Интерактивная стена как элемент предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. Красивое оформление и украшение группы в детском саду своими руками: идеи осеннего, зимнего, весеннего и летнего оформления, младшей, ясельной, средней и

Светлана Владимировна Могильникова
Интерактивная стена как элемент предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении

В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования есть требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования , в том числе требования к организации и обновлению предметно-развивающей среды дошкольного учреждения . Важно правильно подойти к вопросу создания предметно-развивающей среды .

Правильно организованная предметно-развивающая среда в группе предоставляет каждому ребёнку равные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего развития.

Накануне каждого учебного года перед воспитателями стоит задача – как оформить групповую комнату, чтобы в ней было не только уютно, но и интересно детям . Так как воспитанники проводят в ДОУ большую часть своего времени, важно, чтобы они хотели приходить сюда снова. Каждый день дети должны чувствовать себя здесь комфортно и узнавать много нового. Чтобы решить эту задачу, можно использовать готовое игровое оборудование и материалы или создать элементы для украшения группы своими руками. Однако даже содержательно-насыщенная среда в группе не будет развивающей, если дошкольники не смогут проявить в ней свои творческие способности, познавательную активность, самостоятельность.

Хочу познакомить вас с интерактивной стеной , которая возьмет на себя часть нагрузки и будет дополнять предметно-развивающие уголки .

Что же такое интерактивность ?

Понятие «Интерактивность » к нам пришло из английского языка (interaction - «взаимодействие» ). Оно означает возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем-либо.

Интерактивная стена дает возможность взрослому и ребенку совместно участвовать в создании окружающей среды , которая может изменяться и легко трансформироваться. Интерактивная стена - это своеобразный живой экран , представляет собой абстрактную картину, разделенную на несколько зон :

Зона познавательного развития,

Социально-коммуникативная зона,

Зона художественно-эстетического развития.

Интерактивная стена представляет собой рисунок – небольшой городок на трех холмах. Посреди них раскинулась яркая радуга. Веселый паровозик везет детям что-то интересное .

Три холма визуально разделяют стену на три зоны , которые соответствуют образовательным областям :

«Городок» – познавательное развитие;

«Паровозик» – социально-коммуникативное развитие;

«Радуга» – художественно-эстетическое развитие.

«Городок» . Воспитанники младшего дошкольного возраста под руководством воспитателя, а дети старшего дошкольного возраста самостоятельно обустраивают данную зону. Они подбирают и размещают элементы социальной инфраструктуры : здания, улицы, светофоры, людей разных профессий. Затем моделируют реальные ситуации, разыгрывают их.

«Паровозик» и связующий элемент – сезонные деревья . В соответствии с содержанием образовательной деятельности воспитатель подбирает и размещает необходимый демонстрационный материал в вагоны паровоза, с которыми в дальнейшем работают и педагог, и воспитанники. Например, ставит в вагончики карточки с буквами, цифрами и обучает детей грамоте и счету.

«Радуга» . На качелях радуги воспитатель размещает тематический элемент : например, символ предстоящего праздника или тематическую поделку.

Работа с интерактивной стеной предполагает постоянное общение : детей друг с другом, воспитанников и педагога. Воспитатель в процессе игры, обсуждения какой-либо темы просит детей высказываться развернуто, описывать элементы стены . Таким образом , педагог параллельно решает задачи еще одной образовательной области – речевого развития.

Какие задачи решает интерактивная стена

Интерактивная стена решает важные задачи :

Создает условия для игровой, познавательной, творческой активности детей;

Позволяет изменять предметно-пространственную среду с учетом образовательной ситуации ;

Развивает внимание, память, мелкую моторику, речь, зрительное и слуховое восприятие, воображение , творческое мышление дошкольников ;

Обеспечивает эмоциональный комфорт в группе.

Интерактивная стена позволяет разнообразить оснащение группы , сделать ее привлекательной для детей. Динамический ряд, который демонстрируется на интерактивной стене , воздействует на сознание и воображение воспитанников . С помощью стены педагог и дети могут создавать оригинальные интерактивные игры и презентации . Ее можно использовать на занятиях по ФЭМП, обучению грамоте, развитию речи, изобразительной деятельности , – каждый элемент представлять в новом образе . Интерактивная стена помогает педагогу ненавязчиво закрепить и расширить полученный детьми опыт, сделать образовательную деятельность яркой и динамичной, при этом проявить педагогическое мастерство.

Публикации по теме:

Презентация о театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении «Я - артист» Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…”(Б.

«Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении» 1слайд «Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении» 2 слайд Сохранение здоровья населения является.

Адаптация детей в возрасте 2–3 лет в дошкольном образовательном учреждении Проблема адаптации детей 2–3 лет является актуальной, так как от ее результатов зависит психическое и физическое развитие. Благоприятные.

Уважаемые коллеги, здравствуйте. Хочу представить вашему вниманию ещё один мой маленький шедевр. Изучая с детьми тему "Транспорт", я решила.

Цель: распространение педагогического опыта по применению предметно-развивающей среды в коррекционно-образовательном процессе учителя-логопеда.

Особенности организации предметно-развивающей среды в старшем дошкольном возрасте При переходе ребенка в старшую группу начинает меняться его психологическая позиция: он впервые начинает ощущать себя старшим среди детей.

Предметно-пространственная среда как компонент системы экологической работы в дошкольном учреждении Предметно-пространственная среда как компонент системы экологической работы в дошкольном учреждении. Ляленкова Валентина Викторовна, старший.

Проект «Говорящая стена»

Тип проекта: оформительский, информационный.

Идея: разместить на одной стене суждения, мысли и высказывания школьников по теме « Здоровье – это…» (или иной актуальной проблеме)

Цель: внедрить новую форму школьной среды, оформить в школе «Говорящую стену», т.е. на видном месте расположить периодически обновляемую экспозицию из высказываний разных людей и (или) школьников по наиболее актуальным проблемам духовного, нравственного или физического здоровья.

Задачи:

1. привлечь внимание детей (даже неосознанное) к вопросу здоровья и здоровьесбережения;

2. формировать позитивное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих; к оценке перспективы своего будущего здоровья;

3. повысить самооценку участников проекта, развивать критическое мышление; познать внутренний мир детей;

4. развивать творческие способности, умение участвовать в дискуссии, умение отстаивать свою точку зрения;

5. развивать художественные способности (дизайнерские) в оформлении « Говорящей стены»;

6. развивать сотрудничество и сотворчество педагогов и обучающихся;

7. использовать предложения детей по улучшению школьной среды в рамках Программы развития « Здравосозидающая школа»

Участники проекта

1.Обучающиеся 1-4 классов. Выполняют рисунок на тему « Берегу своё здоровье»

2. обучающиеся 5- 11 классов. Пишут сочинение на тему « Что такое здоровье?»

3. классные руководители 1-11 классов;

4. творческая проектная группа.

Е.И. Шипицина – оформитель

Этапы реализации проекта:

    Ознакомление участников с идеей проекта;

    Проведение единого творческого часа в 5-11 классах с предложением написать сочинение на тему о здоровье (на специально подготовленных листах) и закончить их словами: «Вот всё, что я об этом думаю», в 1-4 классах – выполнить рисунок;

    Обработка сочинений и выборка детских размышлений;

    Подготовка коллажей с детскими мыслями и фотографией их автора;

    Печать и ламинирование коллажей;

    Выбор места и оформление « Говорящей стены»

Результаты социологического опроса школьников в форме сочинений на тему « Что такое Здоровье?»

1. Здоровье - это хорошее настроение, самочувствие. Здоровье человека зависит от самого человека. Природа помогает человеку быть здоровым

(Легкоступов Семён)

    1. Здоровье - это главная ценность для человека и всего человечества. здоровье зависит от много: места, где ты живёшь – город или село, экологии, от окружающих людей. Человек - строитель своего здоровья, только от него зависит его образ жизни, от его силы воли, которую надо закалять и делать это каждый день, каждую минуту. (Дуракова Т.П.)

    1. Здоровье-это главная ценность человека. Я занимаюсь спортом и летом и зимой, это помогает мне быть здоровым. Я редко болею. Я очень хочу, чтобы все занимались спортом.

(Якименко Константин)

    1. Здоровье-это главное качество человека. Человеку поможет быть здоровым доктор. Если человек ходит в церковь и молится, то ему поможет бог быть здоровым.

(Чагина Елена)

    1. Здоровье это радость, счастье! Без здоровья человек был бы ленивым, унылым и слабым, страдал бы и часто болел. В общем, человек без здоровья – никто.

(Беспалов Максим)

    1. Здоровье-это радость, здоровье – это смех!

(Ермышева Кристина)

    1. Здоровье – это состояние человека. Чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться, бегать, прыгать. Когда человек это делает, то все органы его организма правильно работают. С учителем физкультуры мы бегаем в лес, играем в лапту, футбол, пионербол. Я советую беречь своё здоровье!

(Коренева Алина)

    1. Здоровье – это сила, это моё будущее, мой труд. Это – радость каждого дня, это любовь. Это – когда все рядом: мама, папа, брат и сестра. Быть здоровым – значит быть счастливым.

(Брюшинкина Лиза)

    1. Здоровье_ это моё хобби. Самая моя любимая секция – футбол и лёгкая атлетика. Футбол я полюбил потому, что мой папа играет в футбол ведь здоровье – это спорт.

(Шутихин Слава)

    1. Здоровье – это хорошее настроение, когда ничего не беспокоит, на душе спокойно, хочется улыбаться и делать добрые дела. Все дела нужно делать с интересом, творчески и хорошо. Тогда другие оценят это и будут говорить о тебе добрые слова. Это очень приятно, от этого поднимается настроение и желание быть лучше.

(Пермякова Г.М.)

    1. Здоровье – это когда ты не болеешь. Я думаю, что человеку поможет закалка и спорт, это повышает иммунитет. От занятий спортом увеличивается сила и мышечная масса. Это нравится девушкам. Когда другой человек смотрит за этим, он тоже захочет стать таким же и сам начинает заниматься спортом. Нужно заниматься бегом, подтягиваться, вот так можно сохранить и развивать своё здоровье.

(Кулинченко Николай)

    1. Здоровье – это вершина, на которую каждый должен подняться. Если человек ведет здоровый образ жизни, то естественно он будет здоровым. Нужно оградить себя от курения, употребления алкоголя и других наркотических веществ. Побольше спорта!

(Ефимов Дмитрий)

    1. Здоровье –это залог долгой и счастливой жизни. Человеку помогут быть здоровым он сам и его близкие люди, показывая им свой здоровый образ жизни.

(Рихтер Анна)

    1. Здоровье – это жизнь. Нужно беречь своё здоровье, чтоб даже в старости чувствовать себя хорошо. Я думаю, что главная цель в жизни – это быть здоровым человеком. Не тратить время на курение и спиртное. Сейчас это не модно. Сейчас в моде быть здоровым и в какой – то мере быть спортивным. Спорт - это самый правильный путь к здоровью.

(Ануфриев Алексей)

    1. Здоровье – это прежде всего отсутствие конкретных хворостей, а остальное уже мелочи. Спорт, оптимизм и зубная паста! Я убеждена, что здоровый образ жизни доступен всем!

(Кудринская Ульяна)

    1. Здоровье - это природное состояние человека в целом: его мысли, чувства, слова и поступки. Здоровый образ жизни – это забота о своём психологическом состоянии, о состоянии своей души. Это чистые мысли, не допускающие негативных эмоций. Недаром говорят, что не нужно злиться, завидовать, печалиться. Всё это плохим образом отражается на нашем здоровье и физическом самочувствии.(?)

    1. Здоровье – это когда утром просыпаешься и весело при любой погоде.

      Человек может влиять на здоровье других как позитивно так и негативно. Либо он убеждает другого заниматься спортом, соблюдать режим дня и т. д., либо соблазняет другого к наркотикам, алкоголю, табаку и т. п. Каждый человек сам себе помогает быть здоровым. Выбор за ним. Выбрать долгую жизнь или преждевременную смерть.

(Астафьева Татьяна)

    1. Здоровье человека зависит от самого себя. Если человек будет окружён всякими пьяницами, то он может спиться и заболеть. Лучше вести здоровый образ жизни.

(Кустова Алёна)

    1. Здоровье - это самое главное для человека. Это развитие его умственных и физических способностей. Фактор, определяющий жизнеспособность человека.

(Мелентьева С.В.)

    1. 21 Здоровье – это когда человек не болеет. Здоровый человек самый счастливый. Здоровье человека зависит от его желаний и силы воли. Если человек курит, пьёт – у него нет счастливого будущего, хоть он и считает себя крутым и независимым. Часто такие предлагают своим друзьям, чтобы они походили на него. Не верьте им и живите отлично!

(Полушина Дарья)

    1. Здоровье – это повышенная активность человека, оптимистичное настроение, желание покорять новые вершины (учёба, работа).

Дубешко Ирина.

    1. Здоровье – это счастье. Быть здоровым – это классно! Ведь если человек здоров, то он может заниматься любым видом деятельности. Научные исследования подтверждают, что радость в повседневной жизни более важна для поддержания здоровья,нежели физические упражнения. Умение видеть красоту своего мира человеку помогает здоровье!

(Лузикова Юлия)

Развивающую среду в Реджио-подходе называют «третьим учителем» (первые два — это родитель и собственно педагог). Пространство должно приглашать к исследованию и творчеству, создавать приятное ощущение «свежего воздуха», свободы, спокойствия, вызывать интерес и мотивировать. Как достичь этого эффекта?

Выделить пространство

Для начала нужно разобраться в том, сколько места мы можем выделить для детских игр и занятий. Нам понадобится какое-то место для хранения (полочка, комод с ящиками, стеллаж с открытыми полками, место на полу под корзины) и рабочее пространство (стол и/или место на полу, возможно, застеленное и ковром). Много идей по организации пространства есть на Pinterest по тегам reggio spaces и reggio playroom.
Вот несколько примеров:

Часть детской Кейт (блог An Everyday Story) Материалы привлекательно разложены, книги по теме стоят обложкой к ребёнку Детское Реджио-пространство из блога My Happy Crasy Life

Материалы для игры

Хорошо бы, чтобы в вашей домашней развивающей среде было хотя бы понемногу материалов каждой категории

Материалы для конструирования

Самый простой вариант — все разновидности кубиков, Лего и другие конструкторы. Но здесь можно использовать и множество других материалов. Многое зависит от возможностей пространства. В зоне конструирования могут оказаться спилы дерева, втулки от туалетной бумаги, дощечки и фанера, проволока. Кубики, Лего, другие материалы можно хранить прямо на полу в корзинах и контейнерах или выделить под них часть стеллажа/полки


Фото материалов для конструирования с сайта Mrs. Myers’ Kindergarten

Всё для ролевой игры и перевоплощений

Это ткани, костюмы, уголки для «домиков», кукольное хозяйство — в зависимости от интересов. В любом доме, где есть дети, есть и такие игры. Наблюдая за играми своих детей, подумайте, какими предметами можно обогатить их игровое пространство! Совершенно точно ребёнка порадуют «настоящие» предметы — телефонные справочники, одежда, шляпы, зонтики, сумки.

Творческие материалы

В Реджио-пространстве большое место отводится для творческой мастерской. Материалы для творчества могут быть привычными (краски, карандаши, мелки, разная бумага, ткани, глина, солёное тесто…) или самыми неожиданными (зубочистки, пуговицы, детали от сломанных игрушек, перышки, камни, кухонные принадлежности и др.).

Под домашнее «ателье» можно отвести часть стеллажа или полку. При этом совсем не обязательно хранить материалы в открытом доступе для всех детей, особенно если в доме есть малыши. Главное, чтобы они были в поле видимости. Здорово, если материалы и творческие принадлежности будут разделены по темам и красиво разложены.

Предметы, приглашающие к исследованию

Это может быть лупа или увеличительные стекла, бинокль, микроскоп, фотокамера. На полке может лежать блокнот или журнал для записей, карандаши.

Место для диалога

Кроме творческого «ателье» в Реджио-садиках есть ещё одно особое пространство — «пьяцца» (буквальный перевод с итал. — «площадь») — место, где дети и взрослые встречаются и обсуждают свои идеи и интересы. Дома такое место — чаще всего кухня, где семья за завтраком делится планами на день, а за ужином обсуждает, как он прошёл.

«Говорящие стены»

Ещё одна деталь развивающей среды — «говорящие стены» . В Реджио-садах на стенах висят детские работы и стенды с фотографиями и заметками (о ходе текущих проектов, идеях детей, их росте).

В домашних условиях под такую «документацию» можно отвести часть стены, можно повесить небольшую пробковую доску или сделать «стенд» из холодильника и магнитов.

Идея для холодильника

Дома места на стенах обычно немного и часто его занимают уже готовые детские работы. Но есть простой способ уделить внимание не только результату, но и процессу: это лист на холодильнике, разделенный на три графы.

В первой графе («Я заметил») записываем то, что видит ребёнок, на что он обращает внимание. Во второй графе («Я думаю») — его мысли по этому поводу. В третьей («Мне интересно») — его вопросы и всё то, что его удивило и заинтересовало. Это простая табличка может стать источником ценнейшей информации!

Принципы создания развивающей Реджио среды

Доверие ребёнку и вера в него

Самое важное — когда взрослые доверяют детям и полны оптимизма по поводу их возможностей. Все остальное — дело наживное.

Дети удивительно благодарно реагируют, когда мы доверяем им немного больше. И наоборот, даже самая прекрасно организованная среда не будет работать без контакта с ребёнком и атмосферы интереса и доверия.

Как это работает? Начинаем с малого! Не ждём, пока появятся средства на новую мебель или качественные творческие материалы. Нашим детям для творчества и поиска нужно не так уж много.

Попробуем сделать детское пространство чуть более открытым, чуть более организованным и приятным, чуть более красивым и интересным. И посмотрим открытыми глазами на своих детей в этом пространстве.

Открытость и доступность

Большинство материалов — в доступе и в зоне видимости. С материалами можно играть и творить по-разному, их можно и нужно смешивать создавая новые и новые игры. И сами материалы (по крайней мере, их большая часть) точно так же предполагают свободу творчества.

Посмотрим, что можно сделать с тем, что уже есть. Чаще всего можно рассортировать материалы и разложить по прозрачным контейнерам или корзинкам. Выбросить или убрать на время дешёвые пластиковые игрушки, постараться не вздрагивать, когда ребёнок смешивает и «портит» материалы (нас воспитывали довольно сурово в этом плане, но что такого страшного в том, что ребёнок за день израсходует пачку пластилина?)

Эстетичность и эргономичность

Должно быть удобно и красиво. Как можно больше натуральных материалов, приятных цветов. Мебель, которой удобно пользоваться детям. Книги и энциклопедии с хорошими иллюстрациями. Интересные детали интерьера. А самые лучшие украшения Реджио-среды — это детские работы (рисунки, коллажи, мобили, скульптуры…)

И снова мы начинаем с малого. Одна по-настоящему красивая книга на тему, которая интересна ребёнку (а в идеале — и ребёнку, и маме) больше всего. Убрать лишнее в кладовку, оставив на полочках свободное место. Поставить на полочку за материалами зеркало (или на заднюю стенку шкафа наклеить зеркальную плёнку). Добавить небольшое комнатное растение…

Особая тема — свет. Можно передвинуть детское пространство поближе к окну, купить более лёгкие шторы, улучшить освещение.

Поле для самостоятельности

Не только в игре и обучении, во всём — от одевания до приёма пищи. Задайте себе вопрос: «Как устроить так, чтобы ребёнок мог делать это сам?». Дети вполне могут пользоваться взрослыми вещами, даже такими сложными, как фотоаппарат или приборы для приготовления пищи, но, конечно, с помощью родителей.

Поддерживаем любопытство

И здесь развивающая среда может выходить за пределы игровой комнаты и за пределы дома. Прогулки могут стать самым интересным делом для всей семьи. У детей всегда есть чем нас удивить, и это прекрасно!

Организация развивающего пространства в духе Реджио

Детский сад – помощник родителей в воспитании маленьких детей. А для них это фактически второй дом , пока мамы и папы на работе. Естественно, помещение, где малыши проводят по 10-12 часов должно быть уютным, опрятным и удобным. В большей степени это зависит от администрации, но и сами родители могут поучаствовать в обустройстве группы своего ребенка. Например, оформление стен в детском саду своими руками вполне по силам родительскому коллективу и воспитателям.

Общие особенности обустройства стен в детской группе

Красивые вещи и художественно оформленные стены развивают эстетический вкус детей . На рисунки и стенды дети смотрят каждый день, поэтому оформление стен в детском саду должно отвечать некоторым требованиям.

  • Изображения на стенах должны быть понятны детям и не вызывать отрицательных эмоций.
  • Используемые материалы должны поддаваться чистке. Поэтому обычные бумажные обои нежелательны.
  • При выборе цветов надо избегать резких контрастных оттенков, большого количества красного, темно-зеленого, синего, белого и черного. Лучше использовать те цвета, которые способствуют умиротворению, ощущению безопасности.
  • Оформление стен и обстановка в группе должны быть приближены к домашним. Поэтому элементы канцелярского и офисного стиля не подойдут.
  • Используемые материалы должны быть качественными, прочными и безопасными.

Цвет интерьера влияет на эмоции ребенка . Пребывание в садике среди 15-20, а то и больше, детей и без того накапливает напряжение. Поэтому внутренняя обстановка группы должна способствовать его снятию.

Декоративное оформление стен в садике

Декор предполагает украшение стен с помощью нескольких разных элементов. Наиболее распространенные варианты – использование виниловых наклеек и создание аппликаций. С их помощью можно оформить стены в учебной, игровой, информационной зонах , а также спальню.

Оформление стен в детском саду своими руками с помощью наклеек и аппликаций хорошо тем, что это дешево. Но при этом все можно сделать качественно и красиво. Еще один плюс наклеек – их просто использовать. Особенно это актуально во время праздников. Достаточно приклеить несколько тематических картинок, чтобы создать нужную обстановку.

Художественное оформление стен группы

Художественное оформление предполагает рисунки сказочной тематики по всему периметру или его части. Роспись стен в детском саду может быть сделана в виде картины по мотивам сказок, букв и цифр или других изображений. Сюда относятся и рисунки по трафаретам. Последний вариант вполне по силам воспитателям и родителям.

Сказочные сюжеты с известными героями хороши тем, что способствуют развитию фантазии. Яркие рисунки на стенах в детском саду создают впечатление присутствия в сказке. Важный момент – изображения должны быть крупные и четкие, чтобы не рябить в глазах, вызывая у детей раздражение.

Минус такого оформления – высокая стоимость. Качественные материалы стоят недешево. А если привлекать специалистов, то цена возрастает в несколько раз. К сожалению, не все садики могут это себе позволить.

Идеи оформления стен в детском саду

Оформить стены в группе можно разными способами. Все зависит от фантазии воспитателей и родителей.

Предлагаем несколько идей, чем можно дополнить стены в детском садике:

  • Оформить фотографии детей в технике квиллинг. Это занятие доступно и родителям, т. к. не требует специальных профессиональных творческих навыков.
  • Меловые доски, прикрепленные к стене. Можно приобрести готовые или сделать самим, покрасив черной краской с примесью песка.
  • Оборудовать рамки-карманы для детских рисунков .
  • Включить в изображения на стене тактильные элементы. Например, выпуклые рисунки, аппликации из бархатной бумаги, ткани.
  • На стенах оформить стенды : информационные, развивающие, способствующие спокойному сну, картинки на морскую тематику или о значении мытья рук. Подходящий материал для стендов – плотная потолочная плитка. На этот материал удобно крепить листы на канцелярские гвоздики. Это упрощает обновление информации для воспитателей.
  • В приемной для ясельной группы и детей чуть постарше можно повесить плакаты и стенды с изображением последовательности одевания и раздевания. Детям трудно запомнить последовательность сложных действий. А картинки наглядно и доступно подсказывают, что надо делать. Точно также можно оформить последовательность действий в комнате для умывания или в развивающей зоне.

Оформление стен в детском саду не обязательно должно быть дорогим. Можно сделать и дешево, но с фантазией и смыслом. Важно, чтобы дети в стенах садика чувствовали себя комфортно и безопасно. Чтобы внутренняя обстановка вызывала положительные эмоции.

Как сделать рисунок на стене: мастер-класс - видео

Петербургской художнице Ольге Крохичевой удалось превратить обычный детский сад, в который ходит её ребёнок, в настоящий музей науки.

Идея

Наблюдая за ростом своего ребёнка, я стала обращать внимание на то, как он познаёт окружающий мир. Как соотносит звуки и слова с формами и предметами. Со временем это переросло в полноценную идею создания образовательной среды на основе изображений. Я подумала, как здорово было бы, например, превратить стены детского сада в ненавязчивую информационную плоскость, которая бы помогала детям учиться и познавать мир.

Детский сад

С детскими садами у нас в стране проблема - это известно всем. Поэтому после рождения ребёнка мы встали в очередь в несколько учреждений сразу. Правда, когда подошло время, ни в одно из них не попали. Но нам предложили место, куда можно было записаться хоть сейчас. Очереди не было, что меня немало удивило. Попыталась найти какие-то отзывы или информацию в интернете - ничего. Пошла туда с направлением из чистого любопытства: выяснилось, что он открылся совсем недавно, его переделали из школы, а после ремонта ещё пахло краской. Встретилась с заведующей, отдала направление. И тут неожиданно для самой себя выпалила: «А давайте я вам детский сад распишу?»

Условия

Заведующая, как подобает сотруднику госучреждения, удивилась и сразу отказалась: денег нет. Я объяснила, что не требую оплаты, и тут случилось чудо: женщина уточнила, умею ли я вообще рисовать, и приняла моё предложение.

МЫ ДОГОВОРИЛИСЬ,

ЧТО ЕСЛИ РЕЗУЛЬТАТ НЕ ПОНРАВИТСЯ, ПОПРОСТУ ВСЁ ЗАКРАШУ,

КАК БУДТО НИЧЕГО И НЕ БЫЛО.

Со стороны администрации поступило только две просьбы: оформить музыкальный зал максимально нейтрально, чтобы рисунки на стенах не мешали художественному оформлению к праздникам, и уместить где-то космический пейзаж, так как сад готовился ко дню открытых дверей на космическую тематику. В целях экономии времени мы решили не делать наброски. Договорились, что если результат не понравится, попросту всё закрашу, как будто ничего и не было.

Работа

Никто меня не подгонял и не просил успеть в срок. Я взялась за оформление в августе и закончила в апреле. Работа заняла порядка 50 дней, просто приходилось делать перерыв, пока болел ребёнок.

После ремонта в детском саду осталось 60 литров белой водоэмульсионной краски - на её основе с помощью колеров смешивали все необходимые цвета. Мне даже дали деньги на концентрированные пигменты, кисти, валики и пару маркеров. Это всё, что потребовалось для работы.

Перед началом пришлось прочитать уйму литературы по нормам и требованиям к оформлению таких учреждений. Детский сад - сложный объект, тут есть ряд ограничений по использованию определённых типов краски, плотности рисунка, использованию цветов, например агрессивных. Поэтому группы, в которых ребята проводят основную часть времени, мы не стали оформлять, а вот административный коридор и лестницы оказались вполне пригодными. В здании всего три этажа, и они были слабо связаны между собой. На первых двух располагались детские группы и музыкальный зал, на третьем - кабинеты администрации. Дети по нескольку раз в день поднимаются по всем лестницам, проходят по длинному коридору на третьем этаже, спускаются.

Сюжеты

В коридоре решено было рисовать Солнечную систему во всю стену. Пришлось потрудиться со смешиванием красок правильных цветов и изучением книг по астрономии. На моём рабочем эскизе вообще был Плутон, я даже не знала, что его лишили статуса планеты. «Космос» занял половину коридора на третьем этаже, другую стену расписали подводным пейзажем, а вход в лифт стилизовали под космический корабль. После окончания художественных работ в садик с плановой проверкой пришёл пожарный инспектор, увидел нарисованные на панно детали космолёта и всерьёз подумал, что это схема подключения лифта.

Идея добавить второй слой, нарисованный ультрафиолетовыми красками и видимый лишь при определённом освещении, пришла случайно: моему другу на работе заказали нечто подобное. А я взяла технику на заметку.

КРОНЫ, ПЛОДЫ И ЛИСТЬЯ Я РИСОВАЛА ТАК, ЧТОБЫ РЕБЁНОК ВИДЕЛ

И ЗАПОМИНАЛ, А ПОТОМ МОГ УЗНАТЬ ДЕРЕВО НА УЛИЦЕ.

Стены музыкального зала мы перекрасили в нежно-голубой цвет и нарисовали на них белые облака в форме животных. Этот ненавязчивый сюжет, во-первых, соответствовал требованию руководства сада, во-вторых, подходил к белому фортепьяно и стульям.

Лестницы украсили деревьями - плодово-фруктовыми и привычными для нашего климата лиственными. Формы крон, плодов и листьев я рисовала так, чтобы ребёнок видел и запоминал, соотнося те или иные признаки деревьев с названиями. Мог назвать дерево, запомнить, а потом узнать его на улице.

Изначально была идея подписать рисунки - названия растений, животных. Но мне напомнили, что обучение чтению не входит в программу детского сада. Кроме того, опять вставал вопрос соответствия нормам шрифтов, разрешённых к использованию на стенах. Потому от этой идеи решили отказаться. Я подписала только созвездия, но не столько для детей, сколько для воспитателей, чтобы они сами не запутались.

Сложности и последствия

Большинство родителей не верили в искренность этой истории. Сотрудники тоже. Кто-то думал, что я студентка и защищаю диплом. Да и все остальные варианты подразумевали получение мной какой-то выгоды. Это смешно. Хотя, да, я сделала более весёлым место, в котором мой ребёнок проводит много времени. Наверное, в какой-то мере я действительно сделала всё это для себя.

За девять месяцев работы над проектом я стала местным приведением в чёрном халате: пила чай с методистами, подружилась с охранниками. Все стали очень дружелюбными. Шутили, беспокоились, комментировали, переживали, не ночую ли я здесь, ведь работы очень много.

Дети, напротив, вдохновляли и придавали сил. Мы очень редко с ними встречались, но когда они проходили в музыкальный зал группой в 15 человек и наперебой кричали: «Здравствуйте! Здравствуйте! Как красиво! Интересно как!» - это, конечно, тонизировало.

Сейчас, закончив проект, я по-прежнему считаю, что это отличная идея и реализовывать её можно и нужно разными способами. Мой метод не единственный, и даже уверена: не самый лучший. Мне бы хотелось, чтобы люди подхватили идею обучения детей в раннем возрасте именно таким, более системным подходом.

На днях мне в комментариях в ЖЖ врач-реаниматолог написал, что пошёл в детский сад дочери расписывать беседку. Если тот, кто каждый день спасает жизни, способен потратить своё свободное время таким образом, то каждый из нас тоже может что-то сделать.

Около 10 000 рублей потрачено на материалы.

130 кв. метров - рабочая площадь.

650 000 рублей - потенциальная стоимость работы (в случае, если приглашать наёмных рабочих)

Фотографии: Дима Цыренщиков



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх