Динамическая гимнастика для грудничков от 1 месяца. Когда начинать занятия. Гимнастика для новорожденных на мяче

Гимнастика для младенцев помогает развивать мышцы, координацию, равновесие и двигательный аппарат ребёнка. Правильно подобранные упражнения обеспечивают хорошую работу дыхательной, сердечно-сосудистой, а также кровеносной системы. Обратите внимание на то, что проводить гимнастику для новорождённых можно только после консультации с врачом.

Только после того, как врач даст разрешение, можно начинать выполнять элементарные упражнения. Их следует проводить в лёгкой и игривой форме , так чтобы ребёнку было интересно и весело заниматься.

Заниматься гимнастикой для младенцев следует в помещении с комфортной температурой и без сквозняков. Все выполняемые движения должны быть аккуратными, но уверенными, учитывайте то, что связочный аппарат новорождённого очень гибкий и эластичный. Начинайте занятия с самых простых упражнений, и постепенно переходите к более сложным.

Какая польза от гимнастики для новорождённых с первых дней жизни?

Благодаря лечебной физкультуре, грудничок:

  • познаёт своё тело;
  • имеет тактильный контакт с мамой;
  • привыкает к своему телу;
  • развивает основные рефлексы;
  • учится контролировать свои движения.

Гимнастика для новорождённых оказывает позитивное влияние на:

  • двигательный аппарат;
  • обменные процессы;
  • нервную систему;
  • мышечный скелет.

Когда следует приступать к занятиям?

Врачи рекомендуют заниматься физическим развитием ребёнка с самых первых недель его жизни. Так, примитивные упражнения можно делать уже на второй недели жизни грудничка. Однако, перед тем как начать заниматься с малышом физическими упражнениями – проконсультируйтесь с терапевтом, и убедитесь в том, что ребёнок здоров и бодр.

Как ввести гимнастику для новорождённых в ежедневную практику

Приучать ребёнка к ЛФК следует постепенно и плавною. В первые дни можно выполнять по 2–3 простых упражнения, желательно, проводить гимнастику в одно и то же время. Например, заниматься с малышом следует перед купанием, но не раньше чем через час после приёма пищи.

Гимнастика для грудничков по времени не должна быть больше 3–6 минут. Каждое упражнение повторяйте больше чем 5–7 раз. Такого графика следует придерживаться в первый месяц занятий.

Основные упражнения для младенцев

В первые месяцы дети адаптируются к новой среде обитания, поэтому все упражнения должны быть направлены на то, чтобы ребёнок чувствовал себя максимально комфортно. Во время упражнений не делайте резких и очень активных движений.

Самыми популярными упражнениями для грудничков являются следующие:

Обратите внимание на то, что во время выполнения ЛФК ребёнок не должен чувствовать боли или сильного дискомфорта.

Гимнастика для грудничков на фитболе

Фитбол поможет не только маме восстановить фигуру после родов, но и поможет развивать малыша. Заниматься на фитболе можно уже в первый месяц жизни, а именно после второй недели. Занятия на фитболе:

  • стимулируют работу всех органов;
  • расслабляет мышцы кишечника;
  • предотвращают появление коликов;
  • развивают вестибулярный аппарат.

Особенности динамической гимнастики для новорождённых

Этот вид физических упражнений является универсальным, так как развивает скелетно-мышечный аппарат ребёнка. Такая гимнастика помогает активизировать работу обменных процессов, а также способствует нормальному психологическому развитию малыша.

Динамическая гимнастика может совмещаться с закаляющими процедурами. Начитать упражнения, следует с лёгкого поглаживания тела грудничка, которое переходит в последующие упражнения.

Гимнастика такого типа состоит из:

Динамическая физкультура предполагает выполнение следующих упражнений:

  • попробуйте легко поднять ребёнка за руки, чтобы он немного повисел – делайте это медленно и осторожно;
  • покрутите ребёнка в воздухе при этом держа его за руки – делайте все плавно и аккуратно;
  • осторожно сгибайте ноги ребёнка, при этом пытаясь поднести их к подбородку;
  • взяв малыша за ноги, поднимайте их, пытаясь как бы завести их за голову.

Перед тем, как начать заниматься с малышом динамической гимнастикой, детально изучите все советы, правила и противопоказания.

Как правильно заниматься на фитболе?

Для занятий с ребёнком лучше всего выбрать мяч диаметром 60–75 см. Чтобы не спровоцировать вывих не тяните малыша за стопы или руки. Во время занятий на фитболе придерживайте малыша за спину, ягодицы и живот. Не дайте большую амплитуду движений, чтобы случайно не уронить грудничка.

Чтобы ребёнку было интересно заниматься , включите музыку или разговаривайте с малышом. Если ребёнок начинает плакать, то сразу же прекратите занятия. Младенцам до месяца противопоказана такая гимнастика, если пупочная ранка ещё не зажила.

Противопоказания

Обратите внимание на то, что существует список противопоказаний, с которым следует ознакомиться перед тем, как начать выполнять упражнения. К таким противопоказаниям относятся следующие:

  • врождённый порок сердца;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • заболевания суставов.

Как итог следует отметить, что во время выполнения оздоровительных упражнений ребёнок должен чувствовать себя комфортно. Если он будет сопротивляться или начинать плакать, немедленно прекращайте гимнастику. Во время выполнения упражнений все движения должны быть плавными и аккуратным, только так вы сможете оздоровить своего малыша.

Упражнения для новорожденных длятся не более 1-2 минут и проводятся 1-2 раза в день в то время, когда ребенок сыт, спокоен и его ничего не тревожит. Постепенно длительность таких занятий с новорожденным может быть увеличена до 2-4 минут.

Упражнение 1. Погремушка.

Задача: 1) научить малыша следить глазами за движущейся погремушкой, фиксировать взгляд на неподвижной погремушке, 2) научить удерживать взгляд на неподвижной игрушке.

Как заниматься с малышом:

  1. Возраст – 10 дней. Возьмите яркую погремушку размером 10см. Лучше чтобы она была однотонная, т.е. одного цвета. Хорошо, если Вы сможете прикрепить ее на палочке для демонстрации ребенку. Покажите малышу игрушку в то время, когда он лежит на спинке в кроватке. Показывать игрушку надо на расстоянии 50см от глаз ребенка. Перемещайте погремушку вправо на 20-30см, затем влево на 20-30см. Повторите 3-4 раза. После чего погремите погремушкой и покажите малышу, как перемещается вправо и влево гремящая погремушка.
  2. Возраст – 20-30 дней. Добавляем новый элемент – остановку в движении игрушки. Покажите игрушку на расстоянии 50 см от глаз ребенка. Переместите ее влево на 30 см и остановитесь на 5-10 секунд, чтобы малыш смог остановиться и сосредоточить свой взгляд на игрушке. Затем перемещайте погремушку вправо и снова остановитесь на 5-10 секунд. Повторите 3-4 раза. В дальнейшем используйте для упражнения другие игрушки. Можно использовать и яркие контрастные рисунки человеческого лица, и геометрические формы – оранжевый круг, красный квадрат и т.д.
  • Если не получается привлечь внимание крохи к игрушке, покачайте ее. Если и это не помогло, то просто подставьте игрушку под взгляд малыша.
  • Сначала учите ребенка отслеживать движение игрушки в горизонтальном направлении. Когда он это освоит, можно начать перемещать игрушку и в вертикальном направлении. Следующий этап усложнения – сложная траектория перемещения игрушки. Такое поэтапное усвоение упражнения очень важно, ведь малыш просто не сможет с первого раза успевать следить за предметом, движущимся в разных направлениях.

Упражнение 2. Колокольчик (можно вместо колокольчика использовать шаркунок, бубен, маракас или любой другой звучащий предмет)

Задача: вызвать двигательную реакциюна звук.

Как заниматься с малышом:

  1. Возраст – 10-20 дней. Сбоку от лежащего в кроватке малыша на расстоянии 25-30 см позвените колокольчиком. Дождитесь, пока звук колокольчика затихнет, и снова позвоните, снова дождитесь затихания звука и позвените. Звук не должен быть очень громкий и резкий! После этого покажите малышу колокольчик и позвените им. Пусть малыш попробует зафиксировать свой взгляд на звенящем колокольчике. Затем перемещайте звенящий колокольчик, чтобы малыш стал следить глазами за ним.
  2. Возраст – 20-30 дней. При выполнении этого упражнения меняйте темп движения колокольчика – то убыстряя, то замедляя его. При этом мы учим ребенка убыстрять и замедлять слежение глазами за игрушкой. Меняйте траекторию движения колокольчика. Когда колокольчик надоест малышу, и он перестанет на него реагировать, замените игрушку на шаркунок, бубен, барабан или любую другую игрушку, издающую звук.

Упражнение 3. Подготовительный этап речевого развития.

Задача: побуждать к эмоциональным проявлениям, учить удерживать взгляд на лице говорящей мамы.

Как заниматься с малышом:

Во время ухода за ребенком (пробуждение, переодевание, купание, укладывание спать и т.д.) в замедленном темпе, напевно разговаривайте с ним.

  1. Задавайте вопросы и за него отвечайте. Например: «Проснулась наша Катенька! Как тебе спалось? Хорошо спалось. Давай я тебя поглажу и т.д.» Речь должна быть интонационно выразительная, а не однообразная, т.к. малыш прежде всего различает интонации речи. Фразы должны быть короткие.
  2. Пойте малышу песенки, читайте стишки, нараспев произносите потешки, пестушки (см. соответствующие статьи рубрики)

Упражнение 4. Выкладывание на животик.

Задача: формировать умение удерживать головку.

Как заниматься с ребенком:

Выкладывать младенца на живот можно уже с первых недель жизни, когда заживет пупок. Делают это перед кормлением на 2-3 минуты, сначала один или два раза в день, потом три – четыре раза в сутки. Нельзя выкладывать на живот ребенка после кормления.

Положите ребенка на живот, освободите ему руки. Это побуждает малыша поднять голову и удерживать ее 1-2 секунды, затем до 5 секунд. После этого осторожно переверните ребенка на спинку. Пусть он отдохнет.

Все действия по уходу за новорожденным очень важно сопровождать беседой с ним, пестушками, стихами.

В этой статье мы говорили об основных развивающих упражнениях для новорожденных, закладывающих основу для успешного развития ребенка. Занятия с новорожденным стоит проводить ежедневно, когда малыш хорошо себя чувствует. Конечно, список упражнений и занятий для детей первого месяца жизни можно и продолжить, т.к. игр для малышей можно придумать очень много. А мама, внимательно наблюдающая за своим ребенком, всегда сможет и изменить – «подстроить» под своего малыша готовое упражнение, и придумать собственные новые полезные игры.

При нормальном самочувствии мамы и малыша можно делать гимнастику для новорожденных с первых дней жизни: первоначальная зарядка совсем проста, она больше напоминает массаж, а по мере взросления комплекс усложняется. Физические упражнения для новорожденных направлены на формирование скелета, развитие и укрепление суставов и мышц. Ну и ко всему прочему подобные совместные занятия очень полезны в эмоциональном плане.

Как делать гимнастику с новорожденным и противопоказания для зарядки

Как делать зарядку с новорожденным, чтобы занятия приносили радость и ребенку и его родителям? Гимнастику следует проводить в подготовленном помещении: температура воздуха в комнате должна быть 20-22 °С, в теплое время года упражнения выполняются при открытом окне. На пеленальный столик (высота 70 см, размер поверхности 120×120 см) кладут свернутое вчетверо байковое одеяло, накрывают его клеенкой и чистой пеленкой. Перед тем как делать гимнастику с новорожденным, следует подготовить руки: подстричь ногти, вымыть руки с мылом, снять кольца и часы.

Упражнения проводятся за 30 мин до кормления малыша или через 50 мин после него. Продолжительность первых занятий - 6-8 мин, время постепенно увеличивают до 10-15 мин к 5-6 месяцам. При этом учитывается реакция ребенка на упражнения: все в порядке, если малыш спокоен, гулит, тело и конечности у него теплые, розового цвета.

Упражнения для новорожденных с первых дней жизни нужно сопровождать ласковым обращением к ребенку, после завершения комплекса - завернуть малыша в теплую пеленку и уложить отдохнуть на 20-30 мин. Физические упражнения начинают проводить с 1,5 месяцев, при хорошей реакции малыша в течение года вводятся 5 комплексов (для здорового ребенка).

Противопоказания к гимнастике для новорожденных детей на первом году жизни:

  • повышение температуры выше 37,3-37,5 °С;
  • в период разгара заболевания, когда повышается чувствительность кожи;
  • недостаточный вес ребенка (гипотрофия);
  • гнойничковые и другие острые воспалительные заболевания кожи;
  • врожденные пороки сердца в стадии декомпенсации (с выраженной синюшной окраской кожи);
  • грыжи с наклонностью к ущемлению.

Ниже описано, какую гимнастику делать новорожденным с первых дней жизни и до наступления 12-месячного возраста.

Какую зарядку делать новорожденным детям: развивающая гимнастика

В комплекс упражнений для новорожденных входят так называемые рефлекторные тренировки, больше напоминающие . Растяжки помогают избавить ребенка от мышечной скованности, улучшают кровообращение, главное - при выполнении таких упражнений не следует применять силу, чтобы избежать сопротивления суставов и мышц.

Упражнение 1. Предназначено для развития лабиринтного установочного рефлекса с головы на шею. Исходное положение при выполнении этого упражнения для новорожденных с первых дней - лежа на животе. Одной рукой проводить массаж в точках около позвоночника на уровне II -VII и I-VI грудных позвонков, другой рукой помогая малышу приподнимать голову.

Вариант гимнастики для новорожденных с первых дней и до второй-третьей недели жизни: под грудь подложить плоский валик и привлекать внимание ребенка в момент приподнимания головы яркой игрушкой и ласковыми словами (для удержания мышечного напряжения шеи).

Упражнение 2. Предназначено для ребенка 1,5-3 месяцев. Исходное положение - лежа на спине. Сделать массаж стоп (каждый прием выполняется по 4-6 раз):

  • поглаживание. Поддерживая ногу ребенка одной рукой, большим и указательным пальцами другой руки выполнить поглаживание тыльной поверхности стопы от пальцев до голеностопного сустава, затем боковых поверхностей стопы, всей подошвы в направлении от пальцев к пятке;
  • растирание. Поддерживая стопу ребенка обеими руками, большими пальцами выполнить спиралеобразное растирание стопы снизу вверх, боковых поверхностей. Затем, поддерживая ногу малыша одной рукой, тыльной стороной пальцев другой руки сделать спиралеобразное растирание подошвы от пальцев к пятке и обратно;
  • повторить поглаживание;
  • указательным пальцем надавить на подошву ребенка у основания 2-3-го пальцев - в ответ ребенок сгибает пальцы.

Провести пальцем по середине стопы сверху до середины пятки, при этом слегка нажимая; в ответ ребенок разгибает пальцы. Провести штриховые движения по наружному краю стопы от пятки к пальцам - в ответ происходят разгибание большого пальца, расхождение 2-5-го пальцев веером и отведение стопы (рефлекс Бабинского). Повторить 2-4 раза.

Упражнение 4 - рефлекторное ползание. Исходное положение - лежа на животе. Подвести руки под подошвы ребенка и надавить на них, слегка согнув ножки в коленях - в ответ ребенок, оттолкнувшись от рук, как от опоры, разгибая ножки, сделает движение вперед.

Упражнение 5 - потанцовывание. Это упражнение зарядки для новорожденных детей выполняют с полутора до трех месяцев. Исходное положение - двумя руками удерживать ребенка за грудную клетку в вертикальном положении над горизонтальной опорой (пеленальным столом). Опускать ребенка до касания стопы с поверхностью опоры - в ответ малыш будет отталкиваться от стола (подпрыгивать или пританцовывать). Повторить 4-6 раз.

Упражнение 6 - вариант упражнения для стимулирования опоры и шаговых движений (развитие вертикальной установки тела). Исходное положение ребенка - стоя с поддержкой взрослого. Чтобы делать такую гимнастику с новорожденным, нужно обхватить ребенка двумя руками на уровне груди, ногами он должен опираться о твердую (не скользкую) поверхность или круглую палку, которая будет перекатываться у него под ногами. В момент прикосновения к опоре будет появляться то же движение - выпрыгивание вверх.

Упражнение 7 - разгибание позвоночника. Предназначено для ребенка 1,5-3 месяцев. Исходное положение - ребенок лежит на боку. Большим и указательным пальцами правой руки провести (без усилия и быстро) по линиям вдоль позвоночника с двух сторон от шеи к копчику. В ответ малыш выгнется дугой (рефлекс Таланта). В процессе того как делать зарядку с новорожденным, нужно повернуть ребенка на другой бок и повторить упражнение.

Упражнение 8 - поворот со спины на живот. Предназначено для ребенка 4-6 месяцев. Исходное положение - лежа на спине, руки вдоль туловища. Дать ребенку правой ручкой захватить указательный палец правой руки и потягивать согнутую в локте ручку вперед так, чтобы малыш повернулся головой, плечами и всем туловищем сначала на правый бок, а затем на живот. Повторить в другую сторону.

Упражнение 9 - разгибание позвоночника и ног в положении на весу (лабиринтный выпрямляющий установочный рефлекс на голову). Предназначено для детей 1,5-3 месяцев.

Вариант 1: «Пловец». Исходное положение - лежа на животе. Одну руку подвести под живот, другой обхватить ноги малыша в области голеностопных суставов и приподнять над столом. В ответ ребенок отводит назад голову и плечи. Выполняется 1 раз.

Вариант 2: «Парение». Исходное положение для выполнения этого упражнения для новорожденного ребенка - лежа на животе. Обе руки подвести ребенку под живот и приподнять над опорой. В ответ происходит отведение головы и плеч назад.

А какую зарядку можно делать с новорожденным, используя гимнастический мяч?

Упражнение 10 - на мяче. Предназначено для тренировки вестибулярного аппарата у детей с 1 месяца.

Вариант 1. Исходное положение ребенка - лежа животом на мяче. Левой рукой, придерживая за ноги, правой - верхнюю половину туловища, опускать ребенка ножками вниз до упора с горизонтальной поверхностью (полом).

Вариант 2. Исходное положение ребенка - лежа спиной на мяче. Левой рукой, придерживая за ножки, правой за верхнюю половину туловища, опускать ребенка ножками вниз до опоры.

Видео упражнений для новорожденных демонстрирует, как нужно заниматься развивающей гимнастикой с младенцами:

Гимнастика с новорожденными для развития суставов

В гимнастику для новорожденных первых месяцев жизни обязательно входят пассивные упражнения для суставов.

Упражнение 1 - скрещивание рук на груди и отведение их в стороны. Предназначено для детей 3-4 месяцев. Исходное положение ребенка - лежа на спине. Обхватить кисти малыша руками. Привести руки ребенка к груди, как бы обнимая ее (скрестить руки малыша на груди), затем, полностью разгибая руки малыша в локтевых суставах, отвести их в стороны на уровне плеч до соприкосновения с поверхностью стола. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 2 - сгибание и разгибание рук в локтевых суставах. Предназначено для детей 4-6 месяцев. Исходное положение при выполнении этого упражнения гимнастики для суставов новорожденных - лежа на спине. Взять ребенка за кисти рук и поочередно сгибать и разгибать руки малыша на уровне груди. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 3 - хлопок ладошек. Предназначено для детей 6-9 месяцев. Исходное положение - лежа на спине. Взять ребенка за кисти, его руки должны быть полностью разогнуты в локтевых суставах (выпрямлены). Поднять руки вперед и вверх (хлопок ладошки о ладошку), отвести в стороны до соприкосновения с поверхностью стола. Повторить 4-6 раз.

Какие ещё упражнения делать с новорожденным для развития суставов?

Упражнение 4 - одновременное и попеременное сгибание и разгибание ног. Предназначено для детей 4- 6 месяцев. Исходное положение - лежа на спине. Расположить руки ребенка вдоль туловища, обхватить руками его голени. Выполняя такую гимнастику для новорожденного ребенка, нужно медленно и осторожно сгибать ноги малыша в коленных и тазобедренных суставах, слегка нажимая его согнутыми ножками на живот. Медленно разогнуть ножки до исходного положения. Выполнить сгибание и разгибание ног вместе 3-4 раза, затем сгибание и разгибание попеременно 3-4 раза.

Упражнение 5- «топание». Предназначено для детей 4-6 месяцев. Исходное положение ребенка - лежа на спине. Обхватить голеностопные суставы малыша спереди, согнуть ножки и прижать ступни к столу. Попеременно сгибать и разгибать ноги малыша, не отрывая ступни от стола. Повторить 8-10 раз.

Упражнение 6 - поднимание выпрямленных ног. Это упражнение для развития новорожденного предназначено для детей 4-6 месяцев. Исходное положение - лежа на животе. Левой рукой взять ребенка за оба голеностопных сустава, правой - фиксировать поясницу. Слегка приподнять туловище малыша над столом, затем опустить в исходное положение. Повторить 3-4 раза.

Упражнение 7 - отведение рук в стороны и опускание их вниз. Предназначено для детей 6-9 месяцев. Исходное положение - лежа на спине. Взять ребенка за кисти выпрямленных рук, отвести их в стороны до соприкосновения с поверхностью стола, затем, скользя по этой поверхности, опустить руки вниз до касания туловища. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 8 - попеременное поднимание и опускание рук. Предназначено для детей 6-9 месяцев. Исходное положение - лежа на спине. Занимаясь такой развивающей гимнастикой для новорожденных, нужно взять ребенка за кисти выпрямленных рук, одну руку поднять вверх на уровень головы до касания со столом, вторую опустить вниз до касания с туловищем и столом. Повторить 2-4 раза.

Упражнение 9 - круговые движения руками. Предназначено для детей 6-9 месяцев. Исходное положение - лежа на спине, руки вдоль туловища. Держа ребенка за кисти, выполнять круговые движения выпрямленными руками. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 10 - отведение плеч назад со сведением лопаток. Предназначено для детей 6-9 месяцев. Исходное положение - лежа на_ животе. Осторожно развести руки малыша в стороны, согнуть их в локтевых суставах и отвести плечи назад, максимально сближая лопатки. Повторить 2-3 раза.

Посмотрите видео гимнастики для новорожденных, включающей пассивные упражнения для суставов:

Какие упражнения делать с новорожденным: комплекс для развития

Какую гимнастику делать новорожденному, используя активные упражнения?

Упражнение 1 - присаживание. Предназначено для детей 4-6 месяцев. Исходное положение - лежа на спине. Вложить большие пальцы в ладошки малыша, потянуть ребенка за отведенные в стороны руки. Сначала ребенок поднимает голову, затем плечевой пояс и, наконец, садится. Повторить 1-3 раза.

Упражнение 2 - вставание на ножки. Это развивающее упражнение для новорожденных предназначено для детей 4-6 месяцев. Исходное положение - лежа на животе, руки согнуты в локтях. Взять ребенка за локти и приподнимать, помогая малышу сначала встать на колени, а затем приподняться на ноги. Повторить 1-2 раза.

Упражнение 3 - ходьба при поддержке (переступание). Предназначено для детей 4-9 месяцев. Исходное положение - лицом к инструктору (матери). Поддерживая малыша под мышки, стимулировать его переступание (6-8 шагов). С 5 месяцев можно выполнять 3-4 шага при поддержке за кисти рук. С 7 месяцев разрешается выполнять упражнение при поддержке за кисть одной руки.

Упражнение 4 - ползание. Предназначено для детей 6-9 месяцев. Исходное положение - лежа на животе, на жесткой опоре (на полу). Положить перед ребенком яркую игрушку, и по просьбе: «Достань игрушку!» малыш ползет. Выполнить 3-5 раз.

Упражнение 5 - вставание на ноги. Предназначено для детей 6-9 месяцев. Исходное положение - лежа на животе. Инструктор охватывает своими руками большие пальцы рук ребенка, отводит руки малыша вперед и вверх, затем - назад и в стороны.

Ребенок вместе с руками приподнимает голову, плечи, туловище, встает сначала на колени, затем на ноги. Повторить 1-2 раза.

Упражнение 6 - доставание игрушки из положения стоя. Исходное положение - ребенок стоит на столе спиной к инструктору (матери), перед ним на столе лежит яркая игрушка. Левой рукой прижать к себе ножки малыша, правой придерживать его за туловище (рука на его животе). Попросить: «Достань игрушку!» Ребенок должен наклониться и взять игрушку. По просьбе: «Дай мне игрушку!» малыш выпрямляется и отдает игрушку. Выполняется 1-2 раза.

Упражнение 7 - ходьба при поддержке под мышки. Предназначено для детей 9-12 месяцев. Исходное положение ребенка - стоя. Положить перед малышом кубик. При поддержке под мышки на счет «раз» ребенок встает на кубик, на счет «два» - сходит с кубика. Повторить 8-12 раз.

Упражнение 8 - присаживание с фиксацией коленей. Предназначено для детей 9-12 месяцев. Исходное положение ребенка - лежа на спине. Одной рукой фиксировать (не надавливая на колени) ноги ребенка в области коленных суставов, другой рукой держать перед малышом яркую игрушку, стимулируя ласковыми просьбами перейти в положение сидя. Выполняя это развивающее упражнение, новорожденный при возврате в исходное положение должен опираться рукой о стол. Повторить 2-3 раза.

Упражнение 9 - с кольцами. Предназначено для детей 9-12 месяцев. Исходное положение ребенка - стоя, руки с кольцами опущены. Взять за кольца. По просьбе инструктора (матери) ребенок должен сгибать и разгибать руки. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 10- приседания. Предназначено для детей 9-12 месяцев.

Исходное положение ребенка - стоя. При помощи рук и словами побуждать малыша присесть, а затем встать. Повторить 2-4 раза.

Упражнение 11 - поворот туловища с наклоном. Предназначено для детей 9-12 месяцев.

Исходное положение - сидя на коленях у взрослого. Расположить яркие игрушки по обе стороны от малыша, фиксировать его ноги коленями. По просьбе: «Достань игрушку» ребенок должен поворачиваться с наклоном вправо, затем влево. Повторить 1-2 раза.

Упражнение 12 - ходьба за каталкой. Предназначено для детей 9-12 месяцев. Исходное положение - стоя, держась обеими руками за каталку. Стимулировать малыша просьбами и ходить за каталкой в течение 30-60 секунд. При необходимости нужно помочь ребенку.

На видео «Зарядка для новорожденных» показано, как выполнятся все эти упражнения:

Статья прочитана 5 343 раз(a).

Детей до года называют грудничками. Именно в этом возрасте происходит становление всех опорно-двигательных функций организма. Врожденные первичные рефлексы угасают, появляются другие, более постоянные и осмысленные. Массаж и гимнастика грудничка, как ничто другое, помогут малышу правильно и вовремя сформироваться. А также улучшить настроение, поддержать контакт с матерью и укрепить здоровье.

Для разных стадий развития и конкретных целей возможны различные варианты гимнастики, в том числе лечебной, их проводит опытный специалист. Но есть упражнения, годные для домашнего проведения и любого возраста.

Динамическая гимнастика для грудничков - комплекс подвижных упражнений с подбрасыванием, раскачиванием, перекручиванием и подвешиванием малютки. Во время занятий, положение тела новорожденного быстро изменяется в пространстве, много упражнений, где грудничок находится вниз головой.

Определенного мнения насчет динамической гимнастики для грудничков не существует. Часть родителей и медиков считают ее полезной для грудного младенца, часть - опасной. Единственное, в чем мнения совпадают - раньше полутора-двух месяцев от роду начинать делать динамическую гимнастику нельзя.

Массаж и гимнастика верхних конечностей грудничка

Перед выполнением упражнения нужно уложить малыша на спину ногами к себе. Здесь поможет хватательный рефлекс, особенно сильно развитый в первые месяцы жизни. Ребенку дают схватить большой палец левой руки и делают прием правой, и наоборот. После выполняют 6-8 массажных поглаживаний в направлении от кисти к подмышке и плечу.

Приподнимание

Положение ребенка – на спине ногами к себе. Снова пригодится хватательный рефлекс. В этот раз грудничку дают схватить оба больших пальца одновременно. Когда он достаточно крепко будет держаться за пальцы, начинают слегка тянуть малыша на себя. При этом его кисти следует придерживать остальными пальцами. Повторяют движения 7-8 раз, в течение 60 секунд.

В раннем возрасте это упражнение поможет укрепить мышцы шеи, так как грудничок в таком положении старается держать головку. В более позднем возрасте, следует поднимать его все выше, вместе с мышцами шеи будут тренироваться плечевой пояс и спина.

Приподнимать ребенка нужно, только если он радуется такому движению. Если же выражение лица стало озабоченным, плаксивым, необходимо приподнимать малыша ниже. Каждое упражнение должно приносить только положительные эмоции.

Массаж и гимнастика нижних конечностей грудничка

Выполняется упражнение все в таком же положении, лежа на спине, ногами к себе. Правую ножку держит правая рука, левую соответственно левая рука. Массажными движениями поглаживают ножки в направлении от ступни к бедру малыша по задней и внешней поверхности ножки, заканчивая в паховой складке. При этом, не задевают колени и область передней поверхности голени. Требуется 6 – 8 повторений. Каждое движение желательно поощрять словами «умничка», «молодец» и любыми другими.

Упражнение на выполнение рефлекса

Грудничка выкладывают на животик, так, чтобы была опора на руки. Ноги в это время должны быть разведены в стороны. Повинуясь врожденному защитному рефлексу, ребенок приподнимает и поворачивает голову. В старшем возрасте малыш уже самостоятельно будет держать в таком положении головку, а еще позже самостоятельно опираться на локти, затем на кисти рук.

Это упражнение можно проводить каждый раз перед кормлением в течение 5 секунд – 20 минут, в зависимости от настроения и развития грудничка. Таким образом, укрепляются мышцы воротниковой зоны.

Массаж спины грудничков

Для выполнения упражнения ребенок укладывается на животик, рука расположены под грудью. Массаж проводят, поглаживая спину грудничка тыльной стороной кисти руки, в направлении от поясницы до шеи и в обратную сторону. Повторяют такое движение 4 – 5 раз.

Малышу младше 2 месяцев массаж делают одной рукой, а другая в это время мягко фиксирует положение тела ребенка. Детям старше 2 месяцев поглаживания проводят обеими руками, так как положение на животе становится более стабильным.

Гимнастика спины

Грудника кладут на бок, мягко фиксируют положение его тела за ноги с помощью одной руки. После двумя любыми пальцами проводят по позвоночнику вдоль от крестца до шеи, затем в обратном направлении. Спина ребенка должна рефлекторно выпрямиться, срабатывает таланов рефлекс кожи спины. Аналогичные движения повторяют на другом боку. Результатом этого приема массажа является развитие и укрепление мышц, участвующих в разгибании позвоночника.

Массаж области живота

Для выполнения массажа живота грудничок выкладывается на спину, ногами к себе или чуть боком.

Сначала 5 – 6 раз поглаживают, немного надавливая на живот, по кругу, по часовой стрелке. Правое подреберье является областью проекции печени, следует избегать массажа этой части живота.

Затем применяют технику массажа встречного типа. Левую руку кладут тыльной стороной на живот ребенка на правый нижний квадрат, а правую руку на верхний левый квадрат. Со слабым нажимом двигают кисти навстречу друг другу. Повторяют 5- 6 раз, не меняя положение рук при начале движения. Таким образом, повторяется перистальтическое движение в кишечнике. Особенно ценно такое упражнение при запорах, вздутиях живота, иногда уменьшает боль, связанную с неправильным пищеварением.

Косые мышцы пресса малыша укрепляют следующей техникой массажа. Движениями, охватывающими живот ребенка, по бокам поглаживают ладонями в направлении от поясницы к области выше пупка. Если сказать проще проводят сзади по косой линии вперед и вверх. Требуется 5 – 6 повторений.

В самом конце повторяют 2 – 3 раза массаж по часовой стрелке.

В некоторых случаях живот мягко массируют отдельно и более продолжительно при коликах, запоре. Нередко это помогает избежать клизмы, слабительных.

Гимнастика для укрепления мышц пресса

Поза грудничка при выполнении упражнения – на спине, ногами к себе. Руки заводят под спину, и поддерживают головку, делают упор ступням ребенка в свой живот. Во время проведения упражнения плавно поднимают руки малыша до почти вертикального положения и так же мягко опускают обратно. Необходимо постоянно следить за наличием опоры и все движения делать очень медленно. Это гимнастическое упражнение поможет грудничку подготовиться к сидению.

Массаж ступней

Согласно акупунктуре именно на ступне расположены точки воздействия на все органы и системы в теле человека. Нежная кожа грудничка делает это воздействие еще эффективнее.

Ребенок лежит на спине, ногами к себе. Невысоко подняв его ножку, ладонью левой руки под голенью мягко фиксируют положение ноги. А другая рука располагается следующим образом: средний и указательный палец находятся на тыльной стороне ступни, а большой расположен на подошве. Сами массажные движения предоставлены большому пальцу. Им рисуют цифру 8 на ступне, поглаживают от основания пальцев к пятке. Повторяют движения 5 -6 раз на каждой ноге. Для еще большего положительного воздействия энергично массируют сами пальчики на ноге ребенка.

Упражнение на рефлексы ступни

Ребенок по-прежнему лежит на спине, ногами к себе. Выполнение упражнения заключается в быстром надавливании на подошву в области пальцев, в результате пальцы грудничка рефлекторно согнутся. После быстро нажимают на внешний край ступни, после чего пальцы рефлекторно разогнуться. Делают 3 – 4 повтора. Эти рефлексы наиболее ярко выражены в первые месяцы жизни, а позже несколько угасают.

Рефлекторное ползание

Грудничок выкладывается на живот в позе лягушки. А именно, ступни соединены, колени согнуты и разведены. Тело ребенка очень хрупкое и несформированное и при выполнении этого упражнения необходимо следить за безопасностью: не травмировать ребенка и обеспечить безопасное пространство для ползания. Пальцы рук заводят под тыльную сторону подошвы, не дотрагиваясь до самой ступни. Затем большими пальцами нужно дотронуться одновременно до обеих подошв. Сработает рефлекс ползания, малыш резко выпрямит ножки и продвинется вперед. Руки при этом должны находиться прямо на поверхности стола, в противном случае ребенок не сможет сдвинуться с места. Рефлекторное движение повторяют 3 – 4 раза.

Массаж области груди

Положение ребенка – на спине. Начинается процесс массажа с поглаживания пальцами одновременно обеих рук. Правая рука движется по часовой стрелке от нижней части грудины через подмышки и возвращение в исходное положение. Левая рука делает все то же самое в зеркальном отображении. Метод массажа – поглаживание, осуществляется по кругу. Затем осторожно следует обхватить грудную клетку и не сильно, но резко и быстро надавить на нее. Такое движение вызывает активацию дыхательного центра. Упражнение повторяют целиком 5 – 6 раз.

Ходьба

Еще одно увлекательное для грудничка упражнение на вызывание рефлекторной ходьбы. При выполнении упражнения ребенок находится практически на руках, держать его нужно осторожно за подмышки. Положение вертикальное, лицом от себя. Ножки должны касаться твердой опоры, легкий наклон вперед активирует рефлекс ходьбы. Дети часто предпочитают это упражнение всем остальным, можно выполнять его отдельно от общей гимнастики. При ходьбе ступня должна полностью опираться на поверхность, но стоять ребенку самому нельзя, если он еще не встает самостоятельно. Грудная клетка не должна быть сдавлена руками взрослого.

Расслабление рук

Комплекс гимнастики подходит к концу и ребенок уже устал. Для расслабления мышц рук нужно осторожно легко их встряхнуть. Берут кисти рук, как при проведении массажа и несильно раздвинув в стороны, несильно встряхивают. Если тонус ребенка все еще высокий, нужно подождать пока грудничок будет готов к такому упражнению. В этом случае можно просто погладить ручки. Полезным в любом возрасте считается массаж пальчиков рук и ладошки.

Раскачивание грудничка в позе эмбриона

Для этого упражнения нужно придать телу ребенка эмбриональное положение. Из положения -лежа на спине, взрослый берет в руку ступни и кисти грудничка. Ступни должны быть соединены, а колени разъединены. Одной рукой продолжают держать конечности, а другой прижимают голову малыша к груди. Получившийся эмбрион раскачивают в различных направлениях. Каждое направление повторяют 2 – 3 раза. Раскачивания помогают развиваться вестибулярному аппарату и нервной системе в правильном направлении. Для достижения большего эффекта упражнение повторяют 3 – 4 раза в день.

Гимнастика на мяче

Для упражнения нужен специальный большой мяч. Грудничка кладут на мяч животом, ноги при этом должны быть, как можно шире раздвинуты. Затем мяч покачивают в различных направлениях. Не стоит сильно раскачивать мяч, ребенок может упасть с него. А для развития вестибулярного аппарата достаточно небольшой амплитуды.

Позже, когда ребенок будет учиться ползать, с помощью мяча можно научить его переносить вес тела на руки. Для этого ребенок лежит животом вниз на мяче, а руками упирается в твердую поверхность. Длительность такого упражнения зависит от самочувствия ребенка.

Гимнастические упражнения с грудничками проводят примерно в течение 15 минут. Но все дети разные, и если ребенок устает раньше окончания комплекса, нет никакой необходимости его мучить и продолжать. Оставшуюся часть комплекса гимнастики можно всегда доделать позже, когда малыш, как следует, отдохнет и наберется сил.

Самое главное сохранить у ребенка положительный настрой во время выполнения всех упражнений. Это только придаст ему еще большее желание заниматься впоследствии. Движения должны быть плавными, неспешными, ласковыми. А отношение взрослого - приветливым и добрым. В таком случае от занятий будет больше пользы.

Видео: Гимнастика для грудничков

Лечебная гимнастика для грудничков

(удалено)

Динамическая гимнастика для грудничков (видео)

Вот долгожданное чудо тихо посапывает в кроватке, и вы не можете поверить, что свершилось то, о чем мечтали. Каждый родитель уже представляет, кем вырастит их малыш, каким будет. Мечты это хорошо, но чтобы они воплотились в жизнь для этого нам взрослым необходимо помочь маленькому человечку достичь цели. Гимнастика для ребенка в 1 месяц жизни станет стартом в его физическом и психологическом развитии.

Многие скажут: как уже гимнастика, ведь он еще такой маленький? Да уважаемые родители страх в сторону и начните заниматься своим чадом. Конечно, не даем нагрузки как для профессионального гимнаста, однако своего рода пассивные гимнастические упражнения помогут работе маленького организма.

Разберем все подробно, чтобы понять весь принцип пользы гимнастики в столь маленьком возрасте.

Для чего нужна гимнастика в 1 месяц жизни

Споры специалистов давно разделяют мнения на две части, одни утверждают, что массаж и гимнастику следует начинать с 1,5 месяца, другие утверждают занятия необходимо начинать сразу после рождения. Скажу одно, зарядка еще никому не была во вред! Сами посудите, мы взрослые не можем находиться в одном положении долгое время, а маленький комочек еще не способный самому менять позиции, каково ему? Конечно, делать большие нагрузки нельзя, но пассивные упражнения помогут малышу в становлении психомоторного статуса.

Гимнастика помогает ребенку в работе многих биохимических процессов организма, улучшает кровоснабжение, лимфооток, иммунитет, положительно влияет на работу всех органов и систем.

Еще великий физиолог Сеченов писал: «Движение – это жизнь!»

Первые месяцы жизни ребенка гимнастика будет длиться недолго из-за короткого периода бодрствования, однако с возрастом этот период увеличивается.

Как делать гимнастику в 1 месяц

Прежде чем вы переборите свою неуверенность, прочтите внимательно статью и подготовьте все необходимое для этого:

  • помещение должно быть чистым и проветренным, свежий воздух нужен не только взрослым, а также детскому организму;
  • температура воздуха должна составлять +22-+23°С, относительная влажность 50-70% ;
  • поверхность, где вы собираетесь делать гимнастические упражнения не должна быть мягкой или чересчур твердой;
  • гимнастику лучше проводить в добром расположении духа, как у малыша, так и у мамы;
  • общайтесь с малышом во время занятий, это помогает ребенку в развитии психологического статуса, несмотря на свой юный возраст;
  • мамы не забывайте о чистоте рук, ведь малыш очень восприимчив к бактериям;
  • нельзя делать резких движений;
  • гимнастику необходимо делать перед кормлением, однако если малыш поел, дождитесь минут 30 и приступайте к занятиям;
  • продолжительность должна составлять несколько минут, больше ребенок может не выдержать;
  • лучше выполнять гимнастику в месяц перед купанием, это поможет расслабиться малышу и получить максимум удовольствия от водных процедур.

Что делать нельзя

Для исключения ошибок необходимо знать, чего делать во время гимнастики нельзя.

  • Нельзя делать гимнастику, когда малыша что-то беспокоит.
  • В случае высокой температуры тела.
  • Если ваш малыш страдает стойким судорожным синдромом в остром периоде, гимнастику необходимо отложить.
  • Если кроха родилась раньше положенного срока, тогда занятия гимнастикой и массажа переносится на период стабильного состояния, после консультации с врачом.
  • Нельзя переохлаждать малыша, известно, что в период первого месяца жизни терморегуляция ребенка еще не совершенна, поэтому очень легко может развиться переохлаждение. Если вы заметили что поменялся цвет кожных покровов, ручки и ножки стали холодными, появилась икота, значит, пора завершать занятия гимнастикой и срочно согреть кроху.
  • У детей в этом возрасте сохранен физиологический гипертонус конечностей, поэтому не делайте резких движений, которые могут привести к травме и негативным эмоциям малыша.
  • Нельзя малыша оставлять без присмотра даже на несколько секунд!
  • Не пропускайте занятия ежедневной гимнастики, 5 минут внесут в жизнь вашего ребенка основу для правильного развития.

Несколько гимнастических упражнений в 1 месяц

Укладываем ребенка на спину, выпрямляем ножки, затем сгибаем аккуратно в коленях и приводим к животу. Разгибаем ноги. Повторяем так 2-3 раза. Такое движение помогает малышу при застое газиков в кишечнике, тем самым снимает болевые ощущения.

Малыш находится лежа на спине, левую ножку выпрямляем, а правую сгибаем в коленке, приводя к животику. Затем повторяем упражнение с другой ноги. Делаем 2-3 раза. Такое гимнастическое упражнение напоминает выполнение больших шагов.

Малыш, лежа на спине, выпрямляем ручки в стороны, затем приводим к груди, слегка скрещивая, движение напоминает «ножницы». Повторяем 2-3 раза.

Упражнение 4

Является разновидностью предыдущего упражнения, разница в том, что руки разводят не в стороны, а правую наверх, левую вниз, меняя движение. Повтор 2-3 раза.

Уложите кроху на живот, правая ножка выпрямлена, левую сгибаем в колене и тазобедренном суставе, затем меняем ножки. Движение напоминает «скалолаза». Повтор 2-3 раза.

По мере взросления детей упражнений становится больше, с различной степенью сложности. Однако спешу вас предупредить, прежде чем вы начнете занятия гимнастическими упражнениями, обсудите этот момент с вашим врачом. Он посоветует, какие движения полезны ребенку, а какие ему делать, пока не следует.

Каждый малыш индивидуален, поэтому подход к его физическому воспитанию должен быть отдельной историей. Просторы всемирной паутины дают массу информации, многие считают, зачем обращаться к специалисту, если самим можно все подобрать.

Не делайте ошибок, маленький организм требует особого внимания и подхода. Ребенок не игрушка! Ответственность за его здоровье и жизнь ложится на вас уважаемые родители. Будьте здоровы!



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх