Гендерные различия в методах самоутверждения подростков. Что важно знать родителям подростков

Подростковый возраст является очень важным периодом в развитии и становлении личности человека. В этом возрасте значительно расширяется объем деятельности ребенка, качественно меняется его характер, в структуре личности происходит ощутимые перемены, обусловленные перестройкой ранее сложившихся структур и возникновением новых образований. В этот период так же закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и установок. И все это происходит на фоне противоречий физиологического и психического развития подростка, на фоне его духовного становления. Отсюда подростковый возраст характеризуется специалистами как переходный, сложный, трудный критический. Это словно второе рождение, писал Сухомлинский В.А., - «и глаза не те, и голос уже не тот, и - это самое главное - восприятие окружающего мира иное, отношение к людям, требованиям, запросы, интересы - все качественно иное».

Подростковый возраст - это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, бурной активности, инициативности, стремления к самосознанию, самооценке, самоутверждению.

Потребность осознать свое собственное «я», понять свое предназначение, место среди сверстников, заставляет подростка «вглядываться» в самого себя, пытаться оценить свои способности и возможности. Для объективной самооценки необходим жизненный опыт, верная оценка своих способностей. Но самооценка подростка может быть как заниженной и его поведение, взаимоотношения со сверстниками тогда становятся более сдержанными; или самооценка может быть завышенной, и тогда потребности подростка в самовыражении резко изменяются, они становятся непомерными. Если потребности подростка не удовлетворяются (в учебе, спорте, в игре, во взаимоотношениях с окружающими), то тогда возникают конфликты.

С процессом самосознания подростков тесно связан процесс самоутверждения. При неадекватной самооценке и самоутверждении может сложиться негативное поведение. Подросток может утверждать себя с помощью силы, лжи, обмана, с помощью вызывающего, демонстративного поведения. Это могут быть драки со сверстниками, дерзкое поведение в классе перед учителями. Часто самоутверждение происходит на фоне стремления к взрослости. Подростки используют атрибуты «взрослой жизни»: употребление спиртных напитков, сексуальные связи, для подчеркивания своей зрелости, значительности.

Самоутверждение не может происходить без формирования и культивирования каких-то качеств личности, т.е. без самовоспитания. Оценивая свои способности и возможности по сравнению со сверстниками, подростки неосознанно могут создавать свою программу самовоспитания, которая может опираться на какой-то идеальный образ. Причем в подростковом возрасте идеал может быть как обобщенный, выдуманный, так и конкретный, приближенный к реальной действительности. Если идеал имеет положительную направленность, то подросток будет формировать у себя самокритичность, настойчивость, уверенность в себе, положительные нравственные качества (честность, порядочность, доброту). Если же самооценка подростка окажется неадекватной, а у подростка есть желание воспитать в себе волевые черты характера, то в качестве идеала могут быть выбраны примеры для подражания и из криминогенной среды и антигерои из фильмов, интернета. «… Идеал подростка - считает Фельдштейн Д.И., - исключительно эмоционально окрашенный образ, становящейся не только образцом для подражания, но своеобразным внутренним критерием самооценки, регулятором собственного поведения».

В самооценке и самоопределении подростка важную роль играют друзья, сверстники, их мнения и оценки, которые проявляются в отношении к событиям, явлениям, фактам или в общении. Потребность в общении в подростковом возрасте является одним из ведущих, определяющих видов деятельности. Только в общении происходит обмен информацией, мыслями, идеями, идеалами, ценностями. В общении подросток участвует в классе, в группе сверстников, в сфере свободного общения, которое становится для него все более авторитетным и личностно значимым.

Наряду с общением в процессе социализации у подростков-школьников главным видом деятельности остается учеба, от того, как учится подросток, во многом зависит его интеллектуальное развитие, статус в среде подростков.

К подростковому возрасту в основном сформирована готовность ко всем видам учебной деятельности, но возможности реализации этой готовности имеются не у всех подростков. В средних классах вводятся новые предметы, их ведут разные учителя, и уровень преподавания неодинаков, неодинаковы и требования и мотивация учебной деятельности учеников. Поэтому интерес к учебной деятельности у подростков различен. У одних учащихся познавательные интересы носят аморфный характер и отличаются изменчивостью и ситуативностью, у других - интересы охватывают широкий круг учебных предметов и учебной деятельности, у третьих - проявляются стержневые, доминирующие интересы.

Наряду с познавательными интересами важную роль в формировании положительного отношения к учению подростков играет понимание значимости знаний. Но условия современной жизни в нашем обществе не всегда способствует формированию положительного их понимания. Отсюда снижение значимости знаний в жизни учеников, негативное отношение к отдельным учебным предметам или к школе вообще, пропуски и опоздания на уроки. Все это ведет к неуспеваемости, к проблемам во взаимоотношениях учеников и учителей.

Множество проблем возникает в подростковом возрасте, как у мальчиков, так и у девочек. Подростки очень чувствительны. У них часто и резко меняется настроение. Временами они чувствуют себя столь несчастными, что плачут, готовы бросить все и всех, у них появляются мысли о самоубийстве. У девочек период менструации очень часто тяжело сказывается на настроении. У них в эти дни снижается уверенность в себе, ослабляется интерес к учебе, уменьшается физическая активность, появляется желание уединиться, легко возникают невротические реакции, раздражительность, иногда вспышки гнева.

Половое созревание так же накладывает отпечаток на поведение подростков. У них появляется интерес к противоположному полу, к эротической литературе и сайтам, появляются сексуальные игры, эксперименты и фантазии.

Повышается внимание к своей внешности. Подростку важно как он выглядит в глазах окружающих. Он бурно реагирует на критику и очень чувствителен даже к добродушным замечаниям о своей внешности. Неравномерность роста туловища и конечностей тела приводит к временной угловатости, неловкости, неуклюжести движений. Многие подростки страдают от пониженной самооценки, придавая чрезмерное значение недостаткам своей внешности, становятся застенчивыми, необщительными.

Почему родителям обычно бывает труднее воспитывать мальчиков-подростков.

С 13-14 лет мальчики переживают приливы гормона тестостерона, они становятся очень возбудимыми и неспокойными. Тестостерон - отвечает за такие качества как сила, лидерство. Чтобы развить эти качества в себе подростку нужно с одной стороны много поддержки, с другой - чтобы его кто-то вел, направлял.

До 6 лет мама является центральной фигурой в мире мальчика, она дает ему модели того, что значит любить, проявлять нежность, заботиться, что значит доверять другому полу. Поэтому для мальчика очень важно и очень хорошо, когда он видит примеры любящего обхождения отца (мужчины) со своей мамой. С 6-7 лет важны обе родительские части (папа необходим для «диких» мужских игр, рассказов о своей жизни, объяснений причин и следствий различных событий, отношений), мама для поддержания ритуалов, заботы, семейных традиций. Например, забота о младших членах семьи, о домашних животных. Ритуалы отхода ко сну держатся очень долго и очень важны для стабилизации личности, чувства принадлежности к семье и др.

С 13 лет мужская фигура важна для создания у подростка внутренней мужской позитивной картины себя.

Но бывают в жизни обстоятельства, когда женщине одной приходится воспитывать подростка и понятно, что в такой ситуации мальчика воспитывать труднее, чем девочку.

Однако, и одинокая мама может хорошо воспитать мальчика, если будет опираться на его способность понимать устройство вещей в этом мире. Для подростка очень важна справедливость, понимание правил: кто их установил и почему. Так можно дисциплинировать подростка без ударов, громких криков и оскорблений.

Мама может знакомить сына с симпатичными, порядочными мужчинами из окружения. Обсуждать какие черты вам нравятся в поведении конкретных мужчин или как бы тот или иной мужчина поступил в сложной ситуации.

Можно советоваться с друзьями или родственниками - мужчинами какое поведение для мальчика считается нормальным с мужской точки зрения.

Что важно делать ответственному родителю подростка.

Важно договариваться с ребенком, дома устанавливать четкие, однозначные правила. Прояснять у учителей, других ребят, чтобы в школе тоже были понятные правила жизни, без насилия.

Важно показывать подростку, как надо убирать комнату, разделять и разграничивать обязанности по дому: «Это делаю я, а это - ты».

Важно давать место и время подростку побыть громким, шумным, потопать, покричать, быть спортивным.

Важно разделять увлечения и интересы подростка, водить в места, где есть мужская атмосфера (стадион, ралли, спортивные секции и др.)

Вопрос об отсутствии интересе к выполнению домашних заданий особый. Если вы видите, что подростку ужас как не хочется садиться за «противные уроки» постарайтесь разобраться в причинах. Возможно, он запустил учебу или разуверился в своих силах. А может быть это вина учителя кричащего на детей или не умеющего преподавать интересно. Продумайте, что можно сделать в каждом конкретном случае, не требуйте от ребенка невозможного. Найдите стимул, благодаря которому он сможет мобилизовать свою волю.

Очень хорошо, если вы укрепляете самостоятельность подростка. Но если ребенка обижают сверстники или выгоняют с уроков, не будьте равнодушными - выясняйте причину, помогайте. Не пропустите подростковую депрессию.

Важно помочь структурировать жизнь в обозримые единицы времени, помочь с распорядком дня. Вместе и конкретно прописать, сколько времени необходимо делать уроки, а сколько и когда отдыхать, сколько помогать по дому и сколько слушать музыку или сидеть за компьютером. Заключите письменный договор с подростком.

Хорошо, если вы будете пробуждать интерес к миру, подскажете подростку проследить за тем, что может измениться, к примеру, за месяц в природе, на стройке, в жизни людей.

Рассказывать о своих увлечениях, например как приготовить что-нибудь вкусненькое, как правильно принять гостей, как спланировать отдых.

Приглашать домой одноклассников, друзей. Отпускать в те компании, где школьники находятся под присмотром взрослых (без присмотра они часто попадают в истории).

Важно рассказывать подростку, каким милым, забавным он был ребенком, что значило для мамы и других членов семьи его рождение, сколько радости и света принес он в мир и в вашу жизнь. Вместе смотреть старые фотографии, любимые с детства фильмы.

Важно говорить с подростком не о немытой посуде, а помочь подростку разобраться в причинах и следствиях событий, объяснить как вести уважительный разговор, о том, что разрушает отношения, а что их гармонизирует. Связь причин (действий или бездействий) и следствий (ответственность за это) давать подростку почувствовать на себе.

Помочь подростку в формировании позитивного образа себя как мужчины может своевременная поддержка, похвала взрослого мужчины (отца, деда, дяди). Она является питанием для самооценки мальчика, как материнское молоко в детстве. Представьте, что отец сказал: «Ты молодец, что защитил девочку» или «Здорово, что поиграл с малышами в футбол. Они были так счастливы». Этот комплимент мальчишка сохранит очень надолго у себя глубоко внутри. Если же это скажет мать, то эффект будет куда слабее, эти слова подействуют менее интенсивно.

Не запрещать контакты с отцом (если вы в разводе), если подросток попросит разрешить ему пожить у отца, надо согласиться, так как это важно для мальчика.

В общении с подростком Вам необходимо избегать:

Критики внешнего вида подростка, криков, слез. Сначала необходимо успокоиться, можно даже попросить подростка принести вам воды, а затем, через несколько часов вернуться к теме спокойно и рассудительно. Когда вы видите, что подросток агрессивен, не вступайте в контакт, избегайте ссор и разборок.

Избегайте сравнения подростка с другими. Это может больно ранить.

Постарайтесь избегать обращений содержащих слово Ты, например: «Ты никого не уважаешь», «Ты не выключил компьютер», «Ты опять не убрал за собой». Попробуйте заменить их на сообщения начинающиеся со слова Я, например: «Я устаю, когда музыка звучит так громко» или «Я так радуюсь, когда ты помогаешь мне убирать».

Подростку пока трудно управлять своими эмоциями, поэтому особенно важно, чтобы взрослый человек отдавал себе отчет о своих эмоциях и справлялся с ними при помощи разума.

Не надо расспрашивать подростка угрожающим тоном, проводить расследование: «Ты что опять опоздал! Опять получил двойку! Отвечай, когда тебя спрашивают! Я все равно все узнаю!». За таким вашим поведением, скорее всего, последует защитная реакция: ребенок закроется, уйдет в себя и может надолго прервать с вами общение.

Попробуйте вместо того, чтобы задавать вопросы, высказать предположение: « Ты сегодня не в настроении» и оставить подростку место для свободы выбора, отвечать вам или промолчать. Решение поговорить с вами о том, что его волнует должно стать собственным выбором подростка тогда, когда у него возникнет в этом необходимость.

Будьте внимательны, но не навязчивы. Внимательно и доброжелательно выслушивайте и предоставляйте свободу выбора действий.

У подростков отсутствует понимание необратимости смерти. Если вас что-то тревожит в поведении подростка, обратитесь к специалистам психологам, наркологам, психотерапевтам.

В этот трудный для всей семьи период обязательно позаботьтесь о себе. Вспомните, что всегда доставляло вам радость, и уделите этому достаточно времени. Помните, только у счастливых родителей бывают счастливые дети!

Находите новые собственные интересы в жизни, которые помогут вам постепенно внутренне отпускать от себя ребенка.

Постарайтесь сохранять стабильные отношения в семье и внутреннее спокойствие. Помните, это очень важно для всех.

И пожалуйста, помните, что дом для подростка - это крепость, часто единственное место, где он может укрыться от всех неприятностей. Не гоните его своими упреками и придирками из дома. На улице он может встретить таких же гонимых, озлобленных подростков и последствия такой встречи непредсказуемы. Постарайтесь, чтобы подросток был уверен, есть на земле место, где его всегда примут любым, поймут, утешат. Дом - это место где тебя любят и уважают.

Впереди целая жизнь отношения с вашим ребенком будут еще очень долго продолжаться, постарайтесь их не разорвать и не испортить окончательно, помните, что подростковый период обязательно закончится и в семье воцарится мир и гармония.

Педагог-психолог Бугорская Инга Роальдовна.

Гендерные различия в методах самоутверждения подростков

Введение

Подростковый возраст -- самый сложный, самый критический период в жизни каждого человека. С одной стороны -- на чисто физиологическом уровне: тело растет быстро и часто непропорционально, достигая половой зрелости. С другой стороны, перелом происходит в психике: подросток становится взрослым, развиваются новые уровни мышления, происходит становление типа характера. Выделившиеся ранее линии онтогенеза жизненного мира оформляются в основных чертах как сложившиеся, развитые типы. Так как личность находится в стадии развития, следовательно в ней нет ничего устойчивого, неподвижного, она раздираема внутренними противоречиями. Противоречивая личность побуждает противоречивые желания и поступки: подростки стремятся во всем походить на сверстников и в то же время пытается выделиться в группе, хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и меняют друзей.

Но есть черта, общая для всех подростков: желание доказать свою самостоятельность, заявить о ценности своей личности во взрослом мире.

Речь идет о самоутверждении. Самоутверждение - понятие сложное, связанное с такими явлениями как поиск своего Я, самоактулизация, самопрезентация и др. Видимо, широта затрагиваемых данным феноменом вопросов и привлекает в последние годы исследователей (Е. П. Никитин, Н. Е. Харламенкова; В.Н.Куницына, Березина).

Природа феномена самоутверждения неясна, нельзя сказать однозначно является ли он процессом или личностной чертой. Однако непреложно то, что рассматривать его нужно с двух углов: значение, которое самоутверждение имеет для самого человека, и выражение, проявление, которое затрагивает окружающих. В связи с этим, исследование феномена подросткового самоутверждения представляется мне особо важным. Внешнее проявление подросткового самоутверждения часто может принимать агрессивные формы, хотя при этом может быть одним из механизмов психической защиты.

В своей работе я хочу обратить внимание, на то, насколько различны методы самоутверждения мальчиков и девочек подростков. Я считаю, что связанно это, прежде всего, с процессом полового созревания, протекающего по-разному у мальчиков и у девочек. К другим факторам, также играющим немалую роль, я бы отнесла общепринятые стереотипы мужского и женского поведения, на которые ориентируются подростки.

Таким образом целью данной работы является выявление гендерных различий в методах самоутверждения подростков.

Задачи исследования:

1.Провести теоретический анализ психологической литературы по выше обозначенной проблематике.

2.Провести сбор эмпирического материала о стратегиях самоутверждения мальчиков и девочек в подростковом возрасте.

3.Подобрать методы обработки данных.

4.Выявить гендерные различия в методах самоутверждения подростков.

Объект исследования: стратегии самоутверждения подростков.

Предмет: взаимосвязь выбора стратегии самоутверждения и половой идентификации подростка.

Гипотезой исследования является предположение о том, что выбор стратегии самоутверждения в подростковом возрасте зависит от пола ребенка.

Работа состоит из двух глав. Первая глава курсовой работы рассматривает теоретические аспекты темы исследования: кризис подросткового возраста и основные новообразования этого периода, проблема феномена самоутверждения и его особенности в подростковом возрасте.

Вторая часть работы посвящена собственно эмпирическому исследованию по выявлению значимых гендерных различий в выборе стратегии самоутверждения в подростковом возрасте.

Исследование взаимосвязи половой принадлежности подростка и методов его самоутверждения весьма актуально на современном этапе развития психологической науки.

Глава 1. Анализ подросткового возраста и феномена подросткового самоутверждения

1.1 Подростковый возраст как объект познания

самоутверждение подросток гендерный

Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Л. С. Выготский различал три точки созревания: органического, полового и социального. Например, у шимпанзе точки органического и полового созревания совпадают, оно наступает примерно в 5 лет, когда у этих человекообразных обезьян заканчивается детство. У человека в истории развития общества точки полового и социального развития совпадали, и это отмечалось обрядом инициации, тогда как органическое созревание наступало обычно еще через несколько лет. У современного ребенка все линии развития разошлись. Теперь мы наблюдаем сначала половое созревание, затем органическое и спустя некоторое время -- социальное. Это расхождение и обусловило возникновение подросткового возраста.

Хронологически подростковый возраст определяется от 10-11 до 14-15 лет. Тинейджер - (10 - 19). Герою романа Достоевского "Подросток" исполнилось 20 лет, а Толстой границей между отрочеством и юностью считал возраст 15 лет. Отрок - "не имеющий права говорить", значение этого слова - раб, слуга. Это понятие подчеркивает социальный статус человека.

Подростковый возраст относится к числу кризисных возрастов, критических периодов онтогенеза, хотя вопрос о неизбежности кризиса и его протяженности является дискуссионным. Этот период интенсивного психического и социального развития, физического и физиологического созревания, значительных интер- и интрасубъективных различий, гетерохронии развития. Характеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития. Ценность периода определяется его особым положением в ряду возрастов человека. Без полноценного проживания этого периода многие качества личности, индивидуальные особенности оказываются неразвитыми или развитыми недостаточно, многое в дальнейшем компенсируется или корректируется с большим трудом. Это время ломки старых, отживших форм, разрушения специфически детских образований, которые могут тормозить развитие в дальнейшем и становление новых, необходимых для становления личностной зрелости, время активного развития важнейших личностных образований, развития когнитивной сферы, период активного вхождения в жизнь общества, в мир культуры. Одновременно особенности развития в этот период провоцируют существенные отклонения и нарушения в процессе развития.

Первым на переходный возраст реагирует организм. И если подросток будет подготовлен к подобным изменениям, то он отнесется к происходящему с ним более спокойно. В этот период подросток очень уязвим. Он может лишиться уверенности, если темп его развития будет замедлен по сравнению с другими сверстниками, равно как и если развитие будет происходить слишком быстро.

Физические изменения, происходящие в этот период:

Во-первых, изменяется рост и вес. Это влечет за собой изменение пропорций тела. При этом рост скелета (4-7 см. в год) опережает развитие мускулатуры. Отсюда и появление "угловатости" фигуры, что вызывает внутреннее чувство неловкости у подростка. Изменение веса тоже причиняет немало хлопот, особенно у девочек. Именно у девочек между 5-6 классом зачастую вес резко возрастает. Девочки начинают выглядеть несколько "округловато", и многим из них это причиняет дискомфорт;

Во-вторых, появляются вторичные половые признаки;

В-третьих, могут проявиться нарушения функций сердца, легких, кровоснабжения. В этот период многие подростки жалуются на частые головные боли, которые родителями воспринимаются, как выдуманные. Так же могут появиться и функциональные расстройства. Происходят перепады сосудистого тонуса, которые обуславливают резкую смену настроений. Казалось бы, только-только подросток бодро прыгал, был весел, испытывал творческий подъем. И вдруг становится пассивным и плаксивым;

В-четвертых, гормональная перестройка в организме является причиной нестабильности эмоционального фона. Именно в это время подросток остро нуждается в эмоциональной поддержке, дружбе. Но это еще не все. "Гормональная буря" несет с собой заряд гиперсексуальности. С точки зрения зарубежных психологов, подросток - бисексуален, половая идентичность осознается к концу подросткового периода. И тогда возникают образы мужественности, женственности. Например, образ мужественности сочетает в себе карьеру, достижения, деньги; а на первом месте женственности будет выступать красота.

На эмоциональное состояние влияет темп полового созревания. Мальчики с быстрым темпом полового созревания занимают лидерское положение, девочки с быстрым темпом полового созревания пользуются большим успехом.

В период физиологических изменений у подростка возникает новый образ своего физического "Я".Здесь могут возникнуть проблемы. Внешняя непривлекательность (угловатость или округлость) приводят к чувству неполноценности. Подростку может казаться, что "никогда эти прыщи не пройдут", что он "навсегда останется таким толстым и неуклюжим"… Даже шутка, случайная и беззлобная, может вызвать горькое разочарование собой. А уж если неудачно пошутил одноклассник… Поэтому в этот период особенно актуальным для подростка является принятие его внешности значимыми для него людьми (родителями, друзьями).

Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников:

1) общение является для подростков очень важным информационным каналом;

2) общение - специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права;

3) общение - специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения.

Психологи считают, что общение включает 2 противоречивые потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой). Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростковых групп является КОНФОРМНОСТЬ - склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией.

В интеллектуальной сфере происходят качественные изменения: продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление. В этом возрасте появляется мужской взгляд на мир и женский. Активно начинают развиваться творческие способности. Изменения в интеллектуальной сфере приводят к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой. В тоже время многие подростки испытывают трудности в учебе. Для многих учеба отходит на второй план.

Личностное развитие подростка характеризуется двумя основными потребностями: с одной стороны потребностью в самоутверждении, с другой - потребностью в общении со стороны сверстников, ибо ведущая деятельность в данном возрасте -- интимно-личностная.

Эти потребности и образуют основные черты психического развития подростка. Одной из главных черт психического развития можно считать личностную нестабильность подростка. Недаром Стенли Холл назвал подростковый период - периодом "Бури и натиска". Ибо в этот период в личности подростка сосуществуют прямо противоположные потребности и черты.

Но более всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками (ибо ведущая деятельность этого возрастного периода -- интимно -личностная), а именно в любви и в дружбе.

Любой подросток мечтает о закадычном друге. При чем о таком, которому можно было бы доверять "на все 100", как самому себе, который будет предан. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. Практически, друг является аналогом психотерапевта. Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам). Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А в купе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны - потребность в единственно-преданном друге, с другой - частая смена друзей.

Любовь в этом возрасте менее устойчива, чем юношеская. Вожатые "пионерлагерей", наверное, неоднократно отмечали одну особенность подростковой влюбчивости. Например, в начале смены мальчик влюблен в одну девочку, в середине ревнует другую, а в конце смены обменивается телефонами с третьей. И ведь каждое из отношений - вполне серьезные намерения, в которые сам мальчик искренне верит. Но на самом деле не все так просто. Ведь часто объект любви вообще разделен:

Одну девочку любят идеально

Проявляют отношения (гуляют) с другой.

Немалую роль в формировании личности подроста играет РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА - значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по кружку, и соседские ребята по этажу. Вот когда надо родителям быть особенно внимательными. Ведь такая группа является большим авторитетом в глазах ребенка, чем сами родители, и сможет влиять на его поведение и отношения с другими. И именно к мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться. Именно в ней будет пытаться утвердиться.

Основным новообразованием этого возраста является чувство взрослости.С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе (если, конечно, родители вдруг не перевели в другую), живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к "маленькому". Многое он не делает сам, многое - не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. Родители кормят, поят, одевают свое чадо, а за хорошее (с их точки зрения) поведение могут даже и "наградить (опять таки, по своему разумению). До реальной взрослости далеко, но так хочется! Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым. Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение сигарет, поездки за город (внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь"). Копируют любые отношения. Например, если в семье не уважают кого-либо из ее членов, то так же будет поступать и сын (дочь). И никакие слова типа "Старших надо уважать!" не помогут. Ребенок просто будет отражать, как зеркало, проблемы взаимоотношений у взрослых. Если в семье при ребенке ругаются, потом он будет ругаться так же с родителями, используя их же слова. Да еще и удивляться: "Почему Вам можно, а мне нельзя? Ведь я уже взрослый!"

Но в копировании отношений есть и положительный момент. Ведь внешние копирование взрослых отношений - это своеобразный перебор ролей, игры, которые встречаются в жизни. То есть вариант подростковой социализации. И где еще можно потренироваться, как не в своей семье? Наверное, все не раз замечали, как часто подросток меняет свое поведение: сегодня - добрый и ласковый, завтра - манерный, а на следующей неделе - хулиганистый. У кого-то из подростков вхождение в жизнь ознаменовывается разными выходками (доводящих домочадцев до невменяемости). У некоторых, наоборот, выражается в заботе о ближних.

Внешний вид подростка - еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Так называемая, социальная мимикрия в подростковой среде. Таким образом у подростков выражается потребность в безопасности. Не выделяться среди других, иначе засмеют. А дети бывают

очень жестоки к не таким, как другие.

Внутренне происходит следующее. У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому. Это проявляется в следующем:

1. желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает (разве что на словах).

2. стремление к самостоятельности. Следовательно, контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: "Я сам все знаю!" (Это так напоминает малышовое "Я сам!"). И родителям придется только смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки. Это им пригодится по жизни. К сожалению, подобная "самостоятельность" - еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте.

3. появление собственных вкусов и взглядов, оценок, линии поведения (самое яркое - это появление пристрастия к музыке определенного типа).

4. соблюдение морального кодекса товарищества, который везде одинаков, и от культуры и страны не зависит. Кодекс выражается в четком стиле поведения по отношению к сверстникам. А именно важными в

отношениях считаются:

Взаимоподдержка

Помощь во всем

Эмоциональный комфорт в общении

Сохранение тайны

Нельзя критиковать

Нельзя поучать

Ревновать нельзя

Уважение внутреннего мира другого

С тем, кто не соблюдает эти правила товарищества, могут обойтись весьма жестоко. Они могут оказаться "отверженными" всеми и подвергаться гонениям.

В этом возрасте также происходит формирование «Я-концепции». К концу подросткового периода складывается устойчивая система внутренне согласованных представлений о самом себе (теория собственного "Я"). При этом она может и не совпадать с реальным «Я».

В 11-12 лет ребенок хочет понять себя, что он из себя представляет, то есть построить свое идеальное "Я". Самопознание происходит через друзей: подросток сравнивает себя с другими, анализирует. Работает подростковая рефлексия: дружба носит исповедальный характер, пишут дневники, стихи. В них ребенок отражает все свои желания, страхи…

Первоначально образы "Я" разные:

Я - физическое (представления о том, как выглядит свое тело, фигура);

Я - интеллектуальное (оцениваются мыслительные способности);

Я - характер (какой я как человек, друг; сюда же относится и поведенческие черты).

Образы "Я" никак не связаны между собой, но реальны при разной степени реалистичности. Таким образом, складывается идеальное представление об идеальном "Я". Представления о себе динамичны и нестабильны. Эти представления только формируются, поэтому подростки

чувствительны к словам и т.п.

Можно сказать, что заложено в "Я - концепции", то подросток пытается и развить (особенно, если это не соответствует реальному "Я"). Например, у физически больного ребенка в "Я - концепции" заложено - здоров. Такой ребенок будет пытаться физически себя подтянуть. И зачастую это будет удаваться (хоть и не в полной мере).

Если уровень притязаний высокий, а осознание своих возможностей не реальны, может возникнуть невротизация (обидчивость, упрямство - как внешние проявления несоответствия "Я" - идеального и "Я" - реального).

При осознании "Я" - реального правильно существует возможность исправить свои "недостатки", улучшить себя, т.е. предпринимать реальные шаги самовоспитания.

Главная задача родителей помочь ребенку научиться правильно себя оценивать, но при этом не расстраиваться, а спокойно решать проблемы шаг за шагом.

Меняется уровень саморегуляции: способен отсрочить желания, оценить соотношение возможности и реальной ситуации. Но все-таки большинство подростков верят в чудо.

В конце подросткового возраста образы "Я" складываются воедино. Происходит второе рождение личности.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО»

          Воронцов Василий Алексеевич

          «Самоутверждение подростка».

Реферат по дисциплине

«Основы радиационной безопасности и здорового образа жизни»

студента с факультета филологии и медиакоммуникаций (гр. ЯЖБ-105-0)

очной формы обучения

План:

1. Введение.

2. Подростковый возраст:

а) Подростковый период.

б) Признаки полового созревания у мальчиков и девочек.

в) Физические изменения у подростков.

г) Распространённые проблемы со здоровьем, их причины и советы по их предотвращению и устранению.

д) Режим дня.

е) Гигиена.

ё) Питание.

ж) Закаливание.

з) Физическая культура.

и) Психические и психологические изменения у подростков.

й) Типичные модели поведения.

к) Распространённые ошибки взрослых в воспитании детей и советы по их устранению и предотвращению.

3. Подростковые комплексы:

а) Причины возникновения.

б) Типичные комплексы у девочек.

в) Типичные комплексы у мальчиков.

г) Распространённые комплексы у подростков в целом.

д) Способы устранения комплексов.

4. Подростковый коллектив:

а) Потребность в общении.

б) Потребность в самоутверждении

в) Подростковый коллектив.

г) Типичные роли подростков.

5. Самоутверждение подростков:

а) Истинное и ложное самоутверждение.

б) Причины возникновения чувства непонимания.

в) Протест - неудачный способ самоутверждения.

г) Жертвы самоутверждения.

д) Парадоксы юности.

е) Ложное самоутверждение.

ё) Истинное самоутверждение.

ж) Разница между истинным и ложным самоутверждением.

6. Заключение.

7. Список литературы.

1. Введение:

У многих есть собственные семьи с детьми, а если даже и нет, то через переходный возраст приходится проходить каждому. Так что о его трудностях все знают не по наслышке. Подростковый возраст - особенный жизненный этап, характеризующийся множеством физических и психологических изменений за короткий отрезок времени, а также множеством проблем - в том числе комплексами и поисками путей самоутверждения. Вот почему тема «самоутверждение подростка» многократно и очень широко освещалась как в научной литературе, так и в единичных публикациях на уровне личных наблюдений профессионалов или обывателей.

Я выбрал именно эту тему по той причине, что она способна заинтересовать массу людей. Несмотря на то, что взрослые тоже когда-то были подростками, они как будто забывают, каково быть ими, и перестают понимать своих детей. Мне хотелось бы с помощью своего реферата помочь подросткам и их родителям найти взаимопонимание и сформировать представление о том, что из себя представляет переходный период в целом. Какие изменения происходят в подростковом возрасте, какие могут возникнуть проблемы, как их разрешить или предотвратить. И, разумеется, рассказать о типичных путях самоутверждения и научить отличать истинное самоутверждение от ложного, чтобы подростки стали самоутверждаться за счёт достижения поставленных целей, а не за счёт унижения других или бессмысленной и нелепой борьбы с выдуманными противниками и преградами.

Я решил использовать в качестве источника информации интернет, потому что материалы в нём очень многообразны и доступны. Там можно найти и составленную профессионалами научную литературу, и написанные обычными людьми публикации, и обсуждения подобных тем на всевозможных сайтах Также к преимуществам можно отнести простой для понимания язык, наличие жизненных примеров, объяснения терминов, действенные советы. В совокупности всё это предоставляет возможность рассмотреть тему со всех сторон и сформировать более целостное представление о ней...

_____________________________________________________________________

Основная часть:

2. Подростковый возраст.

Подростковый возраст - период с 12-13 до 16-18 лет. В физиологическом отношении подростковый возраст характеризуется созреванием и началом функционирования половых желез, деятельность которых находится под регулирующим воздействием нервной системы. Гормоны половых желез влияют на течение всех процессов в организме, в том числе и на состояние вегетативной и центральной нервной системы.

У девочек половое созревание начинается приблизительно с 12-14 лет и заканчивается к 16-18 годам; у мальчиков продолжается с 13-15 до 18- 20 лет. Прежде всего появляются так называемые вторичные половые признаки: вырастают волосы на лобке и в подмышечных впадинах, у девочек развиваются молочные железы, у мальчиков «ломается» голос и т. д. Признаком зрелости половых желез и их готовности к функционированию служит появление менструаций у девочек и поллюций у мальчиков.

Отмечается прибавка в весе, подростки прибавляют в весе за год в среднем 3-5 кг. Для детей подросткового возраста характерен быстрый рост, нарушение пропорций тела. Прибавка в росте составляет около 10 см в год, у девочек бурный рост начинается раньше, чем у мальчиков.

У подростков быстро растут и развиваются все части тела, ткани и органы. Но темпы их роста неодинаковы. Больше всего заметно увеличение длины рук и ног. Туловище у мальчиков вытягивается после того, как длина рук, ног и таза в поперечнике достигнет своего максимума. Изменяется лицо. Грудная клетка приобретает форму грудной клетки взрослых. Неравномерность роста отдельных частей тела вызывает временное нарушение координации движений - появляется неуклюжесть, неповоротливость, угловатость. После 15-16 лет эти явления постепенно проходят. В этот период особенно тщательно нужно следить за осанкой подростков, особенно за тем, чтобы они правильно сидели за партой, т. к. неправильное положение корпуса ребенка при письме и чтении может привести к искривлению позвоночника.

Рост истинных голосовых связок особенно интенсивен на первом году жизни и в 14-15 лет; с 12 лет голосовые связки у мальчиков длиннее, чем у девочек. Этим объясняется «ломка» голоса у мальчиков, связанная также и с гормональной перестройкой организма.

В подростковом возрасте происходит усиленный рост легких; довольно быстро нарастает и общий их объем; к 12 годам он увеличивается в 10 раз по сравнению с объемом легких новорожденного. Тип дыхания с 10 лет у мальчиков брюшной, у девочек - грудной и брюшной.

В подростковом возрасте могут быть функциональные расстройства различных органов. Часто наблюдается так называемое «юношеское сердце» или «сердце подростка», характеризующееся увеличением его размеров, появлением шума при выслушивании. Нередко наблюдаются также повышение артериального давления (так называемая юношеская гипертония), сердцебиение, учащение пульса (иногда давление может понижаться, пульс урежаться), может быть одышка, головная боль в области лба. У некоторых подростков отмечаются головокружения, обмороки (чаще наблюдаются у девочек), спазмы различных отделов желудочно-кишечного тракта.

При длительном стоянии, продолжительном неподвижном сидении может появляться головокружение, неприятное ощущение в области сердца, живота, в ногах, потребность переменить положение. При вынужденном длительном стоянии может развиться даже обморочное состояние, рвота. Лицо бледнеет, кисти рук холодны, могут приобретать синюшный оттенок. Все эти явления в положении лежа быстро проходят. У таких подростков наблюдается повышенная потливость, красный дермографизм (при проведении ногтем по коже появляются красные полосы), быстрая смена настроения. Причиной этих расстройств часто является неустойчивость вегетативной нервной и эндокринной систем, которая характерна для этого возраста, а также психическое и физическое перенапряжение. С возрастом все эти симптомы обычно проходят самостоятельно, однако в случае их появления следует обязательно обратиться к врачу для выяснения их истинной причины.

Режим дня. В подростковом возрасте необходимо обращать особое внимание на режим дня. Он необходим для того, чтобы избежать утомления и перенапряжения нервной системы. Следует так спланировать день подростка, чтобы у него было время на занятия, спорт и отдых. Ночной сон должен быть не менее 8-9 час, он необходим для восстановления работоспособности. Нельзя разрешать подросткам проводить много времени перед телевизором, очень много читать.

Гигиена подростков. Подростки должны соблюдать правила личной гигиены. В период полового созревания в связи с вегетативно-эндокринной перестройкой организма отмечается усиленное функционирование сальных желез, что ведет к закупориванию их протоков и появлению на коже угрей, которые могут воспаляться и нагнаиваться. Поэтому необходимо регулярно мыться (не реже одного раза в неделю), чаще принимать душ. Если у подростка имеется повышенная потливость, можно пользоваться различными присыпками и дезодорантами, устраняющими запах пота, чаще менять белье. Девушки должны подмываться теплой водой с мылом утром и вечером. Во время менструаций не рекомендуется принимать горячие ванны, нужно мыться под душем или обливать тело теплой водой с мылом над тазом. Нельзя во время менструаций купаться в открытых водоемах, нужно избегать длительного хождения, бега, прыжков.

Питание играет важную роль в правильном течении физиологических процессов организма подростков. От правильного питания зависит нормальное функционирование органов и систем организма, сопротивляемость его различным болезнетворным факторам.

С пищей подросток должен получать все те вещества, которые входят в состав его органов и тканей. Это белки, жиры, углеводы, минерал, соли, витамины, вода.

Белок - основной «строительный материал», входящий в состав каждой живой клетки. При недостатке белка в питании у подростков отмечается слабость, вялость, падает вес, отстает рост, снижается сопротивляемость различным заболеваниям. Это отражается на его успеваемости и трудоспособности.

Наиболее полезен белок молока и молочных продуктов, мяса, рыбы и яиц. Лучшей усвояемости белков способствуют овощи, поэтому мясные и рыбные блюда рекомендуется давать с овощными гарнирами.

Жиры и углеводы - источник энергии, наше «топливо». Жиры улучшают вкус пищи и дают длительное насыщение. Однако избыток жира ведет к нарушению обмена и ожирению. Хорошо усваиваются сливочное масло, жир молока, яиц, сливок, в котором содержится витамин А и D. Свиное сало, говяжий и особенно бараний жиры плохо усваиваются и содержат очень мало витаминов. В пищу школьников ежедневно необходимо вводить 10-15 грамм растительного масла (подсолнечное, оливковое, кукурузное).

Для организма подростков необходимы минеральные вещества. При недостатке их могут возникнуть различные заболевания. Так, например, при недостатке в пище солей йода нарушается функция щитовидной железы. Витамины участвуют во всех обменных процессах, происходящих в организме, повышают выносливость и устойчивость организма к различным заболеваниям. При недостатке их школьник делается раздражительным, быстро утомляется, у него снижается работоспособность, аппетит, замедляется рост.

Очень важно, чтобы дети в подростковом возрасте получали разнообразную пищу. Принимать пищу школьники должны 4 раза в день, примерно через 4-часовые промежутки.

Молоко и молочные продукты особенно полезны для подростков, т. к. они содержат полноценный белок, жир, кальций и витамины. Ежедневно подросток должен выпивать не менее 400- 500 мл молока.

Закаливание. Принимать воздушные ванны следует в помещении при температуре воздуха не ниже 14-15°, сначала их продолжительность должна быть не более 3-5 мин., затем прибавляют по 1 мин. каждый день, доводя длительность процедур до 15- 20 мин. Полезно дома ежедневно ходить по полу босиком, начинают с 1 мин. и прибавляют через каждые 5-7 дней по 1 мин., доводя продолжительность ходьбы до 10-15 мин. В теплое время года для закаливания используются длительные прогулки на свежем воздухе, сон в помещении с открытым окном при температуре не ниже 16°. Наиболее распространенные формы закаливания водой в домашних условиях - ежедневное обтирание и обливание. Температура воды сначала должна быть не ниже 34-35°, затем через каждые 6-7 дней температуру снижают на 1°, доводят ее до 22-24° и продолжают делать обтирания и обливания водой такой температуры в течение 2-3 мес. Если отсутствуют различные реакции в виде катара верхних дыхательных путей, слабости, разбитости, раздражительности, возбудимости, расстройства сна и т. д., можно перейти к закаливанию водой более низкой температуры: с 22°, снижая через каждые 10 дней на 1°, доводят температуру воды до 10-12° (обычная температура водопроводной воды).

В подростковом возрасте физическое воспитание проводится по утвержденным программам, соответствующим этому возрасту. Родители должны быть активными помощниками и организаторами полноценного физического воспитания детей. Подростки каждое утро должны делать зарядку. Это постепенно входит в привычку.

Психогигиена подросткового возраста. Подростковый возраст - один из ответственных этапов психического развития человека, становления его личности. Именно в этом возрастном периоде интенсивно формируется самосознание, способность к анализу окружающих явлений, возрастает интерес к отвлеченным проблемам. Вместе с тем в психической сфере подростка нередко выявляются признаки эмоциональной неустойчивости: немотивированные колебания настроения, сочетание повышенной чувствительности, ранимости в отношении собственных переживаний и известной черствости и холодности к другим, сочетание застенчивости и подчеркнутой развязности, самоуверенности. В этом возрасте повышается интерес к своей внешности, чрезмерно остро воспринимаются любые критические замечания по этому поводу. В мыслительной деятельности подростков часто отмечается стремление к мудрствованию, разрешению сложных философских проблем, наблюдается склонность к фантазированию, вымыслам. Именно в этом возрасте пробуждается сексуальное влечение, что нередко приводит к сложным конфликтным переживаниям.

В психике подростков отчетливо выступает противоречивость, что связано с неравномерностью психического и физического созревания. Черты «детскости» , сочетаются у них с чертами «взрослости», в результате чего поведение подростков часто выглядит непоследовательным, возможны различные формы его нарушения. Так, при чрезмерных требованиях к подростку (непременно быть отличником в учебе, заниматься иностранными языками, музыкой и т. п.) без учета его склонностей и способностей часто возникают реакции протеста, которые могут проявляться демонстративными прогулами или побегами из дома. В основе такого поведения лежит стремление подростка избавиться от трудностей или привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие. Подобные реакции возникают и в случаях потери привычного внимания и ласки со стороны родителей, близких (например, при появлении в семье отчима, мачехи, другого ребенка).

Другой типичной формой реакции подростка является стремление освободиться от опеки или контроля взрослых (родителей, воспитателей). В основе подобных реакций обычно лежит утрированное стремление подростка к самоутверждению, к достижению самостоятельности. В этих случаях подросток стремится в любой ситуации поступать по-своему, старается как можно раньше отделиться от родителей и семьи, поступить на работу или учиться в другом городе и т. п. Чаще подобные реакции возникают, когда родители злоупотребляют своим авторитетом, подавляют стремление подростка к самостоятельности. Одним из вариантов самоутверждения является подражание определенному лицу, литературному образу, киногерою (так называемые реакции имитации). К сожалению, в этих случаях кумиром и эталоном для подражания может стать и антисоциальный герой, что резко усугубляет тяжесть нарушений поведения подростка.

Часто нарушения поведения у подростков могут быть связаны также с так наз. реакциями компенсации. В этих случаях подростки на глазах у окружающих стремятся к совершению каких-либо отчаянных или безрассудно смелых поступков, чтобы доказать им и себе «силу воли», «храбрость» и т. д.

Огромную роль в формировании стиля поведения подростка играет свойственное этому возрасту стремление к образованию подростковых групп, подчиняющихся определенным лидерам, причем вне стен школы лидером становится наиболее авторитетный и сильный, но не всегда достойный подражания подросток.

Нарушение поведения в подростковом возрасте в значительной мере связывается с хорошо известным явлением акцелерации. При этом роль феномена акцелерации заключается не только в ускорении темпов физического развития и полового созревания, но и в диспропорции между физического и социальным развитием подростка. В результате подростки, зрелые в физическом и половом отношении, в течение некоторого периода времени нередко обнаруживают черты психической инфантильности, «детскости» (повышенную внушаемость, подчиняемость постороннему влиянию и т. д.).Указанная диспропорция нередко способствует возникновению тех или иных нарушений поведения у подростка, а отсутствие необходимых условий воспитания и обучения может стать причиной неправильного формирования его личности.

Большое значение в П. в. имеет правильное половое воспитание. Необходимо своевременно и тактично разъяснить подростку характер тех физиологических изменений организма, которые сопутствуют наступлению половой зрелости (первые менструации у девочек и поллюции у мальчиков). У неподготовленных подростков наступление этих естественных физиологических явлений может вызвать невротические реакции.

Ошибочно стремление взрослых максимально ограждать подростка от любых сведений, касающихся взаимоотношения полов, избегать любого упоминания о сексуальных проблемах. В этих случаях подростки неизбежно получают соответствующую информацию от старших ребят, приобретших уже известный опыт, что нередко приводит к превратному, циничному представлению о половой жизни.

П. в. является особо ответственным периодом в отношении предупреждения психических заболеваний. Необходимо помнить, что трудности поведения подростков нередко ошибочно расцениваются окружающими как дефекты воспитания, результат влияния неблагоприятной окружающей среды и т. д., в связи с чем к ним длительное время применяются меры общественного или административного воздействия, в то время как эти подростки должны находиться. под наблюдением психоневролога и получать соответствующее лечение. Особого внимания требуют подростки, у которых имеются остаточные явления после перенесенных инфекционных болезней, ревматизма, черепно-мозговых травм.

_____________________________________________________________________

3. Подростковые комплексы.

Подростковый возраст недаром называют переходным. Организм взрослеет, изменяются внешность и поведение ребенка. В подростковом возрасте у детей очень часто возникают всевозможные комплексы, от которых потом очень трудно избавиться.

Вообще подростковым называют возраст полового созревания, когда у мальчиков и девочек начинают проявляться характерные мужские и женские черты. Именно на почве изменений внешности базируется большинство подростковых комплексов.

Неуверенные в себе девочки с унынием смотрят в зеркало и приговаривают: «Я некрасивая, толстая, у меня кривые ноги, маленькая грудь, прыщи на лице, мальчики не обращают на меня никакого внимания и т.д.». Они заранее настраиваются на негативное отношение окружающих, замыкаются в себе. Такие комплексы часто являются причиной раннего вступления в половую жизнь девочек-подростков. Они пытаются таким способом доказать свою значимость и привлекательность.

Как избежать подобных комплексов? Нужно как можно раньше объяснить девочке, что на самом деле внешность – далеко не самая важная вещь в жизни. Объясните, что даже самым красивым девушкам тоже приходится в жизни тяжело, часто даже тяжелее, чем остальным. Да и мальчики не всегда предпочитают красивых девочек. Многие популярные у противоположного пола девушки обладают далеко не идеальной внешностью, они покоряют своим умом, чувством юмора, раскованностью (не путать с распущенностью!).

Если проблемы с внешностью у девочки надуманы, то обратитесь за консультацией к психологу, он поможет повысить самооценку Вашей дочери. Если же какие-то изъяны внешности все же имеют место быть, то можно просто подобрать соответствующий стиль в одежде и макияж, который скроет недостатки и поможет подчеркнуть достоинства.

Еще очень часто комплексы по поводу внешности девочкам внушают вездесущие СМИ и интернет. Модели с глянцевых обложек так стройны и загорелы, а на их коже нет одного пятнышка. Объясните дочери-подростку, что на самом деле все эти фотографии – результат умелой цифровой обработки, где все неровности и складки легко можно заретушировать.

Ваша дочь хочет быть такой же стройной как голливудские актрисы и тут же принимается изнурять себя диетами? Расскажите, что диета – это стресс для организма и как только окончится ее срок, все килограммы вернутся да еще с «довеском». Ведь после стресса организм во много раз активнее начинает запасаться жирами на следующий «черный день». Лучше посоветуйте ребенку заняться физкультурой или спортом по душе. Спорт всегда полезен для здоровья.

Кстати комплексами относительно своей внешности страдают не только девочки, но и мальчики. Мальчики в не меньшей, а иногда даже и в большей, степени склонны переживать о развитии своих вторичных половых признаков. Они комплексуют, если отстают в этом плане от сверстников. Помочь мальчику справиться с комплексами может подростковый психолог.

Комплексами подростков награждают и очки или зубные «брекеты». Из-за насмешек сверстников подростки отказываются носить «это уродство», даже в ущерб своему здоровью. Как вариант, можно предложить подростку с проблемами зрения носить контактные линзы вместо очков, благо выбор огромен. И брекеты тоже можно подобрать и установить так, чтобы они были менее заметны. Постарайтесь при этом доказать подростку, что здоровье – прежде всего. Здоровый человек даже выглядит лучше, чем больной, но разодетый и украшенный по последней моде.

Кроме комплексов относительно внешности, подростки также часто страдают комплексами из-за своего материального положения, проще говоря, бедности. Если в школе все дети одеты лучше, имеют мобильные телефоны и компьютеры, а Ваш ребенок – нет, то считайте парочка комплексов у Вас в кармане. Все дети хотят быть не хуже своих сверстников, поэтому иногда даже стесняются признаваться в своей бедности. Объясните Вашему сыну или дочери, что Ваша семья не имеет материального достатка не потому, что Вам этого не хочется, а потому что так уж сложились жизненные обстоятельства. Помните, что если Вы отдаете подростка в привилегированную школу, где учатся дети состоятельных родителей, то и одежда, и аксессуары Вашему ребенку нужны соответствующие, иначе комплексов точно не избежать. Всегда тщательно взвешивайте, сколько пользы и сколько душевных страданий принесет подростку такая школа.

Во что могут вылиться подростковые комплексы? Одни подростки замыкаются в себе, становятся очень стеснительными, а другие, наоборот, хамят всем подряд, навязывают всем свое мнение, пытаются самоутвердиться. Многие подростки, испытывая неуверенность в себе, предпочитают компьютер общению со сверстниками, виртуальный мир полностью заменяет для них реальный.

Подростковые комплексы становятся причиной многих необдуманных поступков. Самоутвердиться подростки пробуют с помощью алкоголя, курения, наркотиков, секса. Как можно раньше начните объяснять подростку, что такие способы самоутверждения – это не выход. Никакого отношения к взрослости распитие алкоголя или курение «травки» не имеют. Да и секс тайком от родителей где-нибудь в сыром подьезде (в лесу, на даче, у друга на квартире – нужное подчеркнуть) не принесет ничего хорошего, а лишь риск инфекции и ранней беременности. Помните, что подросток – это практически взрослый человек, грамотная беседа о половых отношениях не вызовет, как многие опасаются, нездоровый интерес, а поможет подростку разобраться в этом вопросе, отделяя правду от глупых мифов.

Подростковым считается возраст от 10 до 15 лет. Это своеобразное время перехода к взрослой жизни. В этот период человек делает из детства (времени тотального контроля родителями) первые шаги во взрослую жизнь, которая требует принятия собственных решений. Подросток вынужден пересмотреть свое отношение к окружающему миру, самостоятельно вырабатывать и принимать новые ценности, идеалы, мировоззрение. Подростковый возраст – время самоутверждения для ребенка.

Стремление к самоутверждению

Стремление человека к самоутверждению появляется в раннем подростковом возрасте. Особенно интенсивно оно становится заметным в возрасте 12-13 лет. Если ситуация в окружении ребенка благоприятная, то он как личность развивается гармонично, а его потребность в самоутверждении реализуется в хорошей учебе, в совершенствовании физического и психического развития, стремлении достичь успеха в какой-то деятельности.

Итак, совершенно естественной потребностью подростков является потребность в самоутверждении. Но зачастую, со стороны родителей эта потребность, в лучшем случае, вызывает непонимание. Как следствие, взрослые стремятся продолжать отношения с детьми с помощью уже исчерпавших себя методов диктатуры и авторитарности. Закономерно, что это способствует возникновению смыслового барьера - ответной реакции ребенка в виде упрямства и негативизма.


Одно дело, если подросток стремится самоутвердиться за счет достижений в учебе, спорте, искусстве, и совсем другое – когда самоутверждение выражается посредством нецензурной лексики, курения или даже наркотических средств.

Только благодаря устойчивым положительным социальным установкам, правильному мировоззрению, сформированному в подростковом возрасте, можно избежать употребления ребенком алкоголя, токсических и наркотических веществ. В случае положительного отношения подростка к запретным веществам родителям следует принимать меры, ведь налицо тенденция развития алкогольной и наркозависимости.

А интерес к наркотикам возникает в следующих случаях:

  • В возрасте 8-11 лет. Детям любопытно, все, что связано с наркотиками, ведь они, скорее всего, не слышали о них ничего или ничего не поняли, или просто не приняли всерьез. Информацию о наркотиках дети получают от сверстников, поскольку только единицы их пробовали. А активное употребление в этой возрастной группе связанно, скорее, с токсикоманией.
  • В возрасте 11-13 лет. Это период начала наркомании. Из-за того, что знаний о наркотиках достаточно много, однако они недостоверны, дети практически не знакомы с последствиями. В этом возрасте отношение к наркотикам скорее позитивное. Поскольку в этом возрасте доступны бытовые средства и медикаменты, то именно с них начинается знакомство с действием психоактивных веществ.
  • В возрасте 14-17 лет. Приобщаться к наркотическим веществам наиболее опасно.

Итак, процесс самоутверждения подростка имеет как положительные, так и отрицательные аспекты. Главная задача родителей в этот период жизни ребенка заключается в максимальной наблюдательности и ненавязчивом контроле, а также в формировании устойчивых положительных социальных установок и положительного мировоззрения.

Подростковый возраст характеризуется такими специфическими новообразованиями, как чувство взрослости, потребность в самоутверждении.

Чувство взрослости в подростковом возрасте

Развитие взрослости является процессом становления готовности ребенка к жизни в обществе. Он предполагает усвоение общественных требований к личности, деятельности, отношений и поведения взрослых.

Становление взрослости происходит по-разному. Первые ее признаки могут очень отличаться от развитых форм, проявляться внезапно. Если не знать и не учитывать новых тенденций развития в подростковом периоде, то процесс воспитания может быть неэффективным, а становление личности - происходить стихийно.

Наблюдая значительные сдвиги в своем физическом и половом развитии, испытывая свои возможности выполнять общественно важные дела в семье и школе, подросток начинает осознавать, что он уже не ребенок. У него возникает специфическое отношение к себе, он отрицает свою принадлежность к детям, стремится быть и считаться взрослым. Это новообразование выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к людям и миру, определяет содержание и специфическое направленность его социальной активности, систему новых стремлений, переживаний и эмоциональных реакций.

Возникновение у подростка представления о себе как о человеке, перешагнула рубеж детства, предопределяет его переориентацию с детских норм и ценностей на взрослых. Его уже не устраивают правила, ограничения, мораль послушания, которые существуют для детей и является источником их несамостоятельности, неравноправия со взрослыми.

Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению ценностей, норм, способов поведения, которые существуют в мире взрослых. Он всячески пытается реализовать свою потребность в утверждении позиции взрослого человека, но отсутствие психических возможностей мешает достижению этой цели. Это является одной из основных противоречий возраста, решение которой стимулирует дальнейшее психическое развитие.

Подросток пытается приобщиться к жизни и деятельности взрослых путем подражания. Сначала он принимает то, что доступнее для него: внешний вид и манеру поведения.

Чувство взрослости подростков может проявляться в общей переориентации от сверстников как значимых Других (которым в основном уподобляется Я-прошлое и Я-то-перишне) на взрослых, качества которых начинают определять ожидаемый направление собственных изменений подростка, а также в критическом отношении к Я-были, в отчуждении многие черты детского Я. Будущее представляется ему достаточно туманным. Однако, оптимальные варианты личностного развития предусматривают, по мнению психологов, относительную преемственность прошлого, настоящего и будущего Я в единстве с производительными поступательными изменениями на пути от детства к зрелости.

Поскольку стремление получить статус взрослого закономерный для подросткового возраста и жизненно необходимо для полноценного психического и личностного развития ученика, педагог должен правильно воспринимать связанные с этим негативные поступки, не препятствовать проявлениям взрослости, а направлять его энергию в положительном направлении. Потребность подростков иметь образец для подражания учитель может использовать как один из каналов влияния на детей, организуя вечера, встречи, диспуты с известными людьми, раскрывая содержание жизни и деятельности высоконравственных, творческих личностей.

Со стремлением подростка быстрее стать взрослым связана ведущая для него потребность в самостоятельности и независимости. Его способности самостоятельно регулировать свое поведение способствует достигнутый уровень психического и личностного развития. Подросток лучше, чем младший школьник, понимает себя, может анализировать свои поступки, хотя ему еще трудно предвидеть их последствия. Его поведение более осмысленная, не такая импульсивная, как младшего школьника, он лучше владеет собой. Подросток ставит перед собой более отдаленные цели, формирует первые жизненные планы (выбор профессии), идеалы, стремится быть на кого-то похожим, приобрести определенные черты характера, нравственные убеждения. Потребность в самостоятельности реализуется в попытке действовать без посторонней помощи и опеки, в способности принимать решения и отстаивать свои взгляды, в умении добиваться поставленной цели, вести под влиянием собственных побуждений.

В то же время у подростков усиливается негативизм в отношении любых требований взрослых, ярко проявляются признаки эмансипации, попытки что-либо демонстрировать свою независимость. Они стремятся свободно выбирать способы выполнения своих обязанностей и одновременно боятся проявить слабость, избегают деятельности, которая может повлечь чьи насмешки или чувство неуверенности в своих силах. Поэтому иногда при отсутствии свободного выбора подростки быстрее вести себя вызывающе, чем позволят заставить себя к активности.

Потребность подростка в самоутверждении

Постоянное взаимодействие подростка со сверстниками порождает у него стремление занять достойное место среди них, что является одним из доминирующих мотивов поведения и деятельности. Его потребность в самоутверждении настолько сильна, что для признания сверстниками подросток готов поступиться своими взглядами и убеждениями, совершать поступки вопреки своим моральным установкам. Она побуждает так называемых трудных подростков к нарушениям норм и правил поведения. Потерять авторитет в глазах друзей, почувствовать посягательство на свою честь и достоинство являются величайшей трагедией для подростка, может привести до суицида (самоубийства). Поэтому он бурно реагирует на бестактные замечания учителя в присутствии друзей, считая это унижением своей личности. На этой основе нередко возникают конфликты между учениками и учителем. Только тактичное отношение к подростку, поддержка его в глазах сверстников создают психологически благоприятную почву для эффективного воздействия на него воспитательных средств педагога. Существенную критику взрослого подросток адекватно может воспринять один.

Формы самоутверждения подростка могут быть различными. Самая простая из них заключается во внешнем подражании взрослых, их вредных привычек, особенностей поведения (курение, употребление алкоголя, наркотиков, чрезмерное и безвкусно использования косметики, ношение своеобразного одежды, послуговування нецензурной лексикой). Родители и учителя должны активно бороться с этим, обращая внимание подростков на положительные образцы для подражания (литературные герои, исторические деятели, известные личности). Самое важное, чтобы и они были для подростков достойными образцами.

Положительными формами самоутверждения подростков являются занятия спортом, работа в семье, школе, на производстве, выполнение общественно полезных дел. Интеллектуальное самоутверждение учащихся происходит в их учебной и внеучебной познавательной деятельности, реализации познавательных потребностей и интересов. Подростки с увлечением занимаются исследовательской деятельностью в учебно-научных кружках, их привлекает участие в открытиях.

Самоутверждение младших и старших подростков имеет разную направленность. Для младших ведущей является потребность в достойном положении в группе. Так, реакция пятиклассника на определенное влияние учителя зависит не столько от степени его вины или характера влияния, сколько от вреда, который может быть нанесен этим влиянием его положению в классе. При этом упрямство, своеволие и т.п. имеют целью завоевать и укрепить положение ребенка в группе, коллективе сверстников. Старший подросток, как и младший, нуждается в обществе сверстников, но его самоутверждения выражается в стремлении утвердиться в собственных глазах, а не в глазах окружающих.

В работе с подростками взрослые должны учитывать основные новообразования, поскольку они тесно связаны с противоречиями этого возраста, решение которых является шагом в развитии личности.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх