Если ребенок не начинает говорить. Почему ребенок не начал разговаривать? Как формируется речь у ребенка, или когда дети начинают говорить

Глубже воспринимать окружающий мир ребенку помогает речь. Формирующаяся речь улучшает личностное развитие, мышление, восприятие действительности. Ребенок, не умеющий говорить в 4 года, не сможет делать выводы, объединять похожие явления, обобщать, различать, рассуждать.

Мой сын практически не говорит . Какое-то время я не понимала этого, думала, что он еще маленький и вот-вот начнет. На плановом осмотре нам поставили диагноз ЗРР .

Как формируется речь у ребенка, или когда дети начинают говорить?

Подготовительный этап (первый год)

С самого рождения у ребенка начинается формирование речи. 1 этапом овладения ею, можно считать первые звуки (гуление) , крик и даже плач . Здоровый малыш издает громкий, чистый с коротким вздохом и протяжным выдохом крик. Он имеет разные интонации. С криком и плачем задействованы все отделы периферического речевого аппарата (дыхательный, артикуляционный, голосовой) .

К третьему месяцу гуление переходит в лепет . Лепет представляет собой сочетание звуков. Складывать буквы в слоги ребенок начинает в возрасте полугода.

К 7 – 9 месяцам появляются более разнообразные звуковые сочетания , которые он повторяет за взрослым. Темп, тон и интонацию в дальнейшем он легко перенимает.

Для формирования и появления к концу первого года жизни первых слов важно, чтобы в 10 – 11 месяцев малыша сопровождала правильная речь родителей и окружающих.

Период начального овладения языком (от двух до трех лет)

Немаловажным периодом для развития речи ребенка является возраст от 2 до 3 лет. Понимание и словарный запас у него возрастает .

Происходит заметный скачок в развитии речи (50 – 1 200 слов). Но она не совсем совершенна. Чтобы легко было выражать свои мысли , и прибавился словарный запас , постарайтесь проговаривать все действия, которые вы совершаете вместе с ним.

Важно формировать правильное произношение.

Дошкольный (от 3 – 7 лет)

Словарный запас у детей 4 – 6 лет достигает от 3 000 – 4 000 слов. Речь становится обогащенной. Однако иногда дети придают аналогичным словам назначение предметов . Например, лопатка – копатка, вертолет — вентолет и др. Появляется , формирование чувства языка , а также развивается способность к созданию собственных уникальных слов (словотворчество).

К четырем годам он должен различать все звуки . К этому времени он обычно чисто говорит и правильно произносит звуки . Контекстная речь формируется постепенно. Дети к концу дошкольного возраста самостоятельно пересказывают сказки , рассказы, состоящие из 40 — 50 предложений. Описывают какие-либо события , свои впечатления и переживания.

Как определить задержку речевого развития у ребенка в раннем возрасте – изучаем признаки и симптомы ЗРР

Если до четырех лет ребенок не разговаривает самостоятельно, либо формирование речи не соответствует возрасту, то ставится диагноз – задержка речевого развития .

Признаки ЗРР:

С рождения до трех месяцев:

  • На звучание игрушки, голос не реагирует.
  • Не поворачивается в сторону источника звука.
  • Неестественно протекает доречевой период (редко агукает и гулит, мало звучность, однотипность произносимых звуков).

От 4 до 7 месяцев:

  • На звуки все еще не реагирует (нет лепета и гуления).
  • К издающим звуки игрушкам не проявляет интерес.
  • Практически не откликается на жестикулирование взрослых.

От 8 месяцев до 1 года:

  • Не произносит повторяющихся открытых слогов (ба-ба, ла-ла) и не пытается говорить наипростейшие слова из 2-3 букв.
  • На звук нет реакции.
  • На просьбы показать, где у деда ушки, нос, глазки и т. д., нет соответственного ответа.
  • Не проявляет реакции на свое имя, на вопрос: «Где папа?» в ответ не смотрит в его сторону.
  • Не радуется во время совместных игр, не играет в пальчиковые игры.

От 1 до 2 лет:

  • Неактивно повторяет и не произносит простых слов, не понимает их.
  • Ограниченный словарный запас.
  • На вопросы, например: «Как тебя зовут? Что тебе дать?» не поступает даже однозначного ответа.
  • Аморфное лепетание с использованием только односложных слов (ням, ля, па, биби).
  • На предложение указать некоторые детали у известных персонажей, не может этого сделать. Например: «покажи, где у медведя лапы?»

От 2 до 3 лет:

  • Не может строить словосочетания из 2 и больше слов, словарный запас ограничен 20 и меньше словами.
  • Может говорить только фразами из мультфильмов, часто повторяет слова взрослых.
  • Даже с родными неохотно идет на речевой контакт.
  • Не может указать: вверх, вниз, вперед, назад.
  • По-прежнему используются аморфные слова, а звукоподражания не воспроизводятся.
  • Просьбу: «Возьми мяч и брось маме» не может выполнить (берет другой предмет или бросает другому человеку).

Перечисленные признаки говорят о ЗРР, которую необходимо корректировать до пятилетнего возраста.

Почему ребенок не разговаривает в 4-5 лет – разбираемся в причинах задержки речевого развития

Я спросила у логопеда : «Моему сыну уже 4, а он использует для общения всего лишь несколько простейших слов, в то время как его однолетки рассказывают стихи и пересказывают короткие сказки. Почему же он не говорит?»

Специалист смог полноценно ответить на этот вопрос и выделить основные причины задержки:


Ребенок не говорит в 4-5 лет, что делать – лечение ЗРР у детей

Если своевременно выявить задержку и подойти к лечению комплексно с привлечением квалифицированных логопедов, проведением лечебных курсов массажа и участием родителей , возможен успешный результат.

Медикаментозное лечение

ЗРР связана с комплексом причин, иногда она основана на дисфункции мозга (нарушения мозгового кровообращения), поэтому проводят сопутствующее лечение. Специалисты назначают ноотропные препараты , выписывают средства для «питания» нейронов мозга – «актовегин», «кортексин», «нейромультивит», «лецитин».

«Когитум» подхлестывает деятельность речевых зон. Данные лекарства должны рекомендовать квалифицированные специалисты.

Физиопроцедуры

Магнитотерапия, электрорефлексотерапия стимулируют центр головного мозга, который отвечает за речевую активность, дикцию, словарный запас, интеллект. Есть противопоказания применения электрорефлексотерапии, нужна консультация специалиста.

Массаж и упражнения

Специальный логопедический массаж обязателен для развития навыков речи, способствует выработки правильного звукопроизношения.

Некоторые мамы по окончанию курса массажа выполняют упражнения сами . К примеру, простой массаж щек круговыми движениями при помощи махровых варежек быстро поддается взрослым. Главное не повредить нежную детскую кожу .

Легко пощипывайте щеки и делайте упражнение «поцелуй». Для этого мама пальцами совмещает губы малыша, издавая звук поцелуя «м-м-м», ребенок должен повторить за мамой . Если малышу нравится, то можно активно использовать похлопывания пальцами : по губам, подбородку и щекам.

Упражнение, сопровождающее пение гласных звуков с длительными плавными движениями рук:

Плавное движение обеими руками:

  • «у» — вперед.
  • «о» — в стороны и вверх.
  • «и» — в стороны.
  • «э» — в стороны и вниз.
  • «а» — широко разведены руки вперед и стороны.
  • «ы» — приседаем, кисти в кулачках, руки согнуты в локтях.

Массаж и упражнения способствуют нормализации мышечного тонуса лица и активизируют артикуляционный аппарат .

Логоритмика

Логоритмика – зарифмованные упражнения, сопровождающиеся музыкой с движениями . Логоритмические уроки нравятся детям, они веселые и интересные, проводятся в игровой форме. В процессе игры дети взаимосвязаны с родителями , происходит процесс обучения и развития. Применяя такой метод, стимулируется активность мышления , развивается и формируется связная речь .

Виды упражнений:

В начале занятий можно провести упражнение связанной с ходьбой и маршировкой , чтобы формировалась координация рук и ног.

  • Стихи с двигательной активностью

Каждая строчка стиха содержит определенные движения. Малыш поддерживает быстрый темп и переключается с одного действия на другое . Это веселое занятие, они изображают животных, или подражают им.

  • На артикуляцию

Упражнения на артикуляцию также могут проводиться в форме игры. Увлеченный ребенок даже не замечает, что идет обучение . Во время артикуляционных упражнений или игр вызывается у него определенный звук. Движение артикуляционного аппарата (гортани голосовых складок, языка, мягкого и твердого неба, губы) не должны быть напряженными, но быть активными, точными, ритмичными . Такие упражнения сопровождаются специальными текстами в стихотворной форме . Которые будут корректировать звукопроизношение. Развивать мышцы губ и языка.

  • На мелкую моторику рук

Пальчиковые игры, сопровождаемые чтением народных стихов, формируют тонкие движения пальцев рук . Простые и самые известные из них знакомы многим родителям. К примеру, потешки про сороку-белобоку или ладушки, которые дети с удовольствием проделывают. Двигательная активность кистей рук и пальцев влияет на развитие речи . Также вырабатывается умение слушать, улавливается ритм и повышается активность речи. Выявлена такая закономерность : если движение рук развито и соответствует возрасту, то развитие речи в пределах нормы.

Довольно часто у абсолютно здоровых детей, без нарушений слуха или поражений центральной нервной системы, наблюдается задержка в развитии речи. (О нарушениях развития речи при дефектах слуха и заболеваниях центральной нервной системы см. в статье "Какие недостатки речи ребенка должны вас беспокоить?")

Причину позднего и недостаточного развития речи у ребят в домах ребенка или круглосуточных яслях понять легко: персонал не может уделить достаточно внимания каждому ребенку. Но как объяснить такие случаи в семье, где малыш окружен большой заботой, где ему отдается масса времени? Иногда ребенок произносит на втором году всего 4-5 слов, хотя понимает гораздо больше. Обеспокоенные родители обращаются к врачам: "В чем причина задержки речи?"

Раньше считалось, что главное, от чего зависит развитие речи,- это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он научается артикулировать слоги слова. Поэтому родители обычно получают совет больше разговаривать с ребенком. Они удваивают свои усилия, стараясь говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.

Саша (1 год 8 месяцев) - здоровый, крупный ребенок, он понимает довольно много обращенных к нему фраз (если его просят, показывает и приносит многие предметы, внимательно смотрит, когда ему объясняют содержание картинок), но сам говорит только "мама", "баба", "ням-ням", а в остальном пользуется жестами и звуком "ы-ы-ы". "Ы-ы-ы!" - выкрикивает Саша и тянется к апельсину. "Сашенька, скажи - дай-дай!" Но он упорно повторяет "ы-ы-ы" и свой жест. Няня хочет взять Сашу на руки - он отстраняет ее с тем же "ы-ы", только произносит его с другой, сердитой интонацией. Мать, отец, дедушка и бабушка подолгу разговаривают с мальчиком, но идут недели, месяцы, а его речь не развивается. Он по-прежнему объясняется жестами и отдельными звуками.

Именно такие случаи, как с Сашей, когда ребенок здоров, имеет индивидуальный уход, с ним постоянно разговаривают, а он молчит и молчит, заставляют усомниться в том, что развитие речи малыша определяется в основном тем, много или мало с ним говорят.

Для того чтобы проверить значение речевого общения для развития речи детей, были проведены специальные наблюдения. В доме ребенка Ждановского района Ленинграда совместно с логопедом М. Н. Рудневой мы выбрали 20 здоровых и физически правильно развивающихся детей в возрасте от 1 года 1 месяца до 1 года 4 месяцев. Развитие речи у них было сильно задержано. Все эти дети оборачивались и смотрели на говорящего человека (т. е. давали ориентировочную реакцию на голос); трое из них понимали несколько фраз, но лишь в соответствующей ситуации (например, на слова "возьми ложку" давали правильную реакцию - брали ложку - только за столом при кормлении; на эти же слова в манеже или в кроватке реакции не давали); у двоих детей отмечалось редкое произнесение слогов, и ни один из них не повторял слов. С этими детьми ежедневно проводились двухминутные занятия по развитию речи, которые заключались в том, что ребенку показывали игрушку и называли ее. Например, педагог ставил перед малышом игрушечную собачку и говорил: "ав-ав", показывал корову и произносил: "му-му" и т. д., пытаясь добиться звукоподражания от ребенка.

Кроме того, с каждым ребенком персонал группы и сотрудники лаборатории стали разговаривать при умывании, одевании, кормлении, специально играли с ним. Общая продолжительность речевого общения с каждым ребенком составляла около часа за день - это очень много. Однако достигнутые результаты были незначительны: проверка, проведенная через месяц, а затем через 3 месяца, выявила лишь небольшие сдвиги - появились редкие голосовые реакции ("а-ах!", "у-у-у" и т. п.) во время занятий по развитию речи.

Оказывается, степень речевого общения со взрослыми не играет такой уж большой роли, как предполагалось. Конечно, это необходимое условие для того, чтобы ребенок заговорил, но, очевидно, нужно учесть и еще какие-то условия. Какие же? Это надо было выяснить. Здесь невольно приходит на память шуточная загадка: "Когда черной кошке легче всего пробраться в дом?" Обычно отвечают, что в темноте, но правильный ответ другой: когда дверь открыта. Эта загадка рассчитана на некоторую шаблонность нашего мышления: ответ как бы подсказывается указанием на черный цвет кошки. Однако если все двери закрыты, то и темнота не поможет кошке проникнуть в дом.

Говоря о развитии речи ребенка, мы привычно связываем его со степенью речевого общения со взрослыми - это тоже как бы подсказывается самой постановкой вопроса. Но, может быть, мы забываем о какой-то "двери", которую нужно открыть?..

Догадки о закрытой двери

Великие русские физиологи И. М. Сеченов и И. П. Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Сеченов писал: "Мне даже кажется, что я никогда не думаю прямо словом, а всегда мышечными ощущениями". Павлов также говорил, что речь - это прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга.

Поэтому в поисках того, что может помочь в развитии речи ребенка, прежде всего возникала мысль об использовании мышечных ощущений с речевого аппарата. Но как их вызывать? Мы уже знаем, что у маленьких детей звукоподражание возникает только в том случае, если ребенок видит мимику взрослого и воспроизводит ее. Но мы знаем и другое: к семимесячному возрасту имитация мимики у детей ослабевает. У годовалых и более старших детишек, запущенных в педагогическом отношении, получить нервные импульсы с органов артикуляции очень трудно. Следовательно, эта дверь остается закрытой, и нам нужно искать другую.

Если внимательно посмотреть на карту головного мозга (см. рис. 1), то бросается в глаза, что двигательная речевая область расположена совсем рядом с двигательной областью, она является, собственно, ее частью. Может быть, развитие моторной речи зависит от развития общей моторики ребенка в целом?

Рис. 1. Карта речевых зон У. Пенфилда. Штриховкой показаны речевые зоны: слева - передняя (Брока), справа - задняя (Вернике) и сверху - добавочная Цифрой 1 обозначена передняя центральная извилина (область двигательных проекций), цифрой 2 - задняя центральная извилина (область чувствительных проекций).

Исходя из этого предположения, были проведены следующие наблюдения. В том же доме ребенка, о котором мы только oчто говорили, было отобрано 19 здоровых, но неговорящих детей в возрасте 1 года 1 месяца - 1 года 3 месяцев. Девяти из этих детей (будем называть их 1-й группой) была дана возможность ежедневно в течение 20 минут свободно передвигаться по полу. Остальные 10 детей (2-я группа) находились в обычных условиях, т. е. период бодрствования проводили в манеже, где их движения были ограничены: куда бы ребенок ни пополз (или пошел), он натыкался на барьер или на других детей. В обеих группах ежедневно с каждым ребенком проводились двухминутные занятия по развитию речи, как это описывалось выше.

Оказалось, что дети 1-й группы стали делать попытки к звукоподражанию на занятиях в среднем на 7-й день, но эти звукоподражания были слабыми и стереотипными - например, взрослый говорил: "ав-ав", "му-му", "га-га" и т. д., а ребенок на все это отвечал одним и тем же тихим звуком "а-а-а" или "у-у-у". К 20-му дню занятий стали появляться попытки более точного звукоподражания.

Когда мы сравниваем результаты, полученные в обеих группах, мы видим, что возможность свободного передвижения, которую имели дети 1-й группы, несколько облегчила возникновение звукоподражания. Однако успех был меньше, чем мы ожидали. Очевидно, и эта дверь оказалась закрытой, и нужно было продолжать поиски.

Возвращаясь к анатомическим отношениям, мы обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Особенно наглядно огромная площадь проекции кисти представлена на рис. 2. Это так называемый гомункулюс (человечек) Пенфилда.

Рис. 2. Человечек Пенфилда.

В нем проекции всех частей тела в двигательной области мозга показаны в образной форме. Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большее влияние на развитие активной речи ребенка, чем тренировка общей моторики.

Для изучения этого вопроса Л. В. Фомина в нашей лаборатории провела большую работу. В доме ребенка было взято три группы детей в возрасте от 10 месяцев до 1 года 3 месяцев: в каждой группе занятия велись по своему плану.

Вероятно, вы уже догадались, какие результаты были получены в 1-й и 2-й группах? В 1-й группе голосовые реакции стали появляться в среднем на 20-й день, но они были слабы и стереотипны. Во 2-й группе попытки звукоподражания появились на 6-й день, а после 15-го дня в 10% случаев было отмечено довольно точное воспроизведение звуков. Результаты, полученные в 3-й группе, были неожиданны и для нас: голосовые реакции возникли уже на 3-й день; с 7-го дня - в 41%, а с 15-го дня - в 67,3% случаев это было уже более правильное звукоподражание.

Таким образом, звукоподражание при тренировке тонких движений пальцев рук не только удалось получить много раньше (в 7 раз быстрее, чем в 1-й группе), но оно оказалось и более совершенным.

Интересно, что через несколько дней у детей 3-й группы стали наблюдаться тонкие движения пальцев рук и вне наших занятий: например, ребенок брал куклу и трогал ее нос, глаза, поднимал со стола крошку хлеба, вертел ее и т. п. Дети же 1-й и 2-й групп мелких деталей в предметах не различали, взяв игрушку, просто ею стучали или тянули в рот.

Далее Л. В. Фомина обследовала более 500 детей в различных детских учреждениях и обнаружила, что уровень развития речи у них всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук (с уровнем же развития общей моторики он совпадал не всегда). Эти отношения показаны в таблице.

Итак, вы видите: если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Проверка на большом количестве детей показывает, что это не случайность, а закономерность.

Сейчас для определения уровня развития речи мы проводим с детьми первых лет жизни такой опыт: просим ребенка показать один пальчик, два пальчика и три ("сделай вот так" - и показываем, как это надо делать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, говорящие дети; если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые ("ватные") и не дают изолированных движений, то это - неговорящие дети. Таким образом, не услышав от ребенка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся. Удивителен, пожалуй, не сам факт влияния движений пальцев рук на развитие речи, сколько то, что мы так долго не догадывались его использовать.

Дело в том, что в невропатологии и дефектологии уже давно имелись наблюдения, говорившие о тесной связи функций речи и руки. Так, давно было известно, что при травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека не только утрачивается речь, но и тонкие движения пальцев правой руки, хотя сама область двигательной проекции пальцев оставалась не затронутой. В конце прошлого столетия были описаны случаи поражения лобной области левого полушария без потери речи. Когда такие случаи тщательно изучили, то оказалось, что эти больные - левши и моторная речевая зона у них находится в правом полушарии (речевые зоны развиваются в полушарии мозга, противоположном доминирующей руке).

Развитие речевых зон в правом или левом полушарии в зависимости от того, является человек левшой или правшой, особенно убедительно показывает связь функций речи и руки. Это доказано и при изучении строения мозга. У ребенка-правши на протяжении первых двух лет жизни происходит усиленный рост речевой моторной области и созревание клеток в ней в левом полушарии, а у левши - в правом.

Очень интересные наблюдения сделаны дефектологами. Так, сейчас точно установлено, что грубая переделка левши в правшу (когда ребенку привязывают левую руку за спину, бьют по руке и т. д.) в большинстве случаев приводит к заиканию и другим расстройствам речи.

Убедительны также факты, полученные при обучении звуковой речи глухонемых детей. Одних из этих детей с раннего возраста обучают общаться с другими людьми с помощью крупных жестов, выполняемых всей рукой, других обучают так называемой дактильной (пальцевой) азбуке, когда пальцами изображают буквы и ребенок как бы "пишет" слова. Когда глухонемые дети приходят в школу и начинается обучение звуковой речи, оказывается, что те из них, которые разговаривали крупными жестами, поддаются обучению с большим трудом - оно требует многих и многих месяцев, те же дети, которые ранее разговаривали пальцами, очень легко и быстро овладевают звуковой речью.

Когда мы сопоставляем все эти факты, то, естественно, приходим к заключению: говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикуляторного аппарата, но и движений пальцев рук. Приведенные здесь факты, как нам кажется, позволяют отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга. Так вот где оказалась открытая дверь, в которую смогла пробраться наша "черная кошка", - речь!

В чем заключается связь движений пальцев рук и речи.

Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.

Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки - она дала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись.

Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками.

Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляторной речью (эта связь дает себя знать и у нас).

Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.

Выдающийся русский просветитель XVIII века Н. И. Новиков еще в 1782 г. утверждал, что "натуральное побуждение к действованию над вещами" у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего их умственного развития (Эту мысль Н. И. Новикова, по-видимому, нужно считать впервые сформулированной идеей о "предметных действиях", которым сейчас придается такое большое значение в психологии).

Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.

Английский психолог Д. Селли также придавал очень большое значение "созидательной работе рук" для развития мышления и речи детей.

Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

В возрасте около 5 месяцев ребенок начинает противопоставлять большой палец другим при схватывании предмета, самое захватывание предмета осуществляется теперь не всей ладонью, а пальцами. На 6-м месяце движения схватывания становятся более точными, уверенными. На 7-м - появляется артикуляция слогов: да-да-да, ба-ба-ба и т. д. В 8-9 месяцев малыш уже берет мелкие предметы двумя пальцами, показывает пальцем на привлекающий его предмет и т. д. Вслед за развитием таких тонких дифференцированных движений пальцев (не раньше!) начинается произнесение первых слов.

На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость - по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции.

На рис. 3 показано, как совершенствуются движения пальцев рук в процессе развития ребенка. Особое значение имеет период, когда начинается противопоставление большого пальца другим - с этого времени и движения остальных пальцев становятся более свободными.


Рис. 3. Этапы развития функций кисти руки ребенка: 1 - положение кисти в 16 недель, 2 и 3 - в 56 недель, 4 - в 60 недель, 5 - в 3 года, 6 - взрослый.

Случайность ли, что тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции?

В нашей лаборатории в электрофизиологическом исследовании, проведенном Т. П. Хризман и М. И. Звонаревой, было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга.

Вы помните, что у правшей в левой лобной области находится двигательная речевая зона, а в левой височной области - сенсорная речевая зона? Так вот оказалось, что если ребенок производит ритмические движения (разгибания и сгибания) пальцами правой руки, то в левом полушарии мозга у него возникает усиление согласованных электрических колебаний именно в лобной и височной зонах. Движения пальцев левой руки вызывало такую же активацию в правом полушарии.

Л. А. Панащенко в доме ребенка были проведены наблюдения на детях первых недель жизни. У шестинедельных младенцев записывались биотоки мозга, затем у одних из этих детей тренировали правую руку, у других - левую. Тренировка заключалась в массаже кисти руки и пассивных (т. е. производимых не самим ребенком, а взрослым) сгибаниях и разгибаниях пальчиков. Через месяц и через два месяца после начала такой тренировки повторно записывали биотоки мозга и математическими методами вычислялась степень устойчивости в появлениях волн высокой частоты (что является показателем созревания коры мозга). Выяснилось, что через месяц тренировки высокочастотные ритмы стали отмечаться в области двигательных проекций, а через два месяца - и в будущей речевой зоне, в полушарии, противоположном тренируемой руке.

Описанные данные электрофизиологических исследований уже прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Естественно, что этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной речи детей.

Пальцы помогают говорить.

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте 6 -7 месяцев. В этот период полезно делать массаж кистей рук - поглаживать их, слегка надавливая, в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем проделывать движения пальцами ребенка - взрослый берет каждый пальчик ребенка в свои пальцы и сгибает и разгибает его. Делать так надо 2-3 минуты ежедневно.

С десятимесячного возраста следует начинать уже активную тренировку пальцев ребенка. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными.

Проводимые нами на протяжении ряда лет наблюдения показали, что многие приемы из наиболее простых оказываются очень эффективными. Например, можно давать малышам катать шарики из пластилина (при этом участвуют все пальцы и требуется значительное усилие), рвать на мелкие куски газету (любую бумагу) - малыши делают это с удовольствием по нескольку минут; здесь также участвуют почти все пальцы, и движения энергичны. Нужно, конечно, следить, чтобы ребенок не ел пластилин или обрывки бумаги.

Можно давать детям перебирать крупные деревянные бусы (они продаются в магазинах игрушек), складывать деревянные пирамидки, играть во вкладыши. (Вкладыши - полые кубики разной величины, которые можно вкладывать один в другой.) Нанизывание колец пирамидок - также хорошая тренировка, но при этом движения совершаются с меньшими усилиями и осуществляются двумя-тремя пальцами.

Начиная с полутора лет детям даются более сложные задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев (здесь уже не так существенны силовые отношения). Это застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

Могут быть изготовлены игрушки такого типа: бабочка или птица из однотонной толстой ткани с пришитыми яркими большими пуговицами, на которые пристегивается такая же бабочка или птица из другой ткани,- получается, например, синяя бабочка с красными кругами (пуговицами) на крыльях.

Шнуровке удобнее обучать, используя два листа плотного картона с двумя рядами дырочек; ребенку дают ботиночный шнурок с металлическими наконечниками и показывают, как шнуровать. Картон должен быть укреплен так, чтобы малышу было удобно манипулировать шнурком.

Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками.

"Сорока-белобока"

Сорока-белобока
(Взрослый слегка щекочет ладонь ребенка).
Кашку варила,
Детей кормила...
Этому дала,
(Загибает мизинец ребенка).
Этому дала,
(Загибает безымянный палец).
Этому дала,
(Загибает средний палец).
Этому дала,

Этому не дала -
(Вертит большой палец).
Ты, сын мал,
(Щекочет ребенка).
Круп не брал,
По воду не ходил,
тебе каши не дадим!

Эта игра подходит и для детей второго года жизни.

"Пальчики в лесу"

Раз, два, три, четыре, пять
(Взрослый держит перед собой левую руку ребенка ладонью к себе).
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел,
(Загибает мизинец).
Этот пальчик чистить стал,
(Загибает безымянный палец).
Этот резал,
(Загибает средний палец).
Этот ел,
(Загибает указательный палец).
Ну, а этот лишь глядел!
(Загибает большой палец и щекочет ладошку).

Эта игра годится и для маленьких детей.

Игра "Пальчики" более сложна, так как в ней дети уже сами активно проделывают движения пальцами, которые требуются по ходу игры.

Игру можно проводить одновременно с несколькими детьми.

"Пальчики"

Этот пальчик хочет спать,
(Дети поднимают левую руку ладонью к себе. Правой рукой берут мизинец левой руки и загибают его после слов"хочет спать").
Этот пальчик лег в кровать,
(То же с безымянным пальцем).
Этот пальчик чуть вздремнул,
(То же со средним пальцем).
Этот пальчик уж уснул,
(То же с указательным пальцем).
Этот крепко, крепко спит.
(То же с большим пальцем).
Тише, тише, не шумите!
Солнце красное взойдет,
Утро ясное придет,
(Поднимают левую руку и распрямляют пальцы при слове "вставать").
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!

Эту игру нужно повторить, работая пальцами правой руки. Как оказалось, имеется большое количество русских, украинских, болгарских и т. д. пальчиковых игр. Очевидно, люди, наблюдая детей, обратили внимание на то, что движения пальцев благотворно отражаются на развитии речи и других психических процессов.

Вот, например, очень хорошая болгарская игра, с которой мы недавно познакомились:

(Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе).
Кто приехал?
(Быстро хлопает кончиками больших пальцев).
Мы, мы, мы!
(Кончики больших пальцев прижаты друг к другу, а кончики остальных пальцев одновременно быстро хлопают).
Мама, мама, это ты?

Да, да да!
(Хлопает кончиками указательных пальцев).
Папа, папа, это ты?
(Хлопает кончиками больших пальцев).
Да, да, да!
(Хлопает кончиками средних пальцев).
Братец, братец, это ты?
(Хлопает кончиками больших пальцев).
Да, да, да!
(Хлопает кончиками безымянных пальцев).
Ах, сестричка, это ты?
(Хлопает кончиками больших пальцев).
Да, да, да!
(Хлопает мизинцами).
Все мы вместе, да, да, да!
(Хлопает всеми пальцами).

Есть еще более сложная игра пальцами - индийская; она требует уже значительной ловкости. Игра называется "Лесенки" и заключается в том, что к кончику большого пальца левой руки прикладывается кончик указательного пальца правой, затем соединяются кончик указательного пальца левой руки с кончиком большого пальца правой руки, опять кончик большого пальца левой руки соединяется с кончиком указательного пальца правой и т. д., причем начинаются эти движения на уровне груди, и руки поднимаются выше и выше. Такую же "лесенку" делают большими и средними, большими и безымянными пальцами.

Хорошо ли быть левшой?

На протяжении этой статьи мы много раз упоминали о том, что рука самым тесным образом связана с мозгом, причем связь эта перекрестная - правая рука связана с левым полушарием, а левая рука - с правым.

У подавляющего большинства людей (95%) ведущей является правая рука и в связи с этим речевые зоны развиваются в левом полушарии. Но ведь есть на свете и левши - люди, у которых ведущей, более активной оказывается левая рука. Как обстоит дело с ними? Хорошо или плохо быть левшой? Какое это имеет влияние на развитие речи?

Исследования, которые проводились в этом направлении, свидетельствуют о том, что тенденция пользоваться преимущественно правой или левой рукой отмечается только у людей. Животные примерно с одинаковой частотой пользуются обеими лапами.

Очень интересные данные о развитии праворукости у людей собраны археологами. Изучение орудий труда и оружия каменного века обнаружило среди них равное количество приспособленных для правой и левой рук. Две трети предметов обихода и орудий более позднего, бронзового века уже оказываются приспособленными для правой руки. Многие ученые объясняют развитие праворукости нуждами военной деятельности людей - левой рукой они прикрывали с помощью щита сердце, а правой наносили удар.

В исследованиях, проводимых на детях первых месяцев жизни, не удается установить превалирования функций той или другой руки. Только приблизительно к восемнадцатимесячному возрасту одна рука становится более активной по сравнению с другой. В этом большую роль играет обучение - ребенка учат брать вещи правой рукой, махать при встрече и прощании правой рукой и т. д. Пользование левой рукой, наоборот, часто запрещается. Так малыш приучается к действиям главным образом правой рукой.

Выше говорилось о том, что преимущественное пользование правой или левой рукой обусловливает формирование речевых зон в правом или левом полушарии мозга. При этом у левшей все обстоит не так просто. Дело в том, что левши являются, по сути дела, амбидекстрами, т. е. людьми, имеющими две правые руки: ведь левшу все время заставляют что-то делать правой рукой, а он стремится все делать левой. Таким образом, у него тренируются обе руки, а это влечет за собой формирование речевых областей в обоих полушариях мозга. Однако в зависимости от того, какая рука работает все же больше, развитие речевых зон в противоположном полушарии будет на более высоком уровне, а в одноименном полушарии - несколько ниже.

Невропатологи говорят о том, что развитие речевых зон в обоих полушариях является своего рода страховкой от потери речи в случаях травм черепа, кровоизлияний в мозг и т. д. Если у левши пострадало левое полушарие, он сохраняет речь, поскольку у него и правое полушарие имеет развитые речевые зоны; если же у него пострадало правое полушарие - выручает левое, в котором тоже имеются речевые зоны.

И. П. Павлов высказывал мысль о том, что развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых "центров" в обоих полушариях дает человеку преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением; он напоминал, что среди выдающихся людей большое количество левшей (вернее, амбидекстров).

По-видимому, в играх следует равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а выполнение различных действий в повседневной жизни как-то распределять между правой и левой руками.

Еще раз хотим напомнить: если ребенок леворукий, не следует ставить задачу переделать его в правшу - надо просто принять меры к тому, чтобы его правая рука стала более активной. Лучше всего это достигается в играх. Например, в левую руку ребенку дают автомобильчик, а в правую - самолетик и ставят задачу: скорее добраться до указанного места. Ребенок понимает, что самолет летит быстрее, и он будет активнее действовать правой рукой, а левую станет притормаживать - конечно, автомобиль придет позже!

Подбирая аналогичные игры и занятия, можно добиться усиления функций отстающей правой руки, при этом не будет никаких побочных неприятных последствий. Ведь нельзя забывать, что грубая переделка левши в правшу влечет за собой развитие расстройств речи и, чаще всего, заикания. (Это еще одно доказательство теснейшей связи функций руки и речи.)

Итак, если даже речь вашего ребенка развивается хорошо, все же позаботьтесь о развитии у него тонких движений пальцев рук; если же развитие речи малыша отстает, то обратите особое внимание на тренировку его пальцев - это потребует всего несколько минут вашего времени в день, и эти минуты окупятся сторицею.

Первые слова ребенок произносит в возрасте около года, и родители ожидают, что к двухлетию у малыша обогатится словарный запас, сформируется связная речь из предложений в 2-4 слова. Но так складывается не всегда, и если в 2 года малыш не разговаривает, рекомендуется не пускать дело на самотек. Необходимо выявить причины и начать активные занятия.

Как развивается речь

Развитие речи ребёнка происходит в несколько этапов:

  • довербальный (от рождения до годика), во время которого младенец прислушивается к речи близких, следит за артикуляцией, пытается воспроизводить услышанные звуки, включается в диалог (с полугодовалого возраста);
  • возникновение речи (с годика до трех лет), когда у ребёнка формируется связь между словами и объектами, действиями, признаками, которые они обозначают, в этом возрасте он учится свободно понимать речь и отвечать предложениями;
  • развитие речевого общения (от 3 до 7 лет), на этом этапе осваиваются абстрактные понятия, расширяется словарный запас.

С первых дней жизни ребенка родителям и другим родственникам следует говорить с ним не сюсюкая, не коверкая слова. Артикуляция должна быть четкой, малышу важно видеть и запоминать, как движутся губы, язык при произношении слов.

Как распознать проблему

Почему важно внимательно следить, как развивается речь малыша? Это один из маркеров, помогающих своевременно диагностировать проблемы в его развитии.

Обязательно проконсультируйтесь с врачами, если:

  • новорожденный не реагирует на громкие звуки и материнский голос;
  • в 2-4 месяца младенец не отвечает улыбкой и поворотом головы при контактах с близкими людьми, ;
  • в 9-12 месяцев не лепечет или малоактивен в вербальном общении;
  • в возрасте старше года не умеет произносить слоги, не может указать на названный предмет или картинку;
  • в 1,5 года не отзывается на свое имя, не в состоянии произносить простые слова;
  • в 2 года полностью отсутствует речь либо она невнятная и односложная;
  • в 3 года словарный состав включает менее тридцати слов, ребенок путает окончания.

Важно на раннем этапе выявить патологию и начать лечение, либо скорректировать программу обучения малыша речевым навыкам, если причина задержки речевого развития не требует медицинского вмешательства.

Причины задержки развития речи

В число неврологических проблем входят:

  • недоразвитие либо поражение мозга и/или ЦНС в ходе внутриутробного развития, в процессе либо после родов;
  • хронические заболевания матери, вредные привычки;
  • длительный токсикоз, угроза выкидыша у матери;
  • гипоксия плода;

  • употребление матерью во время беременности и лактации противопоказанных лекарств, в том числе антибиотиков;
  • родовая травма;
  • недоношенность или переношенность;
  • инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы младенца.

Физиологические причины. К ним относится:

  • врожденные либо приобретенные проблемы со слухом;
  • недоразвитие речевого аппарата (недостаточное развитие лицевых и челюстных мышц служит причиной нарушения артикуляции).

Задержка интеллектуального развития. На темпах развития ребёнка, в том числе на становлении речи, сказываются генетические патологии.

Генетическая предрасположенность. За речевую деятельность отвечают определенные клетки нервной системы, по наследству может передаться склонность к их медленному росту.

Аутизм. Нарушение развития головного мозга так же оборачивается задержкой речи, отказом ребенка от общения.

Если здоровый, физически развитый ребенок в 2 года еще не разговаривает либо очень плохо говорит, причины имеют социальный характер:

  • родители не уделяют времени малышу, не общаются с ним;
  • из-за гиперопеки у ребёнка отсутствует потребность в речевом общении – ему достаточно показать жестом на желаемое или начать капризничать;
  • неблагоприятная обстановка, стрессы, испуг;
  • госпитализация в отрыве от мамы;
  • билингвизм (использование двух и более языков в семье);
  • негативное отношение к речи из-за упрямства и независимости характера, почему ребенок «из принципа» не реагирует на попытки взрослых заставить его говорить, повторять слова или отвечать на вопросы;
  • накопление словарного запаса – такие дети молчат до 2-3 лет, а затем сразу начинают говорить развернутыми предложениями.

Действия родителей

Что делать, если вас беспокоит отсутствие внятной речи у ребёнка в 2-2,5 года? В первую очередь обратитесь к врачам, чтобы исключить физиологические и неврологические причины.

В случае, когда с физическим здоровьем ребёнка все благополучно, постарайтесь создать благоприятные условия для того, чтобы малыш стал активнее разговаривать. Неврологи и логопеды отмечают, что современные дети в среднем позже начинают хорошо говорить по сравнению с поколением, родившимся 10-15 лет назад. Поэтому можно просто подождать, пока малыш не станет немного постарше.

Почему многие сегодняшние дети в 2 года плохо говорят? Это происходит из-за того, что родители стали меньше разговаривать с малышами, занимают их развивающими играми на компьютере, мультиками.

Если у вас есть желание научить своего ребёнка хорошо говорить, потребуется:

  • обойтись без акустического фона в квартире в виде включенного телевизора или радио;
  • ограничить время на просмотр малышом мультиков и игры на компьютере;
  • больше общаться с малышом;
  • делать с ним специальные логопедические упражнения;
  • поставить ребёнка в такие условия, чтобы ему требовалось использовать вербальное общение;
  • развивать мелкую моторику.

Комплексный подход позволит научить малыша связной речи, наладить дикцию, если он плохо выговаривает слова.

Работаем пальчиками

Давно установлено существование связи между работой пальцами рук и развитием речи малыша. Ребенок раньше начнет говорить, если с полугодовалого возраста развивать его мелкую моторику. Ему необходимо трогать предметы с различной фактурой, перебирать крупные бусины или пуговицы, делать колбаски и шарики из пластилина, или узелки и т.д. – подбирайте занятия, соответствующие возрасту малыша.

Хочешь получить? Попроси!

Если малыш плохо говорит, ему необходимо как можно больше практиковаться. Заставляйте ребёнка вербализировать свои просьбы и пожелания – рекомендуется делать вид, что не понимаете его жестов и мимики. Помогайте ему расширить словарный запас, всегда старайтесь вывести на диалог.

Обучающие методики

Научить ребёнка хорошо говорить помогут уроки, которые родителя должны проводить ежедневно:

  • Игры с картинками. Выберите несколько красочных иллюстраций и каждый день показывайте их малышу. Указывайте на объекты, которые изображены на картинках, и четко произносите их названия («это – кошка», «это – домик»). Потом просите повторить слова или спрашивайте «что это?», показывая на картинку. Но не настаивайте на непременном ответе – излишний нажим на ребенка может обернуться отказом от общения.
  • Кукольные спектакли. Используя пальчиковых кукол, подготовьте короткие инсценировки с понятными для малыша словами. Следите, чтобы при показах текст был одинаковым. Иногда «забывайте» слова, чтобы вызвать у малыша желание подсказать.
  • Использование стихов, песен, потешек. Выучите или читайте крохе простые веселые стихи, лучше всего такие, где предусмотрен диалог. Задача – спровоцировать малыша отвечать или вставлять «забытые» слова. Больше читайте и пойте песенки – крохе важно слушать речь с правильным произношением слов.

Обучающие мультфильмы и игры

В Интернете и на прилавках магазинов можно найти ярки, музыкальные игры и мультфильмы, которые помогут научить малыша произносить звуки и слова, расширить его словарный запас. Но не надо делать из видео- и компьютерного материала основную обучающую базу для ребенка, который не хочет говорить – это лишь вспомогательный инструмент.

Упражнения для развития речевого аппарата

С малышом старше года полезно делать артикуляционную гимнастику, особенно если он плохо разговаривает:

  • губы складывают трубочкой и дуют – сначала слабо, потом сильно;
  • высовывают язык и водят им из стороны в сторону;
  • помыв ручки, берутся за высунутый язык обеими руками и тянут его вниз (помогает растянуть короткую уздечку);
  • цокают языком, меняя темп;

  • проводят кончиком языка по небу вперед, к зубам, а затем быстро прячут язычок;
  • надувают щеки и резко выпускают воздух через губы, сложенные трубочкой;
  • стараются достать нос кончиком языка;
  • чистым пальчиком несколько раз быстро-быстро проводят по губам сверху вниз, сопровождая действие голосом (должно получиться «брррр»), потом это же действие повторяют с кончиком расслабленного языка (поможет адаптировать язык к произношению звука «р»).

Новые впечатления

Важно не просто выполнять упражнения и научить малыша, который пока плохо разговаривает, правильно произносить большое количество слов. Необходимо вызвать в нем желание вербально общаться – в этом случае он станет охотно осваивать сложные речевые конструкции, активно пополнять словарный запас.

Для этого знакомьте ребенка с новыми для него местами и объектами, участвуйте в мероприятиях, о которых ему захочется рассказать. И старайтесь как можно больше общаться с малышом.

Екатерина Морозова


Время на чтение: 11 минут

А А

Малышу уже почти 3 года, а его никак не разговорить? Такая проблема сегодня встречается довольно часто. Мамы нервничают, паникуют и не знают, куда «бежать». Что делать? В первую очередь — выдохнуть и успокоиться, лишние эмоции в этом вопросе ни к чему.

Разбираемся в вопросе вместе со специалистами…

Тест на речь ребенка 2-3 лет – нормы речи для этого возраста

Молчание ребенка — это просто его особенность или все-таки пора бежать к доктору?

Прежде всего, следует разобраться, что именно должен уметь малыш к этому возрасту.

Итак, к 2-3 годам кроха

  • Действия (свои и чужие) сопровождает (проговаривает) соответствующими звуками и словами. Например, «чух-чух», «би-би» и др.
  • Практически все звуки произносит грамотно. Пожалуй, за исключением самых сложных — «р», «л» и шипяще-свистящих.
  • Способен назвать действие, предметы и качества.
  • Рассказывает маме с папой сказки, различные истории и читает мини-стихи.
  • Повторяет за родителями слова или целые фразы.
  • За исключением деепричастия с причастием, использует в разговоре все части речи.
  • Словарный запас уже довольно большой — около 1300 слов.
  • Способен назвать практически каждый предмет с картинки, состоящей из 15 в среднем предметов.
  • Спрашивает о незнакомых предметах.
  • Складывает слова в предложения.
  • Чувствует мелодию, ее ритм.

Если хотя бы по половине пунктов вы, вздыхая, ставите знак «минус», есть смысл проконсультироваться у своего педиатра (для начала).


Причины, почему ребенок в 2-3 года ещё не говорит

Для молчания малыша есть немало причин. Можно условно разделить их на «медицинские» и «все остальные».

Медицинские причины:

  • Алалия. Данное нарушение представляет собой грубое недоразвитие речи или же и вовсе ее отсутствие по причине поражения конкретных центров головн/мозга. Диагностикой в данном случае занимается невролог.
  • Дизартрия. Это нарушение — результат неполадок в работе ЦНС. Из проявлений можно отметить нечеткость речи, недоразвитие мелкой моторики и ограниченную подвижность органов речи. Чаще всего данная болезнь сопровождает ДЦП, а сам диагноз ставит логопед и только после длительного наблюдения за ребенком.
  • Дислалия. Этот термин применяют при нарушении произношения звуков — как одного, так и нескольких. Исправляется обычно с помощью логопеда с 4-х лет.
  • Заикание. Наиболее известное нарушение, совпадающее с периодом психического активного развития и появляющееся после испуга крохи либо проблем в семье. Исправляют этот «дефект» вместе с неврологом.
  • Поражение слуха. К сожалению, при данной особенности речь окружающих кроха воспринимает весьма плохо, а при глухоте и вовсе искажает слова/звуки.
  • Наследственность. Конечно, факт наследственности имеет место быть, но если к 3-м годам ребенок так и научился складывать слова хотя бы в простые предложения, то причина для беспокойства у вас есть — следует обратиться к специалисту.

Другие причины:

  • Перемены в крохиной жизни. Например, новое место жительства, адаптация в д/саду или новые члены семьи. На время привыкания малыша к новым обстоятельствам развитие речи притормаживается.
  • Отсутствие необходимости в речи. Бывает и такое. Например, если ребенку общаться совершенно не с кем, если с ним общаются крайне редко, или же когда родители все говорят за него.
  • Дети-билингвы. Такие малыши нередко начинают говорить позже, потому что мама с папой говорят на разных языках, и освоить сразу оба крохе сложно.
  • Малыш просто не торопится. Такая вот индивидуальная особенность.

Обращаемся за помощью к специалистам – какое обследование необходимо?

Если, сравнив «показатели» речи своего малыша с нормой, вы нашли повод для беспокойства — значит, пора нанести визит доктору.

К кому идти?

  • Сначала — к педиатру. Врач осмотрит малыша, проанализирует ситуацию и даст направления к другим специалистам.
  • К логопеду. Он проведет тестирование и определит — каков уровень развития и непосредственно речи малыша. Возможно, для уточнения диагноза он отправит вас к психоневрологу.
  • К лору. Его задача — проверка взаимосвязи между задержкой речи и имеющимися проблемами артикуляционного аппарата (в частности, укороченная подъязычная уздечка и пр.). После осмотра и аудиограммы врач сделает выводы и, возможно, направит к иному специалисту.
  • К невропатологу. Квалифицированный специалист после ряда процедур быстро определит — есть ли проблемы по его профилю.
  • К . Если все прочие варианты уже «отпали», а причина так и не найдена, то отправляют и к этому специалисту (либо к психиатру). Вполне возможно, что все гораздо проще, чем думает паникующая мама.
  • К сурдологу. Этот специалист проверит — нет ли проблем со слухом.

В комплексную диагностику обычно входит осмотр и возрастное тестирование (прим. — по шкале Бейли, раннего речевого развития, денверский тест), определение моторики лицевых мышц, проверка понимания/воспроизведения речи, а также ЭКГ и МРТ, кардиограмма и др.

Что могут назначить врачи?

  • Лекарственная терапия. Обычно препараты в такой ситуации назначают психиатр либо невролог. Например, для питания нейронов мозга или активизации деятельности речевых зон (прим. — кортексин, лецитин, когитум, нейромультивит и др.).
  • Процедуры. Для восстановления полноценной работы определенных центров мозга используют магнитотерапию и электрорефлексотерапию. Правда, у последней есть ряд противопоказаний.
  • Альтернативное лечение. К нему можно отнести иппотерапию и купание с дельфинами.
  • Педагогическая коррекция. Здесь работает дефектолог, который должен откорректировать негативные тенденции общего развития и предотвратить новые отклонения с помощью различных реабилитационных мер и в индивидуальном порядке.
  • Логопедический массаж. Весьма эффективная процедура, во время которой происходит воздействие на конкретные точки мочек ушей и рук, щек и губ, а также языка ребенка. Также возможно назначение массажа по Краузе, Приходько или Дьяковой.
  • И, конечно — упражнения , которые будут выполнять дома с малышом его родители.

Занятия и игры с ребенком-молчуном – как разговорить малыша, который в 2-3 года не говорит?

Конечно, возлагать надежды исключительно на специалистов не стоит: львиная доля работы ляжет на плечи родителей. И работа эта должна быть не ежедневной, а ежечасной .

Какие «инструменты» есть у папы с мамой для занятий с «молчуном»?

  • Расклеиваем по всей квартире картинки на уровне глаз крохи. Это могут быть звери, мульт-герои, фрукты и овощи, и пр. То есть, создаем речевую среду, увеличивая количество мест в доме, стимулирующих кроху к речи. Рассказываем ребенку о каждой картинке МЕДЛЕННО (дети читают по губам), спрашиваем о деталях, еженедельно меняем картинки.
  • Занимаемся артикуляционной гимнастикой. Сегодня на эту тему предлагается масса книг-руководств — выбирайте свою. Гимнастика для мышц лица крайне важна!
  • Развитие мелкой моторики. Этот момент также важен для развития речи, потому как центр мозга, отвечающий за моторику, граничит с центром, что отвечает за речь. В качестве упражнений подойдут игры с просеиванием и пересыпанием, лепка, рисование пальцами, поиск игрушек, «утонувших» в крупе, плетение косичек, «пальчиковый театр» (в том числе, театр теней на обоях), строительство из конструктора лего, и пр.
  • Читайте книги! Как можно больше, чаще и с выражением. Малыш должен быть активным участником вашей сказки или стихотворения. При прочтении коротких стишков давайте возможность своему крохе окончить фразу.
  • Танцуйте с ребенком под детские песни, пойте вместе. Игра и музыка, как правило — лучшие помощники для вашего молчуна.
  • Учите малыша «кривляться». Можно устраивать конкурсы дома — на лучшую рожицу. Пусть кроха растягивает губы, щелкает язычком, вытягивает губы трубочкой и пр. Отличная зарядка!
  • Если ваш ребенок разговаривает с вами жестами , мягко поправляйте чадо и просите озвучить желание словами.
  • Зарядка для языка. Мажем губки крохи вареньем или шоколадом (площадь должна быть широкой!), а малыш должен эту сладость слизать до идеальной чистоты.

Лучшие упражнения для речевых мышц — делаем вместе с мамой!

  • Имитируем голоса животных! Расставляем плюшевых зверей вдоль стены и знакомимся с каждым из них. Важное требование — только на их «языке»!
  • Учимся улыбаться! Чем шире улыбка, чем активнее мышцы лица, и тем проще говорить букву «ы».
  • Берем 4 музыкальных игрушки , по очереди «включаем» каждую, чтобы ребенок запомнил звуки. Затем прячем игрушки в коробке и включаем по одной — малыш должен отгадать, какой инструмент или игрушка звучала.
  • Угадай, кто! Мама издает звук, который ребенок знает (мяу, гав-гав, жжж, кукареку и пр.), а малыш должен угадать, чей это был «голос».
  • Укладывайте игрушки спать каждый вечер (да и дневной сон куклам тоже не помешает). Перед сном обязательно пойте куклам песенки.

Обращайте внимание — правильно ли произносит малыш звуки. Не поощряйте искривление слов и звуков — сразу поправляйте чадо, и сами с ребенком не сюсюкайтесь.

Сайт сайт предупреждает: информация предоставлена исключительно в ознакомительных целях, и не является врачебной рекомендацией. При возникновении проблем с речью у ребенка обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Причин, почему ребенок в два-три года не говорит «мама» и «папа», может быть множество. Одно дело, когда он знает эти слова и просто не хочет их произносить по своим причинам (например, из вредности), и совсем другое, когда малыш понимает значение этих слов, но произнести их не может. В последнем случае речь может идти о задержке речевого развития (ЗРР) ребенка, которая требует коррекции, а иногда и вмешательства узкопрофильных специалистов.

Возрастные нормы развития речи до трех лет

Под задержкой детского развития речи понимается отставание от возрастных стандартов речевого развития у малышей в возрасте до четырех лет. При диагностированной задержке дети осваивают все этапы становления речи со сдвинутыми временными и возрастными рамками.

Данные нормы довольно условны и зависят от того, в какой среде проживает ребенок, от его общего развития и состояния здоровья. Однако существуют стандарты, согласно которым можно оценить, насколько гармонично и своевременно происходит формирование речи у малыша.

Развитие речи до года

В этом периоде происходит речевая эволюция от спонтанного умения агукать и лепетать до осмысленного воспроизведения звуков и простых слов. Ближе к концу первого года жизни дети начинают все больше понимать взрослых, в их активном лексиконе может быть до пятидесяти слов, хотя под одним словом может иметься ввиду несколько значений, предметов, событий или действий. Например слово «катá» в зависимости от ситуации может означать катание на качелях, на машине, на ручках или намерение малыша покатать коляску или тележку в магазине и т. д.

Развитие речи до двух лет

На этом этапе словарный запас существенно увеличивается. Характерно, что примерно до полутора лет речь носит «телеграфный» характер - в одном слове может заключаться целая фраза. А уже ближе к двум годам ребенок может соотносить известные ему слова с изображением на картинках, узнавать и называть знакомые предметы в мультфильмах, на улице. При этом все ярче проявляются различные интонации. Кроме существительных, которых в детском словаре преобладающее количество, в лексиконе постепенно закрепляются глаголы, прилагательные. Появляется способность употреблять слова не только в настоящем, но и в прошедшем времени.

Развитие речи до трех лет

В этом периоде речь становится более связной и еще более осмысленной: малышня болтает без умолку, комментируя свои действия, «общаясь» с игрушками, напевая им одним понятные песенки, что со стороны кажется бессмысленным набором букв и звуков. Несмотря на «повышенную» болтливость, остаются проблемы с произношением многих «сложных» звуков, которые заменяются другими, более простыми для произношения, либо вовсе исключаются из речи, например: молоко - мако, машина - масина, мороженое - маонино.

Дети начинают пользоваться сложными предложениями и все чаще задают вопросы. Пополнение словаря происходит стремительными темпами и, в соответствии со средними показателями, к концу третьего года жизни словарный запас малыша может превышать полторы тысячи слов. Многие детишки в этом возрасте уже делают попытки запомнить и воспроизвести простые рифмы, песни, простенькие сказки, а также вполне сносно могут рассказать взрослым о событиях дня, своих чувствах, желаниях или намерениях.

Задержка речевого развития у детей характеризуется следующими симптомами:

  • заметно ограниченный словарный запас малыша;
  • искаженная артикуляция;
  • очевидные сложности при построении фразы и/или при понимании услышанного;
  • нарушение слуховой дифференциации.

Причины молчания

Специалисты выделяют довольно большое количество причин, по которым тормозятся или резко замедляются процессы своевременного развития речи.

Внутриутробные патологии

В первом триместре беременности чаще всего возможны повреждения в центральной нервной системе плода, в т.ч. повреждения речевых зон коры головного мозга эмбриона.

К внутриутробным патологиям, оказывающим влияние на ЗРР, относят:

  • гипоксию, или кислородное голодание. Оно является причиной скудного кровоснабжения головного мозга плода. Оснований для гипоксии множество: токсикоз или гестоз; угрозы выкидыша, патологии плаценты, повышенное АД, общие заболевания беременной женщины (болезни сердечно-сосудистой системы, сахарный диабет и др.);
  • различные инфекционные заболевания, которыми переболела беременная женщина;
  • травмы, полученные женщиной во время вынашивания;
  • несовместимость группы крови беременной женщины и плода;
  • курение, употребление алкоголя и/или наркотиков женщиной в период вынашивания;
  • прием тех или иных лекарственных препаратов, самолечение;
  • работа беременной на вредном производстве;
  • сильные стрессы, переживаемые женщиной в период вынашивания ребенка.

Неблагополучные роды и их последствия

Причиной в отставания от установленных норм развития речи могут быть неблагополучные роды и их последствия. А именно:

  • преждевременное, длительное или, наоборот, стремительное родоразрешение;
  • продолжительное нахождение ребенка в утробе матери после излияния вод;
  • всевозможные родовые травмы;
  • асфиксия (удушье) плода.

Все это может тем или иным образом оказать негативное влияние на речевые участки головного мозга новорожденного.

Детские болезни и поражение слуха

До трехлетнего возраста толчком к появлению проблем, связанных со становлением речи, могут стать тяжело протекающие детские болезни, а также травмы (особенно черепно-мозговые). Так, к поражению слуха могут привести:

  • инфекционные, нейроинфекционные и вирусные заболевания;
  • длительные простуды, отиты, которые могут привести к снижению слуха и, как следствие, всевозможным расстройствам в речевом развитии;
  • прием некоторых антибиотиков;
  • травмы и ушибы, особенно тяжелые их формы, могут значительно ухудшить речь малыша. В некоторых случаях ребенок может вовсе перестать разговаривать.

Для таких заболеваний, как ДЦП, синдром Дауна, аутизм, синдром гиперактивности всевозможные задержки в развитии речи являются характерными.

Наследственный фактор

Специалисты не исключают наследственный фактор в ЗРР, а это значит, что в наследство от родителей малыш может получить индивидуальные особенности строения речевого аппарата, редкие и уникальные свойства речевых зон в головном мозге, заикание. Если кто-то из родителей заговорил довольно поздно, то с высокой вероятностью аналогичный сценарий повторится и в жизни малыша.

Связь с психомоторным развитием

Одной из причин нарушений становления речи малыша может являться задержка в психомоторном развитии. Признаками, сигнализирующими о том, что в дальнейшем возможны проблемы с развитием речи, являются отставания от установленных норм в общем развитии ребенка: по сравнению с другими детьми, ребенок начинает позже держать голову, самостоятельно сидеть и ходить. Детки с очевидными психомоторными нарушениями выглядят неловкими, слишком часто падают, натыкаются на препятствия и предметы, травмируются. Типичной приметой сложностей с психомоторикой являются «проблемы» с горшком - когда к пяти годам ребенок так и не научился пользоваться им по назначению.

Отсутствие мотивации у ребенка

«А до сих пор все устраивало» - фраза из известного анекдота о том, что ребенок до шести лет не проронил ни звука. Как ни странно, к реальной жизни это тоже имеет отношение, особенно в тех случаях, когда стремление малыша к вербальному общению не только не поощряется, но и напротив, всячески пресекается. Такая модель взаимоотношений с ребенком характерна для семей, где с ребенком не принято общаться с помощью слов и звуков (например, семья глухонемых родителей) или в случае, когда все капризы и пожелания малыша исполняются мгновенно, как только ребенок изобразил свое желание при помощи мимики или жестов.

Другие причины

Задержки в речевом развитии у маленьких детей могут быть вызваны такими причинами, как:

  • проживание малыша в двуязычной семье;
  • пережитые малышом стрессовые ситуации: сильный испуг, эмоциональные переживания, конфликты в семье, переезд или расставание с любимым родственником;
  • недостаточное внимание к ребенку со стороны родителей, отсутствие постоянного вербального общения и тактильного контакта, минимальное количество совместного времяпрепровождения, отсутствие совместных игр, развлечений.

Неговорящие дети в детском саду

Отказать в плановом приеме в детский сад здоровому, но неговорящему ребенку администрация сада не может. К тому же, существует распространенное мнение, что как только молчащий кроха начинает ходить в детский сад, то положительная динамика в становлении речи малыша не заставит себя ждать. Считается, что, находясь в коллективе большую часть времени, полностью здоровый малыш рано или поздно будет вынужден вступить в речевую коммуникацию с другими детьми и педагогами. В этом утверждении есть доля истины, и такая тактика «разговорить» ребенка не лишена смысла. Но, к сожалению, этот, казалось бы, беспроигрышный план срабатывает не всегда.

Действительно, родители могут заметить, что после нескольких недель посещения детского сада словарный запас крохи понемногу увеличился, но при этом ребенок по-прежнему «мычит», и четкого произношения звуков не наблюдается. В таком случае, возможно, потребуется обратиться за помощью к специалистам, которые проведут обследования, выяснят, почему ребенок молчит и в случае необходимости назначат лечение. Кстати, такие специалисты могут работать не только в клиниках, но и в штате некоторых детских садов.

Вместо того чтобы бить тревогу и паниковать, можно попробовать устроить ребенка в сад компенсирующего типа. Учреждения такого профиля специализируются на работе с неговорящими или плохо говорящими детьми. Несмотря на то что попасть в такой детский сад значительно сложнее, чем в обычный (необходим целый комплекс дополнительных процедур и согласований), польза от посещения компенсирующего дошкольного учреждения намного ощутимее: с детьми постоянно занимаются узкопрофильные специалисты (логопеды, психологи), проводится коррекционно-диагностическая работа и практикуется физио, арт- и музыкотерапия. При достижении нормальных показателей в речевом развитии многие дети возвращаются в обычные дошкольные учреждения.

Домашняя работа

Помимо специализированных детских садов не менее успешно коррекционную работу с плохо говорящими детьми можно проводить своими силами. Все домашние занятия коррекционного типа проводятся в форме различных игр, способствующих развитию и становлению речи.

Игры и занятия для развития мелкой моторики

Давно научно доказано, что существует прямая взаимосвязь между мелкой моторикой ребенка и его способностью разговаривать. Чем лучше развита двигательная активность пальчиков, тем «болтливее» малыш.

Для развития моторики рекомендуется проводить массажи и самомассажи ручек (растирание ладошек друг о друга), а также практиковать застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование веревочек, перебирание крупы, нанизывание бусин, завязывание и развязывание бантов и узелков, лепку мелких деталей из пластилина, разрезание и разрывание бумаги, рисование мелками, сбор пазлов и игры с разного рода конструкторами и т. д. Одним словом, подойдут любые занятия, где малыш будет вынужден задействовать пальцы рук.

Специальные коррекционные мероприятия

  1. Стимуляция речевой активности у детей осуществляется за счет того, что взрослые делают вид, что не понимают того, что пытается изобразить жестами или мимикой малыш. Конечно, на первых порах без скандалов не обойтись, но проявленная родительская твердость очень скоро даст свои плоды: ребенок начнет пытаться проговаривать то, что раньше охотно изображал.
  2. Игры-«подражалки» предназначены для отработки «сложных» для произношения букв и звуков. Они удобны тем, что играть в них можно в любое время: на прогулке, во время поездки в машине, в очереди к врачу и т. д. Суть игры заключается в том, что родители проговаривают, а потом просят малыша воспроизвести различные звуки, слоги, короткие слова. Например, «чух-чух-чух» - едет паровоз, «тр-тр-тр» - заводится трактор, «шшшш» - шумит морская волна, «муууу» - мычит корова и т. д.
  3. Игры на развитие внимания и памяти: «Повторяй за мной», «Найди, что пропало», «Спрячь предмет, у которого….» и т.д.

Дуть или свистеть?

Недостаточная развитость лицевых мышц может стать причиной для ЗРР. Для интенсивной тренировки лицевой мускулатуры рекомендуется:

  1. Артикуляционная гимнастика. Существует огромное количество упражнений, в которых необходимо задействовать мышцы языка, щечек, губ, нижней челюсти. Проведение занятий в игровой форме, например, в виде инсценировки сказки будет не только хорошей тренировкой, но и веселым времяпрепровождением.
  2. Научить малыша дуть или свистеть. Это не менее веселые, увлекательные, а, главное, полезные упражнения для хорошей артикуляции, а, следовательно, и для чистой и понятной речи. В ход может пойти все что угодно: надувание шаров и «сдувание» пылинок или снежинок; игра на дудке или губной гармошке; звонкий свист из спортивного свистка или переливистые трели из фольклорных свистулек; «буря» в стакане воды через соломинку или выдувание мыльных пузырей.

Запрещенные приемы

В случае если родители заметили отклонения в речевом развитии малыша, не рекомендуется:

  1. Пускать разрешение проблемы на самотек. Дополнительная консультация со специалистами ни к чему не обязывает и точно не будет лишней, особенно при наличии подозрений. В случае подтвержденного диагноза своевременное коррекционное вмешательство (до трехлетнего возраста) позволит достичь максимально возможных результатов, что самым прямым образом скажется на общем развитии малыша.
  2. Зацикливаться на проблеме. Постоянные «накручивания» и негативные эмоции в связи с имеющейся проблемой справиться с ней не помогут. Правильной тактикой в данном случае будет спокойное принятие проблемы и целенаправленное ее разрешение. Задержка речевого развития требует комплексного подхода, а также ежедневной кропотливой работы и бесконечного терпения. Спокойные и уверенные в своих силах родители смогут оказать ребенку большую и лучшую помощь, нежели издерганные и нервные.
  3. Сравнивать ребенка с другими детьми. Практика сравнивания своего ребенка с другими детьми всегда и при любых обстоятельствах не самая лучшая идея. Каждый ребенок уникален и развивается по собственному сценарию, не сверяясь с существующими стандартами и нормами. А успехи чужих детей-ровесников - не повод для огорчений, ведь большинство родителей склонны преувеличивать достижения своих отпрысков.

К кому бежать за помощью?

Когда ребенок долго не начинает говорить или явно прослеживаются симптомы, характерные для ЗРР, за оказанием профессиональной помощи родителям следует обратиться в специализированные психоневрологические дошкольные учреждения. Если такая возможность отсутствует, стоит показать малыша логопеду, психологу, возможно, неврологу. Оказать профессиональную помощь в становлении и развитии речи у маленьких детей могут специалисты по физио-, арт- и музыкотерапии.

Развитие детской речи требует максимально серьезного отношения, ведь от этого зависит дальнейшее развитие крохи, к которому уже сейчас предъявляются довольно серьезные требования. Сегодня уже недостаточно, чтобы к шести годам ребенок умел просто разговаривать и худо-бедно излагать свои мысли. Современные требования таковы, что еще до момента поступления в первый класс ребенок должен быть «владельцем» богатого словарного запаса, а также уметь читать, разбирать слова на буквы и звуки, писать. Поэтому занятиям с детьми необходимо уделять значительное количество времени, особенно в том случае, если у малыша диагностировано отставание речевого развития. Чем раньше родители обратят на это внимание и приступят к коррекционным занятиям, тем лучших результатов можно добиться.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх