Как бороться родителям с агрессией у ребенка. Агрессия у детей: причины и советы психолога Что делать если ребенка агрессия

На все эти вопросы вы найдёте ответы в данной статье.

Слово «агрессия» (от лат. aggressio — нападение) — это деструктивное, разрушающее и враждебное поведение в отношении окружающих людей. А вот агрессивность — это черта личности, которая, с одной стороны, определяется врожденными особенностями темперамента ребенка, а с другой — стилем общения и воспитания в семье.

Из многочисленных видов агрессии в детском возрасте чаще всего встречаются следующие:

физическая — использование физической силы против кого- либо или чего-либо;

вербальная (словесная) — проявление грубости в речи, отрицательное речевое воздействие, обидное общение, выражение негативных эмоций и намерений в неприемлемой, оскорбительной для собеседника форме;

аутоагрессия — агрессия, направленная на себя, проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.

Надо помнить, что не всегда агрессивное поведение ребенка обусловлено агрессивностью, а агрессивность также не всегда приводит к агрессивным действиям. Почему? Потому что агрессивность помимо отрицательных черт (раздражительность, обидчивость, негативизм и прочее) имеет и множество положительных черт (независимость, самостоятельность, активность, умение достигать целей, уверенность, инициативность и другие). К сожалению, маленькие дети в силу своей импульсивности, неумения контролировать себя демонстрируют в большей степени отрицательные стороны агрессивности. Малыш бессознательно проявляет агрессию, за которой могут стоять неумелые попытки начать общение со сверстниками.

Вспоминается такой случай: годовалый малыш радостно бежит навстречу сверстнику, тот пытается увернуться от неожиданных объятий и... получает укус за нос.

Активный, дерущийся и отбирающий у других детей игрушки малыш, безусловно, более агрессивен, чем остальные дети. Жесткая, авторитарная мать (отец), чрезмерно критичная, требовательная и нередко использующая телесные наказания, будет иметь либо чрезмерно застенчивого ребенка, либо очень агрессивного.

Родители, которые уделяют слишком мало внимания активному неугомонному малышу, также рискуют столкнуться с проблемой детской агрессивности достаточно рано. Во время вспышек агрессии на ребенка бесполезно как-либо воздействовать, разумнее научить его выплескивать отрицательные эмоции социально приемлемым способом.

Однажды я была свидетелем такой сцены: трехлетняя девочка со злой гримасой на лице бросала в голубей камни, потом подбежала к малышу и отобрала у него игрушки. Замечания взрослых демонстративно игнорировала. Когда к ней подошла одна из мам и доброжелательно пригласила ее поиграть со своим сыном, та неожиданно согласилась и грустно сообщила, что папа от них ушел, мама на работе, а она живет у бабушки. Рассказывая эту историю, она продолжала охотно играть, забыв про свои агрессивные действия.

В данном случае агрессия у девочки носила защитный характер и была вызвана неблагоприятной обстановкой в семье.

Как можно помочь агрессивному малышу

Прежде всего такому ребенку требуется постоянное доброжелательное внимание.

Важно отмечать и поддерживать любые положительные действия и качества агрессивного ребенка (ведь он привык к порицанию, которое только подкрепляет негативные стороны агрессивности).

Необходимо предложить малышу приемлемые способы выражения гнева и раздражения (вот некоторые из них: громко спеть вместе любимую песню, поиграть в игру «Кто громче кричит», поощрять бои с боксерской грушей, смять и выбросить бумажную или пластилиновую фигурку обидчика, устроить морской бой в ванной и так далее).

Почаще рассказывайте ребенку о своем детстве, о своих победах и поражениях, вспомните, в каких трудных ситуациях вы оказывались, как с ними справлялись, что переживали.

Чаще говорите малышу о своих чувствах и желаниях. Например: «Мне очень грустно, что ты бросил свою одежду, забыв ее аккуратно сложить». «Я сейчас чувствую себя уставшей, посижу немного одна, потом поиграем вместе».

Старайтесь управлять собственными негативными эмоциями. Если в семье принято снимать напряжение скандалами и криками, то агрессивность может стать устойчивой чертой характера вашего сына или дочери.

Заранее настройте ребенка на неприятную или просто новую ситуацию, будь то поход к врачу или в гости.

Поскольку агрессивные дети нередко страдают мышечными зажимами и испытывают напряжение, старайтесь чаще играть с ними в подвижные игры, которые заканчиваются релаксационными упражнениями.

Купите малышу безвредные краски, которыми можно рисовать руками. Через рисунок ребенок выплескивает свои эмоции, снимает напряжение.

➠ Помните, что нельзя постоянно сдерживать негативные эмоции. Ругая ребенка, любыми способами подавляя его враждебное поведение, вы ухудшаете нервно-психическое и соматическое состояние малыша. Эмоции, загнанные внутрь, усиливают стрессовое состояние и приводят не только к плохому поведению, но и к неврозу.

Словесная агрессия в детском возрасте

Все больше родителей и педагогов отмечают возрастание в дошкольном возрасте агрессивных высказываний в адрес как сверстников, так и взрослых: гневные крики, оскорбления, грубость уже стали привычными в речевом поведении детей. Речевая агрессия может быть связана с общей агрессивностью ребенка, и тогда будет проявляться постоянно, но может быть и ситуативной, спонтанной реакцией на отрицательные события и переживания. В первом случае ребенок стремится осознанно оскорбить своего товарища, тогда как во втором — речевая агрессия носит, скорее, оборонительный характер и дошкольник просто импульсивно выплескивает в обидных словах свое неудовольствие.

Типичные ситуации, в которых возникает речевая агрессия.

Отказ сверстников принять в игру, соперничество при распределении ролей в игре и так далее.

Запреты со стороны взрослых (нельзя смотреть мультфильмы, есть конфеты и так далее).

Ограничение свободы (родители не дают ребенку самому одеться, нести продукты из магазина и так далее).

Собственные неудачи (не получается что-то нарисовать, вылепить, построить и так далее).

Усталость (после детского сада дополнительные занятия в кружках и секциях).

Любая несправедливость (обвинение в том, в чем ребенок не виноват).

Невнимание со стороны взрослых (перебивают, не слушают и так далее).

Принудительное соблюдение дисциплины (уборка игрушек, необходимость идти спать в определенное время и так далее).

Ответная реакция на грубость со стороны взрослых или сверстников.

К сожалению, в большинстве случаев наши действия на речевую агрессию ребенка стереотипны и неэффективны. Наиболее популярными способами воспитательного воздействия являются наказания в виде лишения чего-либо (общения, конфет, прогулки) или в виде изоляции (поставить в угол, закрыть в темной комнате и так далее).

Существуют приемы, позволяющие устранить агрессию в детской речи. Приведем наиболее действенные.

. Игнорирование. «Пропустить мимо ушей», «смотреть сквозь пальцы», «закрывать глаза» на что-то — эти известные всем выражения отражают сущность способа игнорирования. Если поведение ребенка не является угрожающим, то можно продемонстрировать невозмутимость и промолчать, чтобы остановить хамство. Как правило, общение в конфликтной ситуации идет по принципу «я ему слово, а он в ответ десять». Словесная «драка» однозначно завяжется, если ответить на вызов ребенка («Ты плохая, ты не купила мне куклу!»). Игнорирование оказывает тормозящее психологическое воздействие на агрессора, и он замолкает.

. Переключение внимания . Если ребенок не проявляет сильной целенаправленной агрессии, то можно переключить его на позитивное состояние или конструктивное поведение. Например, малыш злится, бурчит, обижается на то, что свои обещания родители не выполнили. Можно отреагировать так:

. Акцентирование внимания на положительных качествах ребенка. «Так поступают плохие дети, но ты же у меня добрый, отзывчивый, умный!» или «Ты такой способный, терпеливый, а...» (указывается проступок).

. Юмор или шутка. Зная, что юмор и агрессия несовместимы, у дошкольников постарше можно попытаться снять эмоциональное напряжение добродушным смехом. Это непростой прием, который лучше применять к группе детей, чем к отдельному ребенку, поскольку у дошкольников выражена потребность в публичном одобрении и признании со стороны взрослого.

Нельзя использовать шутки неприязненного, оскорбительного содержания. «Что за вой, что за рев, там не стадо ли коров?! Нет, там не коровушка, это Надя (Нина, Вова,...) — ревушка!» Такие слова очень обижают малыша. Сарказм, насмешка, издевка, язвительные высказывания не имеют отношения к доброй шутке и юмору!

. Доведение до абсурда. В этом случае агрессивное высказывание при его усилении теряет всякий смысл. Например: «Громче кричи, я плохо слышу! Здорово ругаешься, но тихо, давай во все горло!»

. Частичное согласие . В случае гневных протестов, грубых отказов в ответ на просьбу взрослого иногда этот метод неожиданно помогает. Нужно внимательно выслушать ребенка, понять его претензии, по возможности частично их удовлетворить, добиваясь выполнения общей просьбы: «Хорошо, ты можешь еще 5 минут посмотреть мультфильм, но потом обязательно пойдешь спать!»

. Привлечение «союзников». Это ссылка на авторитетное для ребенка лицо. Например: «Папа бы очень расстроился, если бы услышал такое!», «Ребята слышат, какие грубые слова ты говоришь, им это не нравится».

. Апелляция к жалости. Способ, который подходит только в общении с эмоционально чувствительными детьми, когда акцент ставится не на поступке, а на собственном состоянии или состоянии обиженного («Мне очень больно слышать от тебя такие слова!», «Посмотри, Настя расстроилась из-за твоих грубых слов! Пожалей ее!»).

. Соблюдение ритуалов в случае негативного высказывания . Вместо того чтобы говорить ребенку: «Не обращай внимания» или «Дай сдачи», лучше вспомнить известные защитные «фразы-обереги», охраняющие от словесных нападок: «Кому нравится дразниться — с тем не буду я водиться!», «С тем, кто любит обзывать, мы не будем все играть» и тому подобное.

. Прямое порицание . Достаточно часто возникают ситуации, когда вышеперечисленные приемы оказываются просто неприемлемы: грубое оскорбление сверстника, угроза физической расправы, коллективные насмешки и многое другое. Тогда взрослому необходимо однозначно показать свое негативное отношение к речевой агрессии ребенка. Но формулировать прямое порицание необходимо в корректной форме: «Ты ведешь себя очень некрасиво, мне очень не нравится, когда ты ругаешься! Пожалуйста, прекрати!» Но лучшим средством является использование «я-сообщений» вместо «ты-сообщений» (не говорите: «Ты грубиян!», скажите: «Я не доволен, когда дети так грубо высказываются»),

. «Выпустить пар». Дайте возможность ребенку выговориться, выслушайте его. За вами останется «последнее слово», а у ребенка будет возможность снять эмоциональное напряжение. После того как малыш немного успокоится, можно обсудить ситуацию: «Я понимаю, что ты сильно рассержен, давай вместе все обдумаем».

. «Мусорная корзина». Метод, который заключается в том, что табу с хамства снято, но ставятся строгие пространственные ограничения. Например, разрешено ругаться только в определенном месте — там, где стоит мусорное ведро (желательно для этих целей завести мусорную корзину — для бранных слов). Объясните ребенку так: «Ни мне, ни папе неприятно слышать плохие слова! У нас никто так не ругается, поэтому скажи, пожалуйста, все это над мусорным ведром!» Для «мусорных» слов должно быть соответствующее место.

Ваш еще недавно такой милый и неуклюжий карапуз вдруг стал капризным и агрессивным? Вчера с силой отобрал у приятеля в песочнице лопатку, а сегодня вы еле успели разнять драку, зачинщиком которой стал ваш ребенок. Проблемы, к сожалению, знакомые многим родителям. Как не стать жертвой маленького агрессора, понять причины такого поведения и научить ребенка адекватному поведению в семье и обществе?

Причины и проявления

Есть множество причин, почему дети ведут себя агрессивно. Агрессивное поведение ребенка чаще всего возникает в ответ на такие его чувства, как страх, печаль, разочарование, отчаяние и ревность . Они могут возникнуть как реакция на события или обстоятельства, которые приводят к низкой самооценке, состоянию изоляции или потере контроля. Некоторые дети не имеют возможности или не знают, как контролировать свои действия, в результате их чувства обостряются, и гнев проявляется в виде агрессивного поведения.

Агрессия у маленьких детей может проявляться в виде ударов руками, ногами, головой, плевков, укусов, бросания предметов, уничтожения или порчи вещей и игрушек.

В некоторых случаях взаимодействие между темпераментом ребенка и/или генетической предрасположенностью и воздействием окружающей обстановки (например, атмосфера в семье или стрессы) увеличивает вероятность использования ребенком агрессии в качестве основной стратегии выживания.

Возрастные особенности

У детей в возрасте до 3 лет агрессивное поведение чаще всего возникает по поводу игрушек. Дети могут кусаться, плеваться, толкаться, бить других, кидаться различными предметами, устраивать истерики . В этом возрасте они обучаются адекватным способам коммуникации с другими детьми: как предлагать играть, успокаиваться, переключаться. Попытка со стороны родителей воздействовать на ребенка силой может привести только к тому, что он будет действовать более агрессивно в следующий раз или это приведет к желанию нанести ответный удар. В этом возрасте ребенка лучше переключать, давать отдохнуть от деятельности, которая провоцирует агрессию.

С 3 до 5 лет у детей обычно физическая агрессия снижается, они начинают использовать слова, чтобы общаться со сверстниками, в то же время они еще достаточно эгоцентричны и чужую точку зрения еще с трудом могут принять. Для них все или плохое или хорошее, нет нюансов. Дети не способны обдумывать, планировать, им нужны четкие руководства, инструкции, как и что делать. В этом возрасте они не могут разобраться, что фантазия, а что реальность в фильме или телевизионном шоу. Они могут неправильно понять желание другого ребенка присоединиться к его играм и увидеть в этом враждебность, вторжение на их территорию. Соответственно, будут стремиться защититься и, скорее, с применением агрессии. Объяснения, что другой ребенок миролюбив, часто не воспринимаются.

В 6-10 лет дети уже обладают достаточным самоконтролем, чтобы не выражать обиду, неудовольствие или через агрессию по отношению к другим детям. Но в то же время они еще могут защищать свои интересы с помощью агрессии.

Мальчики обычно действуют открыто через физическую агрессию. Девочки склонны к косвенной, скрытой – без прямой конфронтации. Например, через вербальное нападение – насмешки, прозвища или, наоборот, через игнорирование, молчание. И мальчики, и девочки, склонные к агрессии, часто имеют низкую самооценку и скрытую депрессию.

В более старшем и подростковом возрасте агрессивное поведение может провоцироваться средой, в которой ребенок формируется (асоциальная среда, стрессовая, напряженная – недостаток любви, заботы, заброшенность ребенка). Это может приводить к стремлению нанести ответный удар, отомстить. При этом сверстники могут закреплять агрессивные проявления ребенка, поощрять их.

Почему так происходит, и что делать

Часто дети могут действовать агрессивно просто потому, что чувствуют себя расстроенными или беспомощными и не могут выразить это словами. Дети не обладают столь развитыми коммуникативными навыками, бытовыми психологическими знаниями, понятиями, как взрослые. Однако они понимают больше, чем могут сказать. Поэтому важно поощрять ребенка, когда он пытается выразить свои чувства. Здесь бывают очень полезны ролевые игры, вам подойдут , куклы, различные герои, которые популярны сейчас у ребенка. Вы можете вместе с малышом разыграть противостояние, конфликт, противоречие интересов. Создайте провокацию, во время которой можно на примере игрушек продемонстрировать ребенку, как можно разрешать конфликты, не проявляя агрессию, физическую силу, без унижений и обид: находя общие интересы, компромиссы с помощью переговоров.

Если в семье ребенок не получает необходимых знаний о приемлемом и неприемлемом поведении со сверстниками, например, если он часто дерется с братом/сестрой, и его никто не учит справляться с конфликтами, ему сложно понять, когда он ведет себя агрессивно.

Бранные, злобные слова, и, конечно, физическая агрессия со стороны родителей передают детям образцы агрессивного поведения.

Фильмы, онлайн-игры тоже моделируют поведение ребенка и допустимый уровень агрессии. Телевизионные передачи, шоу бывают достаточно жестокими, и если дети видят это, они просто не понимают разницы между игрой и реальностью, тем более, что часто насилие может выглядеть очень естественно. Если у ребенка есть проблемы с агрессивным поведением, вам обязательно надо ограничить или исключить просмотр ТВ и агрессивных фильмов.

Если ребенок не чувствует себя в безопасности, он может сигнализировать о помощи, становясь агрессивным.

Иногда у детей могут быть вспышки агрессии из-за событий в семье, например, при родителей. Кроме того, у детей есть потребность в контроле. Иногда ребенок может действовать агрессивно, чтобы получить реакцию или восстановить контроль над ситуацией, над другим ребенком. Это нормально для детей 2-6 лет. Маленькие дети еще не умеют регулировать свои реакции, чувства не отделяются от поведения.

Если не управлять агрессивностью ребенка, он не узнает, где находится граница дозволенного, и будет продолжать провоцировать и проявлять себя подобным образом, не понимая, когда он может остановиться. Если не принимать мер, ребенок остается в замешательстве, не зная, ни когда он должен остановиться, ни какие могут быть последствия. Важно указывать детям на последствия своего поведения – это помогает им чувствовать себя эмоционально в безопасности.

Учимся корректировать агрессивное поведение

То, как вы реагируете на агрессию вашего ребенка, должно зависеть от уровня его развития. Например, малыша лучше перенаправить на безопасную и более спокойную деятельность, в то время как дети более старшего возраста уже могут понять и запомнить правила поведения.

Ребенок должен знать, что испытывать гнев – это нормально, а бить или кусать людей – нет, это уже агрессия, ведь нападение на людей наносит им вред. Во время вспышки агрессии выведите ребенка из комнаты, с игровой площадки, отведите в другое место. Сосредоточьте свое внимание на одной или двух наиболее опасных ситуациях поведения вашего ребенка вместо того, чтобы пытаться заставить его изменить все сразу.

Присядьте к ребенку, чтобы оказаться на одном уровне зрительного контакта с ним, согрейте его, держите за руку. Это продемонстрирует ему, что показывать вам свои чувства безопасно. Можете сказать: «Я знаю, что тебе сейчас плохо». «Я здесь, я помогу тебе. Скажи, что происходит». «С тобой все нормально, тебе просто сейчас тяжело. Я буду рядом с тобой».

Не ожидайте, что ребенок будет разумно что­то объяснять. Он может плакать, дрожать, вы будете иметь дело с языком тела и криком, плачем, а не со словами. Обнимайте ребенка, немного сдавливая, чтобы он успокоился. Сейчас чувства слишком сильны, и длинные пояснения, лекции ребенку ни к чему. Дети помнят, чему вы их учили, и без лишних слов. Они сканируют ваши действия, реакции, энергию.

Не обвиняйте, не стыдите и . Эти действия только еще больше испугают детей и оттолкнут их. Они добавляют боли ребенку и делают его еще агрессивнее. Осуждать можно поведение, а не самого ребенка, его личность. Соблюдение равновесия между обвинениями и здоровым чувством вины – это то, что родителям очень важно понять. В любом случае дети чувствуют себя виноватыми, даже если они показывают, что им все равно. Это чувство вины мешает сказать о тех , которые и вызвали агрессию.

Вместо обвинений поощряйте ситуацию близости с вами. Пусть ребенок сразу идет к вам за помощью, когда он расстроен. Это позволит избежать агрессивного поведения из-за того, что он не чувствует с вами связи.

Главное помнить, что агрессивный ребенок – это испуганный ребенок. Агрессия становится способом управления страхами, ребенок находит то решение, которое может. Ваша задача как родителей помочь ему найти другие способы совладания со страхом или с ситуацией – более адекватные и спокойные.

Арина Липкина, психолог-консультант

журнал для родителей «Растим Ребенка», май 2013

Агрессия у детей часто рассматривается воспитателями и врачами как результат педагогической запущенности или как яркий симптом заболеваний — неврологических или психиатрических. Однако психолог Ольга Маховская видит за проявлениями детской агрессивности мощный ресурс и прежде всего пытаются разобраться в причинах агрессии.

6 типов агрессивных детей

По психологическому содержанию агрессия может быть разных типов.

  1. Проявление кризиса в развитии , когда ребенок «вырос» из старых отношений с окружением и нуждается в новом типе связей. Именно в это время попытки взрослых вести себя «как всегда» вызывают закономерный протест у малышей, у которых сформировались навыки самостоятельности, накопился словарный запас и в результате возросла потребность в большей свободе действий;
  2. Проявление сильного темперамента. Дети с сильным темпераментом неутомимы, они настоящие марафонцы. Среднестатистические нормы сна и отдыха не подходят для детей, чьи задатки позволяют подолгу и с энтузиазмом играть, двигаться, слушать сказки, рисовать и т.д. Основными причинами внешней агрессии у ребенка могут быть желание завершить начатое, погруженность в процесс игры. Дети с сильным темпераментом капризничают и негодуют, когда они недогружены, а значит, не удовлетворены;
  3. Сигнал о физическом недомогании, физиологическом дискомфорте, сниженном настроении. До тех пор пока мы не научим ребенка различать физические и эмоциональные состояния, он будет сообщать о них непрямыми способами, к которым относятся и симптомы дискомфорта. Ребенок будет говорить всем телом, пока не выучит нужные слова, описывающие важные состояния и желания;
  4. Способ доминирования в отношениях со сверстниками или взрослыми. Высокий уровень агрессивности в семейных отношениях, когда родители тайно или открыто конфликтуют, служит прямой причиной детской агрессии и стремления верховодить;
  5. Сигнал о нехватке положительных эмоций. Ребенок может «приносить» из семьи в детский сад или школу негативные эмоции, ожидания и страхи. Агрессия по отношению к сверстникам мотивирована желанием избавиться от неприятного и пугающего напряжения. Вместо того чтобы наказывать ребенка, загоняя в замкнутый круг страданий, мы должны его выслушать, пожалеть и успокоить;
  6. Проявление «праведного гнева». Сражаясь с моралистами, считающими, что «нормальный ребенок — это послушный ребенок», психологи предлагают различать агрессию и праведный гнев. Если для негодования и протеста есть объективная причина, например, кто-то из родителей в который раз не выполняет обещания посетить зоопарк, ребенок вполне объяснимо сердится.

Приведем два случая, в которых причины агрессивности детей неочевидны, и только помощь психолога помогла родителям увидеть внутренние мотивы поведения ребенка.

Драчун Миша: слишком много энергии

Мишке 5 лет, и он драчун. Он с удовольствием дает команды домашним, и те уже поняли, что иногда проще подчиниться, чем договориться. Тем не менее вся семья оказывает жесткое сопротивление Мишке. Общими усилиями, прибегая и к телефонным переговорам со строгим отцом, и даже к физическим наказаниям, все-таки удается уложить его спать днем и вечером, заставить убрать игрушки, валяющиеся по всему дому, и вести себя за столом тихо, подчиняясь общему режиму жизни в семье.

Поскольку проблемы начались с самого рождения, семья живет в тяжелом предчувствии патологии развития ребенка. К тому же нейролептики радикально снимают проблему сна. К моменту обращения к психологу родители уже поставили мальчика на учет к невропатологу и психиатру.

Что происходит . Для людей, которые обладают сильным холерическим темпераментом, характерны выносливость, напористость, высокий физический тонус, потребность в физиологическом удовлетворении, высокая возбудимость. Темперамент генетически задан. Его нельзя исправить, но можно научиться справляться с проблемной стороной.

Первое: холерики нуждаются в дополнительных физических нагрузках, им важно двигаться как можно больше. Если родители сдерживают, «стреноживают» ребенка, потребность в движении нарастает стремительно, и «разрядка» станет слишком яркой.

Второе: холерики экспансивны. Они не любят препятствий и стараются занять как можно большее пространство. Вот почему игрушки разбросаны везде.

Третья особенность: доминантность. Лучшие условия для холериков — иерархия, которая строится по принципу «кто сильней, тот и главней». Авторитет отца незыблем, а остальных членов семьи пробуют «на слабо». Мы не призываем к физическим наказаниям, но иногда нужно продемонстрировать силу, просто крепко схватив ребенка за запястье, или сломав у него на глазах палку, или изобразив угрожающую мину.

Дети с холерическим темпераментом чувствительны к сильным сигналам. Слабые стимулы, унылые разговоры о моральной стороне вопроса, просьбы пожалеть они не воспринимают серьезно. Тех, кто слабее их, они не слушаются. Дети-холерики нуждаются не столько в отдыхе, сколько в дополнительных нагрузках и напряжении. Они настоящие марафонцы.

Закаленный Сергей: слишком мало любви

Сергею 11 лет, он — младший подросток. Папа и мама хотели, чтобы он вырос самостоятельным сильным парнем, поэтому с самого начала решено было не баловать мальчика. Папа воспитывал сына как настоящего мужчину. Предполагалось, что школа даст образование, а в семье будут закалять характер. Мама целиком поддерживала папу.

Жалобы учителей на то, что мальчик ведет себя агрессивно, стали нарастать от класса к классу. Но того, что он начнет кричать на мать, обвинять ее в жадности, никто не ожидал. Впереди намечались стычки с отцом. С этими страхами мама Сергея обратилась к психологу.

Что происходит. Агрессия — это последняя попытка отправить родителям запрос на любовь, когда нет даже жалости. Три способа получить ответную любовь:

  • проявление нежности (ребенок ластится в надежде на ответную ласку);
  • скулеж и попытка выклянчить немного тепла в том случае, если родители забыли, что ребенка нужно обнимать и ласкать, или не считают нужным проявлять «телячьи нежности»;
  • пускание в ход кулаков, крики, проявление сильных эмоций в надежде получить хоть какой-то эмоциональный отклик.

Считать, что агрессия — это способ привлечь внимание к своей особе, блажь ребенка, неверно. Иногда агрессия уже отчаянный крик о любви, в которой дети нуждаются больше, чем взрослые. Холодные формальные отношения между родителями, когда все делается правильно, каждый занят по хозяйству и при этом в семье главенствует принцип экономии на всем, включая эмоции, приводят к тому, что ребенок не получает необходимого подкрепления, его эмоциональный «резервуар» пустеет. На первый план выступает дефицит любви, принятия, поощрения.

Не зная, как получить любовь (ластиться и клянчить предписано девочкам), мальчики чаще проявляют агрессию, прежде всего по отношению к самым близким людям, от которых они еще ждут ответа на вопрос: «Почему меня никто не любит?».

  1. Чтобы научить малыша до 4 лет совладать с сильными эмоциями, классическая психология вменяет родителям показать на примере кукол, животных, персонажей сказок, мультфильмов, других людей, как неприятно выглядит тот, кто злится и дерется. В сказках зло и агрессию персонифицируют Волк, Карабас-Барабас, Кощей...
  2. Чтобы научить ребенка распознавать эмоции и управлять ими, мы должны называть вслух его состояния и принимать их: «Я вижу, ты злишься!», «Ты грустишь? Я понимаю», «Мне тоже неприятно». Закон тут простой: разделенная с другими положительная эмоция увеличивается, а негативная уменьшается.
  3. Если вы сами впали в раж, отругали ребенка или кого-то другого при нем, покажите, как вы раздосадованы, извинитесь. Чем раньше вы объявите о своей ошибке, тем лучше. Дети быстро перенимают у родителей правила поведения в семье и обществе.
  4. Дети с повышенным уровнем латентной агрессии разряжаются через активные физические игры, упражнения, действия. Как только ребенок начнет заниматься силовыми видами спорта, или посещать бассейн, или играть в футбол, он станет сдержанным и внимательным к другим. Главное правило по-настоящему сильных людей: не обижать слабых, напротив, защищать тех, кто не может постоять за себя.
  5. Переключить внимание ребенка в состоянии агрессии помогут несколько способов:
    • сильный сигнал, который озадачит малыша, — это может быть звонок будильника, звук радио, включенного на полную громкость, короткий крик; за столом можно постучать ложкой по чашке или по тарелке;
    • неожиданное действие — выключите свет; поднимите малыша высоко вверх ненадолго, а затем опустите вниз; выйдите из комнаты, закрыв дверь;
    • предложение позвонить какому-нибудь известному человеку, на чье имя ребенок реагирует однозначно — с интересом. Прежде чем ребенок сообразит, что это шутка, он успокоится, а потом посмеется вместе с вами. Смех послужит позитивной разрядкой напряжения, с которым ребенок не смог справиться сам.
    Знание физиологии возбуждения помогает в воспитании: чтобы погасить один очаг возбуждения, нужно создать другой.
  6. Дети с навыками волевого поведения (после 7 лет) могут научиться специальным приемам управления эмоциями — точно так же, как взрослые. В состоянии возбуждения взрослый может ущипнуть себя за руку, сжать кулаки или эспандер, ухватиться за стул, поднять руки и сделать глубокий вдох, несколько раз громко хлопнуть в ладоши. Вспомните, что помогает вам совладать с собой, и поделитесь этим важным секретом с ребенком. Родители, признающиеся в небольших слабостях, становятся еще ближе детям.
  7. Если в состоянии агрессии ребенок обидел кого-то или сломал игрушку, то последствия придется устранять — извиняться, чинить. Когда ребенок успокоится, стоит вернуться к тому, что произошло. Почему он так поступил? Чего достиг? Как себя чувствуют те, кто был рядом? Хотят ли другие дети дружить со злым ребенком? Как можно исправить ситуацию? Как можно предупредить повтор? Социальные и психологические последствия дурных поступков всегда тяжелее физических. Люди важнее и сильнее вещей. «Починить» отношения труднее сломанных игрушек.
  8. Как наказывать за всплески агрессии? Изоляция и запрет на активные подвижные игры еще больше разозлят детей с сильным темпераментом. Они не любят подчиняться, могут затаить обиду или злобу. Более эффективный способ — дополнительная работа по дому.

Дети, как и взрослые, не очень любят убирать, мыть посуду, выносить мусор, стирать, однако понимают необходимость выполнения такой работы. Наказание рутинной, но полезной работой будет воспринято как справедливое и разумное.

Комментировать статью "Ребенок стал агрессивным. 6 причин агрессивного поведения у детей"

Здравствуйте! Спасибо за статью, нашла ответы на интересующие вопросы! 😊

10.07.2018 23:47:19, Любовь 26.11.2016 00:11:34,

Всего 2 сообщения .

Еще по теме "Агрессия у детей":

Агрессия ребенка!. Воспитание. Ребенок от 7 до 10. Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные...

Агрессия ребенка в 2 года к животным. Добрый день, родители. Прошу у вас помощи, в такой нелегкой для меня темы, как агрессия у ребенка к животным и старшему брату.

Почему ребенок агрессивный? Подскажите, что делать с агрессивным ребенком. В группе детского сада, возраст детей 3-4 года, есть мальчик который с самого начала ведет себя агрессивно по в Ребенок стал агрессивным. 6 причин агрессивного поведения у детей.

Агрессивное поведение приемного ребенка. Агрессия против себя самого: причины. - поколотить стол надувным молотком и т. д. Овчарова Р. В. предлагает использовать в целях коррекции агрессивного поведения детей. 6 причин агрессивного поведения у детей ".

Ребенок стал агрессивным. 6 причин агрессивного поведения у детей. Проблема агрессии у дочери. Дочке 9 лет, 3 класс. Очень агрессивна, с школе и во дворе других детей бьет только так. Её наказали за удар по лицу? Вы или воспитатель? агрессия 8 лет.

агрессия у малыша 2,5 лет. Детско -родительские отношения. Детская психология. Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики.

Я стала очень агрессивной и злой в. -- посиделки. Ребенок от рождения до года. Я стала очень агрессивной и злой в последнее время.Не устраивает меня все,хотя у меня есть то,что я хотела и хочу.Мне Ребенок стал агрессивным. 6 причин агрессивного поведения у детей.

агрессия в 1 классе. Нужна консультация психолога. Детская психология. агрессия в 1 классе. Учителя жалуются на агрессивное поведение ребенка.

агрессия 8 лет. ...затрудняюсь выбрать раздел. Детская психология. +1, поведение ребенка вызвано поведением папы. Не сравнивайте детей, у Вашего ребенка такого папы нет, и слава...

А агрессия у ребенка и дома проявляется, на любой запрет, абсолютно любой. У моего агрессивность уменьшилась на диете. Но мой не аутист, только аутичные черты.

Дочке 6,5 лет. С год уже замечаю, что она сильно грубит. с папой и со мной. Когда говорю ей, что это обидно, неприятно, некрасиво, она обижается, и просит прощения со слезами. Но через час может начаться все снова. Не давно увидела, что в детском саду с подругами она может вести себя так же. как будто желает этим выделиться. так как по характеру она не "Первый зайчик" на утреннике.

Виды агрессии у детей. Как исправить поведение агрессивного ребенка. Я почти 8 месяцев назад стала приёмной матерью девочки 6,5 лет. 6 причин агрессивного поведения у детей. Агрессивный ребенок: возраст, темперамент или сигнал родителям? Версия для печати.

Мамам гиперактивных и агрессивных детей. ...затрудняюсь выбрать раздел. Мамам гиперактивных и агрессивных детей. Совместное чтение книг, обязательное обсуждение прочитанного Ребенок стал агрессивным. 6 причин агрессивного поведения у детей.

Подскажите, что делать с агрессивным ребенком. В группе детского сада, возраст детей 3-4 года, есть мальчик который с самого начала ведет себя Драться в том числе (возможно бывал бит, но ни разу не жаловался и всячески скрывал 6 причин агрессивного поведения у детей.

6 причин агрессивного поведения у детей. Стал агрессивным где-то после 1,5 лет. Часто бьет кота, родителей, детей. агрессии. 5. не воспринимает окружающих, как чувствующих людей - обращать внимание ребенка на любое проявление эмоций у него и у окружающих его людей.

Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Агрессия в 4,5 года - что делать? Мальчик 4,5 лет, всю жизнь бывший абсолютным ангелом, стал...

Агрессивное поведение у детей может ставить в тупик даже опытных мам и педагогов. Оправдать его малым возрастом, капризами или недомоганием получается не всегда. Бывает, что агрессия у малыша становится нормой и его неохотно встречают на детской площадке другие дети. Чтобы помочь ребенку справиться со своими эмоциями, взрослым важно понять причины враждебности по отношению к окружающему миру.

Чтобы ребенок мог стать полноценной частью детского коллектива, родителям важно проанализировать причины агрессивного поведения

Причины агрессии

Во время приступов детской агрессии близким следует соблюдать спокойствие и выдержку. Важно поставить себя на место малыша и понять, что он чувствует. Проще всего это сделать, если задаться вопросом: «Почему моему сыну (дочери) сейчас настолько плохо, что ему (ей) хочется что-то швырнуть или разбить, кого-то ударить?». Причин агрессивного поведения не так много:

  • страх и тревога в ответ на ощущение опасности, исходящее от окружающего мира;
  • отстаивание своих прав;
  • желание стать независимым и самостоятельным;
  • невозможность удовлетворить какое-то желание;
  • запреты взрослых.

Борьба с враждебным поведением не должна сводиться к усмирению юного бунтаря любой ценой. Прежде всего, он нуждается не в наказании, а понимании, заботе и помощи. Проще навесить ярлык: «неуправляемый», « », но это будет неправильно. Остудить пыл маленького агрессора способна всего одна правильная фраза. Например, «мне не нравится твое поведение», «давай подумаем, можешь ли ты высказать, что тебя тревожит, по-другому» или «взрослые дети так себя не ведут».

Психологи ищут истоки агрессивного поведения в воспитании первых лет жизни. Они советуют либо игнорировать гневное поведение, либо подвергать непослушных бунтарей соответствующему наказанию. В первом случае родители «не замечают» враждебности, но активно поощряют хорошие поступки. Этот способ эффективен только в раннем детском возрасте и он действительно приводит к постепенному угасанию гнева.



Обязательное поощрение хороших поступков – отличный способ нивелировать излишнюю агрессию ребенка

Влияние микроклимата в семье

Домашнее окружение (родители, бабушки, дедушки) – эталон, по которому младшее поколение строит поведение.

  • Менее агрессивны ребята, родители которых не проявляли в их отношении ни снисходительности, ни серьезных наказаний. Их правильная позиция – осуждать враждебность, открыто говорить об этом с детьми, обходиться без строгих наказаний в случае проступков.
  • Наоборот, дети склонных к телесному наказанию родителей перенимают у них пример гневного поведения. Чувствительные к родительской строгости малыши быстро учатся подавлять враждебные импульсы в их присутствии. Зато вне дома они становятся нервными, выбирают слабую жертву коллективе и отыгрываются на ней.
  • Если наказания вызывают физическую боль или сильно расстраивают, малыши могут забыть их причину, и не усвоить правила приемлемого поведения. Под давлением взрослых они сильно меняются, но повинуются только тогда, когда за ними пристально следят.

Когда проявляется детская агрессия?

Когда малыш не испытывает чувства страха и нужды, ему комфортно. Он спокойно играет с детьми или фантазирует о чем-то. Враждебность по отношению к взрослым, сверстникам, окружающей среде у него возникает в таких случаях:

  • его бьют, над ним издеваются;
  • злые шутки и подколы в адрес ребенка;
  • родительское пьянство и дебоши;
  • недоверие родителей;
  • ревность по отношению к одному из членов семьи;
  • для друзей ребенка закрыт вход в дом;
  • чувство ребенка, что его не любят, игнорируют;
  • недоверие родителей ребенку;
  • чувство незаслуженного стыда;
  • настраивание против ребенка его братьев и сестер.


Очень часто причиной агрессии становятся физические наказания ребенка родителями

В воспитании молодого поколения рекомендуется избегать крайностей. Одинаково плохо отражаются на формировании личности предоставление полной свободы и гиперопека. Чрезмерная опека над детьми обычно приводит к инфантилизму, неспособности противостоять стрессовым ситуациям, нормально общаться со сверстниками. Инфантильные ребята часто становятся жертвами агрессии со стороны других детей.

В чем выражается детская агрессия?

Агрессия у детей – эмоциональная реакция на происходящее. Она не плоха сама по себе, поскольку дает ощущение силы, позволяет отстаивать свои интересы и защищать близких людей. Другое дело агрессивность – предрасположенность к нападению, разрушительным действиям, враждебное реагирование на нежелательные перемены. Агрессивное поведение ребенка выражается в следующем:

  • он чувствителен, часто обижается;
  • обвиняет в своих ошибках других;
  • отказывается выполнять правила;
  • идет на открытый конфликт с детьми;
  • ищет повод для ссор и мелких стычек;
  • реагирует на действия и замечания окружающих, теряет над собой контроль (плачет или проявляет враждебность).

При любом гневном проявлении со стороны ребенка детский педиатр Комаровский рекомендует родителям показать, что они сильнее. По его мнению, агрессия – способ продемонстрировать превосходство над старшими, что не должно оставаться незамеченным. Лучшим решением Комаровский считает семейный визит к детскому психологу, который проанализирует ситуацию и проведет лечение.



Агрессивный ребенок не избегает прямых конфликтов, а наоборот идет в них без тени сомнения

Виды агрессии

Агрессия у детей во многом зависит от темперамента. Малыши-сангвиники учатся договариваться. Флегматики и меланхолики сильно обижаются. Холерики проявляют гнев часто и в полной мере. Психологи выделяют такие виды агрессии:

  • физическая (нападение) – сила используется против человека, животного, неодушевленного объекта;
  • прямая – направленная против конкретного субъекта;
  • инструментальная – средство достижения определенной цели;
  • вербальная – выражение негативных чувств через крики, визги, ссоры, ругань, угрозы;
  • враждебная – ставит цель причинения физического или морального вреда интересующему объекту;
  • косвенная – злобные шутки, сплетни в адрес определенного лица, взрывы ярости, топанье ногами, битье кулаками по столу.

Какова бы ни была причина и вид агрессии, малыш попадает в замкнутый круг. Испытывая недостаток любви и понимания, он отталкивает своим поведением окружающих, вызывает неприязнь. Это усиливает его ответные негативные эмоции, поскольку дитя не знает, как можно потребовать внимания по-другому.

Недружественное отношение окружающих возбуждает в ребенке чувство страха и гнева. Его поведение считается асоциальным, но на самом деле является отчаянной попыткой создать связь с близкими людьми. До проявления явной агрессии ребенок выражает свои желания в более мягкой форме. Поскольку они остаются незамеченными, проявляется враждебное поведение.



Сильная обидчивость тоже является симптомом подавленной агрессии

Агрессия и возраст

Наиболее частые проявления агрессии встречаются у маленьких детей. Отчаяние и злость можно обнаружить уже в плаче грудного младенца, которому отказано во внимании. Детей 2-7 лет легко обидеть, обмануть, и своим гневным поведением они выражают реакцию на происходящее. Проявляясь в младенчестве, агрессия растет в течение дошкольного периода и постепенно переходит на убыль. При правильном воспитании подросшие ребята могут понимать поступки и чувства окружающих.

Если родители не реагируют на всплески раздражительности и враждебности отпрыска, такое поведение переходит у него в привычку. В этом случае очень скоро ребенок не сможет вести себя иначе, что осложнит общение со сверстниками и старшим поколением. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста проявляется по-разному. Его основные признаки таковы:

  • в 2 года малыши кусаются, выражая права на свои вещи и переживания по поводу отсутствия внимания со стороны взрослых (подробнее в статье: );
  • в 3 года дети кусаются, дерутся, бросают друг в друга вещи и игрушки (рекомендуем прочитать: );
  • у 4-х летнего ребенка агрессия ослабевает после кризиса трехлетнего возраста, но при вторжении на свою территорию в саду и на площадке он нападает первым (рекомендуем прочитать: );
  • подросшие 5-летние мальчики продолжают выражать агрессию в физической форме, а девочки придумывают обидные прозвища и игнорируют дружбу;
  • 6-7-летние дети знакомы с чувством мести, могут выражать страх и обиду.

Для профилактики агрессии важно создать в доме атмосферу теплоты, заботы, взаимной поддержки. Уверенность в родительской любви и защите помогает ребенку взрослеть и становиться успешной личностью. Чем более уверенным в себе он станет, тем меньше в нем останется эгоизма, тем реже его будут посещать негативные эмоции. Требования взрослых по отношении к своим наследникам должны быть разумны и дети должны понимать, чего от них ждут.



Если в семье царит атмосфера тепла и взаимной поддержки, дети вряд ли станут проявляться агрессивно

Как бороться с агрессивным поведением ребенка?

Внимание к сыну или дочери – первый шаг на пути в борьбе с агрессией. Родители хорошо знают своего ребенка и часто могут предотвратить внезапные вспышки гнева. В отношении физической агрессии это сделать проще, чем в отношении вербальной. Когда ребенок надул губки, сузил глазки или по-иному выразил закипающие эмоции, его следует отвлечь от негатива криком, интересным занятием, удержать за плечи или отвести руку.

Если агрессивный порыв не удалось предотвратить, важно объяснить ребенку, что его поведение некрасиво и неприемлемо. Провинившегося следует сурово осудить и заставить убрать причиненный разгром, а объект вражды окружить вниманием и заботой. Тогда агрессивный ребенок поймет, как он проигрывает от своего поведения и будет более внимателен к советам старших.

Поначалу ребенок будет отвергать замечания взрослых, отказываться убирать за собой и признавать вину. Рано или поздно фраза «если ты достаточно большой чтобы все порушить, то и убрать за собой ты тоже можешь» будет им осмыслена. Уборка сама по себе – не наказание. Довод, что «большой» мальчик должен нести ответственность за поступки, сильнее повлияет на ребенка. После уборки важно поблагодарить маленького помощника.

Снижение словесной агрессии

Вербальную (словесную) агрессию предотвратить сложно и реагировать придется после того, как обидные фразы сказаны ребенком. Желательно их проанализировать и попытаться понять переживания отпрыска. Возможно, он не знает, как по-другому выразить эмоции или же хочет испытать превосходство над взрослыми. Когда враждебно настроенный и нервный ребенок оскорбляет других детей, взрослые должны рассказать им о том, как достойно дать отпор.

Большинство агрессивных поступков в подростковом возрасте совершается в результате эмоционально напряженных ситуаций. Ребят выводит из себя повелительный тон, демонстрация силы и власти, фразы наподобие: «учитель всегда прав», «делай, как тебе велено». В ситуациях, когда родители требуют полного подчинения или поучают, они нередко ведут себя враждебно.

Работа взрослых состоит не в демонстрации превосходства, а в снижении враждебности и предотвращении конфликтов. Лучший способ – установить с подростком обратную связь с помощью психологических приемов. Желательно вскрыть мотивы агрессии («ты стремишься меня обидеть?»), выразить свое отношение к происходящему («я не заслужила, чтобы ты так со мной разговаривал»). Устанавливая эмоциональную связь, важно проявить заинтересованность, твердость и доброжелательность, разобрать конкретные поступки, а не личность в целом.

Эмоциональные и критические замечания со стороны взрослых вызовут еще больший протест и раздражение. При общении с подростком читать нравоучения не следует. Важно уведомить его о негативных последствиях поступков, обсудить пути выхода из ситуации.

Пример конструктивного поведения – умение слушать и понимать оппонента, позволять ему высказывать свое мнение, будет полезен ребенку. Общаться и давать ему рекомендации желательно не на ходу, а в спокойной доверительной обстановке. Взрослым важно продемонстрировать доверительное отношение к проблемам сына или дочери, признать детские чувства («…понимаю, как тебе обидно»). Нелишними будут паузы, которые помогут успокоиться, и чувство юмора.



Обсуждая тему агрессии с ребенком, не нужно переходить на личности – говорят лишь о поступках или проявлениях

Игры для агрессивных детей

Снизить немотивированную агрессивность ребенка позволят мероприятия, на которых он сможет понять, что есть иные способы привлечения внимания и проявления силы. Чтобы казаться старше и взрослее, ему не обязательно самоутверждаться за счет слабых, а недовольство чем-либо выражать плохими словами. Психологи рекомендуют детям такие способы выплескивания негативных эмоций:

  • рвать на кусочки листик бумаги, который всегда есть в кармане;
  • громко покричать в «мешок крика»;
  • побегать и попрыгать на стадионе, игровой площадке, в спортивной секции;
  • периодически выбивать коврики и подушки (полезно для драчунов);
  • бить боксерскую грушу;
  • проговаривать свои чувства («я расстроен», «я злюсь»), как учат взрослые.

Игры с водой

Созерцание водоемов, наблюдение за жизнью обитателей аквариумов успокоит даже самого отчаянного бунтаря. Рекомендованы познавательные и активные игры с водой:

  1. После дождя побегать по лужам. Главное чтобы ребенок был здоров и надел непромокаемую обувь.
  2. Переливание жидкости из одной емкости в другую. Занятие позволит сосредоточиться и охладит гневный пыл.
  3. Кидать камни в любой водоем. В это время важно быть рядом, следить за безопасностью игровых маневров.
  4. Детская рыбалка, которую можно устроить в тазике или ванне. Достаточно купить набор рыбок на магнитах и удочку.
  5. или аквапарка. Эти удовольствия зависят от материальных возможностей взрослых, но они помогают маленькому агрессору получить заряд позитива и выплеснуть энергию.
  6. В летнее время – дворовые игры с водным пистолетом. Они позволят проявить активность и освежат в летний зной.
  7. Устраивать волны в ванной во время купания. Чтобы вода не расплескалась по полу, следует использовать шторки и наливать половину ванны.
  8. Устройство мини-бассейна во дворе в летнее время. Ребята могут кидать в него игрушки, сдувать кораблики, плескаться друг другу в лицо. Важно пристально следить за безопасностью во время игр.


Водная стихия прекрасно снижает тревожность и агрессию, помогает ребенку избавиться от лишней энергии

Игры с сыпучими материалами

Игры с песком и крупами формируют усидчивость и помогают бороться с внутренним напряжением. Материалы можно давить, мять, бросать, наблюдая за результатом. Сыпучие атрибуты игры послушно принимают любую форму и выдерживают грубое человеческое воздействие. С их помощью дети выплескивают чувства и не переживают за результат. Распространенные игры с песком:

  • просеивание через сито или мельницу с ситом;
  • закапывание в песок фигурок;
  • работа по строительству замков;
  • выкладывание картинок из цветного песка.

Творческие игры

После гневного всплеска (выраженного в физической или эмоциональной форме) следует дождаться, когда чадо успокоится. Не давая оценок поведению, нужно попросить его записать или нарисовать свой гнев и чувства «жертвы», которую он ударил или оскорбил. Важно не стесняться эмоций, и описать все как было («я хотел его ударить», « у меня внутри все бурлило»).

Проанализировав эти записи и поставив себя на место другого человека, дитя постепенно научится контролировать поведение, станет прислушиваться к чувствам людей. Рисуя агрессию, малыши часто используют черный, фиолетовый, бордовый цвет (подробнее в статье: ). Анализируя картинку вместе с ребенком, можно попросить его добавить детали, сделать рисунок веселым. Например, нарисовать добрых человечков, радугу, яркий салют, звезды. Прием научит маленького агрессора, как можно управлять своими чувствами.



Предложив ребенку выразить свои чувства через творчество, можно понять корень проблемы и переосмыслить ее вместе

Агрессивное поведение поддается корректировке

Родителям и педагогам важно показать агрессивному ребенку, как точно оценивать свое эмоциональное состояние и вовремя реагировать на сигналы, которые подает тело. Верно расшифровывая его послания, ребенок сможет контролировать свои эмоции и предотвращать конфликты. При воспитании агрессивных детей работа родителей и учителей ведется по трем направлениям:

  1. консультации и обучение проблемных ребят конструктивному поведению, приемлемым способам выражения гнева;
  2. помощь в освоении методики, которая позволяет владеть собой во время вспышек гнева;
  3. формирование способности к сочувствию и сопереживанию.

Коррекция поведения приведет к положительному результату только при систематической работе с ребенком Непоследовательность и невнимательное отношение к детским проблемам могут лишь ухудшить ситуацию. Терпение, понимание, регулярная отработка навыков общения с окружающими – вот что поможет родителям снять агрессивность сына или дочери.

Детская агрессия - явление вполне закономерное и естественное. Американский психолог Паренс считает, что принципиально невраждебная форма поведения обнаруживается уже со второго месяца жизни ребёнка. Ребёнок ведёт себя агрессивно, чтобы самоутвердиться или совершенствовать свой опыт. Такой тип агрессии является важной мотивировкой для самоутверждения и побуждает к необходимой конкуренции в мире, что изначально не является деструктивным.

Годовалый малыш может в сердцах ударить по ложке каши, которую ему не хочется есть. А полуторагодовалый - шлёпнуть по лицу мать, если та настаивает на прогулке, а малыш увлечённо возится на ковре с машинкой. И в данном случае надо уметь уже изначально правильно отреагировать на первые вспышки агрессии, гнева и насилия со стороны ребёнка. Если во время не пресечь попытки деструктивной агрессии, то практически в 100 % случаев родители этим создают дополнительные проблемы, как себе, так и ребёнку.

Часто родителям кажется, что учить сдерживать эмоции трехлетнего карапуза бессмысленно. Это - более чем странная позиция, так как основы поведения в обществе должны закладываться изначально, а не спускаться с неба накануне школы. Недаром на Руси говорили, что «учить надо, пока поперёк лавки лежит, а как вдоль вытянулся - уже поздно».

Дети-агрессоры, как правило, оказываются изгоями в детском саду, а потом - и в младших классах. В поисках общения они либо начинают навязывать дружбы силой (а такие взаимоотношения изначально непрочны, так как основаны на страхе) или же объединяются с детьми с аналогичным темпераментом и эмоциональным миром, что приводит к асоциальному поведению. Ведь для того, чтобы иметь авторитет в такой компании, нужно постоянно доказывать, что ты - сильнее и безрассуднее остальных.

Непонятно почему многих мамочек умиляет, когда двухлетний малыш в попытке самоутверждения лупит маму кулачками по рукам и ногам. Они считают, что с возрастом такое поведение само собой нейтрализуется. Но само собой никогда ничего не происходит. Усвоив в детстве опыт, что маму можно бить, ребёнок переносит эту модель на девочек-одноклассниц, на подругу, позже - на жену и детей.

Причины детской агрессивности условно можно подразделить на несколько групп:

- причиной выступает модель деструктивного поведения родителей.
- причиной выступает стрессовая ситуация
- причиной выступает неправильная реакция родителей на проявления деструктивной агрессии или неправильное отношения родителей к ребёнку.
- причиной выступает психопатологические и неврологические отклонения в формировании мозга и психики.
Итак, если вы решили бороться с агрессией ребёнка, обратите, прежде всего, внимание на собственное поведение и поведение домочадцев. Ведь первая причина агрессии у детей лежит в природе социализации, когда ребёнок копирует поведение взрослых. Агрессивность в данном случае - это не свойство психики ребёнка, а перенятая у взрослых модель поведения. Как лично вы справляетесь с собственной агрессией? Как ребёнок узнаёт, что вы разозлились или расстроились? Если он часто наблюдает, как мама проявляет своё отношение к чему-либо, хлопая дверью или бросая в стену тапочки - то он будет считать агрессивную модель поведения нормой. Если папа бьёт маму, а мама считает само собой разумеющимся за любой проступок шлёпать ребёнка - то вам нужно сначала научиться справляться с собственной агрессией, нормализовать обстановку в семье.

Дайте ребёнку понять, что все имеют право на плохие эмоции, но для выражения злости нельзя бросаться на человека с кулаками. Научите ребёнка проявлять своё недовольство словами. Когда ребёнок близок к тому, чтобы разозлиться, скажите ему: я вижу, что ты сейчас расстроен и зол. Давай разберёмся, что ты чувствуешь и почему. Как правило, негатив, облечённый в форму слов, снимает напряжение. Если часто повторять такое упражнение, то постепенно для ребёнка станет нормой словесное выражение отрицательных эмоций.

Часто родители говорят: он не понимает слова, а всыпишь, как следует, становится как шёлковый. Странно, что в 21 веке приходится пояснять взрослым образованным людям, что физическое наказание порочно по своей природе. Давайте признаемся, что шлёпают ребёнка не для воспитательных целей, а потому что взрослый умный человек не смог справиться с всплеском эмоций. Разве мало способов ненасильственного решения проблем? Метод конкуренции, переключения внимания, метод естественных последствий, лишения его каких-то привилегий (прогулки, просмотра мультфильма), метод тайм-аута или «стула наказания», метод традиционного общения и пояснения, в конце концов. Если же вы чаще всего в ответ на непослушание шлёпаете ребёнка, то этим вы подписываетесь с том, что не смогли найти слов, чтобы объяснить ребёнку, как надо правильно поступать.

История криминалистической психиатрии свидетельствует, что среди убийц и маньяков, отличавшихся особой жестокостью, 97% выросли в семьях, где нормой было именно физическое наказание. Именно поэтому эти люди подсознательно считали, что физическая форма воздействия на неугодных людей (вплоть до убийства) является нормальной.

Не стоит утрировать, что от малейшего физического наказания у ребёнка нарушится психика, это не так. Нет ничего особенного, если раз в два месяца вы не смогли сдержаться и легко шлёпнули по попе ребёнка. Страшно, когда битьё становится нормой воспитания. Так закрепляется, что сильный имеет право лупить слабого.

Научитесь сами выражать свои эмоции не пинками и шлепками. Научитесь сами вслух говорить: «я недовольна твоим поведением, ты очень меня разозлил непослушанием, я просто вне себя от гнева. Поэтому, скорее всего, мне не захочется вечером читать тебе сказку». Кстати, отмечено, что для агрессивных людей выразить своё отношение в словах очень сложно, особенно в разговоре с детьми.

Но часто родители не видят, что показывают детям модель агрессивного поведения. Мол, мы же не бьём ребёнка, не бьём друг друга. Почему это, наше поведение считается агрессивным? Понятие агрессии гораздо шире, чем представляется изначально. Вот, например, бегает по улице с палкой двухлетний малыш - он гоняет голубей, а бабушка благосклонно смотрит на это. Почему? Потому что все равно не догонит? А если в следующий раз ребёнок так побежит на бабушку?

Если на этапе раннего развития, до 2-2,5 лет агрессивное поведение детей не пресечь и не переключить внимание к иным способам проявления своей уникальности, то агрессивная модель переходит в область осознанной реакции. Это и есть третья причина детской агрессивности.

Родители могут «запустить» механизм агрессивности ребёнка, постоянно принижая его. Если ребёнок подвергается в семье систематическим унижениям, то в стремлении к преодолению чувства собственной неполноценности, он рано или поздно попытается любыми путями доказать взрослым, что достоин иного. Через агрессию прольётся желание продемонстрировать, что его положение с системе социерархии выше, что он достоин иного отношения, большей степени доверия либо самостоятельности. Агрессия подобного рода похожа на извержение вулкана: она тихо клокочет в глубине детской души, а потом от какого-то небольшого толчка лавинообразно прорывается. Такая агрессия свойственна детям, которые долгое время пребывали в авторитарном обществе, где их мнение не учитывалось.

Бывает, что в семье ребёнка нет агрессивных родственников, но малыш при этом становится настоящим деспотом. Наиболее частая причина такой «непонятной» агрессии - это «грозовая» атмосфера в доме. Например, когда родители находятся в ссоре и практически не общаются. Или когда в гости приезжает свекровь, у которой натянутые отношения с мамой ребёнка. Хотя очевидного проявления негативных эмоций в семье нет, дети, как радары, чувствуют напряжённость между родственниками и разряжают её собственным деструктивным поведением.

Стрессовая ситуация часто провоцирует агрессию детей. Например, причиной агрессии может послужить резкая разница в воспитательных мерах. Так после воскресных посещений бабушки и дедушки трёхлетняя Алиса всегда становилась капризной и раздражительной. Причиной этого была, как ни странно, большая любовь бабушки и дедушки. Родители воспитывали дочку более строго, а у деда и бабы девочке позволялось то, что было категорически нельзя дома: она смотрела часами мультики, ела много шоколада, ложилась спать, когда хотела, получала бесконечные подарки и т.д. Дома девочка начинала неделю с того, что перестраивалась с вольготного житья у бабушки. А недовольство выражалось в виде вспышек агрессии.

У большого количества детей вспышки агрессии совпадают с началом посещения детского сада или школы. Мама первоклассника Дениса жалуется:

Он у нас был всегда милым домашним мальчиком, не скандалил, никаких проблем не было. В садик не ходили, нам были не нужны эти инфекции и уравниловка. А вот пошли в школу - как подменили! Учительница жалуется: скандалит, постоянно противоречит, не слушает, на переменах дерётся. А недавно сильно побил из-за какого-то пустяка одноклассницу, которая на голову его ниже!

В домашней обстановке ребёнок - царь и Бог, ему могут пойти на уступки и пожалеть. В школе ребёнок перестаёт быть центром маленького мирка. И это задевает, особенно если преуспеть в знаниях не удаётся. Если не удаётся достичь уважения умственными достижениями, то остаётся только один способ самоутверждения: с помощью кулаков заставить с собой считаться.

Здесь агрессия используется как механизм самозащиты, когда ребёнок видит реальную угрозу в свой адрес. Отметим, что такая реакция свойственна для неуверенных детей с несколько заниженной самооценкой, так как для них агрессия подменяет собой смелость. Как правило, через повышенную форму агрессии выражаются дети, недополучившие в раннем детстве материнской ласки или не чувствующие за своей спиной реальную помощь со стороны взрослых.

Психологи настоятельно рекомендуют, даже если есть возможность не водить ребёнка в детский сад, обязательно отдать его туда хотя бы полгода до школы. Опыт социализации должен быть приобретён ещё до школы, причём посещения спортивной секции или двухчасовых занятий в развивающем клубе - недостаточно. Нужны полноценные игры в среде сверстников под присмотром взрослых, тогда у ребёнка есть возможность приобрести опыт выяснения отношений в различных комбинациях.

Часто малыш становится агрессором, если происходит в семье что-то непонятное для него, на что ребёнок не может повлиять или просто не знает, как реагировать. Например, рождается второй ребёнок. Обычно уже 2-хлетка отлично понимает, что причина изменений в семье - это появление новорожденного. К сожалению, мне приходилось сталкиваться со случаями невиданной агрессии в сторону младенца со стороны старшего ребёнка: старшие дети били малыша по голове игрушками, скидывали на пол с дивана, пытались ударить лыжной палкой…Увы, был и ужасающий случай, когда шестилетняя девочка выбросила новорожденного братика из окна. Бороться с такого рода агрессией очень тяжело, её необходимо гасить ещё до явного проявления.

У вас не возникнет сильных проблем с ревностью, если вы заранее расскажите старшенькому, как хорошо, когда в семье есть много детишек. Хорошо, если вы покажите ребёнку картинки с малышами, сходите вместе покупать какие-то вещи, привлечёте ребёнка к выбору имени для «лялечки» или установке малышковой кроватки. Если же новый малыш сваливается на старшего ребёнка как снег на голову, то старший ребёнок обязательно начинает борьбу за внимание мамы.

Зачастую, выяснить, не является ли причиной агрессии стрессовая ситуация, в состоянии только специалист. И, конечно, только специалист поможет, если у ребёнка специфические отклонения в психике.

Признайте, что ваш ребёнок - полноправный член семьи. И его мнение надо учитывать при любых масштабных переменах.

Что же делать маме на начальном моменте борьбы с детской агрессивностью, как реагировать на вспышки ярости?

Если ребёнок поднимает на вас руку, перехватите её и строго скажите, глядя прямо в глаза: «мне очень не нравится, когда меня бьют, поэтому я никому не разрешаю так со мной поступать и тебе тоже не разрешу». Не факт, что ребёнок поймёт это с первого раза, особенно если раньше ему позволялось всех бить. Но раза с 10 начнёт происходить осознание.

Если ребёнок швыряет в гневе игрушку, поднимите её, верните ребёнку и строго скажите, что игрушкам не нравится такое обращение, что она может сломаться. Если ребёнок вторично швыряет игрушку - изымите её на день-два. Скажите, что игрушка на него обиделась и попросила её убрать от мальчика, который делает ей больно. Если ребёнку года два-три, попросите тут же погладить игрушку, а то она больше не будет играть со своим хозяином. Как вариант: ой-ой, кукле больно, её Катя на пол бросила! Теперь куклу надо лечить, у неё большой синяк на руке, Ну-ка, Катя, неси вату, бинты и крем - будем нашу куклу лечить. Заверни её в простынку, покачай…

Такой приём переключает ребёнка с деструктивной модели поведения на позитивную - пожалеть, проявить сострадание.

Если ребёнок замахивается на младшую сестричку, остановите его руку, потом строго скажите детям, что раз они не умеют играть друг с другом, то будут играть отдельно. Разведите детей по разным комнатам. Если спор был из-за игрушки - уберите её. Не начинайте выяснение, кто первый начал, так как это приводит к зарождению ябедничания.

Накажите строгостью тона и изыманием игрушки обоих провинившихся - за то, что они оба не смогли найти компромисс. Точно также надо разряжать ситуацию, когда виноват младший ребёнок. Часто младшие дети, видя, что в основном виноватым во всех конфликтах считают старшего ребёнка, специально провоцируют старшего на скандалы и проказы. Именно поэтому не говорите старшему ребёнку «ты старше, должен понимать» или «ты старший, обязательно уступи малышу».

Если ребёнок постоянно грубит бабушке, ограничьте их общение на некоторое время. Ребёнку спокойно объясните, что так как он огорчил бабушку, вёл себя грубо, обзывался и т.д., то больше с бабушкой общаться не получится. Очень жалко, потому что только бабушка покупает своему внуку киндер-сюрпризы, а ещё бабушка собиралась повести своего любимого малыша в парк покататься на аттракционах… Ну, раз вы дружить с бабушкой не умеете, то бабушка будет дома у себя сидеть, а ты - у себя.

Постоянно показывайте ребёнку неагрессивную модель поведения, учите состраданию. Представьте, что ребёнок хочет погладить уличного котёнка. Неправильная, агрессивная модель поведения в этой ситуации - закричать «не трогай, он заразный», отпихнуть котёнка, утащить силком за руку ребёнка в сторону. Правильная модель поведения заключается в том, что надо пожалеть котёнка: «смотри, какой он несчастный, как ему плохо. Давай, сходим домой и принесём ему кусочек колбаски! Но трогать котёнка или уносить его отсюда мы не будем. Представь, тебя начнёт трогать и уносить куда-то чужая тётя! Ты ведь испугаешься. Вот и котёнок испугается, если мы его будем трогать. К тому же, это может не понравиться его маме-кошке! Мы же не хотим огорчать маму-кошку!»

Учите ребёнка выражать свои эмоции в словах: «я недоволен», «мне грустно», « я разозлился», «мне неприятно» и т.д. Если ребёнок ещё мал, озвучьте это за него: «я тебя понимаю, Саша, эта машинка очень красивая, и тебе очень хочется эту машинку. Но я не могу тебе её купить, потому что забыла деньги дома (показываете пустой кошель). Я вижу, тебе грустно, что я не куплю эту машинку, ты даже на меня разозлился. Мне тоже жалко, что мы не сможем купить эту машинку, зато я тебе предлагаю пойти покататься на качелях.»

В этом случае, правда, вам придётся до конца прогулки никому и ничего не покупать, чтобы не получилось, что вы обманули ребёнка.

Агрессивность свойственна человеку. В этилологическом подходе (К.Лоренц) утверждается, что агрессия - это неотъемлемая часть человеческой сущности, её природа - во врождённом инстинкте борьбы за выживание. Однако это не означает, что человек не может научиться управлять своей агрессивностью. И учить этому должны ещё в детстве самые близкие люди.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх