Характеристика современной семьи. Превосходство личных амбиций над общими. Что нужно для составления характеристики

- 31.15 Кб

Введение………………………………………………………… ……………3

Глава 1. Семья как социальный институт…………………………………..4

    1. Понятие о воспитании……………………………………………..4
    2. Характерные признаки семьи, ее структура и функции………...5

Глава 2. Особенности семейного воспитания………………………………8

2.1 Роль родителей в развитии ребенка……………………………...8

2.2 Особенности формирования личности…………………………..9

Заключение…………………………………………………… ……………..11

Введение

Семья является одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Поэтому когда мы говорим о важнейших социальных институтах – столпах общества, то в числе первых называем семью. Семья – главный институт общества. В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и другие.

Актуальность темы обусловлена тревожным состояним современной российской семьи, сложностью демографической ситуации в сегодняшней России, необходимостью приобщения общества к осмыслению семейных ценностей, проблем сиротства при живых родителях, целях социальной и демографической политики в РФ.

Семья и брак относятся к явлениям, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Несмотря на всю изобретательность человека, огромное разнообразие политических, экономических и прочих организаций, практически в каждом обществе, начиная от примитивнейшего племени и кончая сложным социальным строем современного развитого государства, семья выступала и выступает как отчетливо выраженная социальная единица.

Глава 1. Семья как социальный институт

    1. Понятие о воспитании

Воспитание - единый целостный процесс и человек по частям не воспитывается. Содержанием воспитания является формирование социально-ценностных отношений к себе, людям, миру.

Воспитание в широком значении представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку её к трудовой и общественной деятельности.

Понятие "воспитание" в узком значении тождественно понятию "воспитательная работа", в процессе которой формируются убеждения, нормы нравственного поведения, черты характера, воля, эстетические вкусы, физические качества человека.

Если воспитание в широком понимании включает и процесс познания действительности, и формирование отношения к ней, то воспитание в узком понимании охватывает только область отношений и поведения.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

    1. Характерные признаки семьи, ее структура и функции

Семья - малая группа, основанная на кровнородственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительным признаком семьи является совместное ведение домашнего хозяйства.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи.

Формирование семьи происходит в несколько этапов:

1) вступление в брак – образование семьи;

2)начало деторождения – рождение первого ребенка;

3) окончание деторождения – рождение последнего ребенка;

4) «пустое гнездо» – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

5) прекращение существования семьи – смерть одного из супругов.

На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

Структура семьи – совокупность отношений между ее членами, которая включает: - структуру родства; структуру власти и лидерства; структуру ролей;структуру коммуникаций.

Со структурой семьи тесно связаны порядок и уклад ее жизни, ее обычаи и традиции, а также ее взаимоотношения с другими семьями и со всем обществом.

Семья всегда выполняет целый ряд функций, среди которых важнейшими являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреативная.

Репродуктивная функция семьи выполняет две задачи: общественную - биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную - удовлетворение потребности в детях. В ее основе - удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. противоположность полов, по мнению Э. Дюркгейма, - это не только базисное основание, на котором строится брачный союз, но и основная причина нравственной близости в семье. По мощности воздействия на стабильность семейно-брачных отношений она сильнее даже такого фактора, как кровное родство. Э. Дюркгейм анализирует отношения полов с позиций разделения труда. Ограниченное вначале только сексуальными функциями, оно постепенно распространилось на многие другие.

Отсюда следующая важнейшая функция семьи - социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Совершенно очевидно, что приоритет семьи как основной формы социализации личности обусловлен естественно-биологическими причинами. Семья имеет большие преимущества в социализации личности по сравнению с другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального развития. У них заторможена способность любить ближнего, способность к сочувствию и сопереживанию. Семья осуществляет социализацию в самый ответственный период жизни, обеспечивает индивидуальный подход к развитию ребенка, вовремя выявляет его способности, интересы, потребности. В этом возрасте ребенок усваивает запреты и нормы поведения, которые закладываются в его «Сверх-Я».

Следующая важнейшая функция семьи - экономическая и хозяйственно- бытовая. Суть этой функции с общественной точки зрения заключается в поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, с индивидуальной - в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других.

Рекреативная, восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. Эта функция недостаточно изучена, но ученые располагают достоверными фактами, доказывающими положительное влияние семьи на здоровье супругов. Супружество оказывает более благоприятное воздействие на здоровье супругов, причем на организм мужчины больше, чем женщины. А потерю одного из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины.

Все функции семьи тесно взаимосвязаны, но их соотношение и удельный вес могут быть различными.

Глава 2. Особенности семейного воспитания

2.1 Роль родителей в развитии ребенка

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.

Конфликтная ситуация между родителями - различные подходы к воспитанию детей.

Для родителей важно, во-первых - найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

Во-вторых - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.

Дети быстро "схватывают" сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:

1) Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.

2) Эмпатия (сопереживание) - взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.

3) Конгруэнтность - предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.

Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть.

Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет себя, но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества (обусловленная любовь).

Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, неблагополучная семья). Но может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают, бывают чисто подсознательные моменты.

Эффективность родительства как института социализации личности обеспечивается тем, что оно носит постоянный и длительный характер, продолжается всю жизнь, пока живы родители - дети.

2.2 Особенности формирования личности

Свои первые жизненные уроки человек получает в семье, именно здесь под влиянием сложившегося окружения начинает происходить и формирование его будущего характера.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

Выделяют три стиля семейного воспитания:

    • Демократический
    • Авторитарный
    • Попустический

При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Стиль "согласия". При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль "подавления". При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе.

Глава 2. Особенности семейного воспитания………………………………8
2.1 Роль родителей в развитии ребенка……………………………...8
2.2 Особенности формирования личности…………………………..9
Заключение…………………………………………………………………..11
Список используемой литературы…………………………………………13

Характерные особенности современной семьи заключаются в следующем:

1. Увеличивается количество неполных семей, в которых основные воспитательные функции выполняет мать.

2. Становится больше родителей, которые живут отдельно от ребенка по причине разводов и рождения детей вне брака.

3. Происходит уменьшение количества регистрации браков и рождаемости.: 1920 год – рождаемость в России в среднем 7, 5 детей на одну женщину, а в 2010 году – 1, 4.

4. Увеличивается количество семей, где воспитывается один ребенок.

5. Кризис отцов – снижается воспитательная роль отца в семье.

6. За счет разводов родителей происходит увеличение количества брошенных детей.

Существует деление семей на благополучные и неблагополучные .

Обращаем внимание на второй вид - неблагополучные семьи, которые делятся на следующие типы:

Криминогенная семья

По данным социальных исследований был сделан вывод, что если в семье есть хоть один судимый член семьи, то вероятность, что кто-то совершит преступление, возрастает в 4-5 раз.

Если взрослые ведут себя преступно, то они являются образцом антиобщественного поведения для детей, усиливают конфликты внутри семьи и криминогенный потенциал.

Аморальная семья

В такой семье концентрируются следующие отрицательные факторы: правонарушения членов семьи, постоянные конфликты, доходящие до скандалов и драк, пьянство, развратное поведение.

Алкоголизм делает семью нищей, ухудшаются бытовые условия, нормы поведения искажаются.

Уважение и привязанность детей к родителям в таких семьях разрушены, подростки становятся озлобленными и мрачными.

Дети калечатся родителями не только нравственно, но и физически.

Эмоциональное и интеллектуальное развитие детей замедляется, появляются психопатические черты; различные заболевания не выявляются и своевременно не лечатся. Дети получают травмы, побои и их даже выгоняют из дома.

Домашние задания такие дети не делают совсем или не полностью, не качественно, так как у них отсутствуют условия для учебных занятий дома.

Они становятся «ранимыми» из-за отношения к ним сверстников, которые считают их «тупыми» и «двоечниками».

Личность подростка формируется в виде протеста против родителей, школы, учителей и всего общества в целом.

Проблемная семья

Обычно семья становится проблемной из-за соперничества родителей за главенствующую роль в семье. Наблюдается разобщенность между всеми членами семьи. В таких семьях конфликты возникают из-за неверности одного из супругов.

В доме в атмосфере напряженности, подростку становится не комфортно, он старается «улизнуть» на улицу, где проводит большую часть времени.

Отсутствие эмоциональной связи ребенка и родителей, отсутствие социального контроля приводит к созданию условий для формирования криминогенной личности.

Неполная семья

Часто в неполной семье появляются благоприятные условия для нарушения правовой социализации.

Ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, который характеризуется психологическими переживаниями и реакциями, приводящими к появлению чувств неполноценности, зависти, ущербности и эмоционального голода.

Наиболее дискомфортно чувствуют себя мальчики без отцов.

Процедура развода так же порождает появление криминогенной личности, так как подросток чувствует свою ненужность.

В последние годы появился тип семьи, который можно отнести как к благополучной, так и к категории группы риска. Это так называемые семьи «новых русских».

Такие семьи представляют собой социальный слой, имеющий собственную систему ценностей, особую субкультуру, философию. У них существует свой образ и стиль жизни, модели отдыха, формы общения.

По статистике в общеобразовательных школах обучается до 40% детей, которых можно назвать «трудными». В элитных школах, которые посещают дети «новых русских» этот показатель достигает 90% , а в помощи психологов нуждаются почти все учащиеся.

Так же, как герои сериала «Богатые тоже плачут», русские богатые имеют множество проблем в личной и семейной жизни. Занятие большим бизнесом в нашей стране часто требует отказа от нормальных как человеческих, так и семейных отношений.

Внешнее экономическое благополучие не всегда сочетается с напряженным эмоциональным климатом в семье.

От этого страдает в первую очередь психологическое здоровье детей.

Дети плохо адаптируются среди сверстников, имеют завышенную необоснованную самооценку, пренебрегают общепринятыми человеческими ценностями, часто имеют нервные расстройства.

И это только часть проблем детей из богатых семей.

По наблюдениям психологов наименьшие негативные расстройства развития личности детей наблюдаются в тех семьях, где между всеми членами семьи существует взаимоуважение и доверительные взаимоотношения. Нормальные семейные отношения в таких семьях влияют на создание четкой позитивной жизненной позиции у ребенка.

Количество «продвинутых» детей - владеющих иностранными языками, знающих отлично компьютерные технологии и умеющих планировать свое будущее больше именно в экономически благополучных семьях, так же в семьях, где существует нормальный психологический климат, где дети чувствуют себя комфортно, где они любимы и нужны.

Родители в любой семье должны не забывать, что они несут ответственность за развитие, воспитание своих детей, за их психическое и физическое здоровье.

Современная семья характеризуется следующими особенностями.

Во-первых, она является нуклеарной, т. е. ее образует только семейное ядро: жена, муж, дети. Другие родственники, например родители супругов, входившие ранее в состав расширенной семьи, в нуклеарную семью не входят.

Такая семья – превалирующая форма современной семейной жизни. 87 % населения развитых стран живет сегодня в нуклеарных семьях.

Расширенная семья (семья с родственниками, состоящая из нескольких поколений) может существовать в следующих формах:

патрилокальная (молодые живут в семье мужа);

матрилокальная (молодые живут в семье жены);

неолокальная (молодые живут отдельно).

Во-вторых, современная семья является эгалитарной. Основу такой семьи составляет равноправный добровольный, свободный от принуждения, материальных расчетов, вмешательства или давления третьих лиц союз женщины и мужчины. В такой семье не ущемляются права и достоинство мужчины и женщины, обеспечивающие каждому из них равные возможности профессионального, интеллектуального и духовного роста.

В-третьих, семья сегодня является экзогамной (т. е. подчиняется запрету на браки близких родственников). Кроме того, люди современного общества продолжают более или менее придерживаться и норм эндогамии, которые ограничивают возможности их выбора. Такие факторы, как вероисповедание, расовая принадлежность, социальный класс и уровень образования определяют группу, внутри которой индивид предпочитает искать спутника жизни.

В-четвертых, современная семья является «симметричной» (работают муж и жена), характеризуется высокой степенью гибкости семейных ролей, что, в свою очередь, дает высокую адаптацию в условиях быстрых изменений в обществе. Жесткое разделение ролей по гендерному признаку уходит в прошлое. Оба супруга теперь выполняют и лидерские функции, и функции ведомых в зависимости от ситуации и компетенции в том или ином вопросе. Симметричное строение более характерно для семей образованных людей в обществе с высоким уровнем социально-экономического развития. «Несимметричность» отношений (например, карьера мужа имеет более важное значение, чем карьера жены) характерна для семей, состоящих из менее образованных супругов и в менее развитых обществах.

Семейно-брачные отношения очень чутки к изменениям в экономике, политике и в социальной сфере общества. Отсюда те тренды, которым подвержена современная семья, и проблемы, ими вызываемые. Какие это проблемы?

Более позднее формирование социальной готовности к созданию семьи. Чем это вызвано? Одним из факторов является то, что необходимо больше времени для завершения образования (в связи с увеличением объема необходимых знаний). Другим фактором выступает желание сначала сделать карьеру, чтобы экономически обеспечить создаваемую семью.

Увеличение количества разводов. О том, что эта проблема семьи является достаточно острой, говорят следующие факты. За последние тридцать лет количество разводов в России возросло в шесть раз, ежегодно распадается каждый третий брак. Эта проблема характерна не только для нашей страны, но и для всех развитых стран. Социологические исследования показывают, что в основе этой проблемы лежат экономические причины. Дело в том, что достигнутый уровень развития производительных сил, образования позволяет женщине самостоятельно (в одиночку) содержать семью, т. е. кормить и воспитывать детей.

Современная научно-технологическая революция превратила брак из экономического института в морально-правовой. В то же время в такой среднеразвитой стране, как Россия, несимметричность семейных отношений еще имеет место за счет того, что мужские семейные обязанности (добывать пищу, строить жилье, заготавливать дрова и т. д.) ушли в небытие, а женские (приготовление еды, содержание дома, мужа и детей) остались. Ситуация, когда муж не принимает участия в домашних делах, зачастую приводит к разводу. Из десяти случаев разводов в семи из них инициатором выступает женщина.

Каковы последствия увеличивающегося числа разводов? Более всего от них страдают дети.

Ежегодно в нашей стране свыше 700 тыс. детей остаются в неполной семье. При этом они получают и неполное воспитание, т. е. недополучают родительского внимания, любви, тепла. Это, в свою очередь, ведет к детским правонарушениям. Так, 90 % рецидивистов начали свою преступную деятельность с детских лет, а многие из них выросли в неполных семьях.

3. Уменьшение количества детей в семье. В настоящее время у нас в стране около 90 % семей имеют 1–2 детей, причем 58 % семей имеют одного ребенка. А демографическая статистика утверждает, что для хотя бы небольшого прироста населения необходимо, чтобы в семье было 2–3 ребенка.

Существуют объективные и субъективные факторы, которые связаны с этой проблемой семьи.

Социальное обеспечение. Ранее большое количество детей требовалось для того, чтобы они смогли впоследствии содержать своих родителей. Ныне пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание, различные социальные льготы, прижизненные накопления дают возможность пожилым людям не прибегать к помощи детей.

Медицинское обеспечение. Ранее слабое развитие медобслужива-ния в России приводило к тому, что почти половина родившихся детей умирала, не достигнув возраста активных работников. Поэтому рождаемость держалась на высоком уровне. В настоящее время положение изменилось. Современная медицина в состоянии поставить на ноги почти любого ребенка.

Отягощенная наследственность. Угроза здоровью ребенка исходит, как показывает медицинская статистика, в основном из двух источников: от так называемого слабоумия (например, олигофрении) и алкоголизма родителей. Согласно официальным данным, доля новорожденных, у которых фиксируются признаки поражения олигофренией, достигает 12 %, в тяжелой форме болезнь поражает 33,5 % детей. При этом, как показало выборочное обследование в одном из регионов России, пьянство родителей является причиной более 80 % всех случаев этого недуга.

Изменение мотивации брака. Исследования мотивов вступления в брак показали, что любовь, как правило, является главным фактором выбора будущего супруга. Однако значительная часть браков, в которых главным мотивом является любовь, оценивается опрошенными как неудачные. Следовательно, приходится констатировать отсутствие жесткой взаимосвязи между основным мотивом брака и прочностью брачного союза. В качестве причин этого можно назвать следующие:

сложность самого феномена любви, включающего такие характеристики, как постоянство, глубина, прочность, которые непосредственно зависят, во-первых, от господствующих в обществе нравственных и эстетических ценностей и, во-вторых, от интерпретации указанных ценностей на индивидуальном уровне;

ожидание романтической любви, которое в браке разбивается о реальность жизни. Повышая ожидания, связанные с браком, а вместе с ними и требования к избраннику, любовь тем самым увеличивает опасность разочарования и в том и другом, а следовательно, нередко создает психологические конфликты, способные вызвать и негативное отношение к данному конкретному браку по любви;

сплочение семьи на базе антисоциальных по своей сути интересов (например, индивидуалистических, эгоистических и т. п.). Налицо противоречивость некоторых социальных требований и семейных норм (продолжительность рабочего дня, размер зарплаты и др.). Это связано с необходимостью ускоренного развития современного общества и приводит в конечном счете к росту изоляции семьи как социального института и ослаблению семейных связей;

большое различие между вступающими в брак по уровню интеллекта, образования, общей культуры.

Кроме того, каждое конкретное общество, страна имеет свои особенные, национальные семейные проблемы. Имеет их и Россия. По результатам опроса НИИ семьи Министерства социальной защиты РФ, основными проблемами российских семей являются.

Если обобщить самых мелких ячеек общества - семей - можно выделить наиболее характерные черты и проблемы современных родственных отношений. Российский социолог А. Антонов, в частности, выделяет 10 особенностей нынешней семьи.

1. Превосходство личных амбиций над общими

Если в традиционном обществе ценности рода, общины стояли превыше всего, в современном мире нужды индивида и его ближайшего окружения превалируют над всем остальным. В России эта тенденция не столь заметна, как на Западе. Скорее можно говорить о смешении родственных, общегосударственных и индивидуальных потребностей.

2. Четкое разделение заработка и домашнего хозяйства

Своим хозяйством живут очень немногие. Более того, общий уровень потребительства дошел до той степени, что большой разницы между корзиной сельского и городского жителя, семейного и одинокого человека нет. При этом роли мужчины и женщины тоже продолжают меняться. Однако наблюдается некий перекос в сторону двойной нагрузки женщины - она зарабатывает наравне с партнером, но при этом подразумевается, что за домашним хозяйством должна следить она одна.

Участие некоторых мужчин в семейном быте ограничивается своевременным приходом домой и регулярным выносом мусора. Вследствие этого нет ничего удивительного в желании женщин быть самостоятельными. И именно поэтому одинокие женщины с ребенком уже не являются чем-то исключительным - такое положение ее вполне удовлетворяет.

3. Четкое разделение семейных отношений и дружественных

Коллеги, друзья, приятели и родственники все меньше участвуют в жизни отдельно взятой семьи. Современные муж и жена вполне могут существовать без вовлечения социума во внутренние дела.

4. Большая горизонтальная и вертикальная мобильность

Сами понятия династии и предопределенности будущего с самого рождения сейчас практически перестали существовать. Ребенок полностью самостоятелен в выборе своего пути и не нуждается в наследовании соцстатуса. Это порождает легкость перехода из одной страты в другую и большую географическую мобильность - современные люди не привязаны к дому и родовому гнезду.

5. Личные достижения и собственное «я»

Значат гораздо больше семейной ответственности, воспитания детей, заботы о старших, некритичного восприятия родителей. В нынешней семье отношения зависят от индивидуумов, а не наоборот. Современные мужчина и женщина понимают, что могут выжить без родственных связей. Хорошо это или плохо - покажет время.

Современная семья: специфика, тенденции

Семья как социальный институт очень тесно связана с происходящими в обществе изменениями. В первую очередь эти изменения фиксируются семейных установках, ценностях и моделях поведения. Какого рода изменения произошли в семье на протяжении последних десятилетий? Очевидно, что перемены столь масштабны и многочисленны, что мы в силу ограниченности своих возможностей не можем дать им соответствующую оценку. Ограничимся характеристикой основных тенденций в данной сфере, которые позволят понять специфику и причины происходящих перемен.

В период перехода от доиндустриального к индустриальному, а затем к постиндустриальному обществу отмечались следующие тенденции в развитии семьи.

1. Типичная доиндустриальная семья имела много детей и многочисленных родственников: бабушек, дедушек, тетей, дядей, кузенов и др. Такие большие расширенные семьи были хороши для медленно развивающихся аграрных обществ. Но они не были приспособлены для динамично развивающихся промышленных сообществ. Индустриализм привлек множество рабочих сил, потребовалось быстрое перемещение работников и их семей в новые места, где появлялась работа. Расширенная семья постепенно избавлялась от «лишних» людей, чтобы быть более мобильной. Новая нуклеарная семья стала атрибутом промышленного общества. Произошел переход от родственно-семейного принципа организации жизни, в том числе и экономической, и ценности родства и родственного коллектива к экономическим интересам, которые реализуются индивидами за пределами семьи и не в кругу родственников. В связи с урбанизацией и миграцией населения происходит процесс «сжатия семьи», так называемый закон «контракции» (сжатия), т. е. уменьшается количество ее членов. Этот процесс назван нуклеаризацией, переходом от расширенной, большой семьи к простой, малой, нуклеарной.

2. Аграрное общество, которое имело основной экономической единицей домохозяйство и в котором работали не за плату, а на себя, сменилось промышленным, в котором произошло разделение семейной и внесемейной деятельности, а также более заметное полоролевое разделение труда. Мужчины стали зарабатывать деньги за пределами дома, а женщины по-прежнему выполняли домашнюю неоплачиваемую работу. Позднейшее вовлечение женщин во внесемейную производственную деятельность не сказалось на их семейной занятости, которая не уменьшилась. Этот феномен именуется «двойной занятостью» женщин: одна за деньги, другая неоплачиваемая на себя и семью.

3. Расширенная многодетная семья все чаще заменяется не только на нуклеарную, но и на малодетную. Отмирание многодетности как нормы семейной жизни является глобальным процессом, отражающим фундаментальные изменения экономических, социальных и демографических условий жизни общества. Потребность в ограничении рождаемости в развитых странах объясняется комплексом факторов, как объективных, так и субъективных (экономических, экологических, медицинских проблем, а также изменением структуры жизненных ценностей у женщин и мужчин). Большая независимость и автономизация личности явились логическим и неизбежным следствием соревновательности в системе рыночных отношений; ребенок (дети) как смысл жизнедеятельности семьи стал конкурировать с ценностями социального статуса, свободного выбора образа жизни, профессиональной и личной самоидентификации. Появляется термин «планирование семьи», т. е. супруги решают, когда и сколько иметь детей .

Функция деторождения обособляется от сексуальной функции. Последняя имеет сегодня самостоятельное значение, и ее осуществление не связано с осуществлением репродукции.

4. Решение о вступлении в брак все больше замещается свободным волеизъявлением женщины и мужчины и их внутренним побуждением взамен существовавшей ранее регуляции этого процесса их родственниками и родителями.

5. Общественные регуляторы брака становятся более либеральными. Свобода брака логично дополняется антитезой – свободой развода. Общественное мнение, церковь, в том числе и католическая, а также юридические нормы постепенно становятся все более терпимыми к разводам, что сказывается на статистике разводов зарегистрированных браков и появлении альтернативных брачных форм. Возросшая экономическая независимость женщин и повышение их образовательного уровня делает более высокими и их требования к брачно-семейным отношениям. Поэтому, когда брачные отношения перестают их удовлетворять, они инициируют развод. Сегодня работающие женщины делают это чаще, чем мужчины, несмотря на то, что многие последствия развода, как свидетельствуют эмпирические исследования, для женщины более неблагоприятны, чем для мужчины. Самая низкая готовность к разводу отмечается у жителей аграрных районов; у женщин, которые находятся на иждивении мужа или имеют низкие заработки.

6. Появляются альтернативные формы брака. Их возникновение связано с так называемой сексуальной революцией 1960-х гг., т. е. радикальной ломкой традиционной системы половой стратификации, которая вызвала изменения в социальной и культурной сферах. Те, кто экспериментирует в брачных отношениях, составляют меньшинство населения. Однако эти новшества социально заметны. Среди них повторные браки, которые становятся уже обычным явлением; фактичес-кие сожительства (браки без юридической регистрации); пробные браки (сожительства до официальной регистрации); открытые браки (с взаимного согласия партнеров допускающие супружескую измену); свингерство (обмен супружеских пар своими партнерами, способ проведения совместного сексуального досуга двумя или несколькими сложившимися парами); синергамный брак (sinergamous marriage – близкий к двоеженству и двоемужеству); браки-посещения (visiting marriage, или гостевые браки); гомосексуальные браки и т. д.

Традиционные и новые формы брака и семьи существуют не изолированно, а находятся во взаимосвязи. Например, родители живут в «обычной» семье, а взрослые дети «опробывают» что-то новое. Р. Зидер оценивает эту ситуацию как исторически новую конкуренцию жизненных моделей.

7. Появляются и новые модели семейных отношений. Это сводные, или бинуклеарные, семьи (характерные для США), в отличие от мононуклеарной, в которой есть одно ядро, здесь есть две новые семьи родителей, в которых могут находиться дети от расторгнутого брака; коммуны (как, например, жилые сообщества в Германии в начале 1970-х гг., кибуцы в Израиле).

Становится больше приемных семей, а также неполных (в которых есть только один из родителей) и др. Распространение неполных семей связано с большим количеством разводов, увеличением овдовевших и деторождений вне зарегистрированного брака.



8. Процессы демократизации жизни в обществе, ориентация на необходимость защиты прав каждого человека обусловливают и изменение брачно-семейных отношений, которые все чаще становятся равноправными, учитывают интересы женщин и мужчин, взрослых и детей. Семья в индустриальном обществе рассматривается не как организация для воспроизводства рабочей силы, а как общность, в которой люди могут самореализоваться, раскрыться как личности.

Перечисленные тенденции отражают в основном институциональные изменения семьи. Но многие социологи обоснованно считают, что сущность изменений, затронувших семью, связана более всего с утратой формальных институциональных признаков в том виде, в котором они были присущи семье ранее, при усилении позиций неформальных, а следовательно, нужно анализировать частную сферу как неотъемлемую часть любого социума.

По своей сущности процесс изменения семьи двояк: с одной стороны, он адаптивен для индивида, создающего неформальную семью, а с другой стороны, неадаптивен для самой семьи и общества, в котором она функционирует. В современном обществе каждая семейная общность самостоятельно устанавливает для себя нормы, границы прав и обязанностей.

Социум в этом процессе как посредник не участвует. Это обстоятельство и эти условия обеспечивают возрастание престижа семьи как малой социальной группы, которая сохраняется в качестве важнейшей жизненной ценности человека.

Итак, семья как социально-психологическая целостность постоянно эволюционирует, но сегодня происходящие изменения более очевидны, чем когда бы то ни было. Социальная жизнь становится все динамичнее, усложняется структура личности, и эти процессы неизбежно воздействуют на взаимодействие индивидов и их жизнь в браке и семье. Разрушение традиционных форм семейных отношений повлекло за собой трансформацию семейных ролей, однако эти новые позиции пока не нашли социальной легитимизации и культурного символического закрепления.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх