:

Подъем. Возможен либо «елочкой», либо «лесенкой». В первом случае лыжник стоит лицом к склону и, слегка разведя носки, шагает по очереди так, чтобы боковым ребром слегка упираться в снег - этот прием подходит для простых склонов. Крутые - требуют второго метода. Лыжник стоит уже боком и сначала переставляет повыше верхнюю ногу, переносит на нее вес, а потом подтягивает нижнюю, оставляя лыжи параллельно друг другу. И, конечно, в обоих случаях можно помогать себе палками.

Спуск. Здесь проще: занимаем правильную стойку, наклоняемся вперед, пытаемся пружинить ногами: чем круче горка и выше скорость, тем сильнее наклон и больше согнуты ноги. Конечно же, на словах это просто, но в реальности ошибок будет много. Потому первые спуски лучше находиться рядом с малышом. И хорошо, если он, допустим, будет иметь возможность держаться за выставленную прямо перед ним лыжную палку папы или мамы.

Впрочем, это, пожалуй, уже лучше доверить профессионалам. Грамотный тренер, имеющий опыт работы с маленькими детьми, быстрее найдет к ним подход и подскажет нюансы, благодаря которым ребенок станет уверенно выполнять все приемы. А для первых занятий с родителями малышу достаточно 20-30 минут, за которые он успеет пройти до 500-700 м. И лучше не растягивать удовольствие, ребенок устанет. Правильнее ограничить тренировку, но повторить ее спустя пару дней - так у него и интерес вернется, и полученные знания не успеют забыться!

А вы уже научили своего малыша кататься на лыжах - и что для этого делали?

3 61908
Оставить комментарии 5

Традиционно тренера рекомендуют начинать обучение ребенка ходьбе на лыжах и горнолыжному спорту с 4 – 5 лет. Однако часто (что заметил еще доктор Бенджамин Спок), родители – горнолыжники пытаются научить своего ребенка кататься на лыжах еще до того, как он научится ходить. Чем меньше ребенок, тем тщательнее нужно выбирать лыжи для него.

Как выбирать лыжи: по росту или весу?

Общепринято, что лыжи необходимо выбирать по росту. Очень приблизительно, для начинающих лыжников длина лыж должна быть на 20 см меньше их роста, для «продвинутых» ─ на 10 см. меньше роста.

В случае выбора лыж для детей до 7 лет подобное правило обычно неприменимо. Чтобы ребенок мог кататься – его вес должен быть способен прогнуть лыжу так, чтобы ее средняя часть касалась снега. Иначе, даже наиболее тщательно выбранные лыжи будут зарываться в снег.

Поэтому, выбирая лыжи для ребенка, который только учится кататься, нужно следовать следующему правилу: если вес ребенка менее 20 кг, нужно выбирать лыжи длиной около 70 см. Если вес ребенка составляет 20-30 кг, следует выбирать лыжи длиной около 90 см. В случае, если вес ребенка 30-40 кг, нужно выбирать лыжи длиной около 100 см. Для детей весом более 40 кг лыжи выбирают так же, как и для взрослых.

Впрочем, это правило справедливо лишь для начинающих юниоров. Когда ребенок овладеет азами лыжного спорта, он научится прогибать лыжу усилием ноги. Тогда уже можно будет ему выбрать более длинные и скоростные лыжи по росту.

Еще один нюанс: необходимо отличать лыжи, специально рассчитанные на детей, от так называемых «ски-бордов» ─ укороченных лыж для взрослых. Ски-борды, хоть и имеют подходящую для ребенка длину, но они очень жесткие и снабжены не отстегивающимися креплениями. Выбирать такие лыжи для ребенка категорически нельзя. Ребенок не сможет у правлять жесткими ски-бордами, и попытка поставить ребенка на лыжи выльется в травмы и испорченные зимние каникулы.

Как выбирать лыжи: лыжи на вырост

Выбор лыж для ребенка всегда индивидуален. Поэтому, выбирая лыжи для ребенка, лучше проконсультироваться с инструктором или попытаться найти квалифицированного консультанта в магазине спортивного снаряжения.

При выборе лыж для ребенка существует лишь одно непреложное правило – ни лыжи, ни ботинки, нельзя покупать «на вырост». Лыжи необходимо выбирать именно под «текущие» габариты ребенка.

Вопреки распространенному стереотипу, основная причина детского травматизма при катании на лыжах кроется не в коварстве склонов, а в банальном желании родителей сэкономить на ежегодной покупке новых ботинок.

Обычно, производители лыж выпускают детские модели в тех же ценовых категориях, что и для взрослых: «профессиональные» лыжи с использованием передовых технологий и материалов, лыжи «средней» ценовой категории, рассчитанные на широкий круг любителей и лыжи «эконом-класса» для новичков.

Однако эти категории лыж отличаются не только ценой. Лыжи более низкой ценовой категории мягче и легче в управлении, чем лыжи более высокой, но они способны развить меньшую скорость.

Для большинства детей следует выбирать лыжи средней ценовой категории (на первых занятиях малышу, конечно, будет проще тренироваться на самых простых лыжах, но практика показывает, что дети обучаются азам лыжного спорта очень быстро и уже спустя пару недель катание на лыжах «эконом-класса» ребенку станет неинтересно).

Лыжи «профессионального» класса стоит выбирать лишь в том случае, если ребенок собирается серьезно заниматься спортом и уже достиг определенных успехов.

Как выбирать лыжи: ботинки, крепления, палки

К ботинкам применимы те же правила, что и к выбору лыж – нужно приобретать специальные ботинки для детей (обычно они имеют всего одну мягкую клипсу и ребенок сможет самостоятельно снимать и одевать ботинки). Даже для подростков 10-14 лет лучше выбирать специальные подростковые модели ботинок, а не женские ботинки небольшого размера (хотя подростковые ботинки найти тяжелее).

Модели для подростков могут в точности повторять форму и размер взрослого ботинка, но они облегчены. В любом случае, покупая лыжные ботинки для подростка, убедитесь, что он может согнуть ботинок, а не стоит в них, как в кандалах.

Тем более нельзя надевать на ребенка взрослые ботинки, зафиксировав их на голени затягиванием клипс. Следует помнить, что для управления лыжами важна не только жесткая фиксация ботинка на ноге, но и соответствие размера стопы центровке крепления.

Отдельного упоминания заслуживает выбор креплений: для ребенка следует выбирать специальные крепления. Даже самые «мягкие» варианты креплений для взрослых не обеспечивают необходимого уровня безопасности. Также, стоит предварительно зайти в мастерскую и отрегулировать силу усилия, вызывающего отстегивание ботинок. Чем меньше ребенок катался, и соответственно, чаще будет падать, тем меньше должна быть эта величина.

Палки для ребенка выбирают по тем же критериям, что и для взрослых – по

Лыжная подготовка дошкольников

Мир ребенка - это прежде всего движения, непрекращающаяся ежедневная и многочасовая двигательная активность. И она не утомляет, не угнетает, а "строит" его. Наиболее качественным "строительным материалом" является двигательная деятельность, основанная на использовании природных факторов и обеспечивающая связь и всестороннее взаимодействие детского организма с внешней средой существования.

Среди многочисленных средств физкультурно-оздоровительной деятельности территориально-климатические условия России создают уникальные возможности для использования лыж и через них целого комплекса целительно-оздоровительных естественных природных факторов. Для всех занятий, прогулок, игр, развлечений на лыжах характерно достоинство, которое выразительно отображено русской пословицей:

"Мороз не велик, а стоять не велит".

Наш соотечественник, известный ученый-гигиенист И.М. Саркизов-Серазини так обосновал целительную силу движений человека в условиях низкой температуры:

"Микробы не любят холода. Они так же, как и животный организм, любят температуру выше нуля, и мороз на них действует губительно... Земля, покрытая надолго слоем снега, не позволяет микробам возрождаться и не шлет в воздух клубы пыли... На свежем, морозном воздухе обмен веществ совершается быстрее, улучшается аппетит, исчезают многие недуги. И люди, не боящиеся морозного дня, подвергающие свое тело влиянию физических упражнений, связанных с тем или иным видом спорта, особенно чувствуют на себе оздоравливающее влияние напоенного кислородом, более чистого морозного воздуха".

При передвижении на лыжах в достаточно энергичную и продолжительную работу включаются все крупные мышцы человека. Благодаря этому происходит интенсивное насыщение организма свежим, морозным, живым воздухом, который и является основой здоровья, фундаментом гармоничного развития ребенка.

С учетом закономерной последовательности в овладении жизненно важными двигательными навыками обучать передвижению на лыжах можно уже 2-летних малышей, которые уверенно сохраняют равновесие в обычной ходьбе и при беге.

Обучать лыжам надо так же, как и ходьбе, т.е. без помощи родителей малышам не обойтись. Для эффективной и безопасной лыжной подготовки необходимо прежде всего выполнить ряд требований к инвентарю и одежде.

Лыжный инвентарь должен соответствовать индивидуальным росто-весовым показателям ребенка. Особенно затрудняют обучение лыжи и палки, приобретенные "на вырост". Длина лыж должна быть чуть выше (примерно на 10 см), а длина палок чуть ниже (на 10-15 см) роста малыша. Чем меньше вес ребенка, тем меньше и прогиб (жесткость) лыж - расстояние между лыжами в средней, утолщенной, части при их соединении скользящими поверхностями. Лыжи подходят как деревянные, так и пластиковые. Особенно удобны пластиковые лыжи с чешуйчатой скользящей поверхностью: они не требуют смазки при изменении погоды.

Лыжные палки пригодны из любого материала, предпочтительнее более легкие. На палках необходимы ремешки (петли) для кистей рук, кольца (сегмент) упора и штырьки на концах. Желательно иметь на палках специальную рукоятку. Отсутствие или обрыв ремешка вынуждают ребенка часто терять палку и сильно зажимать ее в кулак, затрудняя отталкивание. Палки без колец упора проваливаются глубоко в снег, при отсутствии штырей они проскальзывают. Все это приводит к потере равновесия и, как правило, к падениям. Перед пользованием палками надо в домашних условиях объяснить и главное показать ребенку способ держания: кисть продевается в ремешок снизу и опирается на него, при отведении назад палка свободно удерживается в основном тремя пальцами - большим, указательным и средним, при толчке нельзя зажимать ее в кулак.

Из многочисленных моделей лыжных ботинок предпочтительнее с удлиненным, защищающим от снега голенищем, по размеру свободные (примерно на два номера больше), но не слетающие с ноги при ходьбе. Можно использовать и повседневную зимнюю обувь - валенки, сапоги, ботинки, утепленные высокие кроссовки.

Сейчас промышленность выпускает лыжные крепления различных конструкций, главное при их выборе - надежность, удобство и простота в обращении. Для лыжных ботинок в зависимости от модели могут подойти рантовые, носковые или полужесткие крепления. Под обычную зимнюю обувь используют только полужесткие и мягкие крепления с пяточным кожаным или резиновым ремнем, затягивая который обеспечивают прочное сцепление обуви с лыжей. Самой удобной является конструкция, позволяющая ребенку быстро надевать и снимать лыжи вначале с помощью взрослых, а затем и самостоятельно.

Лыжная одежда, как и инвентарь, тоже имеет свою специфику. Даже самый солнечный, безветренный, с небольшим морозцем, благоприятный день может быть испорчен для ребенка, если он насквозь промок и замерз. "Мокрые" лыжные прогулки весьма нежелательны и для здоровья. Верхняя одежда (куртка и брюки или комбинезон) должны быть из ветроводонепроницаемой ткани. Если есть выбор, надо отдать предпочтение раздельным куртке и брюкам - так одежда меньше промокает, ее легче сушить, а в случае необходимости можно заменить только одну часть. Вполне допустимо, если комбинезон или куртка с брюками чуть великоваты. Главное, чтобы впору была внутренняя одежда: футболка, рубашка, свитер, особенно колготки и шерстяные носки. Хорошо подогнанное нижнее белье убережет от весьма неприятных потертостей. Детям очень нравится лишний раз поваляться в снегу, поэтому желательно иметь варежки или рукавички, обшитые водонепроницаемой тканью. Они должны быть, конечно, теплыми и в меру свободными. Шапочка предпочтительнее шерстяная, плотно прилегающая к голове и закрывающая уши. Шарф лучше заменить свитером с высоким воротом.

Можно по-разному одеть детей, в чем, несомненно, отражаются вкусы и материальные возможности родителей. Однако имеются некоторые общие рекомендации к лыжной одежде:

Не кутайте детей, как эскимосов, - это затрудняет движения;

Дошкольники более чувствительны к морозу, чем подростки.

Если верхняя курточка легкая, то один дополнительный свитер под нее будет кстати;

Хороши шерстяные вещи, но только не наружу, так как шерсть сильно собирает снег и поглощает влагу, а детям очень нравится поваляться в снегу; помните и о том, что ребенок будет часто падать;

Необходимы запасные рукавички или варежки для замены мокрых, к тому же дети поразительно часто их теряют;

Проверьте, нет ли грубых швов в носках и нижнем белье ребенка, это может привести к потертостям;

Выбирайте верхнюю одежду с такой застежкой, чтобы ребенок мог застегнуть сам, в том числе и замерзшими руками;

Отдавайте предпочтение одежде, которую можно сравнительно легко чистить и стирать - ребенок обязательно найдет достаточно грязи даже на снегу.

С дошкольниками заниматься лыжами рекомендовано лишь в морозную погоду при температуре от -1 до - 12°С, для детей 2-4 лет - до -8°. В ветреную погоду нижняя граница повышается еще на 2-3°. При сильном ветре (скорость 6-10 м/с), когда заметно качаются деревья, дым прибивается к земле, а на открытой местности пурга, лыжную прогулку надо отменить.

Исключительно важно дать ребенку основы знаний по гигиене, сообщив простейшие правила и гигиенические требования к занятиям на лыжах:

Нельзя салиться и тем более ложиться на снег даже при сильной усталости;

Запрещено использовать снег для утоления жажды;

Недопустимо снимать шапочку и расстегиваться, когда стало жарко.

Полезно напоминать ребенку об этом перед каждым выходом на лыжную прогулку.

Важно обратить внимание на то, что после выноса лыж из теплого помещения нельзя сразу класть их на снег, необходимо хотя бы немного (около 5 мин) охладить. Если пренебречь этим требованием, снег прилипнет к лыжам, они подмерзнут, придется долго и с трудом очищать их от снега и льда.

Сдерживайте себя от чрезмерной опеки. Ребенку, особенно на первых порах, очень хочется быть настоящим лыжником и самому нести лыжный инвентарь. Не упустите этот момент, закрепите естественные желание и интерес объяснением и показом простейших правил транспортировки: скрепленные лыжи надо расположить горизонтально носками вперед и зажать в подмышечной впадине, обхватив рукой снизу; палки взять в другую руку за середину кольцами назад.

Для занятий на лыжах надо выбрать ровную площадку недалеко от дома, используя двор, ближайший стадион, сквер, и повозможности максимально защищенную от ветра кустарником, другими лесопосадками. При выборе или прокладке лыжни учитывайте направление ветра - он должен быть по ходу и дуть ребенку в спину.

Важнейшим двигательным действием лыжника является скольжение, которого нет в привычных для ребенка ходьбе и беге. И начинать обучение надо с ходьбы на лыжах, палки использовать только для поддержания равновесия. А если ребенок обходится и без них, просит взять его руку, не надо препятствовать, удовлетворите его желание. Не обращайте внимания и на выпрямленное при движении туловище, пусть все будет, как в хорошо знакомой и привычной ребенку ходьбе, только с лыжами на ногах. При этом обязательно подчеркните и заинтересуйте малыша тем, что на лыжах можно легко передвигаться даже по глубокому снегу. Обучая, не забывайте о том, что в силу анатомо-физиологических и психологических особенностей дошкольники лучше воспринимают показ упражнений, чем их объяснение.

Наряду с ходьбой на лыжах для выработки чувства лыж, чувства снега, овладения специфическими для лыжника равновесием и координацией движений в условиях единой биомеханической системы (лыжник - лыжи - палки) используют следующие упражнения:

Перенос веса тела с одной ноги на другую, не отрывая лыжи от опоры;

Стоя на двух лыжах, опуститься в полуприсед и затем подняться;

Поочередное поднимание и опускание носка и затем пятки лыжи при небольшом сгибании обеих ног в колене;

Поднимание согнутой ноги назад и вперед с отрывом вначале пятки, затем носка лыжи;

Поднимание согнутой ноги вперед с расположением и удержанием лыжи параллельно лыжне;

Прыжки на месте с ноги на ногу;

Прыжки-подскоки на месте на двух лыжах;

Небольшие махи слегка согнутой ногой назад и вперед;

Стоя на чуть согнутых в коленях ногах и немного наклонив туловище, поочередные махи прямыми руками вперед (до уровня глаз) и назад (немного дальше бедра);

Небольшой выпад вперед правой, затем левой ногой;

Поочередный выпад вперед с махом то левой, то правой рукой вперед и назад при разноименном сочетании работы рук и ног;

Поочередные махи носками лыж вправо и влево;

Поочередное поднимание и перестановка носков лыж в сторону;

Поворот переступанием на месте вокруг пяток лыж - носки лыж поочередно приподнимают и переставляют вправо или влево, а пятки лыж не отрывают от снега;

Поворот переступанием на месте вокруг носков лыж; когда приподнимают и переставляют вправо или влево только пятки лыж, а носки остаются на месте;

Приставные шаги в сторону. Все упражнения выполняют как С опорой, так и без опоры на палки, постепенно увеличивают количество повторений и темп выполнения. Дозировка нагрузки определяется подготовленностью, самочувствием, настроением ребенка. Перегрузки и насилие недопустимы. Надо шире использовать игровые формы выполнения упражнений, например:

Нарисуй лыжами на снегу веер для себя - поворот переступанием вокруг пяток лыж на 90°;

Нарисуй веер для друга - поворот переступанием вокруг носков лыж на 90°;

Нарисуй лыжами на снегу две снежинки, выбери самую красивую - поворот на 360° переступанием вначале вокруг пяток лыж (первая снежинка), затем вокруг носков лыж (вторая снежинка);

Нарисуй на снегу "лыжную гармошку" - переступание в сторону поочередно носками и пятками лыж;

Покажи стоящего аиста - сильно согнутую ногу поднять вперед и как можно дольше удерживать лыжу горизонтально.

Гораздо эмоциональнее ребенок выполняет эти задания, если в играх участвуют и родители.

Перечисленные упражнения помогут ребенку овладеть чувством лыж и чувством снега, чтобы перейти к последующему изучению ступающего и скользящего шагов.

Все упражнения относительно просты и не требуют какой-либо сложной методики обучения, достаточно показать и объяснить требования к его выполнению. Главная задача - добиться точности движений, что способствует развитию специфичной координации и умению управлять лыжами.

Отбор упражнений, объединение их в общую систему, последовательность выполнения предусматривают постепенное повышение координационной нагрузки, обеспечивают взаимосвязь отдельных движений. Скоростное прохождение всей системы упражнений не обеспечит координационной готовности к овладению многочисленными способами передвижения на лыжах.

Если из-за неблагоприятных погодных условий или по другим причинам занятия проводятся не совсем регулярно, при их возобновлении после перерыва необходимо обязательно повторить все то, чему ребенок уже научился.

Ступающий шаг - основное подводящее упражнение к овладению скольжением на лыжах. Его выполняют в различных постепенно усложняющихся условиях:

По накатанной лыжне;

По целине с неглубоким и затем более глубоким снежным покровом;

Зигзагом обходя кусты, деревья, пеньки, скамейки, другие ориентиры.

Передвижение ступающим шагом, т.е. без скольжения на лыжах, как правило, не вызывает у ребенка особых затруднений. Важно подчеркнуть следующие элементы и овладеть ими:

Перекрестной (разноименной) координацией движений в работе рук и ног, как и в обычной ходьбе;

Полным переносом при каждом шаге веса тела с одной ноги на другую;

Большим по сравнению с обычной ходьбой наклоном туловища;

Специфическими маховыми и толчковыми движениями руками: когда мах вперед слегка согнутой в локтевом суставе рукой выполняют до уровня глаз, а толчок заканчивают за бедром.

При целостном освоении ступающего шага необходимо достичь свободных, размашистых, ритмичных, скоординированных движений рук и ног при небольшом наклоне туловища и полном, доведенном до автоматизма, контроле положения лыж, не допуская их скрещивания.

Когда ребенок освоит ступающий шаг, объясните и покажите ему, как на лыжах можно двигаться быстрее: для этого надо не шагать, а толкаться и скользить, используя палки не для поддержания себя и сохранения равновесия, а для отталкивания и увеличения скорости.

Первые скользящие шага выполняют на проложенной под небольшой уклон хорошо накатанной лыжне из двух исходных положений:

Из стойки лыжника, при которой ноги слегка согнуты в коленях, туловище чуть наклонено вперед, руки опущены, кисти у коленного сустава; из этого исходного положения делают энергичный шаг вперед с последующим небольшим скольжением на одной ноге, затем шагают и скользят на другой ноге, дальше повторяют такие же скользящие шаги;

Разбежаться на выпрямленных ногах ступающим шагом и затем, набрав скорость и слегка приседая, перейти на скользящие шаги по лыжне.

Чередуя упражнения из этих исходных положений, обращают внимание на полный перенос веса тела во время скольжения с одной ноги на другую.

Для освоения одноопорного (свободного) скольжения, постепенного увеличения длины скользящего шага, овладения согласованными движениями рук и ног, развития равновесия полезны следующие простейшие упражнения:

После небольшого разбега ступающим шагом скольжение на одной лыже до полной остановки, вторую слегка приподнять над лыжней;

Лыжный самокат - продолжительное скольжение на одной лыже за счет отталкивания другой;

Скользящие шага с широким ритмичным размахиванием руками и характерной для лыжника амплитудой;

Скользящие шага, заложив руки за спину;

Длительное скольжение то на одной, то на другой лыже по лыжне, проложенной под уклон;

Скользящие шаги с палками в руках, удерживаемыми за середину - следить за махом руками вдоль лыж, а не перед грудью;

Скользящие шага с поочередным отталкиванием палками - попеременный двухшажный классический ход в полной координации.

Слабая физическая подготовка и недостаточно развитое чувство равновесия не позволяют дошкольникам выполнить полноценное одноопорное скольжение. Надо все-таки добиваться того, чтобы, во-первых, ребенок полностью переносил вес тела на опорную ногу и хотя бы немного скользил на одной лыже. И, во-вторых, при скольжении, опуская после толчка маховую ногу на снег, нельзя загружать и переносить на нее вес тела, так как возникает грубейшая ошибка - двухопорное скольжение, исправлять которую впоследствии очень трудно.

Техника лыжника включает более 50 способов передвижения на различном рельефе и при изменении условий скольжения. По мере овладения ступающим, а затем скользящим шагом и в целом попеременным двухшажным ходом дошкольников обучают и другим лыжным ходам, включая коньковые, стойкам спусков, способам подъемов, торможений и поворотов в движении.

Из одновременных ходов, основой которых является одновременное отталкивание руками, наиболее доступным является одновременный бесшажный ход. Его используют при движении под уклон по хорошо накатанной лыжне и при наличии хорошей опоры для палок. При непрерывном скольжении на двух лыжах скорость поддерживается только за счет одновременных толчков руками. Обратите внимание на то, чтобы при отталкивании ребенок чуть больше обычного наклонял туловище, а при выносе палок вперед -выпрямлялся.

Из коньковых ходов дошкольники предпочитают полуконьковый и реже - од-новременный двухшажный коньковый. При полуконьковом ходе одна лыжа непрерывно скользит по лыжной колее, а вторую ставят под углом к направлению движения и ею выполняют отталкивание. На каждый толчок ногой делают одновременное отталкивание руками, эти толчковые движения совпадают по времени. Следите за тем, чтобы ребенок использовал для отталкивания то одну, то другую ногу. Толчки одной ногой чреваты асимметричным развитием скелетно-мышечного аппарата. Для равноценного использования отталкивания обеими ногами лыжную колею надо прокладывать и справа, и слева от толчковой нога.

В одновременном двухшажном коньковом ходе обе лыжи располагают под углом к направлению движения, В каждом цикле этого хода выполняют два скользящих коньковых шага и одно отталкивание палками. На первом шаге палки маховым движением выносят вперед, на втором - выполняют ими отталкивание. Этот ход используют на хорошо укатанном и достаточно широком снежном полотне.

При обучении спускам обратите внимание ребенка на особую посадку, которая обеспечивает устойчивость на спуске. Надо слегка присесть, наклонить туловище почти параллельно склону, опустить руки и, расположив кисти чуть впереди коленей, крепко держать палки обязательно штырями назад. Подчеркните необходимость сохранения этой посадки от начала и до самого конца спуска. Если ребенок боится спуска, надо съехать с ним вместе. Для этого встают за ребенком и располагают его между своими лыжами.

Самым доступным способом преодоления подъема для дошкольников является лесенка. Вначале повторите на ровном участке приставные шага в сторону. Затем у подножия склона надо встать боком, верхнюю лыжу поставить на наружный кант, а нижнюю - на внутренний. Из этого исходного положения выполняют приставные шаги вверх по склону.

Тормозят дети на спусках чаще всего падением. Самым безопасным является падение на бок, при котором надо присесть, как можно быстрее поставить лыжи поперек склона, палки крепко держать обязательно штырями назад, чтобы не наткнуться на них. Вставать надо только после полной остановки. Лежа на боку, параллельно соединяют лыжи, располагают их поперек склона и подтягивают к туловищу. Встают, опираясь на верхнюю, а затем и на нижнюю палку.

Надо объяснить ребенку, что настоящие лыжники падением не тормозят, используют для этого другие способы. Самым надежным является торможение плугом, при котором пятки лыж разводят в стороны, затем ставят лыжи на внутренние ребра, слегка сгибая нога и соединяя колени. При этом нельзя допускать скрещивания носков лыж. Чтобы ребенку были понятны требования к торможению плугом, весьма желателен образцовый показ родителей.

Для изменения направления движения на равнинных участках и на спусках чаще всего используют поворот переступанием, при котором, энергично отталкиваясь наружной в повороте ногой, выполняют коньковые шаги в направлении поворота.

По мере взросления, в школьные годы, будут освоены и другие лыжные ходы, способы подъемов, спусков, поворотов, торможений, преодоления неровностей. Фундамент лыжной подготовки, заложенный в дошкольном возрасте, - это целебный, неисчерпаемый источник нравственного и физического здоровья, духовного и телесного совершенствования вашего ребенка в будущей взрослой жизни.

Предварительный просмотр:

Учим ребенка кататься на лыжах и коньках

Юный лыжник. Если вы – любитель покататься на лыжах, то вам, скорее всего, захочется «поставить» на лыжи и свое чадо. А почему бы и нет? Вот только возраст ребенка должен быть при этом не менее 5 лет.

Конечно, начинать обучение ребенка катанию на лыжах можно и с более раннего возраста, однако надеяться на отличные результаты не стоит. Максимум, чему вы сможете обучить трехлетку – это ходить на лыжах.

С чего же следует начинать свои первые занятия? Для начала найдите ровную защищенную максимально от ветра местность. Направление начинающего лыжника должно быть таким, чтобы ветер дул ему в спину, словно подгоняя вперед. Температура воздуха от -1 до -10 градусов будет наиболее благоприятной.

Обучаем ребёнка кататься на лыжах

Итак, площадка выбрана - начинаем учиться передвигаться на лыжах. Палки ребенку на первом этапе обучения не понадобятся, уж не настолько они держат равновесие. Для начала рекомендуется освоить несколько несложных упражнений, можно в игровой форме, чтобы ребенку было интересно.

Помогут юному лыжнику привыкнуть к лыжам следующие упражнения:

Приседания на одном месте.

Прыжки в положении стоя на двух ногах, а также прыжки с одной ноги (лыжи) на другую.

Упражнение «аист» - ребенок приподнимает ногу, согнутую в колене, и удерживает горизонтально лыжу.

Шаги в стороны.

Следующий шаг – ходьба. Первые попытки ходьбы на лыжах лучше делать по накатанной лыжне, по неглубокому снегу. Дальше – учите ребенка ходить зигзагом, минуя препятствия на пути. Когда же этими навыками ребенок овладеет, можно переходить к скользящим маневрам.

Как и ранее, необходимо найти подходящую местность – как нельзя лучше в этом случае подойдет проложенная под уклоном и накатанная хорошо лыжня. Объясните ребенку, как нужно более быстро, отталкиваясь и скользя, передвигаться на лыжах. Покажите на своем примере.

Освоить скольжение помогут такие упражнения:

Ребенок разбегается и скользит до полной своей остановки на одной лыжне, вторую при этом приподнимает и удерживает.

Ребенок скользит на одной лыже, второй – отталкивается.

Шаги скользящие, руки находятся за спиной.

Шаги скользящие, ребенок поочередно отталкивается палками.

Если ваше чадо справится с поставленными перед ним задачами, и первые занятия пройдут не зря, то он вполне сможет составить вам компанию для прогулки на лыжах. А вскоре ребенок и сам поймет, что кататься на лыжах можно не только таким способом, но и другими, более быстрыми, и, поверьте, ему будет это интересно.

Учим ребёнка кататься на коньках

Как и с лыжами, учить ребенка кататься на коньках лучше не на искусственном льде спортивного сооружения, а на самом обычном уличном катке. Важно учитывать, что в катании на коньках задействуются все мышцы ног, спины и брюшного пресса. Как правило, у ребенка 3-х лет все эти мышцы уже развиты очень хорошо, но закрепляющие упражнения все же не повредят. Перед выходом на лед в качестве небольшой разминки желательно повторять такие движения, как приседания, прыжки, подскоки, делая их, соответственно, на коньках.

Выходя на лед, первое время начинайте с простейшего – шаги вперед, приседания на одном месте, прохождение площадки боком приставным шагом. И самое главное – помните, что лед очень скользкий, и ребенок будет чувствовать себя на нем какое-то время неуверенно и уязвимо, а потому важно научить его правильно падать на льду, группироваться и вставать.


Неумолимо приближается время февральских и мартовских школьных каникул. Самое время отправиться на горнолыжный курорт! А если ваш ребенок еще не имеет опыта катания на горных лыжах, вот советы опытной мамы о том, как поставить ребенка на лыжи. Рассказывает мама четверых горнолыжников разных возрастов и директор туристического агентства "Вандерласт" Ольга Смышляева.

За моими плечами уже четыре довольно успешных попытки взрастить маленьких горнолыжников, и я расскажу о тех выводах, которые сделала для себя, проходя этот опыт несколько раз с детьми разных возрастов. Своих детей я впервые ставила на лыжи в возрасте 9, 6, 3 и 4 лет.

Многие родители, выбирая горнолыжный курорт, задаются вопросом: где же лучше ставить ребенка на лыжи? Я считаю, что не имеет большого значения, какой курорт вы выберете. Бытует мнение, что лучше начинать с пологих горок Скандинавии или Восточной Европы, так как в Альпах слишком крутые горы. Это не так. На каждом европейском курорте есть детские трассы и трассы для новичков, где дети любого возраста и взрослые могут начать осваивать горные лыжи. Везде в Альпах есть детские горнолыжные школы и инструктора.

Выбирая курорт для поездки с детьми, я бы отталкивалась от того, чтобы расстояние до курорта от аэропорта было не слишком большим, дорога - не слишком утомительной, чтобы на курорте было достаточно детской инфраструктуры, а также имелось размещение поближе к подъемникам и трассам. Плюс, конечно, стоит обращать внимание на погодные условия: в Финляндии, Швеции и Норвегии, например, часто бывает очень морозно. В Альпах же, как правило, сильных морозов не бывает, и часто светит яркое альпийское солнце!

В целом среди курортов, заслуживших славу лучших горнолыжных школ для детей, можно назвать Серфаус-Фисс-Ладис в Австрии, где высоко развита детская инфраструктура - прекрасные снежные парки на склонах, зимние аттракционы, игровые комнаты во многих отелях, детские рестораны и многое другое. Во Франции одним из лучших курортов для детей является Авориаз. Здесь расположено множество снежных фан-парков, есть прекрасный крытый аквапарк, а передвигаться по курорту можно только пешком или в санях, запряженных лошадьми - автомобильное передвижение на этом курорте отсутствует!

В любом, начиная с 3 лет. Лыжные школы, как правило, принимают на занятия детей от 3 лет, и у многих малышей уже в этом возрасте здорово получается делать свои первые лыжные шажочки. Но! Если вы чувствуете, что ваш ребенок еще слишком мал, что он не готов - настаивать не надо. Лучше пропустить сезон, просто погулять с ребенком возле детских трасс, покататься вместе на санках и предложить ему снова попробовать лыжи на следующий год.

Все дети разные. Среди моих знакомых есть дети, которые прекрасно поехали уже в два годика, а есть и те, что только после 4 лет стали с удовольствием обучаться катанию на гонных лыжах, а в 3 года просто отказывались это делать.

И прошу вас - никакого насилия! Никакого "быстро сдал в школу и убежал, пока ребенок отвернулся" - такие эксперименты не пойдут на пользу ни горным лыжам, ни вашим отношениям.

Если катание у вашего малыша с первого раза "не пошло" - не расстраивайтесь. Попробуйте организовать для ребенка просто веселые зимние каникулы - на любом горнолыжном курорте есть развлечения для самых маленьких. Пусть поездка запомнится ему, и на следующий сезон он с удовольствие поедет на горнолыжный курорт снова, и уже, скорее всего, сам захочет научиться кататься на лыжах.

Так, наша дочка Софи не захотела кататься в свой первый приезд во французский Шамони, где мы проводим всей семьей новогодние каникулы уже много лет. Ей было тогда чуть меньше трех, и вместо лыж мы с ней много гуляли по красиво украшенному городу, катались на санках, смотрели на занятия ребятишек в лыжной школе и ели самые вкусные в мире хот-доги из французского багета в уличном кафе на горе. Об этой поездке Софи вспоминала весь год, и очень ждала, когда же мы снова отправимся в горы. Стоит ли говорить, что на будущий сезон, когда она чуточку подросла, занятия пошли "на ура".

С детьми постарше, как правило, проблем не бывает. Наши старшие сыновья впервые встали на лыжи в 9 и 6 лет. Весь первый день они занимались с инструктором, а на следующий день уже уверенно могли съезжать с детской горки сами.

Кому учить ребенка: горнолыжная школа, частный инструктор или родители?

Мое мнение: обучать должен учитель. Инструктор - не просто профессионал в катании на лыжах, он еще и эксперт-педагог и на своем личном опыте знает, какие приемы лучше всего работают с детьми. Кроме того, многие дети в присутствии родителей хотят на ручки, поиграть, снять неудобные ботинки, поваляться в снегу - но только не чуточку потрудиться для достижения успехов. С инструктором же они лучше сосредотачиваются и потом уже радуются, демонстрируя в конце урока новые достижения родителям.

Выбор между индивидуальным инструктором или детской лыжной школой - более сложный: тут стоит учитывать особенности ребенка и обстоятельств. Если ваш ребенок обожает социум, командные игры, адаптирован к детскому коллективу, легко остается во всяческих игровых комнатах без вас - вероятно, ему будет весело и комфортно в детской лыжной школе. А соревновательный дух будет придавать азарт и мотивацию к учебе. Если же ваш ребенок скорее интроверт, или просто пока не очень привык к коллективам - индивидуальный инструктор лучше подойдет. И технику он изначально поставит более качественно.

У нас было по-разному, ведь даже в одной семье все дети разные. Наш сын Егор с удовольствием ходил в горнолыжный детский сад полного дня на протяжении двух сезонов. Там он два раза в день занимался лыжами, а в середине дня они с ребятами играли и рисовали в группе. Это ему было вполне комфортно.

А вот с дочкой Софи садик не пошел. В первый день она осталась с удовольствием - ей было интересна новая обстановка, игрушки. Но уже через пару часов мне позвонили - дочь плакала и звала маму. Прибежав за ней, я увидела ее обессилевшей от слез и заснувшей. Больше в садик я ее не повела. А вот с индивидуальным инструктором у нас все сложилось более чем успешно. На занятия к нему она бежала с огромным удовольствием, и занималась с радостью.

Не бросайте сразу же ребенка одного с незнакомым учителем и не сбегайте. Во время первых занятий лучше побудьте рядом. Когда контакт с учителем будет налажен, можно иногда ненадолго отлучаться по делам и смотреть на реакцию.

С Софи и ее учителем мы катались рядышком первые 2-3 раза. Затем, видя, как она доверяет ему и легко остается с ним, я стала отходить ненадолго, предупреждая ее: то я "забыла перчатки, схожу за ними и скоро вернусь!" (и действительно возвращалась через 10-15 минут), то еще какой-то повод придумывался. В конце концов Софи стала легко отпускать меня в начале занятия "по делам" или "кататься по большой горе" с условием, что я приду за ней в конце занятия и посмотрю, как она здорово научилась!

Многие родители переживают, что ребенок не сможет объясниться с учителем на незнакомом языке. Я уверена, что волноваться из-за этого не стоит. Технику катания инструктора показывают своим примером - детям нужно их просто копировать. Если же ребенок захочет пить, есть, в туалет или к маме - эти объяснения любой учитель поймет независимо от знания русского языка. К тому же на большинстве европейских курортов инструктора, как правило, владеют основными фразами на русском. Кроме того, у инструктора всегда есть ваш номер телефона для связи.

Если же для вашего ребенка все-таки очень важно вести мало-мальские беседы с инструктором во время обучения - постарайтесь заранее до поездки связаться с горнолыжной школой и забронировать занятия с русскоговорящим инструктором.

Пусть занятия проходят в игровой форме. Хороший инструктор по горным лыжам будет называть катание плугом "пиццей" (постановка лыж в виде треугольника напоминает кусок пиццы), а на параллельных лыжах - "картошкой фри", и детям будет это нравиться. На горке он будет придумывать разные увлекательные задания - проехать под аркой, в которой висит колокольчик и позвонить в него, доехать до утенка и нажать ему на пищащий нос - и многое другое. Обычно дети от этого в восторге!

Мой личный лайфхак - подарочек, награда за каждый урок. Я купила много всякой ерунды (щеночек, брелочек, куколка, светящийся шарик, волшебный карандашик, свисточек) и каждый день тайком давала игрушку инструктору, а он в конце урока торжественно вручал это Софи за старание и за прогресс. Ребенок был счастлив и каждый день радостно бежал на уроки.

Не переусердствуйте со временем занятий! Детям 3-4 лет более чем достаточно занятий раз в день по часу. От 5 лет можно увеличивать время занятия до двух часов, но не настаивать на высокой интенсивности и не ждать от ребенка молниеносных результатов. В этом возрасте вполне достаточно уже того, что ребенку просто будет нравиться, и он без отказов будет заниматься хоть как-то (в своем темпе, со своими результатами) хотя бы по часу-два в день.

Обычно дней через пять - неделю ребенок начинает самостоятельно съезжать с небольших пологих горок. Однако помните - прогресс у всех наступает с разной скоростью. Не гоните и всегда подбадривайте ребенка. Пусть катание будет только радостью!

Дети постарше, лет от 7, вполне могут заниматься сразу минимум по полдня. Ну, а когда первый этап обучения пройдет, и дети будут уверенно стоять на лыжах - не сомневайтесь, со склонов их будет невозможно утащить весь день! И это потрясающе! Мое материнское сердце радуется, глядя, как все сыновья, начиная от первоклассника и заканчивая подростком, весь день с 9 утра до 16 вечера с удовольствием проводят время на свежем горном воздухе за активными занятиями, а не просиживают дома перед компьютером!


Показывайте пример

Очень важно, чтобы вы сами любили кататься и демонстрировали эту любовь ребенку. Если вам самим лень надевать лыжи и хочется весь день пролежать в термах -вряд ли катание будет вызывать энтузиазм у ребенка. Дети считывают наши эмоции на "раз-два". И если в конце дня мы будем искренне делиться впечатлениями о классном катании, приятных ощущениях в мышцах и яркими эмоциями от красивых склонов - дети захотят это повторить!

Наш младший сын Егор два сезона (в 4 и в 5 лет) ходил в детскую горнолыжную школу и мечтал попасть на "высокие горы" и на длинные трассы, как его старшие братья - ведь им там так нравилось! Егорке обещали, что по окончании школы ему выдадут "диплом в виде карточки, которая дает пропуск на подъемник на большую гору" (так мы назвали ски-пас). И вот в означенный день ребенок получил в школе значок и карточку (мы попросили преподавателя торжественно подарить ему ски-пас), и на следующий день сын впервые отправился с папой и братьями на "большую гору". Это было в его пять лет, и всего лишь на второй сезон его катания. С тех пор сын катается абсолютно наравне со всей нашей взрослой командой.

Бывает, что подростки после первых самостоятельных спусков по пологим трассам начинают считать себя покорителями гор и отказываться от обучения. Очень важно, чтобы ребенок не бросил обучение и не пошел самостоятельно покорять черные трассы или внетрассовое катание после того, как почувствует себя уверенно на склоне.

Мой совет: старайтесь отдавать детей в горнолыжную школу или берите инструктора для всей семьи (хотя бы на первые дни!) в каждый приезд, даже когда дети уже уверенно катаются. Во-первых, за год навык катания немного подзабывается, и после перерыва лучше освежить технику под присмотром профессионала.

Во-вторых, нет предела совершенству: только постоянно обучаясь, ребенок овладеет навыками, необходимыми для того, чтобы легко и безопасно преодолевать спуски любой сложности и иметь возможность кататься в новых неизведанных местах. Когда ваши чада начнут ездить на горнолыжку в молодёжных компаниях с друзьями - вы не сможете контролировать, на трассах какой сложности они окажутся. И лучше, чтобы ваш ребенок был отлично подготовлен!

В свое время мне пришлось столкнуться с большим сопротивлением сыновей, когда я настаивала на продолжении обучения. Они самостоятельно катались по знакомым голубым трассам на курорте Лез Уш, считали себя чуть ли не профессионалами и хотели получать радость и веселье от лыжных гонок, а не тратить время на скучное отрабатывание техники под руководством инструктора.

Мне удалось убедить их, когда мы поехали на отдых с друзьями. Оказалось, что те катаются каждый день на разных склонах, и по красным, и по черным трассам. Это было доступно детям наших друзей потому, что они каждый год занимались с инструкторами и под их профессиональным контролем покоряли все эти новые места. Нашим же детям было просто опасно ехать в эти места с отсутствием должных навыков. А хотелось!

Поэтому мы нашли отличного инструктора для наших сыновей - молодой задорный француз Кристоф смог сделать обучение легким и веселым. И уже в этом году все три сына каждый день катались на самых разных трассах с любимым учителем и круто продвинулись в своих навыках!

Комментировать статью "Как научить ребенка кататься на горных лыжах? Советы мамы 4 детей"

Горнолыжные склоны для новичка. Зимние виды спорта и отдыха. Традиционно, вы ж всё знаете: Где в черте Москвы можно разово попробовать поставить ребёнка 11 лет на горные лыжи.

Обсуждение

Есть склон небольшой для начинающих возле Вей-парка можно самому ребенка учить без инструктора. И там же еще 2 склона для катающихся 350 рэ. в час. Персонал доброжелательный и молодой, никто никого не гоняет, даже, если закончилось время.

Крылатское. Там есть учебный склон (маленький и совсем пологий). Днем выходные там много с инструкторами, и дети и взрослые. А вот вечером он совсем пустой. Но незнаю подъемник на нем работает в это время.
Это если нужен совсем маленький и пологий. Если пойдет то тут же можно на основной склон перейти, от тоже легкий.

Как научить ребенка кататься на горных лыжах? Советы мамы 4 детей. опыт борьбы за занятия спортом. Как работник одной из спортшкол скажу, да действительно если в справке от педиатра будет написано: " Спортом заниматься можно" или " Плаванием заниматься можно"...

Обсуждение

В айкидо дело не в ударах в голову, а в бросках и кувырках, именно это при миопии опасно. Если тренер согласен несколько корректировать упражнения под молодого человека, там ведь много страховок, упражнений на координацию, тогда при миопии слабой степени очень неплохо. Нашему мальчику айкидо пришлось бросить по этой причине, занимался 4,5 года.

В айкидо ударов вообще нет. Всё очень гуманно. Мой очкарик занимается, у физдиспансера не спрашивали.
Очки снимал. Потом с очков перешел на линзы, но скорее не из-за айкидо.

Как научить ребенка кататься на горных лыжах? Советы мамы 4 детей. Не бросайте обучение! Неумолимо приближается время февральских и мартовских школьных каникул.

Обсуждение

Конечно, зачем создавать ажиотаж вокруг школы? Мы, например, очень довольны своей школой, но информации по ней никто в интернете не дает.

Февраль - рано, думаю в марте-апреле темы появятся.
Может не в тему, но на матпраздник в этом году уже зарегистрировалось 3800 шестиклассников, в прошлом году было 2800, разместить всех не могут. Думаю, что поступающих будет в избытке.

горные лыжи для трехлетки. Родительский опыт. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и Кто ставил в три года на горные лыжи или раньше, поделитесь опытом. Как быстро дети научились кататься, где ставили и прочие подробности.

Обсуждение

Я ставила своих сама на подмосковных склонах.
Старшего в 3года, младшую в 2,5года. Итог мальчишка в 4,5года покорил Чегет первую очередь по югам и вдоль реки за 30минут ну и многократно Эльбрус(пару раз с 4200). Девочка (две недели назад вернулись) в 4года Чегет, правда за полтора часа, но выкат по буграм и многократно Эльбрус, а в три года выкатывали ее на о.Банное(правда в основном на веревке). Обучали в игровой форме без фанатизма, но каждые выходные(не пропуская). Ничему конкретно не учили- просто выкатывали, чтоб ребенок почувствовал лыжи. Купили детскую обвязку для альпинизма и трос. И выкатывала их, регулируя скорость (иногда просто по равнине), примерно через год/полтора и повороты пошли и торможения(плугом). Как только научились тормозить и поворачивать стали кататься за мной -копируя движения. Сын в 5-6лет постепенно перешел на параллельные лыжи(сам). Девочка сейчас на более пологих участках тоже идет на паралллельных. У нас самое главное было не пропускать катание по выходным(катались по 1-2часа)

Сразу напишу: всё ИМХО:)))))
Надо смотреть по ребенку, единого рецепта нет. Мы своих ставили рано (к сезону только-только 3 исполнялось). Все в результате поехали по-разному. Ставили рано, не для олимпийских результатов (я на самом деле к профессиональным спортам ооочень не очень отношусь))), просто НАМ, нашей семье, так удобней. :) Мы сами так отдыхаем, нам удобней, если дети катаются с нами.
Ариша - моя самая старатушка и трудяжечка с самого первого дня, надев лыжи, сразу сама ездила-ездила, падала, поднималась, опять по новой, пока не на научилась. Это было в Финляндии... Да, ставила я сама. На следующий год в Австрии в горнолыжной школе по результатам ее взяли сразу в группу к взрослым ребятам (ей только 4 исполнилось!). А вот Серегу взяли только к малышам, хотя начинали они вместе, катались одинаково и т.д.. На тестировании он хотел как обычно выпендриться, разогнался, пролетел мимо кучи вешек, в конце еле затормозил и т.д.))
Алена - это мой Сережа номер2. :))
Но Сережу можно было купить или уговорить (да-да, пока у него не получалось, я за каждый спуск давала ему малюсенькую шоколадку:), а как дело пошло, его уже и уговаривать не надо, еле с горы утаскивала!))
Так вот Алену нельзя ни уговорить, ни купить. Она очень осторожная мадам! Поехала гораздо позже других. Зато так теперь обожает кататься, что с горы увести проблема! :)
1 место в своей возрастной категории!
[ссылка-1]

Так что тут только на ребенка смотреть. :)) В общем, не очень помогла...)))
Да, старших ставили в Финляндии, там ну очень круто для малышей все продумано и оборудовано, младшую ставили у нас в Икше - это по Дмитровке.

Горные лыжи для начинающих: 3 упражнения, чтобы кататься красиво. Советы инструктора по горным лыжам: как кататься красиво. Ставили на лыжи с инструктором в Подмосковье. В горах - считаю, что лучше место для обучения детей (и вообще для горнолыжного отдыха с детьми...



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх