Интегрированное занятие в средней группе опыты. Познавательное занятие с элементами экспериментирования в средней группе "воздух-невидимка". Вывод: вода не имеет запаха, но она может приобретать запах другого вещества, которое в нее добавляют

1.Создать целостное представление о воде, как о природном явлении;

2.Познакомить со свойством воды;

3.Дать понятие значимости воды в жизни человека, в природе;

4.Развивать связную речь, познавательную активность, расширять кругозор детей;

5.Воспитывать бережное отношение к воде.

Материалы и оборудование: Картинки, символы, предметы для экспериментирования: стаканчики, вода, молоко, сок, камешки, краски.

Предварительная работа: Беседа на тему: «Вода», рассматривание иллюстраций, проведение опытов.

Организационный момент.

Объявление темы.

Собрались все дети в круг

Я - твой друг и ты - мой друг

Вместе за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Ребята давайте с вами поздороваемся с весёлой песенкой:

Здравствуйте ладошки, хлоп-хлоп-хлоп

Здравствуйте ножки, топ-топ-топ

Здравствуйте щёчки, плюм-плюм-плюм

Пухленькие щёчки, плюм-плюм-плюм

Здравствуйте зубки,

Здравствуйте губки,

Здравствуй мой носик, бим-бим-бим

Здравствуйте дети! Здравствуйте!

Сегодня мы с вами, ребята, будем говорить о воде. И для этого у нас есть небольшая лаборатория где мы с вами будем проводить опыты, проходите.

В: Ребята посмотрите, кток нам пришёл сегодня в гости? (показываю капельку) Кто это?

Д: Капелька!

В: Да, ребята, это Капелька воды, а посмотрите какая она грустная. У неё случилась печальная история, совсем недавно она появилась на свет и совсем ничего о себе не знает. От этого ей грустно, и Капелька очень надеется на вашу помощь, ведь она знает, что дети в д/с знают всё и обо всём, правда?

В:Садитесь, ребята на стульчики, а ты Капелька внимательно слушай, что ребята тебе будут рассказывать!

Скажите, капелька из чего состоит?

Д: Из воды.

В:А где же она живёт?

В: Молодцы, правильно. Капелька это часть воды. А где мы можем увидеть воду?

Д: В реке, в море, в кране.

В: Ребята а Капельке любопытно, для чего на свете так много воды, кому же она нужна?

Д/И: «Кому нужна вода?»

Дети поочерёдно выбирают картинку и выставляют на стенд.

Картинки: деревьев, цветов, людей, животных, птицы, растения и т. д.

В: Да ребята всем нужна вода. А как ещё мы с вами каждый день используем воду дома в детском саду?

Д: Мы умываемся, чистим зубы, моем руки. Мама моет полы, готовый обед, стирает, поливает цветы;

В: Молодцы, ребята! Вы сказали всё правильно и всё назвали. Пришло время нам с вами немного отдохнуть, выходите ко мне.

П/И: «Речка, земля, озеро»

В: Ну что продолжим. Вы знаете, что вода волшебная. С ней можно проводить различные опыты. Хотите поиграть с водой?

Проходите к столу.

Опыт№1 «Вода течёт»

В: Ребята, посмотрите, перед вами на столе стоят стаканы, один пустой стакан, а во второй я налила воду. Возьмите в руки оба стакана, и попробуйте из стакана с водой перелить воду в пустой стакан. Получилось?

В: Молодцы! Всё правильно, потому что воду можно переливать из одной посуды в другую, вода течёт. Вот мы с вами это и выяснили.

Опыт№2 «Определение прозрачности воды»

В: Посмотрите, на столе у меня два стакана (в одном молоко, в другом вода). Определите, в каком стакане вода?(дети показывают). А как вы догадались?

Д: Молоко белого цвета.

В: Молодцы правильно! Теперь, в стакане с водой и в стакан с молоком я опускаю камушки, посмотрите, что вы заметили? Видно их

Д: ответы детей.

В: Да, это произошло потому, что молоко имеет цвет, оно не прозрачное, а вода прозрачная и любой предмет, который находиться в чистой воде, мы сможем увидеть.

Опыт№3 «Определение вкуса воды»

В: А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды? Возьмите тубочки и поробуйте сок. Какой у сока вкус?

Д: Ответы детей.

В: Правильно, ребята. Атеперь попробуйте воду. Какая вода на вкус.

Д: Ответы детей.

В: Правильно, вода без вкусная, вы молодцы и все сказали правильно!

Опыт№4 «Вода принимает форму»

Вывод: Вода принимает форму того сосуда, куда её вливают.

Опыт№5 «Разноцветная вода»

Предложить детям окрасить воду акварельными красками.

В: Ребята а сейчас на секунду закройте глазки. А теперь, посмотрите какая Капелька стала радостная, и довольная, вы ей очень помогли! А чтобы капелька ничего не забыла, давайте ей напомним всё, о чём мы сегодня узнали, для этого вернёмся все на свои места.

Дети поочереди выствляют на доску символы воды, и обьясняют её значение.

В: Капелька всё запомнила и в благодарность за вашу помощь приготовила вам сюрприз! На память о себе она хочет подарить вам своих подружек «Капелек». Дружите с ними и берегите их! А Капельке пора прощаться с нами! До свидания!

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в средней группе

«Город волшебства»

Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

Образовательные:

Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое

мышление.

Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.

Объяснить «волшебные явления» с точки зрения химии и физики (распускание цветов в воде).

Развивающие:

Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.

Познакомить со свойствами воды, подсолнечного масла.

Воспитательные:

воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.

Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.

Методы и приемы:

Словесные: вопросы, художественное слово.

Наглядные: иллюстрации, макет вулкана, колба с молоком.

Практические: физкультминутка, исследование предметов.

Оборудование:набор бумажных цветов, мешочек с крупами, макет вулкана и реактивы (сода, уксус), краски, кисти, бумага.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте дорогие ребята!!! Посмотрите сегодня у нас с вами гости, они собрались здесь специально, чтобы посмотреть какие мы с вами молодцы. Давайте с ними поздороваемся(дети здороваются с гостями).

Воспитатель: Ребята, давайте поднимем с вами друг другу настроение. А сделаем мы это вот таким образом. Одна знакомая мне птичка подарила своё перышко, только это перышко не простое, а волшебное. Все к кому оно прикасается становиться добрыми, и говорят друг другу хорошие и добрые слова. Давайте попробуем.

Игра «перышко».

Воспитатель: Ребята, сегодня удивительное утро. Я сегодня у себя на столе нашла вот это письмо. Как вы думаете, стоит нам его открывать?

Письмо: Здравствуйте мои маленькие друзья. Я добрый волшебник Крибли крабли бумс и я хочу, чтобы вы сейчас закрыли глаза и произнесли следующее заклинание.

Бамбара, чуфара, лорики, ерики, пикапу, трикапу, скорики, морики! Кружись, вертись! Волшебство свершись.

Появляется волшебник.

Волшебник:

Здравствуйте, ребята. Я очень рад вас видеть. А вы знаете, где вы очутились. Добро пожаловать в Город волшебства.

А вы знаете, кто творит волшебство?

Дети: (волшебники, феи).

Волшебник:

Правильно, ребята, в нашем городе живут только добрые волшебники и феи. Они всегда помогают тем, кому нужна помощь. Я приглашаю Вас в путешествие. Начнем мы его с «Сада цветов». Цветы в нем не увядают круглый год. Хозяйка здесь фея цветов Ее самое любимое место в этом саду - волшебный пруд. Она готова показать нам свое волшебство, но сначала надо отгадать загадки о цветах.

Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок -

Остался стебелёк.

Ответ: Одуванчик.

Так маленького Васю называют

И те цветы, что в поле собирают.

Ответ: Василёк.

Звоночек синенький висел.

Ни разу в жизни не звенел.

Ответ. Колокольчик.

Золотая шапочка, белая рубашка.

Как зовут цветок?

Ответ. Ромашка.

Кувшинчики и блюдца

Не тонут и не бьются.

Ответ: Кувшинки.

На гладком зеркале воды

Я вижу дивные цветы.

Они со дна реки растут.

Их все кувшинками зовут...

Кувшинки зовут цветами русалок, они бывают и белые, и желтые и розовые.

За то, что Вы отгадали все загадки, Фея цветов подарила вам по одному «волшебному» цветку (детям раздают бумажные цветы).

Ребята, а приходилось ли Вам наблюдать, как распускаются цветы? Давайте опустим подарки Феи в наш волшебный пруд и посмотрим, что произойдет с нашими маленькими цветочками.

Опыт «Цветок расцвел»

Дети опускают в воду бумажные цветы со сложенными лепестками. В воде волокна бумаги разбухают – цветы « распускаются».

Волшебник:

Спасибо Фее цветов!

Что, ж продолжим путешествие. Ой, что это тут за мешочек. (Раскрывает, в нем смесь манки и гороха). Я знаю, откуда он взялся. Это, крестная Золушки обронила. Помните, в сказке она помогла Золушке отправиться на бал, и ей не пришлось отделять разные крупы друг от друга. Давайте поможем фее разобрать крупы.

Опыт «Поможем Золушке»

(Дети сначала пытаются вручную отобрать крупы.)

Волшебник:

Да работа идет очень медленно, а не воспользоваться ли нам волшебством (взмах палочки) и появляется сито. Знаете, что надо делать? Конечно, просеять крупу. Почему так можно разделить крупы?

Горох крупный – не пройдет в ситечко, а мелкая манка высыпается в тарелку.

Дети просеивают крупы.

А теперь ребята, не пора ли нам размяться, я предлагаю вам станцевать с веселыми насекомыми.

Физкультминутка

Чок-чок, каблучок! (потопать ногами)

В танце кружится сверчок, (покружиться)

А кузнечик без ошибки (движения руками, как при игре на скрипке)

Исполняет вальс на скрипке.

Крылья бабочки мелькают, (машем руками как крыльями)

С муравьём она порхает, (покружиться на подскоках)

Под весёлыйгопачок (танцевальные движения, как в гопаке)

Лихо пляшет паучок.

Звонко хлопают ладошки! (похлопать в ладоши)

Всё! Устали наши ножки! (сесть или наклониться вперёд, руки свесить вниз)

Теперь отправимся в гости к Фее рисования (Дети садятся за столы.)

Волшебник:

Ребята, а Вы умеете рисовать?

Это очень просто, дети,

Все нарисовать на свете.

Нам понадобится с вами

Лист бумаги.

Ну и глазки, безусловно.

Волшебник:

Ребята, у Феи рисования всегда все готово для творчества. Есть и бумаги, и кисти, и краски. Но Фея просила ответить Вас на вопросы:

1. Чем еще кроме красок можно рисовать?

Ответы (карандаши, мел, тушь).

Пришло время начать рисовать!

Рисовать мы будем непростые рисунки, а волшебные. Даже у тех, кто только учиться рисовать получатся замечательные рисунки. Не верите? Вам только нужно взять кисть, набрать краску и закрасить лист краской.

Над бумажным над листом

Машет кисточка хвостом.

И не просто машет,

А бумагу мажет,

Красит в разные цвета.

Ах, какая красота!

Опыт «Волшебные рисунки».

Дети проводят кисть по бумаге, на которой заранее парафином нанесены рисунки и на цветном фоне начинают проявляться различные картинки: домики, солнышко, цветы Волшебник вместе с детьми «рисует» свой рисунок на листе.

Объяснение волшебника: ребята, такой рисунок Вы можете подготовить сами. Нужно только взять белый восковой карандаш, нарисовать что – то, а потом разукрасить лист бумаги краской. Можно подарить такой «волшебный рисунок» другу или родителям.

Волшебник:

Какие Вы молодцы, у всех получились замечательные рисунки.

Пришла пора заглянуть в гости к волшебницеВулкании - повелителю грозы, воздуха, извержения вулканов. Перенесемся к ней с помощью волшебной палочки, (взмах палочкой).

Вот мы и на месте. О, у него здесь самый настоящий вулкан.

Вулкания разрешила нам сегодня устроить у нее маленькое извержение вулкана. В жизни это очень грозное, опасное явление природы. Нам же не стоит волноваться.

Вот вулкан – это гора,

А внутри горы – дыра.

Гул раздался тут и там:

Просыпается вулкан.

Вот гора вся задрожала,

Магма лавой побежала,

Не ходи ты, милый там,

Где проснувшийся вулкан.

Опыт «Извержение вулкана»

Проводится опыт гашения соды уксусом в импровизированном вулкане.

Волшебник:

Вот и потух наш вулкан. Ребята, в нашем городе мы не только показываем волшебство, но и объясняем его.

Оказывается чтобы, «устроить извержение вулкана», достаточно попросить маму показать, как она гасит соду, когда печет пирог.

Наше путешествие подходит к концу.

Пришло время прощаться. На этом волшебство и чудеса не заканчиваются. Они повсюду, надо только внимательнее посмотреть по сторонам.

Ребята, скажите,пожалуйста, вам понравилось наше путешествие? Если вам понравилось то, пожалуйста, приклейте цветочки, которые вам подарила Фея Цветов веселой мордашке, а если вдруг вам не понравилось, приклейте цветочки грустной. Ребята спасибо вам большое, что вы были у нас в гостях.

До свиданья, ребята. Обязательно приходите еще в наш Город волшебства. Ну, а для того, чтобы вам вернуться обратно в ваш детский сад, вам нужно закрыть глаза и повторить за мной следующее заклинание: бамбара, чуфара, лорики, ерики, пикапу, трикапу, скорики, морики! Кружись, вертись! Волшебство свершись.

Воспитатель: Ой, ребята, где же вы пропадали, я с ног сбилась, не могла вас найти.

(Ответы детей).

Какое замечательное путешествие, вам оно понравилось?

Расскажите, что вы там видели?

Ребята, спасибо вам большое за то, что вы мне рассказали, ну а нам пора заканчивать наше занятие. Давайте скажем до свидания, нашим гостям.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №166 «Цветик-семицветик» г. Чебоксары

Занятие - экспериментирование в средней группе:

«Путешествие с капелькой»

Подготовил воспитатель:

Иванова Алина Валерьевна

г. Чебоксары,2016

Цель: Развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

Задачи:

  • Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.
  • Учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
  • Развивать личностные свойства — целеустремленность, настойчивость, решительность.

Ход занятия:

Воспитатель : Доброе утро, ребята! Сегодня к нам пришло очень много гостей. Давайте поздороваемся с ними и подарим им своё хорошее настроение.
Воспитатель: Поудобней садитесь,

Не вертитесь, не крутитесь.

Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла —

Только в садик я зашла,

К нам капелька в гости пришла.

(показ игрушки Капелька) Посмотрите, какая она (грустная)

Но почему она такая печальная? Давайте послушаем ее историю: Капелька недавно появилась на свет и совсем ничего не знает про себя. От этого ей очень грустно. И вот поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете.

Воспитатель: Ребята, поможем капельке?

Дети: Да, мы расскажем Капельке о ней.

Воспитатель: Где живет капелька?

Дети: Капелька живет в воде.

Воспитатель: Из чего состоит капелька?

Дети: Она состоит из воды.

Воспитатель: Молодцы! А где можно встретить воду?

Дети: В реке, море, океане (разные ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а Капелька интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода?

(Показ и рассматривание картинок)

Дети : Да! Деревьям, птицам, людям, животным, растениям.

Воспитатель : Да ребята всем нужна вода. А как ещё мы с вами каждый день используем воду дома и в детском саду?

Дети: Мы умываемся, чистим зубы, моем руки. Мама моет полы, готовый обед, стирает, поливает цветы;

Воспитатель : Молодцы, ребята!Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода - это жизнь! Пришло время нам с вами немного отдохнуть, выходите ко мне.

Физкультминутка.

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в интересную и волшебную игру "Ходят капельки по кругу" .

Я - мама Тучка. Вы превратитесь в моих деток-капелек, если скажете такие слова:

Дождик, дождик лей,

Тёплых капель не жалей

Для лесов, для полей

И для маленьких детей

И для мам и для пап

Кап-кап, кап-кап.

(вот вы и превратились в капельки) .

Полетели капельки на землю. Попрыгаем, попрыгаем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли сначала маленькими ручейками, а затем встретились и стали большой рекой. Текла-текла речка и попала в океан (по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. Попросили они солнышко:

Свети, свети, солнышко,

На чистую водицу.

Стали капельки лёгкими, испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке.

Воспитатель: Превращаю вас снова в детей.

Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Вот только Капелька не совсем поняла, как выглядит вода, и какая она бывает. Давайте познакомим ее с водичкой?

Дети: Давайте.

Воспитатель: Вы знаете, ребята, вода, как волшебница из сказок. Она может делать разные превращения. Хотели бы вы вместе с водичкой побывать волшебниками? (ответы)
Послушайте, что это? (Звучит аудиозапись журчания воды)(ответы)
Правильно вы догадались, это наша волшебница вода приглашает нас в лабораторию заняться там волшебством.

Опыт № 1 «Вода - это жидкость». Воспитатель берет бутылку с водой и стакан (заранее приготовленные).

Воспитатель: Перельём воду из бутылки в стакан. Что происходит с водой?

Дети: она переливается из одного сосуда в другой.

Воспитатель: Слышите? Как звучит? (буль-буль-буль) Вода льется, и мы слышим ее. Что мы сделали сейчас с водой? (вылили, перелили). А если она льется, значит, она какая?

Дети. Жидкая.

Опыт № 2 «Вода бесцветная».

Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей).

Воспитатель: Сейчас мы это проверим.

На столе у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой.

Воспитатель: Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета?

(Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, закройте глаза, я покажу вам фокус! (Дети закрывают глаза, в это время воспитатель кладет по одному кубику в стакан с молоком и в стакан с водой). Открывайте глаза! А теперь угадайте, что я положила в стакан с молоком? А, что я положила в стакан с водой?

(Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему в стакане с молоком предмет не видно, а в стакане с водой видно?

(Ответы детей).

Воспитатель: Да, это произошло потому, что молоко имеет цвет, оно не прозрачное, а вода прозрачная и любой предмет, который находиться в чистой воде, мы сможем увидеть.

Воспитатель: Ребята, а кто из вас что любит больше всего пить?

Дети: Сок, чай, молоко и т.д.

Опыт №3 : «На определение вкуса воды»

А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды? Возьмите трубочки и попробуйте

сок. Сок вкусный? Какой у него вкус?

Дети : Вкусный, сладкий.

Воспитатель : Правильно, сок сладкий. А теперь попробуйте воду. Какая вода на вкус? (даю

попробовать воду на вкус). Есть у нее вкус? Вода сладкая, кислая и т. д. Нет. А

какая вода?

Дети: Вода безвкусная!

Опыт № 4:» На определение запаха»

Взять стакан с чистой водой и понюхать её.

Воспитатель: Имеет ли вода запах? (Нет, вода не имеет запаха.)Значит какой вывод мы сделаем из этого эксперимента?

Вывод: Вода не имеет запаха.

Воспитатель: Молодцы! Вижу, вы много знаете о воде. Давайте присядем на стульчики и напомним Капельке, что мы узнали о ней.

Дети: Жидкая, прозрачная, бесцветная, без вкуса и запаха.

Воспитатель: Смотрите, какая Капелька веселая и радостная стала! На память о себе она хочет подарить вам своих подружек - «Капелек» (раздает детям медальки с видом капельки)

Дети: Принимают подарки от «Капельки» и благодарят ее.

Воспитатель: Дружите с ними и берегите их, потому что без воды не будет жизни на земле!

Анна Скрипаль
Открытое занятие по экспериментированию в средней группе «Воздух вокруг нас»

Цель :

1. Познакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место, передаёт запахи и т. д.)

2. Формировать представление детей о значении воздуха для человека . 3. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования .

4. Активизировать речь и обогащать словарь : воздух бесцветный , невидим, не имеет запаха.

5. Учить детей работать в коллективе и индивидуально во время опытов, формировать доброжелательное отношение друг к другу.

Предварительная работа : беседа о воздухе и его свойствах , наблюдение за воздухом на прогулке , рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о воде.

Материал : Вода.

Оборудование : Полиэтиленовые пакеты, емкость с водой, банка, одноразовые стаканчики с жидкостью, трубочки для коктейля, мыльные пузыри, кораблики.

Ход занятия:

Ой, ребята, посмотрите, к нам шарик прилетел. Что ты шарик говоришь? Ребята, мне шарик загадал загадку, помогите отгадать, пожалуйста.

Загадка :

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! Что это? (Воздух )

Правильно, это воздух ! Я вот тоже воздух не видела , но знаю, что он всегда вокруг нас ! Ребята, вы любите волшебство? А давайте с вами превратимся в ученых, проведем опыты и все узнаем о воздухе . Вы хотите? Ну, тогда закройте глазки и повернитесь вокруг себя (воспитатель надевает на себя и детей белые халаты и защитные очки) .

Все, теперь мы с вами ученые. Для этого у нас есть лаборатория. А что такое лаборатория? (это специально оборудованное место, где проводят различные исследования, наблюдения, опыты и эксперименты ). Давайте посмотрим, что у нас есть в лаборатории. Сегодня мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием . Только для начала запомним правила безопасности :

БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ :

Толкаться, спорить;

Трогать оборудование, приборы;

Засовывать что-либо в нос, рот, уши и пр.

Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты ? (Дети отвечают)

Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы.

Итак, приступаем к работе.

Опыт №1. «Как поймать воздух

Первая наша задача поймать его, а вы умеете ловить воздух ? Чтобы воздух увидеть , его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух ? Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети : Он пуст.

Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его .

Пакет полон воздуха , он похож на воздушный шарик . Воздух занял всё место в мешке . Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух . Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети : В нём нет воздуха .

Какой мы можем сделать вывод? Воздух невидим , бесцветный, прозрачный.

Воспитатель : А теперь пройдем к столу и начнем 2 эксперимент .

Опыт №2. «Пузыри»

На столе емкость с водой и пустая банка.

Воспитатель : Как вы думаете, есть ли воздух в банке ?

Ответ детей : Есть.

Воспитатель : Можно ли это доказать? Для этого нам надо опустить банку в воду, горлышком вниз и посмотреть, что же будет. Если держать ее ровно вода в нее не попадает. Что же не пускает воду в банку? А теперь слегка наклоните банку и немного выньте из воды. Что появилось?

Ответ детей : (Пузыри) .

Воспитатель : как вы думаете, почему они появились? Вода вытеснила воздух из банки , заняла его место , а воздух вышел в виде пузырей. Пузырьки бегут вверх, т. к. воздух легче воды .

Физминутка.

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.

Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?

Ответ детей : Мыльные.

Воспитатель : Давайте и мы мыльные пузыри попускаем. Что находится внутри мыльных пузырей? Мыло?

Ответ детей : Воздух .

Воспитатель : Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри , парят в воздухе .

Воспитатель : Ребята, скажите мне, воздух имеет форму .

Дети : нет.

Воспитатель : Правильно, воздух не имеет своей формы, он приобретает форму той ёмкости, в которой находится.

Опыт № 3. «Воздух внутри нас »

Посмотрите, я беру трубочку, опускаю в стакан с водой и дую в неё. Что происходит (появляются пузырьки) . А теперь вы ребята попробуйте подуть в трубочки. Откуда же появились пузырьки? (Мы выдыхаем воздух и он выходит пузырьками. Ребята, что внутри нас? (Воздух ) .

Воспитатель : Правильно. Давайте вспомним, что мы уже знаем про воздух и поиграем в игру «Бывает – не бывает» . Правила следующие :

1. отвечать на вопрос может тот, кому я брошу шарик;

2.«да» , «нет» говорить нельзя.

Проводится игра "Бывает - не бывает".

Воздух бывает теплый ? (Бывает) .

Воздух бывает чистый ? (Бывает) .

Воздух бывает пушистый ? (Не бывает) .

Воздух бывает легкий ? (Бывает) .

Воздух бывает грязный ? (Бывает) .

Воздух бывает сердитый ? (Не бывает) .

Воздух бывает холодный ? (Бывает) .

Воздух бывает полосатый ? (Не бывает) .

Опыт № 4. «Кораблики»

(Дети совместно с воспитателем пускают кораблики.)

Воспитатель : Что делают кораблики?

Ответ детей : Стоят на месте.

Воспитатель : А теперь давайте подуем, что делают кораблики?

Ответ детей : плавают.

Воспитатель : Мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется , получается ветер. Ветерок, созданный потоком воздуха из груди , раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами . Мы с вами убедились, что воздух может передвигать предметы.

Воспитатель : А теперь давайте присядем на стульчики и продолжим нашу беседу.

Дети садятся на стульчики.

Скажите, а у воздуха есть запах ? Вдохните (запаха нет) . Правильно. Воздух действительно не имеет запаха. Как же мы чувствуем запахи? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет .

Они передаются воздухом , и мы их чувствуем. А вы знаете, что запах может спрятаться, как вы думаете, какой запах спрятался в этой коробочке (открываю , а там ватка смоченная детским кремом) . Воздух донёс до наших носиков запах крема.

Вывод : воздух не имеет своего запаха, но может передавать другие запахи.

Воспитатель. Воздух мы вдыхаем и выдыхаем. Вокруг нас воздух . Для чего он нужен человеку? (чтоб дышать) . Ребята, а зачем нужен воздух , мы можем обойтись и без него. Проверим? Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух . Мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «ОБДУВАЕМ ПЛЕЧИКИ»

Исходное положение. Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела, голова прямо.

Выполнение. Делаем вдох, затем поворачиваем голову налево, делаем выдох через рот, губы при этом свернуты в трубочку. Продолжаем выполнение этого упражнения в следующем порядке : голова находится прямо – «вдох» , голова повернута направо – «выдох» , голова прямо – «вдох» , голову опускаем к подбородку – «выдох» , голова прямо – «вдох» , голову поднимаем наверх – «выдох» , голова прямо – «вдох» . Выполняем упражнение 5-10 раз.

Наберите побольше воздуха и попробуйте не дышать, хотя бы недолго. (дети пробуют не дышать)

Воспитатель : видимо, без воздуха и , правда, жить не возможно! Ребята, кому нужен воздух , кто не может жить без него? (люди, животные, растения.) .

Воспитатель : Ребята, давайте вспомним, кому же нужен воздух ? (проводится д\и «Кому нужен воздух » : Ребёнок берёт карточку с картинкой, называет предмет и говорит, нужен ли этому предмету воздух ). Вот мы с вами открыли еще один секрет воздуха , он нужен всему живому.

Молодцы! Ребята, давайте вспомним, что же интересного мы узнали о воздухе .

(глядя на схемы (если дети затрудняются, помочь им) Воздух бесцветный и прозрачный. Не имеет форму. Находится внутри пустых предметов и нас. Воздух передвигает предметы. Он не имеет запаха, только передаёт чужие запахи. Он нужен для жизни людям, животным и растениям.

Рефлексия :

Воспитатель : Я надула воздухом шарики и хочу подарить их вам. Вот они какие, давайте мы сядем на ковер и приклеим к ним улыбки. И посмотрим, какие они получатся.

Ответ детей : Давайте.

Воспитатель : Вот они, какие довольные получились. Спасибо, ребята.

Задачи: расширять и углублять представления детей о свойствах воды; ; развивать любознательность, ; воспитывать бережное отношение к воде.

Материал: баночки с водой, мелкие игрушки, песок, пластмассовые бутылки, на крышки которых нанесена изнутри краска, дольки апельсина и лимона, ягоды клубники, сахар, соль, кристаллики лимонной кислоты.

Ход занятия

Воспитатель (В.): Ребята, послушайте внимательно мою загадку и попробуйте ее отгадать.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить. (Вода).

Молодцы, сразу догадались, что это вода.

Сегодня я хочу рассказать вам немного о свойствах воды. Проходите, пожалуйста, в нашу «мини-лабораторию». Здесь мы будем проводить опыты с водой. В этом нам помогут наши 5 помощников. Как вы думаете, о каких помощниках идет речь? (Ответы детей.)

Предлагаю детям подойти к столу. На столе стоят баночки с водой, пластмассовые бутылки, на крышки которых изнутри нанесена краска, на подносе лежат мелкие игрушки, в небольшой емкости – песок.

В: Первыми помогут нам наши глаза. Посмотрите на воду и ответьте на вопрос: «Какая вода?» (Ответы детей.) Правильно, ваши глазки очень внимательные. Вода чистая, прозрачная. А сейчас опустим в банку с водой игрушки. Что мы видим? (Ответы детей.) В банке лежат игрушки, но вода осталась чистой и прозрачной. А сейчас смотрите: в банку я насыпаю немного песка. Что происходит? (Ответы детей.) Игрушки уже плохо видны. Но почему? (Дети высказывают предположения.) Значит, мы доказали, что вода не всегда бывает чистой и прозрачной.

Вывод: Если в воду добавить песок, землю, то она станет мутной, грязной, темной.

В: А сейчас я покажу вам фокус. Смотрите внимательно: я беру бутылку с чистой водой, закрываю крышкой и, встряхивая воду, произношу волшебные слова. Что случилось с водой? (Ответы детей.) Почему вода стала зеленой? (Дети высказывают предположения.)

Показываю этот фокус еще два раза. Вода во второй бутылке становится красной, в третьей – синей.

В: Интересно, ребята, но почему вода в бутылках окрасилась в разные цвета: зеленый, красный, синий? (Ответы детей.) А теперь я открою вам тайну.

Показываю детям крышку, на дне которой находится краска. Объясняю, что при встряхивании воды в бутылке краска попадает в воду и окрашивает ее.

Вывод: вода не имеет цвета, но она может окраситься в определенный цвет, если в нее добавить красители.

В: А что же нам может рассказать о воде наш помощник нос?

Предлагаю детям подойти к другому столу. На столе стоит вода в четырех банках, на тарелочке лежат дольки апельсина, лимона и ягоды клубники.

Давайте понюхаем воду. Пахнет ли она? (Ответы детей.) Молодцы, правильно определили: вода запаха не имеет. А что будет, если я добавлю в воду капельки сока апельсина, лимона или клубники? Чем она будет пахнуть? (Ответы детей.)

Предлагаю детям определить, чем пахнет вода с добавлением сока лимона, апельсина, клубники.

Что помог нам доказать наш помощник нос? (Ответы детей.)

Вывод: вода не имеет запаха, но она может приобретать запах другого вещества, которое в нее добавляют.

В: Ребята, а что же нам может рассказать о воде наш помощник язык? (Ответы детей.)

Подходим к третьему столу. На столе стоят четыре стакана с водой и три тарелки: в одной – сахар, в другой – соль, в третьей – кристаллики лимонной кислоты. Дети пробуют обычную воду: она без вкуса. Добавляю в один стакан сахар, в другой – соль, в третий – немножко лимонной кислоты. Дети пробуют воду и определяют, что она стала сладкой, соленой, кислой.

Вывод: обычная вода вкуса не имеет, но может его приобретать.

В: Ребята, а знаете ли вы, зачем нужна вода? (Ответы детей.) А как вы думаете, мы должны беречь воду? (Ответы детей.) А почему мы должны беречь воду? (Ответы детей.) Мы пьем пресную воду, но ее запасы исчерпаемы. Люди должны научиться беречь воду, чтобы ее хватило надолго. Давайте выучим правила пользования водой.

1. Хорошо закрывай кран, чтобы вода не капала.

2. Не пускай воду сильной струей.

3. Набирай столько воды, сколько необходимо.

В: Ребята, что вы узнали о воде? Почему нужно беречь воду? ? (Ответы детей.)



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх