Чем развлечь ребенка 5 лет дома. Чем занять детей дома: мастерим игры из подручных материалов

Конечно, во всех этих занятиях необходимо, чтобы вы были где-то рядом (особенно это касается детей 3 лет), но вам не нужно будет делать каких-то активных действий. Так что вы свободно сможете заняться своими делами. Действенные способы, чем занять ребенка 3, 4, 5 лет дома.

1. Можно достать любимые сказки ребенка и включить их аудиозапись из Интернета (Utube, Яндекс видео и другие) или диска. Я, например, быстро нахожу подходящие аудиозаписи сказок на vk. сom. Детям очень интересно слушать и рассматривать их любимые истории. Так же есть «говорящие» книги на разные темы.

2. Яркий пластилин увлекает. К нему можно добавить различные камешки, ракушки, бобовые. Можно играть еще и с плавающим пластилином. Моим детям очень нравится такое занятие. Они с удовольствием лепят разные «изделия» и пускают их в вольное плаванье.

3. Есть один современный метод увлечь своего ребенка – это просмотр мультфильмов и сказок. Этот способ действует безотказно. Но длительное пребывание перед телевизором рассеивает внимание, ухудшает зрение, вызывает агрессию и проблемы со сном у малыша. Так что этим способом увлекаться не стоит. Вообще, многие педиатры рекомендуют детям от 3 до 5 лет смотреть телевизор не больше 25 минут.

4. Игры с коробками, шкатулками, ящичками очень нравятся малышам. Ребенок сам может придумать, что с ними делать.

5. Рисование – отличный способ занять вашего чада. Дайте ему краски, карандаши, листы и ребенок нарисует все, на что его фантазия способна. Можно еще предложить рисование по точках.

6. Раскраски не меньше рисования увлекают малыша. В Интернете есть большой выбор всевозможных раскрасок. Просто распечатайте, и ваш малыш с удовольствием раскрасит своего любимого героя.

7. Детей постарше можно попросить отсортировать предметы в коробке. Например, бобовые – в одну миску, пуговицы – в другую. 8. Малышей очень интересуют настоящие предметы. Например, дайте ему ложку, кастрюльку и другую небьющуюся посуду и пусть «варит» обед.

9. Различные задания из кубиков могут заинтересовать ребят на какое-то время. Вы строите определенную фигуру, а ребенок должен сделать подобную.

10. Нанизывание больших бусинок, пуговиц на шнурок может хорошо занять усидчивых детей.Моя на шнурок еще не может нанизывать- я купила ей проволоку и толстую леску, они держат форму и ребенку легче.Нанизывает и маленькие и крупные бусины.

11. Организуйте водные игры. Многим детям очень нравится купаться в ванной и играться с корабликами, леечками и разными резиновыми игрушками. Только набирайте столько воды, чтобы ребенок не смог утонуть и время от времени навещайте его.

12. Предложите малышу поиграть с пластиковой бутылкой. Пусть насыпает туда различные мелкие предметы (бусинки, бобовые, пуговицы…). Можно также налить в бутылку немного воды, пусть трясет ее, создавая различные звуки. Главное, чтобы крышка «случайно» не открылась.

13. Наматывание шнуров, толстой веревки на катушку или палку – довольно занимательное задание.А разматывание еще более увлекательное. В фикспрайсе купила пару наборов ярких катушек с нитками- ребенок с удовольствием занимается.

14. Очень полезным является шнурование, закрывание и открывание молний (желательно у старых вещей:)).

15. Игры с дыроколом нравятся более старшим детям. Можно попросить своего чада сделать множество дырочек в разноцветном картоне. Сюда же можно подключить и шнурок, с помощью которого можно создавать узоры.

16. Оказывается, прищепки нужны не только для сушки белья. Это замечательные игрушки для вашего малыша, которые развивают силу рук. Можно вырезать из картона ежика, солнышко, рыбку… и пусть украшает их прищепками. Довольно интересное занятие.

17. Детям нравится собирать конструктор, пирамидку, лего, пазлы и другие подобные игры.

18. Если у вас позволяет территория, то можно занять ребенка велосипедом или качелями. Только нужно быть все время на чеку. У нас, например качеля не занимает слишком много места - покупали 3 в 1 качеля, стуличьк-столик, качалка

19. Сейчас в продаже есть игрушечные компьютеры с карточками, которые ребенок сам сможет вставить и играть. Они хорошо развивают и увлекают. У нас подобный есть - ребенку еще не нравится, к тому же часто садится батарейка.

20. Детская дискотека непременно придется по вкусу любому малышу. Включите веселые детские песни или современную музыку в зависимости от желания ребенка.

21. Детям постарше понравятся вырезание из старых журналов. Из всего вырезанного можно сложить красивую композицию, которую можно наклеить на картон.Можно деткам помладше рвать листочки

2 2. Магнит тоже может увлечь вашего чада. Можно поставить магнит под бумагу, а монетку - на бумагу. Пусть двигает монетку по бумаге. Я купила магнитную азбуку и цифры, ребенок любит клеить на холодильник и отклеивать (буквы знает с 2 лет, цифры уже тоже знает, но иногда путает)

23. С 5 лет можно предложить смастерить из спичечных коробков кроватку, из бумаги -человечка, подушку и одеяло. Разрисовываем человечка, кроватку и укладываем спать. Для своей дочуни делала целый игрушечный домик в коробке из под обуви, делала по простецки и практически все было симолическим(по-нарошки), но ребенок был в восторге!

24. Детская больничка очень нравится малышам. Они с удовольствием лечат своих кукол, зверюшек.Моя так избавилась от фобий связаных с врачами.

25. Можно предложить из крупных цветных скрепок сделать различные силуэты, длинную цепочку для машинки или бусы для куклы.

26. Предложите малышу отыскать пару для носков в вашем комоде. Желательно, чтобы носки были разноцветные и хорошо отличались друг от друга. Моей дочке такая игра не нравится.А вот прятать и раскидывать носки - это да!

27. С 5 лет ребенку понравится обрисовывать свою руку по контуру на бумаге. После чего обрисованную руку вырезаем и создаем узоры. Моя дочь уже любит это делать, но пока что вместе со мной.Вместе обрисовываем руку, потом она рисует на ней колечки, браслетики, маникюр

28. Можно сделать свои собственные деньги. Монетки кладем под бумагу и лучше мягким карандашом раскрашиваем поверх монеты. Дети постарше смогут вырезать свои нарисованные деньги.

29. Надуйте воздушный шар ребенку. Пусть подбрасывает его в воздух, не давая ему упасть на пол.

30. Делаем домик. Для этого можно использовать стульчики, стол и покрывала. Удовольствий будет море!

31. Можно предложить бег с шариком. Даем ложку и в нее ставим шарик, орех или что-то еще. Пусть ходит или бегает с ложкой по всей квартире, стараясь не уронить ее содержимое.

32. Просто давайте разные задания. Предложите полить цветы, покормить кукол, уложить спать зверей, принести маме что-то нужное…

33. Если ваш ребенок уже может сам одеваться и раздеваться, то можно устроить «парад мод». Дайте ему разные старые вещи. Пусть делает с ними, что захочет. Вообще, старайтесь все игрушки не держать в поле зрения детей. Спрячьте и давайте их по мере надобности. Тогда ребенок немного позабудет о своей старой игрушке и будет играться с ней с большим интересом. А какие способы, чем занять ребенка 3, 4, 5 лет дома Вы знаете? Жду ваших советов в комментариях.

Детки в пять лет уже достаточно социально активны: они ходят в детский сад, посещают разные секции и кружки – и все меньше общаются с родителями. Это критический период, как для родителей, так и для детей: важно через пару лет не отдалиться от своего чада, стать друзьями, а не просто соседями по квартире, которые с трудом понимают друг друга.

Подвижные игры для детей 5-ти лет - главное

Тут каждый адекватный взрослый должен задуматься: как стать ближе своему взрослеющему малышу 5 лет? На деле все просто: общайтесь с ребенком, вечером обсуждайте с ним события дня, и, конечно, играйте вместе.


Для ребенка 5-ти лет самое важное - любось родителей

Можно вспомнить игры, которые занимали маму и папу в детстве, можно придумать что-то свое, а можно воспользоваться нижеследующими советами.

Игры для улицы

Подвижные

Человек и медведь. Игра развивает внимательность, скорость реакции, речь; а еще предполагает много быстрого бега.

Отметьте с ребенком 5 лет места, где стоит «дом человека» и «берлога медведя». Объекты должны быть на большом расстоянии, но не слишком. Потом распределите роли: кто человек, а кто – медведь. Займите исходные позиции в «домиках». Игра начинается, когда человек выходит из дома «собирать ягоды» на территории медведя. В процессе человек произносит слова: «У медведя во бору грибы, ягоды беру. А медведь не спит, всё на нас глядит». Как только речь обрывается, медведь выскакивает из берлоги и старается поймать человека. Задача человека – добраться до своего дома.


Подвижные игры важны и для физического, и для интеллектуального развития

Наступи на ногу. Очень простая игра, которая зимой поможет согреться, а летом – занять ребенка 5 лет не только дома, но и в городе, если нужно чего-то долго ждать (к примеру, в очереди в «скучное» учреждение), или просто весело провести время вдвоем. Игроки стараются наступить на ногу соперника, и одновременно уберечь свои ступни от ответного «наступления».


Мяч - самая важная игрушка в 5-6 лет

Логические

Игра с мячом «Я знаю» - это знакомый многим с детства способ побросать надувного «друга», одновременно развивая речь и пополняя словарный запас. Играть в нее можно и дома, если быть осторожными и аккуратными. Суть проста: игроки бросают друг другу мяч, каждый раз произнося одно из нижеследующих слов: «Я знаю пять имен мальчиков (городов, названий растений, имен девочек, зверей и так далее)…». Когда эти слова заканчиваются, нужно перечислять имена или названия. Проигравшим считается тот, кто упустил мяч или запнулся, не сумев вспомнить нужное слово.

Совет для родителей: можно поиграть и в «съедобное-несъедобное».


Можно устроить детям лабиринт по примеру головоломки

Ведущий по очереди бросает мяч игрокам, произвольно называя предметы. Игрок, которому бросили мяч, должен поймать его, если названный предмет съедобен, и отбить в противном случае. Дети 5 лет обычно покатываются со смеху, когда невнимательный товарищ «съедает», к примеру, стол.


Логические игры - готовые и самодельные

Поиски сокровищ . Эта игра предполагает участие одного или нескольких детей, взрослый только готовит все необходимое. Малыши в процессе развивают смекалку, внимательность, учатся быть упорными и добиваться своих целей. От взрослого требуется спрятать клад во дворе (конфеты или киндер-сюрприз), а потом оставить в квартире, в подъезде и на улице несколько связанных между собой подсказок, каждая из которых ведет к следующей, а последняя – к сокровищу. Первая записка-подсказка вручается участникам игры в самом начале.

Игры для дома

Творческие

Нарисуй монстра – тоже знакомая многим сегодняшним дядям и тетям простенькая игра. Развивает воображение, дарит удивительное ощущение ожидания чуда, смешит и веселит. Понадобится любая бумага, ручка или карандаш. Играть можно и вдвоем, и компанией. Ведущий игрок начинает рисовать некое существо, а потом загибает листик так, чтобы была заметна лишь небольшая часть рисунка. Второй игрок продолжает рисовать, не зная, что дорисовывает. И так до конца.


Домашние игры с родителями

А потом – самое смешное. Разверните листочек и полюбуйтесь на чудо-юдо, которое намалевали дома с ребенком. Частенько получаются очень интересные экземпляры.

Игрушечное представление . Цель игры – поставить спектакль или концерт. Отобранные для участия игрушки и кукол нужно разделить на артистов и зрителей. «Зрителей» рассадить в «зрительном зале» на одном конце кровати или стола, а «артистам» устроить «сцену» на другом краю. Сцену можно украсить тканью, бумагой или чем душа пожелает. Артистов для полного впечатления нарядить в соответствующие их амплуа костюмы. После начинается представление. Это может быть концерт, где куклы будут петь песни, читать стихи и танцевать. А может быть и спектакль по любимой сказке ребенка 5 лет. Все зависит от желания и воображения участников игры.


Самодельный кукольный театр можно организовать из «ничего»

Поездка в сказочную страну . Главное правило этой игры: «Черное и белое не носить, да и нет, не говорить!». Если малыш произнес одно из запрещенных слов – он проиграл. Девочка с удовольствием придумает историю о том, как она ездила на бал и познакомилась там с принцем. Мальчик увлечется рассказом о рыцарском турнире или путешествии на пиратском корабле.

Задача взрослого – по ходу рассказа задавать уточняющие вопросы о персонажах истории, их нарядах и окружающих предметах.

Подвижные

Игрушкобол очень понравится мамам, озабоченным трудным делом приучения чад к порядку. Потребуется много-много небольшого размера мягких игрушек. Их нужно разделить поровну между игроками. Теперь каждый берет свою кучу мягких друзей и садится в свой конец комнаты. По сигналу игроки хватают одну из своих игрушек и швыряют в соперника. Далее – в том же духе. Выигрывает тот, кто избавится от всех своих игрушек.


Зимние развлечения - отличный способ развития дошкольников

Полезный совет родителям: наигравшись, можно устроить «игрушкомет»: по очереди кидать разбросанные игрушки в специально предназначенную для их хранения коробку.

Повторюшки – игра, идеально подходящая для веселой утренней зарядки или чтобы размяться после долгого сидения на одном месте. Играя в эту игру, ребенок учится быть внимательным. Цель ведущего – под музыку исполнять придуманные на ходу движения. Остальные игроки стараются повторить их как можно точнее. Желательно, чтобы движения были забавными и легкими.

На внимательность

Что общего? В эту игру можно играть как дома, так и на улице, во дворе или, скажем, когда едете в автобусе. Смысл действия – отыскать похожие черты в окружающих людях и предметах. К примеру, ребенок замечает человека со светлыми волосами – и туту же начинает считать, сколько еще блондинов вокруг.


Игры с прищепками - развитие моторики

Запоминалки . Для этой игры понадобятся специальные парные карточки с яркими картинками. Их можно купить или сделать самим дома. Сначала ведущий раскладывает на столе карточки в произвольном порядке изображениями вниз. Игрок за один ход берет две карточки. Если на них одинаковые картинки, забирает себе. Если нет – передает ход. Цель игры – собрать максимально возможное количество карточек.


Логическая игра «Собери круг» - ее можно сделать самостоятельно

Чтобы игры с ребенком не превратились в каторгу, важно, чтобы взрослый тоже получал удовольствие от процесса.

А для этого нужно отключить свою серьезность, вовлечься в веселое интересное действие, разбудить своего внутреннего ребенка, который есть в каждом важном дяде и вечно занятой тете. Однако совсем терять контроль нельзя, потому что от взрослого зависит, по какому пути пойдет бурно развивающаяся психика малыша 5 лет. Поэтому взрослый должен следить за тем, что и как он говорит: не ругать за маленькие неудачи, поощрять желание идти вперед и добиваться цели, хвалить даже за самые незначительные успехи.

Похожие материалы

Пятилетние дети – маленькие почемучки. Их интерес к окружающему миру возрастает, они хотят знать все. В этом возрасте их уже начинают готовить к школе. Если ребенок посещает сад или развивающие кружки, это хорошо, часть его свободного времени уже распланирована. В таком случае родителям нужно организовать его досуг дома только по выходным и в вечернее время. Чем заняться с ребенком в 5 лет дома, мы обсудим в этой статье.

Особенности развития детей пятилетнего возраста

Перешагнув пятилетний рубеж, ребенок становится более усидчивым. При условии, что ему интересно занятие, он способен сосредоточить на нем внимание на целых 30 минут. Это большой плюс. Родителям остается только придумать, чем его занять на это время. Мамы и папы должны выбирать занятия, которые пойдут на пользу сыну или дочке. Просмотр мультфильмов – не самое полезное дело. Важно отдавать предпочтение таким играм и занятиям, которые смогут чему-то научить малыша, будут направлены на его развитие.

Пятилетние малыши уже умеют достаточно хорошо рисовать, они самостоятельно лепят, вырезают по контуру фигуры, создают красивые аппликации и поделки. Многие знают буквы, им только остается совершенствовать навык чтения каждый день. К тем же, кто упорно отказывается учиться читать, нужно найти индивидуальный подход, ведь уже самое время осваивать эту науку, чтобы не отставать в школе. Дети в 5 лет должны участвовать в домашних делах. Целесообразно обрисовать им круг обязанностей, например:

1. Вытирать пыль.
2. Убирать за собой игрушки.
3. Мыть свою обувь.
4. Заправлять постель.
5. Убирать посуду со стола.
6. Кормить питомцев.
7. Аккуратно складывать одежду.
Когда у ребенка есть обязанности, он постепенно учится быть ответственным. Это очень важно во взрослой жизни.

Чем занять ребенка в 5 лет дома ?

Несмотря на то, что дети уже способны играть самостоятельно, с ними все равно нужно дома заниматься и в 5 лет тоже. Родители должны дать вектор направления, ведь малыши выбирают для себя не самые полезные занятия – игры на планшете, просмотр мультиков и т.д. Важно хотя бы 30 минут в день выделять на то, чтобы вместе с ними поиграть, заняться творчеством или улучшить какие-то навыки.

Чтение

Если сын (дочка) пока не научились читать, но буквы уже знают, стоит поработать над этим. Не удивляйтесь, если вы встретите сопротивление со стороны своих чад. Постарайтесь сделать процесс обучения интересным. Придумайте игру, в которой понадобится прочесть надпись, например, на двери кабинета врача или в аэропорту. Поощряйте ребенка вспомнить знакомые ему буквы и соединить их вместе. Практикуйте такие игры каждый день.

Изложение

В 5 лет малыш должен хорошо владеть речью. Хорошо, если он связно и подробно описывает увиденное или услышанное. Если же нет, нужно работать над этим, расширять его словарный запас и умение выражать мысли. Играйте в игры со словами-синонимами, противоположностями. Поощряйте ребенка одно и то же явление описывать разными эпитетами.

Творчество

В этом возрасте творчество выходит на новый уровень. Дети уже освоили азы лепки и рисования, пора предложить им что-то совершенно новое и необычное. Купите несколько наборов для творчества, займитесь созданием необычной поделки вместе с дочерью или сыном. Есть масса наборов, которые заинтересуют детей:

1. Юный гончар.
2. Необычное оригами.
3. Поделки из бисера.
4. Создание кукольного домика.
5. Открытки.
6. Сделай сам часы.
7. Роспись по холсту.
8. Набор мыловарения.
9. Картина из песка - работа с песком помогает снять напряжение и стресс (читайте о песочной терапии в Википедии).

Увлекшись созданием нового шедевра, ребенок почувствует вдохновение, он полностью погрузится в творческий процесс, а потом с гордостью покажет всем свою поделку. Такие занятия способствуют повышению самооценки и помогают родителям и детям сблизиться.

Домашние обязанности

Девочек можно привлекать к занятиям на кухне. Они могли бы вместе с мамой месить тесто, лепить пельмени, готовить салат. Для начала пусть нарезают овощи детским ножом, это интересно и безопасно. Можно вместе делать бутерброды и разные закуски.

Мальчики тоже нередко проявляют интерес к готовке, если так и в вашем случае, не отказывайте сыну, пусть участвует в процессе. Ребята с удовольствием метут веником, и, хоть они это делают не так качественно, как хотелось бы, все же стоит похвалить детей за их старания и помощь.

Навыки самообслуживания

В пять лет дети должны уметь полностью одеваться и раздеваться. Если с этим есть проблемы, нужно в игровой форме поработать над этим. Поможет игра в доктора, во время которой ребенку предстоит прийти на прием и раздеться для обследования, а потом одеться снова. Родителям придется подключить фантазию, чтобы придумать занятия, идущие на пользу малышам.

Невозможно перечислить все варианты, чем занять ребенка дома в 5 лет. У каждого малыша есть свои пристрастия и свои слабые стороны. Родителям нужно здраво оценить, в чем его чадо не дотягивает, что он еще не освоил, и над этим работать, но делать это нужно в игровой форме. В противном случае вы встретите сопротивление. Пользы от навязанных занятий не будет. Ребенок должен захотеть научиться чему-то полезному, а задача родителей – помочь ему заинтересоваться.

Особенности развития пятилетнего ребенка Свободное время – это время, в которое человек предоставлен самому себе в выборе того, чем бы он хотел заняться. А ребенок в возрасте 5 лет пока не самостоятелен и не может определить, что для него сейчас важно, необходимо и полезно. Если в этом возрасте маленький человечек посещает детское учреждение, то часть его времени уже распланирована и организована работниками детского сада. Ребенок поиграет со сверстниками, поработает на занятиях, посетит музыкальные и хореографические кружки в саду.

А вот когда малыш воспитывается дома, или же когда наступают выходные дни и каникулы, то перед проблемой организации его досуга оказываются родители. И тогда очень важным является тот набор знаний, которым обладают родители.

Дети в возрасте пяти лет стараются осознать себя как личность, о себе говорят не в третьем лице, а начинают говорить «я», ребенка начинают готовить к школе. Практически все дошкольные заведения работают с детьми по специальным программам подготовки к школьной жизни: детей учат буквам, звукам, читать по слогам, решать простые примеры и задачки, развивают логику и мышление и многое другое. Это очень ответственный возраст, поэтому именно сейчас важно «что слепить» из малыша.

2


Даже самые выносливые родители могут устать от неуемной детской энергии, поэтому основной проблемой почти каждой мамы становится вопрос: чем занять ребенка в 5 лет, чтобы это было не только интересно, но и полезно для его развития? Время на телевизор и компьютер в этом возрасте должно быть строго дозировано. Конечно, удобно посадить малыша перед экраном и заниматься своими делами, но это чревато не только испорченным зрением, но и нарушениями психики. Поэтому, когда ребенку надоедают все привычные игрушки, неплохо иметь в арсенале несколько интересных идей, как занять ребенка 5 лет.

Как занять ребенка 5 лет?

Идеи для мальчиков

3


возрасте мальчики очень любят играть с деталями конструктора, машинками и солдатиками. Делать они это могут уже самостоятельно, придумывая игровые ситуации без помощи взрослых. Ребенку также можно предложить порисовать, а если краски и фломастеры уже наскучили малышу, предложите ему сделать это углем. Разумеется, придется выделить для этого занятия отдельное место, иначе малыш перепачкает все вокруг. Еще один вариант, чем занять ребенка в 5 лет – сделать упрощенный вариант малого тенниса. Для этого нужно проделать в шарике для пинг-понга отверстие, в которую продевают нитку или веревочку. Шарик подвешивают в доступное место, где он не будет мешать. Дайте ребенку ракетку, пусть наиграется в свое удовольствие, а потом шарик можно снять. Такая игра развивает быстроту реакции и внимание, малыш учится мыслить логически и воспринимать ритм движения.

Другим занятием для ребенка 5 лет, которое наверняка увлечет мальчиков, может стать подсчет машин. Если одно из окон в квартире выходит на дорогу, а малыш уже умеет считать, предложите ему считать проезжающие автомобили. Несколько идей для девочек В этом возрасте девочки хорошо рисуют красками и карандашами или вырезают несложные фигурки из бумаги. Можно предложить, кроме того, сделать несколько поделок из бумаги – оригами. Конечно, это занятие с ребенком в 5 лет требует помощи взрослых. В 5 лет дети любят, когда им читают. Можно предложить малышке альтернативу – сделать книгу из ее фотографий и рисунков. Содержимое такой самодельной книги будет хорошо знакомо и интересно ребенку. Материалом для изготовления книги могут стать также старые журналы.

Девочке может понравиться, кроме того, идея провести показ мод. Выберите и отдайте ей несколько старых вещей, пусть надевает их по своему усмотрению и демонстрирует вам.

4


Творческие занятия с ребенком 5 лет

Дети в этом возрасте часто любят заниматься различным творчеством, особенно вместе с родителями. Поэтому такие способности обязательно нужно развивать. Ребенок в 5 лет может рисовать в различных техниках, а чтобы увлечь малыша, можно предложить ему игру в нарисованную железную дорогу. Нарисуйте фломастером поезда, а затем в каждый вагон «посадите» разных животных: волка, лисичку, слона, жирафа и т.п. Таких пассажиров рисуйте с ребенком поочередно или вместе. Чтобы занять ребенка в 5 лет дома, можно не только рисовать, но и вырезать фигурки из старых журналов, клеить, делать аппликации.

Вместо наскучившего пластилина можно лепить из соленого теста. Для этого нужно смешать 2 части муки и воды, 1 часть соли и замесить тесто, оно должно быть эластичным и не липнуть к рукам. Налепленные фигурки высушивают в духовке при температуре 100 °С в течение 3 часов. Готовые изделия можно раскрасить.

Еще один вариант интересного времяпровождения – строительство картонного дома. Возьмите большую коробку от бытовой техники и предложите малышу сделать из нее домик для кукол и мягких игрушек. В середине картонных стен нужно вырезать окна и двери, после этого коробку можно разрисовать красками – жилище готово. А если оно достаточно больших размеров, дети сами с удовольствием будут в него залазить. Из небольших картонных коробок можно сделать объекты поменьше. Например, это может быть паровозик или автобус.

Другой вариант, чем занять ребенка в 5 лет – предложить ему поиграть в фальшивомонетчиков. Положите под бумагу разные монеты и дайте малышу карандаш, пусть он их раскрашивает. Чтобы на листке проявились контуры монет. Затем можно вырезать их из бумаги и склеить соответствующие стороны. Если у вас есть фотоаппарат, почему бы не научить малыша бережному с ним обращению и фотографированию. Ребенок с удовольствием будет фотографировать игрушки и домашних животных.

Домашние дела

5


Чтобы занять ребенка 5 лет дома, можно вовлекать его в простые домашние дела. Конечно, маме гораздо проще и быстрее убрать со стола, приготовить еду, постирать и помыть посуду самостоятельно, но полезнее для развития малыша будет попытаться увлечь его и привить ему базовые навыки выполнения несложных домашних дел. В этом возрасте ребенок должен сам убирать свои игрушки, почему бы, кроме того, не поручить ему одно из дел, которые он должен будет выполнять регулярно, например, подмести пол на кухне, покормить кошку или помочь маме убрать со стола.

Дети-дошкольники развиваются очень стремительно. По навыкам, которые приобретает ребенок, специалисты делают выводы о соответствии его психического и физического развития возрасту. Это позволяет вовремя выявить и предотвратить возможные проблемы, скорректировать развивающую программу, обращая большее внимание на области, в которых происходит отставание. Подобные критерии устанавливают педиатры, психологи, неврологи, не лишним знание норм будет и для родителей.

Содержание:

Мышление

Пятилетие считается наиболее подходящим возрастом, когда можно начинать подготовку к школе: у ребенка как никогда ранее развита познавательная активность, он способен запомнить и воспроизвести большой объем информации. Однако психологи советуют не перегружать малыша и не заходить далее его интересов, принудительные занятия приведут к переутомлению и надолго отобьют желание что-либо учить. Возможности ребенка во многом определяются интенсивностью занятий с ним:

  • знает цифры от 1 до 10 и больше, умеет показывать графическое изображение каждой цифры, считать предметы и указывать на соответствующую цифру, называя ее;
  • некоторые дети умеют выполнять простейшие примеры на сложение и вычитание, ограничиваясь, как правило, отниманием и сложением в пределах 1-2 единиц;
  • знает простые и сложные геометрические фигуры, рисует их, самостоятельно делит на несколько равных частей;
  • хорошо знает многие буквы и может назвать слова, которые начинаются на названную букву, найти ее среди остальных, написать самостоятельно;
  • некоторые дети в этом возрасте могут уже читать по слогам, однако этот показатель нельзя назвать общепринятой нормой;
  • знает многие цвета и некоторые оттенки, называет и показывает их;
  • знает дни недели, название месяцев и времен года, название пальцев, но не всегда по порядку их называет;
  • решает простые логические задачи, загадки, сам может составить подобные вопросы;
  • собирает простые пазлы, состоящие из 8-10 элементов, без посторонней помощи, а также несложные сооружения из конструктора или кубиков по образцу;
  • умеет делать обобщения, устанавливать взаимосвязи между предметами и явлениями, классифицировать предметы по общему признаку, легко находит «лишний» предмет, объясняя свой выбор.

К 5 годам начинает развиваться логическое мышление, однако решения ребенка не всегда правильны: логика в этом возрасте весьма своеобразна. Можно поправить его, но настаивать не стоит: со временем ребенок сам сделает нужные выводы. Рекомендуется больше читать, при этом предпочтение лучше отдать детским познавательным книгам, энциклопедиям, в которых доступным языком объяснятся явления окружающей среды, даются знания о животных и растениях, начальные сведения о географии и прочее.

Видео: Развивающие игры для пятилеток.

Развитие памяти и внимания

Память пятилетнего малыша находится в переходном состоянии: от непроизвольного запоминания он постепенно переходит к сознательному. Это можно увидеть на примере того, как ребенок заучивает объемные стихотворения с незнакомыми словами, пересказывает большой отрывок из прозы. Встретившиеся незнакомые слова малышу желательно объяснять, чтобы развивалась еще и смысловая память:

  • концентрироваться на одном занятии ребенок способен уже до 10-15 минут без перерыва;
  • удерживает в поле зрения и запоминает до 8 предметов, знает порядок их расположения;
  • может назвать, какой из предметов пропал, какой новый предмет появился;
  • находит до 6 отличий в картинках или похожих предметах, игрушках;
  • легко запоминает детские стихи, считалочки, короткие сказки, охотно рассказывает их;
  • пересказывает содержание сюжетных картинок;
  • запоминает последовательность событий, рассказывает, что происходило сегодня, вчера, несколько дней назад;
  • быстро запоминает новые слова и их значение, иноязычные слова, не путает слова родного и иностранного языков.

Развитие речи

Словарный запас ребенка уже достаточно велик и разнообразен, он способен ясно и четко изложить свои мысли, не путаясь в словах. В своих высказываниях он использует слова всех частей речи, правильно строит предложения, используя сложные предложения и конструкции с обращениями, вводными словами, однородными членами. Словарный запас малыша постоянно пополняется, а речевые навыки совершенствуются с каждым днем:

  1. Четко произносит почти все звуки, исключение может составлять. В этом возрасте при западении каких-либо звуков стоит подумать о занятиях с логопедом.
  2. Активно использует все формы слов, включая наклонения и времена глагола, сравнительные и превосходные формы прилагательных и наречий, которые не так просто даются малышам.
  3. Определяет интонационную окрашенность предложения: повествовательное, восклицательное, вопросительное, умеет придавать нужную интонацию своему высказыванию. С выражением рассказывает стихотворение.
  4. Называет фамилию, имя и отчество свое и своих родителей, воспитателя и других знакомых людей.
  5. Правильно называет полный адрес проживания, включая область и населенный пункт.
  6. Редко какой ребенок в 5 лет путает значение слов «вчера», «сегодня», «завтра», названия приемов пищи и прочие понятия, а если и путает, то уже способен сам себя поправить.

Речевое мышление пятилетнего ребенка становится наглядно-образным, когда он не повторяет услышанные слова и фразы, а воспроизводит мысли, возникшие в его голове. Речь используется в основном для общения, поэтому преобладает диалоговая форма разговора, на долгие монологи малыш еще не способен. Для развития речи в этот период очень важно поддерживать диалог с ребенком, провоцировать, чтобы он задавал вопросы, и отвечать на них.

Физическое развитие

У ребенка уже хорошо развита координация движений. Он успел узнать обо всех возможностях своего тела и активно использует их, совершенствуя с каждым днем. Минимальный набор того, что должен уметь делать ребенок в 5 лет:

  1. Быстро и без остановки пробегает достаточно большое расстояние, преодолевает препятствия на пути, не останавливаясь: обегает небольшие бугорки или забегает на них, перепрыгивает через канавы и ямы.
  2. Любит играть с мячом и делает это очень уверенно: ловит мяч и точно кидает его на большие расстояния, не промахиваясь, бьет по нему рукой или ногой.
  3. Хорошо держит равновесие: уверенно проходит по узкой доске, лежащей горизонтально, или по бордюру тротуара.
  4. Отлично развит вестибулярный аппарат, поэтому ребенку доставляют удовольствие такие развлечения, как раскачивание на качелях и кружение на каруселях, кувырки и прыжки.
  5. Уверенно забирается и спускается по вертикальной лестнице, может висеть на верхних перекладинах, держась двумя, а то и одной рукой.
  6. Руки и ноги становятся настолько сильными, что некоторые дети способны не просто удерживаться на канате, но и немного забираться по нему вверх.
  7. Ребенок очень вынослив, ему под силу вынести длительные прогулки и переходы, особенно если из них он выносит новые для себя впечатления.

Мелкая моторика

Родителям необходимо проводить регулярные занятия, направленные на развитие мелкой моторики, так как у ребенка в возрасте 5 лет она должна быть уже хорошо развита:

  1. он уверенно и правильно держит ручку, карандаш и кисточку, контролирует силу нажатия на них;
  2. раскрашивает рисунки, не выходя за контур;
  3. рисует по клеточкам буквы или фигуры по образцу;
  4. лепит из пластилина мелкие детали;
  5. завязывает и развязывает узлы на шнуре.

Видео: Развиваем мелкую моторику.

Социально-бытовые навыки

Ребенок в возрасте пяти лет с интересом подолгу играет один, однако больше привлекают совместные игры, среди которых отдает предпочтение ролевым и подвижным. Правила игры ребенок может узнавать от взрослых, других детей, а может придумать их на ходу самостоятельно. Любит спектакли, детсадовские и домашние, пальчиковые и кукольные представления, выучивая свою роль и воспроизводя ее без подсказок.

Все привитые родителями бытовые навыки ребенок выполняет самостоятельно и без напоминаний:

  • проснувшись утром, идет умываться и чистить зубы, те же процедуры проводит и перед сном;
  • возвращаясь с улицы, снимает обувь и верхнюю одежду;
  • моет руки перед едой;
  • пользуется всеми столовыми приборами, в том числе и ножом, разрезая еду на небольшие кусочки;
  • купается самостоятельно, тщательно натирая все части тела мочалкой, однако не стоит оставлять ребенка в ванной без присмотра.

Эмоциональное развитие

Главные черты характера маленького человека практически сформированы, уже сейчас можно заметить, каким он будет. Этот возраст психологи считают самым спокойным: одни возрастные кризисы позади ( и 3 лет), другие только предстоит (7 лет) пережить.

В 5 лет ребенок легко идет на компромисс, с ним просто договориться, он не капризен, не пытается доказывать свое мнение, чаще всего делает так, как говорят родители. Почти всегда он пребывает в отличном настроении, пытается узнать как можно больше нового, и эти открытия по-настоящему радуют его.

В общении появляются предпочтения: одни люди нравятся, другие – нет, и к ним ребенок может проявлять агрессию. Задача родителей в этом случае – контролировать эмоции малыша, объяснять правила поведения. Ребенок этого возраста не должен стесняться подходить к группе детей, знакомиться с ними, заводить разговор.




Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх